Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Новокрестьянская поэзия

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

В русской литературе термин «новокрестьянская поэзия» неразрывно связан с эпохой Серебряного века (конец XIX и первая треть XX вв.). Его связывают с именами поэтов, вышедших преимущественно из народной среды (крестьянского происхождения). Все они опирались в своих произведениях на фольклорные традиции и приветствовали любовь к «малой Родине». Впервые термин стал употребляться в статьях литературных критиков В.Л. Львова-Рогачевского и И.И. Розанова с 1910 г.

Введение

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе
(Представители новокрестьянской поэзии)

Судьба практически всех представителей поэтического направления после 30-го года сложилась трагически. Советские цензоры сочли идеализацию деревенской старины проявлением «кулацкого мировоззрения», что повлекло за собой репрессии. Интерес читателей и литературоведов к работам этих поэтов вернулся вместе с хрущевской «оттепелю» в 60-е гг., только усилившись в 80-е.

Новокрестьянские поэты

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Принято выделять две группы:

В первую входят собственно Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Александр Ширяевец.

Во вторую – поэты, чье творчество созвучно идеям новокрестьянства: Павел Радимов, Алексей Ганин и Пимен Карпов.

Деление – условное, поскольку сами поэты не относили себя ни к одному официальному кружку, обществу или иному формированию. В 1915 г. ненадолго создавались литературные общества под названиями «Краса» и «Страда», но практически сразу они распались.

Сергей Есенин

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Поэт родом из Рязанской губернии впервые опубликовал свое стихотворение «Береза» в 1914 г. Ему на тот момент было 19 лет. А уже в следующем году он читает свои произведения Блоку и Городецкому. На тот момент в его записях насчитывалось около 60 стихотворений и поэм. Первый его сборник стихов «Радуница» вышел в свет в 1916 г. и считается знаковым в литературном направлении новокрестьянской поэзии. В ранних произведениях Есенина лидируют образы революции и родины, а позднее пополняются христианскими и библейскими мотивами.

Николай Клюев

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Поэт родился в 1884 г. в крестьянской семье, а в 1905-7 г. принимал активное участие в революционных событиях. Знакомство Клюева с Есениным состоялось на заре становления поэта, позднее часто называвшего его своим учителем. Первая публикация творчества Николая Клюева увидела свет в 1904 г., а к 1910 г. он уже являлся известным в литературных кругах автором. В 1915-16 гг. поэт выступал совместно с Есениным на публике со своими произведениями. Три сборника его стихов вышли в издательстве «Скифы» в 1920-22 гг. Дальнейшую судьбу поэзии Клюева уже нельзя назвать успешной, поскольку после 1922 г. его сборники изъяты из печати. Советская критика называла Клюева «идеологом кулачества».

Причину резкого осуждения цензорами своего творчества сам поэт видел в произведении «Погорельщина», воспринятое критиками, как пародию на коллективизацию. Стихи неоконченного поэтического цикла «Разруха» вошли в материалы уголовного дела против Клюева. В 1934 г. он был арестован, а в 1937 г. расстрелян. Посмертное издание стихов впервые произошло только в 1977 г.

Сергей Клычков

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Крестьянский поэт родом из Тверской губернии, активный участник революции 1905 года, впервые опубликовал сборник стихов «Песни» в 1911 году. Через три года вышел второй сборник «Потаенный сад». После Октябрьской революции поэт тесно сотрудничает с Есениным, а также Орешиным и Белым и открывает вместе с ними издательство «Московская трудовая артель художников слова». Лирика Клычкова отражает впечатления поэта от военных действий Первой Мировой войны, повествует о разрушении русской деревни. Она пронизана мистицизмом, что роднит ее с произведениями Гоголя. Лейтмотив стихов – образ «одинокого странника». Чуждые революционности, но воспевающие традиционный мир крестьянства, его произведения были осуждены цензурой. В 1937 г. Сергея Клычкова расстреляли.

Петр Орешин

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Поэтизирующий крестьянский быт и русскую природу писатель родился в 1887 г. в Саратовской губернии. Первые его работы прошли публикацию в 1911 г. в «Саратовском листке». А в 1913 г. он уже издается в Петербурге в «Вестнике Европы». За службу на фронте Петр Орешин награжден Георгиевским крестом (дважды). Положительную рецензию на сборник стихов «Зарево» в 1918 г. написал Сергей Есенин

В 20-х годах Петр Орешин ведет активную работу в печати, много публикуется, в Московском Пролеткульте по его инициативе создается целая секция для публикации крестьянских писателей. В 1922 г. поэт становится членом правления Всероссийского союза писателей. Знаменитый четырехтомник его стихов включает книги: «Ржаное солнце», «Солнечная плаха», «Родник» и «Откровенная лира». В прозе этого периода автор описывает быт деревни в реалистичной манере. Его позднейшие произведения пронизаны одновременно любовью к жизни, и разочарованием в политических реалиях того времени. Попытка реабилитироваться в глазах властей изданием урезанного сборника «Под счастливым небом» в 1937 г. не дала должного результата. В том же году поэт был арестован по обвинению в терроризме, а в начале 1938 г. расстрелян.

Александр Ширяевец

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Советский критик С.С. Куняев называл Ширяевца «поэтом русского возрождения». Литературный псевдоним Александр Абрамов взял по названию родного села в Симбирской губернии, где родился в 1887 г. Свои стихи он отправляет для прочтения Сергею Есенину и встречает его одобрение. С 1915 г. между ними завязывается тесная дружба и переписка. Заочно поэт знакомится также с Клюевым и Клычковым. На тот момент все они публикуются в одних и тех же издательствах. И до, и после 1917 г. Ширяевец остается певцом родного Волжского края.

В 1921 г. поэт переезжает в Москву, где останавливается в Доме писателей. Поначалу вступает в пролеткультовское объединение «Кузница», но быстро выходит из него, так как его работы недостаточно «пролетарские». Песенная лирика в его стихах тесно переплетается с русским народным эпосом. Лучшим сборником считается «Раздолье», опубликованный в 1924 г. незадолго до смерти поэта. Душеприказчиком литературного наследия Александра Ширяевца назвал себя Сергей Есенин.

Новокрестьянское направление в литературе

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Предшественниками «новокрестьян» считают Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Сурикова – крестьянских поэтов XIX века. Само же новокрестьянское направление стало одной из предпосылок к появлению такого ключевого направления в поэзии Серебряного века, как имажинизм.

В своем развитии новокрестьянская поэзия последовательно переходит от восторженности к унынию и даже страху. Все это теснейшим образом связано с происходившими в стране событиями. Ожидания возрождения русской деревни, предшествовавшие Октябрьской революции, столкнулись вместо этого с всеобщей коллективизацией и раскулачиванием.

Конфликт пролетарского мировоззрения с «новокрестьянами» был очевиден и непреодолим. Пролетарские писатели и публицисты воспевали коллективизм, отрицая индивидуальность. В их представлении личность – лишь часть целого, причем вовсе не уникальная. Душа – вымысел, смехотворная категория. Крестьянские же поэты настаивали на том, что все беды людские в насильственном отрыве от природных корней. По их мнению, достаточно внимательно взглянуть, чтобы воочию увидеть отражение глубинных истоков русской культуры в бытовых мелочах, в укладе жизни крестьян, в наследии – фольклоре, традициях, культуре.

Трагическая судьба новокрестьянских поэтов надолго перечеркнула возможность для простых читателей услышать все то, что стремились они передать в своем творчестве. Вместе с тем, дальнейшая история показала: роль их в литературе оказалась столь значимой, что и сегодня интерес к стихам Есенина, Клюева, Орешина, Клычкова, Ширяевца не стихает, а их имена не забыты.

Источник

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.

Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.

Вторая волна – 1910-е гг. (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин). В 1916 г. выходит сборник Есенина «Радуница». Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.

Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.

Еще один представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Клычков. Главная тема его сборников («Песни», «Потаенный сад») – деревенская природа. Очевидно влияние Блока, Городецкого и Клычкова. Таким образом, можно говорить о синтезе символизма, акмеизма и фольклорной традиции.

Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.

В отличие от Клычкова, у которого лейтмотивом была «грусть-печаль», творчество Александра Ширяевца было проникнуто жизнеутверждающим пафосом. Искренность и непосредственность поэтического чувства роднит его с Есениным, а славянская мифология и фольклорные темы (Ванька-ключник) с Клычковым. Но в его стихах больше чувств, чем у Клычкова (любовь к Родине, к воле, к жизни).

Источник

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Приятие революции новокрестьянскими поэтами эмоционально шло от их народных корней, прямой причастности к народной судьбе; они чувствовали себя выразителями боли и надежд «нищих, голодных, мучеников, кандальников вековечных, серой, убогой скотины» (Клюев), низовой, задавленной вековым гнетом Руси. И в революции они увидели прежде всего начало осуществления чаяний, запечатленных в образах «Китеж-града», «мужицкого рая».

В обещанный революционерами рай на земле верили поначалу и Пимен Карпов, и Николай Клюев, который после Октября становится даже членом РКП(б).

Объявление в послереволюционное время пролетарской поэзии самой передовой поставило крестьянскую поэзию в положение второстепенной. А проведение в жизнь курса ликвидации кулачества как класса сделало крестьянских поэтов «лишними». Поэтому группа новокрестьянских поэтов с начала 1920-х годов являлась объектом постоянных нападок, ядовитых «разоблачений» со стороны критиков и идеологов, претендовавших на выражение «передовой», пролетарской позиции.

Н. Солнцева в своей книге «Китежский павлин» приходит к выводу, что именно крестьянские поэты в послеоктябрьские годы «приняли на себя крест оппозиции». Однако не все так однозначно.

В рецензии на вышеупомянутою книгу Л. Воронин заметил, что «творческие и жизненные судьбы Н. Клюева, А. Ширяевца, А. Ганина, П. Карпова, С. Клычкова, в общем-то, вписываются в эту концепцию. Однако рядом и другие новокрестьянские поэты: Петр Орешин с его гмнами новой, советской Руси, оставшиеся «за кадром» исследования Н. Солнцевой, вполне лояльные Павел Радимов, Семен Фомин, Павел Дружинин. Да и с «крамольным» Сергеем Есениным не так все просто. Ведь в те же годы, когда им была написана «Страна негодяев», появились его поэмы «Ленин», «Песнь о великом походе», «Баллада о двадцати шести»».

В апреле 1920 г. «за религиозные взгляды» был исключен из партии Н. Клюев. А после публикации поэмы «Деревня» (1927) он подвергся резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и был объявлен «кулацким поэтом». Затем последовала ссылка в Томск, где Клюев умирал от голода, продавал свои вещи, просил подаяния. Он писал М. Горькому и умолял помочь «кусочком хлебушка». Осенью 1937 г. поэт был расстрелян в Томской тюрьме.

В разгар массовых репрессий погиб С. Клычков, чья поэзия избежала и опьянения Октябрем, и резкой, откровенно разочарованной реакции. Тем не менее с конца 1920-х годов критики занесли его в разряд «певцов кулацкой деревни», а в 1937 г. Клычков был арестован и сгинул бесследно.

Не смог избежать участи своих собратьев по литературному цеху даже П. Орешин, тот из новокрестьянских поэтов, кто, по выражению С. Семеновой, «один из всех как будто искренне, от души форсируя голос, побежал и за комсомолом, и за партией, и за трактором, довольно механически стыкую поэзию родной природы (от которой он никогда не отказывался) и «новую красоту» колхозной деревни, не брезгуя и производственными агитками в виде сказов в стихах Последний его сборник «Под счастливым небом» (1937) состоял из препарированных, приглаженных стихотворений его предшествующих книг Но и такое «счастливое» совпадение с требованиями эпохи не отвело от поэта, когда-то дружно выступавшего в одной «крестьянской купнице», десницы террора. «Под счастливым небом» 1937 года он был арестован и расстрелян».

Из числа новокрестьянских поэтов уцелел в этой мясорубке лишь П. Карпов, который дожил до 1963 года и умер в полной безопасности. Его, правда, к данному течению можно отнести лишь с большой долей условности.

Из пролетарских поэтов можно вспомнить разве что Демьяна Бедного, агитационно-публицистическая поэзия которого в годы революции и гражданской войны была весьма популярной у народных масс. Но и это объясняется не столько ее качеством, сколько наличием, как сейчас модно говорить, большевистского «административного ресурса», т. е. попросту пропаганды.

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия в литературе. Фото Что такое новокрестьянская поэзия в литературе

Николай Клюев (1884 – 1937)

Революцию Клюев принял и даже стал членом РКП(б), в 1917 – 1919 гг. работал в большевистской газете Вытегры. Но в 1920 г. за «религиозные взгляды» был исключен из партии, а после опубликования поэм «Деревня» и «Мать-Суббота» объявлен «кулацким поэтом». В 1934 году Клюев был выслан из Москвы, а в 1937-м арестован и расстрелян в Томской тюрьме.

« Безответным рабом
Я в могилу сойду,
Под сосновым крестом
Свою долю найду».

Но не стоном отцов
Моя песнь прозвучит,
А раскатом громов
Над землей пролетит.

Не безгласным рабом,
Проклиная житье,
А свободным орлом
Допою я ее.

Источник

Новокрестьянская поэзия

«Новокрестьянская» поэзия с полным правом может считаться неотъемлемой части творческого наследия русского Серебряного века. Показательно, что крестьянская духовная нива оказалась значительно плодотворнее, чем пролетарская идеологическая почва, на яркие творческие личности.

Термин «новокрестьянские» в современном литературоведении употребляется для того, чтобы отделить представителей новой формации – модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, – от традиционалистов, подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова, штампующих стихотворные зарисовки деревенских пейзажей в лубочно-патриархальном стиле.

Поэты, относившиеся к этой категории, развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремесел и сельской природы являлись главными темами их стихов.

Основные черты новокрестьянской поэзии:

• любовь к «малой Родине»;
• следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
• использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
• обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
• отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

В конце XIX века из среды крестьян не вдвинулось сколько-нибудь крупных поэтов. Однако авторы, пришедшие тогда в литературу, во многом подготовили почву для творчества своих особо даровитых последователей. Идеи старой крестьянской лирики возрождались на ином, более высоком художественном уровне. Тема любви к родной природе, внимание к народному быту и национальному характеру определили стиль и направление поэзии нового времени, а раздумья о смысле человеческого бытия посредством образов народной жизни сделались в этой лирике ведущими.

Следование народнопоэтической традиции было присуще всем новокрестьянским поэтам. Но у каждого из них было и особо острое чувство к малой родине в ее щемящей, уникальной конкретности. Осознание собственной роли в ее судьбе помогало найти свой путь к воспроизведению поэтического духа нации.

На формирование новокрестьянской поэтической школы большое влияние оказало творчество символистов, в первую очередь Блока и Андрея Белого, способствовавшее развитию в поэзии Клюева, Есенина и Клычкова романтических мотивов и литературных приемов, характерных для поэзии модернистов.

Вхождение новокрестьянских поэтов в большую литературу стало заметным событием предреволюционного времени. Ядро нового течения составили наиболее талантливые выходцы из древесной глубинки – Н. Клюев, С. Есенин, С. Кычков, П. Орешин. Вскоре к ним присоединились А. Ширяевец и А. Ганин.

Осенью 1915 г., во многом благодаря усилиям С. Городецкого и писателя А. Ремизова, опекавшим молодых поэтов, была создана литературная группа «Краса»; 25 октября в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде состоялся литературно-художественный вечер, где, как писал впоследствии Городецкий, «Есенин читал свои стихи, а кроме того, пел частушки под гармошку и вместе с Клюевым – страдания. ». Там же было объявлено об организации одноименного издательства (оно прекратило существование после выхода первого сборника).

Впрочем, говорить о каком-то коллективном статусе новокрестьянских поэтов было бы неправомерным. И хотя перечисленные авторы входили в группу «Краса», а затем и в литературно-художественное общество «Страда» (1915-1917), ставшее первым объединением поэтов (по определению Есенина) «крестьянской купницы», и пусть некоторые из них участвовали в «Скифах» (альманахе левоэсеровского направления, 1917-1918), но в то же время для большинства «новокрестьян» само слово «коллектив» являлось лишь ненавистным штампом, словесным клише. Их больше связывало личное общение, переписка и общие поэтические акции.

Поэтому о новокрестьянских поэтах, как указывает в своем исследовании С. Семенова, «правильнее было бы говорить как о целой поэтической плеяде, выразившее с учетой индивидуальных мирочувствий иное, чем у пролетарских поэтов, видение устройства народного бытия, его высших ценностей и идеалов – другое ощущение и понимание русской идеи».

У всех поэтических течений начала XX века имелась одна общая черта: их становление и развитие происходило в условиях борьбы и соперничества, словно наличие объекта полемики было обязательным условием существования самого течения. Не минула чаша сия и поэтов «крестьянской купницы». Их идейными противниками являлись так называемые «пролетарские поэты».

Острота социальных конфликтов, неизбежность столкновения противоборствующих классовых сил стали главными темам пролетарской поэзии, находя выражение в решительном противопоставлении двух враждебных станов, двух миров: «отжившего мира зла и неправды» и «подымающейся молодой Руси». Грозные обличения перерастали в страстные романтические призывы, восклицательные интонации господствовали во многих стихах («Беснуйтесь, тираны. », «На улицу!» и т. п.). Специфической чертой пролетарской поэзии (стержневые мотивы труда, борьбы, урбанизм, коллективизм) являлось отражение в стихах текущей борьбы, боевых и политических задач пролетариата.

Пролетарские поэты, отстаивая коллективное, отрицали все индивидуально-человеческое, все то, что делает личность неповторимой, высмеивали такие категории, как душа и т. д. Крестьянские поэты, в отличие от них, видели главную причину зла в отрыве от природных корней, от народного мировосприятия, находящего отражение в быту, самом укладе крестьянской жизни, фольклоре, народных традициях, национальной культуре.

Источник

Новокрестьянская поэзия

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны?е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

— отечественная — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;

— французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нем выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо?льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Поэты крестьянские, имажинисты, сатирики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *