Что такое нулевая морфема
что такое нулевая морфема?
Если мы поставим это существительное в родительный падеж множественного числа, то получим словоформу ЯБЛОК, у которой тот же самый корень ЯБЛОК-, но окончание нулевое, потому что оно в произношении не выражено звуками, а на письме буквами.
Нулевая морфема, таким образом, это морфема, не имеющая звуковой и буквенной оболочки.
Нулевыми бывают окончания и суффиксы.
Нулевые окончания мы встречаем в следующих частях речи:
★ в существительных: КОНЬ, ШКАФ, ТЕНЬ, МЫШЬ, ЧУЛОК, СТОРОН (сравните конЯ, конЮ, шкафА, шкафОМ, тенИ, теньЮ, мышИ, мышЕЙ, чулкИ, чулкАМИ, сторонА, сторонЕ);
★ в кратких качественных прилагательных мужского рода: МИЛ, ЗДОРОВ (милАЯ, милЫ, здоровА, здоровЫМИ);
★ в притяжательных приланательных мужского рода: ВОРОНИЙ, ПЕТИН (вороньЕГО – в букве Е – суффикс и начало окончания, петинОГО);
★ в числительных: ПЯТЬ, СОРОК (пятИ, сорокА);
★ в некоторых местоимениях: ОН, МОЙ (онА, моЕГО – последний звук корня в букве Е, окончание начинается с гласного звука, обозначенного этой буквой);
★ в прошедшем времени глаголов – в мужском роде: ЖИЛ, ХОДИЛ (жилА, ходилИ);
★ в единственном числе повелительного наклонения глаголов: ПОСТАВЬ, РЕШАЙ, ПЕРЕПРЫГНИ (поставьТЕ, решайТЕ, перепрыгниТЕ);
★ в кратких страдательных причастиях мужского рода: ПОСТРОЕН, ПРОВЕЯН, СЛЫШИМ (построенА, построеннЫЙ, провеянО, провеяннОГО, слышимА, слышимЫЙ).
НУЛЕВЫЕ СУФФИКСЫ делятся на ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ и СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ.
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ, как и окончания, образуют форму слова: ПОДНЁС, ПЕРЕВЁЗ – в этих глаголах нулевой суффикс прошедшего времени и нулевое окончание, выражающее грамматическое значение мужского рода, которые становятся выраженными в других формах прошедшего времени (поднесЛА, перевезЛИ).
СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ НУЛЕВЫЕ СУФФИКСЫ есть во всех словах, образованных бессуффиксным способом: ЗЕЛЕНЬ (от зелёный, сравните: зеленОВАТый), ЧЕРНЬ (от чёрный, сравните: чернОТа), ВЫХОД (от выходИть), СМОТР (от смотрЕть) и др.
В школе нулевые суффиксы не изучают, но на ЕГЭ о них почему-то спрашивают. А здесь много тонкостей, например, нулевой суффикс часто находится между корнем и выраженным, а не нулевым, как в приведённых мной выше примерах, окончанием. Возьмём порядковое числительное ПЯТЫЙ, оно образовано от количественного числительного ПЯТЬ при помощи нулевого суффикса: пят0ый. При склонении приведённых выше существительных, образованных от прилагательных и глаголов бессуффиксным способом, нулевой суффикс тоже окажется между корнем и окончанием выраженным: выход0а, выход0у.
Нулевые морфемы – это морфемы, которые ЕСТЬ, просто их не слышно и не видно, но можно обнаружить путём сопоставления с другими словоформами или однокоренными словами.
Что такое нулевое окончание
Нулевое окончание — это значимая часть слова, служащая для образования форм слов и не обозначенная буквами и звуками.
Нулевое окончание, не выраженное буквами, имеют некоторые изменяемые части речи и формы слов.
Определим, что такое нулевое окончание и какие формы слов имеют эту морфему в своем составе.
Окончание — словоизменительная морфема
Слова состоят из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание:
В морфемном составе всех изменяемых слов можно выделить окончание, которое не входит в основу.
Слово каждой части речи изменяется с помощью окончания и образует формы:
Нулевое окончание в морфемном составе слов
У некоторых изменяемых слов или их форм окончание не выражается в виде букв или звуков и графически обозначается пустым квадратиком:
Это материально не выраженное окончание называется нулевым. Что значит нулевое окончание?
Такое окончание, существующее в слове или в какой-либо его форме, проявляется в других формах, но уже обозначенное буквами. Сравним:
Нулевое окончание имеют формы существительных, прилагательных, глаголов и др. изменяемых частей речи.
Нулевое окончание у существительных
Рассмотрим, какие формы существительных имеют нулевую словоизменительную морфему. Перечислим их:
1. существительные мужского рода 2 склонения в форме им. п., ед. ч.
2. существительные женского рода 3 склонения в форме им. п., ед. ч.
3. существительные в форме р. п. мн. ч.
Нулевое окончание у прилагательных
Качественные прилагательные в краткой форме мужского рода имеют материально не выраженное окончание, которое можно выявить при сравнении с другими краткими формами:
Нулевое окончание у числительных
Количественные числительные «один», «миллион», «миллиард» и т.д. имеют нулевую морфему.
Сравним:
Нулевое окончание у глаголов
Глаголы имеют нулевую морфему:
1. в форме мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения
2. в формах повелительного наклонения
3. в форме мужского рода условного наклонения
Отличие слов с нулевым окончанием от слов без окончаний
Обратим внимание, что следует отличать изменяемые слова с нулевым окончанием от слов, которые не имеют окончаний. Как правило, нет этой словоизменительной морфемы в составе неизменяемых слов, среди которых укажем:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
4. форма сравнительной степени прилагательных и наречий
6. служебные части речи — предлоги, союзы, частицы
7. сложносокращенные слова и аббревиатуры
Алгоритм определения нулевого окончания
Как определить нулевое окончание в составе слова? Чтобы выявить, есть ли нулевое окончание в слове, предпримем несколько шагов:
1. определим часть речи, к которой принадлежит слово;
2. выясним, изменяется ли оно (исключим неизменяемые слова);
3. определим форму слова:
4. укажем нулевое окончание.
Примеры
Брат смотрел интересный фильм сегодня.
Июльский день был полон пения птиц.
Нулевые морфемы и их значения
В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят.
Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки “Русского языка” интересными и нестандартными. Изучение русского языка – богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся. Работая со своими учениками, я не ограничиваю себя рамками школьной программы, а за счет резервных уроков изучаю темы, которых нет в учебнике. Результат: повышение интереса к изучению русского языка, развитие логического мышления и повышение уровня обученности учащихся.
Тема урока: Нулевые морфемы и их значение.
1. расширить знания учащихся о морфемах русского языка;
2. совершенствовать умение проводить морфемный анализ слова;
3. развитие интереса к исследовательской работе и изучению русского языка.
Работа на уроке проходит коллективно и в группах.
1 этап урока. Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы:
— Что такое морфемика?
— Какие морфемы вы знаете?
— Назовите значение и роль каждой морфемы.
2 этап урока. Коллективная работа.
Проводится морфемный анализ слова дом. Учащиеся выполняют задание в тетради. Затем происходит коллективный разбор.
(Слово дом – это имя существительное. Изменяем слово по падежам и числам и определяем, что в слове дом нулевое окончание. Основа слова – дом. Корень слова – дом-.)
Учитель: что значит нулевое окончание? Его просто нет?
Учитель: Приведите примеры существительных с нулевыми окончаниями.
(слон, стул, кот, мебель, рукав, обрыв)
3 этап урока. Работа в группах.
Учитель предлагает провести морфемный анализ слова принесла.
(Это глагол в форме прошедшего времени женского рода. Окончание слова-а. Показатель формы прошедшего времени- суффикс-л-, который в основу слова не входит, так как является формообразующим. Основа слова –принес-, корень – нес-.)
Учитель: чем похожи глаголы принес и принесла?
(Это глаголы прошедшего времени.)
Учитель: что является показателем формы прошедшего времени?
(Суффикс –л-. В слове принесла он есть.)
Учитель: а в слове принес?
(Он не выражен звуком.)
Учитель: это нулевой суффикс. В слове принес – нулевое окончание, нулевой суффикс, основа слова –принес-, корень- нес-, приставка- при-.
С помощью нулевого суффикса особенно часто образуются слова от глаголов: задира, подлиза, выход, проезд. Существительные женского рода, образованные от прилагательных с помощью нулевого суффикса часто встречаются в стихах.
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса. (А. А. Блок)
4 этап урока. Физминутка.
Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов. Если учитель называет слово, в котором есть приставка – дети приседают, если приставки в слове нет – дети хлопают в ладоши.
Слова: завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.
5 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание провести морфемный анализ слова вынуть. Группы представляют результаты своей работы.
Учитель: мы узнали, что есть слово без корня, есть слова с нулевыми суффиксами и нулевыми окончаниями. А есть ли в русском языке слова с нулевыми приставками?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: иногда встречается выражение “нулевая приставка” в значении “отсутствие приставки” (бежать – убежать), но его нельзя считать правильным. “Нулевой” знак обозначает не просто отсутствие той или иной единицы, а значимое отсутствие, которое является средством выражения определенного значения. Почему можно утверждать, что нулевых приставок нет? Потому что в русском языке нет слов, у которых приставок нет, но которые выражали бы характерное для них значение.
7 этап урока. Рефлексия.
Учащиеся делятся на три группы. Учащиеся первой группы пишут на листе одно слово, характеризующее их впечатления от урока. Учащиеся второй группы на листе записывают одно слово, которое связано с темой урока. Учащиеся третьей группы на листах записывают слово – ассоциацию к понятию “русский язык”. Все ответы вывешиваются на доску. Учитель подводит итог урока.
8 этап урока. Домашнее задание.
Подобрать слова, которые вызывают затруднения при разборе на морфемы для исследования на следующем уроке русского языка.
Вопрос о нулевых морфемах
Морфемы современного русского языка характеризуются единством формы и содержания, соответствующим звуковым оформлением и определенным значением. В то же время в лингвистической литературе обращается внимание на многочисленные случаи, ког-Ва те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков или звукосочетаний. В подобных случаях принято говорить о выражении определенных значений с помощью нулевых морфем.
Еще говорил о том, что грамматические форумы слова могут образовываться не только наличием аффиксов при ‘основах слова, но и «отсутствием всякого аффикса при тех. же основах в других словах», называя соответствующее явление ^отрицательной формальной принадлежностью [см. 84, с. 146]. По fcro словам, «всякая форма слов, образуемая аффиксом, предпола-
1 В специальной литературе начальные части таких слов иногда называются |квази-морфами или уни-радиксоидами. Некоторые ученые рассматривают их как
гает существование другой формы, в которой те же основы являются без данного аффикса, т. е. или с другим аффиксом, или без всякого аффикса, как основы слов в другой форме» [84, с. 147]. В качестве примеров он приводит формы им. п. ед. ч. существительных город, стол, глагольные формы муж. р. ед. ч. прош. вр.
, характеризуя части связной речи как известные языковые единицы (цельные и дробные единства), различал единства, представленные комбинациями звуков (вода, ты, при, ой, желание, передать, столик, кускам) или отдельными звуками (а, и, пиш-и, ш-л-и), и «единства, представляющие собой нуль звука, то есть отсутствие его там, где он есть в параллельных случаях, например: стол — нуль звука при стола, рук — нуль звука при рукам, шел — нуль звука при шла» [14, с. 397].
Таким образом, согласно распространенному мнению, существует особый вид морфем, не выраженных материально, какими-либо звуками или звукосочетаниями (не имеющих материальной, звуковой оболочки), — нулевые, или отрицательные, морфемы. Нулевая морфема определяется как «материально не выраженная часть слова, которая выделяется в нем по сопоставлению с коррелятивными формами, имеющими материально выраженные морфемы того же рода» [88, с. 128]. Под грамматической нулевой морфемой понимается «отсутствие грамматического (словоизменительного) аффикса, которое приобретает определенную семиологическую грамматическую значимость вследствие особого свойства данной
В современном русском языке различаются словоизменительные, формообразовательные и словообразовательные нулевые морфемы.
Словоизменительная» нулевая морфема (окончание) обычно указывается для таких грамматических форм, как форма им. п. ед. ч. существительных муж. р. второго склонения и всех существительных третьего склонения (дом, лес, конь, пень, мышь, ночь, степь); форма род. п. мн. ч. существительных первого склонения и частично второго склонения (вод, гор, земель, солдат, сел, озер); краткая форма им. п. ед. ч. муж. р. прилагательных и слов других частей речи, склоняемых по типу прилагательных и имеющих краткие формы (весел, красив, силен, написан, построен); форма ед. ч. муж. р. прош. вр. и сослагательного наклонения глаголов (делал, сидел, говорил, знал бы, спросил бы); форма 2-го л. ед. ч. повелительного наклонения глаголов (брось, поставь, прочитай) и нек. др. При этом иногда указывается, что у разных грамматических форм употребляются разные, омонимичные нулевые окончания.
Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
Слово может быть образовано с помощью нулевого суффикса — морфемы, материально не выраженной буквами или звуками. Как определить, что слово образовано бессуффиксальным способом с помощью этой морфемы — «невидимки»?
Бессуффиксальный способ образования слов
Этот способ является очень продуктивным в образовании отглагольных существительных:
Суть бессуффиксального способа состоит в том, что от глагола отсекаются собственные суффиксы и рождается новое слово, причем принадлежащее к другой части речи.
Как может быть образовано новое слово без производящей морфемы? А она есть, но является материально не выраженной, то есть морфемой — «невидимкой». Это значит, что в словообразовании принял участие нулевой суффикс аналогично такому же образованию новых лексем, но с материально выраженным суффиксом в виде букв.
Нулевой суффикс. Примеры
Бессуффиксальный способ словообразования используется в образовании слов разных частей речи. Понаблюдаем, как нулевой суффикс образует существительные, прилагательные, числительные, наречия.
Образование существительных от глаголов
Аналогично образованы от однокоренных глаголов существительные мужского рода:
Укажем ряд существительных общего рода, образованных от глаголов:
Все производные имена существительные имеют значение результата действия, обозначенного производящим глаголом.
Образование существительных от прилагательных
С помощью нулевого суффикса образуются существительные женского рода от однокоренных прилагательных, например:
Бессуффиксальный способ образования прилагательных
Рассмотрим на примерах, как нулевой суффикс участвует в образовании единичных прилагательных:
Нулевой суффикс и порядковые числительные
В этих словах корни одинаковые, у порядкового числительного окончание -ой/-ый, но окончание не является словопроизводящей морфемой. А новое слово родилось. Значит, в этом процессе участвовал нулевой суффикс.
С его помощью образованы многие порядковые числительные:
Образование наречий
Наречия также могут иметь в своем составе нулевой суффикс, с помощью которого и приставки они были образованы от разных частей речи.
Понаблюдаем:
Нулевой суффикс и сложные слова
Аналогично способом сложения с суффиксацией, в данном случае нулевой, образованы сложные слова:
Сделаем вывод, что, как правило, в морфемном составе слов мужского рода, образованных с помощью нулевого суффикса, две морфемы-«невидимки» — нулевой суффикс и нулевое окончание. К примеру, в слове «прилет» вместо видимых двух морфем мы должны вычленить четыре: