Что такое нравственность конспект урока по однкнр 5 класс

Внеклассное мероприятие: «Что такое нравственность?» (в 5 классе)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Внеклассное мероприятие: «Что такое нравственность?» (в 5 классе)

Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.

Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю»:

За то, что он трудолюбивый.

За песен звонких переливы.

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?

Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.

Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением. Ребята, но как мы понимаем какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет?

Примерные ответы учеников: Хорошие поступки приносят людям пользу. Добрые люди всегда помогают нуждающимся в этом. Никогда не пройдут мимо беды другого человека.

Учитель: Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?

Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.

Учитель: Как нам тогда мы уживаемся вместе?

Примерные ответы учеников: люди придумали правила поведения.

Учитель: И эти правила поведения регулирует – НРАВСТЕННОСТЬ. Ребята, а кто знает, что означает это слово? (выслушиваются размышления учеников)

Учитель: Предлагаю вам рассмотреть определения, которые даются в словарях. (На доску вывешиваются листы с определениями)

Психологический словарь: Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.

П. Гольдбах: Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Как вы видите, нравственность – это то, что определяет поведение человека.

Вопросы для обсуждения: Кто следит за выполнением этих правил? Записаны ли они где-либо? Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?

Учитель: За выполнением нравственных предписанием следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети записывают свои варианты на доску).

Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить с вами нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.

Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?

Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?

Источник

Технологическая карта занятия по ОДНКНР в 5 классе Тема: «Сокровища нравственности».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта занятия по ОДНКНР в 5 классе

Тема: Сокровища нравственности.

Цель: анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, этика и др.

— учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

— ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки.

— развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.

— развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Оборудование и демонстрационный материал: ноутбук, экран, презентация, аудиозапись песни «Дорогами добра», карточки для работы в парах с понятиями и их определениями.

I . Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня на нашем ЗАНЯТИИ присутствуют гости, давайте повернёмся к ним и поприветствуем. А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

На прошлом ЗАНЯТИИ мы говорили о духовных ценностях. Вспомним некоторые из них, продолжив фразы:

Наш внутренний голос, собственный измеритель – это…( совесть )

Как можно назвать отгаданные слова?

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга

Учащиеся вклеивают слова на изображения соответствующих дорог.

Смотрят на работы своих одноклассников.

Человеческие недостатки, отрицательные качества человека

Хором читают слова со слайда

II . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

– Древние мудрецы сравнивали духовные ценности с дорогими украшениями. Почему? СЛАЙД 2

Тема нашего урока «Сокровища нравственности» . СЛАЙД 3

— Как вы думаете, о чём это словосочетание? О чём пойдёт сегодня речь?

— Сегодня на уроке мы узнаем, что называют сокровищами нравственности и проверим, верны ли были ваши предположения.

III . Актуализация знаний.

Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» до чтения.

– Прочитайте название рассказа на карточках № 1. О чём может быть рассказ с таким названием?

— Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Это картина Питера Брейгеля «Слепые». Как вы думаете, почему именно её подобрали к тексту?

– Проверим свои предположения.

Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» во время чтения.

Вот идёт человек по жизни, а перед ним две разные дороги.

Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются скалы страха и отчаяния, скрытые туманом равнодушия и безразличия. А иногда путь преграждают завалы зависти и злости. Путников на этой дороге множество, но они всё время спотыкаются о камни неправды и одиночества, потому что идущие рядом ничего не слышат и не хотят помогать друг другу. Прорываясь сквозь заросли обид и вины, люди иногда отталкивают тех, кто послабее.

(Легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?)

Вторая дорога – узкая, но светлая. Там у каждого есть свой фонарь, освещающий путь. Этот фонарь – собственная совесть. И люди здесь другие: они не только слышат, что ты говоришь, но и понимают, что ты чувствуешь. По обеим сторонам дороги красиво подстрижены газоны дружбы и взаимовыручки, а на клумбах благоухают цветы любви, уважения и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Дорогу пересекает река красоты и добра, а переправиться через неё можно по мостику добрых дел.

Каждый из нас может правильно выбрать свой жизненный путь, но для этого нужно понять, что в жизни по-настоящему важно.

(А легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?)

Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» после чтения.

газоны дружбы, цветы уважения, река добра ( означают дружбу между идущими по дороге, их уважение друг к другу, они добрые)

Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?

Работа в парах с рисунком и карточками со словами.

— Перед вами на парте карточки-помощники со словами. Прочитайте эти слова ( дружба, уважение, прощение, любовь, добро, одиночество, неправда, зависть, злость, обиды, равнодушие)

— Где мы их уже встречали?

— Соотнесите их с художественными образами на картинках карточек 2 и 3. Выберите и приклейте подходящие слова на изображение той дороги, по которой вы хотели бы пойти.

— Покажите друг другу ваши работы, прикрепляя магнитами на доске.

— Что же мы видим!? Вы все желаете шагать в жизни по светлой дороге! Как я рада за вас!

Вывод после выполнения задания:

— Какие слова вы не стали использовать? Как их можно назвать?

– Давайте ещё раз вспомним, о каких духовных ценностях поведал нам автор текста? Прочтём хором.

На слайде слова: дружба, взаимопомощь, уважение, прощение, любовь, взаимопонимание, добро, душевное спокойствие, взаимовыручка .

— Давайте представим нашу дорогу, которую мы построили в своих работах перед собой и отправимся по ней в путь.

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

Физминутка «Дорога добра»

(выполняется под сопровождение песни «Дорогами добра»)

— О чём песня в физминутке?

— С кем обычно в пути интереснее, веселее?

— Какие духовные ценности вы подарили бы своему другу, отправляясь в путь по жизненной дороге? Называйте одну и кладите жемчужину в нашу шкатулку, которую мы возьмём с собой в дорогу жизни.

С настоящим другом

Учащиеся говорят: » Я своему другу Максиму желаю на жизненном пути любви, уважения, добра, взаимопонимания и т.д.»

Сокровищами нравственности называют положительные качества человека, например, доброта, честность, уважение, любовь и т.д .

V . Выражение решения проблемы.

— Посмотрите, в шкатулке появилось много разных ценностей. Настоящие сокровища. Какие это сокровища?

— Ребята! Давайте вернёмся к названию темы нашего занятия. Теперь вы можете сказать, что такое сокровища нравственности?

— Благодарю вас за хорошую работу. Надеюсь, что вы никогда не свернёте в жизни с дороги добра!

Источник

Конспект урока на тему » ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОДНК НР»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1. Введение в ОДНК НР

Знакомство с предметом.

Как вы уже успели заметить, предмет, который нам предстоит изучать, называется ОДНК НР.

Как вы думаете, как расшифровывается эта аббревиатура? (Основы духовно-нравственной культуры народов России.)

Исходя из названия предмета и из предлагаемого нам пособия, подумайте о чем пойдет речь в данном учебном курсе? (о нравственности, о правильном поведении, о религии, о добре и зле, о толерантности и т.д.)

В соответствии с новым государственным стандартом данный курс должны пройти все выпускники. Вы не одни, кто будет изучать и изучает уже этот предмет.

Вот, например, в 5 классе изучают ОДНК НР, В 6 КЛАССЕ Основы православной культуры, а у вас, старшеклассники, основы нравственности.

Предмет ОДНК НР должен научить вас

Изучить основные формы морали;

Освоить социальные нормы и правила поведения;

Воспитать патриотизм обучающихся;

Изучить культурные традиции народов России;

Сформировать представление об исторической роли традиционных религий;

Изучить гражданское общество в становлении российской государственности;

Осознать значимость семьи в жизни человека;

Развить эстетическое сознание через освоение наследия отечественной культуры.

Мы разобрались с основными задачами курса, а теперь давайте непосредственно перейдем к нашему учебному пособию.

— Скажите, пожалуйста, что такое нравственность? (ответы учеников)

В русском языке это слово появилось в 1789 году, и было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».

Термин нравственность чаще всего встречается в литературе и речи в смысле морали, реже в смысле этики.

— Что такое мораль? (ответы учеников)

Мораль- правила нравственности, а также сама нравственность.

Мораль- логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Мораль — это система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу (= нравственность).

Мораль-это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека.

— Что такое этика? (ответы учеников)

Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали и нравственности.

Слово «этика» происходит от греческого языка и означает «то, что относится к характеру, нраву».

Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики.

Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.

Более подробно об этой науке мы поговорим чуть позже, на следующих уроках.

А сейчас я хочу вернуться непосредственно к нашей проблеме, к проблеме нравственности.

Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:

Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило название — Золотое правило нравственности.

Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.

Знакомство с содержанием учебника.

А теперь я попрошу вас открыть учебник на странице 5. Давайте вместе изучим содержание нашего курса. (читаем названия глав)

Исходя из названий, давайте сформулируем те категории, которые мы будем затрагивать.

Источник

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое нравственность?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Что такое нравственность?

Цель: сформировать понятие нравственности, уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы: побудить детей задуматься о смысле жизни, о добре и зле.

1. Развивать желание знать понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.

3. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи.

Участники: Дети старшего возраста

Оборудование: Плакат неоконченных предложений, карточки ранжированные понятии

1. Рассмотрение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей детей.

2. Изучение детьми собственных волевых качеств, своих возможностей.

3.Методика неоконченных предложений.

4. Ранжирование понятий

Мы с вами будем говорить о нравственности. Прежде чем начать беседу, давайте определим смысл некоторых понятий.

-Что такое нравственность?

Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон.

Часто мораль и нравственность употребляются как синонимы.

-Чем мораль отличается от нравственности?

Моралью следует именовать целостную систему взглядов, относящуюся ко всему обществу.

-Зачем людям нужны такие законы?

На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях.

Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие – то представления о добре и зле, о хорошем и плохом.

-Может ли человек иметь собственные нравственные законы – не такие, как в обществе?

Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь также должна быть осмыслена самой личностью, дабы каждый задался вопросом, для чего он живет, и попытался ответить на него.

-С чего бы вы начали такое осмысление?

-Человек – люди – общество – человечество – эти понятия взаимосвязаны. Чем, как вы думаете?

Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры, основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.

1. Методика незаконченных предложений.

Источник

Духовно- нравственное воспитание на уроках ОДНКНР в условиях реализации ФГОС (фрагмент урока).

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Духовно- нравственное воспитание на уроках ОДНКНР в условиях реализации ФГОС (фрагмент урока).

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». И именно духовно-нравственное воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального развития для образования.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования и главным образом в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Одним из предметов, на котором нравственному воспитанию современного школьника уделяется колоссальное внимание является Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР). Предлагаю вашему вниманию рассмотреть фрагмент урока на тему: «Твой духовный мир».

Цель: создать условия для закрепления обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества (ценностями культуры человечества), пробудить в учащемся гордость и уважение к своей стране.

Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиям и культурам

Организация деятельности обучающихся.

Блиц – опрос. Актуализация знаний обучающихся.

Просмотр ролика « Земля – наш общий дом».

Виртуальная экскурсия по религиям

Самостоятельная работа обучающихся. Составление предложений.

I. Организационный момент.

«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу». (народная мудрость)

I. Организация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

— Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II. Актуализация знаний обучающихся.

— Как назвать все пожелания одним словом? Ценности

Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на предыдущих уроках я рассказывала и показывала. Сегодня урок повторения и обобщения «Духовные ценности человечества. Культура. Религии».

Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать

1 задание: Блиц – опрос

Главная ценность России? (люди, их жизнь, труд, культура)

Жизнь человека – высшая ценность. Только при жизни человек может радоваться, грустить, строить планы. Жизнь каждого уникальна и неповторима. На любом этапе жизни человек дорог для окружающих

В большой стране у каждого человека есть свой уголок (Родина)

Подберите однокоренные слова к слову «Родина» ( род, народ, родители, родич, родня, родственники, родословная)

Что есть у каждого народа? (язык, культура, обычай, традиции)

Что такое традиции, обычаи?

Как вы понимаете, что такое культура?

Что является неотъемлемой частью духовной культуры.

2 задание. Закончить предложение

Культура объединяет три направления: науку, искусство и религию.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение. О религиях.

В стране религий много, не робей!

Здесь кришнаит, буддист, католик,

На вкус любой, лишь выбирай какую!

И издавна средь них ведется спор,

Кто всех верней, кто истинней. кто прав.

До драки доходили, до ножей,

И вырезали целые селенья,

Имея имя Бога на устах.

Один кричит: «Над нами Божий Сын!»,

Ему в ответ: «Аллах всех круче!»,

А рядом ухмыляется раввин,

Уж он то знает истину получше.

Одни укрыли женщину до пят,

А сами обрастают бородою,

Кто носит крест, кто режет плоть,

А кто-то череп гладко бреет.

Как все это наивно и смешно,

А если гибнет кто, то и трагично.

Ведь Бог всем жизнь дает равно,

Не глядя на наряды и отличья.

А вы как думаете, какая из религий истинней и лучше? Давайте разберемся, сможем ли мы дать однозначный ответ на данный вопрос.

Разделимся на 4 группы (по количеству религий.) Каждой группе нужно будет представить одну из религий. По одному человеку от каждой группы подходят ко мне и выбирают листок с название религии. (листочки перевернуты, названий не видно)

Как вы понимаете значение слова «религия»?

Какие верования называются языческими?

Традиции почитания Бога составляют религиозную культуру, и что она включает в себя? ( рел. тексты, обряды, искусство. )

Отношение человека к Богу принято называть (верой)

Обращение к Богу (молитвой)

Кто может прочитать молитву?

Религиозные практики – (молитвы, богослужения, обряды, ритуалы, религиозные праздники )

. Назовите религии, традиционные для России.

Важнейшее качество человека говорить правду (честность)

Наряжать на Новый год елку – старинный (обычай)

Ум, способности и житейская опытность человека (мудрость)

Экспонаты из коллекции Государственного Эрмитажа имеют большую художественную и историко – культурную (ценность)

Почтительное отношение одного человека к другому (уважение)

Наука о морали и нравственности (этика)

Про строгого, решительного человека говорят, что у него крутой

Слово, близкое по значению словам «этика» и «мораль» (нравственность)

-На какие вопросы отвечает нравственный закон жизни? (откуда и зачем мы приходим в этот мир; что такое добро и зло; как человек должен прожить свою жизнь. ) Можем ли мы сказать, что одна из них лучше другой? Почему?

Как вы думаете, как должны относиться люди разных религий друг к другу?

Можно ли осуждать человека, унижать его, если он исповедует другую религию?

Общая культура человечества складывается из разных традиции, обычаев, культур. Узнавая, как живут другие народы, мы начинаем лучше понимать их и себя, учимся уважительно относиться не только к своей, но и к иным культурам. Только тогда мы будем настоящими людьми с богатым духовным содержанием.

Наш урок мне хотелось бы закончить словами:

Не словоблудье, песнопенья,

ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!

сегодня я узнал… было интересно…было трудно…я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…

Таким образом, мы видим, что на уроках ОДНКНР в полной мере происходит представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *