Что такое объективация женщин
Что такое объективация, или Как человека превращают в вещь
Любовь Карась
Объективация повсюду: в повседневной жизни, в рекламе, СМИ. Человека превращают в предмет, дают ему определенные характеристики и используют в целях привлечения внимания. Это приводит к дегуманизации. Рассказываем об этом процессе и о сексуальной объективации и самообъективации.
Суть объективации
В философии же понятие объективации имеет иное значение. Например, русский философ XX столетия Николай Бердяев понимал под ним воплощение, материализацию. Иными словами, объективация является соединением духа с материей. Человек считался существом, принадлежащим к двум мирам. Тогда объективация — это перевоплощение духа в тело, в объект.
Сексуальная объективация
В современной медиасреде все чаще употребляется такое понятие, как «сексуальная объективация». Под ним понимается акт обращения с человеком как с объектом сексуального желания. Чаще всего ими становятся женщины. Их наделяют рядом характеристик, отвечающих интересам мужчин, и используют как ресурс для удовлетворения сексуальных потребностей.
Сексуальная объективация проявляется в самых разных сферах: на телевидении, на улице, за закрытыми дверями офиса и частной квартиры. Эта практика имеет свои негативные последствия для женщин. Так, после изнасилования их могут обвинить в «вызывающем внешнем виде» или «провокационном поведении».
Фредриксон и Робертс утверждают, что объективация женщины может привести к усилению чувства тревоги. Это может повлиять и на психическое состояние. Так, навязанные стандарты красоты приводят к нездоровому отношению к питанию, вследствие чего возникают расстройства пищевого поведения. Кроме того, возникают такие чувства, как стыд или беспокойство. «Наиболее глубоким и всеобъемлющим из этих переживаний является нарушение потока сознания, которое приводит к тому, что многие девушки и женщины усваивают культурные практики объективации и обычно следят за внешним видом», — заявляют Фредриксон и Робертс.
Самообъективация
Одним из видов объективации является самообъективация. В этом случае сам человек рассматривает себя как объект для использования. В ходе этого процесса женщина или мужчина критикуют собственное тело, не соответствующее каким-то стандартам.
«Самообъективация — это невидимая тюрьма: вместо того чтобы просто жить полной жизнью, вы постоянно думаете о том, что на вас смотрят. Это высасывающий душу акт полицейского надзора и строжайшего контроля над собой, порождаемый худшими страхами и тревогой о том, что думают окружающие, глядя на вас. Со временем ваша личность расщепляется все сильнее и самообъективация все больше мешает вам в полной мере реализовать свой человеческий потенциал. Такая двойная идентичность — чрезвычайно тяжкое бремя: она отвлекает, доставляет огромный психологический дискомфорт и ограничивает ваш прогресс, потенциал для достижения счастья. Если вновь обратиться к приведенной выше метафоре существования в море объективации, то самообъективацию можно сравнить с попытками плавать в тяжеленных, насквозь промокших джинсах».
МнениеЧто такое сексуальная объективация и чем она опасна
Разбираемся в ключевых понятиях борьбы за права женщин и не только
Текст: Мария Серветник
В обществе — и в том числе российском — набирает обороты общественная дискуссия о различных формах дискриминации, в частности, о сексизме. «Геймергейт», бурные дебаты о рубашке, не оставившие в стороне никого, обращение инициативной группы в ELLE после публикации статьи о Екатерине Архаровой — всё это сигнализирует, что эти явления волнуют всех. Но надо понимать, что в нашем обществе нет долгой традиции подобного обсуждения и, соответственно, нет общественного консенсуса по ряду вопросов.
Комментарии в соцсетях и под публикациями СМИ демонстрируют, что у многих до сих пор нет четкого понимания, что такое борьба за права, дискриминация, сексизм, феминизм, радикальный феминизм и так далее. Мы решили, что для конструктивного диалога необходимо сначала определиться с ключевыми понятиями. Первым делом мы попросили экспертов объяснить, что такое сексуальная объективация, как она проявляется в культуре и обществе и какие у нее могут быть последствия.
Денис Салтыков культуролог
Сексуальная объективация — это конструирование и/или восприятие кого-то как сексуального объекта. Например, если мужчина едет в метро и жадно разглядывает декольте расположившейся напротив дамы — это типичный и всем знакомый случай сексуальной объективации. Точно так же мужчина (я обращаюсь к такой маскулинной гетеросексуальной модели как наиболее распространённой в нашей повседневности), смотрящий в театре на игру актрисы и комментирующий затем друзьям: «Сиськи у нее ничотак!» — тоже яркий и понятный пример сексуальной объективации.
Тем не менее стоит отличать объективацию как таковую от сексуальной объективации. Человеку вообще свойственно объективировать, как доходчиво объясняют современные антропологи типа Дэниела Миллера. Это нормальный способ социального взаимодействия. Поэтому с критикой объективации очень легко переборщить. Точно так же стоит относиться и к репрезентации женщины в искусстве. Всегда нужно учитывать контекст производства и отличать изображение женского тела как сексуального фетиша от, например, канонического изображения обнаженной натуры в ренессансной живописи. Пресловутая Венера — это работа по созданию религиозного фетиша. Сексуальная объективация здесь добавляется вовсе необязательно. Мы же знаем, что обнаженная женская натура в античности не эротизировалась, в эпоху Возрождения дела уже обстояли чуть сложнее, но это всё еще ситуация, не идентичная современной, а потому не нужно торопиться и с применением аналогий из нашего времени.
К тому же, помимо замысла создателя образа, есть еще восприятие людьми, конечными потребителями. Неслучайно сейчас в антропологии распространена рекомендация уделять внимание анализу аудитории. Вполне возможно, что нечто, задумывавшееся как религиозный фетиш (я использую этот пример в силу его наглядности), зрителем воспримется в знакомом нам духе: «Ну и фигурка у этой дамочки!» Главное в критике сексуальной объективации — внимательно относиться к социальному контексту в каждом конкретном случае, чтобы ненароком не начать мерить всё с позиций сегодняшнего контекста. Тонкая критика должна быть чуткой к различиям.