Что такое объективная реальность в философии

Объективная реальность

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение, Пространство и Время (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

Источник

Объективная реальность

«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)».

В материализме обычно представляют объективную реальность как некий механизм, работающий в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать ограниченное влияние.

В религии и оккультизме считается, что мир раскрывается человеку в зависимости от его субъективной (духовной) динамики (развития). В основе мира представляются духовные существа (боги), которыми мир был создан (креационизм), и которые могут вмешиваться в работу «механизма» мира (теизм) или не вмешиваться (деизм).

В агностицизме считается, что «объективная реальность» как она есть недоступна полному познанию и пониманию человека.

По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов). С другой стороны, именно это и является логическим отделением восприятия и реальности, а следовательно, сам термин объективная реальность — подчеркивает разницу между восприятием реальности и действительностью.

В смысле «объективного, самодостаточного» источника воздействий на когнитивный процесс используется и понятие «творцы истины (англ. truth-makers) эмпирических предложений».

Источник

Объективная реальность и классовое сознание.

Речь пойдёт об Объективной Реальности, данной Лениным В.И. в работе «Материализм и эмпириокритицизм» при определении понятия Материи: – «Материя есть философская категория для обозначения объективной Реальности, которая дана человек в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Другими словами, понятие материи связано с некой сущностью, которая фиксируется человеком через его собственные ощущения, но в то же самое время существует независимо от него. Отсюда следует, что оно содержит не всё представление об исследуемом объекте, а лишь часть, ограниченную физическим восприятием. Именно отсутствие полноты в содержании определения материи, непосредственно связанной с человеком, является краеугольным камнем между двумя фундаментальными понятиями – материей и сознанием, их первичности и вторичности. На самом деле этот извечный спор лишь игра понятий, поскольку и сознание, и материя согласно современным представлениям относятся к бытию самого человека и не выходят за его пределы. К сожалению, наука плоть до 2013 года (см. «Теория Реального объекта» автора) не смогла выработать описание признака независимости, соответственно оба эти понятия традиционно описываются одним частным признаком. Сознание при этом содержит множество понятий в рамках мироощущений человека и не содержит объективно-независимой части той самой Сущности, которую мы называем Материей.

Другими словами, как материя, так и сознание описывают только часть Объективной Реальности со стороны понятийной базы человека, что не распространяется на всю её Объективную Сущность, которая оказывается за его пределами.

В предыдущей статье на эту тему «Частное и общее» было сказано, что вся структура частного понятия человека основана на неизменности признака собственного состояния, а движение, его изменение, моделируется абстрактной подстановкой любых двух значений из числа статичного множества собственного состояния без объявления истинной причины изменений, т.е. с открытой причинно-следственной связью. При этом искусственно вводится зависимость и соответственно мера движения физических параметров от другого, аналогичного и формально независимого. Теория Реального объекта показывает, что любой подобный параметр, выраженный счётной переменной, является её клоном, что представляет пропорциональное множество собственных частей. Это множество подчиняется арифметическим законам и может быть выражено рациональным числом: дробью, где числитель целое число, а знаменатель – натуральное.

Исходя из понятия собственного состояния наблюдателя за происходящими процессами, которое характеризуется двумя взаимосвязанными признаками на собственной основе – это собственный признак и его же изменения – происходит процесс интерпретации природных процессов. То, что не соответствует этой модели, не попадает в зону понимания и просто отбрасывается.

Фактически это приводит к урезанной версии природных взаимоотношений до собственных значений наблюдателя. Интерпретация событий приобретает искажённый характер с явным перевесом в сторону частной основы сравнения, генератором которой является сам человек. По этой причине, из-за ошибочной интерпретации происходящих процессов возникает конфликт между Реальным состоянием общества и человеком, который вмешивается в течение событий в нарушение причинно-следственных связей. При этом он не понимает, что явления природы, за которыми стоит ряд фундаментальных процессов, не поддаются простому объяснению в рамках известных понятий.

Терминология традиционного мировоззрения сфокусирована на частный признак отношений, из которого исключена реальная причина изменений, а логические провалы компенсируются аксиоматикой, привязанной к частной, заведомо ошибочной основе.

Одним из таких понятий является Объективная реальность. От частного состояния оно унаследовало скрытую зависимость, ограниченную неизменностью основы сравнения. По этой причине Объективная реальность, а вместе с ней и Материя не содержат заявленных признаков независимости, поскольку жёстко привязаны к сознанию через собственный частный признак сравнения. Отсюда вытекает более общий вывод, что сознание человека не может должным образом истолковать ни одно явление Природы, и постоянно находится с ним в конфликте. Это состояние его собственного мировоззрения с точки зрения Теории Реальности (ТРО) относится к Инверсии сознания. По сути, сознание существует на противоречиях, которые само же внедряет в описание Бытия.

Спусковым «крючком» в этом деле является процесс сравнения, который основан на равенстве и поэтому при вторичной процедуре «высвечивает» разницу между двумя асимметричными признаками – счётным и несчётным. Если бы они были симметричны, то разница не могла бы возникнуть в принципе. А если между ними отсутствует счётное пропорциональное соответствие, то возникает признак изменений, который становится заметным на фоне «невидимого» Бытия. Подробно это описано в предыдущих статьях Теории.

Современная философия пытается представить этот процесс с позиции наблюдателя, заведомо ущербной, так как в его основе Мир заведомо разделён на счётное множество частей, без объяснения того, как это произошло. Отсюда и структура отношений имеет характер лоскутного одеяла, которое сшить невозможно при отсутствии Реальной причинно-следственной связи.

На этом фоне возникает уникальное социальное явление деления общества на классы, которое непосредственно связано с процедурой интерпретации сознанием общественных явлений и Природы в целом.

Персонификация причинно-следственных связей, когда единица измерения общественных процессов целиком ложится на личность, приводит к нарушению баланса отношений частного-целого и выделения из него частных изменений. В результате возникает вторичный приоритет общественных отношений на фоне неизменного состояния личности. И это нормально, так как вписывается в общий мировоззренческий процесс восприятия действительности. Вот только общественные явления выпадают из этого мировоззренческого контекста, поскольку на них распространяется процедура сравнения, где собственное состояние наблюдателя формирует метрику в явном виде и персонифицирует структуру отношений. Если, например, в физике явлений возникает понятие массы в межобъектных отношениях, то при интерпретации социальных процессов возникает понятие власти. Все они, так или иначе, относятся к вторичному приоритету с позиции частного состояния наблюдателя, что свойственно для межобъектных и тем более общественных отношений. Однако, фундаментальной ошибкой при этом является персонификация власти и удаление из неё общественного признака большинства.

Власть большинства частично восстановлена в теории марксизма, но совсем на другой основе – производственных отношений, что требует идеологического обоснования приоритета диктатуры пролетариата на фоне равноправия и полоской мировоззренческой шкалы. При этом отсутствие ясного понимания производственных и общественных процессов привело лишь к частичной стабилизации общества, что не смогло предотвратить реставрацию капитализма в России.

С уважением. Скобелин Г.В. 05.02.2020 г.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Объективная и субъективная реальность

Объективная и субъективная реальность

Одним из центральных вопросов в теории познания — является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и т.д.

Разберёмся сперва в таких видах реальности как объективная и субъективная:

Объективность — означает независимость существования вещей и явлений от воли нашего сознания. Объективная реальность — это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность — может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.

Субъективность же — это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная — с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах — создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении — это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) — осознанно. Сновидения и мечты (воображение) т.о. — две разновидности субъективной реальности.

Философы, с древних времён — дискутируют и спорят о том, какова реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна она или субъективна, т.е. насколько вещи и явления Мира, в котором мы живём, зависят от нашего сознания. Как узнать, не придумываем ли мы, неосознанно, сами наш окружающий Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно. Возможно и то, что наша жизнь — лишь сон, сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае — закончится не смертью, а пробуждением, или новой жизнью (как новым сновидением). Верить в жизнь как сон — т.о. весьма приятно и утешительно.

Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением — была осознана ещё в древней Греции (Сократ: «Познай самого себя — и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа — пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) — влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир — сон, то ключ к его глубинному познанию — лежит через познание самого себя).

Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь — это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. Наука — бессильна в этих вопросах, а философия может приводить лишь доводы, но не доказательства. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон). Что из этих вариантов выглядит более вероятным — люди решают по-разному…

Читайте также

Обычная объективная реальность без Бога

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое — так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира — обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,

2.2. Материя – объективная реальность

2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,

Субъективная диалектика и логика

Субъективная диалектика и логика Мир един и едина его диалектическая структура, но в ней имеется область диалектической познавательной деятельности людей. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика,

§ 2. Время и субъективная дедукция

§ 2. Время и субъективная дедукция Кант описывает взаимосвязь синтезов аппрегензии (схватывания)[12] в созерцании, воспроизведения в воображении и рекогниции в понятии и выявляет четвертый синтез, необходимо лежащий в основе каждого из них и в основе их взаимосвязи, –

Субъективная религия

Субъективная религия Если теология является делом разума и памяти (ее происхождение тем не менее может быть любым – источником ее может быть и сама религия), религия же есть дело сердца, представляющее интерес ввиду потребности практического разума, то из этого само

Субъективная мудрость

Субъективная мудрость — Не хотела бы я быть человеком, — сказала змея.— Кто бы тогда запасал мне орехи? — поддержала ее белка.— У людей такие слабые зубы, — добавила крыса, — что ими почти ничего не сгрызешь.— Кроме того, — сказал осел, — люди такие неповоротливые и

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

2. СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭТИКА

2. СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭТИКА Если мы признаем этот принцип гуманистической этики, что мы должны ответить тем, кто отрицает способность человека формулировать объективно верные нормативные принципы?Одна школа гуманистической этики разделяет эту точку зрения и

Субъективная интерпретация событий и их подлинность

Субъективная интерпретация событий и их подлинность То, что помогало дискредитировать народные предания о катастрофах, — это субъективная и магическая интерпретация событий. Море раздвинулось. Люди приписывали это явление вмешательству их вождя; он поднял свой жезл

27. Субъективная реинтеграция

27. Субъективная реинтеграция — Добрый вечер! — вежливо поздоровался кролик.— Му-у, — ответила корова, пережевывая большой пучок травы.— Здесь такая мягкая трава вокруг, — добавил кролик, — надеюсь, вам нравится.— Му-у, — согласилась корова, даже не взглянув на

Источник

Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объективная реальность и объективный мир

Объективный мир – это мир, который существует вне зависимости от желаний субъекта, то есть человека, и его сознания. Это представления о мире, как об окружающей реальности, которая не зависит от позиции, понимания или восприятия субъекта.

В философии под реальностью понимают все, что существует в действительности. Принято различать реальность:

Объективная реальность – это все то, что существует вне человеческого сознания, например, время, пространство, движение.

Субъективная реальность – это явление сознания, то есть ощущение, восприятие человеком чего-либо и все, что с связано с этим восприятием.

Чтобы определить объективную реальность, которая ощущается, копируется, фотографируется и отображается человеком, но при этом, которая существует вне его ощущений и за пределами его сознания, в философии определено понятие материи.

Условно материю делят на две группы:

При этом такое деление крайне условное, но при этом очевидна его необходимость. Если мы говорим о материи, то анализу может подвергаться только то, что человек познал.

Чтобы описать материю, выделено три объективные формы ее существования:

Под движением понимают не только механическое перемещение тела, но и любой процесс взаимодействия и любое изменение в состоянии объектов, то есть формы движения крайне разнообразны и способны переходить из одной формы в другую. Часто можно говорить о движении, противопоставляя ему состояние покоя, считая эти понятия равноправными. Однако, это не так: покой – относителен, тогда как движение – абсолютно.

Готовые работы на аналогичную тему

Пространство и время – формы бытия материи.

Пространство в философии – это структура объекта, его свойство быть протяженным, занимать место среди других объектов.

Характеризуя пространство, часто говорят о бесконечности.

Время – это длительность существования объекта, направленность изменения объекта.

Пространство и время одновременно и относительны, и абсолютны. Относительность связана с тем, что их свойства непрерывно меняются, а абсолютны, так как не существует объекта, способного существовать вне времени и пространства.

Реальность – ключевое философское понятие, именно с ним связан основной вопрос философии: первична материя или сознание, то есть объективная или субъективная реальность; способен ли человек познать реальность, которая его окружает.

Движение, пространство, время и жизнь – это свойства или их проявления, а также взаимодействия разных по степени сложности, видов материи, которыми в совокупности образован целостный мир иди вся объективная реальность, то есть бытие.

Обычно в материализме представляют объективную реальность в качестве некоторого механизма, который работает в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать некоторую степень воздействия.

В религии и оккультизма принято считать, что мир раскрывается человеку вне зависимости от его субъективной, то есть духовной, динамики, то есть развития. Основой мира являются духовные существа (Бог), который создал мир (теория креационизма), а также они способны вмешиваться в жизнь мира (теизм) или не вмешиваться (деизм).

Агностицизм рассматривает точку зрения, что объективная реальность в полной мере не может быть познана и понята человеком.

Как считают некоторые ученые, сам термин «объективная реальность», который введен отечественной философской традицией, является логической ошибкой, плеоназмом, так как сам термин «реальность» предполагает данность, свободную от субъективных воздействий. В таком смысле даже иллюзии – это реальность для каждой конкретной психики, когда они рассматриваются в качестве закономерного продолжения психических состояний личности, а также совокупности внешних воздействий. Такие иллюзии могут отражаться в истории психической болезни, либо стать объектом научного эксперимента.

С другой стороны, именно это и есть логическое отделение восприятия от реальности, а значит, самим термином «объективная реальность» подчеркнута разница восприятия реальности и действительности.

Понятие субъективной реальности и субъективного образа

Субъективная реальность – это реальность идеального, то есть содержание мыслительных операций.

В понятии субъективной реальности выражается специфическое и неотъемлемое качество сознания. Представление о субъективной реальности сформировалось на основании определения материи, в качестве объективной реальности. Если есть объективная реальность, то логично предполагать существование и субъективной реальности. При этом в советской философии из-за существования субъективной реальности сформировался и ряд проблем. Например, велись дискуссии по вопросу существования такой реальности в животном мире, внутри кибернетической системы, а также вопрос о структуре субъективной реальности.

Качество субъективной реальности – неотъемлемое специфическое свойство сознания, оно философских работах обозначено разнообразными, но близкими терминами: «ментальность», «субъективный опыт», «интроспективно доступное состояние» и пр.

В отечественных философских трудах, посвященных теме субъективной реальности, большая часть автором использует для определения субъективной реальности, понятие идеального, основываясь на приятом логическом противопоставлении его материальному. Так как материальное принимается за объективную реальность, то идеальное становится субъективной реальностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *