Что такое нпо в казахстане
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Неправительственные организации в Казахстане — глазами экспертов
Однако некоторая часть экспертов считает, что отдельные НПО создаются для видимости демократии (17,8%), лоббирования интересов какой-либо политической партии (15,8%), личных интересов (14,9%), отмывания финансовых средств (13,9%).
Практически две трети опрошенных экспертов заявили, что знают те или иные неправительственные организации.
Приоритетными направлениями деятельности НПО экспертами названы экология и защита прав женщин, далее указывались такие направления, как защита прав человека, проблемы женщин и детей, борьба с бедностью, профилактика СПИД, проблемы образования и науки, борьба с распространением наркотиков, развитие здравоохранения и культуры и искусства. Эти же направления названы экспертами, как наиболее эффективные сферы приложения сил НПО. Эксперты рекомендуют направлять усилия НПО в первую очередь на социальную сферу, с проблемами которой государственные структуры справляются не слишком успешно.
Главным видом деятельности общественных организаций в области защиты прав женщин, детей, молодежи эксперты назвали защиту прав женщин, охрану материнства и детства. Достаточно часто называлось создание реабилитационных центров, проведение различных фестивалей, конкурсов, консультирование по юридическим и другим общественно-значимым вопросам и др.
Около половины экспертов знают неправительственные организации, работающие в социальной сфере.
В заключение можно сделать вывод, что НПО в Казахстане пока что не имеют четко устоявшегося имиджа в глазах широкой общественности. В целом отношение общественности к деятельности НПО довольно положительное, но в то же время и противоречивое, так как не все эксперты владеют достаточным объемом информации, и в силу этого возникает определенное недоверие.
НПО в Казахстане
Анализ опыта развитых стран позволяет, в целом, увидеть общие признаки некоммерческих организаций: 1) эти организации имеют институционально закрепленную структуру и отделены от государства; 2) являются самоуправляемыми и не распределяют прибыль среди своих учредителей или руководителей; 3) они добровольны, поскольку зависят от добровольных пожертвований граждан и используют труд волонтеров; 4) в таких организациях нет обязательного членства.
Финансирование НПО на грантовой основе, а также посредством премий или субсидий для неправительственных организаций являются популярным механизмом государственной поддержки институтов гражданского общества, и существуют во всех европейских странах, США, а также на пространстве СНГ.
НПО в Казахстане не только сотрудничают с институтами власти при разрешении социальных конфликтов, но иногда и замещают их и довольно успешно. Кроме того, НПО работают не только по принципу от народа к власти, но и как элемент «обратной связи», что позволяет политическому режиму получать объективные данные об эффективности своих решений и ответной реакции на них населения. С помощью выделяемых для НПО финансовых средств на социальные проекты, власти перекладывает со своих плеч часть забот и обязанностей по ряду направлений работы с населением и это очень удобно всем.
В Казахстане сотрудничество государства и НПО осуществляется через государственный социальный заказ. В свою очередь государственный социальный заказ является формой реализации социальных программ, проектов, а также отдельных мероприятий, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней, обеспеченных за счет бюджетных средств, посредством заключения договора на осуществление государственного социального заказа, где поставщиком выступает неправительственная организация.
Наряду с выполнением государственного социального заказа, казахстанские НПО сотрудничают с международными организациями. Основными формами сотрудничества международных организаций и НПО являются грантовые конкурсы, когда организация или физическое лицо самостоятельно инициирует программу деятельности и предлагает ее для финансирования международной организации.
Направления деятельности, в которых наиболее активна поддержка международных организаций различных гражданских инициатив со стороны НПО и физических лиц: поддержка независимых СМИ, экология, гражданское образование, защита прав и продвижение интересов целевых групп, инициативы в области эффективного управления, защита социально уязвимых групп населения. Наименее популярны гендерные и культурные проекты.
Мифы и правда об НПО
По данным Министерства юстиции Республики Казахстан, на 16 марта 2018 года в Казахстане официально были зарегистрированы 22 398 НПО. Однако до сих пор не все ясно представляют, что же скрывается за туманной аббревиатурой «третьего сектора». В этой статье попробуем разобраться в мифах, окружающих неправительственные организации.
Разница между НПО и НКО
В нормативно-правовых актах часто можно заметить смешение определений «некоммерческих» и «неправительственных» организаций. В то же время это смежные, но не синонимичные понятия.
Итак: НПО — общественное объединение, учреждённое без участия официальных институтов и осуществляющее свою деятельность на основании устава и на собственные средства.
НКО — юридическое лицо, не ставящее основной целью получение прибыли и разделение дохода между участниками. Может быть как государственным, так и находящимся в иной форме собственности (Закон об НКО).
Миф № 1: НПО — это только благотворительность
Вердикт — ложь
Согласно «Закону о некоммерческих организациях», любые ассоциации подобного типа могут создаваться с целью достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, юридических, здраво- и природоохранных, спортивных задач; для удовлетворения религиозных потребностей и другого.
К примеру, «Молодежная информационная служба Казахстана» (МИСК) — учреждение, объединяющее амбициозное юношество. Члены фонда создают условия для развития интеллектуальных, творческих способностей молодых людей, проявляют гражданскую инициативу в принятии нормативно-правовых актов.
Так, в своих первых эдвокаси-кампаниях служба помогла внедрить льготный проезд для студентов во всех городах Республики, предложила поправки в модель вузовского договора на платное обучение и провела ремонт в нескольких университетах и общежитиях Казахстана.
Миф № 2: НПО освобождены от налогов
Вердикт — ложь
Хотя в Налоговом кодексе страны обговаривается условие, по которому:
— освобождены от налогообложения, существует множество других обязательных выплат в пользу государства:
Миф № 3: НПО — это оппозиция
Вердикт — полуправда
Одной из форм неправительственных НКО может быть политическая партия, однако сюда также относятся профсоюзы (напр. «Федерация профессиональных союзов Республики Казахстан»), религиозные учреждения (ДУМК, РПЦ) потребительские кооперативы, фонды («Дара», «Добровольное общество Милосердие») некоммерческие акционерные общества и ассоциации.
Миф № 4: НПО финансируются только иностранными организациями
Вердикт — ложь
По словам министра общественного развития Дархана Калетаева, 13,6 миллионов долларов (или около 5 млрд тенге) ежегодно выделяется зарубежными инвесторами на поддержание отечественных некоммерческих объединений. Ключевыми фигурами здесь являются международные НКО и США, доля которых составляет 70% от всего иностранного финансирования.
Но намного большие средства поступают к НПО за счёт государственного заказа, казахстанского частного меценатства и личных отчислений участников неправительственных организаций. Так, за последние 16 лет госрасходы на поддержание НКО с 11 млн увеличились до 20 млрд тенге.
Год | Сумма средств, выделенных государством для НПО (тенге) |
2003 | 10,7 млн |
2004 | 9,7 млн |
2005 | 59,7 млн |
2006 | 200 млн |
2007 | 299,028 млн |
2015 | 7,1 млрд |
2016 | 9,4 млрд |
Некоммерческие организации могут основать бизнес, средства от которого пойдут на достижение их уставных целей. Таким образом они тоже становятся спонсорами собственных проектов.
Государственные гранты для НКО
Для получения бюджетного гранта на осуществление социального проекта устраивается конкурс между неправительственными объединениями. К слову, для них существуют особые критерии отбора, по которым участниками могут стать только зарегистрированные в Базе данных НПО ассоциации. Иными словами, необходимо доказать, что претендент играет активную роль в общественной жизни населения.
Зачем нужны НПО и как они поддерживают представителей социально уязвимых слоев общества
Интервью с Жанель Баястановой, руководительницей Фонда образовательных технологий и инициатив.
Фотография: Иллюстрация Ольги Цай
Неправительственные (некоммерческие) организации являются третьим сектором гражданского общества, который отвечает за развитие гражданского общества в стране и является одним из ключевых элементов взаимодействия правительства и народа. Например, НПО оказывает поддержку людям, которые стали жертвами сексуального насилия, лишившихся незаконным путем своих домов, или жертвам гражданских правонарушений.
В Казахстане зарегистрировано 22 тыс. НПО, из которых 16 тыс. активно ведут деятельность. Поддержку данному сектору Гражданского общества, в основном, оказывают доноры международных организаций и государственные программы. Тем не менее существует ряд системных проблем в данной области.
Поговорили с Жанель Баястановой, руководительницей Фонда образовательных технологий и инициатив, специалисткой по женскому лидерству, эдвокаси, об основных проблемах НПО Казахстана и о том, как наладить связь с госорганами для улучшения работы неправительственных и некоммерческих организаций.
Проблемы казахстанских НПО
В Казахстане НПО недостаточно сильные, чтобы внести какие-то весомые изменения для представителей социально-уязвимых слоёв общества: людей с инвалидностью, детей, многодетных матерей, жертв семейно-бытового насилия. Обесценивать работы всех НПО не стоит, но нужно признать проблемы и начать с ними работать.
В целом, в казахстанском обществе отсутствует понимание важности работы НПО, гражданских инициатив со стороны большинства, и как следствие это влияет на результаты работы.
К сожалению, проблемы с доступом к интернету в отдаленных сельских местностях сильно отбрасывают достижения НПО назад, и во многом из-за этого сложно сделать шаг в сторону прогресса.
Был кейс, когда из-за отсутствия доступа к правосудию у представителя уязвимого слоя населения не было возможности получить квалифицированную помощь в правовых вопросах. И был проект, который занимался юридическими консультациями для уязвимых групп населения. И тут мы столкнулись с тем, что не многие могли дать грамотную юридическую консультацию, которая сформировала бы обширное понимание, в чем заключается проблема и как следует ее решить.
Как решить эти проблемы
Для улучшения работы НПО нужно внедрять инновации и новые методики. Хорошо, что есть доноры — чаще всего это международные организации и фонды, — которые уделяют этому внимание и время. Мы проводим обучение, но не всегда получается это сделать в селах. Таким образом, мы можем быть еще полезнее для того слоя общества, который наиболее нуждается в помощи.
В первую очередь, следует наладить диалог с государством. Со своей стороны, государство делает все возможное, но чаще всего мы видим просто помощь без вовлечения. А без него невозможно понять важность и нужность проекта. И я понимаю госструктуры: у них уйма работы и планов, которые требуют незамедлительного выполнения, и есть проблема с нехваткой кадров.
Также необходимо наладить партнерские отношения с локальными госорганами и бизнес-сектором. Это позитивно повлияет на развитие работы НПО, позволит найти источники дополнительного финансирования и нацеленность на свою целевую аудиторию.
Заниматься точечно только одной проблемой получается крайне редко. Здесь никого не хочется обидеть, но многие берут проект по одной теме, например, о сексуальном насилии и домогательствах, и делают информативные листовки, проводят пару тренингов по данной тематике по всем регионам страны и на этом всё. После сразу же берутся за реализацию другого проекта. Их действиям не хватает систематичности и последовательности. На этом этапе как раз нужно подключать государственные механизмы, внедрять базовые понятия по данной теме, уметь находить рычаги влияния и понимать необходимость знаний в этой области.
Почему женщины — это слабое звено в казахстанском обществе
Женщины в наше время — самая уязвимая часть в обществе. Здесь не хочется выделять отдельно многодетных матерей или же матерей-одиночек. Многодетная мать без кормильца семьи или как единственный кормилец семьи, женщина, не получающая пенсию, одинокая женщина — они все относятся к уязвимой части населения. Особенно уязвимы те, кто живет в селах и отдаленных от центра регионах. Как правило, они испытывают сложности с получением пенсии, пособий или разведены и не приспособлены к финансовой независимости.
В целом, мы принижаем роль женщин в нашем обществе. Вне зависимости от того, где она родилась, женщина в Казахстане очень уязвима и подвергается стрессовым моментам в два раза больше, чем кто-либо другой. Просто в сельской местности они знают о своих правах еще меньше, чем в городе.
Ни в коем случае не хочу принижать или обесценивать роль мужчин в нашем обществе, но ситуация с пандемией доказала еще раз, что именно женщина несет все бремя семьи на своих плечах. Ведь именно на женщинах лежит все домашнее хозяйство, ответственность за семейный бюджет, воспитание детей и плюс ко всему они теперь также отвечают за вопросы образования детей. В городе намного с этим проще, так как в доступе информация, технологии и возможности. В сельской местности всё намного сложнее.
Здесь важна работа третьего сектора, где НПО может в полной мере оказать правовую и психологическую поддержку и помощь. Низкая зарплата, наличие ребенка с инвалидностью, отсутствие собственного жилья и доступа к информации ставит женщину на роль жертвы, которая сама должна искать пути решения.
Список казахстанских НПО
НПО, работающие с людьми с инвалидностью
Защита прав матерей, помощь людям с инвалидностью
Консультативно-психологическая, юридическая поддержка социально-уязвимых слоев населения
НПО в Казахстане
НПО существовали в Казахстане еще при СССР, но наибольшее развитие они получили уже с обретением независимости. Сейчас в Казахстане насчитывается несколько тысяч неправительственных организаций, которые работают в различных сферах общества. Основная задача таких организаций – это привлечение внимание к общественно значимым проблемам в обществе.
Программа развития Организации объединенных наций проводила исследование, с целью узнать какие организации работают наиболее эффективно и в каких областях. Так, по данным исследования наибольшую эффективность показали такие НПО как: Международное казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности», «Ассоциация деловых женщин Казахстана», Фонд Сорос и т.д., всего более 100 организаций.
Экспертами были названы основные сферы деятельности НПО: привлечение внимания общественности к проблемам общества, связь общества с государством, активизация населения, поддержка социально уязвимых слоев населения, привлечение средств различных доноров.
Становление НПО условно можно разделить на несколько этапов.
27 июня 1991 года вступил в действие Закон Казахской Советской Социалистической Республики «Об общественных объединениях в Казахской ССР». Первый этап – это начиная с конца 80ых по середину 90ых годов, тогда было уже около 400 организаций, одно из мощных движений, которое появилось в этот период это «Невада – Семипалатинск».
Второй этап включает с середины 90ых и начиная 2001 годом. В это время число НПО увеличилось и составляло более 1500 организаций, которые работали в различных сферах общества. Огромное влияние оказало принятие Конституции 30 августа 1995 года, в статье 5 которой, признавалось политическое и идеологическое многообразие взглядов. Так же, 1996 году 31 мая был принять закон «Об общественных объединениях», который регламентировал их деятельность. Нормы Конституции являлись лишь основой, а закон вносил ясность в деятельность НПО.
Третий этап становления НПО можно условно считать с 2002 по настоящее время. В 2002 году была принята государственная концепция поддержки НПО.
Основными задачами этой концепции являются: совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций; создание условий для роста гражданской инициативы; финансирование программ социально ориентированных неправительственных организаций через государственный социальный заказ; создание Советов по взаимодействию государственных органов и общественных объединений; совместное проведение мероприятий; информационное обеспечение деятельности неправительственных организаций Казахстана; смягчение условий регистрации неправительственных организаций.
Так же было важным принятие закона «О государственном социальном заказе» в 2005 году, который тоже способствовал развитию этой сферы. В последующие годы принимались различные законодательные нормы для совершенствования этой сферы.
На сегодняшний день в республике функционирует более 6000 различного рода НПО, не все они функционируют, как хотелось бы и проблем этой сфере хватает, но постепенно работа налаживается и приносит свои результаты для общества и государства.