Что такое объект в обществознании определение 10 класс
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 9. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.
1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.
2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.
3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.
4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.
5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.
Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.
Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.
Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.
Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.
Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат
Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.
Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.
Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.
Выделяют различные виды деятельности:
В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.
Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,
обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.
Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.
Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о деятельности
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
2. Вставьте пропущенные слова:
Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.
Правильный вариант: орудия; результата.
Субъект и объект в обществознании – что это такое, примеры, разница кратко
Иногда при работе со словами «субъект» и «объект» возникает путаница. Эти понятия имеют сходство в написании и звучании, однако по своему смыслу они существенно отличаются друг от друга. В обществознании они встречаются часто, так как являются основополагающими. Разберёмся, что такое объект и субъект, в чём состоит их различие.
Субъект
Субъект в обществознании — это человек или группа лиц, совершающих целенаправленную деятельность. Взаимодействие с предметом или лицом в таком случае носит осознанный характер.
В качестве субъекта могут выступать:
Деятельность субъекта всегда основывается на мотиве, направлена на удовлетворение его потребностей.
Рис. 1. Человек читает книгу.
Объект
Объект в обществознании — это предмет или лицо, на которое направлены различные виды деятельности. В качестве примеров может выступать:
Рис. 2. Изделия из дерева.
Разница между объектом и субъектом
Кратко рассмотрим, чем отличаются данные понятия.
Рис. 3. Структура деятельности.
Что мы узнали?
Субъектом можно назвать человека или группу лиц, совершающих осмысленные действия. Объектом является предмет, на который эта деятельность направлена. Важно уяснить разницу между этими понятиями, так как они являются основополагающими в обществознании.
Термины по обществознанию (10-11 классы)
Использую для подготовки к ЕГЭ по оществознанию. Краткий словарь основный понятий по отдельным сферам общества
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.
Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.
Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.
Культура – творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности; процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются и распределяются духовные ценности.
Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.
В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.
Высокая (элитарная) культура – это тип культуры, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами; рассчитана на узкий круг специалистов;
Народная культура – это тип культуры, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпос, сказки, танцы, песни).
Массовая культура – это современное культурное производство и потребление (концертная и эстрадная музыка, поп-культура) без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (детская, молодежная, научное сообщество, бизнес, религиозная, этническая, криминальная).
Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд).
Наука – система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека; целью науки является постижение истины и открытие объективных законов, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.
Образование (по новому Закону «Об образовании») – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства
Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.
Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.
Атеизм – отрицание существования бога.
Конфессиональный – церковный, конфессия – вероисповедание.
Мораль – форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости; система ценностей и требований, регулирующих поведение человека; его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде.
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (мир должного).
Нравственность – принципы реального практического поведения людей, имеющих более «житейское», «приземленное» значение, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена (мир сущего).
Этика – это философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.
Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег и т.д.).
Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.
Политика – целенаправленная деятельность государства по решению общественных проблем, постановки и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.
Политическая система общества – это комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества, а также форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; главный институт политической системы общества.
Включает: законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также силовые структуры (армию, полицию, органы государственной безопасности).
Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.
Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.
Форма правления – организация высших органов власти.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается как правило по наследству.
Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.
Форма национально-государственного устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распространение власти на территории страны.
Федеративное государство – союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию и право граждан на двойное гражданство.
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств, имеющих государственный суверенитет, для осуществления совместных конкретных целей (оборона, внешняя политика, денежная система, транспорт, связь).
Государственный суверенитет – верховенство государства во внутренней политике и независимость государственной власти от других государств.
Политический режим – совокупность методов, средств, приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
Демократический политический режим – политический режим, основанный на подлинном народовластии и парламентаризме (признание прав и свобод граждан, политический плюрализм и отсутствие единой официальной идеологии).
Авторитарный политический режим – политический режим, основанный на ограничении прав и свобод граждан, однопартийной системе и преобладании официальной идеологии.
Тоталитарный политический режим – политический режим, в основе которого лежит полный (тотальный) контроль государства за всеми сторонами жизни общества, однопартийная система и преобладание официальной идеологии.
Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.
Парламент – высший законодательный и представительный орган власти.
Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту), а граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам.
Выборы – процесс избрания депутатов, должностных лиц путем голосования.
Избирательное право граждан – конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Электорат – круг избирателей.
Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов (относительное или абсолютное большинство).
Пропорциональная избирательная система – система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.
Абсентеизм – уклонение от участия в выборах.
Референдум – всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в ее осуществлении.
Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Многопартийность – деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.
Политический плюрализм – многообразие конкурирующих между собой политических партий (многопартийность), многообразие политических идей, убеждений (идеологический плюрализм).
Политическое движение – добровольное формирование, возникающее в результате стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.
Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти (это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества).
Правовое государство – государство, закрепившее верховенство права в обществе и признающее свободу людей и равенство в правах.
Политическая культура – совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.
Политическое поведение – совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели и порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.
Политическая элита – группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем; непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Политические участие – действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти (политическая элита – профессиональные политики и активность в политической жизни рядовых граждан).
Политический конфликт – столкновение, противоборство субъектов политики; расхождение или противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе властных отношений.
Средства массовой информации – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории («средства массовой коммуникации»):
Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.
Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.
Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).
Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.
Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.
Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.
Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.
Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).
Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).
Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).
Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).
Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).
Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).
Авторитет – это влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте человека.
Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.
Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.
Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.
Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).
Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.
Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.
Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.
Диспозитивные (рекомендательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат дозволение, т.е. указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).
Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).
Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.
Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).
Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).
Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).
Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.
Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.
Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).
Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.
Племя – это тип этноса, совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.
Народность – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.
Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.
Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.
Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество – это совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.
Природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека; источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации, дальнейшее поступательное развитие всего человечества.
Экономическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и отношения людей в процессе экономической деятельности (заводы, фирмы, банки, биржи).
Социальная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между классами, сословиями, профессиональными и возрастными группами; национальные отношения; семья и семейные отношения; образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты.
Политическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, отношения людей по поводу власти (парламент, правительство, партии, общественные организации).
Духовная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура; отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения и потребления (школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы).
Человек – биосоциальное существо.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, один из людей (типичные свойства данного человека, его схожесть с другими людьми от рождения).
Личность – социально и духовно развитый человек; субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, которые он реализует в общественной жизни, в процессе сознательной деятельности (обладать только ему присущими общественными качествами: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения).
Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Культурные нормы – это требования, налагаемые обществом на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым (воспитание).
Деятельность – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата (целесообразность, нацеленность на ожидаемый результат, наличие мастерства, умений и знаний, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания человека).
Игра – вид активности человека, в которой важен не продукт, а сам процесс (развлечение, отдых); в ней важны условия игры.
Учение – вид деятельности, цель которого приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Материальная (практическая) деятельность – создание материальных ценностей, вещей (преобразование природы и преобразование общества).
Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
Познание – это активное отражение действительности в сознании человека (процесс приобретения и развития знания на основе практики). Результатом познания является знание. Цель познания – достижение истины.
Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно, т.е. истина всегда объективна.
Субъект познания – индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество).
Объект познания – это фрагмент реальности, то, на что направлена активность человека.
Ощущение – это форма чувственного познания, отражение отдельных свойств предмета, воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это форма чувственного познания, процесс формирования целостного образа, отражающего предмет, явление и их свойства.
Представление – это форма чувственного познания, чувственное отражение предметов и явлений в сознании (без непосредственного воздействия, сохраняемое в памяти).
Понятие – это форма рационального (логического) познания, мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.
Суждение – это форма рационального (логического) познания; форма мысли, при которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете.
Умозаключение – это форма рационального (логического) познания; операция мышления, при которой формируются новые суждения.
Прогресс – это направление развития, для которого характерен переход то низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Виды социального прогресса – экономический, технический и культурный.
Регресс – это такой тип развития, для которого характерен переход то высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Реформа – это изменение (чаще усовершенствование) в какой-либо сфере жизни общества, проводимое одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.
Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.
Общение – вид деятельности, в которой происходит обмен идеями и эмоциями; социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей (обмен информацией, передача опыта). Обязательно наличие партнера.
Деловое общение – это форма общения, при которой происходит воздействие людей друг на друга с целью решения определенной проблемы.
Повседневное общение – это форма общения между близкими людьми при решении семейных и бытовых проблем.
Убеждающее общение – это форма общения с целью изменения поведения людей.
Ритуальное общение – это форма общения, которое характеризуется соблюдением или выполнением предписанного поведения.
Межкультурное общение – это форма общения, при которой происходит общение людей, принадлежащих к разным культурам.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Традиционное (аграрное) общество – это не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу.
Индустриальное общество – это общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, применения достижений технико-технологического прогресса; которое характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.
Постиндустриальное (информационное) общество – это концепция общества, в котором, благодаря значительным научно-техническим преобразованиям, приоритетной становится сфера услуг; это общество, ключевая роль в котором возложена на образование, науку и квалификацию человека, в качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии.
Экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.
Производство – процесс создания экономических благ и услуг (предприятия, фирмы). Производство – процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Производитель – тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.
Распределение – разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве (органы государственной власти, банки).
Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт (рынок).
Потребление – заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).
Товар – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей человека и предназначенный для купли-продажи на рынке.
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
Факторы производства или производственные ресурсы – основные ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
Труд как фактор производства – это физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при производстве товаров и услуг.
Земля как фактор производства – это природные ресурсы, естественные блага, необходимые для создания товаров и услуг (все, что используется в натуральном виде).
Капитал (инвестиционные ресурсы) как фактор производства – это средства производства, необходимые при создании экономических благ, включая промышленное оборудование и инфраструктуру.
Предпринимательская деятельность как фактор производства – это управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.
Информация как фактор производства – это знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.
Экономическая система – организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, базирующейся на натуральном хозяйстве и отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (цель – удовлетворение собственных потребностей производителя на основе обычаев и традиций).
Централизованная (командная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства (жесткая регламентация экономической деятельности всех субъектов из единого экономического центра в соответствии с государственным планом).
Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц (самостоятельность в принятии решений экономическими субъектами на основе свободы выбора).
Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам; экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
Право на владение – это правомочие собственника, выраженное в фактическом обладании данным имуществом, возможность иметь вещь в своем хозяйстве;
Право на пользование – это правомочие собственника, выраженное в возможности получать от вещи пользу.
Право на распоряжение – это правомочие собственника, выраженное в возможности определять «юридическую судьбу» вещи (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.д.).
Национализация – передача собственности из частных рук в руки государства.
Приватизация – передача собственности государства отдельным гражданам или юридическим лицам, приобретение государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан, акционерных обществ.
Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение, цена.
Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.
Закон спроса: существует обратная связь между ценой и величиной спроса (чем ниже цена товара, тем большое количество покупателей хотят и могут его приобрести).
Предложение – связь между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
Закон предложения: существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения (при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке).
Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции (устраивает и продавца, и покупателя).
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды (совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами).
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридические лица делятся на коммерческие (цель деятельности – извлечение прибыли) и некоммерческие.
Физическое лицо – человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта (действует от собственного имени с момента государственной регистрации в качестве ИП).
Издержки производства – затраты, связанные с производством продукции.
Внешние (явные) издержки – затраты ресурсов, приобретаемых на стороне, у поставщиков, не входящих в состав предприятия.
Внутренние (неявные) издержки – затраты собственных ресурсов.
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.
Инфляция (с лат. – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченном повышением их качества.
Заработная плата – материальное вознаграждение за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг).
Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.
Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.
Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются на продажи товаров в виде надбавок к цене товара и услуг.
Федеральные налоги – это налоги, которые перечисляются в федеральный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Местные налоги – это налоги, которые поступают в местный бюджет, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Государственный бюджет (от англ. сумка, кошелек) – роспись доходов и расходов государства на определенный период времени; финансовый план страны.
Государственное регулирование экономики – система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабилизации и развития (экономического роста) в меняющихся условиях.