Что такое нулевая морфема

что такое нулевая морфема?

Если мы поставим это существительное в родительный падеж множественного числа, то получим словоформу ЯБЛОК, у которой тот же самый корень ЯБЛОК-, но окончание нулевое, потому что оно в произношении не выражено звуками, а на письме буквами.

Нулевая морфема, таким образом, это морфема, не имеющая звуковой и буквенной оболочки.

Нулевыми бывают окончания и суффиксы.

Нулевые окончания мы встречаем в следующих частях речи:

★ в существительных: КОНЬ, ШКАФ, ТЕНЬ, МЫШЬ, ЧУЛОК, СТОРОН (сравните конЯ, конЮ, шкафА, шкафОМ, тенИ, теньЮ, мышИ, мышЕЙ, чулкИ, чулкАМИ, сторонА, сторонЕ);
★ в кратких качественных прилагательных мужского рода: МИЛ, ЗДОРОВ (милАЯ, милЫ, здоровА, здоровЫМИ);
★ в притяжательных приланательных мужского рода: ВОРОНИЙ, ПЕТИН (вороньЕГО – в букве Е – суффикс и начало окончания, петинОГО);
★ в числительных: ПЯТЬ, СОРОК (пятИ, сорокА);
★ в некоторых местоимениях: ОН, МОЙ (онА, моЕГО – последний звук корня в букве Е, окончание начинается с гласного звука, обозначенного этой буквой);
★ в прошедшем времени глаголов – в мужском роде: ЖИЛ, ХОДИЛ (жилА, ходилИ);
★ в единственном числе повелительного наклонения глаголов: ПОСТАВЬ, РЕШАЙ, ПЕРЕПРЫГНИ (поставьТЕ, решайТЕ, перепрыгниТЕ);
★ в кратких страдательных причастиях мужского рода: ПОСТРОЕН, ПРОВЕЯН, СЛЫШИМ (построенА, построеннЫЙ, провеянО, провеяннОГО, слышимА, слышимЫЙ).

НУЛЕВЫЕ СУФФИКСЫ делятся на ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ и СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ, как и окончания, образуют форму слова: ПОДНЁС, ПЕРЕВЁЗ – в этих глаголах нулевой суффикс прошедшего времени и нулевое окончание, выражающее грамматическое значение мужского рода, которые становятся выраженными в других формах прошедшего времени (поднесЛА, перевезЛИ).

СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ НУЛЕВЫЕ СУФФИКСЫ есть во всех словах, образованных бессуффиксным способом: ЗЕЛЕНЬ (от зелёный, сравните: зеленОВАТый), ЧЕРНЬ (от чёрный, сравните: чернОТа), ВЫХОД (от выходИть), СМОТР (от смотрЕть) и др.

В школе нулевые суффиксы не изучают, но на ЕГЭ о них почему-то спрашивают. А здесь много тонкостей, например, нулевой суффикс часто находится между корнем и выраженным, а не нулевым, как в приведённых мной выше примерах, окончанием. Возьмём порядковое числительное ПЯТЫЙ, оно образовано от количественного числительного ПЯТЬ при помощи нулевого суффикса: пят0ый. При склонении приведённых выше существительных, образованных от прилагательных и глаголов бессуффиксным способом, нулевой суффикс тоже окажется между корнем и окончанием выраженным: выход0а, выход0у.

Нулевые морфемы – это морфемы, которые ЕСТЬ, просто их не слышно и не видно, но можно обнаружить путём сопоставления с другими словоформами или однокоренными словами.

Источник

Что такое нулевое окончание

Нулевое окон­ча­ние — это зна­чи­мая часть сло­ва, слу­жа­щая для обра­зо­ва­ния форм слов и не обо­зна­чен­ная бук­ва­ми и звуками.

Нулевое окон­ча­ние, не выра­жен­ное бук­ва­ми, име­ют неко­то­рые изме­ня­е­мые части речи и фор­мы слов.

Определим, что такое нуле­вое окон­ча­ние и какие фор­мы слов име­ют эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве.

Окончание — словоизменительная морфема

Слова состо­ят из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят при­став­ка, корень, суф­фикс. В изме­ня­е­мых само­сто­я­тель­ных сло­вах выде­ля­ет­ся осно­ва и окончание:

Что такое нулевая морфема. Смотреть фото Что такое нулевая морфема. Смотреть картинку Что такое нулевая морфема. Картинка про Что такое нулевая морфема. Фото Что такое нулевая морфема

В мор­фем­ном соста­ве всех изме­ня­е­мых слов мож­но выде­лить окон­ча­ние, кото­рое не вхо­дит в основу.

Слово каж­дой части речи изме­ня­ет­ся с помо­щью окон­ча­ния и обра­зу­ет формы:

Нулевое окончание в морфемном составе слов

У неко­то­рых изме­ня­е­мых слов или их форм окон­ча­ние не выра­жа­ет­ся в виде букв или зву­ков и гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся пустым квадратиком:

Это мате­ри­аль­но не выра­жен­ное окон­ча­ние назы­ва­ет­ся нуле­вым. Что зна­чит нуле­вое окончание?

Такое окон­ча­ние, суще­ству­ю­щее в сло­ве или в какой-либо его фор­ме, про­яв­ля­ет­ся в дру­гих фор­мах, но уже обо­зна­чен­ное бук­ва­ми. Сравним:

Нулевое окон­ча­ние име­ют фор­мы суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и др. изме­ня­е­мых частей речи.

Что такое нулевая морфема. Смотреть фото Что такое нулевая морфема. Смотреть картинку Что такое нулевая морфема. Картинка про Что такое нулевая морфема. Фото Что такое нулевая морфема

Нулевое окончание у существительных

Рассмотрим, какие фор­мы суще­стви­тель­ных име­ют нуле­вую сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му. Перечислим их:

1. суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода 2 скло­не­ния в фор­ме им. п., ед. ч.

2. суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода 3 скло­не­ния в фор­ме им. п., ед. ч.

3. суще­стви­тель­ные в фор­ме р. п. мн. ч.

Нулевое окончание у прилагательных

Качественные при­ла­га­тель­ные в крат­кой фор­ме муж­ско­го рода име­ют мате­ри­аль­но не выра­жен­ное окон­ча­ние, кото­рое мож­но выявить при срав­не­нии с дру­ги­ми крат­ки­ми формами:

Нулевое окончание у числительных

Количественные чис­ли­тель­ные «один», «мил­ли­он», «мил­ли­ард» и т.д. име­ют нуле­вую морфему.

Сравним:

Нулевое окончание у глаголов

Глаголы име­ют нуле­вую морфему:

1. в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го наклонения

2. в фор­мах пове­ли­тель­но­го наклонения

3. в фор­ме муж­ско­го рода услов­но­го наклонения

Отличие слов с нулевым окончанием от слов без окончаний

Обратим вни­ма­ние, что сле­ду­ет отли­чать изме­ня­е­мые сло­ва с нуле­вым окон­ча­ни­ем от слов, кото­рые не име­ют окон­ча­ний. Как пра­ви­ло, нет этой сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы в соста­ве неиз­ме­ня­е­мых слов, сре­ди кото­рых укажем:

1. нескло­ня­е­мые существительные

2. нескло­ня­е­мые прилагательные

4. фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

6. слу­жеб­ные части речи — пред­ло­ги, сою­зы, частицы

7. слож­но­со­кра­щен­ные сло­ва и аббревиатуры

Алгоритм определения нулевого окончания

Как опре­де­лить нуле­вое окон­ча­ние в соста­ве сло­ва? Чтобы выявить, есть ли нуле­вое окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем несколь­ко шагов:

1. опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит слово;
2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся ли оно (исклю­чим неиз­ме­ня­е­мые слова);
3. опре­де­лим фор­му слова:

4. ука­жем нуле­вое окончание.

Примеры

Брат смот­рел инте­рес­ный фильм сегодня.

Июльский день был полон пения птиц.

Источник

Нулевые морфемы и их значения

В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят.

Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки “Русского языка” интересными и нестандартными. Изучение русского языка – богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся. Работая со своими учениками, я не ограничиваю себя рамками школьной программы, а за счет резервных уроков изучаю темы, которых нет в учебнике. Результат: повышение интереса к изучению русского языка, развитие логического мышления и повышение уровня обученности учащихся.

Тема урока: Нулевые морфемы и их значение.

1. расширить знания учащихся о морфемах русского языка;

2. совершенствовать умение проводить морфемный анализ слова;

3. развитие интереса к исследовательской работе и изучению русского языка.

Работа на уроке проходит коллективно и в группах.

1 этап урока. Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что такое морфемика?

— Какие морфемы вы знаете?

— Назовите значение и роль каждой морфемы.

2 этап урока. Коллективная работа.

Проводится морфемный анализ слова дом. Учащиеся выполняют задание в тетради. Затем происходит коллективный разбор.

(Слово дом – это имя существительное. Изменяем слово по падежам и числам и определяем, что в слове дом нулевое окончание. Основа слова – дом. Корень слова – дом-.)

Учитель: что значит нулевое окончание? Его просто нет?

Учитель: Приведите примеры существительных с нулевыми окончаниями.

(слон, стул, кот, мебель, рукав, обрыв)

3 этап урока. Работа в группах.

Учитель предлагает провести морфемный анализ слова принесла.

(Это глагол в форме прошедшего времени женского рода. Окончание слова-а. Показатель формы прошедшего времени- суффикс-л-, который в основу слова не входит, так как является формообразующим. Основа слова –принес-, корень – нес-.)

Учитель: чем похожи глаголы принес и принесла?

(Это глаголы прошедшего времени.)

Учитель: что является показателем формы прошедшего времени?

(Суффикс –л-. В слове принесла он есть.)

Учитель: а в слове принес?

(Он не выражен звуком.)

Учитель: это нулевой суффикс. В слове принес – нулевое окончание, нулевой суффикс, основа слова –принес-, корень- нес-, приставка- при-.

С помощью нулевого суффикса особенно часто образуются слова от глаголов: задира, подлиза, выход, проезд. Существительные женского рода, образованные от прилагательных с помощью нулевого суффикса часто встречаются в стихах.

Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса. (А. А. Блок)

4 этап урока. Физминутка.

Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов. Если учитель называет слово, в котором есть приставка – дети приседают, если приставки в слове нет – дети хлопают в ладоши.

Слова: завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.

5 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание провести морфемный анализ слова вынуть. Группы представляют результаты своей работы.

Учитель: мы узнали, что есть слово без корня, есть слова с нулевыми суффиксами и нулевыми окончаниями. А есть ли в русском языке слова с нулевыми приставками?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: иногда встречается выражение “нулевая приставка” в значении “отсутствие приставки” (бежать – убежать), но его нельзя считать правильным. “Нулевой” знак обозначает не просто отсутствие той или иной единицы, а значимое отсутствие, которое является средством выражения определенного значения. Почему можно утверждать, что нулевых приставок нет? Потому что в русском языке нет слов, у которых приставок нет, но которые выражали бы характерное для них значение.

7 этап урока. Рефлексия.

Учащиеся делятся на три группы. Учащиеся первой группы пишут на листе одно слово, характеризующее их впечатления от урока. Учащиеся второй группы на листе записывают одно слово, которое связано с темой урока. Учащиеся третьей группы на листах записывают слово – ассоциацию к понятию “русский язык”. Все ответы вывешиваются на доску. Учитель подводит итог урока.

8 этап урока. Домашнее задание.

Подобрать слова, которые вызывают затруднения при разборе на морфемы для исследования на следующем уроке русского языка.

Источник

Вопрос о нулевых морфемах

Что такое нулевая морфема. Смотреть фото Что такое нулевая морфема. Смотреть картинку Что такое нулевая морфема. Картинка про Что такое нулевая морфема. Фото Что такое нулевая морфема

Морфемы современного русского языка характеризуются един­ством формы и содержания, соответствующим звуковым оформле­нием и определенным значением. В то же время в лингвистической литературе обращается внимание на многочисленные случаи, ког-Ва те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков или звукосочетаний. В подобных случаях принято говорить о выраже­нии определенных значений с помощью нулевых морфем.

Еще говорил о том, что грамматические фор­умы слова могут образовываться не только наличием аффиксов при ‘основах слова, но и «отсутствием всякого аффикса при тех. же основах в других словах», называя соответствующее явление ^отрицательной формальной принадлежностью [см. 84, с. 146]. По fcro словам, «всякая форма слов, образуемая аффиксом, предпола-

1 В специальной литературе начальные части таких слов иногда называются |квази-морфами или уни-радиксоидами. Некоторые ученые рассматривают их как

гает существование другой формы, в которой те же основы являют­ся без данного аффикса, т. е. или с другим аффиксом, или без всякого аффикса, как основы слов в другой форме» [84, с. 147]. В качестве примеров он приводит формы им. п. ед. ч. существи­тельных город, стол, глагольные формы муж. р. ед. ч. прош. вр.

, характеризуя части связной речи как известные языковые единицы (цельные и дробные единства), различал един­ства, представленные комбинациями звуков (вода, ты, при, ой, же­лание, передать, столик, кускам) или отдельными звуками (а, и, пиш-и, ш-л-и), и «единства, представляющие собой нуль звука, то есть отсутствие его там, где он есть в параллельных случаях, например: стол — нуль звука при стола, рук — нуль звука при ру­кам, шел — нуль звука при шла» [14, с. 397].

Таким образом, согласно распространенному мнению, сущест­вует особый вид морфем, не выраженных материально, какими-либо звуками или звукосочетаниями (не имеющих материальной, звуковой оболочки), — нулевые, или отрицательные, морфемы. Ну­левая морфема определяется как «материально не выраженная часть слова, которая выделяется в нем по сопоставлению с корреля­тивными формами, имеющими материально выраженные морфемы того же рода» [88, с. 128]. Под грамматической нулевой морфемой понимается «отсутствие грамматического (словоизменительного) аффикса, которое приобретает определенную семиологическую грамматическую значимость вследствие особого свойства данной

В современном русском языке различаются словоизменитель­ные, формообразовательные и словообразовательные нулевые мор­фемы.

Словоизменительная» нулевая морфема (окончание) обычно указывается для таких грамматических форм, как форма им. п. ед. ч. существительных муж. р. второго склонения и всех суще­ствительных третьего склонения (дом, лес, конь, пень, мышь, ночь, степь); форма род. п. мн. ч. существительных первого склонения и частично второго склонения (вод, гор, земель, солдат, сел, озер); краткая форма им. п. ед. ч. муж. р. прилагательных и слов других частей речи, склоняемых по типу прилагательных и имеющих крат­кие формы (весел, красив, силен, написан, построен); форма ед. ч. муж. р. прош. вр. и сослагательного наклонения глаголов (делал, сидел, говорил, знал бы, спросил бы); форма 2-го л. ед. ч. повели­тельного наклонения глаголов (брось, поставь, прочитай) и нек. др. При этом иногда указывается, что у разных грамматических форм употребляются разные, омонимичные нулевые окончания.

Источник

Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры

Слово может быть обра­зо­ва­но с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са — мор­фе­мы, мате­ри­аль­но не выра­жен­ной бук­ва­ми или зву­ка­ми. Как опре­де­лить, что сло­во обра­зо­ва­но бес­суф­фик­саль­ным спо­со­бом с помо­щью этой мор­фе­мы — «неви­дим­ки»?

Бессуффиксальный способ образования слов

Этот спо­соб явля­ет­ся очень про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии отгла­голь­ных существительных:

Суть бес­суф­фик­саль­но­го спо­со­ба состо­ит в том, что от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся соб­ствен­ные суф­фик­сы и рож­да­ет­ся новое сло­во, при­чем при­над­ле­жа­щее к дру­гой части речи.

Как может быть обра­зо­ва­но новое сло­во без про­из­во­дя­щей мор­фе­мы? А она есть, но явля­ет­ся мате­ри­аль­но не выра­жен­ной, то есть мор­фе­мой — «неви­дим­кой». Это зна­чит, что в сло­во­об­ра­зо­ва­нии при­нял уча­стие нуле­вой суф­фикс ана­ло­гич­но тако­му же обра­зо­ва­нию новых лек­сем, но с мате­ри­аль­но выра­жен­ным суф­фик­сом в виде букв.

Нулевой суффикс. Примеры

Бессуффиксальный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии слов раз­ных частей речи. Понаблюдаем, как нуле­вой суф­фикс обра­зу­ет суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, чис­ли­тель­ные, наречия.

Образование существительных от глаголов

Аналогично обра­зо­ва­ны от одно­ко­рен­ных гла­го­лов суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода:

Укажем ряд суще­стви­тель­ных обще­го рода, обра­зо­ван­ных от глаголов:

Все про­из­вод­ные име­на суще­стви­тель­ные име­ют зна­че­ние резуль­та­та дей­ствия, обо­зна­чен­но­го про­из­во­дя­щим глаголом.

Образование существительных от прилагательных

С помо­щью нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

Бессуффиксальный способ образования прилагательных

Рассмотрим на при­ме­рах, как нуле­вой суф­фикс участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии еди­нич­ных прилагательных:

Нулевой суффикс и порядковые числительные

В этих сло­вах кор­ни оди­на­ко­вые, у поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го окон­ча­ние -ой/-ый, но окон­ча­ние не явля­ет­ся сло­во­про­из­во­дя­щей мор­фе­мой. А новое сло­во роди­лось. Значит, в этом про­цес­се участ­во­вал нуле­вой суффикс.

С его помо­щью обра­зо­ва­ны мно­гие поряд­ко­вые числительные:

Образование наречий

Наречия так­же могут иметь в сво­ем соста­ве нуле­вой суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го и при­став­ки они были обра­зо­ва­ны от раз­ных частей речи.

Понаблюдаем:

Нулевой суффикс и сложные слова

Аналогично спо­со­бом сло­же­ния с суф­фик­са­ци­ей, в дан­ном слу­чае нуле­вой, обра­зо­ва­ны слож­ные слова:

Сделаем вывод, что, как пра­ви­ло, в мор­фем­ном соста­ве слов муж­ско­го рода, обра­зо­ван­ных с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са, две морфемы-«невидимки» — нуле­вой суф­фикс и нуле­вое окон­ча­ние. К при­ме­ру, в сло­ве «при­лет» вме­сто види­мых двух мор­фем мы долж­ны вычле­нить четыре:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *