Что такое нвп в школе
Эти забытые слова: Начальная Военная Подготовка
Депутаты Госдумы предлагают вернуть в школы начальную военную подготовку уже в следующем году.
Законопроект уже разработан, сейчас ожидается отзыв из Минобороны и Минобразования. Напомним: начальную военную подготовку (НВП) из школьной программы исключили еще в 1993 году. Тогда сочли, что скоростная сборка-разборка автомата Калашникова и метание гранат как-то плохо вяжется с новой идеологией открытого мира и разоружением бывших противников холодной войны.
С чем связана реанимация забытого предмета? Будет ли он интересен современным старшеклассникам? Пострелять на полигоне из настоящего автомата готовы многие ребята, а вот за минуту надевать противогаз и строем маршировать мало кому понравится, особенно девчонкам. Может, военная подготовка нужна только в кадетских классах? Зачем НВП всем без исключения, ведь учебная нагрузка особенно на выпускников и так большая? На эти и другие вопросы ответили директор Навигацкой школы Иван Баталов и старший преподаватель-наставник кадетских классов школы № 70, а также действующий учитель обществознания и ОБЖ школы села Выселки, капитан 3 ранга запаса Игорь Реутов. По мнению Игоря Сергеевича, из обучающих программ выпал очень важный компонент — воспитание защитника Отечества, воспитание мужественности, патриотизма. Конечно, об этом идет разговор на уроках истории, литературы, но именно с помощью НВП когда-то воспитывалась смелость, решительность, добросовестность, способность защитить близких, готовность служить Отечеству.
— Молодежь сейчас резко разделилась, — констатировал собеседник. — Одним родители в семейном воспитании дают необходимые азы и ориентиры, ребята посещают детские клубы патриотической направленности, они и в дальнейшей взрослой жизни становятся успешными молодыми людьми. А те, которые в детстве «стояли в сторонке» и ничего не получили, к большому сожалению, пополняют ряды наркоманов, бездельников, незаконопослушных граждан. Ввести НВП надо для чего? Мы же граждане своей страны, у нас есть права и обязанности, и каждый должен уметь защищать свою Родину. Предмет совершенно не лишний! Я преподаю обществознание в школе. В ходе общения с разными учениками обнаруживается: у части детей нет понимания и объяснения, что такое, и зачем нужен патриотизм. В чем смысл долга гражданина? Есть такие, кто считает: никакого героизма никогда не было, и он не нужен. Сегодня надо зарабатывать деньги! У них циничное, потребительское отношение к обществу, они не хотят слышать ни про какие взаимные гражданские права и обязанности…
— Где взять хороших учителей НВП? Ведь пользоваться авторитетом у подростков не так-то просто…
— Нужны те, кто прошел через государственную и военную службу. Кадры для преподавания НВП можно привлечь через патриотические объединения города. Успешно работает, например, детская школа «Гранит», Навигацкая школа и многие другие, где есть преподаватели. Можно проработать вопрос с военным комиссариатом, пригласить бывших преподавателей военных училищ.
— В школе есть «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ), в рамках этой дисциплины предусмотрены часы и на НВП. Не будет ли дублирования? Почему именно нужен отдельный предмет НВП?
— Сама программа ОБЖ ориентирована на освещение вопросов сохранения здоровья и жизни. Тема военной службы «размыта». Только в старших классах предусмотрены 10-12 часов для военной подготовки, и их катастрофически не хватает. Если же введем НВП отдельно (например, с пятого-шестого класса), сможем предметно раскрыть данное направление. Темы государственной гражданской службы, службы в вооруженных силах можно расширить за счет сокращения таких тем в ОБЖ, как, например, «Вулканы, землетрясения, наводнения». В нашей местности перечисленные явления слабо выражены или их нет, поэтому и тема не совсем актуальна. Можно сформулировать название предмета как «Основы государственной, воинской службы и безопасной жизнедеятельности». При такой формулировке на первый план вышла бы профориентация. Рассуждать можно много.
Мы и родителям в кадетских классах объясняем: «Пусть не все из детей станут моряками. Но полученные знания пригодятся и спасателю, и пожарному, и скалолазу, и медицинскому работнику». Возьмем историю России: адмиралы Нахимов и Синявин, мореплаватель, адмирал Беллинсгаузен, композитор Римский-Корсаков и многие другие исторические личности прошли через обучение в кадетских корпусах. У них была заложена та «косточка», которая сформировала жизненный стержень, позволивший им делами прославлять Отечество. Они были грамотными, разносторонними, интересными людьми с ярко выраженной гражданской позицией.
— Как вы думаете, с введением НВП отказников от армии будет меньше?
— Однозначно. Ребята не будут бояться армии, поймут, что вооруженные силы — это отражение нашего общества. Хулиганы есть и в детских садах, и в школах, во многих коллективах. Но за неуставные взаимоотношения в армии и флоте более строгие и серьезные наказания, чем, например, в школе.
— Связано ли введение НВП с событиями на Украине?
Иван Баталов:
— Может, лучше, чтобы армия была профессиональной?
— Профессионалов готовят военные училища, а кто туда пойдет, если на уроках того же НВП мы не объясним каких-то элементарных вещей, не будем вести в школе работу по профориентации? Хорошо, что, выходя из военного училища, ребята имеют и гражданскую специальность. Ни для кого не секрет, что на всех предприятиях, в частных компаниях и фирмах работают офицеры запаса.
— И последний вопрос: реально ли уроки НВП максимально приблизить к практике, приемы ведения боя ребятам показать?
Игорь Реутов:
— Вполне реально, исходя из современных условий — сегодня есть страйкбол, пейнтбол, лазертаг. Каждая школа может приобрести оборудование и устраивать соревнования в стиле «Зарницы». Комплект для школы можно приобрести за 40-50 тысяч рублей. Человека в военизированной игре «застрелить» — не главное, важно научиться быстро принимать решение в условиях нештатных ситуаций. Да и сама спортивная стрельба развивает выдержку, умение сосредоточиться и другие качества. И еще очень важный момент: наши ребята должны знать, как защититься в случае техногенной катастрофы — в нашем городе ведь много химических предприятий. Все это можно преподавать на уроках НВП. Мое убеждение в том, что начальная военная подготовка является базовым предметом в школьной программе.
Что означает введение НВП в школах?
Почему правозащитные организации против введения НВП в школах в качестве обязательного предмета? Почему военные пытаются переложить часть своих обязанностей на школу? НВП – это символ тоталитарного режима (милитаризм и муштра), или метод патриотического воспитания?
Введение НВП в школах – это:
Комментировать
Все комментарии (62)
комментирует материал 07.06.2010 #
«НВП – это символ тоталитарного режима. «
Контр-вопрос : А введение в школах закона божьего символ чего(кого)?
Я отвечу Вам так. «По Конституции Россия — светское государство, в котором признается идеологическое разнообразие и гарантируются свобода слова и творчества. Конституция запрещает пропагандировать религиозное превосходство.»
Насколько я знаю, предмет называется «Основы православной культуры».
Во-первых, мой пост был не о законе божьем как таковом, а о той легкости, с которой правозащитники навешивают ярлыки на НВП.
В-третьих. Появление только «Основ православной культуры» автоматически означает пропаганду религиозного превосходства и по сути разжигает межконфессиональную рознь. Значит надо вводить в школах «Основы других культур». Кстати, по этому поводу уже взвыли муфтии, равины, шаманы и прочие ламы.
Хорошо, что разобрались сразу, а то «бились» бы до первой крови из носа и только потом выяснили, что говорим об одном и том же.
Программа «Начальная военная подготовка»
1. Пояснительная записка
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитание детей опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы в области воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного российского общества и государства глобальные вызовы и условия развития страны и мирового сообщества.
В связи с этим предназначение данной программы заключается в том, что она призвана содействовать в формировании социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, экскурсионно-туристических и других направлений воспитательной деятельности.
Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:
Цели и задачи программы:
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
Приоритеты реализации программы:
Формы учебных занятий:
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
2. Учебный план
Раздел
Количество часов
Теория
Практика
Итого
Основы обороны государства
Основы военной службы
Основы медицинских знаний
3. Содержание программы
Раздел 1. Основы обороны государства
Тема
Количество часов
Теория
Практика
История создания Вооруженных Сил России
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и их предназначение
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа вооруженных сил
Другие войска их состав и предназначение
Раздел 2. Воинская обязанность
Количество часов
Ритуалы вооруженных Сил Российской Федерации
Размещение и быт военнослужащих
Организация караульной службы
Модуль 3. Гражданская оборона
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
Средства индивидуальной защиты
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Количество часов
Общие правила оказания первой помощи
Оказание первой помощи при наружном кровотечении
Оказание первой помощи при ушибах и переломах
Первая помощь при неотложных состояниях
Общие правила транспортировки пострадавшего
4. Методическое обеспечение программ
Важнейшее требование к занятиям:
• дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
• формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Используются методика, основанная на постепенном изучении программного материала.
Дидактические принципы построения образовательного процесса
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
5. Список литературы
Литература к разделу программы «Общефизическая и специальная физическая подготовка»
Литература к разделу программы «Основы выживаемости»
Литература к разделу программы «Ориентирование, топография»
Документы и материалы на основании которых составлена программа
Нормативно-правовые акты и документы:
Средства необходимые для реализации программы
Примерные вопросы для итоговой аттестации
Примерные контрольные тесты по теме «Первая медицинская помощь»
1) Механическая антисептика |