Что такое нововведение в исламе

Что такое нововведение?

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламеВопрос: Что такое нововведение? Существует ли нововведение хорошее и плохое, бесспорное и чем-либо обусловленное?

Ответ: Слово «нововведение» (бида) в арабском языке означает: «введение чего-либо, чего не было прежде».

В Коране сказано о Всевышнем: «Создатель (бади‘у) небес и земли», т. е. Он их создал, не имея аналога им до этого.

Из этого определения следует, что при появлении какого-либо явления, слова или убеждения его изучают, и если на него указывает аргумент из Корана, Сунны, иджмы или кыяса, то оно признаётся дозволенным; если же на него не указывает ни одно из перечисленных доказательств, то следует определить, подпадает ли рассматриваемое под общие принципы Ислама и его основы или нет. Если подпадает, то оно также признаётся дозволенным и не является нововведением; если же не подпадает под действие перечисленных аргументов, то оно есть нововведение и заблуждение.

Если мы посмотрим на это разделение, то увидим, что первая часть призывает закладывать хорошие обычаи и традиции, поскольку они [вытекают] из Ислама и приемлемы для его принципов, а вторая часть порицает закладывающего дурные обычаи, приводящие к греху, это и есть то нововведение и заблуждение, о котором говорится в первом хадисе.

Подобное разделение проистекает также из слов Посланника Аллаха об определении нововведения: «Дело того, кто введёт в наше дело то, что не из него, будет отвергнуто» (Муслим).

В другой версии хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто» (имам аль-Бухари, Муслим), поскольку этот хадис указывает, что «новое» делится на две категории:

2) новое принимаемое то, что, исходя из обратного смысла хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто соответствующее нашему делу, или кто введёт в наше дело то, что из него, то оно принимаемо», соответствует религии.

Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади.
Перевод: Зайнулла Атаев.

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что такое бид’а

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламе

В лексике арабского языка слово «бид’а» означает всякое новое или созданное, не имевшее аналогов ранее. Это слово также означает прекращение и отсутствие чего-то после того, как оно было.

Все словари арабского языка утверждают, что бид’а означает совершение ранее не совершавшегося действия или же создание вещи, изначально не имевшей подобия.

Если подойти к этому с точки зрения общей религиозной терминологии, по словам Изз ибн Абдусалама, слово бид’а означает действие, которое не совершалось во времена пророка Мухаммада ﷺ и не было в обычае. Так как это определение общее, то, исходя из этого, невозможно решить, насколько легитимно такое действие в Шариате.

Во-первых, прежде чем подойти к предмету изучения, необходимо разобрать все термины этой области. Во-вторых, в разборе той или иной темы следует исходить из того, как высказывались об этом учёные этой области. К примеру, чтобы разобрать решение относительно какого-то действия в Шариате, то есть выяснить, насколько оно дозволено или запрещено, надо исходить из того, что говорят учёные, разбирающиеся в Шариате.

Итак, чтобы узнать решение Шариата относительно какого-то нового действия, которое ранее не практиковалось мусульманами, мы обращаемся к учёным, которые оценивают такие деяния, взвесив их на весах Шариата.

Поэтому давайте же обратимся и в этом вопросе к тому, что об этом сказал основатель шафиитского мазхаба имам Аш-Шафии:

ما أحدث وخالف كتابا أو سنة أو إجماعا أو أثرا فهو البدعة الضالة، وما أحدث من الخير ولم يخالف شيئا من ذلك فهو البدعة المحمودة

«То, что было введено и противоречит священному Корану или же Сунне Пророка ﷺ или же иджма (единогласному мнению учёных Ислама) или же асарам (словам сахабов, табиинов…) – это и есть запретное нововведение. А всё хорошее, что было введено и не противоречит ни одному из перечисленного, является похвальным нововведением».

Исходя из этого, можно выделить два типа нововведений. Первый тип не имеет под собой основы, второй имеет основу. Первый тип и есть порицаемое и неприемлемое в Шариате нововведение.

Под словом «новоизобрётенные» мы понимаем те дела, которые не были доселе известны в какой-либо форме и не имели под собой оснований. Имам Аш-Шафии также сказал:

مذموم فهو السنة، خالف وما محمود، فهو السنة، وافق فما مذمومة، وبدعة محمودة، بدعة :بدعتان لبدعةا

Также Имам Байхаки передаёт от Имама Аш-Шафии, что он разделил нововведения на две группы:

من أحدث وما.ضلالة بدعة فهذه إجماعاً، أو أثراً أو سنة أو كتاباً يخالف أحدث ما :ضربان الأمور من المحدثاتهذه البدعة نعمت» :رمضان قيام في عمر قال قد.مذمومة غير محدثة فهذه هذا، من لواحد خلاف لا الخير

«То нововведение, которое противоречит Корану, Сунне, Асарам и единогласному мнению учёных, есть заблуждение, а то хорошее, что не противоречит всему этому, это нововведение, которое не порицается». («Манакиб Аш-Шафии»)

Также имам Хутаби, толкуя данный хадис, говорит, что под словами «каждое нововведение есть бид’а» подразумевается, что не всякое возникшее является бид’а. То есть те моменты и положения, которые не имеют под собой религиозной основы и не соответствуют общепризнанным правилам Шариата, или же не являются допустимыми по системе аналогии (кыяс) в шариатском праве, являются неприемлемыми, а что касается того, что относится к основам, на которых зиждется религия Ислам, то оно не считается бид’а.

Следовательно, каждое деяние, в котором мы стараемся придерживаться пути Пророка ﷺ – носителя Шариата, или же действие, совершённое аналогично его действиям и словам, которые приняты и установлены в Шариате или подведены под общий знаменатель, выступающий как шариатская основа (Коран, Сунна или же единогласие учёных), принято религией. Такие действия не отвергаются и не называются порицаемыми, даже если мы и называем их нововведениями.

Допустим, Аллах дозволил такой пункт, как щедрость. Более того, Всевышний восхвалил тех, кто обладает этим качеством, и обещал им высшую награду и степень в Раю. Следовательно, разного рода формы и средства выражения щедрости в Шариате допустимы и поощряемы, потому что Пророк ﷺ сказал:

ذلك من شيئا أجورهم ينقص لا بعده من بها عمل من وأجر أجرها له كان حسنة سنة الإسلام في سن من

«Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня, и это не отнимет ничего из награды этих людей» (Муслим).

Некоторые алимы, такие как Изз ибн Абдусалам, разбили тему бид’а на несколько частей и подошли к ней с пяти установок Шариата. То есть они смотрят на неё сквозь призмы дозволенности, запрета, обязательства, нежелательности и желательности.

И они обозначили правило, по которому можно определить, к какой категории относится нововведение. Если оно относится к правилам, которые устанавливают обязательные пункты религии, то это нововведение есть обязательное, и так далее по аналогии.

Из всего вышеприведённого становится ясно, что разделение нововведений на хорошие и плохие, или же на обязательные, желательные, запрещённые, нежелательные и дозволенные, как это сделал Изз ибн Абдусалам – это лишь лексическое разделение.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Юсуп Абдулмуслимов

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Нововведение и его категории

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламе

Нововведение (бид ‘а) – это привнесённые B нашу религию новшества, то, что не совершали наши праведные предшественники (саляфу салихун) и чего не было в начальную эпоху Ислама. Однако не всё нововведённое является порицаемым и плохим новшеством, которое запрещено совершать и отвергается Шариатом.

Необходимо сопоставить нововведённое с доводами Шариата. То, в чём содержится благо (маслаха), является необходимым (ваджиб); то, в чём есть запретное (харам), соответственно – запретным; то, что содержит нежелательное (макрух), является нежелательным; то, в чём есть разрешённое (мубах) – разрешённым; а то, в чём содержится одобряемое (мандуб) – одобряемым. Для средств существуют те же шариатские решения, что и для целей. Учёные-богословы разделили нововведения на пять категорий:

1. необходимое нововведение: например, опровержение и выступление против сторонников заблудших течений, отклонившихся от истинного пути, и изучение грамматики арабского языка, дабы не ошибиться в чтении Священного Корана и благородных хадисов;

2. одобряемое нововведение: например, строительство приютов и школ, оглашение призыва к намазу (азан) через минареты и совершение других благих дел, которые не имели места в начальную эпоху Ислама;

3. нежелательное нововведение: оно подобно излишнему орнаменту и украшению мечетей и страниц Священного Корана;

4. разрешённое нововведение: например, использование сита для просеивания муки, употребление разнообразной еды и напитков;

5. запретное нововведение: это то привнесённое, что противоречит Сунне, не вписывается в систему шариатских аргументов и не содержит в себе шариатского блага.

Имам аль-Бухарий передал, что в конце правления халифа Абу Бакра и в начале правления халифа Умара люди совершали молитву таравих отдельными группами. Умар счёл целесообразным объединить всех вокруг одного имама и собрал их, чтобы они следовали за имамом Убайем ибн Ка‘абом. Когда он пришёл в мечеть на следующую ночь, то люди уже совершали молитву, следуя за одним имамом. Тогда Умар заметил: «Какое это прекрасное новшество!».

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Нововведения в мусульманском вероучении (бид`а)

Под нововведением, как правило, понимается какое-либо новшество, которого ранее не существовало. В исламе к категории бид`а (бидаат, бидат) относятся все положения и каноны, которые не были установлены Священным Кораном и сунной Пророка Мухаммада (с.г.в.), а появились уже после смерти заключительного Божьего Посланника (с.г.в.).

Обычно понятие «нововведение» употребляется в негативном смысле, однако оно подразделяется на два вида: похвальное (бид`а хасан) и порицаемое (бид`а сайиа).

Похвальное нововведение

Таковым признаётся новшество, которое не противоречит исламским канонам, а скорее является дополнением их. В одном из хадисов Пророка (с.г.в.) сказано: «Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (Муслим).

Одним из примеров похвального нововведения может служить коллективное совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан, так как мусульмане начали совершать его джамаатом в мечетях лишь во времена правления второго праведного халифа – Умара ибн Хаттаба (р.а.).

Однако не все богословы признают наличие похвальных нововведений, утверждая, что любое новшество следует считать греховным и непозволительным. Сторонники такой точки зрения уверены, что религия, оставленная Пророком (с.г.в.), является полной и совершенной, а значит, в каких бы то ни было нововведениях ислам не нуждается. Для подтверждения своей позиции они приводят хадис, содержащий изречение Посланника (с.г.в.): «Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (приводится Муслимом и Насаи).

Порицаемое нововведение

Порицаемым считается любое новшество в религиозной практике мусульман, которое вступает в противоречие с Шариатом, и по этой причине следование ему не может быть признано дозволенным. Примером такого нововведения может быть совершение шести намазов вместо пятикратной молитвы, ниспосланной Всевышним в качестве милости для своих творений.

Причины возникновения порицаемых нововведений следующие:

1. Несоблюдение предписаний Пречистой Сунны

В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится: «Если вы оставите сунну, то непременно впадёте в заблуждение» (Муслим).

2. Отсутствие необходимого багажа знаний

Пророк (с.г.в.) наставлял: «Поистине, Всевышний не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, лишая их знающих людей. Когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая необходимым знанием, в результате чего они сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (Бухари, Муслим).

3. Слепое подражание кому-либо

Как говорится на этот счёт в одном из хадисов: «Я боюсь появления в своей общине имамов, которые станут вводить в заблуждение» (Тирмизи).

4. Фанатизм в вопросах религии

Посланник Создателя (с.г.в.) говорил: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа).

5. Следование сомнительным далилям (доводам)

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то разъяснял: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там (Абу Дауд, Тирмизи).

Несмотря на, казалось бы, очевидное разграничение, которое обозначено между похвальными и порицаемыми нововведениями, часть из них по-прежнему порождает немало споров по поводу дозволенности или запретности тех или иных нововведений. Ярчайшим примером того может служить празднование Мавлида ан-Наби – Дня рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.), широко практикуемое мусульманами на постсоветском пространстве. Имеется немало противников данного праздника, которые считают его порицаемым нововведением и уподоблением христианам, которые по-особому отмечают Рождество Христово.

Польза от похвальных нововведений и угрозы от порицаемых

Похвальные нововведения, будучи новшествами, несущими положительную окраску, несомненно, необходимы в жизни современной уммы. С течением времени мир меняется, и зачастую многие религиозные каноны нуждаются в трактовке с учетом реалий сегодняшнего дня, в связи с чем их наличие является оправданным. Такие новшества, прежде всего, раскрывают установления шариата и способствуют более четкому и точному их пониманию со стороны простого обывателя.

Порицаемые нововведения несут в себе большую угрозу, так как они могут внести верующих в заблуждение, которое, в свою очередь, может повлечь за собой негативные последствия. Во-первых, бид’а, как сказано об этом в одном из хадисов, может стать причиной лишения сунны в равном объеме (Ахмад). Во-вторых, каждый человек, ставший виновником впадения в заблуждение других верующих, понесёт и их суровое бремя: «Тот, кто внесёт нововведение, которое будут совершать люди, понесёт на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи).

Таким образом, верующим не стоит уклоняться от того пути, который завещал нам Посланник Всевышнего (с.г.в.), и тогда, по воле Аллаха, мы преуспеем. Однажды Пророк (с.г.в.) сказал: «Разделится моя умма на 73 течения, и лишь одна из этих частей окажется в Раю». Тогда сподвижники попросили его уточнить: «Кто же эти люди?» И услышали в ответ: «Это те, кто следует моему пути и пути моих сахабов» (хадис приводят Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Что плохого в проведенииМаулида? Мусульманесобираются вместе, читают Коран, открывают уразу, поддерживают друг друга, читают дуа для семи поколений усопшихи семи поколениям еще не родившихся, желают только блага. Зачем сравнивать с другой религией? Какой вред от полумесяца на груди? Чем мешают красивые купола мечетей? Благодарю за ответы на мои вопросы.

Рустам, ты учёный? Кто ты такой выносить такой решение по поводу мавлида? И какую фитну разводят в мавлиде?

Источник

Нововведение в Исламе (бид’а)

Что такое нововведение в исламе. Смотреть фото Что такое нововведение в исламе. Смотреть картинку Что такое нововведение в исламе. Картинка про Что такое нововведение в исламе. Фото Что такое нововведение в исламе

Языковое и шариатское определения термина “нововведение” (аль-бид’а), и его виды

Языковое определение термина «аль-бид’а»

Ибн Фарис сказал: “Говорится: «Я совершил некое бид’а будь то словами или делами, если я сделал что-либо, чего не было до этого»”. См. “Му’джам аль-макъаиис” 119.

Имам ат-Туртуши сказал: “Слово «аль-бид’а» – это новоизобретенная вещь, которая не имела до нее ничего подобного”. См. «аль-Хауадис уаль-бида’» 40.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Что касается «аль-бида’» (нововведения), множественное число от слова «аль-бид’а», то это все то, что не имело примера до этого. И в языковом значении это слово включает в себя и то, что похвально, и то, что порицаемо”. См. “Фатхуль-Бари” 13/340.

В языковом значении слово «бид’а» упоминается и в Коране, как например, аят:
بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ
«Первосоздатель небес и земли» (аль-Бакъара 2: 117).
То есть, Аллах создал небеса и землю, не похожими ни на что созданное прежде.

Также Всевышний Аллах сказал:
قُلْ مَا كُنْتُ بِدْعًا مِنَ الرُّسُلِ وَمَا أَدْرِي مَا يُفْعَلُ بِي وَلَا بِكُمْ
«Скажи (Мухаммад): “Я не являюсь новоявленным из посланников и не знаю, что произойдет со мной и с вами”» (аль-Ахкъаф 46: 9).
То есть, скажи: “Я не первый посланник, посланный к людям”.

Шариатское определение термина «аль-бид’а»

Что же касается определения термина «аль-бид’а» в шариате, то это всё, что внесли в религию, но что не узаконили Аллах или Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).

Имам аль-Джаухари сказал: “«аль-Бади’» и «аль-мубтади’», а также слово «аль-бид’а» – это внедрение в религию чего-либо, после её завершения”. См. “ан-Нихая” 1/107.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нововведение в религии (бид’а) – это то, что не узаконили Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), и это то, на что нет никакого веления, ни обязательного, ни желательного”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/107.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нововведение (бид’а) – это всё, что внесли в религию, и что не имело никакой основы в шариате. А что касается того, что имеет основу в шариате, на которое есть указание, то это не является нововведением в шариате, даже если это будет именоваться нововведением в языковом значении”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 265.

Имам аш-Шатыби сказал: “Нововведение – это путь в религии, который был придуман и изобретен, подражая узаконенному пути, проложенный с целью поклонения и приближения к Аллаху”. См. “аль-И’тисам” 1/51.

Путь – некое направление, предназначенное для движения по нему. Сказано: «путь в религии», потому что изобретатель этого пути приписывает его к Исламу и выдает за истинно религиозный путь.

«придуман и изобретен» – то есть, не имеет основания в религии, неизвестен в Исламе.

«подражая узаконенному пути» – так как изобретенный путь походит на узаконенный, но не является им.

«проложенный с целью наибольшего поклонения Аллаху» – то есть, мотив у изобретателя этого пути и тех, кто следует по нему, – это лучше и больше поклоняться Аллаху.

Шейх аль-Альбани сказал: “Поистине, нововведение (аль-бид’а), которое шариат объявил заблуждением, это все, что не соответствует Сунне, из поступков, слов или убеждений, даже если это является следствием иджтихада”. См. “Ахкамуль-джанаиз” 242.

Таким образом, религиозное нововведение (аль-бид’а) – это любые слова, дела или убеждения, посредством которых ищут приближения к Аллаху, но что не имеет никакого достоверного основания, и что не было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. См. “аль-И’тисам” 1/64, 1/227.

О том, что нововведения в вопросах быта дозволены и даже похвальны

Следует знать, что упомянутое шариатское определение термина «аль-бид’а» (нововведение), не относится к быту и мирским изобретениям, как автомобили, компьютеры, холодильники, очки, одежда и т.п., ибо эти вещи имеют отношение к вопросам быта и не приписываются к шариату, и сами по себе не являются средствами приближения к Аллаху. Это изобретения, имеющие отношение к быту, а не к религии.

От Анаса и ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если речь идет о вашем вопросе, имеющем отношение к мирской жизни, то вы лучше знаете о нем, но если речь идет о вашей религии, то возвращайте это ко мне!» Ахмад 5/298, Ибн Маджах 1/117, Ибн Хузайма 410. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 767.

Все сказанное указывает на то, что основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого деяния, на которое не указали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается дозволенным до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность. И доводов на это правило множество. Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (аль-Бакъара 2: 29).

Имам аш-Шаукани писал: “В этом аяте содержится доказательство на то, что все сотворенное в своей основе является дозволенным до тех пор, пока какой-то аргумент не сделает исключение из этой основы. И нет в этом разницы между животными и прочими вещами, которые приносят пользу, и слова «все, что на земле» являются сильным аргументом в пользу этого”. См. “Фатхуль-Къадир” 1/98.

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что дозволил Аллах в Своей Книге, является дозволенным, а то, что Он запретил, является запретным. Что же касается того, о чем Он умолчал, то это также является дозволенным. Так примите же это от Аллаха, ибо поистине, Аллах ничего не забывает!», после чего он прочитал следующий аят: «И Господь твой не забывает» (Марьям 19: 64). аль-Хаким 2/375, аль-Баззар 123. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Баззар, имам ад-Даракъутни, имам аль-Хаким, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Науауи, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Касир, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *