Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Конспект урока (ОРКСЭ) по теме: этика и понятие нравственность

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по теме:

«Этика и понятие нравственности»

Цель урока: Разъяснить и усвоить термин «Этика» и понятие «Нравственности» необходимых в создании и развитии межличностных отношений.

Знакомство с основными моральными принципами;

Усвоение учащимися основных задач и принципов входящих в «Этику и «Нравственность»;

Через усвоение термина «Этики» и понятия «Нравственности» помочь в создании и развитии межличностных отношений между учащимися;

Развитие личностной оценки поступков ;

Знакомство и усвоение учащимися основных задач и принципов «Этики» и «Нравственности», понимание материала и применение его в выстраивании отношений в семейном круге и между людьми;

Формирование личностно-ценностных взглядов и принципов;

Оборудование урока: мультимедиапроектор, мультимедийная доска, тетрадь, ручка, карандаш.

Ключевые слова: Этика, нравственность, принципы, поступок, взгляд.

Форма проведения урока: работа с материалом, беседа учителя с учеником, комментирование материала, высказывания учащихся;

— Ребята, что такое «Этика» и «Нравственность»? Что это за понятия и что они означают, по-вашему? Для чего они были введены и из чего состоят «Этика и «Нравственность»? Существуют ли какие-то принципы, лежащие в основе данных понятий?

Существует несколько основных определений, которые могут ответить на вопрос – что такое этика.

Этика – философское учение, в основе которого лежат принципы, отвечающие за нормы поведения, устои отношений в обществе, личностные принципы и взгляды;

Этика – наука изучающая нравственность, поведение человека, принципы, отвечающие за формирование и развитие человека как личности;

Нравственность – внутренние принципы и взгляды человека на жизнь, позволяющие ему создавать конкретные установки и нормы поведения в межличностных отношениях;

Нравственность – внутренняя установка человека, которая позволяет ему действовать вместе со своими принципами и совестью;

— Существует целый ряд определений, который могут ответить на вопрос, что такое нравственность и что такое этика. Однако, существуют часто встречаемые определения.

Нравственность – внутренняя установка конкретного человека, которая позволяет действовать ему согласно своей совести и свободной воле.

Этика – наука, изучающая и формирующая моральные принципы, установки человека, его взгляды на жизнь.

Ребята, существуют и общие стороны у этих двух определений. Как вы думаете, какие общие стороны между ними существуют?

Необходимо отметить следующее, данные высказывания имеют общие черты, и они отвечают на общие для каждого человека вопросы. Какие вопросы, сейчас мы можем узнать:

Данные высказывания позволяют сформировать жизненную позицию каждого человека;

Этика и нравственность позволяют ответить на вопрос, как сделать свою жизнь лучше;

Нравственно-этическое воспитание позволяет сформировать у человека ответы на вопросы – что есть «плохо», что есть «хорошо»;

Работа с учениками в классе:

— Ребята, как Вы считаете, этика и нравственность имеют между собой что-то общее? Отвечают ли они на такие вопросы как: как стоит развиваться, как стоит жить, в чём смысл жизни? Может ли этика и нравственность помочь человеку стать лучше?

Представьте себе, что человек сталкивается с проблемой создания и развития межличностных отношений со своими близкими. У него не получается выслушивать, помогать, и идти на встречу своим близким. Он начинает задаваться вопросом, что происходит с ним, что происходит с его близкими такого что контакт между ними не может быть налажен. Человек сталкивается с проблемой того, что ему нужно что-то менять в себе. Но взять и просто поменять что-либо в себе не так-то просто. Его мучают вопросы касательно того, а стоит ли меняться, что нужно для этого сделать. И здесь этика и нравственность играют ключевую роль в формировании его взглядов касательно данной проблемы. Этика позволит развить в себе те или иные способы поведения в различных межличностных ситуациях, в семье, в кругу друзей и близких людей. Нравственность позволит развить в себе внутренние человеческие качества и черты, способные предотвратить самые разные конфликты в силу того, что у человека уже будут свои конкретные взгляды на проблему, что позволит избежать тех или иных проблем в общении и развитии межличностных отношений.

Игра: «Какой поступок может называться хорошим?»

(У детей лист А4 с перечислением поступков в самых разных ситуациях).

— Ребята, вам нужно выбрать из списка поступков те, которые на ваш взгляд могли бы характеризоваться хорошими. Отметьте карандашом те поступки, которые на ваш взгляд являются хорошими.

Помочь пожилому человеку; (донести сумки, перевести пожилого человека через дорогу).

3. Пройти мимо нуждающегося человека; (отнестись нейтрально к его мольбам о помощи).

4. Помочь человеку советом в сложной жизненной ситуации;

5. Подать бедному денег на пропитание;

— Каждый поступок характеризует человека с хорошей или с плохой стороны. Всё зависит от вас и вашего воспитания. Нравственность и этика поведения связаны с вашими взглядами, принципами и отношением к жизни. Вы должны стремится к тому, чтобы хорошие поступки преобладали в ваших действиях, чтобы вы учились различать «плохое» и «хорошее» и делали после различных поступков выводы.

— Что вы сегодня нового узнали из нашего урока? Были ли вы чем-то удивлены? Появились ли у вас новые мысли, которые заставили вас задуматься над пройденным материалом?

— Как заставить себя переосмыслить настоящее и попробовать жить лучше? Как стремиться к саморазвитию?

— Вам предоставляются несколько определений, Вы должны понять их смысл и высказать своё мнение с приведением примеров по поводу определений.

2. Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья (Иммануил Кант);

3. Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям (Бертран Рассел);

Существует ли связь между этикой и нравственностью? Схожи ли данные понятия или они различны между собой?

Источник

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности:

Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность».

Источник

Презентация по ОРКСЭ на тему «Особенности морали» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

В чём особенности морали? Есть ли единый список моральных правил? Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе? В тех краях, где кошельком Мерят всё на свете, Правда ходит босиком, Катит ложь в карете. Ложь всегда опередит Истину немножко. Но не бойтесь: победит Правда-босоножка. (С.Я. Маршак.)

Мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. В чём же особенности морали? Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в разные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.

Российский Красный Крест — общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.

Отделения Красного Креста есть в каждом регионе нашей страны, сотрудники объединяют вокруг себя неравнодушных людей. В рядах российского Красного Креста действует молодёжное движение, участникам которого от 14 до 25 лет. Основная деятельность молодых активистов направлена на оказание помощи детям из социально незащищённых семей, сиротам, одиноким престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского государства, которым является Конституция Российской Федерации основано на моральных нормах.

Кроме этого есть родители и учителя, которые учат своих детей соблюдать моральные нормы (правила).

Моральные нормы не имеют документального оформления т. е. нет списка моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит и свою жизнь лучше.

В обществе есть другие организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, полиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже.

В морали ничего подобного нет – ни «моральных организаций», ни особых «моральных стражей», «смотрителей за моралью».

Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек.

Как формируются моральные нормы и правила?

Вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Дж. Локк Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес

От каждого человека зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в обществе, в котором он живёт. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше.

Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

враждебность справедливость ложь дружеская помощь

Юридические нормы Моральные нормы Уважение к старшим Законы Помощь слабым Указы президента Перенеси слова или словосочетания в указанные области.

Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных ситуациях.

Использованный материал http://nanopics.ru/view/1838949 кормушки для птиц http://www.bal-con.ru/dossier/d15529.htmlполитика Конституция России http://russian1.peopledaily.com.cn/31516/6250401.html полицейские» http://pinme.ru/u/s79275056070s/razvlecheniya-kino/?page=2 семья http://vladairada.com.ua/search.asp?search=год&n=66 дети идут в школу http://www.isprras.ru/ispr/stranica/tematicheskoe-planirovanie-gruppi-… дети за партой http://senno-school1.belhost.by/obrazovanie/olimpiady/ глобус, книга, дети Картинки на слайдах 4, 7, 8, 9, 17, 18 взяты из диска «Светская этика»

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Номер материала: 284316

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Время чтения: 2 минуты

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Смотреть картинку Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Картинка про Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко. Фото Что такое нравственность орксэ 4 класс кратко

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок ОРКСЭ «Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности»

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации и статья в пособии для учащихся; проектор и презентация, выполненная учителем.

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

– Как вы поняли, что такое честь и достоинство?

– А какие примеры чести и достоинства привели ваши родители. Расскажите.

3. Подготовка к восприятию нового понятия (слайд 2). Приложение

– Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой.

– Что может быть золотым?

– Каково прямое и переносное значение этого слова?

4. Формулировка темы урока, постановка задач урока.

5. Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не

делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6)
.

– Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

– Чему же учат эти правила, что их объединяет?

– Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть “золотое правило” нравственности, а следовательно, и этики (слайд 7).

6. Работа учащихся над осознанием “золотого правила” нравственности.

Учащиеся выполняют задание в группах:

– Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.

Обсуждение результатов работы в группах.

7. Работа с учебными пособиями.

На данном этапе работы проводится комментированное чтение статьи из учебника.

8. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать “золотое правило” нравственности в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

– Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно “золотого правила” нравственности, которые были у вас.

– В чем вы были близки к формулировке “золотого правила” нравственности?

– Согласны ли вы с ними?

10. Домашнее задание.

– Расспросите своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсудите с ними, близко ли их жизненное правило “золотому правилу” нравственности.

Источник

Урок по ОРКСЭ на тему «Мораль и нравственность» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок представлен в технологической карте, построен в соответствии с ФГОС, использован учебник Е.В. Саплина, А.И. Саплин Основы духовно- нравственной культуры России. 4 класс. М.: «Астрель», 2013.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока : создать условия для нравственного развития учащегося

1. Практические : познакомить с понятием нравственности;

2. Образовательные : учить детей оценивать поступки и не причинять вред себе и другому человеку;

3. Воспитательные : развивать чувство безопасности, формировать личностные представления о нравственном отношении к себе и другим людям;

4.Развивать умение работать с текстом;

5.Развивать коммуникативные качества.

Личностные: формирование потребности в совершении нравственных поступков по отношению к себе и другим;

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Понимание, что мораль есть особый вид духовной культуры. Понимание того, что мораль – совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

Методы: частично-поисковый, наглядный.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение и выполнение заданий, индивидуальные задания с выбором правильного ответа, самостоятельная работа в группах с источниками информации

ТСО: мультимедиапроектор, ПК.

Методические рекомендации: Освоение школьниками учебного содержания темы «Мораль и нравственность» в модуле «Основы светской этики» должно обеспечить эмоционально-нравственное понимание и представление о нормах нравственности и морали.

Данный урок является уроком «открытия» нового знания. Цель его создание условий для нравственного развития учащихся.

В ходе урока используются ИК-технологии, технология сотрудничества при работе в группах. Вокруг обучаемых начинают возникать по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний–умений–возможностей с возможностями–умениями–знаниями своих партнёров. Поэтому работа обучаемых во временных парах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний сверстникам. А это неизбежно сказывается на повышении эффективности обучения. Кроме этого, активная работа в парах, перемещение ребят по классу снимает необходимость проведения физминуток.

Этап «Самостоятельная работа» проходит в форме групповой работы. Учитель может разделить ребят по рядам, по жребию (цветам). Это снимает психологическое и физическое напряжение на уроке.

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

светская этика = мораль = нравственность

-Объясните, как вы понимаете её?

-Докажите, что мораль и нравственность – это синонимы?

Включение в диалог

Личностные : самоопределение к деятельности.

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Регулятивные : внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии.

2. Постановка задачи занятия (5 мин)

Создание проблемной ситуации в форме постановки вопросов:

— Кто знает, что такое нравственность?

— Какая цель нашего занятия?

-Какие вопросы можем еще поставить?

-Можем ли на одну строку поставить понятия: культура и мораль?

-Как это слово соотносится со значением слова мораль?

— Обсуждение с учащимися смысла пословицы

«Делай хорошее для других – сам станешь лучше».

— Сформулируйте цель нашего урока.

Ребята строят разные предположения.

Познавательные: определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.

Личностные : формирование мотивации

3. Актуализация уже имеющихся у учеников знаний по этой теме

Как вы понимаете высказывание:

«Не вреди себе, другим, стране ни мыслью, ни словом, ни делом»

« Делать людям хорошее – хорошеть самому».

«Ваш выбор – выбор, который Вы делаете сами

и за который несете ответственность».

Жить в мире с собой.

Жить в согласии с другими людьми.

Слушают и переписывают на листах формулы нравственности «Не вреди себе, другим, стране ни мыслью, ни словом, ни делом»

Жить в мире с собой.

Жить в согласии с другими людьми.

Выполняют задание по группам, рисуют заданные картинки, формулируют тему каждой картинки «не вредить себе мыслью», «не вредить другому словом», «не вредить делом»…

Личностные : формирование ценности

Познавательные : понимание содержание ценности, формирование умения анализировать эпиграфы и пословицы.

Регулятивные : оценка собственного поведения и поведения других с позиции «не вреди себе и другим» мыслью, словом, делом

4.Усвоение новых знаний

-Когда возникла мораль?

-Приведите пример моральных норм.

( Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.

Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.

Особый вид духовной культуры Мораль -система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.)

-Что осуждалось во все времена?

Рассказ учителя о моральных нормах

1.Одна из самых распространенных норм гласит : «Не лги ». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.

Зато наступит другая ответственность – моральная.

« Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет ». Ложь рано или поздно выходит наружу .

Ещё говорят : Единожды солгав – кто тебе поверит ?».

Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.

2.Другая моральная норма гласит : «Не завидуй ».

Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах.

С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.

А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери ».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из–за безумной страсти – зависти к его таланту.

3.Ещё одно моральное правило «Не жадничай ». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело и даже близких.

жаден, как волк, а труслив, как заяц;

жадное брюхо ест по ухо;

жадный сам себе покою не даёт .

Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.

Какие ещё моральные нормы вы знаете?

-Сформулируйте правила, которые смогут улучшить жизнь людей на Земле.

-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?

Учащиеся осмысливают, что относится к моральным нормам, а что к негативным примерам.

Быть верным дружбе

Защищать слабых и т.д.

Издеваться над стариками и т.д)

Притчи. Басни. Пословицы

Личностные: формирование критерия оценки жизненной ситуации посредством применения нравственных норм

Познавательные: определение логической цепи рассуждений для принятия решения по поступку

Регулятивные: постановка ограничения на безнравственный поступок

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

5.Первичная проверка понимания

Работа с новым понятием. Самостоятельная работа по карточкам.

— Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются.

Долго болтать по телефону

Навестить больного человека

Помогать престарелым людям

Сделать кормушки для птиц

Оказать помощь, попавшему в беду человеку

Дарить подарки к празднику

Курить в школьном возрасте

Рвать цветы в чужом саду

Ребята выбирают действия, которые осуждаются моралью.

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей.

6. Закрепление знаний.

Притчи — это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!

Работа с дополнительными источниками информации в группах.

— Сформулируйте мораль притчи. Какой вывод можно сделать? ( Моральные качества человека оцениваются по его поступкам).

1 группа: Чтение притчи «Берегитесь лени» и ответы на вопросы и задания.

2 группа: Чтение притчи « Не обманывай» и ответы на вопросы и задания.

3 группа : Чтение рассказа А. Маркуша «Тихая Зоя»,

ответ на вопрос: Как Зоя вылечилась от ябедничества?

4 группа: Как ты понимаешь народную мудрость?

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лучше молчать, нежели врать.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

После обсуждения учащиеся делают вывод и формулируют мораль притчи

Регулятивные : умение планировать и организовывать свою работу.

Коммуникативные : умение управлять поведением партнера.

Личностные: соотнесение поступков других людей со своими.

7.Включение в систему знаний

— Как по вашему мнению на чём основаны все законы?

(Все законы основаны на моральных нормах).

Индивидуальное задание с выбором ответа.

Как я понимаю моральные нормы? Выбери правильный ответ

Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях.

Как я понимаю моральные нормы? Выбери правильный ответ

Регулятивные : умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: определение логической цепи рассуждений для принятия решения по поступку

Личностные : осознание важности нравственной оценки перед совершением поступка

Предметный : нравственная оценка ситуации и поступка

Обобщение и выводы по учебной теме

которые приняты в ….. (обществе), которые

помогают отличить добро от … (зла),

справедливое от …..(несправедливого).

Эти нормы помогают понять,

что можно, а что … (нельзя)

Моральные нормы не имеют документального …. (оформления). Человек должен сам научиться отличать добро от…

( зла), хорошее от … ( плохого). Как?

Читая … (книги), слушая …. (родителей), соблюдая …..(законы государства), общаясь с другими … (людьми)…

Все законы основаны на …..(моральных нормах)

За соблюдением законов гражданами в государстве следят ……. (полиция, суды, прокуратура).

Организаций, следящих за исполнением моральных норм и правил …(нет).

Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали: родители, учителя, друзья и, конечно, САМ …. (ЧЕЛОВЕК).

— Какие важные сведения о морали вы сегодня получили?

Что запомнилось больше всего? Почему?

-Как эти знания могут помочь вам в жизни?

-Что понравилось на уроке?

-Выберите смайлик своего настроения.

Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

Дети говорят, научились ли они давать нравственные оценки ситуации, перед тем, как совершить поступок

Коммуникативные : умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознание важности нравственной оценки перед принятием решения по совершению поступка

Метапредметные : оценка своего участия в работе, и оценка работы своих товарищей на уроке

9. Домашнее задание:

Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Притча «Берегитесь лени»

Рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».
Протер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце.
— Кто ты? — спросил человек.
Существо зевнуло в ответ и умильно попросило:
— Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.
— Минуточку можно, — пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.
Снова проснулся человек через час. Взглянул он на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо потерло пухлы ми ручками глаза-щелочки и пробормотало:
— Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.
— Кто ты? — удивился человек.
Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилась на подушку.
Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако.
— Кто ты? — закричал человек.
— Не узнал! Ты сам меня вырастил. Я твоя Лень, — захохотало существо и добавило:
— Мы сегодня славно провели время!
— Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, — возразил человек.
— Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, — радостно предложила Лень.
— У меня же дела, — не согласился человек.
— У тебя нет никаких дел, — засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь.

Притча «Не обманывай»

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже загруженная соломенными шляпами.

— Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? — спросил крестьянин с повозки.
— Отдохните немного, — предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент.

Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил: эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги.

— Всё равно вперёд меня не успеете, — пробормотал юноша.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроенно рассказал отцу:
— Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он всё равно приехал раньше меня.
— Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, — сказал отец.
— Я себя не обманывал, — удивился сын.
— Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, — объяснил отец.

А. Маркуша. «Тихая Зоя» Рассказ

В четвѐртом классе «А» завелась такая ехидная девчонка Зоя Шаламова. Стоило учительнице открыть дверь, Зоя поднимала руку.

– Что у тебя, Зоя? – терпеливо спрашивала учительница.

– Сегодня Володя Петухов и Гуляев Витя кидались в нас бумажными шариками, а Семенков Женя говорил нехорошие слова.

– Садись, – отвечала учительница, – мы потом поговорим об этом.

Но стоило учительнице снова появиться в классе, как все начиналось сначала.

– Можно сказать? – вежливо спрашивала Зоя и, получив разрешение, докладывала: – Володя Петухов написал на стенке, а Гуляев Витя показал язык Семенкову Жене.

– Садись, – говорила учительница и тяжело вздыхала. Мы потом поговорим об этом.

Надо заметить, учительница была умная и никогда не пыталась выяснять у Зои, кто, где, как и почему напроказил. И все равно Зоя не унималась. Вызывали в школу мать Зои. Но та, к сожалению, не поняла, в чем же виновата еѐ дочь, она даже возмутилась:

– Наша Зоенька всегда говорит правду! Я еѐ так с самого детства приучила. Значит, ваши мальчишки действительно кидаются бумажными шариками, говорят нехорошие слова, и пишут на стенках, и показывают друг другу язык. Вот их родителей и вызывайте!

Никто не знал, что делать с Зоей Шаламовой, как «привести еѐ в чувство», даже учительница не знала. А вот ребята нашли выход. Точно не помню, как это случилось, но случилось: Зоя перевернула чернильницу, да так неловко, что у Гуляева Вити вся спина стала фиолетовой. И тогда Семенков Женя сказал:

– После уроков пойдѐшь к Витькиной матери и скажешь, что это ты вылила на него чернила.

– Но я же не нарочно.

– Все равно, пойдѐшь и скажешь, что вылила ты. Если хочешь, можешь объяснить, что не нарочно.

Зоя не пошла. И тогда все мальчишки четвѐртого класса «А» отправились следом за Зоей. А потом, когда вредная Зоя скрылась за своей дверью, они по одному звонили в звонок и каждый объяснял маме Шаламовой, что еѐ дочка Зоя вылила чернила на спину Гуляеву Вите. После двенадцатого объяснения мама Шаламовой закричала страшным голосом:

– Ну, вылила, вылила, вылила! Девочка плачет, чего вы ещѐ хотите?

– Мы хотим, – сказал Семенков Женя, – чтобы она пошла к Витькиной матери и сама на себя нажаловалась. А если не пойдѐт, – пообещал Женя, – мы и завтра, и послезавтра, и всегда будем приходить к вам и рассказывать. Пока Зойка сама на себя не нажалуется.

Больше при появлении учительницы Зоя не поднимала руки и не лезла ябедничать. Вылечилась раз и навсегда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *