Что такое нравственность сообщение 5 класс

Что такое Нравственность? Определение и связь между нравственностью и духовностью человека

Содержание статьи:

Современному человеку трудно различить, а, порой он и не в состоянии объяснить «Что такое нравственность» и «духовность». Думающий видит, как быстро меняются взгляды, как деформируется представление человека о добре и зле. Наше время метко называют временем большой нелюбви и бездуховности, хотя статьи, блоги, песни, программы телепередач ежедневно кричат об обратном.

Что такое нравственность?

Есть масса определений термина, но все они сводятся к единому мнению. Нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия.

Нравственность это ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная установка, позволяющая принимать любые поступки, основываясь на совести.

Ценности формируют принципы. Принципы формируют натуру. Натура строит характер.

В Древней Греции выделяли благоразумие, смелость, справедливость. Со временем приоритеты несколько менялись, однако определяется общий список ценностей, которые определяют нравственность, это:

В обычной жизни нам трудно найти человека, обладающего такими качествами, но стремление к личностному совершенству необходимо. Это безупречные ценности, выступающие как абсолютные этические идеалы. Справедливые люди, сильные духом, обладающие способностью к всеобъемлющей любви всегда пользовались уважением, часто выступая в роли духовных учителей.

Нравственный человек ни при каких обстоятельствах (включая смерть) не изменит свои понятия чести, совести, добра. Они для него важны сами по себе, находятся в основе его жизненных приоритетов не потому что он ждет одобрения окружающих, или получает материальные блага за них. Нет. Это естественные для развитой личности нравственные качества, которые ложатся в основу духовности человека.

Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 класс

Связь между нравственностью и духовностью человека

Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности.

Наиболее общее определение духовности звучит так. Духовность – это наивысший уровень саморазвития, при котором регулятором жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Таким образом, духовность тесно взаимосвязана с нравственностью. Нравственность это показатель степени духовности человека и общества в целом.

Последние 200 лет ведется дискуссия среди гуманитариев на тему духовности. Одни утверждают, что это внутреннее движение человека к «духовному Я», другие связывают духовность с нематериальными ценностями, к которым стремится человек, преодолевая переживания, внутриличностную борьбу.

Религии связывают духовность с высшими силами божественной природы, которая проявляется в поступках человека. Однако все философы и теологи сходятся в одном – духовность – трансцендентна. Ее нельзя потрогать, взвесить, измерить. Это нечто, что не поддается опытному познанию, а принимается априори.

Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства (любовь, благодарность, бескорыстность, толерантность), таланты, щедрость, ответственность.

Духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах. Однако таких людей набирается сотня с того времени, как человек стал осознавать себя Человеком и научился использовать мозг не только для добывания еды и размножения, но и для размышлений.

Нравственность указывает вектор направления, дает условия движения вверх, при которых человек может расти и развиваться с наибольшей скоростью. Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 класс

Является ли духовность достижимым результатом?

Понятие добра и зла в современном мире изрядно трансформировались, хотя еще 70 лет назад все было прозрачно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский в детском стихотворении отчетливо расставляет приоритеты, которые должны лежать в основе нравственного, духовного общества.

Сегодня нет ясных представлений что такое Добро (хорошо) и Зло (плохо), любой поступок можно объяснить, играя понятиями в наиболее выгодную сторону. Трансформировались первоначальные ценности: добрый, значит слабый; честный, значит недалекий; вежливый, значит манерный, бескорыстный – однозначно глупец.

Из-за диссонанса в основах, духовность общества падает, что выражается в личностной деформации человека, в подмене одних ценностей другими, ростом насилия, страдания. Уходят понятия «семьи», «любви», «взаимопонимания».

Каждый институт государства выступает со своей «правдой», в итоге разрушены первоначальные основы нравственности. У детей нет единого понятия, к чему надо стремиться. Утеряно направление, нравственный идеал, который лежит в основе саморазвития человека, и, следовательно, развития общества.

Трудно сказать, достижима ли единая духовность. Встречаются духовные лидеры, но что касается государства, то вопрос открыт. Государство строится на материальных составляющих: власть, деньги, доминантность, ложь, коварство. Невозможно всех воспитать идеальными, и хотя борьба за души людей ведется на всех уровнях государства (семья, школа, церковь, СМИ), массовых положительных успехов не наблюдается.

Так есть ли надежда на построение нравственного, духовного общества? Хочется верить, что есть, если каждый начнет строить его у себя в душе.

Источник

Что такое «нравственность» в современном понимании? (4 фото)

Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль.

Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 класс

Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.

Что такое нравственность?

Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 класс

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.

Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.

Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.

Главные составляющие нравственности

Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 класс

В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.

Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.

Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.

Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.

Как проявляется нравственность?

Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 класс

Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.

Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.

С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.

С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.

История зарождения нравственности

Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.

В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.

Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.

Значение нравственности

Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.

Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.

Как развить нравственность?

Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.

Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.

1. Личный пример

В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.

Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.

2. Дружеская беседа

Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.

3. Дискуссия с совместным поиском истины

Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.

4. Развивающие игры

Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

5. Чтение

Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.

Заключение

Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.

Источник

Что такое нравственность?

Нравственность — это система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях.

Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть фото Что такое нравственность сообщение 5 класс. Смотреть картинку Что такое нравственность сообщение 5 класс. Картинка про Что такое нравственность сообщение 5 класс. Фото Что такое нравственность сообщение 5 классВ русском языке это слово появилось в 1789 году. Оно было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».

Мораль и нравственность

Термин нравственность чаще всего встречается в литературе и речи в смысле морали, реже в смысле этики.

Во многих философских системах нравственность и мораль отличные друг от друга понятия. Так в узком смысле нравственность есть внутренние правила личности действовать в согласии своим убеждениями и правилами, в то время как мораль является требованием к поведению человека извне помимо закона.

Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека. Этика – это принципы, на которые опирается личность, а также это наука об этих принципах, то есть этика это наука о нравственности (морали).

Золотое правило нравственности

Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило
название — Золотое правило нравственности. Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.

Источник

Конспект урока ОДНКНР 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

-Образцы нравственности в нашей жизни

Цель урока : формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.

– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;

— извлекать информацию из различных источников;

— строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;

– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

В результате занятия учащиеся смогут дать определения понятиям « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».

Приводить примеры нравственных поступков.

Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.

Средства наглядности: презентации.

Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.

Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.

1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.

2 группа . Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.

3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.

Нравственность в нашей жизни

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.

Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.

В нашей стране проживает более 130 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Послушаем стихотворение в исполнении Ильяра Муллагалиева.

… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».

Слайд 2(выдающиеся люди мировой величины)

Ребята, посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос: Кто эти люди? Они вам знакомы? ( Мустай Карим, Муса Гареев, А.С.Пушкин, М.И. Глинка)

Да, правильно –это люди мировой величины, а в чем их заслуги?

( Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. )

Эти люди оставили след в истории развития своей страны и нашего района.

Они для нас образец нравственного поведения!

Ребята, а как вы думаете, существует ли нравственность в нашей жизни?

Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира.

3. Определение цели урока.

— Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

– Теперь сформулируйте тему урока.

-А какие цели мы ставим перед собой? ( Что необходимо нам узнать?)

Нам нужно узнать, что такое нравственность, какие качества нравственности считаются образцом нравственности и есть ли нравственность в нашей жизни.

А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока. (20 декабря, Нравственность в нашей жизни)

Ребята, а кто знает, что такое нравственность? Объясните своими словами. (это доброта, правила поведения, вежливость).

А теперь, давайте рассмотрим, как в Толковом словаре С.И. Ожегова раскрывается это понятие.

-А какого человека мы можем назвать нравственным? (доброго, вежливого, трудолюбивого, любящего свою Родину).

(Запишите в тетрадь).

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Задание: восстановите пословицы.

Добрые дела, …(дороже денег)

Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

Доброе дело … (два века живёт)

Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

1 группа кто у вас будет отвечать? Проверим ваши пословицы. А теперь 2 группа.

-Какое ключевое слово вы здесь увидели? (добро) А относится ли доброта к нравственным качествам?

Доброта одно из ключевых составляющих образцов нравственности.

-А еще какие понятия мы можем отнести к образцам нравственности?

К образцам нравственности относятся и такие понятия, как ПАТРИОТ, ТРУЖЕНИК, КОЛЛЕКТИВИСТ.

Давайте рассмотрим каждый образец отдельно.

Как вы думаете, что такое патриотизм?

Какого человека мы можем назвать патриотом?

Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд

Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами.

А кого мы можем назвать патриотом из нашего села?

( Данил Шаехмурзин – воин-интернационалист, Мирзанур Хиразов-учитель-ветеран, композитор, Фанис Гареев- писатель)

А из республики кого вы можете назвать? (Миннегали Губайдуллин- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Командир пулемётчик; Александр Матросов- герой советского союза; первый президент РБ- Муртаза Рахимов )

Люди любящие своё Отечество и готовые совершить подвиг во имя Родины являются патриотами.

А сейчас обобщим, какими качествами должен обладать патриот.

-Я надеюсь, что вы будете обладать всеми этими качествами.

Как вы знаете, ребята, 2016 год –год кино. Любите ли вы смотреть фильмы?

-Какие фильмы вы смотрели о патриотизме? («В июне 41-го», «Подвиг разведчика», «А зори здесь тихие», «Вчера закончилась война», «Они сражались за родину»

А если, никто не посмотрел, то я советую посмотреть их, потому что они нас учат доброте, патриотизме, ценить свою Родину и то, что мы имеем на сегодняшний день.

Во время войны люди совершали подвиги не только на фронте, но и в тылу. Этих людей мы называем тружениками тыла.

Ребята, а кто такие труженики?

Труженик — трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.

Наше село тоже богато трудолюбивыми людьми.

-Каких тружеников нашего села вы можете назвать? (Яхин Ф.Ф.-Герой социалистического труда, Шайхлисламов Ф.Ш.- учитель-ветеран, поэт, Сираев Г.Х. Председатель колхоза «Башкортостан», Моя бабушка Шафикова ________, мой сосед Тахир Хазип__________________, а также наш многоуважаемый директор нашей школы Миннигулова Ф.А.-тоже является тружеником нашего села, так как она 33 года своей жизни посвятила школе.

Ваших родителей тоже можно назвать труженики. Они трудятся во благо своей семьи Родины.

Как говорится в пословице «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм?

Коллективизм — это сотрудничество и взаимопомощь.

А вы какие коллективы знаете? (школьный)

А наш класс можно назвать коллективом?

Какую коллективную работу в преддверии нового года вы уже выполнили в классе? (украсили класс)

-Какого символа нового года здесь не хватает? (елки, петуха)

-Давайте украсим ёлку, тем самым выполним коллективную работу. Будем вешать игрушки не простые, а с пожеланиями. Первую игрушку повешу я сама с пожеланием: я желаю всем быть патриотами своей страны, а что вы пожелаете.

Когда мы украсили ёлку все вместе с коллективом, нам было очень легко и мы сделали дело быстро.

5. Закрепление представлений о понятии «нравственность в нашей жизни».

Мы поговорили об образцах нравственности в нашей жизни.

А теперь я предлагаю поработать в группах и определить, кто труженик, патриот или коллективист мог произнести такие слова:

1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

2. «Один за всех и все за одного».

3. «На работу с радостью, а с работы с гордостью».

Ответы: патриот, коллективист, труженик

5. А теперь поработаем с учебником. Давайте откроем страницу 21 и прочитаем башкирскую легенду об Урал- батыре. «Урал-батыр» принадлежит к древнему народному жанру башкирской народной поэзии. В эпосе выражена идея вечной жизни народа.

(чтение текста по цепочке)

-Найдите в тексте то место и прочитайте, где говорится о нравственности героя.

-Имеют ли значение слова, сказанные Урал- батыром, для современных людей?

Эпос Урал-батыр учит нас быть нравственным и ещё раз доказывает, что существует нравственность в нашей жизни.

Подытоживая сегодняшнюю тему попробуем разгадать кроссворд.

Любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений. (патриотизм)

Человек, любящий свою Родину, своей народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. (патриот)

Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны. (труженик)

Сотрудничество и взаимопомощь. (коллективизм)

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

— Чему был посвящен сегодняшний урок?

С какими образцами нравственного поведения мы познакомились?

Какие цели поставили в начале урока?

Сумели ли мы достичь?

Пригодятся ли нам в жизни полученные знания на сегодняшнем уроке?

Кому сегодняшний урок понравился, поднимите зеленый смайлик.

Кому урок понравился, но остались вопросы поднимите желтый смайлик.

Кому урок не понравился, и было трудно поднимите красный смайлик.

Сегодня были активными на уроке ________Молодцы .

8. Домашнее задание

Подготовить сообщение на одну из тем:

Патриотизм моих сверстников в годы Великой Отечественной войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *