Что такое объект и предмет научного познания

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

Уровни научного познания

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Объект и предмет исследования и различие между ними

Наиболее значимыми элементами исследовательской работы считаются объект и предмет изучения. На сегодняшний день принято множество различных аспектов для формулировки данных понятий.

Обобщенные понятия объекта и предмета исследования

В толковом словаре В. Даля понятие объекта и предмета определяется следующим образом:

«Объект, содержание, личность. Объективные особенности, которые доступны для наблюдения зрителям; субъективные – ощущаются самими предметом». «Предмет – все, что можно ощутить». «Предмет сочинения – основа, смысл его».

С. И. Ожегов, в свою очередь, дает немного другое определение:

Н. Е. Яценко, определил для этих терминов другое понятие:

Если подводить логическую черту, можно дать основные определения этим понятиям, на основе всего вышесказанного. Так предмет и объект исследования – это:

Объект – это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект также понимается как часть научного познания, которую исследователь изучает.

Предмет исследования – это часть вопроса, анализируя который, происходит познание целостности объекта, отделяя его основные, более значимые особенности.

Объекты изучения бывают:

Их независимость определяется в абсолютной отрешенности от факта познания их людьми. Также разделяют реальные и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно считать все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую деятельность, культуру определенного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, то, что не является частью культуры, события, не обладающие точными, конкретизированными понятиями. Такие события не показывают природу существующей реальности, они определяют ее возможные очертания, вероятность которых предполагается на основе накопленных знаний и культуры. На фоне этого формируется и мир виртуальных объектов, которому принадлежит то, что составляет духовную культуру человека.

Приведенная выше формулировка предмета исследования четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Отмечается, что некоторые научные дисциплины, занимаются исследованием отдельных элементов анализируемых объектов.

Предмет исследования всегда должен соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект исследования и предмет исследования можно сравнивать как нечто общее и нечто частное в рамках научных категорий. Стоит также учитывать, что оба этих объекта, также как их цели и задачи, находятся в зависимости от темы и плана исследования.

Различия между предметом и объектом изучения

Разделение предмета и объекта исследования – гносеологическая проблема. Она образуется там, где больше не работает методологический запрос на применение строго конкретизированных понятий, а также там, где объект науки, с которым связана выполняемая работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в ходе изучения гносеологической сферы. Изучая мир объективного или какие-либо его аспекты, личность формирует независимые понятия об окружающей его действительности. Каждый последующий исследователь, прежде, чем приступить к анализу, должен проработать уже сформированную в обществе совокупность познаний, представляющую этот объект. В таком случае совместность познаний будет являться предметом исследования.

Определяя схожести и различия между отдельными объектами реального мира, личность отделяет несоответствующие объекты, обозначает их как предметы и возможные предметы для своей работы и анализа. В таком ключе предметы также будут являться объективной действительностью, так как их существование независимо от деятельности человека.

От личности может зависеть только непосредственное действие разделения объекта. Однако, как только человек обозначил объект, он становится для него предметом исследования. Это характерная человеческая черта – переводить объект в предмет своей работы или исследования. Вычлененные из объективной действительности отдельные объекты, переформируются в предметы деятельности, и каждый из таких объектов может преобразоваться в предмет какой-либо специальной науки, при подходящих обстоятельствах.

Предмет и объект научного исследования может быть основным и второстепенным. Так, объект считается основным, а предмет, в свою очередь, второстепенным. При этом в предмете изучения выделяется отчетливое качество объекта исследования. Некоторые научные деятели вовсе не разграничивают эти понятия и уравнивают их между собой.

Бывает, что оба понятия формируются практически равноправно, однако, такой подход нельзя считать в полной мере корректным. Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку, к которой обращать в процессе всей научной работы.

Источник

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Субъект, объект и предмет научного познания

Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания

Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания

Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания

Субъект научного познания

Субъект – активно действующие лицо. Кто является субъектом научно исследовательской деятельности. Существуют различные понимания истолкования субъекта познания. Подход выделяющий субъекта в трудах И. Канта (1724-1804) трансцендентальный субъект. Понятие вводиться для решения какой либо проблемы.

Эмпирический субъект. Каждый из нас эмпирический субъект. Эмпирический субъект наделён уникальными неповторимыми свойствами. возникают проблемы согласования результатов познания полученных различными эмпирическими субъектами. Эта проблема известна как проблема интерсубъективности, или как достижения определённых результатов познания. Каждый из нас частичный и деформированный субъект познания. Чтобы решить проблему интерсубъективности, Кант вводит понятие трансцендентального субъекта. Трансцендентальный субъект – некий инвариант эмпирического субъекта.

Глубинное, повторяющиеся в каждом субъекте. Повторяется чувственность, рассудок, разум.

Настоящим, истинным субъектом познания (научного познания), является не эмпирический, а трансцендентальный субъект, поскольку он в нас присутствует, мы можем достичь интерсубъективности – трансценденталистский подход; субъективно трансценталиский. Подход Гегеля (1770 – 1831) кто не является субъектом познания у Гегеля. Истинным субъектом познания является мировой разум, объективный дух. Каждый из нас это средство или орудие мирового разума. Каждый эмпирический субъект используется мировым разумом для достижения главной цели – задачи самопознания. В Гегелевском подходе задача достижения интерсубъективности результатов познавательной деятельности или достижения объективного истинного знания, решается с помощью отсылки к идее мирового разума который соединяет всех эмпирических субъектов в единую целостную систему. В современной философии науки проблеме субъекта научно-исследовательской деятельности уделяется особое внимание, при этом субъект понимается дифференцировано системно. Считается, что субъектом научно-исследовательской деятельности являются различные научные коллективы, а также научные сообщества в целом. Проблема достижения интерсубъективных результатов решается путём обращения к идее научных коммуникаций, а также с помощью понятия научный консенсус – согласие. Согласие научного сообщества по тому или иному вопросу. Например: что является научным, что признать чистым, достойным внимания эксперимента. Значение научного консенсуса определяется тем обстоятельством, что как правило научное сообщество действует в условиях недостаточной определённости, недоопределённости, поэтому научному сообществу приходится принимать решения на экспертных заключениях.

Многообразие субъектов научного познания

В современной философии науки субъект рассматривается как субъект научно исследовательской деятельности, социокультурно обусловлен исторически изменчив. Проблема периодизации истории науки.

Субъект классической науки

Период классической науки охватывает 17 – 19 столетие. Субъекта классической науки можно характеризовать как гносеологического Робинзона.

1) Гносеологический Робинзон – изолированный субъект познания исключённый из социокультурной сферы познания. Субъект научного познания рассматривался как чисто гносеологический субъект, как познавательное устройство.

2) центрированность на объекте познания; объектоцентризм

В тогдашней науке господствовало убеждение, что задачей является познание объекта самого по себе или как он существует в действительности, всё что идёт от субъекта познания, должно быть исключено или элиминировано, поэтому субъект исследовательской деятельности выпадал из внимания не только представителей науки, но и философов.

3) Созерцательность- другими словами познание понималось как созерцание, или как пассивное восприятие субъектом познания, объекта познания, т. е. процесс познания истолковывался следующим образом. Объект познания, воздействует на познавательную способность субъекта познания и оставляет в ней своего рода следы отпечатки, образы. Задача субъекта познания заключается в систематизации, упорядочивании, придании им удобной формы. Активен объект, субъект пассивен.

Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть фото Что такое объект и предмет научного познания. Смотреть картинку Что такое объект и предмет научного познания. Картинка про Что такое объект и предмет научного познания. Фото Что такое объект и предмет научного познания

Фундаментализм (религиозный) – в данном случае есть позиция, согласно которой в составе научного знания присутствуют абсолютно достоверные истинные, элементы, составляющее в котором должно быть сведено всё остальное знание, такую позицию можно охарактеризовать, как позицию гносеологического оптимизма.

Классическая наука – оптимистическая наука.

Когнитивизм – от слова познания знания – может обозначать ценностную установку субъекта классической науки, согласно этой установки главная ценность научного познания – достоверное истинное знание.

Субъектом классической науки были отдельные исследователи или малочисленные сообщества. Самый ранний период

1) Республика учёных – учёные которые состояли в переписке

2) Субъект неклассической науки

В лит-ре конец XIX в. начало XX в. до 70 –х годов 20 –ого столетия. Революционные достижения в естествознании. Конец 19 в. – открытие рентгеновских лучей, открытие радиоктивности. Радий. Открытие сложного строения атома; открытие электрона конец 19 в. Выдвижение квантовой гипотезы: Макс, Планк, создание частной теории относительности. Переоткрытие генетики. Начинает преодолеваться созерцательная гносеология, созерцательный подход уходит в прошлое в философии. Теперь созерцательная гносеология начинает преодолеваться из нутрии самой науки. Термины: активизм и конструктивизм.

Активизм – активность субъекта познания.Теперь познание это активная деятельность субъекта, конструктивная деятельность субъекта – конструктивизм.

У Канта есть самохарактеристика. Он совершил Коперниканский переворот. Переход от гелиоцентрической системы к геоцентрической. Коперниканский переворот с перенесения внимания с объекта познания к субъекту познания, от объектоцентризма к субъектоцентризму. По Канту субъект познания творит, конструирует объект познания, проявление активизма и конструктивизма является признанием относительности к средствам наблюдения. Этот вид относительности был обнаружен в физике в начале 20 – ого столетия, в упомянутых частных теориях относительности, в формировавшейся тогда квантовой механике (корпускулярно – волновой дуализм и принцип неопределённости.

Теория относительности. Теория выросла из анализа понятия одновремённости, одни и те же процессы демонстрируют волновые свойства и корпускулярные свойства.

Принцип неопределённости (В. Гейзенберга)

Объект познания – тот фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность. В структуру деятельности входят цели, средства (орудия труда, особые средства познавательной деятельности приборы установки, результаты деятельности не всегда совпадают с целями. Целевая детерминация деятельности человека. Научно-исследовательская деятельность. Сделать это, можно выявив особенности каждого элемента структуры деятельности.

Объект научного познания. Что может выступать в качестве объекта научного познания? Представляется, что объектом научного познания может быть любой уровень действительности. Различие актуального научного познания, и потенциального.

Актуальный объект – то, что уже вовлечено в научно-познавательную деятельность.

Потенциальный объект – эта та сфера действительности, которая возможно станет объектом научного познания в будущем.

Развитие науки – превращение потенциальных объектов научного познания в актуальные.

В истории науки и философии представлены различные ответы на этот вопрос.

1 – ый ответ, у первых философов. УПарменида и Платона (5-4 в. до н. э.). Эти мыслители рассекают действительность на 2 мира принципиально отличающихся друг от друга.

1) мир истинного бытия – характеризуется как умопостигаемый, именно о нём возможно истинное знание (Эпистема).

Если использовать понятие науки то можно сказать, что для названных мыслителей научное познание возможно, только для мира истинного бытия, следовательно, объект научного познания это только мир истинного бытия.

2) Чувственно – воспринимаемый мир. По отношению к этому миру, это мир становления (мир возникновения и уничтожения). По отношению к этому миру, возможны только мнения «докса». Этот мир лежит за пределами научного познания, не является объектом научного познания. 1 – ый пример различия. Опыт религиозных мыслителей, христианских богословов. Есть сходство с предшествующим мнением. Общее между философией Платона и христианством. Для религиозной точки зрения, также характерно рассечение мира на два: творец и творение. Принцип креационизм – принцип, согласно которому мир создан из ничего. Между творцом и творением лежит пропасть, они не соизмеримы – совершенно различны. Обычным формам познания доступно именно творение. Творец тоже в какой-то мере доступен, но не рациональному, не научному.

Формам познания мистическим: свидетельства, пророчества, божественные откровения. Ницше говорил: «Христианство это Платонизм для народа».Объект научного познания сотворённый мир, в то время как творец не является объектом научного познания. У богословия (теологии) свои истины, у философии у обычных наук свои. Наука и философия автоматизировались от религии и обрели свою точку зрения. Опыт представленный философией И. Канта (1724-1804), Кантовским воззрениям свойственен дуализм. С одной стороны Кант признаёт существование вещей самих по себе; вещи существующие вне субъекта познания. Можно знать 2 вещи: они существуют, воздействуют на наши органы чувств. Кант – агностик – отрицает познаваемость вещей самих по себе. Вещи сами по себе, по Канту не могут быть объектом научного познания. 2 – ая сфера действительности мир явлений – доступен научному познанию – относительно этого мира наука уже тогда достигла определённых результатов. Для Канта объект научного познания – это мир явлений. Кант развивает совершенно новую гносеологию, в центре внимания которой находится субъект, обладающий сложно – структурированной познавательной способностью, в частности Кант отрицает наличие у человека интеллектуальной интуиции, отрицает возможность познание объекта самого по себе.

Предмет научного познания

Предмет познания отличается от объекта познания в большей степени обработанности научного познания. По Канту предмет познания, создаётся субъектом познания, эта формулировка содержит опасность субъективизации предмета познания. Кант намечает выход из этой ситуации – подразделением субъекта познания 2 ого уровня.

1) эмпирический субъект познания

2) трансцендентальный субъект познания

эмпирический субъект – это каждый человек со своими особенностями. Если речь вести о норме, то в каждом эмпирическом субъекте сидит трансцендентальный субъект познания. Это некий инвариант: наличие чувственности, наличие рассудка, разума, фантазии и т. д.

Априоризм – наличие до опытных, вне опытных форм знания. Кант подчёркивает активность субъекта познания, его определяющую роль.

Предмет познания – это некоторое единство объективного и субъективного. В предмете познания есть что-то от объекта познания и субъекта познания. Если мы зачеркнём элемент объективного в познании мы придём к субъективизму познания (крайней форме – солипсизм).

Солипсизм – я создаю свой собственный мир.

Предмет научного познания – это то в объекте познания, что доступно научному познанию, в частности эмпирическому и теоретическому уровню познания.

Предмет научного познания – это объект научного познания, воспринятый через средства, используемые данным субъектом научного познания, при этом средства научного познания включают и эмпирические средства и теоретические. Один и тот же объект научного познания может быть предметом различных наук, различных научных дисциплин, поэтому иногда определяют предмет научного познания как сторону, срез объекта научного познания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *