Что такое нравственно философская проблематика
Философско-нравственные проблемы
I. Философско-нравственные проблемы
Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой).
Проблема поиска смысла жизни
Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.
. Роман-эпопея «Война и мир».
Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.
— Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути
Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.
— Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…
— М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
— В. Быков. Повесть «Сотников».
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».
— А. Твардовский. Поэма «По праву памяти».
— Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок».
— Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое».
— И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».
— В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни
— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).
— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).
— И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).
— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).
— М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».
— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).
Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т. д.)
1) Проблема нравственной стойкости:
— М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).
— А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).
2) Проблема нравственного падения:
— А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия».
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).
— А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).
— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).
— А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).
— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).
— А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Проблема милосердия, сострадания
— А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)
— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий».
— Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).
— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).
— В. Тендряков. «Хлеб для собаки».
Проблема чести, благородства, справедливости
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв).
— М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).
— Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин).
— М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).
Проблема истинной дружбы
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа).
— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).
— В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой).
— М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин).
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).
— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).
Проблема внутренней свободы (несвободы)
— А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).
— А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).
Проблема отцов и детей
— К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
— И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).
Проблема равнодушия, душевной черствости
Проблема преданности, верности в любви
— А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).
— И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда).
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).
Проблема веры (безверия)
— М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).
— И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).
— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).
Проблема античеловечной сущности войны
— М. Шолохов. Рассказ «Родинка».
— Ю. Бондарев. Рассказ «Война».
— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)
II. Человек и государство
Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя
Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.
— М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).
Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.
Проблема трагедии эмиграции
— В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река».
— С. Довлатов. Рассказ «Чемодан».
Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
— А. Ахматова. Поэма «Реквием».
— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».
III. Социально-философские проблемы
Проблема русского характера
Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т. д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка.
— М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).
— Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» (Иван Флягин).
— М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)
— А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор» (Матрёна).
— Научная статья «Природа и ее влияние на русский характер»
Проблема назначения искусства, проблема отношений художника и «толпы»
— : «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк».
Проблема духовного здоровья общества
Проблема влияния искусства (литературы) на человека
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ: ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема поиска смысла жизни Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию «золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым. И как итог — полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное «я”.
Проблема свободы выбора (выбора пути) Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды — это налево, а прямо — это путь восхождения «через тернии к звёздам”. И каждый из нас выбирает свой путь. Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом. Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: «Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: «Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор «несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель. Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков. Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге. Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”
Проблема утраты (обретения) цели в жизни «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг. — того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.
Проблема равнодушия, нравственной чёрствости. Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины «с ребёнком, завёрнутым в одеяло”. «Ненормальная!” — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль. Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация «дежа вю”, как будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда «мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: «Я молчала и ненавидела себя за это молчание”. «Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, «люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный”, кричит: «Прррава держи!” «Прррава держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: «А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни”.
ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО
Проблема художника и власти. Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил «заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго. Творчество — единственный способ бессмертия творца. «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.
Проблема эмиграции. Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России. Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, «старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.
I. Философско-нравственные проблемы
I. Философско-нравственные проблемы
Проблема поиска смысла жизни
Проблема свободы выбора (выбора пути)
Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней
Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков. Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге.
Проблема утраты (обретения) цели в жизни
Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости
II. Человек и государство
Проблема художника и власти
Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Проблема интеллигенции
Прблема фамилии.
1.Говорящие фвмилии в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»(Тяпкин-Ляпкин,)2.Фамилии-прозвища Древнерусских князей( Всеволод Большое гнездо, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, их прозвища показывали либо победу в войне, либо ту черту хар-ра, которая была более всего присуща). Проблема жизненной стойкости. 1.Короленко «Слепой музыкант»( человек, родившийся слепым в итоге стал великим музыкантом, его «гибкая, чувственная музыка» вызывала только восторг и восхищение у слушателей.2.Паралимпийские игры( Люди с врожденными диффектами, пытаются жить «полной жизнью, не взирая на это)3.А.Платонов «Неизвестный цветок»( рассказ о цветке, выросшем на пустыре в камнях и глине. «Дождевая вода не доходила до его корня, а он все рос, рос и радовал окружающих своей красотой»)4.Е.А.Пермяк рассказ о молодом березняке( березки росли, не обращая внимания на Крапиву и Репейник, которые своим «ядовитым языком»бросали разные гадости в их сторону,а березняк с каждым новым годом становился все выше, его устрашали, а он все рос).
Примеры аргументов для выражения собственного
Цель жизни.
— «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».
— «Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего, ждать нежданного, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть на свете, пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она прекрасна». (А. Б. Чаковский.)
Язык.
— «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. » СВ. М.Шукшин.)
— «Язык открывает свои чертоги и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело в однообразии покоя или борьбы, кто искренен не только с другими, но и с самим собою. » (В. И. Белов.)
Чтение, искусство слова.
— «Литература дает нам колоссальней, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Делает нас мудрыми». «Умейте читать с интересом и не торопясь». «Литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной». «Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты». ( Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)
— «Нет на свете чуда большего, чем хорошая, умная книга». (Л. Кассиль.)
— «Убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. » (Александр Солженииын. из Нобелевской лекции. 1972 г.)
4. Искусство, значение искусства в жизни человека, наука и искусство.
— «Источником доброго является всякое подлинное искусство. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно служит единению человеческих душ». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)
— «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился их сделать лучше». (Немецкий композитор XVIII века Гендель.)
— Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».
— «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.
Тот, кому недоступны чувства, кто не может остановиться, чтобы удивиться и замереть в очаровании, подобен мертвому, его глаза закрыты, его уши не слышат, это тусклый, серый человек». (А. Эйнштейн.)
Удивительное рядом»
(известный режиссер кукольного театра С. В. Образцов,) «Надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может содинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробушка. » (А. Низова.)
О памяти и совести.
Русской природе.
«У природы есть своя культура». «Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем». «Природа по-своему социальна. Она может жить рядом с человеком, который бережет ее». (Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».)
Счастье и несчастье.
— Эзоп советовал несчастным оглянуться вокруг себя: ведь на свете немало людей с еще более тяжелой судьбой.
— «. на опыте собственного несчастья почувствовать несчастье другого, чтобы прийти ему на помощь и утешиться самоотверженным,
благородным поступком», «даже в несчастье человек не должен терять свой человеческий облик». (А. С. Макаренко, известный педагог.)
Воспитанность.
Искусство ошибаться.
Патриотизм.
Цель, смысл жизни.
— Л. Н. Толстой. «Война и мир». (Андрей Болконский и Пьер Безухов). (Семья и война).
— М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (Печорин).
— А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин).
Природа.
(Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа. »)
— И. С. Тургенев. «Отцы и дети». (Николай Петрович Кирсанов любуется
красотой мест, где живет. Евгений Базаров говорит: «Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник».)
Национальное своеобразие.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать-В Россию можно только верить.
(Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять. »)
Отцы и дети».
— А. С. Грибоедов. «Горе от ума». (Чацкий и Фамусов.)
— И. С. Тургенев. «Отцы и дети». (Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
История.
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». (Восстание Емельяна Пугачева.)
-Л. Н. Толстой. «Война и мир». (Отечественная война 1812 года.)
Родина.
— «И дым Отечества Нам сладок и приятен!» <А. С. Грибоедов.)
— «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». (Байрон.)
12.Детство.
Язык.
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н. В. Гоголь.)
Моральная вседозволенность.
Проблема выбора.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». (Иешуа и Понтий Пилат.)
20. Сохранение вечных нравственных ценностей. Духовность. Долг и
честь. Человек в водовороте исторических событий.
Проблема счастья.
Беликов угнетает окружающих: люди «боятся громко говорить, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Держа в руках целый город, он скучен, бледен, не спит по ночам. Он запугал прежде всего самого себя. Беликов достигает своего идеала в гробу: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Проблема совести
Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».
В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.
Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.
К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей.
Проблема патриотизма
Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.
Человек и природа
И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)
М.М.Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность человека по отношению к природе, взаимоотношения человеческой души и природы, влияние природы на человека)
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»(главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он гово
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы