Что такое объект безопасности
newinspire
Понятие, принципы обеспечения, объекты и виды безопасности
Понятие безопасности
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 «О безопасности» безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
При этом жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Безопасность обеспечивается и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Объекты безопасности
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Виды безопасности
Так, Конституция РФ содержит правовые основания для выделения общественной безопасности и государственной безопасности.
Многие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ называют и регулируют правовые основания, условия и порядок государственной организации обеспечения различных видов безопасности: промышленная безопасность, безопасность гидротехнических сооружений, пожарная безопасность, безопасность дорожного движения, экономическая безопасность и многие другие виды безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности — национальную безопасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами которой являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процессы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государственного управления в широком и узком, собственно организационном смысле.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Согласно этой Концепции, национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Статья 2. Основные понятия
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 2. Основные понятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 12 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 13 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 15 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 19 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 27 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 35 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 36 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 40 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в пункт 44 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Охрана труда
Объектами безопасности выступают объекты различного пространственно-географического масштаба: межпланетное пространство, планета, материк, регион в планетарном пространстве (например, азиатско-тихоокеанский), страна, регион в рамках государства (например, дальневосточный), район, местность.
Объектами безопасности являются различные социальные системы: индивид, семья, группа, профессиональный коллектив, население региона, народ, нация, человечество. Соответственно выделяют несколько иерархических уровней безопасности.
Понятийный состав категории «безопасность»
Кроме того, объектами безопасности являются объекты производственной сферы: транснациональные корпорации, отрасли, производственные объединения, предприятия, цеха, технологии, продукция.
Угрозой называют опасность на стадии перехода из возможности в реальность.
Иерархические уровни безопасности
Континенты, группы стран, международные объединения, союзы
Общество, социальная группа
Опасности угрожают целостности какой-либо системы, самому ее существованию, а в случае социальных систем, к числу которых относится личность как устойчивая совокупность социально значимых черт, общество и государство, их потребностям, ценностям и интересам. При этом потребностью называют состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития.
Для обеспечения безопасности человека наиболее важными являются потребность в пище, одежде, жилище, особи другого пола. Именно удовлетворение данных потребностей становится условием выживания человека как биологического существа. Кроме того, у человека имеются социальные потребности (в общении, самовыражении, самоутверждении), удовлетворить которые он может только в группе других людей. Удовлетворение этих потребностей становится условием сохранения психического здоровья индивида.
В ряде случаев опасности направлены именно на разрушение системы национальных ценностей. Так, задачей американизации и коммерциализации отечественной культуры является насаждение потребительской системы ценностей, чуждой российскому народу. Конечной целью этого процесса должно стать уничтожение национальной идентичности и самосознания россиян.
Безопасность и жизнедеятельность
В. В. Сапронов определяет жизнедеятельность как процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.
Поскольку жизнедеятельность людей осуществляется в различных сферах, выделяют несколько видов (или сфер) безопасности.
Можно сказать, что безопасность является конечной целью жизнедеятельности. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, часто становится источником опасностей.
Среде, преобразованной жизнедеятельностью, свойственны различные опасности. В частности, при решении проблем безопасности в настоящее время необходимо учитывать угрозы, возникающие в техносфере.
Результаты жизнедеятельности по изменению социальных условий привели к изменению состава угроз личности и обществу, изменению форм естественной конкуренции между сообществами. Постоянная конкуренция между народами и государствами ведётся информационными, экономическими, политическими, в последнее время и террористическими средствами.
ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1
от 5 марта 1992 года
(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Раздел I . Общие положения
Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Статья 3. Угроза безопасности
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Статья 4. Обеспечение безопасности
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Международное публичное право
Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
В понятие «безопасность» вкладывалось различное содержание. Этим, видимо, вызвано утверждение некоторых ученых о невозможности дать ему четкое определение.
Значительное внимание праву государства на безопасность уделено в международно-правовых актах, например в ст. 2 и 51 Устава ООН.
Существуют различные определения понятия «безопасность». Согласно утратившему ныне силу Закону РФ «О безопасности» 1992 г. безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако интересы подлежат удовлетворению. Требуют обеспечения безопасности не интересы сами по себе, а объект безопасности (угрожаемый объект). Отметим, что эти теоретические положения справедливо не вошли в Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Видимо, авторы учли старую юридическую догму: omnis definitio in lege periculosa.
В общем виде под безопасностью следует понимать двоякое положение дел: отсутствие угроз объекту безопасности и (или) наличие уполномоченных систем противодействия им. Таким образом, понятие безопасности включает в себя объект безопасности, угрозы безопасности, субъект обеспечения безопасности и системы безопасности, а также нормативно-правовую основу функционирования последних.
Среди социальных объектов безопасности значительное внимание уделяется государству, научные и практические вопросы обеспечения безопасности которого связаны с такими понятиями, как «национальная безопасность», «государственная безопасность» и «безопасность государства».
При обозначении государства в качестве объекта безопасности наиболее адекватным является использование понятия «безопасность государства», так как в отличие от понятий «национальная безопасность» и «государственная безопасность» оно непосредственно называет сам объект. Вместе с тем исторически сложившееся понимание безопасности государства как его защищенности главным образом от военных угроз в настоящее время требует переосмысления.
Определяя понятие «безопасность государства», необходимо опираться на понимание безопасности как отсутствие угроз объекту безопасности в целом и (или) наличие систем противодействия этим угрозам.
Понятие «безопасность мирового сообщества» следует рассматривать наряду с понятиями «международная безопасность», «безопасность международного сообщества». В литературе международная безопасность определяется как безопасность отношений между государствами, в основном от военных угроз.
Наряду с понятием «международная безопасность» существует и понятие «безопасность международного сообщества», связанное с образованием ООН. В настоящее время это понятие упоминается более чем в 50 международно-правовых документах в контексте приверженности правам человека, содействия формированию и функционированию международного права, в том числе как залог мира, безопасности и сотрудничества. Нередко в международно-правовой доктрине международное сообщество рассматривается как мировое сообщество либо понимается как совокупность всех государств Земли или большинства из них.
На наш взгляд, под международным сообществом необходимо понимать действительно группу государств, но не простую их совокупность как существующих на данный период времени. Обязательным признаком международного сообщества должно быть наличие оформленных, в том числе правовых, связей между данными государствами.
То есть, по сути, международное сообщество представляет собой международную межправительственную организацию (ММПО). Это подтверждается тем, что многие ММПО, согласно своим учредительным документам, именуются международными сообществами.
В период расширения и диверсификации международных связей и появления (понимания) единства мирового сообщества международное сообщество необходимо рассматривать как один из важнейших элементов мирового сообщества.
Термин «мировое сообщество» упоминается во многих международных правовых актах. Например, в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., в Договоре между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия. Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г., в Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики по основным международным вопросам 2008 г. и др. Термин «мировое сообщество» можно встретить более чем в 50 нормативных правовых актах Российской Федерации, из которых наиболее важным является Конституция РФ.
Несмотря на сравнительно частое употребление термина «мировое сообщество» в правовых актах, в научных трудах он пока достаточно не идентифицирован, хотя в отличие от понятий «международная безопасность» и «безопасность международного сообщества» он может быть определен более точно.
Мировое сообщество в наиболее общем виде — это человечество и среда его обитания. Однако для определения мирового сообщества как объекта безопасности необходимо, как и в случае с государством, указать на его составляющие — элементы мирового сообщества. Такими элементами являются государства и институты глобального гражданского общества. Что собой представляют государства, мы определили выше.
Глобальное гражданское общество, согласно классификации, выработанной Группой видных деятелей для анализа взаимоотношений ООН с гражданским обществом (создана в 2002 г. Генеральным секретарем ООН) включает следующие элементы: А. Государственные акторы: парламенты, ассоциации парламентариев и местные власти. Б. Сектор частного бизнеса: 1) частный сектор: фирмы, транснациональные корпорации; 2) бизнес-федерации: промышленные федерации, промышленные лобби, которые представляют несколько фирм, торговые палаты; 3) фонды; 4) СМИ и федерации, представляющие их. В. «Гражданское общество», представляющее собой ассоциации граждан вне рамок их семейных, дружественных и деловых отношений, добровольно создаваемые для продвижения своих интересов, кроме коммерческой и управленческой (государственной) деятельности. В него включены: 1) массовые организации, имеющие членство и представляющие интересы отдельных групп населения; 2) профессиональные организации: профсоюзы и их международные зонтичные федерации, профессиональные ассоциации и союзы; кооперативы производителей; 3) организации, основанные на вере, в том числе международные религиозные объединения, межрелигиозные организации; 4) академические организации: сообщества ученых, исследователей, интеллектуалов и других академических кругов; 5) общественно полезные НПО, включая их международные сети; 6) социальные движения и сеть компаний. Г. Глобальное общественное мнение.
Таковы элементы мирового сообщества как объекта безопасности.
Мировое сообщество обладает сущностной характеристикой, на разрушение которой направлены угрозы. Его сущность выражается в целостности и единстве многообразия отношений как в рамках самих элементов мирового сообщества, так и между ними. В идеале элементы мирового сообщества должны достичь внутренне и между собой такой степени интегрированности, которая позволит разрешать конфликтные ситуации только мирными способами в соответствии с международным правом.
Современные угрозы безопасности государства и мирового сообщества делятся на внутренние и внешние.
Внутренние и внешние угрозы безопасности государства зафиксированы в политических и правовых документах на национальном и международном уровнях. При этом наиболее опасные угрозы безопасности государства одновременно выступают внутренними угрозами безопасности мирового сообщества.
Основным документом оперативной фиксации угроз и вызовов безопасности государства в Российской Федерации является ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Кроме того, угрозы и вызовы безопасности государства в стратегическом аспекте фиксируются и оцениваются в стратегиях, концепциях и доктринах: в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., в Военной доктрине РФ 2010 г., в Государственной стратегии экономической безопасности РФ 1996 г., Доктрине информационной безопасности РФ 2000 г., в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., в Основах пограничной политики 1996 г., в Концепции внешней политики РФ 2008 г. О существующих угрозах и вызовах безопасности государства можно судить также и по его законодательству. В данном случае можно упомянуть, к примеру, федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии коррупции» и др. Однако законы не столько фиксируют угрозы и вызовы безопасности государства, сколько являются нормативными правовыми актами, которыми наряду с политико-правовыми актами руководствуются субъекты обеспечения безопасности.
Внешние угрозы безопасности государства и мирового сообщества формируются в окружающей среде в ближнем и дальнем космосе, исходят из недр Земли.
Природные угрозы приносят мировому сообществу значительный ущерб и поэтому напрямую связаны с вопросами обеспечения безопасности. На это обращено внимание во многих международных соглашениях, например в Соглашении между правительствами государств — членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций 2005 г. В ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается, что противодействие природным угрозам требует участия многих элементов мирового сообщества.
Наиболее точно отражающим содержание природной угрозы является понятие «опасное природное явление», раскрытое в ст. 1 Конвенции Тампере о предоставлении телекоммуникационных ресурсов для смягчения последствий бедствий и осуществления операций но оказанию помощи 1998 г.
Мировое сообщество в лице таких элементов, как государства и международные сообщества, по наиболее масштабным и опасным природным угрозам одобрило отдельные международные документы: Хиогскую декларацию 2005 г., Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и(или) опустынивание, особенно в Африке, 1994 г., Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в области изучения землетрясений и прогнозирования сейсмической опасности 1993 г., Международную конвенцию о взаимной защите от лихорадки денге 1934 г.. Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом 2001 г. и др. Опасные природные явления представляют собой реальную угрозу, поэтому продолжается процесс международно-правовой регламентации общественных отношений в указанной сфере. Так, на стадии подготовки находятся такие международные соглашения, как Хартия по защите прав человека в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Конвенция о скоординированной помощи в случае чрезвычайных ситуаций различного характера. Кроме того, подписываются двусторонние международные соглашения приграничных государств.
В качестве космической угрозы безопасности мирового сообщества рассматривается враждебно настроенный внеземной разум.