Что такое нсот в образовании

НСОТ: принципы и расчеты

Аббревиатуру НСОТ расшифровать не составляет труда — это новая система оплаты труда. Такой — новый — способ начисления заработка бюджетникам был введен в 2008 году на основании Постановления Правительства №583 и заменил единую тарифную сетку, показавшую свою неэффективность в новых экономических условиях. Теперь руководители предприятий смогли самостоятельно распоряжаться фондом зарплаты и поощрять наиболее результативных и эффективных работников.

Правовые особенности

НСОТ была введена потому, что старая система оплаты, основанная на ЕТС и применении оклада, не учитывала результаты деятельности каждого отдельного специалиста. Таким образом, работник не был заинтересован в повышении качества своей работы, производительности и эффективности. Именно в целях формирования системы стимулов и мотивации персонала была разработана новая дифференцированная методика, которая в настоящий момент еще совершенствуется. Понятие НСОТ тесно связано с другим — эффективным контрактом, который, собственно, и базируется на НСОТ.

Расчет заработка по ЕТС

Ранее основой расчета зарплаты являлись базовые должностные оклады, которые брались из тарифной сетки. Размер оклада был привязан к уровню профессиональной подготовки и уровню квалификации (определяемому в соответствии с результатами аттестации и в зависимости от стажа). Квалификационный разряд присваивался поэтапно: от низшего к высшему.

Новая система оплаты труда

В соответствии с принципами НСОТ размер заработной платы напрямую зависит от результативности труда специалиста за определенный период времени. Материальное поощрение получают сотрудники на основании решения руководителя за достижение определенных показателей (объем и качество) при решении поставленных трудовых задач.

Из чего складывается заработная плата:

При установлении базовых окладов руководителям необходимо ориентироваться на решения правительства, принятые по этому вопросу на федеральном уровне (по квалификационным подгруппам).

Компенсационные выплаты чаще всего призваны возместить отсутствие нормальных условий труда. Стимулирующие выплаты начисляются для мотивации повышения качества труда.

НСОТ получила как положительные, так и отрицательные отзывы. Многие утверждают, что новая система не улучшила положения рядовых работников бюджетной сферы, так как решение о распределении фонда оплаты полностью перешло в ведение руководства.

Как организации перейти на НСОТ

Поскольку новая система связана с изменений существенных условий трудовых соглашений, процедура должна быть проведена в точном соответствии с трудовым законодательством. Действовать нужно следующим образом:

Ранее мы подробно рассказывали о том, как составить приказ о переходе на эффективный контракт, а также давали образцы контрактов:

Источник

Минпросвещения подготовило пилотный проект по оплате труда педагогов

По задумке, он должен устранить существующий разрыв в зарплатах учителей с одинаковой квалификацией.

В чём суть проекта

Министерство просвещения опубликовало проект постановления о запуске единой модели расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации. Предполагается, что сначала будет пилотный проект: его запустят в 2021–2023 годах в пяти регионах — Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия. А потом по итогам пилота Правительство разработает общероссийские требования к системе оплаты труда педагогических работников.

Новый проект коснётся педагогов государственных и муниципальных общеобразовательных, дошкольных и профессиональных образовательных организаций, а также системы дополнительного образования.

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Почему понадобился такой пилот

Как отмечается в пояснительной записке, сейчас модель оплаты труда каждая образовательная организация выбирает самостоятельно. В итоге это привело к тому, что педагоги одного уровня квалификации могут получать разные зарплаты.

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта Российской Федерации. Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация ставок заработной платы (должностных окладов) ‎в образовательных организациях на территории всей Российской Федерации.

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РФ ‎«О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования»

Цель проекта — установить единые требования к системам оплаты труда. Предполагается, что должностные оклады, а также порядок и размер компенсационных и стимулирующих выплат будет утверждать Правительство. По идее, это должно создать равные условия оплаты труда учителей разных регионов и сделать всю систему более прозрачной.

Как будет реализован проект

Сейчас проект вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 17 сентября. В его рамках можно внести свои замечания и предложения.

Далее по плану — подготовительный этап, включающий анализ существующих систем оплаты труда педагогов и разработку новых моделей расчётов. Это займёт несколько месяцев — с ноября 2021 года по апрель 2022-го.

Затем, с мая 2022-го по май 2023-го, новая система оплаты будет внедряться в выбранных регионах.

Источник

Как формируется зарплата учителей

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Дополнительное финансирование школ сопровождается повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ).

Их принципы отработаны пилотными регионами в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах.

В регионах сложились три модели новых систем оплаты труда. Эти модели построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие в основании моделей НСОТ:

Существенное различие трех моделей – способ формирования постоянной части зарплаты учителя

Модель 1. Базовый оклад +

Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Модель 2. Все включено

Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Модель 3. Ученико-час

Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Источник

Что такое нсот в образовании

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образовании

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое нсот в образовании. Смотреть фото Что такое нсот в образовании. Смотреть картинку Что такое нсот в образовании. Картинка про Что такое нсот в образовании. Фото Что такое нсот в образованииОбзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» (подготовлен Минпросвещения России 03.09.2021)

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Участниками пилотного проекта являются образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность и расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством Российской Федерации;

выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;

выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их назначения;

б) законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия назначения;

в) размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам заработной платы (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемым в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 настоящего постановления, не могут быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда, если они соответствуют перечням выплат компенсационного и стимулирующего характера и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта».

4. В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.

5. Установить следующие этапы реализации пилотного проекта:

6. В целях реализации пилотного проекта:

а) Министерству просвещения Российской Федерации до 31 декабря 2021 г.:

утвердить совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте;

провести с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия анализ систем оплаты труда, действующих в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (включая анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определение средних значений ставок заработной платы (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера);

разработать совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников;

б) Министерству просвещения Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 15 февраля 2022 г. провести моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) системы оплаты труда педагогических работников взамен систем оплаты труда, применяемых в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, с оценкой изменения заработной платы каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта;

в) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании результатов моделирования расчетов для подготовки к апробации (расчетной апробации) подготовить предложения о порядке расчета размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления;

д) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить предложения по формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также о размерах и условиях назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.

7. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия организовать реализацию пилотного проекта в соответствии с настоящим постановлением.

8. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации:

а) до 30 апреля 2022 г. подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа реализации пилотного проекта:

проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления, установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта;

предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта;

б) до 30 мая 2023 г.:

доклад по итогам реализации пилотного проекта;

проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения на территории Российской Федерации;

предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда указанных работников на всей территории Российской Федерации.

9. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников утвердить согласованные с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с определением срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.

10. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

Регионы должны будут утвердить ставки (должностные оклады) на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей, порядок определения размеров которых установит Правительство РФ, а также компенсационные и стимулирующие выплаты исходя из правительственных перечней, в т. ч. дополнительные.

В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности.

Зарплата педагогов, рассчитанная по новым правилам, не должна быть ниже той, что определяется по действующей системе, при условии сохранения объема педагогической нагрузки.

Источник

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда?
Посмотреть ответ

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *