Что такое новый товар по закону
Статья 469. Качество товара
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ в статью 469 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 469. Качество товара
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 469 ГК РФ
О качестве проданной вещи см. также Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
3. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
4. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
2.5.2. Понятие нового товара
Термин «новый товар» не стандартизирован. Между тем единое понимание этого термина важно как для потребителей, так и для специалистов, связанных с организацией производства, реализацией и оценкой новых товаров.
Новый товар — это предмет потребления, который удовлетворяет новые потребности человека или по сравнению с заменяемым товаром более полно удовлетворяет сложившиеся потребности. Свойства товара, обусловливающие его принадлежность к категории «новый товар», следует считать проявлением новизны.
Новизну товара можно охарактеризовать целым рядом признаков. В зависимости от использованных признаков следует различать категории «потребительская новизна» и «рыночная новизна». В товароведении, как науке о потребительной стоимости товаров, изучают первую категорию, в маркетинге, как науке о рынке, — в основном вторую.
При рассмотрении потребительской новизны объектом оценки является новизна потребительских свойств, а субъектом — квалифицированный потребитель — человек, знающий товар, и поэтому способный установить степень его новизны.
Примерами рыночной новизны являются известные товары: освоенные новыми производителями; предназначенные для нового рынка (страны, региона); представляемые потребителю новым способом (например, с применением элементов стимулирования продажи).
В примерах по двум категориям новизны используются признаки, называемые в маркетинге элементами комплекса маркетинга «4P»:product (продукт), price (цена), place (место), promotion (продвижение). Два элемента комплекса «4P» являются общими для товароведения И маркетинга — товар и рынок. Понятие «рынок» — очень емкое.
и потребительские сегменты). Маркетинг оперирует всеми признаками рынка (в том числе территориальным аспектом).
В целом выделение двух категорий новизны (потребительской и рыночной) носит условный характер и вызвано необходимостью разграничить сферы ее научного исследования как общей для двух наук проблемы. На рис. 15 представлена классификация новых товаров.
Рис. 15. Классификация новых товаров
Товары нового вида — товары, удовлетворяющие новые потребности или удовлетворяющие уже существующие потребности принципиально другим способом. По существу это пионерные товары; именно они позволяют компании продвигаться на рынок семимильными шагами. Примером уже выпущенных товаров, которые удовлетворили новые потребности, стали: в группе холодильных машин и приборов — холодильники для хранения продуктов в новых зонах жилища (термостаты для хранения овощей и фруктов на лоджиях); в группе радиотоваров — аппараты с эффектом «караоке»; в группе съемочной аппаратуры — цифровые камеры, выполняющие функции видеокамеры и фотоаппарата; в группе продовольственных товаров, в частности злаковых продуктов, — сухие завтраки (каши моментального приготовления, мюсли). Множество товаров создано для удовлетворения нескольких потребностей, т.е. по принципу объединения: 1) соединения соков с молоком — молочно-соковые мик-сы фирмы «Вимм-Биль-Дан»; 2) соединения сладости с игрушкой (Kinder Surprise).
Особенно много создается товаров, товаров-услуг, удовлетворяющих новые потребности в сфере цифровой техники (средств связи, радиоаппаратуры). Например, в 2002—2003 гг. появились: сотовый телефон с новой услу
124 Глава 2. Критерии конкурентоспособности товаров и
гой — «мобильный локатор», определяющий по номеру абонента его местонахождение; проигрывающее устройство с возможностью пополнения фонотеки через Интернет.
Новизна как составляющая конкурентоспособности строго привязана к периоду времени.
— любителей животных: памперсы для попугаев (необходимы для перевозки их в автомобиле); сотовый телефон в виде кости (крепится к ошейнику и позволяет собаке услышать голос хозяина и в ответ пролаять); ритуальные услуги; кресла для крепления и подушки безопасности для собак, перевозимых в автомобиле;
— гурманов: мясо крокодила; лягушачье мясо (в консервированном или маринованном виде); мясо волов (отличается экологической чистотой, так как это животное пасется на альпийских лугах); страусиное мясо.
Можно назвать также «аптечные» товары: лекарственный маркер, позволяющий легко наносить иод или зеленку на рану; медицинский клей, служащий для заклеивания ран и порезов.
Существует острая потребность в новых видах товаров для инвалидов. Речь может идти о световых сигнальных устройствах (взамен дверных звонков) для инвалидов слуха; о локаторах для инвалидов зрения, позволяющих обходить препятствия, и т.д.
Примером новых товаров, удовлетворяющих известные потребности новым способом, являются лазерные проигрыватели, плазменные телевизоры,
электронные термометры, молоко в асептической упаковке (сохраняет качество в течение 6 мес). Представленная ниже группировка обновленных товаров дана в соответствии с РД (23).
товары с улучшенными основными показателями. Номенклатура основных свойств и показателей определяется экспертным методом, а также по ГОСТу с шифром «4» — стандартом на систему показателей качества продукции. В стандартах этой системы, как правило, выделяются основные показатели. Например, если в пылесосе достигнуто улучшение показателя уровня шума, то пылесос можно считать модернизированным товаром, так как согласно ГОСТу 4.441—86 показатель «уровень звуковой мощности» отнесен к группе основных показателей.
2.5. Потребительская новизна 125
Усовершенствованные товары — товары с улучшенными неосновными показателями качества25, например, в пылесосе может быть улучшена конструкция, не «затрагивающая» основные показатели: предусмотрено четыре колесика вместо двух для обеспечения устойчивости прибора.
Основная масса товаров-новинок — это обновленные товары, которые, имея более высокий уровень потребительских свойств, более полно удовлетворяют сложившиеся потребности.
Преобладание в общей массе новых товаров обновленных товаров — закономерный факт. Эволюционные изменения в сырье, технологии, конструкции, происходящие в производстве многочисленных разновидностей товаров, сменяются под влиянием НТП революционными — появлением новых видов товара. Практика американских фирм показывает, что товары, впервые появившиеся в продаже (товары со значительным нововведением), составляют 10%; товары, которые ранее не продавались данной компанией, но сбывались другими, — 20%; товары с небольшими нововведениями (новые модели товаров известных торговых марок и пр.) — 70%. Специалисты отмечают, что примерно 80% новых товаров «пролетает мимо денег». Поэтому искусство маркетолога состоит в умении нащупать скрытые ожидания потребителя. Не случайно разработанный консалтинговой компанией «Диамонд Кластер Интернэйшнл» («Diamond Cluster International)) (Чикаго)) методологический подход назван «анализом стратегически чувствительных струн» и направлен на уменьшение рисков путем определения невысказанных ожиданий потребителей [17]. Высокие темпы развития научно-технического прогресса и глобализация рынка ускоряют моральное старение продукции. Например, производители мобильных телефонов в течение года обычно меняют полностью свой модельный ряд. Если еще в 2003 г. на полках можно было увидеть аппараты, созданные три года назад, то сейчас в салонах уже не найти моделей годовалой давности. В сети «Би Лайн» новые тарифы появляются каждый сезон.
Ускорение темпов морального старения порождает проблему стабильности новизны.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 5 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 14 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 17 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ в пункт 19 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 20 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 22, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 23, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Как поступить, если покупатель требует замены товара, который больше не продается?
Магазин не обязан менять товар старой модели на новую без доплаты со стороны покупателя.
Одно из требований, которые по Закону о защите прав потребителей покупатель может предъявить магазину при обнаружении неустранимого брака в приобретенной технике, – замена на аналогичный товар. Заявлять такое требование покупатель вправе в пределах гарантийного срока, который по технике может составлять несколько лет. Модельная линейка у большинства производителей обновляется ежегодно. Поэтому ситуация, когда покупатель требует замены товара, а этот товар больше не выпускается, не поставляется и не продается, весьма распространена. Судьи кассационного суда дали рекомендации, как должен действовать магазин в подобной ситуации, чтобы не «попасть» на штрафы.
Суд отметил, что покупатель вправе предъявить требование о замене товара, а продавец обязан выдать покупателю новую технику. Однако если аналогичный товар в продаже отсутствует, поскольку больше не выпускается производителем, обязанность продавца по замене считается прекращенной в связи с невозможностью исполнения. При этом покупатель может предъявить любое другое требование из предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
Поэтому магазин, получив требование о замене товара, который больше не выпускается, должен в отведенный законом срок уведомить об этом покупателя и предложить ему либо аналогичный товар с перерасчетом стоимости (с доплатой, если товар дороже, и с возвратом части денег, если аналог дешевле), либо иной способ урегулирования претензии (возврат денег, ремонт и т.п.). В этом случае считается, что магазин выполнил предусмотренные законом обязанности. Другими словами, взыскать с него штраф за нарушение прав потребителя или принудить к передаче более дорогого аналога без доплаты нельзя.
Документ: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 № 88-17522/2020 по делу № 2-41/2019
Статья 469. Качество товара
1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
3. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
4. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
Комментарий к ст. 469 ГК РФ
1. Передаваемый товар должен быть надлежащего качества. Качество представляет собой соответствие свойств товара определенному комплексу требований, обусловливающих способность товара удовлетворять потребности покупателя.
Согласно абз. 2 п. 2 коммент. ст. непригодность использования товара для каких-либо особых целей может рассматриваться как нарушение условия о качестве только в случае, когда при заключении договора продавец был поставлен в известность о целях приобретения товара (см.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 июня 2005 г. N Ф08-2639/2005; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2004 г. N Ф04-8938/2004(7167-А75-20)).
Пункт 3 коммент. ст. устанавливает правила о способе определения качества товара по образцу и (или) его описанию. При продаже товара по образцу покупатель имеет возможность ознакомиться с качественными свойствами приобретаемой вещи, которые заложены в уже существующем экземпляре данной вещи, изготовленном в качестве образца. При продаже товара по описанию его потребительские (эксплуатационные) свойства определяются в договоре в форме словесного текста, схем устройства, графических изображений и т.п. Вещь как таковую, являющуюся предметом договора купли-продажи, в том числе в виде образца, покупатель осмотреть еще не может. Надлежащим исполнением признается передача товара, который соответствует согласованному сторонами образцу или описанию.
4. По общему правилу стороны свободны при формулировании условий о качестве и могут предусмотреть как повышенные, так и пониженные, по сравнению с обычно предъявляемыми, требования к свойствам товара. Однако свобода сторон в определении условий о качестве в отдельных случаях ограничена законом.
Так, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать товар, качество которого соответствует обязательным требованиям, предусмотренным законом, или в установленном им порядке (п. 4 коммент. ст.). Обязательные требования к продукции, обеспечивающие, в частности, биологическую, механическую, пожарную, химическую и иную безопасность, устанавливаются техническими регламентами (п. 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании).
Судебная практика по статье 469 ГК РФ
Принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 456, 469, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзацах третьем, четвертом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив факт поставки товара ненадлежащего качества, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 469, 475, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, приняв во внимание заключение независимого исследования, установив факт поставки товара ненадлежащего качества, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения первоначального иска и отказа в удовлетворенного встречного иска.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 329, 393, 450, 454, 469, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что обществом поставлено оборудование ненадлежащего качества, не произведен ввод оборудования в эксплуатацию и не передана документация, предусмотренная условиями договора, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 393, 469, 474, 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что ответчиком поставлен товар, несоответствующий условиям договора о качестве; по спорным изделиям ответчиком подписаны акты передачи зарекламированных изделий; в соответствии с актами ответчиком были приняты возвращаемые зарекламированные изделия; подтвержден осмотр всех изделий, пришли к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 15, 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что ответчик не является производителем боковых рам и не несет ответственности за их недостатки, обнаруженные в пределах гарантийного срока, а также отметив, что спорные вагоны неоднократно проходили деповские и текущие ремонты, в ходе проведения которых неисправности боковых рам не были выявлены, пришли к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для применения к ответчику мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 454, 469, 470, 471, 475, 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, установив, что ответчиком не исполнены обязательства по поставке качественного оборудования, выполнению пусконаладочных работ, недостатки спорного оборудования являются существенными, выявлены в период гарантийного срока, дефект имеет производственный характер, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 15, 393, 465, 469, 475, 476, 506, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе заключение экспертизы, установив наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком при мойке автомобиля очистителя, поставленного истцом, и возникновением повреждений на автомобиле, стоимость которых возмещена истцом, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 469, 506, 516, 523, 525, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив факт поставки обществом товара, не соответствующего условиям контракта о качестве, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 1 статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (пункт 1).
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 2).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 469, 476, 506, 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, исходили из недоказанности истцом факта поставки ответчиком товара ненадлежащего качества.