Что такое объект культурного наследия окн

Объект культурного наследия

Что такое объект культурного наследия окн. Смотреть фото Что такое объект культурного наследия окн. Смотреть картинку Что такое объект культурного наследия окн. Картинка про Что такое объект культурного наследия окн. Фото Что такое объект культурного наследия окн

1. Понятие объекта культурного наследия.

2. Признаки объекта культурного наследия.

3. Виды и категории объектов культурного наследия.

1. Понятие объекта культурного наследия

Объекты недвижимости, отнесенные к культурному наследию, занимают особое место среди прочего недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.

Согласно этому закону к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

2. Признаки объекта культурного наследия

Исходя из анализа положений Закона № 73-ФЗ можно сделать вывод о том, что к памятникам истории и культуры относятся только объекты, обладающие совокупностью определенных характеристик. Это:

♦ недвижимое имущество (в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона №73-ФЗ, объект культурного наследия является особым видом недвижимого имущества (здания, сооружения, постройки) вместе с их исторически сложившимися территориями (земля));

♦ наличие историко-культурной ценности (к объектам культурного наследия может быть отнесен не любой объект недвижимости, а только представляющий собой значительную ценность для общества и государства, с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры);

♦ возраст (к объектам культурного наследия могут быть отнесены объекты недвижимости, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее 40 лет;

♦ особый статус (включение в государственный реестр объектов культурного наследия на основании решений соответствующих государственных органов исполнительной власти).

Важно! Только при наличии в совокупности всех 4 перечисленных признаков можно говорить о том, что тот или иной объект недвижимости является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).

3. Виды и категории объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством, подразделяются на следующие виды:

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории:

объекты культурного наследия федерального значения (это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия);

объекты культурного наследия регионального значения (это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ);

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (к ним относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования).

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Источник

Что такое объект культурного наследия окн

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Источник

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)

25 июня 2002 года N 73-ФЗ

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.10.2010 N 277-ФЗ,

от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 16.11.2011 N 316-ФЗ,

от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 348-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 12.11.2012 N 179-ФЗ, от 22.04.2013 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,

от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ,

от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ,

от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 09.03.2016 N 67-ФЗ, от 05.04.2016 N 95-ФЗ,

от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 07.03.2017 N 29-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ,

от 29.12.2017 N 458-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ,

от 18.12.2018 N 469-ФЗ, от 27.12.2018 N 532-ФЗ, от 21.02.2019 N 11-ФЗ,

от 18.07.2019 N 186-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ,

от 29.12.2020 N 468-ФЗ, от 24.02.2021 N 21-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ,

от 13.12.2010 N 358-ФЗ, от 06.11.2011 N 301-ФЗ, от 03.12.2012 N 237-ФЗ,

от 14.12.2015 N 366-ФЗ, от 19.12.2016 N 431-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Источник

Прокурор разъясняет

Таким образом, все объекты культурного наследия, представляют определенную ценность и подлежат включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В целях идентификации таких ОКН статьей 27 Закона № 73-ФЗ установлена обязанность по установлению информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, включенных в соответствующий реестр.

Согласно статьи 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей регламентирована статьей 243 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ и предусматривает по первой части ответственность в виде штрафа в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же действия совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации влекут ответственность по части 2 указанной статьи в виде штрафа, но уже в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

23 марта 2020, 00:00

Объекты культурного наследия и ответственность за нарушение требований обращения с ними

Таким образом, все объекты культурного наследия, представляют определенную ценность и подлежат включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В целях идентификации таких ОКН статьей 27 Закона № 73-ФЗ установлена обязанность по установлению информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, включенных в соответствующий реестр.

Согласно статьи 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей регламентирована статьей 243 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ и предусматривает по первой части ответственность в виде штрафа в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же действия совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации влекут ответственность по части 2 указанной статьи в виде штрафа, но уже в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре

Источник

Статус «Объект культурного наследия» — защита или помеха?

Сохранение и реновация исторической застройки – проблема многих городов, в том числе и для Оренбурга. Что представляет собой типичное старинное здание в российской провинции? Обычно это небольшой дом, расположенный в историческом центре и требующий серьезных вложений. Коммуникации изношены, кровля и перекрытия часто требуют капитального ремонта, фасад и внутренняя отделка часто находятся в плачевном состоянии, а полезная площадь невелика. Все это делает старинное здание малопривлекательным с точки зрения бизнеса; часто рыночная стоимость здания ниже, чем стоимость занятого им земельного участка. Ведь на этой земле вместо двухэтажного особнячка можно построить новое трех-четырехэтажное здание. В такой ситуации единственным спасением от сноса может стать статус ОКН – объекта культурного наследия.

Справка: В соответствии с законодательством РФ, историческое здание может иметь статус объекта культурного наследия (ОКН). Объекты культурного наследия могут быть выявленными или находящимися в Едином государственном реестре. В реестре находятся ОКН регионального и федерального значения; выявленный ОКН – «промежуточное» состояние. По итогам экспертизы должно быть принято решение о включении или нецелесообразности включения такого объекта в реестр.

Здание по улице 9 Января, 57 в Оренбурге – выявленный объект культурного наследия

Статус ОКН как защита

Статус объекта культурного наследия достаточно надежно защищает здание от сноса. Уничтожение или повреждение ОКН уголовно наказуемо; лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны оплатить восстановительные работы. Застройщики редко готовы идти на подобный риск.

В то же время охранный статус совершенно не гарантирует, что здание будет сохранено. Памятник архитектуры может пустовать и разрушаться годами. Если потенциальный застройщик устанет ждать – он может устроить поджог. Тогда объект можно будет признать аварийным и исключить из реестра ОКН, и снос становится чисто технической задачей. Однако пожар – это очень хороший способ привлечь внимание горожан и надзорных органов, поэтому недобросовестные застройщики предпочитают действовать более «цивилизованно». Самый востребованный способ в наши дни – вывести здание из реестра ОКН, как не имеющее культурной ценности. Для этого необходимо получить заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Справка: Проведение государственной историко-культурной экспертизы определено статьями 28–30 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Несмотря на то, что историко-культурная экспертиза называется государственной, сам эксперт является частным лицом и работает по заказу собственника объекта. Соответственно, эксперт представляет интересы заказчика и далеко не всегда может быть объективным. Существуют «эксперты-киллеры», специализирующиеся именно на исключении объектов культурного наследия из реестра.

Статус ОКН как помеха

Примечательно, что статус объекта культурного наследия часто создает проблемы и для добросовестных собственников. Любые работы по косметическому или капитальному ремонту или реконструкции ОКН должны быть выполнены специализированным подрядчиком, имеющим соответствующую лицензию. На проектные работы также необходимо привлекать проектную фирму, имеющую лицензию на работу с ОКН.

Естественно, привлечение специализированных проектировщиков и подрядчиков значительно увеличивает стоимость работ. Иногда разница в стоимости может быть в несколько раз. За счет более объемных исследований и более серьезной процедуры согласования работ могут значительно увеличиваться сроки.

Пример из Оренбурга: торговая лавка Фокеродта

Август Фокеродт — купец второй гильдии, саксонский немец, прибывший в Оренбург в начале 1870-х годов и проживший в городе около 40 лет до своей смерти в 1907 году. Август Данилович занимался булочным, кондитерским и колбасным производством, его булочная считалась лучшей в городе. Строительство булочной на улице Николаевской (ныне — Советская) он начал в 1889 году.

Лавка А. Д. Фокеродта. Фото нач. XX века

Сегодня здание торговой лавки Фокеродта располагается по адресу ул. Советская, 44, в одном из наиболее оживленных участков главной улицы Оренбурга. Стоит отметить, что здание состоит из четырех секций с отдельными входами; соответственно, оно практически все время занято четырьмя самостоятельными арендаторами. За прошедшие годы арендаторы менялись много раз, фасад и интерьер здания были искажены многочисленными переделками. Особенно сильно был искажен облик самой правой секции: здесь была сбита фасадная отделка, а одно из окон превращено в отдельный вход. Несмотря на значительные искажения облика, по состоянию на начало 2020 года здание считалось выявленным ОКН.

Фрагмент фасада, наши дни. На переднем плане – секция 3, на заднем плане – искаженная переделками правая часть (секция 4). Как можно заметить, «сохранившаяся» часть здания тоже не соответствуют дореволюционному фото

В 2019 году помещение в правой части здания было приобретено местными предпринимателями. Вскоре новые собственники обнаружили, что по закону они обязаны произвести реставрацию части здания с восстановлением первоначального облика фасада. Так как правая часть здания к этому моменту уже была искажена несколькими поколениями арендаторов, то восстановление фасада предполагало достаточно масштабные работы. А поскольку здание являлось объектом культурного наследия, работы должна была производить специализированная организация, и стоимость работ получалась огромной. Осложняло ситуацию и то, что в документах не был прописан предмет охраны объекта, следовательно, собственники должны были привести в первоначальный вид не только фасад, но и внутреннюю часть здания, также искаженную многочисленными перепланировками. От первоначального объекта мало что осталось, т. е. фактически речь шла о строительстве новодела, максимально имитирующего утраченный объект.

В марте 2020 года собственниками была заказана экспертиза целесообразности включения здания в Единый государственный реестр. Цель собственников была проста — снять с объекта охранный статус, чтобы его можно было эксплуатировать и ремонтировать как обычное здание. Однако опубликованный на сайте инспекции акт вызвал бурю возмущения среди горожан. Общественность восприняла акт однозначно: готовится снос исторического здания. В итоге, все окончилось благополучно: акт был принят, здание не было включено в реестр объектов культурного наследия, а собственники были избавлены от многомиллионных расходов.

Что делать?

Очевидно, что максимально строгий режим сохранения — не всегда лучший вариант для старинного здания. Дороговизна и сложность ремонта и содержания сразу же отсекает от объекта абсолютное большинство потенциальных собственников. Приемлемой альтернативой для небольших зданий может быть статус ИЦГО (исторически ценного градоформирующего объекта) с четко прописанным предметом охраны. В случае же вывода объекта из списка ОКН собственнику имеет смысл обозначить свои цели. Горожане должны видеть, что далеко не каждый предприниматель мечтает снести старинное здание и построить вместо него очередной торговый центр. Иногда цель собственника — всего лишь сохранить здание, не вкладывая в него 10-20 миллионов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *