Что такое нравственность 5 класс однкнр кратко
Сочинение на тему Нравственность. Что такое нравственность
Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь.
Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда.
В мире осталось не так много людей, которых можно назвать нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Оно результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера.
Почему нравственность требует внутренней силы? Жизнь предлагает нам массу соблазнов, ведь не всегда поступить правильно — это просто. Когда человек видит, что правильный с точно зрения морали выбор расходится с его интересами.
Я замечаю, что мораль в наши дни часто путают с ханжеством. Многие люди предпочитают быть нравственными «напоказ», чтобы другие люди восхищались их честностью и благородством. Но нравственность должна быть глубоко внутри. Нравственный человек, поступая правильно, не задумывается о том, как он будет выглядеть со стороны, как к нему отнесутся другие люди. Для него просто невозможно поступить иначе. В конечном итоге, нравственность всегда вознаграждается.
У нравственного человека часто есть идеал, к которому он стремится. Это может быть образ родителей или других членов семьи. А многие выбирают в качестве примера для подражания религиозные символы. Но главное — это внутренняя убежденность в том, что именно такие мысли и поступки соответствуют общечеловеческим ценностям.
Нравственность тесно связана с категориями «добро» и «зло». Можно выдвигать сколько угодно теорий про то, что эти понятия относительны. Но на самом деле все мы в глубине души иногда чувствуем, что поступаем безнравственно, как бы не старались утешить свою совесть.
Можно ли прожить жизнь, будучи идеально нравственным человеком? Скорее да, чем нет. Ведь окружающий мир и мы сами постоянно развиваемся и совершенствуемся. А нравственность — это то, что позволяет во время этого непрерывного движения не сойти с пути.
Сочинение 2
В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.
Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.
Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.
Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.
Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.
Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.
Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.
Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.
Нравственность
Популярные сочинения
Весь август я пребывала в каком-то непонятном волнении – даже аппетит немного снизился. А все потому, что приближался сентябрь. В этом году мне исполнилось семь лет, и, я уже должна идти в первый класс.
Невозможно представить современный мир без человека. В течение тысячелетий мы менялись внешне и духовно, развивались и совершенствовали условия собственной жизни.
У Островского существует огромное количество разных произведений. Но одним из популярных из них является произведение «Гроза». Одной из главных героинь является Екатерина. С детства родители старались сделать
Что такое нравственность 5 класс однкнр кратко
Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.
Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.
Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.
В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ
Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.
НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.
Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.
Этапы формирования нравственности:
Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.
Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность».
Классный час на тему «Мораль и нравственность» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ МОРАЛЬ.docx
Классный час в 5 классе на тему:
«Мораль и нравственность ».
Цель : формировать у пятиклассников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.
Развивать творческие и познавательные способности
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе
Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация.
Ход классного часа.
Деятельность классного руководителя
(слайд 1) название ситуации. Басня! Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет», говорит Свинья: «Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут «.
Смотрят на ситуацию, которую разыгрывают дети
Просмотр сценки дискуссия по увиденному
А что же такое мораль и нравственность? Чем различаются эти два понятия? На партах у вас лежат словари, найдите и прочитайте эти определения.
-А какие правила морали принятые в обществе вы знаете и выполняете ли их?
-Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения, принятыми в обществе.
Но главное не просто знать, но и выполнять.
Предлагаю посмотреть притчу (Прочитать понятие притчи со слайда. (Слайд 4))
Притча называется «Всё оставляет свой след».
— что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?
Находят в словарях определения, 1 ученик читает вслух
— о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой
-нельзя зря обижать других
-нужно уважительно относиться к другим людям.
Работа со словарями
Закрепление и обобщение пройденного материала.
В заключении выясним какие вы сами, моральные нравственные люди или все же нет. Вам придётся ответить на вопросы. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы?
Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)
Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)
Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)
Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)
Дети должны помогать родителям? (ДА)
Но главное не просто знать, но и выполнять.
Человек должен выполнять существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Слайд 6. Спасибо за работу
Дети отвечают на листочках.
Выбранный для просмотра документ мораль.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
М.Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра» Спроси у жизни строгой Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
Мораль и нравственность
Притча «Всё оставляет свой след»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-518769
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока ОДНКНР 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
-Образцы нравственности в нашей жизни
Цель урока : формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.
– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;
— извлекать информацию из различных источников;
— строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;
– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;
– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.
– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
В результате занятия учащиеся смогут дать определения понятиям « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».
Приводить примеры нравственных поступков.
Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.
Средства наглядности: презентации.
Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.
Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.
1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.
2 группа . Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.
3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.
Нравственность в нашей жизни
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.
Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.
В нашей стране проживает более 130 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Послушаем стихотворение в исполнении Ильяра Муллагалиева.
… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».
Слайд 2(выдающиеся люди мировой величины)
Ребята, посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос: Кто эти люди? Они вам знакомы? ( Мустай Карим, Муса Гареев, А.С.Пушкин, М.И. Глинка)
Да, правильно –это люди мировой величины, а в чем их заслуги?
( Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. )
Эти люди оставили след в истории развития своей страны и нашего района.
Они для нас образец нравственного поведения!
Ребята, а как вы думаете, существует ли нравственность в нашей жизни?
Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира.
3. Определение цели урока.
— Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
– Теперь сформулируйте тему урока.
-А какие цели мы ставим перед собой? ( Что необходимо нам узнать?)
Нам нужно узнать, что такое нравственность, какие качества нравственности считаются образцом нравственности и есть ли нравственность в нашей жизни.
А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока. (20 декабря, Нравственность в нашей жизни)
Ребята, а кто знает, что такое нравственность? Объясните своими словами. (это доброта, правила поведения, вежливость).
А теперь, давайте рассмотрим, как в Толковом словаре С.И. Ожегова раскрывается это понятие.
-А какого человека мы можем назвать нравственным? (доброго, вежливого, трудолюбивого, любящего свою Родину).
(Запишите в тетрадь).
А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Задание: восстановите пословицы.
Добрые дела, …(дороже денег)
Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
Доброе дело … (два века живёт)
Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)
1 группа кто у вас будет отвечать? Проверим ваши пословицы. А теперь 2 группа.
-Какое ключевое слово вы здесь увидели? (добро) А относится ли доброта к нравственным качествам?
Доброта одно из ключевых составляющих образцов нравственности.
-А еще какие понятия мы можем отнести к образцам нравственности?
К образцам нравственности относятся и такие понятия, как ПАТРИОТ, ТРУЖЕНИК, КОЛЛЕКТИВИСТ.
Давайте рассмотрим каждый образец отдельно.
Как вы думаете, что такое патриотизм?
Какого человека мы можем назвать патриотом?
Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд
Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами.
А кого мы можем назвать патриотом из нашего села?
( Данил Шаехмурзин – воин-интернационалист, Мирзанур Хиразов-учитель-ветеран, композитор, Фанис Гареев- писатель)
А из республики кого вы можете назвать? (Миннегали Губайдуллин- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Командир пулемётчик; Александр Матросов- герой советского союза; первый президент РБ- Муртаза Рахимов )
Люди любящие своё Отечество и готовые совершить подвиг во имя Родины являются патриотами.
А сейчас обобщим, какими качествами должен обладать патриот.
-Я надеюсь, что вы будете обладать всеми этими качествами.
Как вы знаете, ребята, 2016 год –год кино. Любите ли вы смотреть фильмы?
-Какие фильмы вы смотрели о патриотизме? («В июне 41-го», «Подвиг разведчика», «А зори здесь тихие», «Вчера закончилась война», «Они сражались за родину»
А если, никто не посмотрел, то я советую посмотреть их, потому что они нас учат доброте, патриотизме, ценить свою Родину и то, что мы имеем на сегодняшний день.
Во время войны люди совершали подвиги не только на фронте, но и в тылу. Этих людей мы называем тружениками тыла.
Ребята, а кто такие труженики?
Труженик — трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.
Наше село тоже богато трудолюбивыми людьми.
-Каких тружеников нашего села вы можете назвать? (Яхин Ф.Ф.-Герой социалистического труда, Шайхлисламов Ф.Ш.- учитель-ветеран, поэт, Сираев Г.Х. Председатель колхоза «Башкортостан», Моя бабушка Шафикова ________, мой сосед Тахир Хазип__________________, а также наш многоуважаемый директор нашей школы Миннигулова Ф.А.-тоже является тружеником нашего села, так как она 33 года своей жизни посвятила школе.
Ваших родителей тоже можно назвать труженики. Они трудятся во благо своей семьи Родины.
Как говорится в пословице «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм?
Коллективизм — это сотрудничество и взаимопомощь.
А вы какие коллективы знаете? (школьный)
А наш класс можно назвать коллективом?
Какую коллективную работу в преддверии нового года вы уже выполнили в классе? (украсили класс)
-Какого символа нового года здесь не хватает? (елки, петуха)
-Давайте украсим ёлку, тем самым выполним коллективную работу. Будем вешать игрушки не простые, а с пожеланиями. Первую игрушку повешу я сама с пожеланием: я желаю всем быть патриотами своей страны, а что вы пожелаете.
Когда мы украсили ёлку все вместе с коллективом, нам было очень легко и мы сделали дело быстро.
5. Закрепление представлений о понятии «нравственность в нашей жизни».
Мы поговорили об образцах нравственности в нашей жизни.
А теперь я предлагаю поработать в группах и определить, кто труженик, патриот или коллективист мог произнести такие слова:
1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
2. «Один за всех и все за одного».
3. «На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Ответы: патриот, коллективист, труженик
5. А теперь поработаем с учебником. Давайте откроем страницу 21 и прочитаем башкирскую легенду об Урал- батыре. «Урал-батыр» принадлежит к древнему народному жанру башкирской народной поэзии. В эпосе выражена идея вечной жизни народа.
(чтение текста по цепочке)
-Найдите в тексте то место и прочитайте, где говорится о нравственности героя.
-Имеют ли значение слова, сказанные Урал- батыром, для современных людей?
Эпос Урал-батыр учит нас быть нравственным и ещё раз доказывает, что существует нравственность в нашей жизни.
Подытоживая сегодняшнюю тему попробуем разгадать кроссворд.
Любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений. (патриотизм)
Человек, любящий свою Родину, своей народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. (патриот)
Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны. (труженик)
Сотрудничество и взаимопомощь. (коллективизм)
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.
— Чему был посвящен сегодняшний урок?
С какими образцами нравственного поведения мы познакомились?
Какие цели поставили в начале урока?
Сумели ли мы достичь?
Пригодятся ли нам в жизни полученные знания на сегодняшнем уроке?
Кому сегодняшний урок понравился, поднимите зеленый смайлик.
Кому урок понравился, но остались вопросы поднимите желтый смайлик.
Кому урок не понравился, и было трудно поднимите красный смайлик.
Сегодня были активными на уроке ________Молодцы .
8. Домашнее задание
Подготовить сообщение на одну из тем:
Патриотизм моих сверстников в годы Великой Отечественной войны.