Что такое нравственно философская проблематика

Философско-нравственные проблемы

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

I. Философско-нравственные проблемы

Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой).

Проблема поиска смысла жизни

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

. Роман-эпопея «Война и мир».

Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

— Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

— Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

В. Быков. Повесть «Сотников».

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

А. Твардовский. Поэма «По праву памяти».

Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок».

Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое».

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).

И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».

М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т. д.)

1) Проблема нравственной стойкости:

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

2) Проблема нравственного падения:

А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия».

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).

А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Проблема милосердия, сострадания

А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).

В. Тендряков. «Хлеб для собаки».

Проблема чести, благородства, справедливости

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв).

М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин).

М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).

Проблема истинной дружбы

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа).

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).

В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой).

М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин).

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).

Проблема внутренней свободы (несвободы)

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

Проблема отцов и детей

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).

Проблема равнодушия, душевной черствости

Проблема преданности, верности в любви

А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).

И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).

Проблема веры (безверия)

М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).

И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).

Проблема античеловечной сущности войны

М. Шолохов. Рассказ «Родинка».

Ю. Бондарев. Рассказ «Война».

М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

II. Человек и государство

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).

Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.

Проблема трагедии эмиграции

В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река».

С. Довлатов. Рассказ «Чемодан».

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

А. Ахматова. Поэма «Реквием».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».

III. Социально-философские проблемы

Проблема русского характера

Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т. д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка.

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» (Иван Флягин).

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)

А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор» (Матрёна).

— Научная статья «Природа и ее влияние на русский характер»

Проблема назначения искусства, проблема отношений художника и «толпы»

— : «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк».

Проблема духовного здоровья общества

Проблема влияния искусства (литературы) на человека

Источник

ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ: ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема поиска смысла жизни Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию «золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым. И как итог — полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное «я”.

Проблема свободы выбора (выбора пути) Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды — это налево, а прямо — это путь восхождения «через тернии к звёздам”. И каждый из нас выбирает свой путь. Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом. Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: «Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: «Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор «несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель. Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков. Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге. Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”

Проблема утраты (обретения) цели в жизни «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг. — того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости. Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины «с ребёнком, завёрнутым в одеяло”. «Ненормальная!” — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль. Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация «дежа вю”, как будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда «мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: «Я молчала и ненавидела себя за это молчание”. «Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, «люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный”, кричит: «Прррава держи!” «Прррава держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: «А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни”.

ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

Проблема художника и власти. Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил «заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго. Творчество — единственный способ бессмертия творца. «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

Проблема эмиграции. Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России. Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, «старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

Источник

I. Философско-нравственные проблемы

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни

Проблема свободы выбора (выбора пути)

Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков. Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге.

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

II. Человек и государство

Проблема художника и власти

Проблема эмиграции

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

Проблема интеллигенции

Прблема фамилии.

1.Говорящие фвмилии в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»(Тяпкин-Ляпкин,)2.Фамилии-прозвища Древнерусских князей( Всеволод Большое гнездо, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, их прозвища показывали либо победу в войне, либо ту черту хар-ра, которая была более всего присуща). Проблема жизненной стойкости. 1.Короленко «Слепой музыкант»( человек, родившийся слепым в итоге стал великим музыкантом, его «гибкая, чувственная музыка» вызывала только восторг и восхищение у слушателей.2.Паралимпийские игры( Люди с врожденными диффектами, пытаются жить «полной жизнью, не взирая на это)3.А.Платонов «Неизвестный цветок»( рассказ о цветке, выросшем на пустыре в камнях и глине. «Дождевая вода не доходила до его корня, а он все рос, рос и радовал окружающих своей красотой»)4.Е.А.Пермяк рассказ о молодом березняке( березки росли, не обращая внимания на Крапиву и Репейник, которые своим «ядовитым языком»бросали разные гадости в их сторону,а березняк с каждым новым годом становился все выше, его устрашали, а он все рос).

Примеры аргументов для выражения собственного

Цель жизни.

— «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».

— «Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего, ждать нежданного, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть на свете, пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она прекрасна». (А. Б. Чаковский.)

Язык.

— «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. » СВ. М.Шукшин.)

— «Язык открывает свои чертоги и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело в однообразии покоя или борьбы, кто искренен не только с другими, но и с самим собою. » (В. И. Белов.)

Чтение, искусство слова.

— «Литература дает нам колоссальней, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Делает нас мудрыми». «Умейте читать с интересом и не торопясь». «Литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной». «Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты». ( Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)

«Нет на свете чуда большего, чем хорошая, умная книга». (Л. Кассиль.)

«Убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. » (Александр Солженииын. из Нобелевской лекции. 1972 г.)

4. Искусство, значение искусства в жизни человека, наука и искусство.

— «Источником доброго является всякое подлинное искусство. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно служит единению человеческих душ». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)

— «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился их сделать лучше». (Немецкий композитор XVIII века Гендель.)

— Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».

— «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.

Тот, кому недоступны чувства, кто не может остановиться, чтобы удивиться и замереть в очаровании, подобен мертвому, его глаза закрыты, его уши не слышат, это тусклый, серый человек». (А. Эйнштейн.)

Удивительное рядом»

(известный режиссер кукольного театра С. В. Образцов,) «Надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может содинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробушка. » (А. Низова.)

О памяти и совести.

Русской природе.

«У природы есть своя культура». «Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем». «Природа по-своему социальна. Она может жить рядом с человеком, который бережет ее». (Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».)

Счастье и несчастье.

Эзоп советовал несчастным оглянуться вокруг себя: ведь на свете немало людей с еще более тяжелой судьбой.

— «. на опыте собственного несчастья почувствовать несчастье другого, чтобы прийти ему на помощь и утешиться самоотверженным,
благородным поступком», «даже в несчастье человек не должен терять свой человеческий облик». (А. С. Макаренко, известный педагог.)

Воспитанность.

Искусство ошибаться.

Патриотизм.

Цель, смысл жизни.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». (Андрей Болконский и Пьер Безухов). (Семья и война).

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (Печорин).

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин).

Природа.

(Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа. »)

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». (Николай Петрович Кирсанов любуется
красотой мест, где живет. Евгений Базаров говорит: «Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник».)

Национальное своеобразие.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать-В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять. »)

Отцы и дети».

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». (Чацкий и Фамусов.)

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». (Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)

История.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». (Восстание Емельяна Пугачева.)
-Л. Н. Толстой. «Война и мир». (Отечественная война 1812 года.)

Родина.

— «И дым Отечества Нам сладок и приятен!» <А. С. Грибоедов.)

— «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». (Байрон.)

12.Детство.

Язык.

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н. В. Гоголь.)

Моральная вседозволенность.

Проблема выбора.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». (Иешуа и Понтий Пилат.)

20. Сохранение вечных нравственных ценностей. Духовность. Долг и
честь. Человек в водовороте исторических событий.

Проблема счастья.

Беликов угнетает окружающих: люди «боятся громко говорить, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Держа в руках целый город, он скучен, бледен, не спит по ночам. Он запугал прежде всего самого себя. Беликов достигает своего идеала в гробу: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Проблема совести

Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей.

Проблема патриотизма

Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Человек и природа

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

М.М.Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность человека по отношению к природе, взаимоотношения человеческой души и природы, влияние природы на человека)

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»(главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он гово

Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть фото Что такое нравственно философская проблематика. Смотреть картинку Что такое нравственно философская проблематика. Картинка про Что такое нравственно философская проблематика. Фото Что такое нравственно философская проблематика

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *