Что такое нравственное здоровье обж

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности

Нравственность и здоровый образ жизни

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Личная гигиена – поведенческая особенность человека, проявляющаяся в заботе о содержании в чистоте своего тела (волосы, кожа, ногти, зубы и т.п.), одежды и обуви, жизненного пространства, закаливания организма. Составная часть здорового образа жизни.

Гигрометр – измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха.

Рациональное питание – построение ежедневного рациона на основе учёта физиологических потребностей в энергетической ценности, необходимых питательных веществах (жиры, белки, углеводы, витамины, макро и микроэлементы и т.д.) исходя из данных о физической активности, занятости, возрасте, заболеваниях, окружающей среде.

Питьевой режим – оптимальное потребление воды в течение суток, определяющий его периодичность и объем, учитывающих физические свойства и химический состав выпиваемой жидкости. Нормы рассчитываются на основе данных о климатических условиях окружающей среды, виде деятельности человека и состояния организма.

Нравственность – это качество, определяемое морально-этическими и духовными ценностями социума.

Здоровье – здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

На территории Российской Федерации действует физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» Проверить состояние своей физической формы можно выполнив нормы ГТО. Нормативы созданы для разных возрастных групп от 6 лет и до 70 лет и старше.

Для каждого возраста существуют 3 уровня сложности выполнения заданий. Они соответствуют золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия. Подробно познакомиться с особенностями сдачи ГТО можно на официальном сайте Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» https://www.gto.ru/

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Выберите правильные ответы

Имя древнегреческой богини здоровья

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: 1. Гигиея

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Все остальные ответы 2,3

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

В повседневной жизни необходимо соблюдать режим питания. установите соответствие между приёмом пищи и объёмом суточного рациона

Источник

Презентация по ОБЖ по теме Нравственность и здоровье.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Выполнила Пушкарева Александра, Ученица 11 «В»

Нравственность – это один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Нравственные основы личности, жизненные позиции закладываются в основном в семье.

Безопасные отношения полов – это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям. Этикет – совокупность правил и норм поведения. Право – это свод законов, регулирующих поведение людей в обществе.

Рекомендации Не находиться одной на улице в темное время суток; Избегать проходных подъездов, дворов и т.д.; Никогда не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям; Никогда не заходить в чужие дома и квартиры.

В системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи. Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи.

Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Номер материала: ДБ-225011

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Время чтения: 2 минуты

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье обж. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье обж. Картинка про Что такое нравственное здоровье обж. Фото Что такое нравственное здоровье обж

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Нравственное здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:47, реферат

Описание работы

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.

Содержание

1 Нравственное здоровье 4

2. Формирование взаимоотношения полов 6
2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
6
2.2. Брак и семья
9

3. Культура взаимоотношений 13
3.1. Аспекты взаимоотношения полов и брака
13
3.2. Традиции семьи
16

Список использованной литературы
22

Работа содержит 1 файл

реферат нравст.doc

    Введение
3
1 Нравственное здоровье4
2. Формирование взаимоотношения полов6
    2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
6
    2.2. Брак и семья
9
3. Культура взаимоотношений13
    3.1. Аспекты взаимоотношения полов и брака
13
    3.2. Традиции семьи
16
    Заключение
20
    Список использованной литературы
22

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.

Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.

В качестве следствия безнравственного состояния нашего общества падение рождаемости и рост смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом.

Падение нравственности отразилось на прочности семейных отношений. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше – на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу, что приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь.

В данной работе рассмотрены основы нравственного здоровья, формирование взаимоотношения полов, основы семьи и брака, культура семейных взаимоотношений и традиции.

1 Нравственное здоровье

Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми.

Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты.

Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли.

Нравственное здоровье личности имеет не только субъективное, но и объективное значение. Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к членам коллектива, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И наоборот, нравственная ущербность людей неизбежно ведет к размыванию коллективистских взаимоотношений, к моральной эрозии в общественном мнении, в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового коллективов.

В утверждении нравственного здоровья заинтересована не только сама личность, но и коллектив, в котором она трудится, все общество. Поэтому система социализации, воспитания и самовоспитания, имеющая место в обществе, призвана работать на утверждение полноценного здоровья в каждой личности.

Нравственное здоровье неразрывно связано с физическим здоровьем. В современном обществе утверждается личная ответственность человека за его действия, и здоровье становится самостоятельно значимой ценностью. В связи с этим на сегодняшний день остро стоит вопрос о социальном просвещении. Фактически в стороне от социального просвещения стоит школа, как общеобразовательная, так и средняя специальная и высшая.

Анализируя данную проблему, Ж.Т. Тощенко акцентирует внимание на человеческой пассивности и безответственности по отношению к тому, что составляет ценность жизни как таковой, способствует ее продолжительности, освобождению от болезней, пороков, от всего того, что ограничивает радость и наслаждение работой, отдыхом, что является основой для приобщения к культуре, дает возможность общения во имя возвышения духовных притязаний.

В РТ 96,7% юношей и 100% девушек (В РФ 92,3% и 98% соответственно) здоровье считают необходимым условием полноценной жизни. Однако, связь физического и нравственного здоровья признают лишь 42% юношей и 63% девушек (в РФ 40% и 57% соответсвенно).

2. Формирование взаимоотношения полов

2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов

Половое воспитание – это система медико- педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о мужественности и женственности могут отрицательно сказываться на нравственном и психическом здоровье личности.

Половое воспитание является частью нравственного воспитания. Цель полового воспитания: воспитать целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Знание этих вопросов способно предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения. Помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Важную психогигиеническую задачу составляет предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола) нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических нарушений.

Воспитание играет ведущую роль в сексуальном определении личности, реального направления мужской и женской принадлежности, в формировании морально-нравственной позиции. Эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является результатом действия биологических и социально-психологических факторов. Половое воспитание как часть нравственного воспитания должно помочь человеку находить и реализовать свою индивидуальность в возвышенном, благородном и гуманном, а не в вульгарном, низменном и сладострастно-своевольном.

Отсутствием половой культуры и, следовательно, кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, перманентный стресс. Причиной большинства неврозов являются именно сексуальные проблемы, и с возрастом, когда половая активность снижается, возможность нервных срывов, душевных катаклизмов увеличивается.

Изменения, происходящие в обществе, либерализация брачно-семейных отношений отразились на установках молодежи. Значительная часть молодежи Татарстана (40%) лояльно относится к гражданскому браку, считая его допустимым, причем юношей среди них больше – 45%, чем девушек – 39% (в РФ 48%, 53% и 44% соответственно)

Как и следовало ожидать, горожане в этом отношении либеральнее сельчан. При этом жители крупных городов – Казани, Набережных Челнов более терпимо относятся к гражданскому браку, чем жители средних по людности городов: Зеленодольск, Лениногорск, Бугульма. О недопустимости гражданского брака, как формы существования семьи, заявили более половины опрошенных (60%).

Важной проблемой остается влияние полового воспитания на репродуктивную систему человека. Беспорядочная половая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями, СПИДом. Человек, предающийся половым излишествам, преждевременно ослабляет свою нервную систему и уменьшает сопротивляемость организма к разным болезням. Так 70,0% юношей и 63,5% девушек указали на то, что они в репродуктивном отношении здоровы, но 30,0% юношей и 36,5% девушек имеют «проблемы» с репродуктивными функциями и оценивают их как удовлетворительные.

Нормальная половая жизнь благотворно действуют на здоровье, работоспособность и долголетие человека.

Однако отметим, что правильное половое воспитание является только одним из факторов, помогающих решить проблемы нежелательных беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т.д.

Важно серьезно и обдуманно подходить к вопросу создания семьи, которая базировалась бы на основе взаимного влечения, уважения друг к другу и общности интересов. Однако выбор партнера обычно происходит в молодости, когда жизненный опыт невелик.

Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами лишает их необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам.

Важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов – мужских и женских, знать механизм зачатия, зарождения новой жизни.

Прежде всего, необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение, чувства любви и дружбы. Сексуальные отношения супругов основаны на глубоком эмоциональном влечении, но не только они определяют прочность семьи.

Источник

Конспект по ОБЖ на тему «Нравственность и здоровье».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Старший воспитатель–начальник VII курса Преподаватель-организатор ОБЖ,

(6 роты) суворовцев основ военной подготовки

В. Белай С. Каленков

« 3 » ноября 2011 года. « 3 » ноября 2011 года.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Проведения занятия по основам военной связи с суворовцами 11А класса 6 роты

Тема 9. Нравственность и здоровье.

Занятие 1. Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Учебные цели занятия:

1. Ознакомить суворовцев с правилами личной гигиены.

2. Довести суворовцам понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

3. Воспитывать у суворовцев уверенные действия в экстренных ситуациях.

Место проведения занятия: Класс взвода.

Дата проведения: 21.12.2011

Материальное обеспечение занятия:

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

Учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин.

Методы работы: Лекция

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Принимаю доклад от заместителя командира взвода о готовности взвода к занятию, проверяю наличие и внешний вид обучаемых. Довожу тему занятия, учебные цели, учебные вопросы и порядок их отработки.

Провожу контрольный опрос: ЗКВ и КО – обязанности командира перед построением и в строю; суворовцы – обязанности военнослужащего перед построением и в строю.

Выполняют команды ЗКВ

1 учебный вопрос: Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье.

Гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры

профилактик различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Она относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний.

Для изучения санитарного состояния окружающей среды и ее влияния на организм человека гигиена использует физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Она включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.

Личная гигиена — это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здо­ровья человека. Она включает в себя ряд общих гигиенических правил для людей любого возраста:

правильное чередование умственного и физического труда;

занятия физической культурой и закаливанием;

чередование труда и активного отдыха;

К личной гигиене относятся также требования по уходу за! кожей, зубами, волосами, по содержанию одежды, обуви и жилища.

Следует особо подчеркнуть значение соблюдения правил лич-1 ной гигиены в системе здорового образа жизни. В этом плане важное значение имеют основные требования по уходу за кожей, зубами и волосами.

Кожа — внешний покров тела человека. Площадь поверхности! кожи взрослого человека составляет 1,5—2 м2. Одной из основных! функций кожи является защитная функция. Так, упругая жировая! подстилка кожи и ее эластичность предохраняют от растяжения, давления и ушибов внутренние органы и мышцы. Роговой слой кожи защищает ее более глубокие слои от высыхания. Кроме того,, он устойчив к различным химическим веществам. Пигмент меланин предохраняет кожу от ультрафиолетового излучения. Кожа защищает организм человека от проникновения микроорганизмов, возбудителей инфекций.

Важной защитной функцией кожи является ее участие в тер­морегуляции (поддержания нормальной температуры тела). 80% всей теплоотдачи организма осуществляется кожей.

Кожа участвует в регуляции обмена веществ в организме, особенно водного, минерального, углеводного и белкового, принимает участие в иммунных реакциях организма, поэтому уход за ней является одним из основных компонентов личной гигиены человека.

Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о ее чистоте и проведения процедур закаливания. Чистота кожи — это основное условие ее нормального состояния. В поверхностном слое кожи имеется большое число потовых желез и волосяных мешочков, в которых задерживаются пыль, грязь, бактерии. Кроме того, здесь постоянно скапливаются продукты обмена, выделяемые самой кожей (сало, пот, роговые чешуйки). Все это необходимо систематически смывать с поверхности кожи. Мыть кожу необходимо с учетом ее индивидуальных особенностей. Так, при нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой — косметическое, глицериновое и др. Пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи при температуре воды 37—43° С. Ванны и душ в обычных условиях рекомендуется принимать не реже одного раза в неделю, а с учетом экологической обстановки, свя­занной с загрязнением воздуха, ежедневно. Полезно также ежед­невное обливание холодной водой утром и вечером без намыливания, которое помимо гигиенического эффекта оказывает закаливающее, тонизирующее влияние на кожу. Неплохо приучить себя любое мытье тела заканчивать холодным обливанием или душем.

Кожу лица и шеи необходимо умывать утром и вечером. Сухую кожу, чувствительную к атмосферным влияниям (ветер, мороз и др.), не рекомендуется часто мыть с мылом. После умывания или приема водных процедур на кожу лица можно нанести питательный крем. О правильности ухода за кожей лица свидетельствуют ее свежесть и здоровая окраска.

Кожу рук необходимо мыть с мылом, водой комнатной темпе­ратуры, так как очень холодная вода сушит кожу, а горячая — сильно обезжиривает. Кожу ног желательно мыть ежедневно вечером, после рабочего дня. При этом после мытья полезно пользоваться специальными кремами для ухода за кожей ног, которые помимо питательного эффекта предотвращают образование трещин на подошвах, способствуют профилактике грибковых заболеваний кожи.

Благоприятное влияние на состояние кожи оказывают воздуш­ные ванны, купания в открытых водоемах и др.

В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Это важно для нормального процесса питания, для профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Основная функция зубов — измельчение, пережевывание пищи. Хорошо пережеванная и пропитанная слюной пища способствует нормальной работе органов пищеварения. Уход за полостью рта — это прежде всего сохранение в здоровом состоянии зубов. При недостаточном уходе за полостью рта могут развиваться болезни зубов. Наиболее распространенным заболеванием зубов является кариес. Основной причиной его возникновения считают разрушающее действие микроорганизмов зубного налета на твердые ткани зубов.

Одной из мер профилактики кариеса считается регулярная чи­стка зубов. Зубы необходимо чистить после завтрака и особенно тщательно (не менее 3 мин) после ужина. Для чистки зубов реко­мендуют пользоваться щеткой с искусственной щетиной. Кроме того, в промежутке между едой и перед сном (после чистки зу­бов) следует избегать употребления сладостей и мучных блюд. Для профилактики состояния зубов рекомендуется не менее двух раз в году обращаться к зубному врачу.

Личная гигиена включает в себя и уход за волосами. Волосы — роговые нитевидные производные кожи, образующие волосяной покров — защищают тело (голову) от механических повреждений и потери тепла. На продолжительность жизни, интенсивность роста и свойства волос оказывают влияние уход за ними, а также мероприятия по укреплению организма (нормальный сон, рациональное питание, занятия физической культурой, закаливание).

Прежде всего волосы необходимо содержать в чистоте. Жирные волосы рекомендуют мыть один раз в неделю, сухие и нормальные — один раз в 10—14 дней. Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (лишенную солей кальция, магния, железа), а также дождевую. Сухие волосы рекомендуется мыть специальным шампунем, а жирные — безмыльным шампунем. Кроме того, для сохранения волос рекомендуется за 2—3 ч до мытья (жирных волос) втереть в кожу головы сок алоэ, моркови или лука. Для ополаскивания жирных волос рекомендуется использовать настой из корней лопуха. Сухие волосы рекомендуют ополаскивать подкисленной водой, содержащей сок лимона.

Для расчесывания волос рекомендуется использовать щетку с натуральной щетиной, при усиленном выпадении волос — ред­кий гребень.

Полезен также ежедневный массаж головы. Поль Брэгг в книге «Ваши волосы и ваше здоровье» рекомендует: «Для того, чтобы волосы были здоровыми, необходимо, чтобы для вас стали ритуалом утренний и вечерний массаж кожи головы подобно чистке зубов. Это стимулирует рост волос, так как поток крови, идущий к голове, питает все ткани, влияя на рост волос. Массаж расслабляет кожу головы, и благодаря этому обеспечивается хорошая циркуляция крови. Массаж также обеспечивает рост «волосяной почвы» под скальпом, предотвращая его дегенерацию (вырождение). Запомните, когда вы теряете «волосяную почву» на черепе, вы лысеете! Никогда не забывайте, что хорошее питание и хорошая циркуляция крови скальпа — необходимые требования для сохранения «волосяной почвы». За волосами надо ухаживать, как за хорошим садом».

Стрижка волос также является необходимым условием ухода за волосами. Мужчинам рекомендуется стричь волосы один раз в 3—4 недели, женщинам — по мере необходимости. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важ­нейших условий личной гигиены. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращение и дыхание. Смену нательного белья рекомендуется проводить: в прохладное время — не реже одного раза в неделю, летом — два раза в неделю.

Обувь также должна соответствовать установленным гигиеническим требованиям. Она не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы. Следует всегда носить обувь, соответствующую сезону и климатическим условиям региона проживания.

Внимательно слушают, записывают

2 учебный вопрос: Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

В 1981 г. в США стали появляться сообщения о новом, ранее неизвестном заболевании, которое вызывает серьезные осложнения и нередко заканчивается смертью. В результате интенсивных научных исследований, проводившихся во Франции и США, вскоре было установлено, что данная болезнь имеет вирусную природу. Она получила название синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирус, вызывающий эту болезнь, получил название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

ВИЧ поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией. Заражение вирусом нарушает работу иммунных механизмов. В результате патогенные возбудители выходят из-под контроля и могут вызвать опасные инфекционные заболевания. Раковые клетки, которые ранее уничтожались иммунной системой, теперь получают возможность беспрепятственно распространяться по всему организму. Кроме того, вирус СПИДа способен поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства. Первые признаки заболевания похожи на симптомы других болезней. Наиболее часто встречается быстрая утомляемость, ночная потливость, быстрая потеря веса, поносы, упорный кашель.

Лекарств против СПИДа нет, имеющиеся препараты лишь продлевают состояние ВИЧ-инфици-рованности, не давая человеку заболеть СПИДом и погибнуть.

СПИД практически всегда передается следующим образом:

— при половом контакте с инфицированным человеком;

— через недостаточно простерилизованные медицинские инструменты или иглы шприцев, которыми пользовались наркоманы;

— при переливании инфицированной крови или применении препаратов, приготовленных на ее основе;

— у значительной части инфицированных беременных женщин вирус может передаваться плоду через плаценту.

Наиболее важными способами профилактики СПИДа являются следующие:

— ведите упорядоченную половую жизнь, избегайте сексуальных контактов с людьми, которые имеют много половых партнеров и которых вы можете подозревать в злоупотреблении внутривенными инъекциями;

— прежде чем вступить в интимные отношения, хорошо узнайте человека;

— пользуйтесь презервативами, даже если нет необходимости для предотвращения зачатия;

— никогда не пользуйтесь общими иглами для инъекций и другими инструментами, повреждающими кожу;

— при необходимости использования донорской крови или препаратов, приготовленных на ее основе, убедитесь в том, что они проверены на присутствие вируса.

Внимательно слушают, записывают

— Напоминаю тему занятия,

— Определяю степень достижения учебно-воспитательных целей

— Оцениваю обучающихся активно участвующих в ходе урока

— Даю задание на самоподготовку:

— Отвечаю на возникшие у обучающихся вопросы

Записывают задание на самоподготовку задают вопросы.

Руководитель занятия: А. Иванин

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *