Что такое новые индустриальные страны определение по географии
Новые индустриальные страны
Исходные новые индустриальные страны:
НИС «первой волны»: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику.Новейшие индустриальные страны:
НИС «второй волны»: Индия, Малайзия, Таиланд, Чили;
НИС «третьей волны»: Индонезия, Турция;
НИС «четвертой волны»: Иран, Филиппины.Перспективные индустриальные страны
из Группы одиннадцати:
Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам.Существует две основные модели НИС:
* Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок;
Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.Общие черты новых и новейших индустриальных стран:
* демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
* ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
* экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);
* активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
* образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
* большое внимание уделяется образованию;
* использование высоких технологий;
* привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
* главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Эта статья содержит таблицу государств, отсортированную по их плотности населения в порядке убывания.
К развивающимся странам (англ. Developing countries), — более точное, но нецелесообразное определение — менее развитые страны (англ. Less developed countries) — теоретически относят те государства и страны, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами и странами.
Африка — второй по численности населения и по величине континент после Евразии. Площадь Африки (включая острова) — 30 221 532 км². Африка занимает 6 % от полной поверхности Земли, и 20,4 % от полной площади суши. Население Африки — 1 037 694 509 человек (в 2011) и это составляет приблизительно 14 % всемирного населения. Общее число государств и зависимых территорий в Африке — 62 (из них 54 независимых). Сюда входят 10 островных, 16 внутриконтинентальных и 37 государств с широким выходом в моря и.
В течение многих веков основной статьей экспорта Уганды была слоновая кость и шкуры животных. В 1970-х годах экономика страны была разрушена политикой Иди Амина — инфляция превышала 100 %. После свержения диктатуры в стране долгое время было неспокойно. Только к концу 90-х годов был достигнут в основном уровень экономики 1972 года.
Численность населения страны по данным официальной переписи населения Бангладеш 2011 года составила 142 319 000 жителей (июль 2011 года), по оценкам ЦРУ США — 158 570 535 человек на июль 2011 года и 161 083 804 человек к июлю 2012 года. С учётом итогов переписи 2011 года по официальным данным по состоянию на 16 июля 2012 года численность населения страны составила 152 518 015 жителей.
Новые индустриальные страны
Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.
Исходные новые индустриальные страны:
Новейшие индустриальные страны:
Перспективные индустриальные страны из Группы одиннадцати [3] :
Существует две основные модели НИС:
Общие черты новых и новейших индустриальных стран:
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Новые индустриальные страны» в других словарях:
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ — (new industrializing countries) ряд стран в Южной Европе, Азии и Латинской Америке, которые, начиная с 1960 х гг., развивали индустриальные производственные мощности. В Европе наиболее часто относят к данной категории Испанию, Португалию и… … Большой толковый социологический словарь
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ — НИС (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран; Аргентина, Бразилия, Гонконг,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Новые индустриальные страны — NEWLY INDUSTRIALIZING COUNTRIES (NIC) Развивающиеся страны, которые быстрыми темпами наращивают промышленное производство и все меньше опираются на сырьевой сектор. В число этих стран традиционно включают Бразилию, Мексику, Китай, Индию, Малайзию … Словарь-справочник по экономике
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия возник ряд отраслей промышленного производства, в том числе в обрабатывающей промышленности, в результате чего повысился уровень их экономического развития и они существенно расширили … Внешнеэкономический толковый словарь
новые индустриальные страны — (НИС) Страны с быстроразвивающейся промышленной экономикой. Некоторые примеры НИС: Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Мексика, Аргентина и Чили. Для НИС типично установление политики свободного рынка, которая поощряет экспорт в… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
новые индустриальные страны — (НИС), типологическая группировка развивающихся стран современного мира, характеризующихся поступательным и динамичным экономическим развитием, макроэкономические показатели которых приближаются к присущим развитым странам. НИС располагаются… … Географическая энциклопедия
Новые индустриальные страны — (НИС) этот термин впервые введен в научный оборот западными экономистами экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые объединили под этим понятием Испанию, Португалию, Грецию, Бразилию, Мексику, Тайвань,… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Новые индустриальные страны (НИС) — азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС первой волны относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань.… … Словарь бизнес-терминов
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ НИС — НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НИС (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран:… … Юридическая энциклопедия
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НИС — (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран; Аргентина, Бразилия, Гонконг,… … Энциклопедический словарь экономики и права
15. Новые индустриальные страны
Существует две основных модели НИС: Азиатская и Латино-американская
Азиатская модель НИС
Примеры: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг(сянган).
НИС Азии экспортно-ориентированная политика сочетается с эффективным импорто-замещением, обеспечивая экономический прогресс региона. Нет единой модели развития, есть общие черты. Ориентированы на внешние источники финансирования, мало природных ресурсов.
Увеличение темпов экономического роста под воздействием международного фактора- экспансия ТНК развитых стран
Создание «мировых фабрик» по производству обуви, одежды, электронных товаров.
Активная роль государства стимулирование предпринимательского сектора.
Система предпринимательского планирования, стимулирование НТП.
Конфуцианство (власть народа, достоинство человекака, стремление к труду, образованию).
Растет мощь коммерческого сектора
Латино-американская модель НИС
В 60-х — начале 70-х гг. импортозамещение (вместе с другими факторами) дало возможность Латинской Америке стать одним из самых динамично развивающихся районов мира. С середины 70-х гг. начинается замедление экономического развития. В 80-х гг. Латинскую Америку потряс глубочайший социально-экономический кризис — «потерянное десятилетие», отбросившее назад экономику латиноамериканских стран. В 90-х гг. спад сменился подъемом. Улучшилось экономическое положение многих стран. Одним из катализаторов подъема стала новая для Латинской Америки экспортоориентированная модель индустриального развития. Постепенная интеграция, развитие процессов транснационализации, приватизация ранее убыточных государственных предприятий (работавших ранее в «тепличных» условиях) дали свои результаты. Экспортная ориентация «подстегнула» экономическое развитие.
1) Высокие темпы экономического развития до 8% ВВП в год
2) Ведущие являются не добывающие, а перерабатывающая отрасль экономики
Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии перешли на экономическую модель сбалансированного роста, которая предполагает: во-первых, последовательный переход в приоритетах развития от сельского хозяйства к легкой промышленности, а затем к тяжелой промышленности и, наконец, к точным технологиям; во-вторых, переход от трудоемкого к капиталоемкому, а затем к наукоемкому производству; в-третьих, переход от политики импорта замещения к политике экспортной экспансии; в-четвертых, стимулирование рыночных отношений на всех этапах реформирования экономики.
Для всех НИС характерны: довольно разнообразная отраслевая структура экономики; широкое распространение индустриальных форм труда; большой удельный вес в промышленном производстве средств производства; экспорт изделий обрабатывающей промышленности.
НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай («латиноамериканские пумы «);
НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
НИС «четвертой волны»: Китай, Филиппины, Вьетнам.
Общие черты новых индустриальных стран
Новые индустриальные страны
Новые индустриальные страны – это группа развивающихся стран, которые за последние десятилетия совершили качественный скачок социально-экономических показателей.
Экономики данных стран смогли за короткий период времени смогли перейти от отсталой экономики, которая в большинстве своём свойственна развивающимся странам, к высокоразвитой, которой характерны специфические черты. Среди таких стран:
Необходимо обязательно отметить, что все перечисленные страны входят в состав развитых стран. В процессе их активного развития возникли две континентальные модели.
Первая – азиатская модель. Суть данной модели в том, что развитие национальной экономики концентрируется на внешнем рынке на основе заимствованных технологий, с серьёзной государственной поддержкой.
Вторая – латиноамериканская модель. Она основана на развитии национальной экономики и концентрируется на импортозамещении на основе привлечения американских ТНК и ТНБ. Вместе с тем необходимо отметить, что все эти страны определили некоторые характерные особенности в развитии. Далее о них подробнее.
Они показывают самые высокие темпы роста и экономического развития, а наступление глобального кризиса практически во всех из этих стран не произошло серьёзных экономических спадов, а наблюдалось лишь некоторое снижение темпов экономического роста.
Основной отраслью в этих странах является обрабатывающая промышленность.
Примечательно, что для всех этих стран характерна экспортоориентированная стратегия, именно по этой причине огромное значение имеют в данной ситуации внешние рынки.
Стоит отметить, что все эти страны принимают активное участие в региональной интеграции, здесь и ЛАИ, и МЕРКОСУР, и АСЕАН, и пр.
Для некоторых из этих стран характерен процесс динамического образования собственных транснациональных корпораций, которые могут вполне успешно конкурировать с ведущими транснациональными корпорациями мира.
Для новых индустриальных стран характерно особое внимание к науке и образованию, развитию современных технологий, а также к наращиванию человеческого потенциала.
В этих странах наиболее активно развиваются новые технологии на основе кластерного подхода и отчасти аутсорсинга. Такие страны наиболее привлекательны для транснациональных корпораций, поскольку они предлагают недорогую рабочую силу и одновременно с этим они обладают значительными сырьевыми ресурсами, развитым банковским и страховым сектором, а также благоприятным деловым климатом.
Специфическая черта, которая по факту служит визитной карточкой этих стран – производство бытовой техники и компьютеров, одежды, обуви, игрушек, особенно в больших объёмах с целью экспорта на мировые рынки.
Примечательно, что все страны активно развивают международную индустрию, которая включает элементы деловых и коммерческих услуг.
Общие черты стран с переходной экономикой
Страны с переходной экономикой – это государства, которые появились в результате распада восточно-европейского сегмента мирового социализма, стран-участниц СЭВ, СССР и Югославии.
К таким странам в настоящий момент относятся двадцать восемь государств: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Беларусь, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Молдавия, Македония, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Черногория, Чехия, Хорватия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония. Кроме того, стоит отметить, что в соответствии с докладом МВФ-2010, Чехия была причислена к развитым странам.
Переходная экономика – это такое состояние национальной экономики, которое характерно для этапа смены существующих общественно-политических отношений на иные, качественно противоположные первым.
Иными словами, переходная экономика представляет собой трансформационный процесс, когда социалистическая экономическая система стала заменяться капиталистической экономической системой. В этой связи обязательно стоит сказать, что по уровню социалистического развития практически все эти страны, кроме Албании, к началу перехода относились к среднеразвитым странам, а многие из них по факту почти не уступали в уровне развития некоторым членам ЕС, к примеру, Испании, Португалии или Греции, однако эти страны были более развиты нежели Кипр или Мальта. По мнению некоторых экспертов, вполне можно было рассчитывать на практически безболезненный переход с одной стадии на другую с сохранением уровня жизни населения в этот период. Однако так повезти могло только индустриально-аграрным странам с высоким уровнем развития человеческого капитала.
Но многие страны, выбрав своей целью переход к капитализму и при этом, не имея представлений о конкретных этапах и задачах подобного пути следования, наоборот оказались отброшенными назад в развитии, тем самым совершив деиндустриализацию. Практически сразу они стали крупнейшими должниками западных банков и банковских пулов при сравнительно небольших валютных резервах. Многим из них стало свойственно резкое уменьшение государственных расходов на здравоохранение, образование и культуру, а также науку и в целом на социальное обеспечение.
Сокращение темпов роста населения, сокращение рождаемости и повышение уровня смертности сыграло негативную роль в темпах роста трудоспособного населения, кроме того, резко увеличился уровень безработицы.
Именно с этими причинами связан высокий уровень международной миграции рабочей силы, наиболее характерна она для некоторых стран СНГ. В новых членах ЕС растёт доля оттока трудоспособного населения. Граждане переезжают в старые страны ЕС с целью работы, наиболее активны жители Прибалтики, Польши, Венгрии и Румынии.
В этой группе стран имеются значительные особенности, и они достаточно рельефны, что даёт возможность хоть и условно, но всё же разделить эту группу на две подгруппы:
Специфические особенности первой группы объясняются тем, что, в первую-очередь, история восточноевропейского социализма началась достаточно поздно, после окончания Второй мировой войны, а предшествовавший период их капиталистического развития оставил глубокие корневые основания. Все эти факторы способствовали разработке более удачных подходов в современной капиталистической их трансформации в 1990-е гг. Во вторую очередь, следует отметить, что данная группа стран оказалась наиболее интересна Евросоюзу, государства-члены которого оказали максимальное влияние на их экономическую политику для более благоприятного развития их экономики, что повлекло за собой позитивные результаты при серьёзной финансовой помощи.
Иная ситуация сложилась в республиках бывшего СССР, особенно в группе СНГ. Для этих стран, которые составляли классическую группу социалистических стран, а их индустриальное развитие выпало на эпоху существования СССР.
Практически все страны из этой группы смогли совершить огромный шаг от феодальных отношений к современной индустриальной эпохе благодаря СССР и в его составе.
Важную роль в данном переходном периоде в 1990-х гг. безусловно сыграла Россия. Либертарианские методы экономической политики, которые применялись российскими властями, подчас безумно включались правительствами в осуществляющие изменения. Именно это стало причиной отката назад, возобновившиеся процессы деиндустриализации, которые сопровождались внутренними вооружёнными конфликтами, а также межгосударственными локальными войнами протяжении всего десятилетия и даже в начале XXI века.
Как отмечали эксперты, наиболее возможная ошибка правительств СНГ состояла в том, что они попытались демонтировать социальную политику, уровень и качество которой в целом стали важным достижением, что в прочем стало серьёзным опытом для стран ЕС при формировании ими государства всеобщего благоденствия. Примечательно, что в начале XXI в. такое положение дел стало активно меняться в лучшую сторону практически во всех регионах.
В Центральной Азии и на Кавказе прекратились вооружённые конфликты, это стало поводом для прокладки дороги капиталистических экономических отношений сквозь бюрократические препятствия. Кроме того, наиболее активно стали работать рынки товаров и услуг, а также денежные рынки.
Для России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении были в этот период свойственны позитивные сдвиги в экономики, которые были связаны с серьёзными потоками нефтедолларов, что в последствие стало причиной повышения цен на мировых рынках на данные стратегические товары. Беларусь смогла не допустить большого падения экономический показателей, а даже наоборот, смогла развить свой потенциал. Таким образом, в 2001-2008 гг. страны СНГ достигли наивысших результатов развития с начала переходного периода коллективных экономических результатов. Все страны, кроме Киргизии и Таджикистана, показали положительный рост, который обусловлен был, главным образом, повышением цен на нефть и газ, что в итоге положительно повлияло на межреспубликанскую хозяйственную динамику. Более того, данные страны показали высокую интенсификацию торгового обмена между ними и формированием устойчивых связей с разными центрами мировой экономики.
Характерные черны переходной экономики
Для стран с переходной экономикой и для субъектов СНГ было характерно, что объектом государственного регулирования выступала целиком экономическая система вне зависимости от того, какие лозунги были наиболее популярны. Подобное регулирование реализовывалось в широком диапазоне, подразумевается, что в некоторых странах его объектом представлялась вся система хозяйства, а в других – лишь некоторые отрасли или даже определённые жизненно важные компании или сферы, которые без участия государства не могли был в принципе созданы. В общем можно выделить несколько свойственных общих черт для переходного периода:
Стоит отметить, что задачи по улучшению материального положения населения или модернизации экономики являются для правящих элит скорее второстепенными.
Проведение такой политики стало причиной масштабной дифференциации общества, когда незначительная его часть была смогла сосредоточить в своих руках большую часть национального богатства, а большая часть населения не получила ровным счётом ничего и как и при социализме осталась ни с чем. Лишь с надеждами на исключительно всесильное государство.
Важно понимать, что в современном мире мелкое предпринимательство является фундаментом для капитализма, и если этот слой небольшой, то и сама капиталистическая экономика не может иметь устойчивый характер.
В завершении надо сказать, что именно эти и другие глобальные процессы стали причиной формирования и становления новых международных глобальных игроков в мировой экономике и в международных экономических отношениях.
14. «Новые индустриальные страны» (НИС)
После окончания Второй мировой войны рассматриваемая группа стран Юго-Восточной Азии представляла из себя достаточно отсталые аграрные государства, в которых кроме риса и ряда полезных ископаемых практически ничего не производилось. К настоящему же времени страны региона превратились в одни из самых быстроразвивающихся государств мира, которые одевают и обувают, снабжают бытовой электроникой и продуктами питания и США, и Японию, и Западную Европу. Уровень качества произведенной здесь продукции отвечает самым высоким стандартам, технологии отличаются своей прогрессивностью, повышается экологичность производств и продуктов.
За три последних десятилетия четверка «азиатских драконов» совершила настоящий прыжок от отсталости к высокому уровню развития. Этот прыжок был прежде всего обеспечен самыми высокими в мире темпами прироста ВВП, составлявшими примерно 10 % в год и только в последнее время несколько снизившимися.
ВВП Гонконга в 2003 оценивался в 213 млрд. долл. США (реальный рост на 3,3% в год), что составило 28,8 тыс. долл. США на душу населения (уровень, соответствующий ведущим государствам Западной Европы). По уровню жизни населения Гонконг на 2004 год находится на 23-м месте. Гонконг занимает 10-е место в мире по объему торговли и является 11-м по значению мировым банковским центром. В нем размещены азиатские штаб-квартиры многих транснациональных корпораций.
Гонконг и Тайвань вкладывают деньги в свободные экономические зоны Китая. Особенно важно упомянуть о Шэньчжэне, наиболее развитой экономической зоне, которая расположена недалеко от Гонконга.
В 2002 ВВП в Сингапуре оценивался в 112,4 млрд. долл. США, т.е. 25,200 долл. США на душу населения. Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль «базарной площади» – сюда поступают товары, производимые в соседних странах, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распределяются между соседними странами. Сингапур – один из крупнейших мировых портов (второе место в мире по грузообороту). По данным за 2004 год Сингапур по уровню жизни населения занимает 25 позицию.
В 1997 валовой внутренний продукт Южной Кореи составил более 10 тыс. долл. на душу населения. В течение ряда лет экономика страны развивалась исключительно быстрыми темпами (рост ВВП часто составлял более 10% в год). Поставки за границу промышленных товаров, в первую очередь одежды, обуви, комплектующих для электронной техники, чугуна, автомашин и мотоциклов, принесли Южной Корее 63,3 млрд. долл., или 88% всей выручки, полученной от экспорта. Огромную роль в экономике Южной Кореи играют национальные финансово-промышленные группы (чэболь). Многие из них сегодня входят в число крупнейших компаний мира – «Самсунг», «Хёндэ», «Дэу», «LG».
Страны-«драконы» превратились в крупнейшие финансовые центры мира и ведущих мировых экспортеров капитала. Здесь строятся небоскребы, современные аэропорты, запускаются спутники. С небольшим опозданием к аналогичным достижениям стремятся страны-«тигры». Каким же образом удалось добиться таких успехов? Ответ на вопрос заключается в особенностях экономического развития НИС Юго-Восточной Азии.
1. «Новые индустриальные страны» (НИС)
«Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате процессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.
Эти процессы протекают во всех подсистемах мировой экономики и в развивающихся странах.
К группе НИС принято относить 8 стран: 4 государства Юго-Восточной Азии и 4 государства Латинской Америки. НИС Юго-Восточной Азии являются Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины. Очень часто можно встретить и другое наименование данных государств — страны-«тигры». Совсем недавно НИС в Юго-Восточной Азии было больше, таковыми еще считались Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. Однако данная четверка уже достигла основных стандартов западных экономик и перешла в разряд развитых стран. Их название в зарубежной научной литературе — «драконы», что позволяет интерпретировать данную характеристику как отрыв от прочих НИС и «улет» в группу развитых экономик. Если мы обратимся к стадиям развития экономик Уолта Ростоу, то «тигры» находятся на третьей (Индонезия и Филлипины) — четвертой (Малайзия и Таиланд) стадиях роста, а по классификации Майкла Портера азиатские НИС пребывают в стадии, движимой инвестициями.
В Латинской Америке НИС считаются Мексика, Бразилия, Аргентина и Чили. По уровню развития латиноамериканские НИС стоят ниже «драконов», но выше «тигров». Наиболее успешно развиваются Чили и Аргентина, которые можно сопоставлять с Малайзией и Таиландом, несколько ниже уровень развития Мексики и Бразилии.
Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН (Организации Объединенных Наций):
1) размер ВВП на душу населения;
2) среднегодовые темпы его прироста;
3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);
4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
5)объем прямых инвестиций за рубежом.
Таблица 1.
Темпы роста ВВП НИС Азии (%)
По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда отдельных НИС.
Особо следует сказать о Сингапуре, который в 1995 г. первым из государств ЮВА получил статус «индустриально развитого». Такое «звание» официально присвоено ему с 1 января 1996 г. Три десятилетия стабильного экономического роста превратили это государство из небольшого порта в девятую в списке богатейших стран мира (в расчете ВВП на душу населения). В условиях политической стабильности промышленность страны постоянно набирала обороты в среднем со скоростью 8,4% в год, а каждый из ее жителей повысил свой жизненный уровень в среднем в 7 раз. Ежегодный доход среднестатистического жителя Сингапура составил в 1995 г. 22,3 тыс. долл. — выше, чем в Великобритании, бывшей метрополии. Кстати, и Гонконг, бывшая колония Великобритании, по многим социально-экономическим аспектам уже превзошел свою метрополию. Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х гг. занимают 4-е и 5-е место в мире по уровню доходов на душу населения.
Еще одним достижением НИС ЮВА является низкий уровень безработицы. В середине 90-х гг. четыре «дракона», а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безработицей в мире.
Практически во всех «новых индустриальных странах» стремительный рост экономики в последние десятилетия обусловил увеличение абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к промышленно развитым странам.
Иной вехой на пути форсированного роста «новых индустриальных стран» явилось изменение структуры национальных экономик, в частности создание в них сравнительно продвинутой, хотя и не всегда вполне гармонично развитой промышленной базы.
Специалисты выделяют следующие важнейшие этапы в эволюции хозяйства НИС:
4. на четвертом (с середины 80-х гг. до настоящего времени) — постепенное формирование собственного научно-технического потенциала с опорой на соответствующие ресурсы из-за рубежа.
Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран.
Отмечая несомненные успехи НИС, не стоит сбрасывать со счетов и то, что они продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. Так, «четыре дракона» достигли по размеру ВНП на душу населения лишь 38% от уровня Японии.
1.1. Особенности экономического развития НИС Восточной и Юго-Восточной Азии
Характеризуя модель развития азиатских НИС, прежде всего стоит отметить культурные особенности восточноазиатских стран. Именно благодаря своеобразной восточной культуре и менталитету им удалось достичь таких успехов в своем развитии. Общими чертами менталитета народов этого региона (японцев, корейцев, китайцев), в частности, являются:
· уважение и беспрекословное подчинение властям;
· высокий уровень образовательных стандартов (по оценкам международных организаций интеллектуальный уровень молодежи выше всего в Сингапуре, Южной Корее, Японии и Гонконге);
· большое усердие и трудолюбие;
· командный дух и чувство локтя (уже известный нам сюивизм);
· тесные семейные узы (так называемое кумовство).
Большое значение для развития восточноазиатских стран имел опыт Японии, которой в кратчайшие сроки удалось добиться послевоенного возрождения экономики. Японское «экономическое чудо» стало для стран ЮВА эталоном развития, практически все государства региона пошли по японскому пути преобразований. Первыми начинали страны-«драконы», с интервалом примерно в двадцать—тридцать лет к ним присоединились «тигры».
В 1950-е гг. в странах региона было в наличии только отсталое сельское хозяйство, практически не существовало промышленности. Из ресурсов точно так же, как и у Японии, имелась только дешевая многочисленная рабочая сила. Реформа сельского хозяйства стала предпосылкой для индустриализации. Происходила конфискация крупных землевладений, раздел земли, высвобождение рабочих рук.
Базой индустриализации стало первоначально крайне отсталое текстильное производство. Страны региона экспортировали на мировой рынок дешевую низкокачественную продукцию (одежду, обувь и т. п.). За счет невысоких цен, привлекательного внешнего вида (упаковки), широкого ассортимента товаров им удалось найти свою нишу на мировом рынке. Экспортная выручка направлялась на модернизацию производства и, как в Японии, на развитие новых секторов экономики.
Большую роль в экономическом развитии стран Восточной Азии сыграло государство. Экономическая стратегия правительства в послевоенный период мало чем отличалась от классического меркантилизма: стимулировался экспорт и достаточно жестко ограничивался импорт. Политика протекционизма, включающая таможенные и административные барьеры на пути импорта, защищала национальных производителей от иностранных конкурентов. На внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства. Подобные ограничения способствовали ускорению индустриализации, защите национальных производителей, стимулировали экспортное производство.
Одновременно в экономику стран ЮВА активно привлекался иностранный капитал. Осуществлялись инвестиции в новые производства, заимствовались передовые технологии. Притоку зарубежного капитала способствовали низкая стоимость рабочей силы и благоприятный инвестиционный климат (государство гарантировало зарубежным инвесторам сохранность и приумножение их капиталов). На базе привлечения иностранного капитала и технологий в регионе появилось конкурентоспособное производство.
Очень важную роль на первом этапе развития сыграла политика импортозамещения:
• высокие таможенные пошлины защищали местных производителей от качественной продукции западных конкурентов;
• относительно недорогие товары местного производства быстро насытили внутренний рынок;
иностранная валюта, полученная от экспорта, тратилась не на импорт товаров потребительского назначения, а шла на закупки самого передового оборудования и технологий, что поддерживало процесс индустриализации.
В ходе индустриализации стратегию экономического развития, приоритетные отрасли национального хозяйства, методы стимулирования экспорта и защиты местных производителей от иностранных конкурентов — все это определяло государство. Успехи развития стран Юго-Восточной Азии объясняются продуманностью действий их правительств, правильным выбором приоритетных отраслей экономики, быстрой реакцией на конъюнктуру мирового рынка. Несмотря на полномасштабное вмешательство государства в экономику, все ключевые решения принимались в зависимости от потребностей и состояния рынка, на основании рыночных законов. Гибкое сочетание политики протекционизма с ориентацией местных производителей на внешние рынки дало для стран региона великолепные результаты.
Приоритеты промышленной политики государства постоянно менялись. Активная государственная поддержка и финансирование предоставлялись новым прогрессивным отраслям, получавшим режим временной монополии. Более нейтральная политика проводилась по отношению к достаточно развитым отраслям, которые получали от государства различные льготы и преференции для поддержания своего существования. Подобным образом государство само создавало и ликвидировало стимулы для экономического развития. Гибкость такой государственной политики содействовала развитию экономики, но одновременно приводила к сращиванию предпринимательской элиты с государственным аппаратом и образованию по сути дела олигархического, кланового капитализма. В конце 1990-х гг. именно эта клановость не позволила государству вовремя отреагировать на первые симптомы кризиса.
Важной составляющей государственной экономической стратегии была валютная политика. Власти препятствовали повышению курса национальных валют, избегали его резких колебаний. Увеличение курса валют по мере наращивания экспорта и роста конкурентоспособности национальных товаров государство компенсировало субсидиями для экспортеров, что продолжало делать экспорт выгодным. Государство осуществляло контроль за притоком иностранного капитала: привлекался только долгосрочный капитал, прямые инвестиции. Отказ от такой политики в 1990-е гг. стал одной из причин кризиса в регионе.
Приоритетами промышленной политики государства в странах Юго-Восточной Азии в разные периоды времени были следующие отрасли:
· 1950-е гг.: текстильное и стекольное производство;
· 1960-е гг.: производство цемента, минеральных удобрений,переработка нефти, сталелитейная промышленность, производство синтетических тканей;
· 1970-е гг. (после мировых кризисов): судостроение, производство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т. п.);
· 1980-е гг.: электротехническая и электронная промышленность, телекоммуникации, информатика;
· 1990-е гг.: производство новых материалов и технологий, аэрокосмическая промышленность.
Важным элементом поддержки привилегированных отраслей и предприятий был их льготный доступ к кредитам под достаточно низкие проценты. Таким образом, была решена проблема нехватки капитала для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики. В свою очередь это стимулировало создание огромных компаний-конгломератов, которые специализировались сразу в нескольких несмежных отраслях. Кроме того, все шире открывался доступ местных компаний под гарантии правительства к зарубежным кредитам, что создавало предпосылки для кризиса 1990-х гг.
По мере укрепления национальной промышленности в странах Юго-Восточной Азии роль государства в экономике начала снижаться. Государство снизило таможенные пошлины, отменило нетарифные ограничения во внешней торговле. Если ранее для некоторых стран региона была характерна диктатура или жесткая мужская демократия, то теперь приходит пора демократизации всего общества. Прежние диктаторы сменяются новыми демократически настроенными лидерами, начинают вспыхивать скандалы о коррупции в государственном аппарате. Свою роль сыграла и тенденция к неоконсерватизму в развитых странах мира в 1980-х — начале 1990-х гг. Государство в азиатских НИС отказывалось от прямого вмешательства в экономику и все чаще применяло косвенные методы регулирования. Однако либерализация некоторых секторов экономики при отсутствии либерализации всей экономической системы была преждевременной. В частности, отход правительства от контроля за финансовыми рынками и банковской системой, использование методов монетаризма в кредитно-денежной сфере (фиксированный валютный курс и регулирование уровня процентной ставки для увеличения притока иностранного капитала в экономику), рост спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках закладывали мину замедленного действия под финансовую систему стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Современной особенностью стран региона является то, что их прежняя модель развития, в основе которой лежала экспортная ориентация экономики, уже во многом себя изжила. Рост квалификации рабочей силы, увеличение уровня заработной платы делают их товары все менее и менее конкурентоспособными на мировых рынках. Перенакопление капитала заставляет задуматься над продолжением роста, в основе которого лежат инвестиции. Пределы экстенсивного роста на базе вовлечения новых ресурсов уже пройдены. Крупные компании-конгломераты с широко диверсифицированной деятельностью начали испытывать серьезные трудности. Открытость экономики обернулась проблемой расчетов по внешним долгам в условиях снижения экспортного потенциала. Стала очевидной необходимость перестройки национальной экономики на основе рыночных принципов хозяйствования. Кумовство и клановый капитализм обернулись коррупцией и неэффективностью принятия решений на государственном уровне.
Выходом из сложившейся ситуации может быть модернизация экономики и переход на новый уровень развития, в основе которого должны лежать новые технологии, наукоемкое и нематериальное производство. Потенциал у НИС в этом плане неплохой. Наукоемкость их производственной базы постоянно повышается, квалифицированных кадров вполне достаточно, по мере роста доходов населения сложился емкий внутренний рынок. Скорее всего, теперь страны-«драконы» обратятся к нишевой специализации на мировом рынке на основе высоких технологий (примеры уже есть — изготовление компьютерной техники в Тайване или производство деталей самолетов из новых конструкционных материалов в Южной Корее), а также станут активнее работать на своем внутреннем рынке. Растет и сектор услуг, включая производство информационных технологий, туризм и финансы, что дает дополнительные шансы на долговременное развитие.
Проблемы могут возникнуть только от продолжающейся глобализации мировой экономики, глобализации, которая пока развивается по американскому сценарию. Соответственно, США через международные организации стремятся навязать всем странам мира свою модель развития. Странам Юго-Восточной Азии, сильнее всего пострадавшим от валютно-финансового кризиса и получающим кредиты и советы МВФ и Мирового Банка, труднее всего будет противостоять экономической идеологии США. Попав в финансовую зависимость от США после кризиса, им пришлось активнее использовать неолиберализм по-американски. В особенности это касается стран-«тигров».
Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать со счетов азиатскую модель развития, она нуждается только в серьезной модернизации и исправлении самых очевидных своих ошибок. Не будем забывать и о том, что хотя мы называем азиатской модель развития всех стран региона, на самом деле эта модель имеет различные свои варианты, характерные для каждой из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, Гонконг отличается либеральным капитализмом, вполне соответствующим американским идеалам, а в Индонезии, напротив, сам уровень развития пока еще не позволяет говорить о подлинно рыночной экономике. Не стоит сбрасывать со счетов и интеграционные тенденции в регионе, который в нынешнем веке вполне сможет стать достойным экономическим соперником и Европе, и Северной Америке.
Вопросы для самопроверки
Каковы были темпы экономического развития большинства стран НИС?
Выделите особенности экономического развития НИС
Назовите НИС первой волны
Определите различия в темпах промышленного развития азиатских драконов в довоенный и послевоенный период
Вопросы: Толстова К. Обласова Е.