Что такое нравственное развитие

Нравственное развитие

Смотреть что такое «Нравственное развитие» в других словарях:

Нравственное развитие — В наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети иптериализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравствснного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о… … Большая психологическая энциклопедия

Нравственное развитие — осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию … Словарь по педагогической психологии

Духовно-нравственное развитие человека — процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей, обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе ее нравственно ориентированной, креативной,… … Официальная терминология

Развитие ребенка — физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 04.06.1997 N 16 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ … Официальная терминология

Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно церковная (Н.в. как поддержание… … Педагогический терминологический словарь

РАЗВИТИЕ — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В противоположность «творению», появлению из ничего, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода из одного состояния к другому; отличают … Профессиональное образование. Словарь

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно цepковная (Н. в. как поддержание… … Российская педагогическая энциклопедия

Развитие общественно-политической мысли и культуры во Франции XVII в. — Феодальный строй защищала не только государственная машина, но и вся система взглядов господствующего дворянского класса. В то же время новые экономические потребности, вызревавшие в недрах старого общества, вызывали попытки опровергнуть всю… … Всемирная история. Энциклопедия

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В Н. с. в виде определ. понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей … Философская энциклопедия

Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека … Словарь-справочник по педагогической психологии

Источник

Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

Религиозное воспитание

совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

посещение мест поклонения;

соблюдение поста и священных дней;

празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

Политическое воспитание

Его основными задачами являются:

укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

распространения определенного типа политической культуры.

Содержание политического воспитания включает в себя:

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Правовое воспитание

Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

Правовое воспитание включает следующие элементы:

юридический опыт общества;

педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

Философское воспитание

Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Воспитание чувства прекрасного

При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

Полезно также обсуждение с друзьями.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Умственное воспитание

развитие склонности и дарования;

желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

Получение этих знаний достигается за счёт:

систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Как происходит развитие личности?

Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Развитие общества

духовно-нравственный рост личности и общества;

слабая конфронтация между людьми;

улучшение взаимоотношений между людьми;

наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

Развитие общества может принимать следующие формы:

Источник

Что такое «Нравственное развитие личности ребенка»?

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Привет. Знаете ли вы, какую роль в жизни играет нравственное развитие ребенка, что собственно такое это нравственное развитие для чего нужно, и как его развить. Нет? Значит, вам обязательно нужно прочесть эту статью. Да? Все равно надо прочесть, возможно, вам удастся узнать что-то новое.

Что это такое

Доказано что начинать развивать нравственность в карапузе, можно с дошкольного возраста, но некоторые понятия малыш получает еще в младенческом возрасте. Здесь многое зависит от обстановки в доме, в семье.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

В случае, когда малютке невольно приходится быть свидетелем драк, скандалов, выяснений отношений на повышенных тонах, то разве можно от него ждать какого-то другого поведения. Чадо всегда и во всем берет пример с родителей, и других членов семьи.

Нравственное развитие это прежде всего ровная психологическая обстановка в среде где растет детеныш, где взрослые уважительно относятся друг к другу, к детям и домашним питомцам.

В таком случае пупс будет брать от родителей правильную манеру общения с окружающими.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Или напротив, если в доме происходят постоянные конфликты, взрослые дерутся и скандалят. Значит и детеныш начнет брать свое, используя физическую силу, например, отбирать игрушки у других детей, обзываться, кричать.

Вариант 1

В 3 года, маленький человек полностью контролирует свои действия и поступки и поэтому он должен отвечать за них.

Но как же сформировать в человечке духовно-нравственное воспитание, для того чтобы пупс умел себя правильно вести в обществе, и для того, чтобы во взрослой жизни у него было как можно меньше проблем, а больше друзей.

Наиболее лучшим вариантом для малышей станут старые добрые сказки.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Вот сами подумайте, кто лучше сказок может показать пример добра и зла, хорошего и плохого. Ежедневное прочтение сказок, поможет крошке со временем проанализировать и сделать вывод из того что он услышал.

Вариант 2

Еще один вариант, всесторонний контроль взрослых. Ну это в принципе то чем занимается мама ежедневно.

Родительница смотрит, что делает детище, и говорит, это не трогай, так не говори, это нельзя и так далее. Есть ли польза, тут вопрос спорный.

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Конечно же, получив наказание за непослушание, подопечный впредь подумает делать так еще раз или нет. Даю 100%, что сделает. А с другой стороны он научится хитрить, при маме малыш будет вести себя идеально, ну или близко к этому. Но стоит маме отвернуться, как пупс сделает то, что он хочет.

Считаю, что способ со сказками более эффективен, ведь он сам приходит к выводу о том, что делать плохо, это плохо (извиняюсь за каламбур). А как кажется вам? Высказывайте свое мнение по этому поводу.

Рекомендации

Лучшее что родители могут сделать, это чтобы кроха чувствовал себя равным. Это значит не стоит показывать ему, что вы сильнее и старше, что вы имеете право на него кричать, или поощрять когда посчитаете нужным.

Карапуз должен понимать свою значимость, у него должны быть свои обязанности (чтобы он думал, что он тоже взрослый и полезный).

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Между родителями и детьми должны быть дружеские доверительные отношения, чтобы малыш не боялся сообщить маме о своей ошибке или проблеме.

То, каким будет нравственное развитие у вашего отпрыска, зависит только от вас самих. Покажите малышу на собственном примере как правильно себя вести, что нужно сделать, чтобы получить желаемое, как лучше говорить с окружающими.

Только видя положительный пример в детстве, из ребенка вырастает полноценный самодостаточный член общества.

Подписывайтесь на рассылку, делитесь записью с друзьями, а у меня на этом все. Спасибо за внимание.

Рекомендация

Электронная книга «Как воспитать счастливого ребенка»

В этой книге профессионального детского и семейного психолога Екатерины Кес (Бусловой) Вы узнаете 9 подсказок о том, как воспитать ребёнка счастливым.

Чтобы скачать электронную книгу «Как воспитать счастливого ребенка» бесплатно, перейдите по ссылке >>>

Источник

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

Что такое нравственное развитие. Смотреть фото Что такое нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое нравственное развитие. Картинка про Что такое нравственное развитие. Фото Что такое нравственное развитие

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

Стадия формальных операций (11–12 лет):

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Источник

Нравственное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание
Файлы: 1 файл

НРАВСТВЕННРЕ РАЗВИТИЕ.docx

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы развития личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Овладевая этим новым знанием, ребенок опирается на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей в нравственном освоении ими действительности может считать себя тот родитель, который обладает способностью чутко улавливать, как дети реагируют на каждое событие и что побуждает их избирать из множества возможных вариантов поступка тот, который соответствует нормам морали.

В семье ребенок осваивает социальные навыки, познает нормы поведения, именно в семье он психологически защищен и находит убежище от стрессов, перегрузок, получаемых извне. Но каждая семья индивидуальна; в ней свой стиль детско-родительских отношений, который положительно или отрицательно влияет на нравственное развитие ребенка.

Понятие «нравственное развитие» в психолого-педагогической литературе.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно- экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

В психологической энциклопедии в наиболее общем смысле термин «нравственное развитие» обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека).

Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:

1. Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе ( это позиция морального релятивизма).

2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируются с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Супер-Эго одновременно играет роль проводника и « голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания.

3. Теории когнитивного развития (например, теория Л. Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилемах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Л. Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.

Наибольшую известность Л. Кольбергу принесла его теория нравственного развития, предполагающая существование универсальных этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилем, Л. Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилемы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Л. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:

1. Неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы ее последствий лично для себя, в то время как ребенок, достигший конвенционного уровня, способен рассматривать проблему из перспективы других людей.

Л. Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

В процессе овладения знаниями у учащихся развивается сознание, формируются основы научного мировоззрения, школьники осмысливают нравственные понятия. В то же время нравственное развитие детей оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности и других моральных качеств в большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует формированию важнейших нравственных качеств личности: коммунистического отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *