Что такое объект изучения в истории

Объект исторического исследования

Характеристика объекта как методического элемента исследования связана с его системным описанием, основана на аккумуляции имеющихся теоретических знаний, уточнении системы понятий. В зависимости от их полноты определяются предмет, цель и задачи исследования. На начальной стадии разработки темы важно понять, относится ли изучаемый объект к категории статистических, т. е. является массовым или уникальным явлением. Это уточнение задает исследовательский план, вид исторического исследования (монографическое или выборочное, сплошное или несплошное), а также влияет на методику.

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 346-347.

Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования: учеб. пособ. Томск, 2006;

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособ. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 1998;

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987;

Кроче Б. Теория и история историографии / пер. с итал. И. М. Заславской. М., 1998;

МазурЛ. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010;

Мининков Н. А. Объект, предмет и субъект исторического познания // Открытый текст. Электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. [февраль, 2014];

Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007.

Источник

Объект и предмет истории

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

История – наука гуманитарная, общественная.

История изучает человеческое общество. Но общество изучают и другие науки, например социология, политология, экономические науки. Поэтому необходимо ввести понятия «объект» и «предмет» исторической науки.

Объектом изучения всех общественных наук, в том числе и истории, является общество.

Предметом изучения гуманитарной науки является та часть, та сторона общества, которая изучается непосредственно данной наукой.

Что же является предметом истории, какова сфера основных интересов исторической науки?

Нередко отвечают так: ее сферапрошлое. Это, конечно, правильно, но не точно. Все прошлое не может входить в сферу ее знаний, ибо оно слишком обширно.

Большинство историков сходятся на том, что предметом исторической науки является жизнь человеческого обществаво всех ее проявлениях. Историческая наука непрерывно расширяет сферу своих интересов. С полной ответственностью можно заявить, что нет такого вопроса, события или процесса в жизни общества, который бы ее не интересовал.

Кроме того, общество состоит из отдельных личностей, и история общества должна быть и историей составляющих ее личностей. Общество нельзя понять в отрыве от жизни составляющих ее индивидов: и то и другое связано, образует единое целое. Поэтому, изучая общество, история изучает и жизнь отдельных людей.

Но, сказав, что предметом исторической науки является прошлая жизнь общества и общественного человека в их тесной связи, это еще не значит, что мы охватили все содержание исторической науки. В отличие от других наук об обществе история изучает человека и общество в их развитии и свое главное внимание направляет на исследование тех изменений, которые происходят в различных разрезах жизни общества.

Ее интересует:

— какие этапы прошло общество и общественные человек;

— какие сдвиги происходили в условиях существования общества и человека;

— как изменялись человек и общество.

Конкретная история этого процесса изменения и является предметом исторической науки.

Сделаем вывод из всего выше сказанного:

Предмет исторической науки особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Таким образом, история отличается от других наук очень сложным предметом исследования. Признавая сложность технических, естественных и других наук, нельзя не согласиться, что самым сложным в этом мире является человек и отношения между людьми, а ведь именно это, применительно к прошлому, изучает история.

Как и все науки об обществе история не только изучает общество, но и сама зависит от общества. Здесь можно выделить, по крайней мере, два типа отношений общества и науки об обществе. Если общество демократическое, исповедующее либеральную политическую культуру, то оно позволяет существовать различным точкам зрения, в том числе и в исторической науке. Отсутствует государственная идеология, под которую должны подгоняться все данные научных исследований, отсутствует монополия на истину.

Собственно говоря, только в таких условиях предполагающих широкий спектр мнений и научный, а не идеологический спор между различными точками зрения, и можно говорить о существовании истории как науки. Что же касается тоталитарного общества, предполагающего контроль правящей элиты над всемисферами жизни общества, включая духовную, то история будет чувствовать себя в нем совсем по-другому.

Если демократическое общество позволяет существовать различным точкам зрения в исторической науке, не навязывает ей заранее подготовленные ответы, считающиеся единственно правильными, и предоставляет возможность решать научные проблемы научным путем, то в тоталитарном обществе история выполняет скорее пропагандистские функции, становится служанкой идеологии, всем чем угодно только не наукой.

Нельзя говорить об истории как науке, о развитии исторической науки:

— когда история постоянно переписывается в связи с изменением политической конъюнктуры,

— когда подгоняется фактический материал под заранее приготовленные концепции,

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

— когда существование множества точек зрения (нормальное условие функционирования любой науки) объявляется вредным,

— когда считающаяся правильной единственная точка зрения становится таковой не в результате споров в ученом сообществе и весомой аргументации, а по решению «сверху».

Источник

Объект и предмет истории. Исторические источники и методы исторических исследований. Функции исторического знания

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

Объектом исторической науки является человеческое общество как продукт деятельности людей, поэтому история относится к группе социально-гуманитарных наук. В отличие от таких дисциплин как экономическая теория, политология, культурология история изучает общество в целом, то есть социальный организм рассматривается в единстве четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

История – древняя наука. В переводе с греческого языка это слово означает исследование. Первым историком считается Геродот, живший в Древней Греции в 5 в. до н.э. Он написал работу, которую так и назвал: «История». Записи о важнейших событиях были и раньше. Но Геродот не просто описывал события. Он стремился выяснить, почему нечто произошло, что именно произошло (то есть в чем сущность явления), каковы были последствия произошедшего. Задать эти вопросы и получить на них ответы, это и означает объяснить прошлое, то есть получить исторические знания.

Исторические знания не содержатся в источниках в «готовом» виде. В связи с этим возникает проблема исторического факта. Историческое событие как оно произошло в действительности – это реальный исторический факт. Данное событие получило отражение в одном или нескольких исторических источниках, которые были созданы современниками или появились существенно позже самого события. Поэтому историк имеет дело не с реальным событием, а с историческим фактом как отражением события в источнике. Если источников несколько, то в каждом из них реальное событие видоизменяется по-своему, приобретает новые, иногда исключающие друг друга черты. Характер отражения события в источнике зависит от типа источника и обстоятельств его создания, от мировоззрения автора и его роли в изучаемых событиях, от времени создания источника и от многих других факторов.

Задача историка заключается в том, чтобы реконструировать событие как оно произошло в действительности. С этой целью используются методы источниковедческого анализа. Например, для работы с письменными источниками используется так называемый критический подход. Этот подход отрицает и абсолютное доверие к содержащейся в источнике информации, и полное отрицание достоверности имеющихся сведений. Критический подход предполагает, что источник испытывает сильное влияние со стороны своего создателя и в силу этого не может быть полностью объективным. Поэтому следует выявлять особенности создателя источника и, учитывая их, вносить поправки в передаваемую информацию. Процесс реконструкции реального события предполагает сопоставление различных источников и привлечение внеисточниковых знаний. Так, датировка древних событий часто базируется на астрономических данных, а уже известная информация, связанная с изучаемым событием, может помочь правильно определить его место в некотором более общем процессе.

Что такое объект изучения в истории. Смотреть фото Что такое объект изучения в истории. Смотреть картинку Что такое объект изучения в истории. Картинка про Что такое объект изучения в истории. Фото Что такое объект изучения в истории

Затем информацию, извлеченную из источников, следует обработать, используя различные методы исторических исследований. Иными словами, реконструированные исторические события должны быть поставлены в синхронную и диахронную взаимосвязь между собой с целью создания исторической концепции некоторого периода развития того или иного человеческого сообщества.

Отметим основные методы исторических исследований. Историко-генетический метод. Он означает выявление причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Нельзя понять и общее, не изучая единичное. Поэтому историко-сравнительный метод необходим как для осмысления исторического пути конкретных обществ, так и для изучения всемирно-исторического процесса в целом. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-системный метод это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Системный метод применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация. Отметим также идеографический метод – научное описание исторического явления с использованием всех или некоторых из обозначенных выше методов.

Исторические знания (результаты исторических исследований) представлены в трудах историков в виде научно-исторических фактов и исторических концепций. Научно-исторический факт – это действительное событие, явление или процесс как они представлены в работе историка. Научно-исторический факт всегда отличается от реального события (реального исторического факта). Однако если подбор источников и методов исследования был осуществлен правильно, а сам историк обладает необходимой квалификацией, то научно-исторический факт оказывается ближе к действительному событию, чем это же событие, отраженное в исторических источниках. Историческая концепция – это определенный способ понимания событий, процессов и явлений, который реализуется в реконструируемой историком картине прошлого и проявляется в фиксировании ведущих синхронных (существующих между событиями, происходящими одновременно) и диахронных (причинно-следственных и телеологических) связей.

Историческая наука выполняет в обществе ряд взаимосвязанных функций. Отметим важнейшие из них. Познавательная функция заключается в выявлении конкретно-исторических закономерностей развития общества и предполагает получение нового знания. Практически-политическая функция это разработка научно обоснованного политического кура конкретной страны на основе исторических знаний о ее прошлом и настоящем, об историческом пути человечества в целом. Мировоззренческая функция истории способствует формированию научного взгляда на развитие общества. Невозможно успешно действовать в настоящем, не зная прошлого. Поэтому человек, не знакомый с историей своей страны, похож на больного амнезией. Исторические знания могут в какой-то мере защитить гражданина от манипулирования его сознанием со стороны недобросовестных политиков и идеологов. Воспитательная функция истории предполагает формирование патриотизма и межнациональной толерантности, становление высоких нравственных качеств на примерах героических деяний, свободолюбия и стойкости предков.

Источник

Предмет и объект исторической науки

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) так определял историческую науку: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) познание этого процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки. служит процесс исторического развития, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах».

Как и всякая наука, история имеет свои предмет, объект, методы исследования.

Цели и задачи изучения истории

Можно поставить вопрос: а для чего нужна история, в чем её практическая польза? В свое время выдающийся русский революционер-демократ Н.Г. Чернышевский заметил по этому поводу: «Можно не знать тысячи наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек ограниченный умственно». А В.О. Ключевский подчеркивал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, и ломаются по чьему-то детскому капризу».

История возникла как общественная потребность, как необходимость на определенном этапе человеческого развития, а вовсе не как случайность. Начиная с первобытности, человек накапливал исторические знания, передавая их потомкам через мифы и сказания, чтобы новые поколения знали кто они и откуда. Миф, поэтому, в известном смысле есть опоэтизированная история. Сказки, легенды, былины и другие элементы устного народного творчества (фольклора) содержат в себе элементы реальных исторических событий. Это доказано многочисленными исследованиями.

Но одной памяти мало. Нужно уметь понять что, как и почему произошло, почему именно так, а не иначе. Мы пытаемся сделать из истории выводы, извлечь уроки, связать прошлое с настоящим и сделать прогноз на будущее. В этом заключаются другие функции истории: познавательно-поучительная, образовательная и прогностическая. Выдающиеся философы очень высоко оценивали эти стороны исторической науки. Немец К. Ясперс (1883-1969) писал: «Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе». А К. Маркс (1818-1883) высказался более образно: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Таким образом, все мы нынешние выросли из прошлого, несём на себе его печать, развиваемся под его воздействием и прогнозируем будущее на его основе.

Во-вторых, всякое знание относительно. Новые открытия, научно-технические достижения постоянно вносят в него изменения. Наряду с механикой Ньютона появляется квантовая, а геометрия Лобачевского не совпадает с планиметрией древних. Так нет и исторических знаний «на века». Каждая новая эпоха в соответствии со своими научными достижениями заново «прочитывает» историческое прошлое.

Не знать историю человечества и своего народа, своей страны просто неприлично для современного человека, располагающего гигантскими возможностями для познания. Наша страна внесла огромный вклад во всемирную историю и культуру. Мы — преемники целой цивилизации, котораяузке стала великой иещё не исчерпала своих возможностей.

Отрасли исторической науки

К категории специальных исторических дисциплин в рамках исторической науки относят: археологию, источниковедение, археографию и др.

Разные виды источников изучаются при помощи специальных методов и приемов. Этот инструментарий и соответствующие теоретические основы разрабатывают вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика, фалеристика (ордена, медали, прочие знаки), топонимика, оружиеведение и др.

Имея источник или разные виды источников, специалист на основе их изучения может сделать серьезные выводы и глубокие обобщения о прошлом страны, народа, всего человечества и т.п.

Источник

Лекция по истории для студентов 1 курса «Введение. История как наука»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Введение. История как наука.

Что такое история. Предмет истории

Зачем следует изучать историю.

Исторические источники. Их классификация.

Периодизация всемирной истории.

Основные концепции исторического процесса.

Особенности российской истории.

Что такое история? Каждый год проживаемый человечеством, оставляет свой неповторимый след в истории. Каждая историческая эпоха по- своему неповторима. Но история имеет свойство повторяться. Еще древние римляне называли историю наставницей жизни.

История это наука о прошлом, настоящем и будущем человеческого общества.

Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта : история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Зачем следует изучать историю? Во-первых, жизнь человека не ограничивается профессиональной сферой. Нам очень часто приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, выражать свою гражданскую позицию по какому-то вопросу, поддерживать ту или иную партию. Чтобы этот выбор не был бессмысленным, надо знать историю такого рода явлений. Согласитесь, например, что человек с хорошим знанием истории религиозных учений меньше подвержен риску быть втянутым в какую-нибудь религиозную секту.

Во-вторых, знание истории – одна из самых резких черт, отличающих жизнь человека от животного существования. Наряду с культурой, историческое знание – накопление духовности, а духовность, в отличие от физиологических особенностей, не наследуется новорожденным человеком от своих предков. Ее надо воспитывать, и историческое образование – один из самых мощных воспитательных факторов.

В-третьих, узнавание о жизни людей в другие эпохи чрезвычайно увлекательно.

К. Ясперс писал: «История непосредственно касается нас. А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека»

В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.

Важнейшими задачами изучения данного курса также являются : активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.

Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение .

Исторические источники – это все памятники, содержащие свидетельства о прошлом, отражающие факты и события реальной действительности каждой исторической эпохи.

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки.

Периодизация всемирной истории. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества.

История первобытного общества охватывает период с момента появления человека 2,5 – 1 млн. лет назад до образования первых государств в Азии и Африке. При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда история первобытного общества разделяется на ряд эпох (ранний ок.100 тыс. лет назад) средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний ( ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс лет назад), неолит (5 тыс. лет назад) в его рамках выделяют так же энеолит. Затем следует бронзовый век (до 1 тыс. до н.э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было четко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй.

История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) с момента возникновения до V века н.э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476г.). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение.

Новой историей ученые считают XVI – кон. XVIII века. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни ученые считают начало Великой французской революции 1789 – 1799гг, другие – окончание первой мировой войны 1914 – 1918гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией и Контрреформацией. Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.

Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 года до окончания второй мировой войны 1939 – 1945гг, а по мнению других – с 1918 года по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами. Господствующей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия. Современная история ведет свой отсчет с окончания Второй мировой войны. Некоторые ученые считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие выделяют в самостоятельный период развития человечества – постиндустриальную цивилизацию. Для нее характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества.

При всех недостатках хронологической периодизации истории она хорошо показывает, как с течением времени ускоряется развитие цивилизаций (каждая последующая эпоха короче предыдущей).Современные ученые связывают этот феномен с особенностями функционирования информации в человеческом обществе.

Основные концепции исторического процесса.

Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.

Особенности русской истории

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются 4 фактора, определивших особенности (отсталость, самобытность, своеобразие) русской истории:

Природно-климатический фактор во многом определил особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени физических и духовных сил.

Геополитический. Историки отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей, благоприятствующая территориальному единству речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение территории.

Конфессиональный (религиозный ) Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни. Православная церковь не знала орденов. Для нее характерно внутреннее единство.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

Барг М. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР, 1991, № 5.

Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки?

Связана ли и как история с другими гуманитарными и социальными науками?

Как вы себе представляете периодизацию мировой истории?

В чем сущность христианской интерпретации исторического развития?

Для чего, на ваш взгляд, при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие «цивилизация»?

В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе?

Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия?

В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *