Что такое нравственные категории
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории морали, функции морали.
Содержание:
↑ Понятие «мораль»
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:
Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
↑ Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает | ||
Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |||
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
↑ Функции морали
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
↑ Мораль и нравственность
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Нравственные категории и добродетели
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о нравственных категориях и добродетелях в жизни человека и общества.
Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление знаний).
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Форма урока: лекция с элементами лабораторно-практического занятия.
Творческое задание “Проблемы общества”
Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм, нравственность и т.д.
Учитель: Да, проблем действительно много. Сегодня мы с вами попробуем разобраться в одной из них.
Мотивационный момент (работа с эпиграфом). Обратите внимание на слайд, на нем мы видим эпиграф нашего сегодняшнего занятия, прочтите его внимательно: СЛАЙД1.
Вопросы к эпиграфу: 1. Какова позиция автора, что подразумевал он под этими словами? 2. Актуален ли в наше время этот вопрос? (+вопросы наводящие, возникающие в процессе беседы, с помощью которых учитель подводит к теме урока о нравственных категориях и добродетелях, которыми мы руководствуемся в жизни, но саму тему не называет).
Постановка цели и задач. Актуализация темы.
1. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке у нас пойдет речь, тема нашего урока? 2. Какова же цель урока, исходя из его названия? (учитель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед учащимися и учителем на уроке). 3. K РАЗМЫШЛЯЕМ СЛАЙД 2
(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого ученика)
Изучение нового материала: Вступление:
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
Ученик: На нравственные категории и добродетели. СЛАЙД 3.
1. Понятие и структура нравственных категорий:
НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы. СЛАЙД 4
2. Нравственные категории и их виды. Выделяют два вида нравственных категорий: позитивные и негативные. СЛАЙД 5.
3. Перед вами на столе лежат кейсы. У вас есть 10 минут на их обсуждение. В результате вам необходимо ответить на поставленные вопросы и заполнить сравнительную таблицу.
Позитивные качества | Негативные качества |
Патриотизм | Предательство |
Отзывчивость | Черствость |
Доброта | Злость |
Группа 1 разъясняет сущность понятий ДОБРО и ЗЛО.
1. Работа с текстом “Что люди называют добром”. Прочтите и ответьте на вопросы.
И. Г. Чернышевский (1828—1889) — русский мыслитель, литературный критик, публицист.
Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом. Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.
1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых?
2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой?
3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена?
4. Как вы думаете, может ли существовать одно добро в обществе?
Группа 2 разъясняет сущность понятий ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК.
1 . Работа с текстом “Что люди называют добродетелью”. Прочтите и ответьте на вопросы.
Из новой философской энциклопедии.
Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и средневековья, в значительной мере сохранявшим естественную оболочку, имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов, учение о добродетелях становится вторичным по отношению к учению о долге.
Вопросы: 1. Что и, по мнению, каких авторов, подразумевает под собой добродетельность? 2. Приведите конкретные примеры проявления и добродетели? 3. Исходя из определения добродетели, сделайте вывод и дайте определение понятию “порок”, приведите примеры? 4. Почему люди, зная о добродетелях, поступают порочно?
Группа 3 разъясняет сущность СТЫДА и СОВЕСТИ.
1. Работа с текстом “Что значит “поступать по совести”?”. Прочтите и ответьте на вопросы.
Э. Фромм (1900—1980) — немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог
Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.
Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.
Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова о том, что, “если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути”? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает? 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наиболее убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.
КЕЙС для Группы 4 разъясняет сущность МИЛОСЕРДИЯ.
Притча о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: “Дай мне мою часть наследства”. И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: “Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном”.
Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: “Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями”. Отец ответил: “Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться”.
Вопросы:
1. Что такое милосердие, прощение?
2. Какие чувства раскрывает эта притча?
3. От чего зависит милосердие?
На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем выступают представители групп, докладывающие о результатах своей работы. Выступающему могут быть заданы вопросы.
Ролевая игра «Приём в школу”. СЛАЙД 6.
Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”. Внесите предложение исходя из личных нравственных категорий и обоснуйте его.
1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4” и «5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, мы вспомнили основные понятия нравственности, познакомились с критериями, по которым ставится нравственная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях. Дети работают в тетрадях и через три минуты представляют свой словесный портрет (ответы детей).
Золотое правило нравственности.
Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: “Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!”. СЛАЙД 7.
1-3 ученика высказывают мнение по формуле: П-позиция (“Я считаю, что. нужны/не нужны. ”); О-обоснование (“Потому что призваны выполнять определенные функции. ”); П-пример (“Я могу подтвердить это тем, что. ”); С-следствие (“В связи с этим можно сделать вывод. ”). Выступление должно состоять из 2-4 предложений и занимать 1-2 минуты.
Я желаю вам никогда не терять чувство собственного достоинства. Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно. Урок окончен.
Организация домашнего задания: Выбрать тему для написания задания ЕГЭ: С9. СЛАЙД 9, выписать её в тетрадь и работать дома. §14
Категории нравственности
Нравственно-историческое понятие соотносится с сущим. Система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов бытия, система неписанных законов, в некоторых из них находит отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Нравственность проявляется в отношении к семье, к Родине, народу, коллективу, к другому, к самому себе. Нравственность формируется вместе с личностью, составляя принцип и способ ее бытия, не отделима от каждого конкретного «Я».
1) Добро и зло;
2) Честь;
3) Совесть;
4) Достоинство;
5) Справедливость;
6) Ответственность;
7) Долг.
Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, характеризующие:
а) нравственные нормы,
б) нравственные ценности,
в) нравственные качества,
г) нравственные принципы,
д) нравственные идеалы.
Нравственные категории бывают позитивными и негативными. Вот некоторые из них.
Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, взаимопомощь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, великодушие, равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность, приспособленчество, предательство, стяжательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лицемерие, терпимость, недовольство, преданность, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, стыд и т.д.
В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов, стандарт. Нравственный мир человека — это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.
Добро и зло. В число основных категорий морали традиционно включаются добро и зло — центральные понятия морального сознания. Первое обозначает несомненные положи-тельные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек, а второе — абсолютные негативные. Представления людей о добре и зле, долге и совести исторически менялись, выражая интересы разных классов, слоев, политических режимов, меняющихся эпох и форм религий.
в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла. Один из древних мудрецов сказал: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-на-стоящему, деятельно добр.
Без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу. Само по себе это не приведет к добру. Добро практически утверждается в отвержении зла.
Добродетель и порок. Добродетель — моральная категория, выражающая совокупность только положительных качеств и поступков человека, в отличие от порока, олицетворяющего сумму отрицательных качеств и поступков. Сравним два ряда понятий этики: добро и зло, добродетель и порок. Чем они различаются? Добро и зло выражают абстрактные понятия пользы и вреда для человека, они — абсолютны и никому из людей не принадлежат. Добродетель — это воплощение конкретным человеком принципов добра либо в своем характере, либо в сумме поступков. Точно так же и порок есть сумма качеств и поступков человека. Правда, существует и более широкое понимание добродетели и порока — как моральных ценностей (подобных добру и злу), выражающих некие абстрактные нормы поведения. Честность, щедрость, великодушие, сострадательность и т.п. — это добродетели, а лживость, скаредность, мелочность, черствость и т.п. — пороки.
В самом деле, добродетель не абстрактна, она достигается благодаря длительной практике совершения добрых дел и поступков. Справедливыми люди становятся, поступая всегда справедливо, благоразумными — поступая благоразумно, мужественными — действуя храбро и решительно. Знать, в чем заключена добродетель, еще не значит осуществлять ее на практике.
| |
Слово «добродетель» имеет два значения. В одном оно употребляется как обозначение личностного качества, а в другом — как обобщенный показатель характера человека. По характеру человек действительно либо морален (добродетелен), либо аморален (порочен).
Если добро существует в единственном числе, то добродетелей может быть множество, тогда они обозначают конкретные моральные качества индивида. О человеке в таком случае говорят, что у него множество добродетелей: он пунктуален, трезв в образе жизни, рассудителен, справедлив (защищает обиженных), милосерден (помогает малоимущим и сиротам), смел и честен. Но и пороков (отрицательных качеств) у человека может быть немало: он пьет, неопрятен, несдержан в словах и груб в поступках, нарушает данное слово, злопамятен, подвержен гордыне и т.д.
Уже в античности философы считали, сколько же добродетелей может быть у человека и как их наилучшим образом систематизировать. Одним из первых предложил типологию добродетелей великий древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.). Он различал разумные и нравственные добродетели, или, иными словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Конкретизируя понятие «добродетель», Аристотель строит теоретическую схему добродетелей и пороков. Здесь добродетель предстает как золотая середина между различными крайностями. Так, в отношении к опасности мужество — середина между отвагой и трусостью, благоразумие — середина между распущенностью и холодностью чувств, щедрость — середина между мотовством и скупостью, правдивость — середина между хвастовством и притворством, остроумие — середина между шутовством и неотесанностью, дружелюбие — середина между подхалимажем и угодничеством, стыдливость — середина между бесстыдством и робостью и т.д. У Аристотеля знание о добродетели тесно связано с практикой добрых поступков. Согласно его учению, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит, он обладает не знанием, а мнением, и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.
Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: благодаря воспитанию, обучению в школе, чтению книг, воздействию печати и телевидения, люди в цивилизованном обществе в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда большинство) поступают порочно. Что это — абстрактные знания, которые в принципе нельзя осуществить на практике, или некие особенности поведения человека?
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Возможно, что второе. Ведь от других мы требуем добродетельности и возмущаемся, когда они поступают порочно, особенно по отношению к нам. Но когда дело доходит до нас самих, то мы ведем себя не так, как правильно, а так, как нам приятно. Адресуя добродетель другим, мы ограждаем себя от мучительного выбора между приятным и должным, облегчаем себе жизнь и вновь уходим от того, что душа должна трудиться. Двойственность человека, разлад личности состоят в противоречии, а затем и столкновении духовных заповедей — знания добродетели и плотских устремлений.
В списке человеческих добродетелей одно из почетных мест занимает долг. Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом и из него следует. Психологически долг осознается как необходимость совершения определенных действий. В русском языке слова «долг» и «обязанность» используются как синонимы.
Стыд. Невыполненный долг ведет к появлению у человека чувства стыда. Это еще одна моральная категория. Стыд — а) внутренний контрольный механизм, б) осознание чело-веком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих, а значит, появления чувства вины. Стыд полностью ориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением.
Совесть. С чувством стыда неразрывно связана этическая категория «совесть». Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Совесть независима от мнения окружающих. Древнегреческий философ Демокрит на рубеже V и IV веков до н.э. советовал: «Не делай ничего непристойного даже наедине с собой, учись стыдиться самого себя больше, чем других». Что это значит? Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать тебя. Субъективно она может восприниматься как чужой голос внутри человека, голос «другого я». Отсюда делаются два противоположных вывода о природе совести. Один состоит в том, что совесть — это голос Бога, другой предполагает, что совесть — это обобщенный и перенесенный во внутренний план голос значимых других. В том и другом случае совесть истолковывается как особая форма стыда.
Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) — родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за свои действия. Мы часто корим случайно причинившего нам неприятность человека: «Как вам не стыдно?!» Чего мы добиваемся этим? Мы обращаемся к его совести, надеясь найти в его душе скрытый запас нравственных принципов, которые заставят виновного пожалеть о содеянном.
Совесть разговаривает с нами на языке вечных истин, и от их имени она обращается к достоинству личности. Совесть — это ответственность человека перед самим собой.
В муках совести — не только презрение к самому себе, но и желание исправить ошибку, ответить за проступок. Муки совести знаменуют начало исправления, первые шаги к нрав-ственному совершенствованию, так как в осуждении себя заключается уже определенное раскаяние, сожаление о содеянном и намерение не совершать подобного впредь. В призна-нии своей вины и состоит содержание понятия «угрызение совести».
Свобода. Помимо мук и угрызений совести встречается выражение «свобода совести». Оно обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправ-ления культа.
Свобода имеет несколько значений. Юридическая свобода — это предоставленность самому себе, незаключенность под стражей. Политическая свобода выражает право слова, право собраний, печати, совести и т.д. Философская свобода — свобода воли, действия и поведения.
В самом общем смысле свобода — это отсутствие давления или ограничения. Это значение слова отражено в словаре В. Даля: «свобода» — это воля. Но они несинонимичны. Свобода понимается как отсутствие давления, а воля — как свобода от рабства, крепостного состояния, как отсутствие неволи, принуждения. От слова «воля» берут начало два негативных понятия — «своеволие» и «произвол», а от слова «свобода» никакой негативный след не тянется.
Свобода человека выражается в свободе выбора. Если, к примеру, человек находится в тюрьме или живет в тоталитарном обществе, то ни о какой свободе в политическом смысле речи быть не может. Его выбор, а с ним и свободу жестко ограничивает кто-то другой. Но даже при отсутствии тюремных стен и политического давления свободу человека могут ограничивать, например, обывательские стереотипы, ложные суждения, национальные предрассудки, склонность к порочной жизни. Вы задумали жениться на девушке другой национальности или из другого класса, а родственники и знакомые вас наставляют: она тебе не ровня, счастлив с ней не будешь. Свобода выбора ограничена, хотя никакого политического давления на вас не оказывали. Свобода связана с сознатель-ным выбором и собственной волей. Человек ответствен за свой выбор.
Милосердие. Оно представляет собой сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся. В Древней Греции оно обозначало чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий, в Древней Индии — любовь к ближнему. Во многих культурах милосердие и сострадание выделяются в ряду человеческих мотивов и противопоставляются влечению, выгоде, славе, почету. В понимании выдающегося русского философа XIX века B.C. Соловьева милосердие состоит в том, чтобы делать другому все то, чего сам хотел бы от других.
Милосердие и справедливость (о ней более подробно речь пойдет далее) представляют две фундаментальные добродетели, соответствующие разным сферам или уровням нравствен-ного опыта. На первом, низшем, уровне человек, стремящийся стать глубоко нравственным, соблюдает принцип справедливости, т.е. воздает людям пропорционально их заслугам и прегрешениям, защищает свои права, не посягая на чужие. На втором, более высоком уровне его поведение определяется заповедью любви («Возлюби ближнего своего как самого себя») прежде всего к другим, а не к себе. Помогать страждущим означает любовь к ним, проявление милосердия. В милосердии скрыта готовность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего: «отдавай другому, не рассчитывая заранее, что получишь взамен». Таким образом, милосердие — высший, а справедливость — низший принцип морали. Второй предполагает первый. Быть справедливым легче, чем стать милосердным, поэтому принципы справедливости разделяет большее число людей, а милосердие — меньшее. Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того.
Наглядное мышление
Формы мышления
Абстрактное мышление
Аксиология
Взаимодействие общества
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |
|