Что такое ньюсмейкер кратко
Значение слова «ньюсмейкер»
ньюсме́йкер
1. человек, деятельность которого предполагает публичность и вызывает устойчивый интерес средств массовой информации
2. журналист, создающий новостные программы ◆ Радиожурналистика, как мы уже говорили, требует от ньюсмейкеров молниеносной реакции и превосходного владения словом. Сергей Кузин, Олег Ильин, «Человек медийный», 2011 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кубинский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «ньюсмейкер»
Предложения со словом «ньюсмейкер»
Понятия со словом «ньюсмейкер»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «ньюсмейкер»
Так-так, кто в последнее время звонил мне из классных ньюсмейкеров?
Он часто лишён служебных длиннот, характерных для новостного формата – отсылок к источникам, подробных титулований ньюсмейкеров и т. п.
Большую услугу мне в этом оказал мой статус ньюсмейкера.
Синонимы к слову «ньюсмейкер»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
НЬЮСМЕЙКЕР
Смотреть что такое «НЬЮСМЕЙКЕР» в других словарях:
Ньюсмейкер — человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ. Обычно журналистов интересует текущая деятельность ньюсмейкера, изменения его статуса, изменения в его окружении и его личная… … Финансовый словарь
ньюсмейкер — сущ., кол во синонимов: 3 • знаменитость (26) • ньюс мейкер (1) • человек новость … Словарь синонимов
ньюсмейкер — м. 1. Лицо обычно политический деятель, актёр, спортсмен и т.п., в определённый момент интересующее широкий круг общества и потому ставшее объектом пристального внимания со стороны представителей средств массовой информации. 2. Интересное событие … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ньюсмейкер — ньюсм ейкер, а … Русский орфографический словарь
ньюсмейкер — ньюсме/йкер, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Ньюсмейкер — (от англ. newsmaker – букв. «создатель новостей») личность, представляющая интерес для СМИ, создающая информационные поводы, интерпретирующая события … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз
НЬЮСМЕЙКЕР — Люди, чья деятельность предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ. Как правило журналистов интересует текущая деятельность ньюсмейкера, пресс события, изменение его статуса, изменения в окружении, его… … Словарь по рекламе
ньюсмейкер — источник новостей || Главным ньюсмейкером Белоруссии в минувшие выходные стал телеканал «БелМузТВ». (Lenta.ru) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
ньюсмейкер — источник новостей || Главным ньюсмейкером Белоруссии в минувшие выходные стал телеканал «БелМузТВ». (Lenta.ru) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
Ньюсмейкер (NEWSMAKER) — – человек, являющийся или потенциально способный стать источником новостной информации. Чаще всего – по должности. Глава государства, глава правительства, спикер парламента – ньюсмейкеры номер один. Кроме того – лидеры политических партий,… … Энциклопедический словарь СМИ
Как стать ньюсмейкером
Стать ньюсмейкером — это значит получить мощный инструмент продвижения своего бизнеса. Особенно это актуально для стартапов, малого и микро-бизнеса. А для представителя крупного бизнеса стать ньюсмейкером — это способ управлять репутацией компании.
Кто такой ньюсмейкер
Ньюсмейкер (англ. newsmaker) в дословном переводе означает человека, который «делает новости». Чтобы правильно понимать этот термин, необходимо помнить первое правило: термин «ньюсмейкер» был создан журналистами, так как для них важны новости и важен человек, который может эту новость «сделать». Самый главный ньюсмейкер страны — её президент. Все, что он говорит или делает является новостью, так как влияет на всех жителей страны. Отсюда можно вывести второе правило: вы станете ньюсмейкером, когда ваши слова и действия будут оказывать влиянии на достаточное большое количество других людей и компаний.
Часто сам ньюсмейкер на знает, что он является ньюсмейкером. Когда я работал в газете «Ведомости» и освещал деятельность Таможенного комитета (ГТК), то часто становился свидетелем как рождаются супер-новости. При этом чиновники, которые участвовали в подготовке «новостного» документа, даже не подозревали об этом. Например, готовилось к подписанию постановление со скучнейшим названием: «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости». У меня был хороший доверенный контакт в руководстве ГТК и я просил разрешения на два часа присоединиться к рабочей группе, разрабатывающей это постановление. Продираясь сквозь бюрократический язык я выяснял, что новый документ совершит переворот в области дистрибуции иностранных коммерческих автомобилей в России. Это была «бомба», так как подписание этого документа изменяло расклад на рынке, влияло на дилеров и дистрибуторов, одних лишило бизнеса, а других делало миллиардерами. Но чиновникам этот аспект был не важен, им важно было то, что контроль за сбором таможенных платежей будет усилен, так как вместо ста компаний теперь нужно будет контролировать только одну.
Думаете только чиновники такие невнимательные? Нет, в бизнесе происходит то же самое. Руководители компаний нанимают пиарщиков, чтобы те придумывали им новостные поводы и писали пресс-релизы, при этом сами не замечают новостей, которые создает их компания. Это происходит потому, что трудно увидеть новость, находясь внутри бизнеса. Чтобы стать ньюсмейкером, нужно выработать в себе умение смотреть на свой бизнес глазами журналиста, ища любую информацию, которая может повлиять на деятельность других людей, компаний и рынка в целом.
Как создавать новостные поводы
Новость всегда привязана к определенной дате, поэтому работу с новостными поводами следует начать с составления календаря событий. В него должны войти:
– события вашей компании: этапы разработки приложения или сервиса, назначения, раунды инвестиций и пр.,
– события компаний-конкурентов и прототипов,
– события вашего рынка,
– события смежных рынков,
– события регулирующий и контролирующих органов.
После занесения все событий в календарь, нужно проанализировать их и понять, что вы сможете прокомментировать в качестве эксперта. Сразу же набросайте возможные вопросы и ответы на них — таким образом вы быстро поймете в состоянии ли вы сказать что-то интересное и интригующее. Вдобавок, это поможет вам чувствовать себя уверенней при общении с журналистами.
Например, планируется слияние компаний:
– К чему приведет укрупнение игроков?
– Как это скажется на остальных?
– Как это скажется на потребителях?
– Как изменится отношение контролирующих органов к рынку в целом?
Или на рынок выходит новый конкурент:
– Как это изменит соотношение сил на рынке?
– Что будут делать остальные игроки?
– Изменится ли вектор развития рынка?
– Возрастут ли бюджеты на рекламу?
– Что делать небольшим компаниям, чтобы выжить?
Ваша или конкурирующая компания получает новый раунд инвестиций:
– Какую задачу позволят решить полученные инвестиции?
– Настолько новая стратегия соответствуют первоначальным планам?
– Как инвестиции повлияют на расклад сил на вашем рынке?
– Как это соотносится с западным опытом развития подобных компаний?
Составляете к каждому возможному событию подобные вопросы и кратко отвечайте на них. Держите этот документ на рабочем столе и постоянно дополняйте его, синхронизируйте его со смартфоном, чтобы он всегда был под рукой. Теперь вам всегда есть что сказать журналистам.
А что если у вас пока в компании не происходит никаких событий и новостей нет1? В этом случае выступайте в качестве эксперта и формируйте вокруг себя пул журналистов, которые пишут о рынке, на котором работает ваша компания. Помните, что вы находитесь внутри бизнеса и уже только поэтому знаете больше, чем журналист, который об этом пишет2.
Как привлечь внимание журналистов
Выберите те средства массовой информации, в которых вы хотите появиться. Читайте их регулярно, если издание печатное и выходит раз в месяц — приобретите в редакции прошлые номера и изучите их. Вы должны добиться понимания того, что журналисты выбранного издания считают новостью и как они её используют при написании статей.
Подпишитесь на сервис PressFeed в Telegram и, как и журналы, читайте его как минимум месяц. Вы удивитесь, какую ерунду иногда спрашивают журналисты и это еще один полезный урок: часто запрос журналиста может показаться вам не очень важным, но помните, что любой такой запрос — это шанс попасть на страницы СМИ. Поэтому в течение месяца выбирайте в день один вопрос из ленты и отвечайте на него. Письменно, самим себе — таким образом вы натренируете умение сводить любой информационный повод к своей личности и компании, умение, которым обладают успешные политики.
Читая статьи, выписывайте имена авторов. Загляните на страницу с выходными данными издания и выпишите имена всех редакторов. Отправляйтесь в соцсети, в основном на Facebook, и подпишитесь на них — лучше подписываться именно на обновления, а не добавлять автора в друзья, незачем навязывать себя заранее, журналист должен «открыть» вас самостоятельно, чтобы доверять вам.
Подписываться лучше не от своего личного профиля, где вы публикуете фотографии со своих прогулок и пробежек, а от имени публичной страницы. Если у вас нет такого рабочего профиля, создайте его, это позволить разделить публикацию личной и профессиональной информации.
Как только выходит новость или статья по вашей теме, комментируйте её на своей публичной странице. Не критикуйте автора, вам с ним еще работать, а покажите, если есть такая возможность, что-то важное, что не вошло в статью. Ваши комментарии должны стать мини-уроками для журналистов, которые пишут по теме, которая вас интересует. Напишите достаточное количество таких комментариев и как только ваша лента будет выглядеть наполненной и активной, начните упоминать авторов статей при написании своих комментариев. Перед этим, естественно, заполните профиль страницы, добавьте информацию о себе, своей компании, должности, номер телефона, электронную почту и адрес сайта — если у журналиста возникнет желание связаться с вами, он не должен испытывать трудностей.
Золотые правила ньюсмейкера
Быть ньюсмекером полезно для бизнеса, для карьеры и, вдобавок, это очень интересно. Вот несколько правил, которые нужно соблюдать, чтобы избежать промахов на начальном этапе, пока ваша интуиция еще не развилась.
Заходите со смежных рынков
Начните комментировать статьи о смежных рынках. На первых порах избегайте комментировать основной продукт или услугу, которые предлагает ваша компания. Это как без подготовки ходить по тонкому льду — велик шанс провалиться, сделав второй шаг. Начните комментировать с рынков, на которые ваша компания и отрасль оказывают влияние. Это безопасно для вас и выглядит профессионально.
Избегайте негатива в комментариях
Комментируя деятельность человека или компании, избегайте негативных оценок — это вернется вам бумерангом. Если нет возможности избежать негативной оценки, то давайте её действиям человека или компании, а лучше всего, ситуации в целом или чему-то неодушевленному, скажем, «вектору развития», «тенденции» и пр.
Подтверждайте свои слова фактами
Отвечая на вопрос журналиста будьте готовы к том, что неожиданно всплывет вопрос «Почему?». И у вас должен быть ответ на него, подкрепленный фактами. Нет фактов — воздержитесь от ответа на вопрос или переформулируйте его, это сохранит не только вашу репутацию, но и налаженный контакт с журналистом.
Всегда записывайте
Записывайте на диктофон или говорите с номера, разговоры с которого записываются, все, что говорите. Эта полезная привычка сохранит вам много времени, нервов и денег.
Просите как можно меньше
А лучше не просите ничего, даже сверить свою цитату. Большинство нюьсмейкеров действует наоборот: говорят что придет в голову, не опираются на факты, запись разговора не делают и потом требует на согласование материал целиком. Такие ньюсмейкеры долго не живут в современном медиапространстве.
Не обещайте эксклюзива
Можно привести много аргументов, но ограничимся одним — это вам не выгодно. Во-первых, вы можете случайно нарушить данное слово. Во-вторых, может подвернуться более выгодная возможность для комментирования.
Научитесь недоговаривать
Не говорите лишнего, отвечайте только на поставленный вопрос. Если журналисты поймут, что вы знаете ответ на любой вопрос по своей теме, то рано или поздно им придет в голову мысль сделать с вами интервью.
#ньюсмейкер #новостнойповод #pr
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Кто такой ньюсмейкер и кому нужно им становиться
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/tie-690084_1920.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/tie-690084_1920.jpg?fit=400%2C267&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/tie-690084_1920.jpg?resize=300%2C200&ssl=1″ alt=»» width=»300″ height=»200″ srcset=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/tie-690084_1920.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/tie-690084_1920.jpg?w=400&ssl=1 400w» sizes=»(max-width: 300px) 100vw, 300px» data-recalc-dims=»1″ />
Любой эксперт может стать ньюсмейкером
Стать ньюсмейкером — звучит интересно, но не совсем понятно. Зачем им становится? Где это пригодится? Какая от этого выгода? Да и вообще кто это?
Ньюсмейкер в переводе с английского языка означает то же, что и подразумевает русский вариант заимствованного слова – персону, которая делает новости. За создание этого термина стоит благодарить журналистов – именно им нужно делать новости, а тот, кто им в этом помогает и есть ньюсмейкер. Соответственно, ньюсмейкер это еще и человек, который несет ответственность за свои слова, поскольку они лягут в основу новостной заметки, повлияют на массовый настрой, могут стать причиной разрозненности в социуме. Да и много каких еще последствий можно добиться несколькими предложениями.
Но не все ньюсмейкеры считают себя таковыми только потому, что не совсем понимают функции этой роли. Политики, спикеры из любых областей, эксперты разных сфер. Многие пишут не литературным, а чиновничьим языком, официальным. А ведь переработанные в литературно-разговорный язык эти данные становятся новостями. Правда, далеко не все журналисты стремятся освоить этот навык. Некоторые практически в первозданном виде перепечатывают пресс-релизы, официальные опубликования, документы, не заботясь о том, чтобы читатель правильно истолковал материал. Именно в этом контексте принято интерпретировать современного ньюсмейкера : он дает журналисту продукты в виде информации, репортер выбирает из них самые свежие, сочные, вкусные ингредиенты, обрабатывает, готовит и получает на выходе новость. Сам по себе сырой «продукт» еще не новость, и даже не информационная заметка для газеты.
Для этого необходимо научиться смотреть на обыденные вещи глазами репортера, искать социальную значимость, а не только коммерческую.
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Что такое ньюсмейкер кратко
Ньюсмейкеры, кто они?
Имя компании или ее представителя может попасть на страницы газет и журналов, в телевизионный и радиоэфир не только в результате описания тех или иных событий. Пресса часто по собственной инициативе предоставляет слово ньюсмейкерам («делателям новостей») – авторитетным в какой-либо области людям. Ими могут быть и бизнесмены, и ученые, и политологи и т.д. По просьбе редакций общественные «авторитеты» комментируют те или иные события, делают анализ ситуации, дают прогноз, попутно «работая» на имидж – свой личный или организации, в штате которой состоят.
Очень часто в роли ньюсмейкеров выступают топ-менеджеры компаний, дающие интервью корреспонденту:
«Именно по станкостроению, которое в советские времена занимало по объемам выпуска третье место в мире, наиболее сильно ударили российские реформы. Выпуск многих видов техники вообще прекратился. Однако отраслевой оптимизм по-прежнему живуч.
– Большую часть того, что приобретается за границей, мы способны делать сами, – заявил «Известиям» вице-президент «Росстанкоинтрумента» Виктор Ефимов. – Но заводы предпочитали покупать «западное», так как получали на эти закупки связанные кредиты под гарантии правительства…»[74]
За нужной информацией журналисты, как правило, обращаются прямо «по месту работы» ньюсмейкера. Однако, для того, чтобы собрать как можно больше и как можно быстрее различной информации, сотрудники СМИ могут специально собирать ньюсмейкеров вместе:
«…в Медиа-центре „Известий“ состоялся „круглый стол“ по проблемам социальной ответственности крупных компаний. Участники отметили необходимость слаженных действий для улучшения климата на предприятиях, а также помощи социально необеспеченным слоям: пенсионерам, сиротам и малоимущим. Представители компаний подчеркивали, что это продиктовано не только соображениями имиджа, но и стремлением заставить бизнес ощутить социальную ответственность…
«Социальная ответственность, независимо от того, находится ли она в рамках предприятия или передана в муниципальную собственность, в связи с трудностями муниципального бюджета все равно поддерживается заводами,» – отмечает Ольга Бессолова из «СУАЛ-холдинг»…
Как отметила начальник по стратегии и развитию корпоративного имиджа компании «Филип Моррис» Елена Кузнецова, «осуществление долгосрочных социальных инициатив жизненно важно для компании»… «Хороший имидж работодателя – это внутреннее состояние коллектива», – считает директор по кадрам «Макдоналдс» Татьяна Ясиновская».[75]
Средства массовой информации прибегают к помощи личностей-ньюсмейкеров в соответствии с особенностями процесса индивидуального межличностного воздействия. Ведь люди обычно ведут себя по жизни, исходя из определенных установок. Они играют выбранные ими роли. Однако никто из них не знает, как в точности следует поступать в той или иной ситуации. Поэтому люди наблюдают за окружающими, подражают тем, кем хотели бы стать, тем, кого принимают за определенный стандарт, эталон поведения в той или иной социальной сфере: красавцам и красавицам, хорошим хозяйкам, выдающимся спортсменам, успешным бизнесменам, актерам, шоу-звездам и т.д.
Таким образом, журналисты, выбирая ньюсмейкеров, предоставляют аудитории своих газет, радио и телевидения определенные образцы лидеров референтных групп. В разное время людей интересуют разные ньюсмейкеры. Так, на рубеже 1990-х годов и 2000-х годов одним из ведущих российских бизнесменов-ньюсмейкеров был Борис Йордан. О нем много и охотно рассказывали печатные и электронные СМИ:
«Вчера гендиректор «Газпром-Медиа» созвал журналистов на неформальную встречу, чтобы напоить всех чаем с пирожками, отчитаться о проделанной за год работе, поговорить об отставке и поздравить всех с наступающим Новым годом.
Борис Йордан успешно опробовал себя в роли героя дня без галстука. В прямом смысле. Расстегнутый ворот рубашки подчеркивал неформальность обстановки. Герой дня вспомнил о печальном прошлом: общая задолженность – больше миллиарда долларов, у руководства нет оперативного финансового контроля, а все активы приносят только убытки, ежемесячные потери «НТВ-Плюс» составляют около трех миллионов долларов, рейтинги НТВ и ТНТ стремительно падают, а из многочисленных радиостанций и печатных изданий назвать процветающим можно лишь «Семь дней».
То было прежде. А ныне? По словам Йордана, все эти проблемы практически решены. Финансовый контроль над активами установлен: скуплены все миноритарные доли Гусинского, выкуплены триста с лишним миллионов долларов задолженности тому же Гусинскому, долг «Газпром-Медиа» «Газпрому» в семьсот миллионов долларов продан «Еврофинансу»… Открылось новое радио «Тройка» вместо «РДВ», заработали «Спорт FM» и «Открытое радио», «Эхо Москвы» перестало быть убыточным. Издательский бизнес тоже идет неплохо: вышел новый журнал «Штаб-квартира», хотя пока не решено, что делать с «Трудом» и «Трибуной»…
На этом отчет завершился, и было предложено перейти к вопросам. Назойливых журналистов интересовали не успехи йордановской команды, но то, насколько лично он уверен в незыблемости своего положения, как складываются его отношения с главой «Газпрома», председателем совета директоров «Газпром-Медиа» и министром печати Лесиным.
Борис Йордан, постепенно краснея и все более оживляясь, ответил, что: с Лесиным на днях беседовал о жизни часа полтора, с Миллером встречался и будет еще, что касается Дыбаля, то Йордан ничего не знает о претензиях последнего к нему. Что же до слухов о неминуемой отставке, то и об этом ему ничего не известно, и вообще он – наемный работник и спокойно относится к тому, что контракт может быть разорван. «Как будет, так и будет. А вообще я пока еще гендиректор, чувствую себя в этой роли спокойно и буду продолжать развивать холдинг», – заметил Борис Алексеевич. На вопрос, почему же он тогда так нервничает, Йордан заметил, что он всегда разговаривает живо. «А вы бы хотели, чтобы я говорил мертво?» – с ужасом спросил он. И, разумеется, получил отрицательный ответ».[76]
Ушел Йордан со своего поста, и его интерес для публики пополз вниз.
Ньюсмейкерами могут быть не только отдельные личности, но и сами компании, а также различные общественные институты, дела которых волнуют большое количество людей.
Поскольку ньюсмейкеры притягивают внимание читателей, слушателей и зрителей, то имена их очень часто выносятся в заголовки и анонсы новостей:
«Роналдо продолжает собирать титулы»
«Никаса Сафронова уличили в подделке собственных картин»
«Ричард Гир и Мерил Стрип не берут в компанию Эминема»
«Подарок на рождество. Чулки Мэрилин Монро и шлем из „звездных войн“ проданы с аукциона»
«Ястржембский готов к диалогу с чеченцами и новой амнистии»
«Пойман убийца дочери Владимира Кузьмина»
«Любовницу Максима Горького на Западе считали шпионкой»
«Мадлен Олбрайт допросили в трибунале»
«Спилберг озадачивает публику»
«Гордон любит постоять в пробке и выпить за рулем»
«Мстислав Ростропович, музыкант: Фонтан талантов в России не исчезнет никогда!»
«Сергей Безруков озвучил Карлсона „в законе“
«Тариф на прокачку. Игорь Иванов обследует Азию на предмет нефти и Ирака»
«Продлись молодость. Тайсон, Льюис и Холифильд не хотят уходить»
«Андрей Рубин. Лучше играть в „Спартаке“, чем сидеть на скамейке в „Кристал Пэлас“
«Иск фирмы Noga призван недействительным»
Не редкость, когда ньюсмейкеры являются еще и брендами. То есть когда их имена удорожают связанные с ними продукты. О таких «бренд-ньюсмейкерах» пресса пишет весьма охотно. Так, в начале 2003 года на аукционе живописи в Японии один из портретов работы неизвестного художника был оценен в 87 долларов. Однако, когда эксперты узнали в картине работу Ван Гога, она была продана за 500 000 долларов. Цена увеличилась более чем в 5 000 раз. Только благодаря имени. И только благодаря сочетанию имени и цены случай получил освещение во всех средствах массовой информации мира.
Как только получается коктейль из бренда и ньюсмейкера, пресса тут как тут:
«…Нынешний премьер Симеон Сакскобургготский очень элегантно втянул в свою ауру болгарское вино, еще в те времена, когда был загадочным царем в изгнании и по различным поводам, но системно и методически, принимал тогдашних болгарских политиков у своего мадридского камина.
В 1992 году он разрешил компании «Домейн Бояр» поставить его фамильный герб на некоторые из самых продаваемых в Англии болгарских вин. С обоюдной, надо полагать, выгодой. Фирма придала царственный ореол и престиж своим продуктам, а царь уподобился чему-то действительно качественному, что вышло из Болгарии и ценится в мире…»[77]
Журналисты, выбирающие ньюсмейкеров, следят за различными рейтингами. Они существуют практически во всех сферах жизни. Так, базирующееся в США аналитическое агентство Around the Rings («Вокруг олимпийских колец») ведет традиционный список наиболее влиятельных деятелей мирового спорта – «Золотые 25». Рейтинг самых популярных людей публикует журнал People, самых богатых – Forbes.
В Лондоне компания Integrated Marketing Solutions/Ineractive Research Group презентует результаты исследования «100 успешных компаний российского потребительского рынка»:
«В „сотню успешных“ вошли „Комстар“, „Глория Джинс“, „Дарья“, „Готек“, „Очаково“, „Быстров“ и другие не менее известные компании…»[78]
Такие печатные издания, как Financial Times, Wall Street Jornal и Business Week, регулярно заказывают составление рейтингов бизнес-школ. Газета «Известия» публикует свой банковский рейтинг:
«…В таблице приведены первые десять банков в каждой из групп, которые обладали высокими показателями развития в 2002 году.
В первой группе 35 банков. Это крупные банки Москвы и Московской области, которые занимают прочные позиции на финансовом рынке не один год. Среди абсолютных лидеров по итогам 2002 года следует отметить три коммерческих банка: «Авангард», Северо-Восточный альянс, Национальный резервный банк.
…Вторая группа банков включает в себя банки с различным диапазоном активов. Сюда вошли банки, которые представляют собой переходную группу от средних к крупным банкам…»[79]
Большинству людей и компаний стать «ньюсмейкерами», конечно же, достаточно сложно – нужно обязательно быть в чем-то первым: по денежному обороту, по научным достижениям, по влиянию на принятие политических решений, по скандальности и т.д. Количество традиционных «ньюсмейкеров» обычно исчисляется несколькими десятками, и оно практически никогда не увеличивается. Новые «ньюсмейкеры» обычно появляются тогда, когда закатывается звезда «старых». Поэтому компаниям и их представителям, с одной стороны, нужно стремиться стать «ньюсмейкерами» в своей области традиционным путем – увеличивая оборот, повышая качество и т.д. С другой стороны, можно стать ньюсмейкером с помощью специальных мероприятий и акций. К ним относятся конкурсы, участие в выставках, вхождение в различные политические, социальные и деловые структуры, использование готовых ньюсмейкеров, создание ньюсмейкеров-однофамильцев.
В 2002-м году победителями Национального конкурса торговых марок, считаемых российскими потребителями лучшими, стали:
1. Автомобиль – «Автоваз»
2. Телевизор – Samsung
3. Холодильник – «Стинол»
4. Стиральная машина – Indesit
5. Микроволновая печь – LG
6. Мобильный телефон – Siemens
7. Электрочайник – Tefal
8. Краски для ремонта – «Ярославские краски»
9. Крем для лица – Nivea
10. Гель для душа – Nivea
11. Дезодорант – Rexona
12. Зубная паста – Blend-a-med
13. Чай – «Майский чай»
15. Газированный напиток – Coca-cola
18. Сигареты – «Петр I»
19. Каши моментального приготовления – «Быстров»
20. Шоколадные плитки – «Россия»
Об итогах этого конкурса, естественно, с указанием компаний-победителей, сообщили многие СМИ. Вдобавок каждое предприятие смогло использовать этот факт для организации публикаций исключительно о самой себе. Так, поступил, например, Samsung:
«5-й ежегодный конкурс „Народная марка“ наградил в номинации „Телевизоры“ продукцию Samsung Electronics. Samsung Electronics уже в четвертый раз становится лауреатом ежегодного конкурса, и в третий раз эта престижная награда присуждается телевизорам Samsung (до этого она присуждалась в 1998 и 2000 годах). Согласно условиям конкурса, в связи с трехкратным присвоением телевизорам Samsung награды „Народной марки“ этот статус закрепляется за ними пожизненно. В дельнейшем товарная группа „Телевизоры“ больше не будет номинироваться в этом конкурсе. Товары-победители выбираются на основании данных анкет, которые присылают в адрес организаторов российские потребители. Анкеты публикуются на страницах ведущих общенациональных изданий и в Интернете, что делает возможным участие в голосовании всех желающих, независимо от их местожительства.
По оценке россиян, важными факторами, обеспечивающими неизменную популярность телевизоров и другой техники под маркой Samsung, являются современный дизайн и доступная цена при неизменно высоком качестве продукции. Потребители отмечают также эргономичность и экологичность товаров корейского производителя. Кроме телевизоров Samsung лауреатами «Народной марки» в разные годы становились и другие товары: в 2001 году награда была присуждена видеомагнитофону Samsung, а в 2000 году микроволновая печь Samsung стала вторым наряду с телевизором продуктом компании, получившим награду в конкурсе».[80]
Участие в различных выставках также может продвинуть компании на полосы изданий, в теле– и радиоэфир:
«Владимир Ресин наградил памятными дипломами руководителей компаний, работающих в рамках выставки „Столичная недвижимость“. Среди награжденных – руководители компаний „Дон-строй“, „Объединенная строительная компания“, „Декра“, „Жилстройиндустрия“, „Миэль-недвижимость“, „Строительная сберегательная касса“…»[81]
В своих целях можно использовать уже готовых «ньюсмейкеров». Если бы не принц Майкл Кентский, то неизвестно, была ли бы опубликована следующая заметка:
«Британская королевская семья и бизнес-круги Великобритании заинтересовались российской колбасой. Вчера принц Майкл Кентский изучил процесс колбасоварения на Черкизовском мясокомбинате, а заодно вручил предприятию Золотой сертификат Российско-британской торговой палаты (РБТП)…»[82]
Хорошим примером использования ньюсмейкеров является организация посещения винодельческого района Бордо для российского президента во время его официального визита во Францию в 2002-м году. Пожалуй, не осталось ни одного средства массовой информации, которое не сообщило бы название района, изготавливаемых там вин, а так же тех марок, которые были презентованы Путину.
Примеру французов последовали и болгары:
«…посол Болгарии в России Илиан Василев на днях устроил оригинальную презентацию четырех болгарских вин, которые поставят на стол Владимиру Путину во время его официального визита в Болгарию: „Блюридж Мерло“ 1999 года, „Траминэр“ из Балканской коллекции, Шардоне „Барик“ 2001 года и Каберне „Роял Резерв“ 1996 года…»[83]
Компания VDВ в качестве «продвигающего» ньюсмейкера выбрала поп-звезду:
«Знаменитая швейцарская часовая марка Van Der Bauwede (VDB) провела в „Крокус Сити Молл“ светскую вечеринку, на которой презентовала модель часов Snake. Часы уникальны тем, что существуют всего в трех экземплярах. Одни приобрела жена арабского шейха, вторые находятся в бутике „Космос золото“, а третьи подарены на вечеринке Алле Пугачевой владельцами компании „Космос Золото“ (эксклюзивного дистрибьютора VDB в России)».[84]
Другой пример использования «ньсмейкеров» – приглашение знаменитостей для участия в акции «Макдоналдса» (см. Иллюстрацию 3).
Интересно, что ньюсмейкерами могут быть и совсем неизвестные люди:
«Похоже, московская традиция зазывать на всевозможные презентации политиков, знаменитостей и высокопоставленных чиновников уходит в прошлое. На открытие суперкинотеатра Nescafe-Imax владельцы самого большого экрана в стране – высотой с семиэтажный дом – пригласили столичных школьников.
Вчера в «Рамстор-сити» на Правобережной улице, где открылся новый кинотеатр, было шумно как никогда. Более трехсот московских школьников оккупировали весь верхний этаж торгового центра…
– Этот проект трудно назвать коммерческим, потому что мы будем показывать документальные и образовательные фильмы, – рассказала «Известиям» гендиректор киноцентра Nescafe-Imax Оксана Зиновьева. – Цены на билеты будут невысокими – от 150 рублей утром до 400 вечером. По нашим подсчетам, за год мы будем продавать примерно миллион билетов…»[85]
В некоторых случаях компании создают ньюсмейкера-«однофамильца», который обеспечивает дополнительную «засветку» названия компании в средствах массовой информации. Один из распространенных приемов – «крещение» своим именем спортивных команд. У пивной компании «Эфес» есть одноименная баскетбольная команда. У «Норильского никеля» – одноименный минифубольный клуб. У «Итеры» – также минифутболная «Итера». И т.д.
Ньюсмейкером быть хорошо. Но не всегда. Ведь внимание прессы может как помочь, так и обратно – помешать. Нередко журналисты рассматривают негативные тенденции именно на примерах ньюсмейкеров:
«Основным ньюсмейкером на минувшей неделе выступил „Газпром“. Инвесторам были предложены новости на любой вкус: как благоприятные для компании, так и весьма настораживающие…»[86]
«Сбытовой кризис на Волжском заводе вынудил предприятия снижать цены…
Впервые о необходимости снижения цен на вазовские автомобили дилеры автозавода заговорили еще в июле, когда стало очевидно, что спрос начал падать. Именно тогда произошло первое снижение розничных цен. Однако руководство предприятия игнорировало ситуацию на рынке и даже попыталось отменить действующие скидки для оптовых покупателей. В ответ автоторговцы перестали приобретать машины…»[87]
Пожалуй, наиболее рисковая ситуация у ньюсмейкеров, имеющих одноименные спортивные команды. Если клуб проигрывает, значит, у него проблемы, он не лидер…
В целом можно отметить, что ньюсмейкерам легче, чем другим компаниям, распространять о себе новости позитивные и труднее умалчивать негативные.