Что такое оазис в древнем египте
Кто и для чего создавал оазисы: Самый древний, самый большой и другие малоизвестные факты об островах в пустыне
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему и как появлялись оазисы и когда люди начали их использовать
Пустыня – среда суровая по отношению и к людям, и к животным, что поставлены на службу человеческим интересам. Температура воздуха днем достигает отметки в 50 градусов по Цельсию и превышает ее, а отсутствие воды на многие километры вокруг делает любое путешествие через пески смертельно опасным предприятием. Поэтому роль оазисов переоценить невозможно – это шанс для путников и восстановить собственные силы, и напоить вьючных животных, которые чаще всего становились средством перемещения по пустыне. А еще – шанс укрепить свое политическое могущество, ведь тот, кто контролирует оазис, становится весьма влиятельной фигурой.
Пески Сахары, Аравийского полуострова, пустынь Азии, Северной и Южной Америки, раскаленные под палящим солнцем, не оставляли шанса никаким искусственным водоемам, да и полив растений в таких условиях – занятие крайне расточительное: вода слишком быстро испаряется или уходит в песчаный грунт. Но оазисам даже самых засушливых областей земного шара удавалось существовать на протяжении долгих веков, иногда даже тысячелетий – для некоторых из них угроза исчезновения возникла лишь сейчас, в XXI веке. Каким же образом природе удавалось сохранить эти островки прохлады и плодородия там, где это казалось настолько же невозможным, насколько необходимым?
Секрет оазиса – в неглубоком залегании подземных рек: вода подступает настолько близко к поверхности земли (иногда под воздействием собственного давления), что возникает водоем. Его сохранению часто способствует грунт из прочных горных пород, создающих водонепроницаемое дно. Птицы и животные, прибывающие к оазису на водопой, приносят на себе семена, которые, попав в относительно плодородную почву, прорастают – так образуется островок зелени. Оазисы поддерживаются и за счет редких дождей.
Следы слова «оазис» можно проследить до Древнего Египта, в современный язык оно попало из греческого через латынь – а потому нетрудно догадаться, что эти зеленые островки в пустыне представляли особенный интерес для человечества уже много столетий назад. Более того – есть свидетельства того, что оазисы были обитаемы в доисторическую эпоху – об этом говорят найденные в них наскальные рисунки, но, разумеется, термин, которым именовали оазисы тогда, не сохранился. И в первобытные времена, и потом при водоемах в пустыне возникали поселения, а кроме того, эти районы становились важнейшими составляющими караванных маршрутов.
Как использовались оазисы: Сахара
Поскольку традиционный способ полива – даже при наличии рядом водоема – приводил бы к несоразмерно большим расходам воды при небольшой площади насаждений, в пустынях применялся другой метод: для пальм и других садовых деревьев выкапывали ямы, не доходящие до уровня подземных вод около метра. Почва оказывалась увлажненной «снизу», а корни, достигшие определенной длины, имели неограниченный доступ к воде.
Транссахарская торговля в Средние века впечатляет своими масштабами: один караван в среднем состоял из тысячи верблюдов, а часто и больше. Контроль над оазисами означал и контроль над торговыми путями, а потому неудивительно, что поселения при оазисах нередко становились ареной военных конфликтов. В XVI веке в результате войн, охвативших северную часть африканского континента, а также с наступлением эпохи Великих географических открытий караванная торговля в Сахаре пришла в упадок, но окончательно не остановилась.
Оазисы других пустынь, уникальные своим ландшафтом и историей
Сахара стала не единственной пустыней, освоенной человеком еще в незапамятные времена благодаря оазисам. В Библии упомянут город-оазис Эйн-Геди, расположенный в Иудейской пустыне и знаменитый своими благовониями, виноградниками, финиками и инжиром. История этого населенного пункта теряется еще в VII веке до н.э., а на протяжении своей истории он подвергался то разрушению, то восстановлению, пока в VI веке не был окончательно уничтожен арабскими завоевателями. Сейчас на этом месте организован заповедник и национальный парк.
Другой нынешний заповедник, Азрак, существует к востоку от Аммана, столицы Иордании. Он выглядит не совсем типично для оазиса. Он отличается не пальмами, а скорее болотистой местностью, больше напоминающей ландшафты умеренных широт. Как и другие древние оазисы, Азрак является и местом культурного паломничества – здесь находятся развалины крепости, впервые возведенной еще римлянами.
Единственный в ОАЭ крупный город, расположенный вдали от морского побережья, Аль-Айн, опять-таки находится в районе оазиса. В Аль-Айне можно увидеть одну из древнейших на полуострове мечетей, точнее, ее развалины: их возраст насчитывает более тысячи лет. А самый крупный оазис в мире – Аль-Ахса находится в Саудовской Аравии, здесь можно увидеть 280 источников и два с половиной миллиона деревьев.
Изучение прошлого народов, живущих в пустыне, дает удивительные сведения. Например, установлено, что для повышения урожайности оазиса в пустыне Атакама (на территории нынешнего Чили) местные племена специально собирали и перевозили более чем на сто километров помет прибрежных морских птиц. Происходило это еще в первом тысячелетии, до прихода в эти земли инков и тем более европейцев.
Территория Лас-Вегаса, столицы казино и развлечений, еще в позапрошлом веке представляла собой лишь небольшой оазис, окруженный безмолвной пустыней В первой половине XIX столетия торговый караван, направлявшийся из Лос-Анджелеса в Техас, сбился с пути и остановился в песках. На поиски воды были отправлены гонцы, которые и обнаружили этот оазис. Место получило название «Лас-Вегас», что в переводе с испанского означает «плодородные долины».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое оазис в древнем египте
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Путеводитель по оазисам Египта
Ливийская пустыня, или как ее еще называют «Западная», располагается на территории сразу нескольких государств: Ливии, Судана и Египта. Причем большая ее часть находится не на ливийской территории, как это можно было бы подумать, а на египетской. Эта часть Сахары считается одним из самых засушливых мест на Земле. Так на Джебель Увейнат и Гильф Кебир выпадает несколько мм осадков в год и здесь десятилетиями может не выпадать осадков вообще. Но, не смотря на все суровые условия окружающей среды, люди населяли эти места с древнейших времен. И населяют их и поныне. Вся жизнь, так или иначе, привязана к воде, а точнее к ее выходам на поверхность. Почти все источники воды располагаются в понижениях рельефа. Именно в них располагаются оазисы пустыни, поскольку без воды ни одно поселение существовать не может.
Исторически, оазисы, в силу своей изолированности от окружающего мира, живут и развиваются «по-своему», отлично от общей «линии партии» той страны на территории, которой они находятся. Не исключение и оазисы Ливийской пустыни. Только с конца 60-х годов, когда центральное правительство Египта (не без поддержки СССР) начало прокладывать асфальтовые дороги в пустыне, начался процесс унификации и «стирания границ». Культурно-этнических и, конечно же, экономических. И если стирание экономических границ и привнесение медицины, образования и иных благ цивилизации не может не радовать, то стирание границ культурных вызывает беспокойство. Та самая уникальность, самобытность, которая была создана природой, за счет тысячелетней изоляции, исчезает у нас на глазах. Да, конечно же, и египетские и персидские и даже римские правители не раз за последние несколько тысяч лет уже уничтожали эти самые границы, но теперь уже этот процесс идет «наверняка». Железная поступь индустриализации современного Египта (проект «Новая долина» и др.), на фоне общей глобализации и проникновения ее всюду, вряд ли оставит шанс этим маленьким затерянным клочкам земли сохранить «свое лицо».
Но не будем о грустном. Во-первых, за последние полтора десятка лет практически все оазисы стали общедоступны (для посещения не нужно никаких пермитов, спецразрешений и проч.). Отчасти это связано с общей демилитаризацией, а отчасти с развитием туризма. Во-вторых, оказалось, что туризм тоже приносит деньги и не малые, и чем более самобытно и этнически привлекательно место, тем больше оно зарабатывает на туризме. Это кое-где уже стало спасительной палочкой той самой культурной уникальности, например в оазисе Сива. В общем, тенденции очень даже положительны. По крайне мере, при правлении президента Хосни Мубарака, они именно такие.
Если брать по-крупному, то оазисов в Западной пустыне на территории Египта всего 6: Сива, Бахария, Фарафра, Дахла, Харга и Фаюм. Причем, последний можно отнести к оазисам очень условно. Фактически это часть долины Нила (собственно в египетских народных приданиях Фаюм и значится как «почка на ветви Нила»). Да и почти 3 млн. человек, которые здесь проживают, делают его больше похожим на большой город, нежели на оазис в пустыне.
Есть 2 основных варианта: либо на общественном транспорте (автобусы и маршрутки), либо на арендованной машине. В принципе, все оазисы и их достопримечательности можно легко осмотреть, путешествуя на автобусах. Выйдет дешево и довольно комфортно. Причем осмотр Сивы и осмотр Большого оазисного кольца будут двумя разными поездками, объединить их, используя общественный транспорт, не удастся.
Что касается маршруток курсирующих между оазисами, то выверенного расписания их движения нет, и ходят они по мере заполнения. Причем на некоторых направлениях их довольно много (из Харги, к примеру), а на некоторых может и не быть вовсе целыми днями (в Фарафре). Стоимость проезда обычно сопоставима со стоимостью цены на автобус, а иногда и ниже, особенно если торговаться (в автобусах торговаться не принято, цены государственные, выбитые на билетах).
В путешествии по оазисам Ливийской пустыни на арендованной полноприводной машине, помимо общеизвестных, есть несколько специфических плюсов. Во-первых, можно в одной поездке посмотреть сразу и Сиву и Большое кольцо (дорога между Сивой и Бахарией проходима только для джипов). Во-вторых, путешествие на полноприводном авто позволит в полной мере заглянуть в укромные уголки пустыни, не говоря уж о посещении таких обязательных к осмотру места как Белая и Черная пустыни. В-третьих, позволит уйти от сверхназойливости гидов Бахарии с одной стороны и опеки «службистов» Харги с другой.
Хайлайтов вроде Луксора, монастыря Святой Екатерины и т.п. не ждите, здесь этого нет. Первейшей достопримечательностью оазисов являются они сами. Ради того чтобы посмотреть, как же жили люди в пустыне 500 лет назад, и стоит сюда ехать. Достопримечательности как таковые вторичны. Но все же нельзя не упомянуть следующие места, обязательные к посещению:
Это то, что нельзя пропускать, путешествуя по Большому кольцу. В Сиве же нужно смотреть решительно все, там неинтересных мест практически нет.
Иные моменты (питание, проживание, связь)
*Точнее в «столицах» оазисов, в городках: Бахария, Фарафра, Эль-Каср, Мут и Харга. В многочисленных деревнях и второстепенных населенных пунктах никаких хостелей обычно нет, как впрочем и другой путешественнической инфраструктуры.
С питанием все также как и в среднем по Египту. Есть уличные «едальни», где питаются местные жители, есть чайные (в них же курят шишу) и есть магазины. Ресторанчики и прочие цивильные заведения есть лишь в паре мест, и чаще всего они приурочены к дорогим отелям. Еда довольно однообразна, и не сказать чтобы очень вкусна, но «жить можно». Нескольких долларов в день вполне хватит на пропитание. В дорогу из одного оазиса до другого крайне рекомендуется брать с собой легкий перекус, а также минимум 1 л. питья, а то в случае поломки транспортного средства можно попасть в крайне неприятное положение…до ближайшего ларька с водой может оказаться 150 и более километров.
Наличность, и еще раз наличность! Такое достижение глобализации как банкомат есть лишь в Сиве, Харге и Дахле, но присутствие банкомата там вовсе не означает что в нем есть деньги))). В Фарафре же и Бахарии банкоматов нет вовсе. Банки есть во всех оазисах, но время их работы очень не продолжительно, а учитывая что де факто в Египте всего 4 рабочих дня (пятница – выходной), то делайте выводы…
Но денег много не нужно, даже если вы сибарит и любите комфорт, больше чем пару-тройку сотен американских рублей за недельный трип по Большому кольцу потратить будет сложно. Если же вы путешествуете автостопом, то можно обойтись и двадцаткой.
Вопрос, какую иностранную валюту брать с собой в Египет не имеет особого смысла, сейчас равнозначно принимают и доллары и евро во всех банках и обменниках, не отдавая какого-либо предпочтения одной из этих валют.
Для осмотра Сивы стоит заложить минимум 2 полных дня, не меньше. Это без дороги. На нее еще один день надо накинуть. На совершения путешествия по Большому оазисному кольцу из Каира в Каир требуется минимум 4 полных дня, но если в спокойном режиме и с ночевкой в Белой пустыне, то стоит ориентироваться на 5,5-6 дней, не меньше. Таким образом, для посещения всех основных оазисов Ливийской пустыни на территории Египта уйдет от 7 до 9-10 дней. Если перемещаться на арендованной машине, то примерно те же сроки, может даже чуть меньше.
Если говорить о тех местах где хочется задержатся, то это наверное будут:
1) оазис Сива (можно провести и неделю…)
2) городок Мут (оазис Дахла)
Самые красивые оазисы Египта
На большей территории Египта расположены бескрайние пустыни. Несмотря на это, среди пустынных просторов сохранились удивительные уголки жизни – оазисы. Они выглядят по-разному, но каждый из них завораживает своей необыкновенной красотой. Жители этих спокойных уголков сумели сохранить не только внешний вид оазисов, но и сохранить свою культуру и традиции. Население оазисов проживает в глиняных собственноручно сделанных домиках. Несмотря на то, что оазисы расположены в периферии Египта, в них хранится большое количество исторических ценностей.
Известные оазисы Египта
Оазис Эль-Файюм, окруженный Ливийской пустыней, насчитывает около 227 300 жителей. Его территория растянулась на 1800 км и находится на 43 метра ниже уровня моря. Из-за высокого плодородия почвы, Эль-Файюм действительно является житницей всей страны.
Оазис Файюм Египта
Оазис Бахария завораживает своей фауной, ландшафтами гор и бархан. На территории данного оазиса находятся несколько деревень, расположенных среди пальмовых зарослей. В 1969 году к оазису проложили асфальтированную дорогу от Каира. До этого времени он был изолирован.
Оазис Фарафра расположен в 185 км от Бахарии и занимает лишь маленькую часть Ливийской пустыни. В древнее время его называли «Земля Коровы». Каждый уголок оазиса, его культура и традиции сохранились еще с тех времен.
Гранд оазис Египет, Фарафра
Оазис Харга является самым южным и расположен в Западной пустыне. Это очень важный транспортный узел. В настоящее время из Харги отправляются автобусы до Каира и Луксора. Также оазис Харга знаменит своими горячими родниками, температура которых достигает 42 градусов.
Египет оазис Харга, храм Хибисри
Расстояние от крупных курортов Египта до оазисов
Существует немалое количество в Египте отелей оазисы, возле которых расположены относительно близко. Туристам Шарм-эль-Шейха предлагается путешествие до оазиса Сафари. Время экскурсии займет около двух с половиной часов. Предлагается прокатится по пустыне на квадроциклах, а также посетить две бедуинские стоянки и посмотреть на их жизнь изнутри.
Отдыхающие в Хургаде могут посетить вышеописанный оазис Эль-Файюм. Расстояние довольно большое и составляет 450 км. Также до него можно добраться из Каира на электричке. От столицы до оазиса нужно преодолеть 100 км. Также из Каира несколько раз в день отправляется автобус до оазиса Бахария, путь составляет около 350 км. До оазиса Харга можно добраться на автобусах из Каира и Луксора.
Не стоит пугаться длинных маршрутов, так как практически все экскурсии подразумевают посещение нескольких известных мест и время на отдых. Занимают они порядка двух дней. Посетив Египет, хочется увидеть все его красоты. Тем более, если находиться там впервые.
Какие тайны хранит Файюмский оазис: лабиринт для крокодилов, портреты на саркофагах мумий и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Меридово озеро – творение человеческих рук?
На загадки оазис Эль-Файюм куда более щедр, чем на материальные подкрепления теорий и версий. Это удивительное место, где посреди пустыни шумят водопады и плодоносят сады, когда-то считалось одним из чудес света. Можно было бы бесконечно фантазировать на тему того, как жили тут древние египтяне, что окружало их дома и какими традициями была наполнена жизнь четыре тысячелетия тому назад; в истории оазиса вопросов остается больше, чем ответов.
Эль-Файюм расположен в нескольких десятках километров к юго-западу от Каира. Нил тоже течет недалеко – на востоке от этого зеленого острова. Великую реку и файюмские земли, точнее, озеро Карун, соединяет канал. Озеро соленое и небольшое – во всяком случае, когда-то его площадь превышала нынешнюю как минимум в шесть раз, а само оно было пресным водоемом и играло важнейшую роль в жизни египтян.
Геродот утверждал – это огромное озеро создано фараонами. Эта легенда была в ходу долго, тем более что размах и объем работ по ирригации и водоотведению действительно поражал воображение. Чтобы застраховать себя от капризов Нила, который то разливался чересчур широко и вызывал наводнения, то, наоборот, оставлял нетронутыми пашни, египтяне создали канал между рекой и расположенным на территории оазиса озером. Точнее, воспользовались тем естественным водотоком, что существовал с древнейших времен – углубив и расширив его. Впервые озеро упоминается в древнеегипетских источниках около 3000 года до н.э., канал же был сооружен не позднее XXIV в. до н.э.
Канал и озеро обеспечивали водоотвод от западного побережья Нила, а еще были постоянным источником пресной воды – относительная редкость для оазисов, которые, как правило, питаются из подземных рек. Канал, который позже получил название «канал Юсуф», был снабжен несколькими дамбами, представляя собой внушительное гидротехническое сооружение. На протяжении истории Древнего Египта этот водный путь неоднократно восстанавливали, и уровень работ вполне мог создать у греческих историков впечатление, что фараонам оказалось под силу соорудить и Меридово озеро – выкопать гигантский котлован и направить в него воды Нила.
Название озера связывали с его мифическим создателем, неким царем по имени Мерис, существование которого не подтверждается. Зато слово имеет отношение к древнеегипетскому «мер-ур», то есть «великая вода». Кстати, против версии об искусственном происхождении этого огромного водоема говорят находки, сделанные уже в новое время археологами: Меридово озеро сохранило останки доисторических животных, вымерших миллионы лет назад. Одно бесспорно – огромный оазис был когда-то одним из важнейших центров древнеегипетского государства, а потому на его территории не только собирали урожаи, но и строили дворцы, храмы и другие культовые сооружения, расположение и внешний вид которых с переменным успехом пытались потом воспроизводить египтологи.
Что произошло с пирамидами и лабиринтом Крокодилополя?
Геродот, а за ним и Диодор Сицилийский подробно отражают в своих записях увиденное в Файюмском оазисе: согласно этим историкам, над водой возвышались величественные пирамиды, а рядом с ними красовались огромные статуи фараонов. Ничего подобного сейчас увидеть нельзя – только развалины на берегу озера. Если пирамиды существовали, то действительно могли стать усыпальницей представителей царской династии – в таком случае, их следы еще, быть может, предстоит обнаружить.
Еще интереснее были сообщения о лабиринте, самом древнем – если он действительно существовал. Это полумифическое сооружение, по Геродоту, было возведено для служения Себеку, богу-крокодилу. Недаром один из городов, выросших когда-то на берегу Меридова озера, получил у греков название Крокодилополь – там поклонялись животному, с которым, как с символическим «хозяином» Нила, связывалось благополучие всего Египта; крокодилы представлялись олицетворением могущества этой реки.
Если и существовало когда-то это сооружение, состоящее из трех тысяч комнат, как рассказывали античные путешественники, то позже лабиринт оказался полностью разрушен – вероятнее всего, еще до наступления новой эры. Оазис Эль-Файюм, как уже было сказано, оставляет довольно много пространства воображению – уровень его изученности остается довольно невысоким. Зато начиная с XIX века здесь стали находить особенные артефакты из прошлого – феномен, получивший имя этого оазиса и сам его прославивший.
Файюмские портреты
Портреты, которыми египтяне накрывали мумифицированные останки своих близких, получили название файюмских, несмотря на то, что этим регионом не ограничивается их распространение – похожие картины находили и в других местах, включая Саккару и Фивы. Всего найдено около 900 таких произведений – изображений умерших анфас, при этом лицо оказывается слегка повернутым. Портреты была заменой традиционной маске, которую надевали на голову мумии. Файюмские портреты начали создавать с I века нашей эры, а к III веку эта техника начала уходить в прошлое и вскоре забылась.
Значительное количество портретов было обнаружено в некрополе Хавара, расположенном неподалеку от Эль-Файюма. Египтолог, с чьим именем связывают находку этих изображений – Уильям Флиндерс Питри, знаменитый тем, что нашел стелу Мернептаха с первым в истории упоминанием Израиля. Поскольку картины Древней Греции и Древнего Рима оказались практически полностью утраченными, файюмские портреты стали не только прекрасными образцами искусства античных времен, но и визуальным отображением традиций, и моды того времени.
По-видимому, то была привилегия богатых – снарядить близкого в загробный мир таким образом: из всех мумий, найденных Питри в оазисе и неподалеку, лишь 1-2 процента снабжены портретами. Изображенные на картинах люди имеют выраженное сходство с эллинами, это неудивительно – к тому времени, как в Файюме начали создавать такие портреты, оазис уже был популярен у приезжих – греческого и римского происхождения.
Портреты отлично сохранились, что объясняется сухим климатом Египта и техникой их изготовления. Для написания картины использовалась энкаустика – особая техника, при которой мазки разной плотности наносились расплавленными красками. Художники использовали сусальное золото – тончайшими листами украшали фон или элементы одежды и прически. Файюмские портреты изготавливали на деревянном основании, в том числе и на привезенных из-за моря древесине дуба, сосны, ели и кипариса. Начиная со II века стали использовать темперу – краску, в состав которой входил желток куриного яйца.
Порой удавалось обнаружить захоронения сразу нескольких членов одной семьи, как, например, в «гробнице Алины», женщины, погребенной вместе с мужем и дочерьми в некрополе Хавара. При этом часть мумий была «украшена» портретами, часть – традиционными погребальными масками.
Но несмотря на возможность взглянуть в глаза тем, кто застал совершенно другой исторический период и при жизни видел вокруг себя совершенно другой Египет, информации об истории Файюмского оазиса эти портреты не несут.
А вот что означали тысячи мумий крокодилов: Город гадов Крокодилополь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: