Что такое новокрестьянская поэзия

Новокрестьянские поэты 1900-1910 гг.

Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой». В 30-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий.

Новокрестьянские поэты — понятие, объединяющее русских поэтов — выходцев из крестьян, творчество которых началось в 1900-1910-е годы. К новокрестьянским поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина.

Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой». В 30-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий. Революцию они принимали с «крестьянским уклоном». Он заключался прежде всего в том, что поэты приняли революцию как осуществление народной мечты о мировой справедливости, совпадавшей для них со справедливостью социальной.

В стихах новокрестьянских поэтов главным предметом переживания становится русская деревня и русская природа, сливающиеся в единый сказочно-мифологический мир.

Николай Алексеевич Клюев —русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века. Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. В автобиографических заметках Клюева «Гагарья судьбина» упоминается, что в молодости он много путешествовал по России. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию описательной поэзии, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник — «Сосен перезвон» — вышел в 1911 году. Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем. В 1915—1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину, сблизился с левоэсеровской литературной группировкой «Скифы». Вскоре Николай Клюев, как и многие новокрестьянские поэты, дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; в свою очередь, советская критика громила его как «идеолога кулачества». После самоубийства Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был вскоре изъят из свободной продажи. В 1928 году выходит последний сборник «Изба и поле». В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко, к которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени. Когда Клюев прислал в газету «любовный гимн», предметом которого являлась «не „девушка“, а „мальчик“», Гронский изложил свое возмущение в личной беседе с поэтом, но тот отказался писать «нормальные» стихи. Просил выслать Клюева из Москвы. Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений» и в конце октября расстрелян на Каштачной горе. Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году.

Клюев считал «Погорельщину» вместе с поэмой «Песнь о Великой Матери» (не законченной им из-за смерти) своими главными произведениями, говоря о них: «то, для чего я родился». Место действия — деревня Сиговой Лоб, находящаяся на северо-западе России в бывшей Олонецкой губернии, время действия — 1920-е годы. Клюев создал в этой поэме образ страдающей и гибнущей в муках крестьянской России. Образы деревенских иконописцев, восходящих традицией к Парамшину, Андрею Рублёву, Прокопию Чирину, и столпника старца Нила служат оплотом родного поэту крестьянского мира, «избяного рая», который грозит опустошить «змей», олицетворяющий собой коллективизацию, воспринимаемую Клюевым как процесс, «разрушающий русскую деревню и гибельный для русского народа».

Прощаясь с Есениным, Клюев говорит словами народного причитания, народной песни, слогом эпоса, слогом акафиста. В нем личное переплетается с общественным, глубоко-интимное с общеисторическим, скорбь с размышлением, нежная любовь к Есенину со спокойной оценкой его жизненного дела, одним словом – лирика с эпосом, создавая сложную симфонию образов, эмоций и ритмов.

«Плач о Сергее Есенине» Клюева – это голос крестьянской России, потерявшей своего любимого сына. В «Плач о Сергее Есенине» включены целые отрывки из причитаний.

Образный язык Клюева до сих пор многим недоступен в силу того, что современная культура утратила священные начала. Да, «Плач о Сергее Есенине» труден для чтения сегодня, так как в нем много метафор-загадок, символов, фольклорных загадок, мифов, древнерусского намека. Ключи от загадок «Плача о Сергее Есенине» запрятаны в иносказаниях, которые легко могли понять современники Есенина и Клюева, жители деревень, да и те, кто знал и Библию, и мифологию, и фольклор. «Плач о Сергее Есенине» заканчивается отдельной главкой «Успокоение». Но одну из главок поэмы-плача Клюев не озаглавливал: все они разделены лишь звездочками. А последней дал название. Все, что было на душе, – выплакано. Всё, что сердце болью сжало, – высказано. Но с этой скорбью, с этой болью, с этим горем жить надо. Продолжается жизнь земная у тех, кто плакал о Сергее Есенине. А за чертой, – успокоение. Ни надрыва, ни речитативного проговора боли, ни эмоционального нервного накала нет в «Успокоении».

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия01.04.2018, 5413 просмотров.

Источник

Что такое новокрестьянская поэзия

Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев)

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.

Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.

Вторая волна – 1910-е гг. (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин). В 1916 г. выходит сборник Есенина «Радуница». Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.

Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.

Еще один представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Клычков. Главная тема его сборников («Песни», «Потаенный сад») – деревенская природа. Очевидно влияние Блока, Городецкого и Клычкова. Таким образом, можно говорить о синтезе символизма, акмеизма и фольклорной традиции.

Его пейзажи условны, декоративны, в образах славянская мифология. Реальность как таковую он игнорирует. Большинство его стихов – это обработка славянских мифов: о богине весны и плодородия Ладе, о ее сестре Купаве, о Деде, который правит миром природы.

В отличие от Клычкова, у которого лейтмотивом была «грусть-печаль», творчество Александра Ширяевца было проникнуто жизнеутверждающим пафосом. Искренность и непосредственность поэтического чувства роднит его с Есениным, а славянская мифология и фольклорные темы (Ванька-ключник) с Клычковым. Но в его стихах больше чувств, чем у Клычкова (любовь к Родине, к воле, к жизни).

Источник

Новокрестьянская поэзия

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

В русской литературе термин «новокрестьянская поэзия» неразрывно связан с эпохой Серебряного века (конец XIX и первая треть XX вв.). Его связывают с именами поэтов, вышедших преимущественно из народной среды (крестьянского происхождения). Все они опирались в своих произведениях на фольклорные традиции и приветствовали любовь к «малой Родине». Впервые термин стал употребляться в статьях литературных критиков В.Л. Львова-Рогачевского и И.И. Розанова с 1910 г.

Введение

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия
(Представители новокрестьянской поэзии)

Судьба практически всех представителей поэтического направления после 30-го года сложилась трагически. Советские цензоры сочли идеализацию деревенской старины проявлением «кулацкого мировоззрения», что повлекло за собой репрессии. Интерес читателей и литературоведов к работам этих поэтов вернулся вместе с хрущевской «оттепелю» в 60-е гг., только усилившись в 80-е.

Новокрестьянские поэты

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Принято выделять две группы:

В первую входят собственно Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Александр Ширяевец.

Во вторую – поэты, чье творчество созвучно идеям новокрестьянства: Павел Радимов, Алексей Ганин и Пимен Карпов.

Деление – условное, поскольку сами поэты не относили себя ни к одному официальному кружку, обществу или иному формированию. В 1915 г. ненадолго создавались литературные общества под названиями «Краса» и «Страда», но практически сразу они распались.

Сергей Есенин

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Поэт родом из Рязанской губернии впервые опубликовал свое стихотворение «Береза» в 1914 г. Ему на тот момент было 19 лет. А уже в следующем году он читает свои произведения Блоку и Городецкому. На тот момент в его записях насчитывалось около 60 стихотворений и поэм. Первый его сборник стихов «Радуница» вышел в свет в 1916 г. и считается знаковым в литературном направлении новокрестьянской поэзии. В ранних произведениях Есенина лидируют образы революции и родины, а позднее пополняются христианскими и библейскими мотивами.

Николай Клюев

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Поэт родился в 1884 г. в крестьянской семье, а в 1905-7 г. принимал активное участие в революционных событиях. Знакомство Клюева с Есениным состоялось на заре становления поэта, позднее часто называвшего его своим учителем. Первая публикация творчества Николая Клюева увидела свет в 1904 г., а к 1910 г. он уже являлся известным в литературных кругах автором. В 1915-16 гг. поэт выступал совместно с Есениным на публике со своими произведениями. Три сборника его стихов вышли в издательстве «Скифы» в 1920-22 гг. Дальнейшую судьбу поэзии Клюева уже нельзя назвать успешной, поскольку после 1922 г. его сборники изъяты из печати. Советская критика называла Клюева «идеологом кулачества».

Причину резкого осуждения цензорами своего творчества сам поэт видел в произведении «Погорельщина», воспринятое критиками, как пародию на коллективизацию. Стихи неоконченного поэтического цикла «Разруха» вошли в материалы уголовного дела против Клюева. В 1934 г. он был арестован, а в 1937 г. расстрелян. Посмертное издание стихов впервые произошло только в 1977 г.

Сергей Клычков

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Крестьянский поэт родом из Тверской губернии, активный участник революции 1905 года, впервые опубликовал сборник стихов «Песни» в 1911 году. Через три года вышел второй сборник «Потаенный сад». После Октябрьской революции поэт тесно сотрудничает с Есениным, а также Орешиным и Белым и открывает вместе с ними издательство «Московская трудовая артель художников слова». Лирика Клычкова отражает впечатления поэта от военных действий Первой Мировой войны, повествует о разрушении русской деревни. Она пронизана мистицизмом, что роднит ее с произведениями Гоголя. Лейтмотив стихов – образ «одинокого странника». Чуждые революционности, но воспевающие традиционный мир крестьянства, его произведения были осуждены цензурой. В 1937 г. Сергея Клычкова расстреляли.

Петр Орешин

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Поэтизирующий крестьянский быт и русскую природу писатель родился в 1887 г. в Саратовской губернии. Первые его работы прошли публикацию в 1911 г. в «Саратовском листке». А в 1913 г. он уже издается в Петербурге в «Вестнике Европы». За службу на фронте Петр Орешин награжден Георгиевским крестом (дважды). Положительную рецензию на сборник стихов «Зарево» в 1918 г. написал Сергей Есенин

В 20-х годах Петр Орешин ведет активную работу в печати, много публикуется, в Московском Пролеткульте по его инициативе создается целая секция для публикации крестьянских писателей. В 1922 г. поэт становится членом правления Всероссийского союза писателей. Знаменитый четырехтомник его стихов включает книги: «Ржаное солнце», «Солнечная плаха», «Родник» и «Откровенная лира». В прозе этого периода автор описывает быт деревни в реалистичной манере. Его позднейшие произведения пронизаны одновременно любовью к жизни, и разочарованием в политических реалиях того времени. Попытка реабилитироваться в глазах властей изданием урезанного сборника «Под счастливым небом» в 1937 г. не дала должного результата. В том же году поэт был арестован по обвинению в терроризме, а в начале 1938 г. расстрелян.

Александр Ширяевец

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Советский критик С.С. Куняев называл Ширяевца «поэтом русского возрождения». Литературный псевдоним Александр Абрамов взял по названию родного села в Симбирской губернии, где родился в 1887 г. Свои стихи он отправляет для прочтения Сергею Есенину и встречает его одобрение. С 1915 г. между ними завязывается тесная дружба и переписка. Заочно поэт знакомится также с Клюевым и Клычковым. На тот момент все они публикуются в одних и тех же издательствах. И до, и после 1917 г. Ширяевец остается певцом родного Волжского края.

В 1921 г. поэт переезжает в Москву, где останавливается в Доме писателей. Поначалу вступает в пролеткультовское объединение «Кузница», но быстро выходит из него, так как его работы недостаточно «пролетарские». Песенная лирика в его стихах тесно переплетается с русским народным эпосом. Лучшим сборником считается «Раздолье», опубликованный в 1924 г. незадолго до смерти поэта. Душеприказчиком литературного наследия Александра Ширяевца назвал себя Сергей Есенин.

Новокрестьянское направление в литературе

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзия

Предшественниками «новокрестьян» считают Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Сурикова – крестьянских поэтов XIX века. Само же новокрестьянское направление стало одной из предпосылок к появлению такого ключевого направления в поэзии Серебряного века, как имажинизм.

В своем развитии новокрестьянская поэзия последовательно переходит от восторженности к унынию и даже страху. Все это теснейшим образом связано с происходившими в стране событиями. Ожидания возрождения русской деревни, предшествовавшие Октябрьской революции, столкнулись вместо этого с всеобщей коллективизацией и раскулачиванием.

Конфликт пролетарского мировоззрения с «новокрестьянами» был очевиден и непреодолим. Пролетарские писатели и публицисты воспевали коллективизм, отрицая индивидуальность. В их представлении личность – лишь часть целого, причем вовсе не уникальная. Душа – вымысел, смехотворная категория. Крестьянские же поэты настаивали на том, что все беды людские в насильственном отрыве от природных корней. По их мнению, достаточно внимательно взглянуть, чтобы воочию увидеть отражение глубинных истоков русской культуры в бытовых мелочах, в укладе жизни крестьян, в наследии – фольклоре, традициях, культуре.

Трагическая судьба новокрестьянских поэтов надолго перечеркнула возможность для простых читателей услышать все то, что стремились они передать в своем творчестве. Вместе с тем, дальнейшая история показала: роль их в литературе оказалась столь значимой, что и сегодня интерес к стихам Есенина, Клюева, Орешина, Клычкова, Ширяевца не стихает, а их имена не забыты.

Источник

Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть фото Что такое новокрестьянская поэзия. Смотреть картинку Что такое новокрестьянская поэзия. Картинка про Что такое новокрестьянская поэзия. Фото Что такое новокрестьянская поэзияvladis_baxman

Carpe diem

36. «Новокрестьянская поэзия». Общая характеристика (Н.Клюев, С.Клычков).

Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» направления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые их стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет». Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.

Клычковым написаны три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928).

Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет уте­шения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революцион­ности. В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова. Романы Клычкова не богаты дейст­вием, они составлены из отдельных сцен, ассоци­ативных, наполненных образами из мира ре­альности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина — любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош. Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской револю­ции, превращаются для Клычкова с его привязанно­стью к метафизическому миру деревни и ле­са в орудия сатаны.

Источник

Новокрестьянская поэзия как самобытное явление в литературе. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу и сказке. Трагические судьбы новокрестьянских поэтов после революции. Поэтический дар Николая Клюева и Сергея Есенина.

Самобытным явлением в литературе стала так называемая новокрестьянская поэзия. Литературное направление, представленное творчеством Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова, П. Карпова, А. Ширяевца, сложилось и утвердилось в сер. 1910-х. Об этом свидетельствует переписка Клюева с Ширяевцем, завязавшаяся в 1913. «О, матерь пустыня! Рай душевный, рай мысленный! Как ненавистен и черен кажется весь так называемый Цивилизованный мир, и что бы дал, какой бы крест, какую бы голгофу понес, чтобы Америка не надвигалась на сизоперую зарю, на часовню в бору, на зайца у стога, на избу-сказку…» (Из письма Клюева Ширяевцу от 15 ноября 1914).

Термин впервые появился в литературной критике на рубеже 10-20-х ХХ столетия в статьях В.Л. Львова-Рогачевского и И.И. Розанова. Термин этот был использован, чтобы отделить поэтов «крестьянской купницы» (по определению С. Есенина) от крестьянских поэтов XIX в.

Через 2 года эту же мысль по-своему отточит Есенин в письме к Ширяевцу: «Бог с ними, этими питерскими литераторами… Мы ведь скифы, приявшие глазами Андрея Рублева Византию и писания Козьмы Индикоплова с поверием наших бабок, что земля на трех китах стоит, а они все романцы, брат, все западники, им нужна Америка, а нам в Жигулях песня да костер Стеньки Разина».

До революции поэты-«новокрестьяне» делали попытки организационно объединиться, то создавая литературное общество «Краса», проведшее осенью 1915 поэтический вечер, получивший большую и далеко не благожелательную прессу, то принимая участие в создании литературно-художественного общества «Страда». Но общества эти просуществовали недолго и связь поэтов друг с другом всегда оставалась больше духовной, чем организационной.

Свежесть лирических голосов, своеобразие мировосприятия, ориентация на самобытное крестьянское слово обратили на себя внимание литературной общественности, и в массе разноречивых отзывов преобладала высокая оценка поэзии новокрестьян А. Блоком, Н. Гумилевым, В. Брюсовым, А. Белым, А. Ахматовой и др. Ее типологическими качествами стали ориентация на традицию и ее длительность, известная ритуальность в выборе героев, острое, свежее чувство природы, отношение к крестьянскому быту как к целостному и ценностному миру и т.д.

Достаточно быстро обнаруживается «социальный заказ», определившийся отношением советской критики к крестьянству в революции. 1960-е гг. сужают творчество С. Есенина до рассмотрения одной деревенской темы. Есенин не погружен в литературный процесс первой трети XX века, его творчество представлено как иллюстрация политической незрелости и провинциальности, от которых С. Есенин постепенно избавляется (или не может избавиться). Рассматривая поэта в русле идеи революционизации крестьянства, литературоведы 1960-х гг. отмечают его «пассивную общественную позицию» (Е. Наумов, Ю. Прокушев, П. Юшин, А. Волков). Серьезным препятствием для создания стройной картины политического роста поэта стали религиозные мотивы его творчества и самоубийство, обстоятельство которого до сих пор вызывают много спекуляций. В 1980-е гг., как и сто лет тому назад, возобновился интерес к крестьянской культуре, к ее мифологической основе. В 1989 году переиздается труд М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», выходят работы Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (1981), «Язычество Древней Руси» (1987), возвращаются в исследовательский обиход работы А. Афанасьева, появляются словари, книги по славянской мифологии. Как и в конце XIX века, общественная и культурная мысль стремится освоить эстетику крестьянского быта, осмыслить крестьянскую культуру как цивилизацию, увидеть в народном опыте возможность осмысления современных проблем.

Список использованной литературы

1. Михайлов А. Пути развития новокрестьянской поэзии. М., 1990;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *