Что такое нравственность изложение сжатое изложение
Что такое нравственность изложение сжатое изложение
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности,
прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а
что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других
людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят
ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как
правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь,
благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для
себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в
поведении, и определяется, какими будут поступки человека –
нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда
выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить
нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая
проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та
единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение
человека. (По А. Никонову)
135 слов
абзаца
Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности
Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным
Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека
Что такое нравственность изложение сжатое изложение
Текст, начинающийся словами «Что такое нравственность?»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека — нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность — это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИК1: Содержание изложения | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||||
ИК2: Сжатие исходного текста | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||||
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
Текст сжатого изложения | Способы сжатия |
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят такие ценности, как жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние. | |
Именно эти ценности определяют, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека. | |
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. |
Образец сжатого изложения по тексту №10 ( по Е.Н. Трубецкому).
1.Прочитайте образец сжатого изложения.
2.Определите способы сжатия( компрессии) в каждом абзаце.
Литература
1.ГИА-2014.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
2.Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова.- М.: Дрофа, 2010
Интернет-ресурсы.
Школа грамотности Романовых
Фестиваль педагогических идей
По уши а ГИА и ЕГЭ.(Сайт учителя Крюковой русского языка и литературы
Сайт учителя учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.
Сайт учителя русского языка и литературы Бенделевой Л.М.
Приложение 1.
Памятка для учащихся
«Как писать сжатое изложение»
1. Прослушайте текст.
2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:
· Определите тему текста (о чем текст?).
· Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
· Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
· Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
· Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
3. Прослушайте текст во второй раз.
4. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
5. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. п.).
6. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
7. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов.
Приложение2.
Рекомендации к написанию изложения
1. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить. Постарайтесь проникнуть в суть текста, т. е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства.
3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т. к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
1) Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
2) Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
3) Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:
— тезис (основная мысль);
— вывод (автор может сам и не делать вывода).
6. Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. Можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста.
7. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
8. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
9. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.
10. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
11. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
12. Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Что такое нравственность изложение сжатое изложение
Текст, начинающийся словами «Что такое нравственность?»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека — нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность — это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
ИК1: Содержание изложения | |
2 | |
1 | |
0 | |
ИК2: Сжатие исходного текста | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
2 | |
1 | |
скачать ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа(240 минут). Работа состоит из 3-х частей. С1. Сжатое изложение (объем не менее 70 слов). Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Выполняется на основе прочитанного текста. Состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9). Выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение-рассуждение (объем не менее 70 слов). Приступая к III части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем. Сжатое изложение – это вид работы, при котором должна быть сокращена второстепенная информация. Основные виды сжатия ^ Текст для прослушивания Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важным и необходимым. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. 1.Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. (14 слов) 2.Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. (17 слов) Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. Как правило, те, которые данный человек считает важными и необходимыми: счастье, семья, любовь, благосостояние… ^ Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. ^ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1.ТРОПЫ – обороты речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. Эпитет – это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описываемому предмету. ^ А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький.) Сравнение – это худ.приём, основанный на уподоблении сходных явлений(предметов, признаков), выраженное при помощи слов как, точно, будто, словно, что, как будто. ^ Дредноут боролся, будто живое существо, ещё более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А.Толстой.) Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. ^ Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин.) Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. ^ Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин.) Метонимия (с греч. – переименование) – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Это перенос значения по смежности: с содержимого на содержание. Съешь ещё тарелочку. Весь город говорил об этом. Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, перенос с части на целое. ^ Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин.) Аргентина – Ямайка – 5:0. Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира, Северная Венеция – Петербург. Мать городов русских – Киев. Царь зверей – лев. Чёрное золото – нефть. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. ^ В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский.) Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. ^ Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов.) Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа; часто используется в сказках, в баснях: лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трусости и т.д. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А.Пушкина, «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М.Горького. Ирония (от греч. – скрытая насмешка) – перенос значения по противоположности. Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин.) 2. ^ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ) – это особые синтаксические построения, которые служат для создания образной речи, усиления выразительности текста. Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. ^ Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин.) Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Основана на использовании большого числа синонимов. ^ Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов.) Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. ^ Изумительный наш народ. (И.Эренбург.) Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И.Бунин.) Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. ^ Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. Ряды однородных членов Бессоюзие придаёт фразе динамику. Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.) Многосоюзие придаёт предложению плавность, замедляющее фразу. И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А.Пушкин.) Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения. У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно. Анафора – это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание («Жди меня» К.Симонова.) ^ Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М.Лермонтов.) Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Эллипс (эллипсис) – пропуск слова, чаще всего глагола Татьяна в лес; медведь за нею. (А.Пушкин.) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.Пушкин.) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин.) Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А.Твардовский.) Поедешь скоро ты домой: Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень 3. ^ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. ^ Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе. Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.) ^ 9Р №1 ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… 5)Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений. 6)Когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. 7)На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. 8)Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью. 1.Какое утверждение противоречит содержанию текста? А)Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне Б)Я знаю наизусть многие произведения русских писателей В)Русский язык – это мой родной язык Г)Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики 2.Определите тип и стиль текста. А)научный стиль, рассуждение Б)публицистический стиль, описание В)публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования Г)художественный стиль, повествование 3.Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина? Б)отчизна Г)отчий край 4.Из предложения №1 выпишите слово с нулевым окончанием____________________ 5.Из предложения №8 выпишите причастия____________________________________ 6.Из предложения №4 выпишите 3 словосочетания со связью примыкание___________ 7.Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений? А)люблю язык В)тот может постигнуть Б)мгновения будут Г)я начинаю 8.Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение______________________________________________________________ 9.В каких сложных предложениях придаточные предложения присоединяются при помощи союзного слова. Укажите номера______________________________________ 10.Какие 3 средства языковой выразительности используются в тексте? А)оценочная лексика Б)эпитеты В)риторический вопрос Г)анафора Д)метафора СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ (С2.1 И С2.2) 2.Обоснованный и подтвержденный примерами из теста ответ на поставленный в теме вопрос. 3.Вывод (подтверждение тезиса). 1)Я считаю, я думаю, по-моему, по моему мнению… 2)Во-первых, во-вторых, например, обратим внимание на предложение_, рассмотрим предложение (функцию)_, так как, потому что, для того чтобы… 3)Я думаю, я считаю, итак, следовательно, таким образом, так как, потому что…
|