Что такое нравственное превосходство
Страдаете ли вы от иллюзии морального превосходства?
Большинство из нас считают себя «лучше среднего». Рассмотрим, насколько эта иллюзия оправдана или нет.
Большинство из нас считают себя лучше остальных. Когда дело доходит до стиля вождения, умственных способностей и скромности, склонность к оптимизму заставляет нас думать, что мы лучше, чем другие. Проблема самовозвеличивания наиболее отчётливо проявляется в моральной сфере — мы считаем себя более принципиальными по сравнению с другими. Наше чувство морального превосходства настолько искажено, что даже заключённые в тюрьму преступники думают, что они добрее, надёжнее и честнее, чем вы и я. Это помогает нам понять, почему мы живём в разделённую эпоху.
Интеллектуальное смирение — противоядие
«Мораль подобна храму на холме человеческой природы. Это наш самый священный атрибут».
Мы не просто переоцениваем свою моральную добродетель — мы недооцениваем моральную добродетель тех, кто не похож на нас.
Почему мы чувствуем моральное превосходство
«Книги, которые мир называет аморальными — это книги, которые показывают миру его собственный стыд». Оскар Уайльд
Исследование, проведённое Беном Таппином и Райаном Маккеем, не только подтверждает, что большинство из нас считают себя «лучше среднего» — оно рассматривает, насколько эта иллюзия оправдана или нет.
Трудно оценить того, кого мы не знаем. Именно поэтому люди приписывают «средние» ценности другим и «преувеличенные» ценности себе, когда их просят оценить мораль.
По мнению исследований, моральное превосходство — это «уникально сильная и широко распространённая форма иллюзии»; она заставляет вас чувствовать себя лучше другого человека или группы.
Однако в этом есть некая доля рациональности. У нас гораздо больше информации, чтобы оценить себя, чем людей, которых мы на самом деле не знаем. Следовательно, имеет смысл быть более осторожными при оценке других. Также нам мешает наш механизм самозащиты. С точки зрения выживания, безопаснее предполагать, что кому-то стоит доверять меньше, чем нам.
Иллюзия превосходства может защитить нас от лжецов или мошенников — моральный скептицизм может уменьшить наши шансы быть обманутыми.
Однако есть и негативные последствия. Самодовольство заставляет вас сосредоточиться на себе, а не на попытках понять других. Это снижает нашу готовность к сотрудничеству или компромиссу — создаёт стену между «нами» и «ними».
Люди, которые высоко ценят мораль, срезают углы, а потом создают ситуации, чтобы чувствовать себя хорошо.
Эгоистичные оправдания, которые мы придумываем, когда намеренно нарушаем этические правила, смягчают угрозу нашему моральному «Я» — мы поступаем «неправильно», считая, что придерживаемся морали. Взять, к примеру, человека, который приглашает своего отца в дорогой ресторан, чтобы показать ему, что у него всё хорошо. Он оправдывает расходы на ужин тем, что его отец «всегда даёт дельные советы, связанные с бизнесом».
Лень предполагаемого морального превосходства может быть фатальной в политике, бизнесе или религии — она ведёт к нетерпимости и насилию. Как писали Таппин и Маккей: «Когда противоборствующие стороны убеждены в собственной правоте, эскалация насилия наиболее вероятна».
Высокая мораль, но низкое поведение
Наши действия и позиции оправдываются более высокими моральными ценностями, чем у других. Иллюзия превосходства порождает разделение — те, кто не принадлежит к нашей группе, считаются хуже.
Католики и протестанты вели смертельную войну в Северной Ирландии. Евреи и христиане становятся мишенью во многих странах. Шииты убивают суннитов в Ираке, а не пытаются разрешить свои разногласия.
Парадокс в том, что обе стороны считают друг друга хуже. Большинство людей рассматривают себя как образцы добродетели, но мало кто воспринимает это в других.
Моральное превосходство может отражать значительную несогласованность в общественном суждении и восприятии, как объясняет Таппин. Чтобы проиллюстрировать это, он приводит в качестве примера Джейн, которая истолковывает свою мораль в очень позитивных терминах — частично используя моральную двусмысленность. Тем не менее, её оценка других менее позитивна. Двойные стандарты Джейн работают только в её пользу.
Наша моральная иллюзия ослепляет нас — мы верим, что мы всегда правы, а те, кто с нами не согласен, ошибаются.
Мир не делится только на чёрное и белое. Если мы постоянно будем фильтровать всё и всех через нашу моральную призму, никто никогда не сможет пройти испытание. Мы должны научиться отделять поступок от человека. Каждый в нашей жизни — это учитель. Мы можем учиться у кого угодно, даже у тех, кого считаем своими врагами.
Моральная слепота
Наши глубоко укоренившиеся убеждения часто могут быть причиной обвинений и недальновидности. Мы отождествляем себя с собственными моральными взглядами — изменение мнения или признание того, что мы неправы, похоже на отказ от нашей идентичности. Легче нападать на тех, кто думает иначе, чем признавать их точку зрения обоснованной.
Принадлежность к группе – важнейшая мотивация для человека. Мы объединяемся с людьми, которые разделяют наши мнения и моральные взгляды. Мы охотне следуем советам тех, кто «похож на нас» Аналогичным образом, когда мы сталкиваемся с кем-то новым, мы склонны рассматривать этого человека как «друга» или «врага». Подсознательно мы пытаемся оценить, стоит ли нам доверять этому человеку или нужно бороться с ним.
Наша моральная призма подобна слепоте — мы судим людей, не замечая, кто они на самом деле.
Группы искажают наше чувство морального превосходства и морального трайбализма. Как можно продвигать страну вперёд, если обе партии нападают друг на друга? Вместо того чтобы разделять лучшие идеи друг друга, они заботятся только о себе. То же самое касается религии — церкви больше беспокоятся по поводу верований и догм, чем помогают людям. Вы не спасётесь, если не отдадите предпочтение их пути.
«Нам всё время кажется, что наша группа морально превосходит другую группу, — поясняет социальный психолог Джонатан Хайдт. — Мы ненавидим их. Важно, чтобы мы постоянно показывали, насколько наша сторона лучше».
Сила интеллектуальной честности
Чтобы «найти» истину, мы должны видеть вещи такими, какими они являются в действительности, а не фильтровать их в угоду себе.
Как пишет Перри Тэм: «Что такое интеллектуальная честность? Это значит всегда искать истину, независимо от того, согласуется ли она с вашими личными убеждениями или нет».
Интеллектуальная честность заключается в том, чтобы найти лучшее решение, а не выиграть в споре.
Моральное превосходство способствует групповому мышлению — мы обращаем внимание только на тех, кто думает так же, как и мы. Разнообразие мышления необходимо для того, чтобы помочь группам найти наилучшие решения. Однако даже в самых «объективных» организациях лидеры используют моральное превосходство, чтобы заставить замолчать своих «подчинённых».
Начните с выравнивания игрового поля.
Это требует создания бесстрашной культуры, где люди могут:
Это требует от лидеров принятия уязвимости. Из своего опыта знаю, что это легче сказать, чем сделать. Требуется время, чтобы научить руководителей высшего звена отпускать власть и потребность всегда быть правыми. Как поясняет Тэм, решения должны «основываться на фактах, а не на статусе или положении лица в компании, представляющей их».
Интеллектуально смиренные взрослые с большей вероятностью учатся у людей, с которыми они не согласны. Мы должны выйти за рамки правильного или неправильного, интегрируя противоположные идеи, а не исключая их.
От оппозиции к интеграции
Творчество питается изобилием, а не исключением.
Шоу Improv Comedy практикует подход «Да, и. ». Он учит людей постоянно опираться на новые идеи, а не подменять или бороться со старыми. Импровизация — это интеграция; идеи — ступеньки, а не альтернативные пути.
Мышление «Да, и. » превращает каждого в участника. Как говорит Келли Леонард, исполнительный директор комедийной группы Second City: «Каждый в ансамбле генерирует сотни идей, и хотя большинство идей умирают и никогда не возрождаются, люди не боятся, что в конце им нечего будет предложить».
Интеграция основана на идеях друг друга — мы раскрываем потенциал каждой мысли вместо того, чтобы судить человека, который её предложил.
«Когда мы действительно вовлечены и прислушиваемся к другой стороне, разногласия, как правило, более конструктивны», — говорит Тенелл Портер, исследователь психологии из Калифорнийского университета.
В своей книге «Команды мечты» журналист Шейн Сноу поясняет, что, хотя великие команды — это больше, чем сумма их частей, (отсутствие) сотрудничества часто не способствует выполнению данного обещания.
Он выступает за три способа интеграции противоположного мышления:
1. Когнитивное разнообразие: одна из причин, по которой разнообразие терпит неудачу, заключается в том, что мы фокусируемся на демографии, а не на образе мышления. Вместо того чтобы искать людей, которые являются подходящими с точки зрения культуры, нам следует нанимать тех, кто продвигает культурный фитнес — они должны бросить вызов команде, чтобы она вышла за пределы собственной зоны комфорта.
2. Когнитивные трения: мы часто рассматриваем конфликт как раскол — напряжение может помочь, если мы отбросим в сторону моральное превосходство. Здоровые трения могут раскрыть лучшее в команде.
3. Интеллектуальное смирение: большинство лидеров действуют с позиции морального превосходства — они считают, что их мнение важнее, чем точка зрения их команды. Мудрые лидеры не только смиренны, но и принимают свою уязвимость. Они не хотят выигрывать все споры.
Интеллектуальное смирение подразумевает признание того, что наши убеждения или мнения могут быть неверными. В эпоху разделения гнев объединяет людей. Каждый принимает менталитет «выиграй любой ценой», чтобы доказать неправоту или коварство других.
Марк Лири, профессор психологии из Университета Дьюка, считает, что «интеллектуальное смирение необходимо для зашиты нас от саморазрушительных тенденций». Независимо от того, к какой точке зрения вы склоняетесь больше всего, интеллектуальное смирение может помочь вам найти точки соприкосновения, построить лучшие отношения и стать более эффективными лидерами.
Как принять интеллектуальное смирение
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Интеллектуальное смирение требует практики. Я уязвим перед собственным моральным превосходством. Ниже приведены не правила, а, скорее, советы, которые я использую, чтобы бросить вызов собственным взглядам — я тоже бываю жертвой высокомерия или интеллектуальной самоуверенности.
1) Старайтесь не осуждать людей. Когда мы вешаем ярлыки на людей, мы создаём вымышленную стену между «нами» и «ими» — мы путаем идеи с автором. Каждый из нас — учитель. Вы можете учиться у кого угодно, даже у тех, кто имеет противоположную точку зрения.
2) Дайте шанс противоположным точкам зрения: когда вы вовлечены и слушаете другую сторону, беседа становится более конструктивной и продуктивной. Пытайтесь на время принять точку зрения, которую считаете неправильной. Смотрите на мир сквозь эту призму в течение одного или двух дней. Посмотрите, чему вы можете научиться, глядя на жизнь с «тёмной стороны».
3) Не нападайте на людей из-за того, что они придерживаются других точек зрения: если бы все думали одинаково, мир был бы скучным. Искусство — прекрасный пример: все художники смотрят на одну и ту же реальность, но каждый выражает её по-разному.
4) Избегайте интеллектуальной самоуверенности. Мы все переоцениваем то, что знаем. Ласло Бок, вице-президент по найму сотрудников, работающий в компании Google, сказал: «Без интеллектуального смирения вы не можете учиться». Технологический гигант хочет, чтобы люди «спорили, как сумасшедшие» и были «фанатиками своей точки зрения», но признавали свою неправоту при изменении ситуации ввиду новых фактов.
5) Уважайте других. Относитесь к тем, кто думает иначе, уважительно, то есть так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Различия должны приводить к беседам, а не агрессии. Согласно исследованиям, когда мы чувствуем, что на нас нападают, страдает наше интеллектуальное смирение.
6) Отделяйте эго от ваших моральных взглядов: когда мы отождествляем себя с нашими идеями, мы становимся слепыми. Вы — не ваши идеи. Отбросьте в сторону своё эго — не принимайте всё на свой счёт, когда кто-то бросает вызов вашему мышлению.
7) Будьте открыты и готовы пересмотреть свою точку зрения. В эпоху, когда изменение мнения считается признаком слабости, люди предпочитают быть правыми, а не искать правду. Идеи никогда не бывают окончательными, они постоянно развиваются. Все научные теории были ступеньками для новых открытий. Если мы зациклимся на том, чтобы быть правыми, мы не сможем достичь никакого прогресса.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Иррациональное нравственное превосходство – мы считаем себя лучше других?
Мы иногда считаем, что обладаем большими достоинствами чем другие люди. Каковы последствия иррационального нравственного превосходства? Как и все люди, мы склонны представлять себя в положительном свете, часто считая себя лучше других. Исследования подтверждают что, как правило, мы сами классифицируем себя как человека с интеллектом, амбициями, особенностями характера, нравственностью выше среднего уровня. Это явление уже давно известно в психологии под названием самовозвышение.
Каковы причины? Защита и желание поддержать хорошее представления о себе может защитить нас от тревог и держать в убеждении, что мы соответствуем всем требованиям общества. Это имеет важное мотивационное значение. С другой стороны, если речь идет о легком признании своего морального превосходства по отношению к окружающим, это может быть разрушительным. Будет лишать воли к готовности идти на компромисс, или наоборот, создавать дистанцию между другими людьми. Чувство морального превосходства может привести к нетерпимости и насилию. Поэтому оно играет важную роль не только в наших межличностных отношениях, но и в политических конфликтах.
Ученые решили изучить почему люди так сильно верят в свою порядочность и нравственность, одновременно оценивая другого человека как находящегося на нижней ступени развития. В созданном ими эксперименте участники должны были рассмотреть тридцать различных черт характера. Это были особенности, связанные с моралью (искренность), социальной жизнью (тепло, быть приветливым) и предпринимательской деятельностью (творчество). Затем нужно было оценить уровень данной характеристики, по отношению к себе, как к среднему человеку, а также уровень, являющийся социально желательным. После анализа результатов эксперимента и бесед, проведенных с его участниками, исследователи пришли к выводу, что люди ведут себя нерационально оценивая нравственные качества других людей.
Одновременно исследователи указывают, что до определенного уровня, самовозвышение имеет хорошие показатели, к примеру мы узнаем гораздо больше информации о нас самих. Наше поведение и убеждения не настолько осторожны при проведении оценки себя, как и в случае оценки кого-либо другого.
Как можно определить, что кто-то оценивает себя разумно? Ключ в том, как человек видит характер других людей на фоне своего образа. Авторы утверждают, что люди рациональны, когда видят что они похожи на среднего человека. Таким образом, если в какой-то черте характера ты считаешь себя среднестатистическим человеком, твоя оценка себя самого под этим углом не отличается от оценки характера другого человека.
При оценке так себя, как и других, всегда нужно стараться держать соответствующую дистанцию и учитывать возможность того, что вы пытаетесь самовозвыситься.
Гордость, превосходство и уверенность
Моральное превосходство. | Врождённое превосходство. | Личное превосходство. | Восхищаться чьим-либо превосходством. | Иметь превосходство перед другими. | Смотреть на других с оттенком превосходства. | Дети очень неохотно допускают превосходство своих сверстников в чём-либо.
2. Превосходством называется достижение кем-либо преимущества в результате конкуренции, состязания и т. д.
Доказать своё превосходство над остальными. | Сохранить своё превосходство. | Признать чужое превосходство. | Лидер турнирной таблицы подтвердил своё превосходство.
3. Превосходством называют чьё-либо наиболее благоприятное положение, существование по сравнению со всеми остальными.
Стремление к превосходству. | Культурное, научное, экономическое превосходство. | Фашизм — это идеология, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы.
4. Превосходством называют достижение кем-либо самой высокой степени осведомлённости, развитости в каком-либо соревновательном процессе.
Техническое превосходство. | Превосходство в конкурентной борьбе. | Технологическое превосходство.
5. Превосходством называется численное преимущество кого-либо, кто находится в силовом противостоянии с кем-либо.
Абсолютное, подавляющее, тройное превосходство (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/4048/).
Выбор нездоровых продуктов может быть вызван чувством превосходства, уверены ученые из университета Южной Каролины и колледжа Баруха. Дело в том, что наслаждении сладкими и жирными продуктами приводит не только к удовлетворению, но и повышает самооценку, отмечает руководитель работы профессор-диетолог Кит Уилкокс. Эксперты попросили 240 студенток в возрасте от 19 до 27 лет написать о том, как они реагируют на продукты те или иные питания. Кроме того, участницы имели возможность выбирать между двумя подарочными сертификатами.
Одно вознаграждение было менее снисходительное, и включало школьные принадлежности, а второе могло использоваться для развлечения. Но доставались они только тем девушкам, которые проявляли больше самоконтроля в потреблении пищи, то есть питались исключительно полезными изделиями. Оказалось, что юные особы, которые выказывали чрезмерную гордость, быстрее подсаживались на вредные продукты, а также срывались и после диет опять набирали лишние килограммы. Вкусная еда является более сильным привлекающим моментом, чем подарки, утверждают специалисты.
Кроме того, авторы обнаружили, что молодые потребительницы, которые испытали гордость, были более склонны выбирать картофель фри вместо салата на обед. Авторы также выяснили, что счастье, еще одна положительная эмоция, не имеют такого же влияние на выбор блюд, как гордость. Потому что такой ключевой вопрос, как ожирение, был отнесен к низким условиям контроля за весом в отношении принятия решения в пользу здорового питания и получения за это определенного подарка. Полученные результаты имеют важное значение для повышения благосостояния женского населения.
Литература:
1. Анцупов А.В., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.СПб.: Питер, 2006.
2. Немов Р.С. Психологический словарь.М.: Владос,2007
Гордость как эмоциональное состояние
Как эмоциональное состояние, гордость может быть и реакцией на внешние обстоятельства, и умелым действием: гордость как умение жить с гордостью, привычка жить с гордостью. С другой стороны, есть люди, объективно созидающие достойные гордости дела, но не привыкшие этим гордиться, более того, живущие с ощущением вины и пониженной самооценкой.
Как создается гордость
Чтобы ощутить настоящую гордость, следует:
Признаки чувства стыда противоположны: человек отводит глаза, опускает голову, сутулится. Поведение становится суетливым и нервозным.
Чувство превосходства
Моральное превосходство. | Врождённое превосходство. | Личное превосходство. | Восхищаться чьим-либо превосходством. | Иметь превосходство перед другими. | Смотреть на других с оттенком превосходства. | Дети очень неохотно допускают превосходство своих сверстников в чём-либо.
2. Превосходством называется достижение кем-либо преимущества в результате конкуренции, состязания и т. д.
Доказать своё превосходство над остальными. | Сохранить своё превосходство. | Признать чужое превосходство. | Лидер турнирной таблицы подтвердил своё превосходство.
3. Превосходством называют чьё-либо наиболее благоприятное положение, существование по сравнению со всеми остальными.
Стремление к превосходству. | Культурное, научное, экономическое превосходство. | Фашизм — это идеология, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы.
4. Превосходством называют достижение кем-либо самой высокой степени осведомлённости, развитости в каком-либо соревновательном процессе.
Техническое превосходство. | Превосходство в конкурентной борьбе. | Технологическое превосходство.
5. Превосходством называется численное преимущество кого-либо, кто находится в силовом противостоянии с кем-либо.
Абсолютное, подавляющее, тройное превосходство (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/4048/).
Выбор нездоровых продуктов может быть вызван чувством превосходства, уверены ученые из университета Южной Каролины и колледжа Баруха. Дело в том, что наслаждении сладкими и жирными продуктами приводит не только к удовлетворению, но и повышает самооценку, отмечает руководитель работы профессор-диетолог Кит Уилкокс. Эксперты попросили 240 студенток в возрасте от 19 до 27 лет написать о том, как они реагируют на продукты те или иные питания. Кроме того, участницы имели возможность выбирать между двумя подарочными сертификатами.
Одно вознаграждение было менее снисходительное, и включало школьные принадлежности, а второе могло использоваться для развлечения. Но доставались они только тем девушкам, которые проявляли больше самоконтроля в потреблении пищи, то есть питались исключительно полезными изделиями. Оказалось, что юные особы, которые выказывали чрезмерную гордость, быстрее подсаживались на вредные продукты, а также срывались и после диет опять набирали лишние килограммы. Вкусная еда является более сильным привлекающим моментом, чем подарки, утверждают специалисты.
Глава вторая. Познание
«Истина сделает вас свободными»
I. Живая истина
Важность эпистемологии
Личность формируется в процессе свободных отношений. Однако первооснова отношений между людьми – это познание друг друга. Вот почему утверждают, что должное отношение есть истина, а недолжное – ложь. И потому вопрос о ценности нашего познания постоянно возникает как в практической жизни, так и в науке, в метафизике и религии.
Славянская истина: живая истина
Греки же были более скептичны: они не могли легко принять то, что не могли увидеть. Aletheia, слово, которое они использовали для обозначения истины, образовано из отрицательной частицы а и корня lethos или lathos (быть забытым, сокрытым, преданным забвению): истина – это то, что незабвенно, то, что нужно помнить.
Это отношение противоположно тому, что выражено латинским понятием veritas. Латинское понятие veritas (ср. немецкое wehren, препятствовать, и славянское vera) указывает, прежде всего, на тайну.
Что же означает это понятие для славян? Связанные с землей, постоянно наблюдавшие смену времен года в природе, ее умирание зимой и возрождение весной, они были убеждены, что не явления сами по себе вечны, а жизнь как таковая. И действительно, славянское слово истина обозначает не только «то, что существует» (ср. латинское est и немецкое ist), но и то, что дышит (ср. санскр. asmi, asti и немецкое atmen). Понять истину – означает соприкоснуться с живой реальностью.
Свидетельства мыслителей о живой истине
Конкретная истина
Излишняя тяга к конкретности?
Нравственная истина
Однако такой подход содержит в себе и негативный аспект. Неспособность видеть истину в отрыве от нравственности привела многих русских к атеизму. М. Бакунин в книге Бог и государство 327 высказывает свои возражения против христианства следующим образом: как может религиозная истина быть истинной, если ее проповедь далеко отстоит от жизни?
Динамическая истина, плод творческого познания
II. По ту сторону рациональных понятий
Истина антиномична
Психологический фон
Истина мета-логична
Открытие тайны
Различные антиномии
Разрешение антиномий может происходить только на духовном уровне
III. Интуитивная истина
Русский интуитивизм
Единение между познающим субъектом и познаваемым объектом
Поскольку мистики-созерцатели во все времена жили познанием именно как основным элементом единения, то они прилагали усилия к тому, чтобы превзойти или сократить противопоставление между познающим субъектом и познаваемым объектом. Наиболее простое предлагаемое ими решение – исчезновение одного из этих двух начал. Так, например, по мере приближения к нирване человеческое должно исчезать, полностью освобождая место для божественного.
Любовь, гносеологический принцип
И именно эта необходимость любви лежит в основе экклезиологического характера познания. «Любовь признается принципом познания, она обеспечивает познание истины. Любовь – источник и гарантия религиозной истины.
IV. Всеединство
Исторический контекст
Два подхода к знанию, хотя и достаточно различные, не могут быть полностью отделены друг от друга. И в самом деле, усваивая различные знания, человек соединяет их, и такое соединение не может оставаться «механическим». Вот почему следует отыскивать внутренние связи между науками. Но эти поиски ставят нас перед важным вопросом: должны ли мы лишь раскрывать эти связи или пытаться еще и создавать их? Европейская философия, наследница античной греческой мысли, не колеблясь, отвечает: мир есть космос, то есть порядок, движимый силой единого принципа, существующего независимо от нас. И потому цель наук – упорядочить познания в свете этого единого принципа. Итак, если следовать этому принципу как закону, как идее, то, несомненно, наука будет упорядочена, но в таком случае она сможет воспроизвести всего лишь мертвый слепок с реальности.
От Соловьева к Флоренскому
«Объективное» всеединство
Вл. Лосский применяет этот критерий к богословской мысли и называет его «принципом безграничной полноты». Этот принцип требует:
1) чтобы, говоря о божественных вещах, мы избегали их принижения, прибегая к нашим человеческим категориям, к нашей земной логике;
2) запрещения думать о Боге, противопоставляя Бога всему остальному, ибо Ему ничто не противостоит;
Лев Карсавин проводит различие между четырьмя смыслами всеединства:
1) Оно есть Божество как абсолютное совершенное всеединство.
2) Оно есть Всеединство усовершенствованное или обоженное (абсолютизированное), отличное от Бога, ибо когда оно есть, Бога нет, а оно само есть Бог, возникший из ничто.
«Субъективное» всеединство
«Анамнетическое» всеединство
Исследование объекта со всех возможных точек зрения не может ограничиться его настоящим состоянием: все, что существует, укоренено в прошлом и имеет последствия в будущем. Таким образом, духовное познание «исторично» в том смысле, что один объект «припоминает» другой. Чтобы объяснить это, вспомним определенные характерные размышления некоторых мыслителей.
Определенным образом мы можем проникнуть в эту вечную реальность через память. Но такое незавершенное проникновение вызывает желание преодолеть ее границы. Стремление справиться с этой трудностью породило в Азии учение о ряде последовательных перевоплощений, но это всего лишь иллюзорное решение. Даже если бы человек мог многократно перевоплощаться, он никогда не смог бы усвоить весь мировой опыт. Для этого он должен был бы идентифицировать себя с другими, со всеми другими. Но даже если бы такая идентификация соответствовала нирване, уничтожению личности, решение все равно бы ускользало: тот, кто более не существует, не достигает истины.
Слияние дискурсивного познания и познания интуитивного
V. Красота
В поисках прекрасного
Вл. Соловьев: красота как прозрачность
Красота и добро
Красота и истина
Духовная красота
Достижение богочеловеческого всеединства предполагает видение «духовной красоты». Из этого следуют два вывода:
1) истинное искусство по сути своей религиозно;
2) религия есть «эстетическое» видение мира.
«Эстетические чувства»
Эсхатологическое ви́дение
Теургическая миссия искусства
VI. Познание веры
Богочеловеческое познание
Вера как «чувство»
Три стадии веры по о. П. Флоренскому
Как познание, вырастающее из жизни, вера возрастает и увеличивается. В своем развитии она проходит три стадии 483 :
2) Credo ut intelligam (верую, чтобы понимать. – Прим. Пер.) 485 Эта стадия, на которой утверждают: «Теперь я верю и надеюсь понять то, во что я верю».
3) Intelligo ut credam (понимаю, чтобы веровать. – Прим. Пер). «Теперь я вижу, что вера моя есть источник высшего разумения», и вот почему, начиная с этого момента, сливаются границы знания и веры, хотя знание мое все еще частично. Во всяком случае, начальная «абсурдность» догмата преодолена.
Далее Флоренский описывает разницу между иррациональным интуитивизмом Бергсона и интуитивизмом некоторых русских философов, придающих большое значение рациональному аспекту, credo ut intel-ligam. Но христианская вера не признает этих двух противоположных крайностей иррационализма и рационализма.
Рациональное богословие?
Схоластическое?
Догматическое
1) выявление логической связи истины с основным догматом;
2) разъяснение того, что эта истина имплицитно содержится в основном догмате;
Апофатическое
Символическое и духовное
VII. Русская философия 509
Философское наследие Отцов
Духовные академии
Киевская Духовная академия без колебаний усваивала немецкий идеализм и к середине XVIII века ввела в свои программы учебники философии Винклера и Баумайстера, в которых излагались теории Лейбница и Вольфа. Не следует недооценивать этих фактов. Киевская Духовная академия, которая во времена Петра Великого насчитывала около двух тысяч студентов, всегда занимала важное и уникальное место в области формирования русской интеллектуальной элиты. Она воспитала много выдающихся мыслителей. До последней четверти XIX столетия она обладала почти абсолютной монополией для своих учеников на занятие философских кафедр в русских университетах.
Нераздельность философии и религии
Понятно, что в начале XX века, а точнее в 1909 году, некоторые мыслители (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк и другие) объединились, чтобы совместно опубликовать сборник, вызвавший настоящую сенсацию. Этот сборник, который назывался Вехи, был атакой на атеизм той интеллигенции, которая из-за своей поверхностности порвала с русской христианской традицией. Последняя страница статьи Булгакова в этом сборнике столь замечательна, что мы приводим ее целиком: «Религиозна природа русской интеллигенции. Достоевский в “Бесах” сравнивал Россию и, прежде всего, ее интеллигенцию с евангельским бесноватым, который был исцелен только Христом и мог найти здоровье и восстановление сил лишь у ног Спасителя. Это сравнение остается в силе и теперь. Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит. Только религиозным подвигом, незримым, но великим можно излечить ее, освободить от этого легиона. Интеллигенция отвергла Христа, она отвернулась от Его лика, исторгла из сердца своего Его образ, лишила себя внутреннего света жизни и платит вместе со своей родиной за эту измену, за это религиозное самоубийство. Но странно – она не в силах забыть об этой сердечной ране, восстановить душевное равновесие, успокоиться после произведенного над собой опустошения. Отказавшись от Христа, она носит печать Его на сердце своем и мечется в бессознательной тоске по Нем, не зная утоления своей жажде духовной. И эта мятущаяся тревога, эта нездешняя мечта о нездешней правде кладет на нее свой особый отпечаток, делает ее такой странной, исступленной, неуравновешенной, как бы одержимой. Как та прекрасная Суламита, потерявшая своего жениха: на ложе своем ночью, по улицам и площадям искала она того, кого любила душа ее, спрашивала у стражей градских, не видали ли они ее возлюбленного, но стражи, обходящие город, вместо ответа только избивали и ранили ее (Песнь Песней, 3: 1‒31; 5: 7). А между тем Возлюбленный, Тот, о Ком тоскует душа ее, близок. Он стоит и стучится в это сердце. Гордое, непокорное интеллигентское сердце. Будет ли когда-нибудь услышан стук Его?» 527
Глава третья. Социальное бытие человека
I. Права человека и общества
1. Связи между обществом и индивидуумом
Чувство общинности у русских
Общество как живой организм
Превосходство общества над индивидуумом
Русская антиномия: организованное общество – анархизм
Идеальное общество, основанное на личностной любви
2. Долг любви
Сострадание – милосердие
«Всякий пред всеми во всем виноват»
Сострадание к «человеку» или к «человечеству»
Следует подчеркнуть, что русские интеллигенты, читавшие Достоевского, читали и Ницше, и его критику морали слабых, читали произведения этого пророка «морали широких горизонтов», который без колебаний жертвовал индивидуумом в интересах великих идей и человеческого величия.
Социальная благотворительность
Обычай подавать милостыню
Социальная тема
Марксизм
Необходимость христианской социологии
II. Человек в церкви
1. Единство в любви
Церковность
Юридические установления
В течение веков Церковь духовно отождествляла себя с «Телом Христовым». Но в то же время она представала как юридический и иерархический институт. И потому все проблемы, о которых мы говорили в связи с жизнью общества в целом, даже в более острой форме мы находим и в церковной жизни.
Иерархическое единство
Соборность
Исключение «внешнего» авторитета
Единство народа
«Демократическая» структура Церкви?
Духовное единство
2. Литургическая связь
Единство в молитве
3. Исповедание самой веры
Единство в истине
Церковь приводит христиан к единомыслию, обучая их единой истине Христовой, выраженной, прежде всего, в догматах. Несомненно, что Православная Церковь не требует исповедания «догматов» в такой же форме, в какой она настаивает на принятии «канонов юридических».
Проблемы экуменизма
Мистическое единство
Потенциальное единство
4. Единство во времени и в вечности
Историчность Церкви
Историчность живого организма включает в себя тождественность первого ростка и последнего цветка или последнего плода; а в случае Церкви первый росток называется апостольством, а последний совпадает с эсхатологическим завершением.
Эсхатологическая полнота Церкви
Общение святых
Если в истории христианства существовали движения, стремящиеся извергнуть грешников из Церкви, то можно обнаружить в ней и такие, которые, наоборот, хотели отнять у святых, пребывающих на небе, всякую возможность вмешательства в дела мира сего. Но это никогда не было отличительной чертой славянского благочестия.
III. Монастырская община
Русское монашество 694
Поскольку мы хотим ограничиться всего лишь несколькими замечаниями, связанными с темами нашей книги, мы начнем со следующего вопроса: каковы основные особенности русского монашества?
Этот идеал первых времен был перенят Русской Церковью, для которой монашество играло очень важную роль в особенности потому, что она наложила на него истинно русский отпечаток. Очень быстро было понято, что, поскольку монахи стремятся к самосовершенствованию, противоречия христианской жизни выявляются у них особенно отчетливо. Всякий раз, когда духовной жизни не хватало глубины, антиномии приводили к возникновению все новых конфликтов. Отсюда и постоянные колебания между двумя противоположными полюсами – между общинной жизнью и жизнью уединенной, между различными способами исполнения послушания, жизни в бедности, отрицания мира. После многочисленных попыток и колебаний русские пришли к убеждению в том, что разрешение противоречий следует искать не в «общих правилах», а в духовных личностях. И потому именно старцы стали наиболее характерным явлением русского монашества.
Красота общежительства и спокойствие уединенной жизни
Скиты Нила Сорского
Идеалом исихастов была возможность свободного общения с Богом. Для достижения этого они пресекали все человеческие контакты. Нил Сорский полагал, что свободный ритм молитвы может сочетаться со свободными отношениями, дружескими и духовными, с единодушными (homopsychoi) братьями не посредством внешнего правила, но через общее согласие в Духе и любви, отчего возникает своеобразная монашеская соборность.
Нищета личная и социальная
Можно говорить об определенной форме «хождения в народ», ставшей характерной для интеллигенции XIX века.
Виды послушания
«Всеединство» осуществляется на практике, когда вслушиваются во все Божий гласы в их гармонии, ибо они взаимно дополняют друг друга. Способность к этому требует большой духовной зрелости, которой не могут обладать все. И часто случается, что какая-то одна форма послушания оказывается важнее другой или даже вредит другим.
Эти изменения, затрагивающие форму послушания и отношение к нему, можно обнаружить на протяжении истории всех Церквей. Чтобы не впадать в сомнения, особенно в эпохи кризисов, делались попытки создать шкалу ценностей, выявить степени приоритетности различных форм послушания.
Латинская Церковь отдавала предпочтение церковным авторитетам, основываясь на том, что церковная харизма – наивысший из всех харизматических даров, и что Церковь – «духовна» по определению. Таков был догматический аспект проблемы, и тут Русская Церковь не могла ничего возразить; но с практической точки зрения это предполагало встречу с определенными конкретными людьми, являющимися духовным голосом Церкви. Предпочитая живой религиозный опыт в отношениях с людьми, русский народ признавал большой духовный авторитет старцев, авторитет, который только возрастал с течением времени, являясь наиболее характерной формой русского послушания.
Старцы – духовные отцы
Сердцеве́дение старцев
Духовное образование
И программа образования отражает эти потребности. Как обычно, прежде всего необходимо хорошее знание Писания, дабы не рассуждать об учении на основании своего собственного мнения в ущерб истине Откровения. Кроме того, для достижения практической мудрости недостаточно обладать лишь книжным знанием. Тот, кто хочет направлять других, основываясь на изучении Писания, должен сначала на себе испытать действие тех советов, которые он собирается давать другим. И наконец, необходим третий элемент: советы братьев, чтобы предохранить себя от собственных ошибок. И позднее именно в таком духе Паисий старался воспитывать своих учеников.
Нямецкий монастырь в Молдавии, где Паисий был архимандритом, станет очагом громадной работы по сбору и переводу на русский язык писаний Отцов и в то же время попыткой совместной жизни, чтобы на практике осуществлять то, чему братья обучались в монастыре; именно писания Отцов стали отправной точкой и основой деятельности по духовному руководству, которую вели старцы XIX века. А Оптина пустынь становится центром, где публикуются аскетические и мистические труды основных духовных Отцов христианского Востока.
Благодаря своей любви к книгам, русские старцы были в курсе культурной жизни своей эпохи и занимали важное место в обществе, гордившемся тем, что они принадлежали к нему.
IV. Церковь и государство
«Византийская симфония»
У нас нет намерения вдаваться в споры на эту тему. Прежде чем оценивать факты, следует разобраться в причинах, их обусловивших. Эти причины неоднозначны. Как и в других случаях, здесь мы сталкиваемся с coincidentia oppositorum, антиномией, которая в полной мере стала осознаваться лишь к концу долгого исторического периода, поскольку в течение долгих веков господствовала вера в замечательную «симфонию» между Церковью и государством.
Царское самодержавие
«У нас белый царь над царями царь, Он и верует веру крещеную, Крещеную, богомольную».
Осознание нравственного превосходства служителей Церкви
Хотя Церковь и государство рассматривались как составные части единого целого, все же в истории Отношений между этими двумя сущностями довольно рано стали проявляться определенные центробежные силы. С XI века Церковь получила многочисленные привилегии, закрепленные во Владимирском Уставе (XIII-XIV века), так что она начала ощущать нравственное превосходство над всем обществом. Этот дух претворялся в чувство долга увещевания тех, кто правил от имени законов Божиих.
Можно привести многочисленные примеры в подтверждение того, что отношение к этому долгу было достаточно серьезным. Монахи Киево-Печерского монастыря, св. Феодосии, настоятель Иоанн, Григорий Чудотворец, – все они увещевали князей.
«Политический исихазм»
Тот, кто увещевает своего начальника, вовсе не хочет противостоять ему: наоборот, это деяние соответствует духу киновии св. Василия Великого, перенесенному в гражданское общество.
Другой, часто встречавшейся, но противоположной тенденцией было желание анахоретов уйти из общества, отделиться от человеческого сообщества, не предъявляя ему никаких явных упреков.
Церковь и государство – две антиномичных силы, их примирение может быть только мета-политическим
Как же быть? Необходимо доверяться Духу, чтобы понять, в какой именно момент нужно смиренно подчиниться власти кесаря, а в какой – нужно противостоять ей, выбрав повиновение Богу, а не людям. Только Дух может служить гарантом разрешения антиномии, ибо только Он направляет движение мировой истории от рабства к полной свободе сынов Божиих. И потому любые внешние формы, идет ли речь о Церкви или о государстве, следует рассматривать лишь как временные и относительные.
V. Культурная жизнь
Проблема культуры в истолковании Отцов
Проблема культуры в связи с евангельским благовестием в эпоху Отцов 778 – это проблема внедрения христианства в пространство Римской Империи. Каждый, кто живет в определенной среде, естественно, стремится быть «культурным», ибо культура слагается из различных форм передачи ценностей этой среды. Очевидно, что ценности, предлагаемые данной средой, могут вступать в конфликт с ценностями, содержащимися в истинном культе, в религии Христа.
Перед лицом западной культуры
Культура как проявление Духа
К концу XIX века вопрос о культуре стал формулироваться в плане религиозном: не являются ли вера и культура проявлениями одного и того же Духа?
Христианская вера спасает культуру
Будучи божественно-человеческой, культура содержит в себе два элемента: вечный и преходящий. Расчленение этих двух элементов неизбежно приводит к упадку культуры.
Говорят, что культуры, как и люди, умирают. Какой же тогда они имеют смысл?
VI. Семья
Семья в русском обществе
Свидетельства эпохи Древней Руси
Среди старинных документов о семейной жизни отберем для рассмотрения четыре: Поучение Владимира Мономаха, Измарагд, Домострой и Житие Иулиании Лазаревской.
Ср.: В. Зеньковский, История русской философии. Т. I.Ч.1. С. 13 и сл.; Н. Лосский, История русской философии. С. 513 и сл.; Goerdt, I, S. 556 ff.