Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

Понятие о традициях и новаторстве в литературе

Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.

Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы ХIХ века традиционными

Традиции – это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.

Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство – это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.

Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы,

В начале ХХ века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.

Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства – важное условие плодотворного творчества художника.

Таким образом, традиции и новаторство в литературе – это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

Related posts:

Источник

НОВАТОРСТВО

Смотреть что такое НОВАТОРСТВО в других словарях:

НОВАТОРСТВО

(от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель) проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способн. смотреть

НОВАТОРСТВО

новаторство ср. 1) Деятельность новатора, новаторов. 2) Нововведение, новшество.

НОВАТОРСТВО

новаторство с.innovating, innovation

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО а, м. novateur m. 1. Нововведение, новшество. БАС-1. Это слов очень часто употребляют вместо слова «нововводительство». Примером новаторст. смотреть

НОВАТОРСТВО

1) Орфографическая запись слова: новаторство2) Ударение в слове: нов`аторство3) Деление слова на слоги (перенос слова): новаторство4) Фонетическая тран. смотреть

НОВАТОРСТВО

Таро Танс Тавро Тавр Тавот Стратон Стр Сторона Сторно Стон Створ Статор Стат Старт Стан Став Сотр Сорт Сор Соотво Сонар Сон Совр Сова Соавтор Снова Снов Сворот Свора Сват Сван Саров Сант Сан Ротон Рота Рот Ростов Рост Росно Роса Рон Ровнот Ровно Ров Рвота Раст Рао Рант Рано Равно Отто Оторв Относ Отвратно Отворот Отво Отвар Отар Острота Островато Остров Остро Останов Остан Ост Осот Осов Основа Оса Орт Орс Орнат Орн Ооо Оон Оао Нтр Нто Нтв Нрав Нота Ностро Носов Нос Норов Нора Новотор Ново Новаторство Новатор Натр Нато Наст Нарост Наос Наворот Втора Втавр Востро Ворс Ворот Воронов Ворона Ворон Воровато Вор Вона Вон Вова Внос Ввс Товар Тон Тонар Тоо Тор Ватт Вар Торон Торонто Вано Атто Торос Астрон Астро Торс Торт Тост Транс Трон Астр Арт Арон Арно Авторство Авто Авт Авост Трот Автор Ант Аон Аоот Трос Артос Траст Трас. смотреть

НОВАТОРСТВО

НОВА́ТОРСТВО, а, с.Усе нове, прогресивне, що запроваджується в якій-небудь галузі людської діяльності.Луначарський завжди гаряче підтримував справжнє н. смотреть

НОВАТОРСТВО

Новаторство (англ. innovation) – изобретение новых слов и выражений, изменение сложившихся традиций художественно-речевого творчества, стиля.Ф. Достоев. смотреть

НОВАТОРСТВО

НОВОВВЕ́ДЕННЯ (щось нове, вперше запроваджене в побут, у практику), НОВИНА́, НОВИ́НКА, НОВА́ЦІЯ книжн.; НОВА́ТОРСТВО (щодо запровадження чого-небудь зн. смотреть

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

рос. новаторство творча діяльність людей, спрямована на створення нового, прогресивного в науці, техніці, промисловості, сільському господарстві, мистецтві, культурі тощо. Н.- відкриття, винаходи й раціоналізаторські пропозиції — є основою науково-технічного прогресу, важливим фактором прискореного розвитку продуктивних сил. Н. заохочується і охороняється відповідно до чинного законодавства України. смотреть

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

с. attività innovatrice, spirito innovatore новаторство в технике — innovazione nella tecnica новаторство Маяковского в поэзии — opera innovatrice di Majakovskij nella poesia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость. смотреть

НОВАТОРСТВО

новаторствоחַדשָנוּת נ’* * *המצאהחידושСинонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

Ударение в слове: нов`аторствоУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: нов`аторство

НОВАТОРСТВО

Rzeczownik новаторство n nowatorstwo n

НОВАТОРСТВО

-а, с. Усе нове, прогресивне, що запроваджується в якій-небудь галузі людської діяльності. || Діяльність новатора.

НОВАТОРСТВО

сespírito inovador; inovação fСинонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

с. spirito m innovatorio; attività f innovatrice

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

сyenilikçilikСинонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

с.esprit m novateurСинонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО

сNeuerertum nСинонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

деятельность, новатора.Синонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

(2 с)Синонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

НОВАТОРСТВО

сущ. ср. рода, только ед. ч.новаторство

НОВАТОРСТВО

імен. сер. роду, тільки одн.новаторство

НОВАТОРСТВО

нова’торство, нова’торства, нова’торства, нова’торств, нова’торству, нова’торствам, нова’торство, нова’торства, нова’торством, нова’торствами, нова’торстве, нова’торствах. смотреть

НОВАТОРСТВО

новаторство с Neuerertum n 1Синонимы: креативность, новация, новинка, нововведение, новшество, обновление, смелость

Источник

Что такое новаторство в литературе?

Новаторство в любой области – это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство – это особый дар, способность изобретать и прогрессивно мыслить, если говорить о качестве человеческой личности.

Новаторство в искусстве

В искусстве новаторство – это всегда столкновение с критикой, с непониманием, даже с осуждением. Однако без скульпторов, живописцев, литераторов-новаторов не развивалась бы культура.

Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть картинку Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Картинка про Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

Например, Джотто ди Бондоне был величайшим новатором своей эпохи. Со времен античности было принято, чтобы фигуры на религиозных полотнах и фресках парили в воздухе. Но флорентиец Джотто первым твердо поставил их ногами на землю. Также он поменял пространственную концепцию и взаимоотношения между картиной и художником и между картиной и смотрящим на нее. Естественно, новаторство это не сразу встретило теплый отклик, хотя Джотто ди Бондоне и в свое время признавали великим мастером.

Новаторы, пострадавшие от критики

Новатора-живописца Микеланджело Буонаротти за его нововведения чуть не обвинили в ереси. Ведь он изображал тела святых не просто голыми, но с ничем не прикрытыми гениталиями. Спустя три десятилетия святых «одели» другие художники по приказу властей. И лишь в 1994 году изображениям вернули первозданный вид. Прошли столетия с тех пор.

Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть картинку Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Картинка про Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

От критики своих нововведений в искусстве страдали скульптор Жан–Батист Пигаль (эпоха Просвещения), художник Теодор Жерико (эпоха Романтизма) и многие другие.

Новаторство в литературе в России

С латыни novator так и переводится – «обновитель». Новаторство – это обогащение литературного процесса, его обновление, новые открытия и достижения в литературе.

Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть картинку Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Картинка про Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

В русской литературе самым богатым новаторскими решениями был девятнадцатый век, его 50–60-е годы. Тогда расцветала публицистика и литературная критика. В XIX веке русская литература стала законодательницей моды на мировом уровне. Она живо обсуждалась за рубежом. XIX век – это век формирования литературного языка в России, и во многом этому поспособствовал Пушкин Александр Сергеевич. Поэты Золотого века (так называют в литературе XIX век) начали переосмыслять свое творчество. В поэзии появилось новое качество, поэты старались воздействовать на умы людей в гражданских целях, в целях улучшения родной страны.

Проза тоже не стояла на месте. Гоголь и Пушкин были основоположниками новых художественных типов. Это и «маленький человек» Гоголя, и «лишний человек» Пушкина, и другие.

Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть картинку Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Картинка про Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

Девятнадцатый век завершался предреволюционными настроениями. Конец века открывает новые имена – Лескова, Горького, Островского и Чехова.

Новаторство Чехова Антона Павловича как драматурга

Антон Павлович обновил драматургию. Он был против театральности и неестественности. В его пьесах люди и жизнь показывались такими, какие они есть. Он отказался от эффектов старого театра.

Например, пьеса «Вишневый сад» была абсолютно новой для театра. Это была не драма, а лирическая комедия. В пьесе отсутствовали выстрелы, внешняя интрига и эффектная концовка. Весь замысел держался на общем настроении, создававшемся за счет совокупности всех сцен. Чехов не дал пьесе никаких осложняющих элементов, не создал главного героя – человека, вокруг которого бы раскручивался конфликт. Чехов дает зрителям и читателям понять психологию действующих лиц. Лиризм, простота, паузы для усиления эффекта и описания пейзажа – все способствует усилению эмоционального восприятия.

Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть картинку Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Картинка про Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Смотреть картинку Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Картинка про Что такое новаторство в литературе кратко и ясно. Фото Что такое новаторство в литературе кратко и ясно

Это было новшеством для русской сцены и литературы.

Источник

Николаев А. И. Основы литературоведения

Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011

Общее представление о литературном процессе. Традиция и новаторство

Общее представление о литературном процессе. Традиции и новаторство

Завершающая глава нашей книги, посвященная литературному процессу, в методическом отношении, пожалуй, самая сложная. Дело в том, что для адекватного понимания законов литературного процесса необходимо хотя бы в общем виде представлять себе корпус литературных произведений разных эпох и культур. Тогда начинают вырисовываться и логика формирования жанров, и проекции одних культур на другие эпохи, и закономерности стилевого развития. Но начинающий филолог, разумеется, такой историко-литературной базой почти никогда не обладает, поэтому всегда есть опасность превратить разговор в чистую схоластику: студент может честно «зазубрить» какие-то сведения, но реальное, живое наполнение теоретических положений для него еще не доступно. Трудно, например, говорить об особенностях стиля барокко, если большинству читателей не известен ни один поэт этой эпохи.

С другой стороны, подробно прояснять каждое положение множеством примеров, всякий раз погружаясь в историю литературы, тоже нереально – это потребовало бы привлечения огромного материала, который выходит за пределы задач нашего пособия и с которым студент физически не сможет справиться. Поэтому найти баланс необходимого и достаточного очень нелегко.

Понимая все эти объективные сложности, мы вынуждены будем сильно схематизировать изложение, останавливаясь лишь на самых важных аспектах. Другого пути просто нет, во всяком случае, автору не известно ни одно пособие, где разные грани литературного процесса были бы освещены достаточно полно и доступно для начинающего филолога. Есть много прекрасных исследований, посвященных разным сторонам литературного процесса, но свести вместе огромный и разноречивый материал, сделать его доступным студенту младших курсов, да еще и в пределах одной главы – задача совершенно нереальная.

Поэтому предлагаемая глава – это только введение в проблематику, где кратко намечены основные вопросы, связанные с изучением литературного процесса.

Литературный процесс – понятие сложное. Сам термин появился относительно недавно, уже в XX веке, а популярность обрел еще позднее, лишь начиная с 50-х – 60-х годов. До этого обращалось внимание на какие-то отдельные стороны литературных взаимосвязей, но в своей целостности литературный процесс не осмысливался. В полном смысле слова он не осмыслен и сегодня, определены лишь основные составляющие литературного процесса, намечены возможные методологии исследования. Обобщая различные взгляды, можно сказать, что понимание литературного процесса предполагает решение нескольких научных задач:

2. Кроме «внешних» связей, то есть связей с историей, психологией и т. д., литература имеет и систему внутренних связей, то есть постоянно соотносит себя со своей собственной историей. Ни один писатель ни одной эпохи никогда не начинает писать «с чистого листа», он всегда сознательно или бессознательно учитывает опыт своих предшественников. Он пишет определенным жанром, в котором аккумулирован многовековой литературный опыт (не случайно М. М. Бахтин называл жанр «памятью литературы»), он ищет наиболее близкий себе род литературы (эпос, лирика, драма) и поневоле учитывает законы, принятые для этого рода. Наконец, он впитывает в себя множество авторских традиций, соотнося свое творчество с кем-то из предшественников. Из всего этого складываются внутренние законы развития литературного процесса, которые напрямую с социально-исторической ситуацией не соотносятся. Скажем, жанр элегического стихотворения, пронизанного грустью, а порой и трагизмом, может проявить себя в разной социоисторической ситуации, но всегда будет соотносить себя с жанром элегии – независимо от желания и воли автора.

Поэтому понятие «литературный процесс» включает в себя становление родовых, жанровых и стилевых традиций.

3. Литературный процесс можно рассматривать и еще с одной точки зрения: как процесс формирования, развития и смены художественных стилей. Тут встает целый ряд вопросов: как и почему возникают стили, какое влияние они оказывают на дальнейшее развитие культуры, как формируется и насколько важен для развития литературного процесса индивидуальный стиль, каковы стилевые доминанты определенной эпохи и т. д.

Ясно, что сколь-нибудь объемное представление о литературном процессе мы получим лишь в том случае, если будем учитывать все эти вопросы, если сами эти вопросы будут пониматься системно, взаимосвязано. На ранних стадиях освоения филологической науки эти взаимосвязи еще не ощущаются, поэтому далее разговор будет вестись более в аналитическом, чем в синтетическом ключе, сначала надо разобраться с разными компонентами литературного процесса, а уже потом, имея больший опыт, устанавливать связи между этими компонентами.

Традиция и новаторство – важнейшие составляющие литературного процесса. Нет ни одного великого произведения литературы, которое бы не было связано тысячами нитей с контекстом мировой культуры, но точно так же невозможно представить значительное эстетическое явление, не обогатившее мировую литературу чем-то своим. Поэтому традиция и новаторство – это оборотные стороны одной медали: подлинная традиция всегда предполагает новаторство, а новаторство возможно лишь на фоне традиции.

Отсюда одна из центральный идей Бахтина, имеющая прямое отношение к проблеме традиции и новаторства, – идея мировой культуры как диалогического пространства, в котором разные произведения и даже разные эпохи постоянно перекликаются, дополняют и раскрывают друг друга. Античные авторы предопределяют современную культуру, но и современная эпоха позволяет открыть в гениальных творениях древности те смыслы, которые в те времена не были видны и не сознавались. Таким образом, любое новое произведение зависимо от традиции, но и парадоксальным образом произведения ушедших эпох зависят от современной культуры. Современный читатель «рожден» Шекспиром, но и Шекспир открывает ему такие свои смысловые глубины, которые ни современники гениального драматурга, ни сам он не могли почувствовать. Таким образом, время в пространстве культуры теряет столь привычную нам «линейность» (от прошлого к будущему), оно превращается в живое движение в обе стороны.

Итак, «традиция» – весьма объемное понятие, принципиальное для адекватного восприятия литературного процесса.

Пока что мы говорили о философском, общеэстетическом значении термина «традиция». На более конкретном уровне можно выделить несколько «проблемных точек», связанных с традицией и новаторством.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Источник

ПОНЯТИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ

Довольно давно, ученые исследователи работают над выявлением причин преемственности литературных традиций и особенностей, но в данное время, решения этой проблемы еще не найдено, именно поэтому, выбранная нами тема статьи актуальна и по сей день. М. Шолохов писал: «Мы все связаны преемственностью художественного мышления и литературными традициями». И для того, чтобы более углубленно исследовать такие понятия как – «традиция» и «новаторство», нам необходимо начать с самого истока, то есть литературного процесса и его появления.

Целью работы, является как можно подробнее рассмотреть процесс формирования понятий «традиция» и «новаторство», и выявить их значение в литературном процессе.

При исследовании данной темы, мы использовали описательный, культурно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы.

Литературный процесс – явление достаточно сложное. Само название термина появилось относительно недавно, в начале XX века, а популярность обрело еще позднее, лишь начиная с 50-х – 60-х годов. До этого времени уделяли внимание отдельным деталям литературных связей, именно поэтому целостности это понятие не имело. В полном смысле слова он не осмыслен и сегодня, определены лишь основные переменные литературного процесса, обозначены возможные методологии исследования.

Литература, конечно, определенно связана с исторической и социальной стороной общества, она является в какой-то мере ее отражением, но ни копией, ни зеркалом. В определенные моменты на уровне образов и тематики происходит сведение с исторической действительностью, а иногда и напротив, литература отдаляется от нее. Понять логику этого феномена и найти связующие звенья, задача достаточно сложная и пока не имеющая окончательного осмысления. В качестве переходного звена «от жизни к литературе» рассматривались то религиозно-символические формы, то общественные стереотипы, которые формируются в обществе в определенный период и воплощаются в искусстве [3, с. 22]; то социально-психологическая атмосфера в обществе; то структура эстетического идеала, отражающая и представления о человеке, и эстетические традиции и т. д.

С другой стороны, литературный процесс можно рассматривать как способ становления, развития и смены художественных стилей.

Если мы будем учитывать все эти вопросы, то мы получим более объемное представление о литературном процессе в целом.

Традиция и новаторство – неизменные переменные в уравнении литературного процесса, это две стороны одной медали: подлинная традиция всегда предполагает новаторство, а новаторство возможно лишь на фоне традиции.

Главным замыслом Бахтина о традициях и новаторстве является – идея мировой культуры как диалогического пространства, в котором все написанные произведения и даже целые эпохи, так или иначе, перекликаются.

Делая акценты на другие детали, проблему традиции рассматривал В. В. Мусатов [2, с. 14]. По его мнению, любой художник стремится создать «индивидуальную гипотезу бытия», поэтому всякий раз он соотносит опыт предшественников со своим. Поэтому традиция – это не просто «копирование» приемов, это всегда сложнейший психологический акт, когда чужой мир «проверяется» собственным опытом.

Итак, «традиция» – это довольно обширное понятие, принципиальное для адекватного восприятия литературного процесса.

Во-вторых, говоря о традиции, нужно помнить, что она проявляется на разных уровнях, таких как: традиция темы, традиция образа или характера, традиция жанра, национальная традиция, традиция художественных приемов, стилевая традиция и т.д.

В лексиконе общего и сравнительного литературоведения отмечается, что традиции имеют «коллективно-групповой характер и четко выраженную национальную своеобразие», новаторство – «категория сверхнации, космополитическая и воплощается на личном уровне» [4, с. 17].

Мудрый художник, развивает в себе умение синтезировать огромную систему уже найденных традиций и создавать неповторимый авторский мир. Стоит заметить, что подлинное новаторство связано именно с созданием оригинального, ни на чей не похожего мир. Именно поэтому писателю нужны новые средства выражения. Формальная «узнаваемость приема» – это еще не новаторство. Например, легко после каждого стихотворения ставить какую-нибудь глупую запоминающуюся фразу, например, «вот почему у луны уши отвалились», это сделает стихи узнаваемыми, будет «приметой» автора, но к новаторству все это отношения не имеет.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества // М.: Книга, 1979. С. 531.

Мусатов В. В. Художественные традиции в современной поэзии // Иваново, 1980. С. 14-22

Шахов А. А. Гете и его время // СПб., 1891. С. 20-35.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *