Что такое новокрестьянская поэзия в литературе кратко
Новокрестьянские поэты
Новокрестьянские поэты — понятие, объединяющее русских поэтов — выходцев из крестьян, творчество которых началось в 1900-1910-е годы.
К новокрестьянским поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина и Пимена Карпова. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращение к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна».
Термин появился в литературной критике на рубеже 1910-1920-х в статьях Василия Львова-Рогачевского и Ивана Розанова. Термин был использован, чтобы отделить поэтов «крестьянской купницы» от крестьянских поэтов XIX века (Кольцов, Никитин, поэты-суриковцы).
В 1930-е годы период творческого молчания и замалчивания новокрестьянских писателей: они пишут «в стол», занимаются переводами (например, Сергей Клычков). Их оригинальные произведения не публикуют.
Последовавшие в 1937 году репрессии надолго вычеркнули имена Николая Клюева, Сергея Клычкова, Петра Орешина и др. из литературного обихода.
Интерес к творческому наследию крестьянских поэтов возобновляется лишь в 1960-е (Оттепель) и 1980-е (Перестройка) с возвращением поэзии Сергея Есенина, Николая Клюева и др.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Новокрестьянские поэты» в других словарях:
Новокрестьянские поэты — понятие, объединяющее поэтов выходцев из крестьян, творчество к рых началось в 1900 10 е гг. и к рых отличают от старых крест. поэтов 19 в.: А. В. Кольцова, И. С. Никитина и др. Н. П. это Н. А. Клюев, С. А. Есенин, С. А. Клычков, А. В. Ширяевец,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Есенин, Сергей Александрович — Запрос «Сергей Есенин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Есенин (фамилия). Сергей Есенин … Википедия
Пролетарские писатели — ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ. Пролетарскими называют не только тех писателей, которые по своему происхождению, профессии, быту, мироощущению, идеологии принадлежат к пролетариату, но также и тех немногих выходцев из других классов, которые, как белые… … Литературная энциклопедия
Пролетарские писатели — ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ. Пролетарскими называют не только тех писателей, которые по своему происхождению, профессии, быту, мироощущению, идеологии принадлежат к пролетариату, но также и тех немногих выходцев из других классов, которые, как… … Словарь литературных терминов
Клюев, Николай Алексеевич — О генерале, см.: Клюев, Николай Алексеевич (генерал). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клюев. Николай Клюев … Википедия
Ширяевец, Александр — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Абрамов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Абрамов, Александр. Александр Ширяевец … Википедия
Карпов, Пимен Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карпов. Пимен Карпов Дата рождения: 6 (18) августа 1886(1886 08 18) Место рождения: Турка, Рыльский уезд, Курская губерния ныне Курская область Дат … Википедия
Орешин, Пётр Васильевич — Пётр Васильевич Орешин Дата рождения: 16 (28) июля 1887(1 … Википедия
Клычков, Сергей Антонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клычков. Сергей Клычков Имя при рождении: Сергей Антонович Клычков Да … Википедия
Ганин, Алексей Алексеевич — Алексей Алексеевич Ганин Дата рождения: 28 июля 1893(189 … Википедия
Что такое новокрестьянская поэзия в литературе кратко
Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)
Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.
Вторая волна – 1910-е гг. (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин). В 1916 г. выходит сборник Есенина «Радуница». Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.
Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.
Еще один представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Клычков. Главная тема его сборников («Песни», «Потаенный сад») – деревенская природа. Очевидно влияние Блока, Городецкого и Клычкова. Таким образом, можно говорить о синтезе символизма, акмеизма и фольклорной традиции.
Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.
В отличие от Клычкова, у которого лейтмотивом была «грусть-печаль», творчество Александра Ширяевца было проникнуто жизнеутверждающим пафосом. Искренность и непосредственность поэтического чувства роднит его с Есениным, а славянская мифология и фольклорные темы (Ванька-ключник) с Клычковым. Но в его стихах больше чувств, чем у Клычкова (любовь к Родине, к воле, к жизни).
vladis_baxman
Carpe diem
36. «Новокрестьянская поэзия». Общая характеристика (Н.Клюев, С.Клычков).
Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» направления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые их стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет». Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.
Клычковым написаны три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928).
Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет утешения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революционности. В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова. Романы Клычкова не богаты действием, они составлены из отдельных сцен, ассоциативных, наполненных образами из мира реальности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина — любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош. Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской революции, превращаются для Клычкова с его привязанностью к метафизическому миру деревни и леса в орудия сатаны.
Что такое новокрестьянская поэзия в литературе кратко
Приятие революции новокрестьянскими поэтами эмоционально шло от их народных корней, прямой причастности к народной судьбе; они чувствовали себя выразителями боли и надежд «нищих, голодных, мучеников, кандальников вековечных, серой, убогой скотины» (Клюев), низовой, задавленной вековым гнетом Руси. И в революции они увидели прежде всего начало осуществления чаяний, запечатленных в образах «Китеж-града», «мужицкого рая».
В обещанный революционерами рай на земле верили поначалу и Пимен Карпов, и Николай Клюев, который после Октября становится даже членом РКП(б).
Объявление в послереволюционное время пролетарской поэзии самой передовой поставило крестьянскую поэзию в положение второстепенной. А проведение в жизнь курса ликвидации кулачества как класса сделало крестьянских поэтов «лишними». Поэтому группа новокрестьянских поэтов с начала 1920-х годов являлась объектом постоянных нападок, ядовитых «разоблачений» со стороны критиков и идеологов, претендовавших на выражение «передовой», пролетарской позиции.
Н. Солнцева в своей книге «Китежский павлин» приходит к выводу, что именно крестьянские поэты в послеоктябрьские годы «приняли на себя крест оппозиции». Однако не все так однозначно.
В рецензии на вышеупомянутою книгу Л. Воронин заметил, что «творческие и жизненные судьбы Н. Клюева, А. Ширяевца, А. Ганина, П. Карпова, С. Клычкова, в общем-то, вписываются в эту концепцию. Однако рядом и другие новокрестьянские поэты: Петр Орешин с его гмнами новой, советской Руси, оставшиеся «за кадром» исследования Н. Солнцевой, вполне лояльные Павел Радимов, Семен Фомин, Павел Дружинин. Да и с «крамольным» Сергеем Есениным не так все просто. Ведь в те же годы, когда им была написана «Страна негодяев», появились его поэмы «Ленин», «Песнь о великом походе», «Баллада о двадцати шести»».
В апреле 1920 г. «за религиозные взгляды» был исключен из партии Н. Клюев. А после публикации поэмы «Деревня» (1927) он подвергся резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и был объявлен «кулацким поэтом». Затем последовала ссылка в Томск, где Клюев умирал от голода, продавал свои вещи, просил подаяния. Он писал М. Горькому и умолял помочь «кусочком хлебушка». Осенью 1937 г. поэт был расстрелян в Томской тюрьме.
В разгар массовых репрессий погиб С. Клычков, чья поэзия избежала и опьянения Октябрем, и резкой, откровенно разочарованной реакции. Тем не менее с конца 1920-х годов критики занесли его в разряд «певцов кулацкой деревни», а в 1937 г. Клычков был арестован и сгинул бесследно.
Не смог избежать участи своих собратьев по литературному цеху даже П. Орешин, тот из новокрестьянских поэтов, кто, по выражению С. Семеновой, «один из всех как будто искренне, от души форсируя голос, побежал и за комсомолом, и за партией, и за трактором, довольно механически стыкую поэзию родной природы (от которой он никогда не отказывался) и «новую красоту» колхозной деревни, не брезгуя и производственными агитками в виде сказов в стихах Последний его сборник «Под счастливым небом» (1937) состоял из препарированных, приглаженных стихотворений его предшествующих книг Но и такое «счастливое» совпадение с требованиями эпохи не отвело от поэта, когда-то дружно выступавшего в одной «крестьянской купнице», десницы террора. «Под счастливым небом» 1937 года он был арестован и расстрелян».
Из числа новокрестьянских поэтов уцелел в этой мясорубке лишь П. Карпов, который дожил до 1963 года и умер в полной безопасности. Его, правда, к данному течению можно отнести лишь с большой долей условности.
Из пролетарских поэтов можно вспомнить разве что Демьяна Бедного, агитационно-публицистическая поэзия которого в годы революции и гражданской войны была весьма популярной у народных масс. Но и это объясняется не столько ее качеством, сколько наличием, как сейчас модно говорить, большевистского «административного ресурса», т. е. попросту пропаганды.
Николай Клюев (1884 – 1937)
Революцию Клюев принял и даже стал членом РКП(б), в 1917 – 1919 гг. работал в большевистской газете Вытегры. Но в 1920 г. за «религиозные взгляды» был исключен из партии, а после опубликования поэм «Деревня» и «Мать-Суббота» объявлен «кулацким поэтом». В 1934 году Клюев был выслан из Москвы, а в 1937-м арестован и расстрелян в Томской тюрьме.
« Безответным рабом
Я в могилу сойду,
Под сосновым крестом
Свою долю найду».
Но не стоном отцов
Моя песнь прозвучит,
А раскатом громов
Над землей пролетит.
Не безгласным рабом,
Проклиная житье,
А свободным орлом
Допою я ее.
Новокрестьянская поэзия
В русской литературе термин «новокрестьянская поэзия» неразрывно связан с эпохой Серебряного века (конец XIX и первая треть XX вв.). Его связывают с именами поэтов, вышедших преимущественно из народной среды (крестьянского происхождения). Все они опирались в своих произведениях на фольклорные традиции и приветствовали любовь к «малой Родине». Впервые термин стал употребляться в статьях литературных критиков В.Л. Львова-Рогачевского и И.И. Розанова с 1910 г.
Введение
(Представители новокрестьянской поэзии)
Судьба практически всех представителей поэтического направления после 30-го года сложилась трагически. Советские цензоры сочли идеализацию деревенской старины проявлением «кулацкого мировоззрения», что повлекло за собой репрессии. Интерес читателей и литературоведов к работам этих поэтов вернулся вместе с хрущевской «оттепелю» в 60-е гг., только усилившись в 80-е.
Новокрестьянские поэты
Принято выделять две группы:
В первую входят собственно Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Александр Ширяевец.
Во вторую – поэты, чье творчество созвучно идеям новокрестьянства: Павел Радимов, Алексей Ганин и Пимен Карпов.
Деление – условное, поскольку сами поэты не относили себя ни к одному официальному кружку, обществу или иному формированию. В 1915 г. ненадолго создавались литературные общества под названиями «Краса» и «Страда», но практически сразу они распались.
Сергей Есенин
Поэт родом из Рязанской губернии впервые опубликовал свое стихотворение «Береза» в 1914 г. Ему на тот момент было 19 лет. А уже в следующем году он читает свои произведения Блоку и Городецкому. На тот момент в его записях насчитывалось около 60 стихотворений и поэм. Первый его сборник стихов «Радуница» вышел в свет в 1916 г. и считается знаковым в литературном направлении новокрестьянской поэзии. В ранних произведениях Есенина лидируют образы революции и родины, а позднее пополняются христианскими и библейскими мотивами.
Николай Клюев
Поэт родился в 1884 г. в крестьянской семье, а в 1905-7 г. принимал активное участие в революционных событиях. Знакомство Клюева с Есениным состоялось на заре становления поэта, позднее часто называвшего его своим учителем. Первая публикация творчества Николая Клюева увидела свет в 1904 г., а к 1910 г. он уже являлся известным в литературных кругах автором. В 1915-16 гг. поэт выступал совместно с Есениным на публике со своими произведениями. Три сборника его стихов вышли в издательстве «Скифы» в 1920-22 гг. Дальнейшую судьбу поэзии Клюева уже нельзя назвать успешной, поскольку после 1922 г. его сборники изъяты из печати. Советская критика называла Клюева «идеологом кулачества».
Причину резкого осуждения цензорами своего творчества сам поэт видел в произведении «Погорельщина», воспринятое критиками, как пародию на коллективизацию. Стихи неоконченного поэтического цикла «Разруха» вошли в материалы уголовного дела против Клюева. В 1934 г. он был арестован, а в 1937 г. расстрелян. Посмертное издание стихов впервые произошло только в 1977 г.
Сергей Клычков
Крестьянский поэт родом из Тверской губернии, активный участник революции 1905 года, впервые опубликовал сборник стихов «Песни» в 1911 году. Через три года вышел второй сборник «Потаенный сад». После Октябрьской революции поэт тесно сотрудничает с Есениным, а также Орешиным и Белым и открывает вместе с ними издательство «Московская трудовая артель художников слова». Лирика Клычкова отражает впечатления поэта от военных действий Первой Мировой войны, повествует о разрушении русской деревни. Она пронизана мистицизмом, что роднит ее с произведениями Гоголя. Лейтмотив стихов – образ «одинокого странника». Чуждые революционности, но воспевающие традиционный мир крестьянства, его произведения были осуждены цензурой. В 1937 г. Сергея Клычкова расстреляли.
Петр Орешин
Поэтизирующий крестьянский быт и русскую природу писатель родился в 1887 г. в Саратовской губернии. Первые его работы прошли публикацию в 1911 г. в «Саратовском листке». А в 1913 г. он уже издается в Петербурге в «Вестнике Европы». За службу на фронте Петр Орешин награжден Георгиевским крестом (дважды). Положительную рецензию на сборник стихов «Зарево» в 1918 г. написал Сергей Есенин
В 20-х годах Петр Орешин ведет активную работу в печати, много публикуется, в Московском Пролеткульте по его инициативе создается целая секция для публикации крестьянских писателей. В 1922 г. поэт становится членом правления Всероссийского союза писателей. Знаменитый четырехтомник его стихов включает книги: «Ржаное солнце», «Солнечная плаха», «Родник» и «Откровенная лира». В прозе этого периода автор описывает быт деревни в реалистичной манере. Его позднейшие произведения пронизаны одновременно любовью к жизни, и разочарованием в политических реалиях того времени. Попытка реабилитироваться в глазах властей изданием урезанного сборника «Под счастливым небом» в 1937 г. не дала должного результата. В том же году поэт был арестован по обвинению в терроризме, а в начале 1938 г. расстрелян.
Александр Ширяевец
Советский критик С.С. Куняев называл Ширяевца «поэтом русского возрождения». Литературный псевдоним Александр Абрамов взял по названию родного села в Симбирской губернии, где родился в 1887 г. Свои стихи он отправляет для прочтения Сергею Есенину и встречает его одобрение. С 1915 г. между ними завязывается тесная дружба и переписка. Заочно поэт знакомится также с Клюевым и Клычковым. На тот момент все они публикуются в одних и тех же издательствах. И до, и после 1917 г. Ширяевец остается певцом родного Волжского края.
В 1921 г. поэт переезжает в Москву, где останавливается в Доме писателей. Поначалу вступает в пролеткультовское объединение «Кузница», но быстро выходит из него, так как его работы недостаточно «пролетарские». Песенная лирика в его стихах тесно переплетается с русским народным эпосом. Лучшим сборником считается «Раздолье», опубликованный в 1924 г. незадолго до смерти поэта. Душеприказчиком литературного наследия Александра Ширяевца назвал себя Сергей Есенин.
Новокрестьянское направление в литературе
Предшественниками «новокрестьян» считают Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Сурикова – крестьянских поэтов XIX века. Само же новокрестьянское направление стало одной из предпосылок к появлению такого ключевого направления в поэзии Серебряного века, как имажинизм.
В своем развитии новокрестьянская поэзия последовательно переходит от восторженности к унынию и даже страху. Все это теснейшим образом связано с происходившими в стране событиями. Ожидания возрождения русской деревни, предшествовавшие Октябрьской революции, столкнулись вместо этого с всеобщей коллективизацией и раскулачиванием.
Конфликт пролетарского мировоззрения с «новокрестьянами» был очевиден и непреодолим. Пролетарские писатели и публицисты воспевали коллективизм, отрицая индивидуальность. В их представлении личность – лишь часть целого, причем вовсе не уникальная. Душа – вымысел, смехотворная категория. Крестьянские же поэты настаивали на том, что все беды людские в насильственном отрыве от природных корней. По их мнению, достаточно внимательно взглянуть, чтобы воочию увидеть отражение глубинных истоков русской культуры в бытовых мелочах, в укладе жизни крестьян, в наследии – фольклоре, традициях, культуре.
Трагическая судьба новокрестьянских поэтов надолго перечеркнула возможность для простых читателей услышать все то, что стремились они передать в своем творчестве. Вместе с тем, дальнейшая история показала: роль их в литературе оказалась столь значимой, что и сегодня интерес к стихам Есенина, Клюева, Орешина, Клычкова, Ширяевца не стихает, а их имена не забыты.