Что такое нравственные уроки в жизни

Родительское собрание на тему :«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Родительское собрание Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизни

«Нравственные уроки семьи –

нравственные законы жизни».

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Новая встреча и новая тема нашего разговора. Начать его хочется таким отрывком

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

Что с лихвой получит он всё то,

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал сквернословить в разговоре.

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

Мы – люди, у которых разное образование, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас – это наши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для нас горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором обычно сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье

Нравственное воспитание это- систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности».

Ш.Л.Амонашвили говорил о детях: « Плохими дети не рождаются. Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей и учителя. Тело ребёнка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека, не отдельные его качества, а образ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребёнок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе»

Понимание ребёнка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесёт благо и ребёнку, и родителям.

ТЕСТ «Искусство воспитания»

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни ( 10с)

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто»

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная притча « Притча о корзине и старости»

Давным-давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка.

Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок.

То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает.

Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».

Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:

«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»

«Зачем?» «А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести Вас в лес».

. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).

Действительно, детей учит то, что их окружает .

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

А сейчас посмотрим, какой вы родитель.

Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми, но не менее 5 фраз.

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите свой ответ.

Уважаемые родители перед вами формулы, где зашифрованы основные законы семейного воспитания ребёнка в семье о которых мы сегодня с Вами говорили. Попробуйте расшифровать их.

Закон семьи = __1_ +__2_____ +___3__ + ___4____ : 1, 2, 3, 4 =

Ед.тр. зн.похв. тр. у. разд.благ.

В результате совместного обсуждения законы семейного воспитания могут выглядеть примерно так.

Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

Закон значимости похвалы для ребёнка.

3акон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах». Наглядность: нарисованные лица

1.С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

3.Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

(рисуют родители на готовых кружочках) Каждый из вас получает в подарок заповеди для родителей. Обсудите их дома, в кругу семьи.

Мы с вами говорили, что социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют СМИ, телевидение, компьютер. Ещё 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен почти каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьёзное производство. В современной школе компьютер используется для подготовки к урокам не только учителем, но и учениками. От увлечения наших детей компьютером никуда не деться. Компьютер пришёл в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Пускай каждый из родителей сделает свой выбор: компьютер друг или враг? Надеюсь, что наше собрание было

И закончить наше сегодняшнее собрание хочется стихотворением:

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда! Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизни

Источник

Урок классный час на тему «Урок нравственности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КЛАССНЫЙ ЧАС ИЗ ЦИКЛА

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ: МОРАЛЬ. ЭТИКА. МИЛОСЕРДИЕ»

Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли составить свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для нас педагогов и для наших родителей.

Этика (с греческого – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность.

И слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей. Поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.Происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, всё то, что составляет невещественную природу. И эта «вторая природа» предстаёт как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А, это означает, что нравственности можно научиться.

Нравственность – это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. Это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и т.д. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства.

Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и её назначения.

Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и её смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий, человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Давно уже стало доброй традицией школы забота о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приглашают их на классные часы, беседы, участвуют в совместной деятельности. С огромной охотой и ответственностью готовятся к праздничным концертам, куда приглашают ветеранов, бабушек, дедушек и родителей. Всё это позволяет не прерывать связей между поколениями, сохранять традиции и воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к старшим, гордость за их и свои дела.

И для нас, педагогов, родителей, это особенно важно и ценно, потому что дети сами прочувствовали наболевшие вопросы нашего общества. А нам остается только искать новые формы и методы, чтобы этот интерес у них не угас.

Цели и задачи классного часа

Способствовать усвоению понятий «мораль», «этика», «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», «альтруизм»;

Способствовать развитию нравственного самосознания;

Развитию доброжелательного, милосердного отношения к людям;

Способствовать расширению кругозора.

Форма: час общения (практикум)

Сбор материала для изучения на классном часе (тексты и иллюстрации);

Подбор пословиц, поговорок, цитат по теме;

Подготовка детей для чтения стихов наизусть;

Отработка художественного чтения отрывка;

Подбор материалов для стенда.

Очерк Д. Гранина «О милосердии».

Стенд (фотографии: бездомные, беспризорники, пенсионеры, Беслан…).

Толковый словарь Ожегова для раскрытия понятий «мораль», «этика», «доброта», «альтруизм»…

Заготовки плакатов с определениями слов – понятий.

Выставка литературы по теме классного часа.

Ход классного часа

выбор (ответственного) руководителя группы

Работа над нравственными понятиями

А) словарная работа

К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия?

Как вы понимаете значения слова «нравственность»?

Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску

Б) Подбор синонимов

Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие

забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?

В) Художественный пересказ текста:

Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина.

(Ученик пересказывает текст)

Г) Беседа по содержанию

Какую проблему поднимает Д. Гранин?

По какому поводу собирается он бить тревогу?

Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).

Как вы понимаете значение этого слова?

Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

(Добавляем слово «милосердие» к теме классного часа).

Д) Подбор антонимов

А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Е) Работа со стендом

(Подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…).

Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»

Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

Нужно ли милосердие в наше время?

В чем оно проявляется? Примеры.

В чем причины людского равнодушия и невнимания?

Можно ли воспитать милосердие в себе?

Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам: (в конвертах). (музыка), (тексты, фотографии, репродукции)

Вспомнить притчи о блудном сыне и добром самарянине

Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

Прочитать материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко рассказать о них.

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер милосердия

Прочитать материал о сестрах милосердия. Кратко рассказать о них.

Выразительно прочитать стихотворение в прозе, посвященное ей.

Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

Как вы его понимаете?

Прочитать сочинения ваших ровесников по теме нашего классного часа.

Как они понимают, что такое милосердие?

Что вам понравилось в этих работах?

Прочитать продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».

Какой совет дает он читателю?

Прочитать цитаты, пословицы, поговорки.

Обдумайте их. Объясните значение.

Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

Отчет групп о проделанной работе.

Принятие за основу «жизненных правил», составленных учащимися.

Ученик читает стихотворение Э. Асадова.

Падает снег, падает снег –

А по дороге идет человек,

Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Классный руководитель предлагает учащимся продолжить работу по теме классного часа.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

( Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)

Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Источник

Пять уроков по этике «О нравственной жизни человека»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизниЭтика – наука о нравственной жизни человека. I урок.

Игра «Угадай слово» (Слайд № 2)

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

Изучение нового материала.

1.Работа в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?)

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

2. Проблемное задание.

— как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

3. Проверка предположений

— работа с учебником (страница 4).

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

Работа с учебником

— найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки? (слайд № 4);

-работа над понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;

5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом .

Прочитай афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизни

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями. Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизни

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизни

— Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

7.Работа с пословицей. Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

— Зачем тебе это?— спросил мастер.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

— Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?

Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

— Какое поведение вы не одобряете?

2.Дополни определение Этики недостающими словами.

Этика – это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с точки зрения представлений о _________________ и ___________

— С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

— Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?

VII Рефлексия. Закончи предложение.

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Тема и номер урока

I . Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Игра «Скажи «да» (отметить хорошие поступки)

— поздороваться при встрече;

— толкнуть и не извиниться;

— помочь упавшему подняться;

— засмеяться над неловкостью другого человека.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ». (В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки ».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – доброта и зло, каким в жизни быть веселее.

Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое доброта? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
— Понятно ли вам слово доброта?

Работа с учебником: стр.10-11 ( записать определение в тетради).

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

-Почему же добро всегда побеждает зло?

Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку»

— На какие важные моменты жизни человека ты обратил особое внимание в этой сказке?

— Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Работа с пословицами (работа в группах) – по 2 пословицы.

Объединитесь в группы , обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословиц, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1.Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2.Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От злого зло родится».

— Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

Игра «Передай сердечко» ( передача однокласснику сердечка с добрым словос в его адрес).

Игра «Доскажи словечко» ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)

— Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
— Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. ( (добрый день)
— Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)

— Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

— Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

— Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

— Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

— Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.

Ситуация 1 . Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2 . Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

1)Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

2)Укажите поступки, которые одобряет общество

3)Что является последствием злых дел?

Г. мирное сосуществование

4) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

— Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать «Я делаю нужное дело, приношу пользу людям».

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добрым жить на свете веселей

Урок №3 «Правила общения для всех»

П. результаты: Познавательные: Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач..

Регулятивные: Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий добродетель и порок.

Коммуникативные: Умение работать в команде.

Мотивация на урок. Игра «Три задания».

К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.

Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?

Работа над темой урока

1. Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?

— работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.

2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».

3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»

Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:

— У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.

Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:

— Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.

Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:

— Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:

— Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:

— У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.

Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…

Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.

Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:

— Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.

И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:

— У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:

— Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.

Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.

4.Работа над содержанием сказки.

Какие чувства вы испытываете к Хомяку?

— Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?

— О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?

Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?

5. Работа с учебником.

— Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.

Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.

7.Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.

Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».

Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»

Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»

Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»

Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»

7. Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

8. Проверка выполенного задания.

9. Работа с учебником (стр.18):

– чтение золотого правила этики;

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

— Чему учат эти правила? Что их объединяет?

— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

– знакомство с принципами общения (работа с учебником).

Закрепление изученного материала.

1.Работа с притчами.

Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:

— Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?

— А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердешься – и он не дуется:вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.

Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть фото Что такое нравственные уроки в жизни. Смотреть картинку Что такое нравственные уроки в жизни. Картинка про Что такое нравственные уроки в жизни. Фото Что такое нравственные уроки в жизни

Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

-Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель.

-Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.

2. Выбери правильный ответ:

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

— принять участие в осуждении чужих недостатков

— сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

3.Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

IV. Домашнее задание.

— подобрать пословицы по теме урока;

-вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *