Что такое нсс в строительстве
Национальная система сертификации
В 2017 году в России начала функционировать национальная система сертификации (НСС). Это принципиально новая система добровольной оценки соответствия, благодаря которой значительно уменьшилось количество контрафактной продукции на рынке. Разработчиком проекта является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Ведомство при создании НСС использовало самые передовые цифровые технологии, чтобы обеспечить прозрачность оценочных мероприятий и повысить доверие потребителей к процедуре.
Предпосылки для формирования НСС
Вернемся на несколько десятилетий назад, чтобы понять причины создания новой системы сертификации. В СССР существовал свод национальных стандартов (ГОСТ), на основании которых выпускался огромный ассортимент продукции. ГОСТ считался эталоном качества, поэтому покупатели с большим доверием относились к товарам, произведенным по данному нормативу. В настоящее время стандарт не менее популярен и вызывает уважение среди россиян. Этим пользуются недобросовестные производители и безосновательно указывают маркировку о соответствии.
Во времена перестройки большой объем зарубежных товаров устремился на российские прилавки. Механизм оценки соответствия импорта был недостаточно сформирован и было сложно уследить за безопасностью ввезенной продукции.
В 1992 году принимается Закон “О защите прав потребителей”, который устанавливает требование по обязательной сертификации.
В 1998 году полномочия по оценке качества были переданы частным компаниям, которые зачастую злоупотребляли доверием государства и выдавали сертификаты без реальных испытаний. Так процедура проверки соответствия превратилась в обычную торговлю.
Сейчас контроль за деятельностью сертификационных органов (центров) значительно усилился. Разработан механизм регулирования оценочных мероприятий, который постоянно совершенствуется и модернизируется.
Чем отличается система “ГОСТ” от НСС?
Национальная система сертификации пришла на смену добровольной системе оценки соответствия “ГОСТ”. Цель проекта — вернуть доверие граждан к подтверждающей документации, содействовать наполнению рынка только качественными и безопасными товарами, стимулировать “здоровую” конкуренцию.
Рассмотрим основные различия систем:
Как проводятся оценка соответствия
Во внимание берутся все требования ГОСТ
Предприниматель мог выбрать всего 1-2 критерия качества объекта
На упаковку наносится специальный QR-код и символ “РСТ”
На этикетке указывался знак “РСТ” без цифрового кода
Усиленный контроль за выданной документацией и проводимыми испытаниями. Формирование реестров в цифровом формате, предоставление доступа к информации любому человеку.
Несовершенство системы контроля и надзора, риск отказа от реального тестирования в пользу формальных проверок
Привлечение покупателей к контрольным мероприятиям
Цифровая маркировка позволяет заинтересованному лицу проверить подлинность сертификата и соответствие продукта требованиям ГОСТ. QR-код можно отсканировать в специальном мобильном приложении.
Невозможность для обычного потребителя выявить факт необоснованного нанесения маркировки о соответствии ГОСТ на этикетку.
Срок действия документа
Не устанавливается, но проводится постоянный контроль качества посредством плановых и внеплановых проверок
Цели НСС
При разработке национальной системы сертификации Росстандарт преследовал следующие цели:
Основные звенья новой системы
В построении и реализации НСС принимают участие следующие стороны:
Все звенья новой системы оценки соответствия играют важную роль в процедуре выдачи подтверждающей документации.
Бонусы оформления сертификата НСС
Заказывая оценку соответствия в национальной системе сертификации, предприниматель демонстрирует готовность к проведению реальных испытаний продукции и комплексному анализу его деятельности. Так он показывает свою уверенность в высоком качестве товаров, услуг или системы менеджмента.
Основными особенностями НСС являются следующие аспекты:
Действующие реестры
ФГУП “Стандартинформ” отвечает за формирование и ведение четырех реестров системы:
Процедура сертификации в НСС
Чтобы приобрести сертификат НСС, необходимо обратиться в уполномоченный орган (центр). Заявителем может быть производитель или поставщик товара. Помимо продукции объектом оценки соответствия могут выступать услуги и системы менеджмента компании.
Рассмотрим основные этапы процедуры:
Перечень документов
Для организации процедуры сертификации заявителю потребуется подготовить следующую информацию:
Цифровая маркировка
При разработке новой системы оценки соответствия были учтены все нюансы и использованы передовые технические средства. На сертифицированную продукцию наносится защищенный цифровой QR-код. Маркировка позволяет потребителю убедиться в качестве объекта с помощью обычного смартфона. Для проверки данных необходимо скачать на телефон специальное приложение и отсканировать цифровой код.
QR-код формируется в автоматическом режиме на базе информационной системы с учетом норматива ГОСТ Р ИСО/МЭК 8004–2015.
В маркировке закодирована ссылка на запись в электронном реестре.
Черный и белый списки
Как говорилось ранее, ФГУП “Стандартинформ” занимается ведением реестров системы. Речь идет о черных и белых списках.
В белом списке находятся проверенные объекты (товары, услуги, системы менеджмента), аккредитованные органы и лаборатории.
В черный список заносятся изготовители, которые необоснованно нанесли знак соответствия ГОСТ на свою продукцию. Нарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых ревизий. Это нужно, чтобы защитить рынок от недобросовестной конкуренции и некачественных изделий. Вводить покупателей в заблуждение запрещено по закону, поэтому попадание в черный список отрицательным образом отражается на деловой репутации предприятия.
Символика системы
Национальная система сертификации имеет свой знак, который наносится на упаковку совместно с цифровой маркировкой.
Символ представляет собой сочетание букв Р и Т, вписанных в букву С. Последняя стилизована под измерительную скобу. Буквы обрамляет овал, а под изображением указывается номер норматива, требования которого соблюдены.
Знак НСС является объектом интеллектуальной собственности, право на его использование принадлежит Росстандарту. Это значит, что нанесение символа на упаковку без реальных испытаний продукции является серьезным правонарушением. Необоснованное применение маркировки грозит серьезными штрафами.
Предприниматели знают, что потребители всегда больше доверяют продукции, выпущенной по ГОСТ. Поэтому стремятся нанести знак системы в качестве рекламного хода и для привлечения клиентов.
Рекомендуем отказаться от такой инициативы и заказать сертификат, который даст право на использование маркировки на законных основаниях.
Центр “Гортест Урал” может помощь в оформлении необходимой документации в минимальные сроки. Более подробно об оценочных мероприятиях и их стоимости вы можете узнать по телефону 8 800 200-55-80. Мы ждем вашего звонка, наши консультации совершенно бесплатны!
Национальная система сертификации
Несколько лет назад Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) была зарегистрирована новая национальная система сертификации (сокращенно НСС). Действует система согласно Приказу Росстандарта №2033 от 29 декабря 2016-го года, регистрация была проведена 9 января 2017-го года. Национальная система представляет собой список норм и правил, касающихся оценки соответствия, и обладает собственной инфраструктурой и списком участников.
В рамках сертификации НСС могут быть проведены экспертные проверки не только продукции, но и услуг, и систем менеджмента. Несмотря на добровольный характер все процедуры осуществляются под строгим надзором со стороны государственных органов – оценка проводится не менее тщательно и ответственно, чем при проведении обязательной сертификации.
Национальная система сертификации НСС: основополагающие моменты
Сертификация НСС включает экспертизы соответствия товаров/услуг параметрам государственных стандартов (ГОСТ Р), ТУ или СТО. Целью новой системы является избавление от фальсифицированной продукции, которой переполнен современный рынок. Предприниматель, который осуществил оценку качества своего продукта в рамках НСС, гарантирует своему покупателю не только достойный уровень продукции, но и прозрачность своей деятельности.
Итогом массового проведения подобной проверки станет формирование конкурентного рынка, снижение контрафакта и общее снижение рисков производства (и попадания на рынок) низкокачественной и потенциально опасной продукции.
Отличия и схожие черты с добровольной системой ГОСТ Р
Основные сходства НСС с системой ГОСТ Р заключаются в том, что предприниматель сам инициирует проведение сертификации, и в том, что проверка основывается на государственных стандартах, действующих в Российской Федерации. Сертификат НСС дает особые преимущества на рынке, как в прежние времена это делал отмененный ныне добровольный сертификат ГОСТ Р.
И всё же система НСС в корне отличается от своей предшественницы. Национальная система сертификации РФ полностью изменила весь подход к институту добровольной оценки качества в нашей стране. Она обладает собственной инфраструктурой, благодаря которой потребитель и иные заинтересованные лица получают доступ к информации о товаре, предпринимателе, наличии сертификатов и т.д.
В структуре НСС имеются все данные об аккредитованных органах, оформленных разрешительных документах и особенностях продукции. После прохождения проверки предприниматель наносит на упаковку товара QR-код – отсканировав его, покупатель может сразу узнать о том, какой орган провел сертификацию, соответствие каким ГОСТам было подтверждено и т.д.
Кроме того, система обладает следующими отличительными чертами:
Причины возникновения
Для многих покупателей знак «ГОСТ» на упаковке является свидетельством высокого качества продукта. Выбирая товары на полке магазина, потребители почти всегда невольно отдают предпочтение именно той продукции, которая снабжена соответствующей маркировкой.
Вместе с тем, в последние годы получение добровольного сертификата ГОСТ Р происходило очень легко – достаточно было подтвердить соответствие товара требованиям ГОСТа по одному-единственному параметру (часто даже не первостепенному). Сразу после элементарной экспертизы в небольшой лаборатории (а порой и без оной) на упаковке можно было размещать надпись «Изготовлено по ГОСТу». По сути, эта маркировка не несла никакой смысловой нагрузки, более того – она вводила потребителей в заблуждение, мотивируя их покупать не подтвердивший свое качество товар.
Иногда ситуация и вовсе доходила до абсурда – проверка могла осуществляться не по ГОСТу, а согласно техническим условиям, разработанным самой компанией. При этом, так как сама система именовалась ГОСТ Р, и испытания осуществлялись в её рамках, предприниматель получал законное право клеить на товар надпись «ГОСТ», даже если изделие никакому ГОСТу не соответствовало.
Именно для борьбы с этим глобальным «обманом» была создана новая система. Согласно принципам НСС предприниматель не может вести недобросовестную игру – если уж он планирует оформить добровольный сертификат, если хочет доказать потребителям, что его товар обладает высоким уровнем качества, пусть проведет полноценную проверку.
В тестовом режиме согласно Положению о Национальной системе она была запущена в 2017-м году в Оренбургской, Волгоградской, Свердловской, Омской, Нижегородской, Кировской областях. Позже ей стало можно пользоваться в Крыму, Кемеровской области, Красноярском крае. Сегодня НСС доступна и в остальных регионах и городах.
Основные цели в современном мире
Появление Национальной системы стало буквально глотком свежего воздуха на современном рынке. В случае становления НСС основной добровольной формой оценки в России можно будет говорить о формировании в ближайшем будущем прозрачного рынка. Если в случае с обязательной оценкой он уже начал формироваться (с приходом Технических регламентов и в связи со строгим контролем), то в сегменте добровольной оценки долгое время царила полная деградация.
Задача НСС – ликвидация с прилавков магазинов некачественной продукции, а также изделий, которые могут ввести покупателя в заблуждение, изделий с упаковкой, которая заведомо дезинформирует.
Кроме того, такие инициативы позволят с куда большей эффективностью, нежели нечестные приемы, создать прозрачный рынок с высоким уровнем здоровой конкуренции. Фирмы будут искать не «лазейку» заполучить востребованную маркировку, а путь улучшить качество самого изделия, привлечь покупателя хорошим составом продукта, его пользой, а также грамотной пиар-акцией, интересным неймингом и стильным дизайном. Особую роль сыграет и сама маркировка «ГОСТ», которая вновь обретет былую значимость.
Особые преимущества НСС перед предшественниками
Среди особо важных преимуществ можно выделить:
Участники Национальной системы сертификации
Участие в НСС становится всё более актуальным для представителей рынка. В первых рядах оформлять соответствующие сертификаты начали компании малого и среднего бизнеса (согласно статистическим данным среди всех зарегистрированных в системе – порядка 80% именно представители этих категорий). Эксперты утверждают, что это вполне закономерная тенденция. У небольших фирм нет достаточного количества ресурсов для крупных рекламных кампаний, которые могут позволить себе «акулы» рынка.
Теперь же началась новая эпоха – с развитием НСС самой лучшей рекламой продукта станет новая маркировка ГОСТ на упаковке. Ведь с приходом Национальной системы такой маркировке действительно можно будет доверять. Именно это и оценили предприятия малого и среднего секторов бизнеса, проявив к НСС определенный интерес.
В каком-то смысле участниками системы можно назвать и лабораторные центры, и органы по сертификации, и Росстандарт, и «Стандартинформ» — ведь при взаимодействии всех этих предприятий и ведомств организуется бесперебойная и эффективная работа НСС. Все эти субъекты являются частью собственной инфраструктуры проекта.
Реестры НСС: что включают
Существует несколько основных реестров:
Таким образом, можно не только посмотреть, какие товары включены в реестр, но и какие реализуются на рынке со знаком стандартизации НСС, но без соответствующей проверки.
Как стать участником?
Для того чтобы стать участником системы, необходимо обратиться в аккредитованный орган, центр по сертификации. Сам порядок прохождения проверки в национальной системе таков:
Знак национальной системы, защищенная маркировка и QR-код
На продукцию (сам товар или этикетку) наносится знак НСС. Он основан на аббревиатуре РСТ, однако визуально несколько отличается от классической маркировки. Буква Р, расположенная внутри буквы С, имеет черную заливку, все остальные элементы не имеют заполнения, а лишь обведены по контуру (речь о буквах Т и С). Сам знак заключен в ровный овал. Кроме того, продукция снабжается QR-кодом.
После прохождения экспертизы предприниматель получает сертификат с защищенной маркировкой. Она, являясь знаком подтверждения качества, защищает от незаконного копирования.
QR-код содержит всю необходимую информацию о сертификате и пройденных проверках. Код наносится как на товар, упаковку, так и бланки документов. Для проверки наличия сертификата достаточно отсканировать код в мобильном телефоне (просто направив на него камеру), а затем сравнить информацию о сертификате на товаре и в открывшейся странице в реестре. QR-коды призван упростить взаимодействие с потребителями продукции: их можно размещать на рекламных материалах и чеках, в магазинах.
Черный и белый списки: что это значит?
Как мы упомянули выше, в реестрах НСС есть список товаров, соответствие которых национальным стандартам не подтверждено. В него попадает продукция, которая имеет фиктивную маркировку ГОСТ, которая не прошла сертификацию (причем, это могут быть как товары, для которых инициировалась проверка, завершившаяся в итоге отказом по причине низкого качества, так и товары, в отношении которых вообще не проводилась сертификация).
То есть, если на продукции указан знак НСС, либо РСТ старого образца, она обязана быть сертифицирована и зарегистрирована в новом реестре. Если раньше к товарам, не подлежащим обязательной сертификации, контролёры относились «спустя рукава» — допускали возможность использования надписей «ГОСТ» для любых изделий, просто выпускающихся по ТУ, то сегодня это уже грубое правонарушение, за которое предприниматель должен ответить по закону. А закон предполагает не только штраф, но и занесение в «черный список». Это очень удобно для потребителя – он всегда может проверить, насколько добросовестным является тот или иной производитель, импортер. Хорошо это и для самих компаний – посредством попадания в белый список можно значительно повысить свою репутацию, привлечь к сотрудничеству новых партнеров или инвесторов.
Если у вас остались вопросы о международных и национальных системах сертификации, в частности – НСС, обращайтесь к специалистам «Севтест». Мы подробно расскажем вам об особенностях оценки качества в Национальной системе, использовании QR-кода и проведении самой сертификации, поможем создать заявку и получить официальный разрешительный документ.
Что такое нсс в строительстве
от 16 февраля 2008 года N 87
О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
(с изменениями на 15 июля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 382 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013) (вступило в силу с 1 января 2014 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N 1346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.12.2014, N 0001201412120023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2015 года N 767 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2015, N 0001201507300011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 1147 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2015, N 0001201511050011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 года N 29 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.01.2016, N 0001201601260023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1159 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2016, N 0001201611220020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2017 года N 95 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.02.2017, N 0001201702010004) (изменения вступили в силу с 1 января 2018 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2017 года N 506 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.05.2017, N 0001201705030007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 года N 806 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.07.2017, N 0001201707120012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года N 1081 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2017, N 0001201709120005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1541 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2017, N 0001201712150027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2018 года N 257 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.03.2018, N 0001201803190013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 479 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2018, N 0001201804240039);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 1096 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.09.2018, N 0001201809190023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2019 года N 864 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.07.2019, N 0001201907090027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 598 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2020, N 0001202004300017);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1590 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2020, N 0001202010050009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2184 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2020, N 0001202012230037);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 года N 567 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.04.2021, N 0001202104140006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 1197 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.07.2021, N 0001202107160063).
— Примечание изготовителя базы данных.
а) разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере;
б) Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности соответственно вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением;
в) Министерство транспорта Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением;
г) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты мобилизационного назначения и объекты их инфраструктуры вправе уточнять состав разделов проектной документации и отдельные требования к их содержанию, установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением.
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 года представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты, указанные в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по атомной энергии до 1 апреля 2008 года представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), на особо опасные и технически сложные объекты в части обеспечения радиационной и промышленной безопасности.
5. Федеральной службе безопасности Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 года представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации в части мероприятий по противодействию террористическим актам.
6. Пункты 9-42 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 июля 2008 года.
7. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:
«ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку;».
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 февраля 2008 года N 87
ПОЛОЖЕНИЕ
о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
(с изменениями на 9 апреля 2021 года)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
2. В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
3. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
6. Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
7. Необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
8. Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
В отношении метрополитена под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство временных зданий и сооружений, проходку шахтных стволов с подходными выработками, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых котлованов для щитовой проходки тоннелей (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2010 года N 1006).
В отношении автомобильных дорог и объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного) под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя оформление прав владения и пользования на земельные участки, необходимые для размещения автомобильной дороги и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного), снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы.
В отношении морских и речных портов под этапом строительства понимается комплекс работ по строительству объектов инфраструктуры морского или речного порта общепортового назначения, в состав которых полностью или частично входят портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, искусственные земельные участки, строительство которых необходимо для функционирования морских терминалов, перегрузочных комплексов.
В отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры, включенных в перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 31 декабря 2024 г. включительно под этапом строительства понимается строительство, реконструкция одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.