Что такое нравственные правила в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки НОРМЫ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Каждый член общества в своей жизни должен руководствоваться моральными и нравственными нормами, выработанными человечеством на протяжении всей своей трудной истории. Нарушение этих норм ведёт к деградации человеческой личности и осуждению его окружающими. Эти нормы дошли к нам из глубины веков и выражены в следующих пословицах и поговорках:
1. Тот прав, у кого больше прав.
2. На то и власть, чтобы жить всласть.
3. Не в свои сани не садись.
4. Каждый сверчок знай свой шесток.
5. Своя рубашка ближе к телу.
6. Трудом праведным не наживёшь палат каменных.
7. Рука руку моет, а вор вора кроет..
8. Ты мне, я тебе.
9. Те, кто создают правила, живут по исключениям.
10. Не унизив других, себя не возвысишь.
11. Закон – что дышло, как повернул, так и вышло.
12. Не в деньгах счастье, а в их количестве.
13. Сытый голодного не разумеет.
14. Если нельзя, но очень хочется, то можно.
15. Чужая душа – потёмки.
16. Любовь зла, полюбишь и козла.
17. Зачем любить, зачем страдать, коль все пути ведут в кровать.
18. С миру по нитке – голому машина.
19. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
20. Ударили по левой щеке – подставь правую.
21. Не мочись против ветра, себя обольёшь.
22. Кто слаб и болен, тем и заяц не доволен.
23. Работа не волк – в лес не убежит.
24. Что позволено Юпитеру – не позволено быку
25. У бабы волос долог, да ум короток.
«Что это такое? – подумали Вы. – Это же бред какой-то! Где вы, господин Берков, откопали эти „нормы“? Неужели вы серьёзно думаете руководствоваться ими? Они же совершенно аморальны!»
– Я разыграл вас, дорогие мои. Это как раз те «нормы», которыми не должны руководствоваться члены общества. А вот список настоящих норм:
1. Не в силе правда, а в правде сила.
2. У злословящего мелкий ум и чёрное сердце.
3. Грязь в душах порождает грязь вокруг, а грязь вокруг калечит души. Лишь красота спасёт мир.
4. В жизни бывает либо счастье, либо деньги, а вместе – редко.
5. Никакая ненависть не бывает столь непримиримой, как зависть.
6. Неприлично то, что неприятно для окружающих.
7. Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы её превратили.
8. Самое заветное желание подхалима – свалить своего начальника.
9. Во все времена были люди, которые ради истины готовы взойти на костёр, и были такие, которые не прочь погреть руки у этого костра.
10. Кто внешним видом ведёт себя гадко, тот показывает не только леность, но и низкие нравы.
11. Тот, кто жил для вещей – всё теряет с последним дыханием, тот, кто жил для людей – после смерти живёт среди них.
12. Обычно о своих достоинствах кричат те, у кого их немного.
13. Плотно набитый мозг – опасная вещь,
если сочетается с пустым сердцем.
14. Чужое взять – себя потерять.
15. Дружбу помни, а зло забывай.
16. Дары и мудрых ослепляют.
17. Бранью правду не добудешь.
18. Богаче всех тот, чьи радости требуют меньше всего денег.
20. На чужом несчастье счастья не построишь.
21. Критика не девушка, её нельзя любить,
её надо принимать как горькое лекарство.
22. Заслуженная слава окрыляет, чрезмерная – заносит.
23. Деньги не приносят счастья, но приносят достаток и уверенность в завтрашнем дне.
24. Платье согревает тело, а дружба – душу.
26. Богач, не помогающий бедным, подобен кормилице, с аппетитом сосущей свою собственную грудь.
27. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
28. Лишь посредственность боится быть непосредственной.
29. Привычка находить во всём только смешное, есть верный признак мелкой души и подлых нравов.
30. Соврав однажды – кто тебе поверит?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пословицы и поговорки о нравственности
Тема сборника — пословицы и поговорки о нравственности:
Честное дело не таится.
Честные глаза вбок не глядят.
Не душой худ, а просто плут.
Честному мужу честен и поклон.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Порешил суд, так будешь худ.
Правда — что цепная собака (прибавка: на кого спустят, в того и вцепится).
Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться.
Честна госпожа — честен нрав.
Правда груба, да Богу люба. Правда гневна, да Богу мила.
Хоть гол, да прав (или: да исправен).
Правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла.
Стать на правду (т. е. идти на суд).
Правда рогатиной (или: копылом) торчит.
Честных почитай, а гордых презирай.
На деле прав, а на дыбе (т. е. на пытке) виноват.
Честно поднес — под самый нос.
Честна милостыня во время скудости.
Пословицы о нравственности учат не применять насилие: Языком что хочешь мели, а рукам воли не давай.
Прямой, что шальной: так и ломит.
Правда сама себя хвалит и величает (или: честит).
Прямой, что дурной (т. е. глупый).
Правда свята, а мы люди грешные.
Прямо сорока летает (т. е. нельзя жить правдой).
Правда старше старосты.
Пропадай кривда, выходи правда наружу!
Правда твоя, мужичок, а полезай-ка в мешок!
Пословицы и поговорки о нравственной установке: Придет пора, что правда скажется (или: перетянет).
Правда тошнее перечосу.
Праведный судия одесную Спасителя стоит.
Правды ни молотить, ни веять.
Старинная пословица о нравственности: Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.
Правда шутки не любит. С правдой не шути!
Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь.
Правда, что у мизгиря в тенетах: шмель пробьется, а муха увязнет.
Правду не ситом сеять (или: не в сито сеять, не в сито бить, т. е. подавай всю,
Правду говорить — никому не угодить.
Правдою жить — от людей отбыть; неправдою жить — Бога прогневить.
Правду говорить — себе досадить.
Правда, что шило в мешке, — не утаишь.
Правду погубишь, и сам с нею пропадешь.
Правда, что масло. Вари не вари, а масло поверху.
Правды не переспоришь (или: не проведешь, не переможешь).
Правда чище ясного солнца.
Праведное (или: Правда) на огне не горит, на воде не тонет.
Правда тяжеле золота, а на воде всплывает.
Правый суд не остуда (т. е. не сетуй на него).
Правда твоя, правда и моя, а где она?
Приходили праведники к грешникам талану просить.
Правда суда не боится.
Прямиковое слово, что рогатина.
Правда со дна моря выносит.
Прямое слово рожном торчит.
Правда светлее солнца.
Прямой, что слепой: ломит зря.
Правдою жить — что огород городить: что днем нагородишь, то ночью размечут.
Русские пословицы и поговорки о нравственности и морали человека, для детей и взрослых.
Нравственность в русских пословицах. Профессор В.П. Даниленко
Приоритет добра над злом в русских пословицах безспорен. Сердце радуется, когда читаешь пословицы, восхваляющие добро и, наоборот, порицающие зло. Вот лишь некоторые пословицы, в которых добро выступает как абсолютная ценность:
На безспорное превосходство добра над злом указывают такие наши пословицы: Добро превышает зло; Добро не умрёт, а зло пропадёт; Против зла твори добро; Зло побеждай добром; Добро вспомнится, а зло не забудется; Добро помни, а зло забывай; Зла за зло не воздавай; Кто зла отлучился, тот никого не боится; Всякое зло терпеньем одолеть можно; Человек жалью живёт.
Категории, производные от добра и зла, многочисленны, но достаточно обратиться лишь к некоторым из них, чтобы увидеть, что добродетелям в русских пословицах поются дифирамбы, а пороки подвергаются остракизму.
Любовь/ненависть.
В великой силе человеческой любви нас уверяют и русские пословицы: Любовь всё побеждает; Без любви как без солнца; Братская любовь крепче каменной стены; Любовь горами качает; Любовь покрывает множество грехов; Любовь правдой крепка; Любовь любит единость (единство); Любовь лучше вражды и т.п.
Трудолюбие/лень.
Зато лени русские пословицы выносят суровый приговор: Лень к добру не приставит; От лени мхом обрастают; Забрось лень через плетень; Ленивому и лениться лень; Лени лень и за ложку взяться, да не лень лени обедать; Лень себя бережёт; Лень хуже хвори; Ленивому всегда нездоровится; Ленивый ложится с курами, а встаёт со свиньями; Кто ленивый, тот и сонливый; Ленивый смекалист на отговорки; У лентяя Федорки всегда отговорки и т.д.
Умеренность/неумеренность.
Смелость/трусость.
Рождение
Женитьба
Смерть
Валерий Петрович Даниленко, завкафедрой общего
и классического языкознания ИГЛУ,
Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки
Инна Софронова
Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки
Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы- это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.
Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать ее. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития языка, способность человека пользоваться им в целях обобщенно-логического и художественно-образного воспроизведения действительности.
Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражении. К. Д. Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «Именно в их лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера»-отмечает З. В. Сикевич. В краткой их форме дается программа нравственного воспитания молодого поколения. Даль В. Говорит о пословице как о коротенькой притче. «Это суждение, приговор, поучение, высказывание обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности; это обиняк с приложением к делу, понятный принятый всеми»,- пишет он. Он назвал пословицы сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «цветом народного ума», «житейской народной правдой».
На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет поговорки и пословицы крылатыми словами. В понимании народа поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Правда дороже золота», «Терпение и труд все перетрут», «Мир не без добрых людей».
Краткими крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Своя земля и в гордости мила», «Родимая сторона-мать, чужая-мачеха». Одним из важнейших заветов, которые пословицы давали человеку, был завет любить и защищать родину,быть ей всегда верным: «Где кто родился, там и пригодился», «береги землю родимую, как мать любимую».
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым,хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Хороший хозяин одним глазом спит».
С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.
В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших мужских и женских качествах русского народа-доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, милосердие, гостеприимство, благотворительность и др.
Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.
Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.
Сценарий конкурсной программы для детей старшего дошкольного возраста «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе?» Задачи. Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить.
Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств «Поговорки и пословицы – речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа». К. Д. Ушинский Дошкольный возраст.
«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми по нравственному воспитанию»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Управление образованием администрации
Истринского муниципального района
Сообщение на педсовете из опыта работы:
«Использование пословиц и поговорок
в работе с детьми
по нравственному воспитанию»
МДОУ «ЦРР – д/с №47 «Колокольчик»
Воспитатель:
Анашкина Е.Ю.
Истра, 2016г.
Это суждение, приговор, поучение.
которое бытует в народе,
но не составляет полной пословицы.
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».
Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и требуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент». Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, исполняют образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные или отрицательные.
Много народных пословиц и о том, каким должен быть хороший человек. Он должен быть трудолюбив, отзывчив, гостеприимен, чистосердечен, честен, деловит, прост и строг к себе. Плохой человек – праздный гуляка, лентяй, болтун, лгун, клеветник, не помнит добра. «От хорошего – доброе слово, от плохого – сор». «Хороший идет за делом, дурной – за угощеньем».
По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, умело, уместно. Основное же назначение их в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
Основная моя задача – дать детям круг живых, бытующих в разговорной речи русских пословиц и поговорок.
Пословицы образно выражают идеи, живущие в сознании народа, обобщают его огромный социально – исторический опыт. В этом их художественно – познавательное и воспитательное значение. Пословица – это одна из самых ходовых форм фольклора. Она утверждает нечто, проверенное на опыте, указывая на законы общественной жизни:
Кто не с нами, тот против нас.
В пословице утверждается что-либо, исходя из знания природы человека, особенностей его характера:
Не бывать кукушке соколом.
Большому кораблю большое плавание.
В пословице имеет место логическое рассуждение; она вскрывает сущность вещей, указывая на неизбежность следствия, вытекающего из той или иной причины:
Золото и в грязи блестит.
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Этими суждениями об общественной жизни, о человеке и о природе вещей пословица учит и воспитывает. Пословица предостерегает – “Не смейся чужой беде – своя на гряде”, пословица дает совет, порицает и критикует человека, пословица хвалит и поощряет – “Дело мастера боится”. Пословица не истощима на юмор, на насмешку.
Умелое, быстрое употребление пословицы или поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное, уметь вводить их в оборот.
Пословица – это художественное произведение, полноценное по смыслу и по форме. Звучность произношения, а также рифмовка в большей мере содействуют запоминанию пословиц. Ладно скроенная фраза не только легко запоминается, но и острее, лучше формирует мысль.
Поговорки – это те обороты слов, которые живут в языке рядом со словарем. Это нерасторжимые образные сочетания, количество которых в языке огромно.
Поговорки – это поэтическая форма слова: метафора, сравнение, эпитет, определение.
Слыхали мы эту песню.
Сидит, как на иголках.
Остаться у разбитого корыта.
Вертится, как белка в колесе.
Такие фразы не переводимы на другие языки, так как для иностранца это будет звучать как неожиданность, которую надо как-то заново осмыслить.
Поговорка – это оборот речи, выражение, элемент суждения. Пословица – законченное суждение, завершенная мысль.
Даль пишет: “Поговорка, по народному же определению, цветочек, а пословица ягодка…” Поговорка категорична по своему смыслу.
Про здорового человека она скажет:
Кровь с молоком.
Как маков цвет.
Согнулся в три погибели.
Ходит – костями гремит.
В чем душа держится.
Поговорка эмоциональна, она не останавливается на середине, а кладет сильные резкие краски. Поговорками буквально пронизана вся наша живая речь. Поговорка наполняет наш язык “узелками” образов, очень живых и эмоциональных, помогающих говорящему ярко оценить различные явления. Составляя основу народной фразеологии, поговорка проникает во все поры языка, формирует речь, окрашивает ее, делает ее выразительнее.
Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнение значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), а всему этому хорошо способствуют пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.
Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость», «Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь». Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство .
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.
В непосредственно-образовательной и игровой деятельности пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Друзья познаются в беде», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»).
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Материалы устного народного творчества являются эффективным средством формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста при грамотном и систематическом использовании, то есть если в процессе работы с ними воспитатель способствует переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей.
Пословицы переходили из века в век и, несомненно, еще пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Для работы с детьми отбираются наиболее ясные по смыслу пословицы – такие, которые не требуют особых исторических толкований. Пословицы и поговорки пришли в нашу речь и такими должны перейти к нашим детям, людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословиц и поговорок продолжается.
Литература:
1. Даль В.И. «Пословицы русского народа». М., 1984.
2. Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка». М., 2004.
3. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.
4. Мулько И.Ф. «Социально — нравственное воспитание детей 5-7 лет». М., 2007.
5. Тарабарина Т.И. «Пословицы, потешки, скороговорки». Ярославль, 1996.
6. Сост. Михайлова Л.М. «20 000 русских пословиц и поговорок». М., 2010.