Что такое нсуд своими словами
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
Национальная система управления данными (НСУД)
Необходимый элемент цифрового государственного управления самой большой страны мира.
За годы всеобщей информатизации в нескольких тысячах информационных систем государство накопило огромные массивы данных. Связать их между собой, сделать достоверными, полными, непротиворечивыми, сопоставимыми, доступными и защищенными, превратить данные в актив государственного управления – важная задача Национальной системы управления данными (НСУД).
Для этого предстоит разработать единые требования к управлению данными, обеспечить их юридическую значимость, создать и наладить процессы управления и обеспечить информационное взаимодействие всех участников.
НСУД – часть федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Над созданием НСУД работают:
Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности – координирующий орган
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – регулятор и координатор создания и функционирования НСУД
Министерство экономического развития Российской Федерации – отвечает за реализацию методологического обеспечения создания и функционирования НСУД
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации – центр компетенций управления данными
Единые требования к управлению государственными данными. Версия II (скачать)
Промежуточный отчет эксперимента по формированию паспорта муниципального образования в ГАС Управление (скачать версию от 09.06.2020)
Понятие НСУД вводится в 149-ФЗ – законопроект Минэкономразвития
Минэкономразвития разработало проект федерального закона, вносящего изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149-ФЗ) – для регулирования формирования и использования национальной системы управления данными» (НСУД).
Как говорится в пояснительной записке, нормы законопроекта «в большей степени являются результатом консолидации существующего регулирования в сфере управления информацией». НСУД формируется путём включения подтвердивших свою эффективность стандартов и механизмов государственного управления данными в структуру федерального закона № 149-ФЗ.
В разработке законопроекта участвовало Минцифры.
Напомним, в 2019 году Минэкономразвития, а также Минфин, уже публиковали для общественного обсуждения законопроекты о НСУД.
В процессе подготовки нового проекта закона учтены изданные подзаконные акты, а также полученные ранее замечания и предложения от федеральных органов исполнительной власти, Банка России, представителей бизнеса и научного сообщества, рекомендации экспертов, сообщает Минэкономразвития.
Под НСУД законопроект подразумевает совокупность связанных компонентов, обеспечивающих эффективное управление данными НСУД. К компонентам НСУД отнесены методологические, правовые, организационно-управленческие и информационно-технологические (федеральные государственные информационные системы (ФГИС), такие как ЕИП НСУД, СМЭВ, ФРГУ, включены в состав информационно-технологических компонентов).
Информационно-технологические компоненты НСУД.
Изменения внесены также в определения основных понятий, определяемых в законе об информации.
Законопроект предусматривает управление данными НСУД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и распространяет действие на деятельность органов и организаций публичного сектора.
К органам и организациям публичного сектора отнесены органы публичной власти, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации и публично-правовые компании, определённые казённые учреждения и иные организации, привлеченные Российской Федерацией к управлению данными.
Под регулирование попадают те информационные системы публичного сектора, которые созданы для выполнения государственных, муниципальных функций (реализации полномочий, предоставления услуг) и финансируются за счёт бюджетных средств.
Под данными НСУД понимается информация, которая попадает в информационные системы публичного сектора. Эта информация может принадлежать физическим, юридическим лицам, также это могут быть государственные и муниципальные данные.
Одной из основных целей формирования НСУД является установление порядка доступа к данным НСУД.
Проектом закона определены категории доступа, в терминологии проекта это «открытый» и «закрытый» доступ.
Категории доступа к данным НСУД установлены с учётом требований законодательства в части ограничения доступа к отдельным видам конфиденциальных данных. Для каждого пользователя устанавливается определённый уровень доступа в зависимости от права на получение данных.
Категории доступа к данным НСУД.
Проект предусматривает возможность предоставления органами и организациями публичного сектора определённых данных НСУД за плату. Правила и порядок предоставления данных за плату определяются подзаконными актами.
«В законопроекте предусмотрено регулирование возмездного доступа к данным. …Данные, которые есть у государства, востребованы бизнесом как для развития новых сервисов и услуг, так и для привлечения инвестиций, — рассказал D-Russia.ru советник главы директора «Гостех» Сергей Сергиенко. – Государство заинтересовано в подобном обмене, поскольку это стимулирует развитие экономики, новых технологий и в конечном счёте выгодно всем участникам оборота данных: гражданам, бизнесу, государству. Важно, чтобы подобные обмены данных контролировались, а сами данные были бы обезличены, чтобы права граждан на защиту их персональных данных соблюдались в полной мере соответствии с законодательством».
Пользователями данных НСУД могут являться физические лица, коммерческий сектор, некоммерческий негосударственный сектор, а также органы и организации публичного сектора.
Проектом закона закреплена обязанность операторов информационных систем публичного сектора представлять информацию пользователям НСУД, а также введён механизм защиты прав пользователей на получение информации из НСУД.
Обязанности операторов НСУД.
Законопроектом очерчен круг мероприятий, выполняемых операторами информационных систем публичного сектора в целях обеспечения качества данных НСУД.
Для «гармонизации и систематизации» данных проектом закреплены правила определения и применения эталонных данных НСУД. Соответствующие порядки устанавливаются правительством РФ.
Эталонные данные НСУД.
Как отмечается в пояснительной записке, регулирование, предусмотренное законопроектом, направлено на достижение следующих социально-экономических эффектов.
Опубликовано положение о Единой информационной платформе управления данными
Постановление правительства от 14 мая 2021 года № 733, утверждающее положение о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ЕИП НСУД), опубликовано во вторник на сайте правительства.
Как говорится на government.ru, ЕИП НСУД заработает в России до конца 2021 года.
Как сказано на сайте правительства, речь идёт о создании платформы, которая объединит информацию из множества государственных систем, реестров и баз. Она в том числе систематизирует данные Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра недвижимости, Государственного реестра транспортных средств, Пенсионного фонда.
Сведения, содержащиеся в этих ресурсах, сейчас рассредоточены по разным базам данных, которые обновляются недостаточно быстро, а права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Поэтому, к примеру, чтобы собрать бумаги для продажи квартиры, дачи или автомобиля, нужно потратить немало времени и сил. Запуск новой платформы ускорит обмен информацией между государственными структурами, а значит – и сам процесс оказания гражданам тех или иных услуг.
Система позволит не только интегрировать все данные на единой платформе, но и определить источники юридически значимых сведений, постоянно контролировать их достоверность, актуальность и непротиворечивость.
Оператором новой платформы назначено Минцифры.
В концепции даётся такое определение национальной системы управления данными – это система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера и обеспечивающая достижение целей и выполнение задач, обозначенных в Концепции.
Основной целью Системы является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления госфункций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
Как писал D-Russia.ru, о подписании постановления правительство сообщало в воскресенье, однако документ появился только во вторник. На pravo.gov.ru постановление пока не опубликовано.
При этом постановление, разработанное Минцифры, должно являться подзаконным актом к закону о национальной системе управления данными (НСУД), который пока не принят.
В разработке находятся два проекта закона от 2019 года: от Минэкономразвития (О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и от Минфина (О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части совершенствования правового регулирования в сфере систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации).
Постановление определяет Минцифры оператором ФГИС ЕИП НСУД и федеральным органом исполнительной власти, «осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в части совершенствования процессов управления государственными данными по согласованию с Минэкономразвития, а также в части систематизации и гармонизации информации по согласованию с Минфином».
Минэкономразвития назначается ФОИВ, «осуществляющим функции по определению требований к порядку формирования и расчета показателей, собираемых и предоставляемых с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения ЕИП НСУД, в рамках своих полномочий».
Положение вводит ряд терминов и определений, в том числе «витрина данных», «государственные данные», «инцидент качества государственных данных», «модель государственных данных», «реестр информационных ресурсов» («информационный ресурс, содержащий информацию об информационных ресурсах и информационных системах органов и организаций государственного сектора, созданных в целях реализации их полномочий, а также в иных установленных федеральными законами целях») и пр.
В положении описаны задачи и состав (схематично) информсистемы; перечисляются функции оператора и участников ЕИП НСУД (участники – это обладатели государственных данных; пользователи государственных данных); установлен (в общих словах) порядок использования единой информационной платформы.
Также постановление вносит изменения в ряд нормативно-правовых актов, в том числе – в концепцию создания и функционирования НСУД. Так, из концепции исключается положение о том, что АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» является Центром компетенции управления данными. В плане мероприятий по созданию НСУД, утверждённом указанным распоряжением, сроки исполнения пункта «Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» перенесены с 30 сентября 2019 года на 31 декабря 2021 года.
Напомним, создание НСУД предусмотрено федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Концепция создания и функционирования НСУД утверждена распоряжением правительства от 03.06.2019 №1189-р.
Концепция определяет цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описывает основные составляющие её элементы и участников. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») создания НСУД, который предусматривает в первую очередь разработку нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. Согласно плану, проект федерального закона о НСУД должны были внести в Госдуму до 30 сентября 2019 года.
Также «в целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД» постановлением от 03.06.2019 №710 принято решение о проведении с 1 июля 2019 года эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Срок окончания эксперимента на сегодняшний день определен 31 декабря 2021 года. Эксперимент проводится с идеей сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов НСУД, а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля [гражданина].
Согласно порталу госзакупок, на НСУД Минцифры выделило уже более 650 миллионов рублей.
НСУД – что это такое? Кого затронет новая система?
Сейчас в России активно идет цифровизация. Причем происходит она во всех сферах человеческой жизни. В последнее время в нашей стране появляются новости о том, что в этом году заработает Единая информационная платформа по управлению данными, которая называется НСУД. Задача такого нововведения заключается в том, чтобы упростить жизнь гражданам и сделать государственные услуги доступнее.
Какие данные будут содержаться на новой платформе?
В эту платформу включаются данные о юридических лицах. Кроме того, там будут данные из реестров и из ПФР. То есть там будут данные обо всех активах, о прибыли и так далее.
То есть власти смогут отследить, кто сколько налогов заплатил, кто сколько заработал. Помимо этого, будет видно, у кого какая недвижимость в собственности. То есть любое несовпадение доходов и расходов будет настораживать и послужит поводом для проверки. Таким образом власти борются с коррупцией и с теневым бизнесом.
Как это коснется простых граждан?
Простых граждан в большинстве случаев это нововведение не коснется. Средняя зарплата и средние расходы не привлекут внимание властей. То есть оплата коммунальных услуг, покупка продуктов и лекарств и другие житейские расходы властей не заинтересуют. Но вот покупка чего-то дорогостоящего, например, машины, все-таки может привлечь внимание налоговой или других государственных органов. Приобретение дорогой машины с маленьким доходом незамеченным вряд ли останется. Так власти будут выявлять зарплаты в конвертах.
Таким образом, благодаря новой базе данных скрыть какие-либо «серые» доходы будет еще сложнее. А если учесть, что неофициальная зарплата в нашей стране – явление распространенное, коснется такое новшество многих людей.
А за уклонение от налогов в нашей стране предусмотрены штрафы. А иногда, если речь идет о больших суммах, неплательщику могут грозить исправительные работы или даже тюремное заключение. Соответственно, введение новой базы данных – повод еще раз задуматься о легализации всех доходов, ведь незамеченной зарплата в конверте теперь вряд ли останется.
Что такое нсуд своими словами
В целях совершенствования процесса управления данными проводится работа по созданию в Российской Федерации национальной системы управления данными (НСУД). Несмотря на присутствие в наименовании НСУД слова «система», в первую очередь, она является совокупностью норм права, технической и методической документации, обеспечивающих единообразное применение подходов, правил и технологий сбора, обработки, предоставления, распространения и использования данных, что будет отражено в законопроекте о национальной системе управления данными.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1189-р утверждена Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными и соответствующий план мероприятий («дорожная карта») по ее реализации. НСУД позволит эффективно создавать, собирать и использовать государственные данные как для предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации. В результате внедрения НСУД повысится доступность государственных данных, обеспечивается их полнота, актуальность, непротиворечивость и безопасность.
В период с 1 июля 2019 г. по 31 марта 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710 проводится эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. В ходе эксперимента планируется обеспечить функционирование информационно-технологических элементов национальной системы управления данными, а также взаимодействие с информационными системами государственных органов.