Что такое объективные обязанности

Ход урока

УРОК ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других.

Ход урока

Викторина «Имею право!»

1 тур «Теоретический»:

Дать свою версию ниже перечисленных определений

— Что означают эти слова? (Выслушиваются ответы детей.)

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

— Словарь Ожегова гласит «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.»

Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.

Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии и отменой рабства.

Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года.

— Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др., но, самое главное, – право на жизнь.)

Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Ст.38 Конституции РФ –

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Помимо прав у человека есть и обязанности.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что определенное поведение не всегда осознается человеком, а это может привести к отступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения.

Так, Конституция РФ устанавливает:

— обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

— ст. 59 четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая за­висимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

2 тур «Кто больше».

Команды поочередно называют нормативно-правовые документы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

1).Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?

— Всеобщая декларация прав человека,

— Конвенция по правам ребенка,

— Международный пакт о гражданских и политических правах,

— Международный пакт об экономических, социальных культурных правах,

— Конституция Российской Федерации,

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.

Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка»

О правах человека говорит Конституция РФ.

Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на тер­ритории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

2). Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

3 тур «Блицтурнир»

Более подробно поговорим о правах. От каждой команды участвует по одному человеку.

Вы по цепочке называете группы прав, и как пример по одному праву человека на эту группу.

1 балл зарабатывает тот, кто ближе будет к верному ответу.

Личные

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

Право на участие в управлении государством (избирать и быть избранным);

Право на митинги, де-монстрации.

Ст. 34 –

Предпринимательская деятельность;

Право на частную собственность;

Право частной собственности на землю.

Право на труд;

Право на материнство, детство;

Право на жилье;

Право на образование.

4 тур – «Сказочный»

Какие права и свободы героев нарушены?

Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса. Таким образом, куклы использовали свое законное право обрести свободу. Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карла и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы. Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться.

Ст.37 – Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Кай оказался в плену у Снежной королевы. Писатель ничего не говорил о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной королевы.

Нарушены права пленного и права ребенка на свободу творчества.

Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду, была лишена возможности отдыхать вместе со свободными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.

Таким образом, нарушено право Золушки на отдых, мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями.

Право на частную собственность

Ст.25 – Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Мачеха даёт падчерице непосильную работу.

Ст.37 – Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

5 тур «Литературный»

За каждый правильный ответ 1 балл.

Соотнеси пословицы с названием прав:

n Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

n Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

n Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

n Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

n При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

n Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

n Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

n Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

n Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

(Приведены статьи Всеобщей декларации прав человека)

Подведение итогов

После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:

Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались?

n Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

n Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

n Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Источник

Объективное банкротство: в какой момент оно возникает?

Что такое объективные обязанности. Смотреть фото Что такое объективные обязанности. Смотреть картинку Что такое объективные обязанности. Картинка про Что такое объективные обязанности. Фото Что такое объективные обязанности

Что такое объективные обязанности. Смотреть фото Что такое объективные обязанности. Смотреть картинку Что такое объективные обязанности. Картинка про Что такое объективные обязанности. Фото Что такое объективные обязанности

Одним из важнейших механизмов защиты нарушенных прав кредиторов должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, является институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц, в рамках которого в настоящее время вырабатываются эффективные подходы к выявлению как конечных бенефициаров, виновных в доведении хозяйствующих субъектов до банкротства, так и неправомерных действий контролирующих лиц, приведших к банкротству должника.

Вместе с тем, несмотря на стремление усовершенствовать механизм субсидиарной ответственности для установления действительных причин банкротства хозяйствующего субъекта и виновных в этом лиц, некоторые вопросы, имеющие существенное значение для рассмотрения таких споров, не получили однозначного решения как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

О категории «объективное банкротство» и моменте его возникновения

Одной из важнейших категорий, используемых при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности, является «объективное банкротство», применяемое при установлении периода, в рамках которого определяется круг контролирующих лиц, а также момента возникновения обязанности единоличного исполнительного органа должника (субсидиарно – иных контролирующих его лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Внедрение категории «объективное банкротство» в рассмотрение споров о привлечении к субсидиарной ответственности, несомненно, соответствует целям установления действительных обстоятельств несостоятельности должника в сравнении с ранее действовавшим регулированием и практикой. В частности, такие категории, как «неплатежеспособность» и «неоплатность», очевидно, не могут свидетельствовать о реальной невозможности хозяйствующего субъекта исполнить обязательства перед кредиторами и зачастую присутствуют в деятельности большинства компаний, привлекающих заемные денежные средства и имеющих кассовые разрывы.

Отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства породило существенные сложности, влияющие на обоснованность судебных актов по спорам о привлечении к субсидиарной ответственности.

Первоначально термин «объективное банкротство» был введен Верховным Судом РФ в Определении от 20 июля 2017 г. № 309-ЭС17-1801 по делу № А50-5458/2015, в котором объективное банкротство определялось как критический момент, когда должник из-за снижения стоимости чистых активов утратил способность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Позднее, в Постановлении Пленума ВС от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее – Постановление Пленума ВС № 53) под объективным банкротством подразумевался момент, когда должник стал неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе касающиеся уплаты обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов.

Представляется, что такое толкование целесообразнее, чем определение момента возникновения объективного банкротства на основании размера чистых активов по данным бухучета, которые могут быть умышленно искажены либо отражать стоимость активов, не соответствующую действительности, в силу объективных причин.

Как отмечалось, определение момента объективного банкротства важно для установления обязанности руководителя юридического лица – должника (субсидиарно – иных контролирующих лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве. При этом неподача руководителем такого заявления при возникновении объективного банкротства является противоправным бездействием и основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Вместе с тем отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства влечет крайне негативные последствия для лиц, не оценивших должным образом риски и последствия их управленческих решений с позиции оснований для последующего привлечения к субсидиарной ответственности.

С учетом этого одним из важнейших направлений совершенствования института субсидиарной ответственности представляется выработка единообразного подхода к определению момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника. Несмотря на то что определение объективного банкротства таким способом, на наш взгляд, более корректно, правовые позиции, сформированные Верховным Судом, не раскрывают подробно алгоритм, которым должны руководствоваться суды, определяя размер денежных обязательств и реальных активов, а также не поясняют, каким образом суд должен устанавливать действительные причины объективного банкротства.

Кроме того, согласно п. 16 Постановления Пленума ВС № 53, в котором раскрывается, что понимается под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, определение существенности влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, а также наличия причинно-следственной связи между ними и объективным банкротством возложено на суд. Неопределенность и отсутствие единообразных критериев определения момента и причин объективного банкротства влекут для судов необходимость самостоятельно устанавливать объективное банкротство в каждом конкретном случае с учетом надлежащей оценки специфики деятельности должника, его бухгалтерских и иных документов, а также экономических и иных факторов, повлиявших на возникновение объективного банкротства, включая степень влияния каждого из них.

В условиях действующих в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпций, применяемых к контролирующим лицам, отсутствие опровержения ими обстоятельств, указанных в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности, может толковаться как признание таковых (что в том числе может применяться к моменту определения объективного банкротства).

Вместе с тем в условиях опровержения контролирующим лицом доводов заявителя о моменте возникновения объективного банкротства и его причинах, в том числе со ссылкой на документы бухучета, иные документы и экономические факторы, суду необходимо критически оценивать заявленные доводы и представленные документы. Это, в свою очередь, вызывает сложности на практике, в связи с чем Верховный Суд вынужден в каждом конкретном случае давать судам указания о необходимости установления момента возникновения объективного банкротства, исследования его причин и их влияния на возникновение признаков банкротства, а также оценки действий контролирующих лиц и их причинно-следственной связи с наступлением объективного банкротства.

Предлагаемые меры для преодоления отсутствия единообразия судебной практики

С учетом изложенного представляется целесообразным издание более подробного разъяснения ВС (с обязательным привлечением при его подготовке лиц, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и финансов) относительно алгоритма определения объективного банкротства, а также оценки экономических и иных факторов, повлиявших на его возникновение, и степени влияния каждого из них.

Вместе с тем очевидно, что такие разъяснения или рекомендации общего характера дадут судам определенный ориентир, в то время как для установления причин конкретного банкротства и момента его возникновения полагаем целесообразным привлечение специалистов в сфере экономики. Например, в уголовном судопроизводстве при рассмотрении дел по таким преступлениям, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, широко используется экспертиза признаков банкротства. В целях соблюдения баланса прав и интересов кредиторов и привлекаемых к ответственности контролирующих лиц необходимо, на наш взгляд, активнее использовать институт судебной экспертизы для установления объективного банкротства. Нельзя также не отметить, что на практике лица, участвующие в деле, обращаются к институту судебной и внесудебной экспертизы не для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, а для подтверждения их позиции экспертом.

Указанная проблема присуща институту судебной и внесудебной экспертиз в целом, а не только применительно к рассмотрению споров определенной категории. Учитывая это, для беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства представляется целесообразным выбор эксперта на основании кандидатур, определяемых судом, а не предлагаемых лицами, участвующими в деле.

Альтернативным вариантом обеспечения беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства могло бы стать создание единого реестра экспертов, управомоченных проводить его в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, с возложением функций по его ведению на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии как контрольный (надзорный) орган в рамках дела о банкротстве. Такой реестр, формируемый на основе соответствия экспертов определенным критериям квалификации и опыта, позволит, на наш взгляд, установить реальные причины и момент возникновения объективного банкротства в каждом конкретном случае и избежать злоупотреблений со стороны участвующих в деле лиц при выборе кандидатур экспертов, обеспечить их независимость и объективность при назначении в качестве эксперта для конкретного дела на основе случайной выборки (по аналогии с назначением судом временного управляющего при представлении его кандидатуры аффилированным с должником лицом).

Создание реестра вряд ли решит все возникающие на практике вопросы, связанные с установлением объективного банкротства в рамках споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, но в то же время позволит минимизировать риск заинтересованности эксперта по отношению к лицам, участвующим в деле. Кроме того, привлечение экспертов для подготовки заключения по вопросам, связанным с установлением объективного банкротства, предполагает их комплексное исследование на основе не только данных бухучета, но и всей финансовой документации должника, касающейся совершенных им сделок. Это, в свою очередь, может повлечь неполноту или неточность выводов экспертов относительно действительного момента и причин объективного банкротства – например, в случае непередачи документов бывшим руководителем должника конкурсному управляющему.

Полагаем, в таких случаях в интересах кредиторов (помимо возможности их защиты путем привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника за непередачу документов) эксперту (как и суду в случае самостоятельного определения им момента и причин объективного банкротства) неизбежно придется делать выводы на основании представленных документов и исходить из презумпции их достаточности.

В заключение отметим, что в настоящее время определение объективного банкротства на практике вызывает сложности, обусловленные как отсутствием у судей специальных познаний в области экономики, так и пробелами в регулировании на уровне разъяснений Верховного Суда. Вместе с тем значимость объективного банкротства для споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности неизбежно требует решения вопросов, возникающих в судебной практике, и совершенствования правового регулирования данной категории в целом.

1 См. Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н (в ред. от 21 февраля 2018 г.) «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».

2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 10 декабря 2020 г. № 305-ЭС20-11412 по делу № А40-170315/2015; определения ВС от 23 апреля 2019 г. № 306-ЭС19-5189 по делу № А06-3339/2018, от 11 декабря 2018 г. № 301-ЭС18-21426(2) по делу № А43-11680/2015.

3 См. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 30 января 2020 г. № 305-ЭС18-14622(4,5,6) по делу № А40-208525/2015.

4 В качестве примера можно привести застройщика, прибыль которого может быть получена после заключения договоров долевого участия в строительстве.

Источник

наук Республики Казахстан,

доктор юридических наук,

доктор юридических наук,

профессор, заслуженный деятель

науки Республики Казахстан

Настоящий учебник написан на основе анализа и теоретического осмысления Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого 27 декабря 1994 г. Гражданский кодекс Республики Казахстан — один из наиболее важных и фундаментальных законов суверенного Казахстана (регулирует товарно-денежные отношения, являющиеся основой рыночного хозяйства). Гражданское право Республики Казахстан складывается на основе частноправовых принципов и направлено на стимулирование инициативы физических и юридических лиц. В новом гражданском законодательстве обоснованы и закреплены такие важные принципы, как прекращение прямого приказного вмешательства государства в частную хозяйственную деятельность, неприкосновенность собственности, широкое развитие частного предпринимательства, свобода гражданско-правовых договоров, эффективная защита имущественных прав и интересов граждан.

Большинство авторов учебника были разработчиками Гражданского кодекса Республики Казахстан и основной массы законов, регулирующих экономические отношения. Авторы также принимали участие в разработке Модельного Гражданского кодекса и другого модельного законодательства (о товариществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах, о банкротстве и др.) стран СНГ. Поэтому авторы, зная исторические и логические основы происхождения той или иной нормы гражданского законодательства, могут анализировать основные положения гражданского права как бы изнутри.

Отметим настойчивое и последовательное расширение круга общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. В настоящее время расширяются границы гражданского права, соответственно сужаются границы некоторых других отраслей права, обязанных своим появлением, либо получивших развитие только в условиях ранее действовавшей системы управления (например, колхозное, земельное, горное и семейное право). Некоторые из них обречены на полное исчезновение или поглощение их гражданским правом.

В силу этих причин в учебнике освещаются некоторые вопросы, не совсем традиционные для литературы по гражданскому праву, такие, как вещные права на природные ресурсы.

Настоящий учебник является 1-м томом учебного курса гражданского права, в котором освещаются общие положения гражданского права, а также вещные права и общая часть обязательственного права.

В томе 2-м учебника будут изложены отдельные виды обязательств, в том 3-й войдут материалы, посвященные вопросам наследственного права, интеллектуальной собственности и международного частного права.

руководитель рабочей группы

по подготовке проекта

Гражданского кодекса Республики Казахстан,

института частного права Казахской

государственной юридической академии,

член-корреспондент Академии наук

Республики Казахстан, доктор юридических

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ:

1. ГК — Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23—24 (приложение); 1995 г., № 15—16, ст. 109; № 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 187; № 14, ст. ст. 274, 277; № 19, ст. 370; 1997 г., № 1—2, ст. 8; № 5, ст. 55; № 12, ст. 183, 184; № 13—14, ст. 195, 205; 1998 г., № 2—3, ст. 23; № 5—6, ст. 50; № 11—12, ст. 178; № 17—18, ст. 224, 225; 1998 г., № 23, ст. 429); Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных юридических лиц» от 16 декабря 1998 г. («Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», 30 декабря 1998 г.); Закон РК от 16 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» («Егемен Казахстан», 3—7 августа, 1999 г.; «Казахстанская правда», 3—5 августа 1999 г.); Закон РК от 16 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» («Егемен Казахстан», 29 июля 1999 г.; «Казахстанская правда», 30 июля и 3 августа 1999 г.); Закон РК от 4 ноября 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности казенных предприятий» («Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», 9 ноября 1999 г.); Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть), принятый Парламентом Республики Казахстан 1 июля 1999 г. («Казахстанская правда», 17—27 июля 1999 г.); Закон РК от 29 ноября 1999 г. «О внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)» («Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», 30 ноября 1999 г.);

2. ГК КазССР — Гражданский кодекс Казахской ССР, принятый Верховным Советом Казахской ССР 28 декабря 1963 г. (Ведомости Верховного Совета и Правительства Казахской ССР, 1964, № 2). Отменен Законом РК от 1 июля 1999 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) («Казахстанская правда», 17 июля 1999 г.);

3. ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, принятая Государственной думой Российской Федерации 21 декабря 1994 г., часть вторая, принятая Государственной думой Российской Федерации 22 декабря 1995 г.;

5. ГПК — Гражданский процессуальный кодекс, принятый Парламентом РК 13 июля 1999 г. («Казахстанская правда», 28, 29, 30 июля 1999 г.);

6. Закон о банкротстве — Закон РК от 21 января 1997 г. «О банкротстве» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 1—2, ст. 7; «Казахстанская правда», 25 января 1997 г.);

7. Закон об индивидуальном предпринимательстве — Закон РК от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 12, ст. 185);

8. Закон об иностранных инвестициях — Закон РК от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» (Ведомости Верховного Совета РК, 1994 г., № 23—24, ст. 280; «Советы Казахстана», 20 января 1995 г.);

9. Закон об общественных объединениях — Закон РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях» (Ведомости Парламента РК, 1996 г., № 8—9, ст. 234);

10. Закон о бюджетной системе — Закон РК от 1 апреля 1999 г. «О бюджетной системе» («Казахстанская правда», 2 апреля 1999 г.);

11. Закон о жилищных отношениях, Жилищный закон — Закон РК от 16 апреля 1997 г. «О жилищных отношениях» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 8, ст. 84; «Казахстанская правда», 10 июня 1997 г.);

12. Закон о ТОО — Закон РК от 22 апреля 1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» («Казахстанская правда», 30 апреля 1998 г.);

13. Закон об акционерных обществах — Закон РК от 10 июля 1998 г. «Об акционерных обществах» («Казахстанская правда», 21, 22, 23 июля 1998 г.);

14. Указ о хозяйственных товариществах — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 2 мая 1995 г. «О хозяйственных товариществах» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 7, ст. 49);

15. Указ о государственном предприятии, Указ о предприятии — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 г. «О государственном предприятии» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 9—10, ст. 66);

16. Указ о производственном кооперативе — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 5 октября 1995 г. «О производственном кооперативе» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 20, ст. 119);

17. Указ о государственной регистрации юридических лиц — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 17 апреля 1995 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 3—4, ст. 35);

18. Закон о ценных бумагах — Закон РК от 5 марта 1997 г. «О рынке ценных бумаг» (Ведомости Парламента РК, 1997, № 5, ст. 52; «Казахстанская правда», 11 марта 1997 г.);

19. Указ о банках и банковской деятельности — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 15—16, ст. 106);

20. Указ об ипотеке, Указ об ипотеке недвижимого имущества — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «Об ипотеке недвижимого имущества» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 165);

21. Указ о приватизации — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «О приватизации» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 163; «Казахстанская правда», 4 января 1996 г.);

22. Указ о налогах — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 6, ст. 43);

23. Указ о лицензировании — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 3—4, ст. 37);

24. Указ о земле — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 22 декабря 1995 г. «О земле» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 159);

25. Указ о недрах, Указ о недрах и недропользовании — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 27 января 1996 г. «О недрах и недропользовании» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1996, № 2, ст. 182);

26. Указ о нефти — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 28 июня 1995 г. «О нефти» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 11, ст. 77);

27. Указ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество — Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, № 24, ст. 163).

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Гражданское право как отрасль права

§ 1. Понятие гражданского права

Еще со времен римского права юридические нормы, регулирующие общественные отношения, условно делились на публичные и частные. Поэтому принято разделение всей совокупности правовых норм на публичное и частное право (jus publicum u jus civile или jus privatum). Во многих государствах такое деление применяется и поныне.

Публичное право регулирует отношения, затрагивающие государственные или общественные интересы. Этому праву свойствен метод приказного и запретительного регулирования отношений, а также возможность вмешательства в частные дела государства в лице управленческих, правоохранительных или иных властных органов.

Частное право, напротив, охватывает отношения, затрагивающие частные обособленные интересы, возможности и необходимость защиты которых определяется их носителями без вмешательства государства.

Гражданское право Республики Казахстан в полной мере опирается на основные принципы частного права, хотя и отличается своими особенностями, отражающими современное общественное и экономическое состояние страны, ее исторический опыт и национальные традиции.

В существующей правовой системе (совокупности всех юридических норм) Республики Казахстан гражданское право — одно из основных и ведущих звеньев, именуемых отраслями права. Как и другие отрасли, гражданское право опирается на Конституцию Республики Казахстан, ст. 1 которой провозглашает, что высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

Значение гражданского права в системе всех отраслей права республики определяется, во-первых, ключевой ролью тех отношений, которые являются предметом его регулирования; во-вторых, — широкой сферой его применения; в-третьих, — его неразрывной связью с защитой имущественных и неимущественных прав и интересов личности.

В общую систему права Республики Казахстан входят, помимо гражданского, иные отрасли права — государственное, уголовное, административное и другие. Гражданское право отличается от них своими особыми признаками, характеризующими предмет и метод регулирования, а также основополагающими принципами.

Для гражданских имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, характерно то, что они возникают между имущественно обособленными субъектами, не связанными взаимными правами и обязанностями властно-подчиненного характера, каждый из которых обладает собственными частными интересами (так называемые горизонтальные имущественные отношения).

Под имущественными отношениями понимаются отношения по приобретению и использованию имущества: вещей, прав и обязанностей по поводу вещей и иных материальных благ. Как правило, предмету имущественных отношений можно дать денежную оценку.

Но предметом гражданского права служат и те горизонтальные имущественные отношения, которые по сути своей не являются товарно-денежными, например, наследование, оказание бескорыстных имущественных бытовых услуг и некоторые другие. Объем их по сравнению с товарно-денежными отношениями незначителен, но в повседневной жизни они весьма ощутимы.

Статья 1 ГК называет также личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Прежде всего это — отношения, вытекающие из создания объектов интеллектуальной собственности — произведений науки, искусства, технического творчества, средств индивидуализации участников гражданского оборота и т.п. Сами по себе эти объекты и права на них не имеют непосредственного имущественного содержания и денежной оценки. Но они, эти личные неимущественные отношения, тесно связаны с имущественными и потому попадают в сферу гражданско-правового регулирования, охраняясь средствами защиты гражданских прав.

К примеру, один из двух авторов изданной книги вновь опубликовал ее в другом издательстве под иным названием, и соавтором было обозначено другое лицо. Прежний соавтор предъявил иск о признании его соавтором переизданной книги и о лишении авторских прав вновь появившегося соавтора. Дело неоднократно рассматривалось в суде с привлечением нескольких экспертиз. Иск был удовлетворен. Следует отметить, что ни в исковом заявлении, ни в заключениях экспертов, ни в одном из судебных решений ни слова не говорилось о нарушении имущественных прав истца. Предмет спора был один: кто автор (соавтор) книги. Это право авторства было подтверждено и защищено. Однако, нет сомнений, что получивший судебное подтверждение своих авторских прав истец также с полным основанием может требовать от издательства свою долю гонорара за второе издание книги, а издательство вправе требовать от ложного соавтора возврата выплаченных ему денег. Ведь связь права считаться автором и права на авторский гонорар неразрывна.

Статья 1 ГК среди отношений, являющихся предметом гражданского права, называет также личные отношения, не связанные с имущественными. Например, отношения по поводу имени гражданина, его чести и достоинства, возможности выбора места жительства, неразглашения личных записей (дневники, письма), неприкосновенности изображения, телесной неприкосновенности и т.п. Подобные отношения регулируются гражданским правом при соблюдении некоторых условий: если они не регулируются другими отраслями права (например, уголовным правом), если это не противоречит существу личных неимущественных отношений (например, в сфере интимной близости).

Отнесение многих личных неимущественных отношений к предмету гражданско-правового регулирования объясняется и некоторыми дополнительными соображениями. Во-первых, без применения к ним гражданского права значительная часть таких отношений оказалась бы вообще без правового регулирования. Во-вторых, граница между личными отношениями, связанными или не связанными с отношениями имущественными, весьма условна (к примеру, и право на имя, и право на собственное изображение передаются иногда другим лицам за плату, как правило, в рекламных целях). В-третьих, наконец, личные права, даже не связанные с имущественными, в случае их нарушения могут, как правило, защищаться гражданско-правовыми средствами путем предоставления потерпевшему возможности требовать денежной компенсации за причиненные страдания и переживания, прекращения нарушений либо ликвидации их последствий. Без этого личные права, не связанные с имущественными, вообще остались бы без правовой защиты, как это нередко бывало в прошлом2.

Итак, первым определяющим признаком предмета гражданского права является имущественный и (или) неимущественный характер составляющих этот предмет отношений.

Но сходные с ними отношения могут быть предметом регулирования других отраслей права. Налоговые отношения, например, бесспорно носят имущественный характер, однако п. 4 ст. 1 ГК прямо говорит, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется. Поэтому для более точного определения предмета гражданского права необходим второй определяющий признак: степень властной подчиненности одного субъекта отношения другому. Если же они друг другу не подчинены и во взаимных правоотношениях не могут в силу власти, полученной от государства, давать обязательные для другого участника приказы и указания, то правоотношения строятся по гражданско-правовой модели.

Если же, напротив, государство наделило одного участника отношений властью издавать обязательные для другого участника (других участников) приказы и указания, то правоотношения строятся по модели иных отраслей права, прежде всего — административного, финансового, но не гражданского. Это, кстати, касается не только имущественных, но и некоторых личных неимущественных отношений (например, условий перемены гражданином имени, признания решения технической задачи изобретением, получения разрешения на занятие некоторыми видами деятельности).

В юридической литературе признак взаимной неподчиненности участников гражданских правоотношений друг другу называют нередко их равноправием. Это не совсем точно, так как взаимные права не являются равными (одинаковыми), так как они различаются по содержанию (у покупателя по договору купли-продажи право требовать передачи купленного имущества, а у продавца — право требовать оплаты проданной вещи) и поэтому не могут быть равными. Более точно говорить о взаимной независимости, неподчиненности участников гражданского правоотношения, но не о равноправии. Впрочем, следует учитывать, что оба термина истолковываются однозначно.

Для характеристики отрасли права важно определить не только предмет, но и свой гражданско-правовой метод регулирования. Этот вопрос наиболее глубоко исследован проф. В. Ф. Яковлевым в его капитальном труде «Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений» (Свердловск, 1972 г.).

Под методом регулирования принято понимать систему тех средств и способов, при помощи которых государство добивается нужного поведения участников данных отношений. В отличие от методов запретов и обязываний, общая характеристика метода гражданско-правового регулирования может быть обозначена как общедозволительность, т.е. государственная разрешаемость участникам гражданского оборота совершать любые действия, какие они желают, т.е. те, какие отвечают их интересам, кроме тех, конечно, действий, какие нарушают запреты закона либо правомерные интересы других лиц.

Метод в основном определяется предметом. Разрешено все, кроме того, что в установленном порядке запрещено государством. Разумеется, встречаются исключения из общего правила, но они касаются отдельных частных вопросов, не разрушая общую систему. Более конкретно отдельные способы, образующие в совокупности метод гражданско-правового регулирования, могут быть обозначены следующим образом:

А. Поскольку государство не навязывает своей воли участникам правоотношений, гражданское законодательство широко использует не императивные, а диспозитивные нормы, которым придается восполнительное значение, дополняющее волю сторон, но не формирующее ее;

Б. Поскольку государство применяет общедозволительный, но не обязывающий метод регулирования как в части возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, так и в части их содержания, и стороны юридически взаимонезависимы, они могут вступать в правоотношения лишь по своей свободно выраженной воле и определять их содержание по взаимному добровольному согласию, выраженному в заключенном ими договоре. Поэтому инициатива участников является ведущим мотивом вступления в гражданские правоотношения, а свободный договор служит основным способом их регулирования;

В. Регулируя гражданские отношения, государство обеспечивает защиту прав и правомерных интересов их участников от нарушений путем восстановления нарушенного состояния либо имущественной компенсации потерь, вызванных нарушением. При этом выбор возможного средства защиты и его фактическое применение зависит от воли субъекта, пострадавшего от нарушения;

Г. Поскольку гражданское право обеспечивает защиту частного, но не публичного интереса, метод его защиты направлен на имущество нарушителя, а не на его личность;

Д. Поскольку стороны не подчинены друг другу либо более высокой общей государственной структуре, а исполнение обязанностей, равно как ответственность за нарушение, должны обеспечиваться принуждением, основным органом защиты является суд.

Таковы элементы метода гражданско-правового регулирования.

Опираясь на понятия предмета и метода гражданского права, можно вывести его определение:

Гражданское право как отрасль права — это совокупность юридических норм, регулирующих общедозволительным методом имущественные и близкие к ним личные неимущественные отношения между юридически неподчиненными друг другу имущественно обособленными субъектами.

§ 2. Отличие гражданского права от смежных отраслей права

Отличие гражданского права от смежных правовых отраслей проводится по тем признакам, какие определяют понятие и специфику гражданского права. Прежде всего — по предмету. Все отрасли права, не регулирующие имущественные отношения (например, уголовное право, административное право, процессуальное право) четко отграничиваются от гражданского права по предмету регулирования. Там же, где другие отрасли права охватывают имущественные отношения, размежевание проводится по методу правового регулирования. Общая граница определяется по основным признакам отличия частного от публичного права. Правоотношения, которые носят публичный характер и участники которых находятся в неравном положении (власти и подчинения), а метод регулирования носит не общедозволительный, а запрещающий либо обязывающий характер, относятся к публичным (но не гражданским) правоотношениям.

Переход к рыночной экономике, отказ государства от монополистической роли собственника, основного производителя, распределителя и поставщика выпускаемой в стране продукции и от запрета частных экономических отношений ведет к расширению сферы общественных отношений, регулируемых гражданским правом. Земельные отношения, ранее полностью подчиненные самостоятельной отрасли — земельному праву, с разрешением частной собственности на землю и выходом на рынок права землепользования превращаются в отдельный раздел гражданского права.

Гражданское право все глубже проникает в трудовые, семейные, природно-ресурсные отношения. Все это происходит в рамках процесса глобального разделения правовой системы государства на публичное право, защищающее государственные и общественные интересы, и частное право, обеспечивающее удовлетворение и защиту частных интересов.

Специально остановимся на размежевании между гражданским и предпринимательским правом.

Гражданское право определяет общие начала правового регулирования всех рассмотренных выше правоотношений как находящихся, так и не находящихся в сфере предпринимательской деятельности. Такая деятельность определена ст. 10 ГК в качестве инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленной на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), осуществляемой от имени, за счет, под риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Предпринимательская деятельность осуществляется по спросу рынка, для удовлетворения рынка и по условиям, определенным рынком.

Но гражданское право, как уже отмечалось, охватывает и внепредпринимательские отношения, удовлетворяющие бытовые, личные, семейные, материальные и духовные потребности субъектов гражданского права — как предпринимателей, так и не предпринимателей на любой стороне правоотношения. Тем не менее, в правовой научной и не очень научной литературе стран СНГ иногда высказывается мнение, что гражданское и предпринимательское (название условное, его именуют также как «хозяйственное», «торговое», «коммерческое») — это разные обособленные отрасли права.

Подобные высказывания являются продолжением острой полемики, которая десятилетиями велась в правовой литературе бывшего СССР, где при энергичной поддержке власти широко распространилась концепция так называемого «хозяйственного» права. Ее сторонники доказывали, что плановая экономика, которая в те годы была господствующей, требует принципиально иного правового регулирования, далекого от гражданского права, вместо которого пытались внедрить сконструированное ими «хозяйственное право». Такое право, по мнению сторонников концепции, отличалось тем, что включало все нормы, регулировавшие плановые хозяйственные отношения: и вертикальные — по управлению хозяйством, и горизонтальные — между непосредственными участниками хозяйственных отношений, и даже внутрихозяйственные — между подразделениями юридических лиц. В одной отрасли были смешаны и разные предметы, и разные методы, и даже разные субъекты. Гражданское право, по мнению сторонников концепции хозяйственного права, должно регулировать только отношения с участием граждан. Поэтому настойчиво выдвигалось предложение принять, наряду с Гражданским, Хозяйственный кодекс.

Изменилась экономическая и политическая система страны, экономика перешла на рыночную основу, однако, бывшие сторонники хозяйственного права и сейчас еще с изменившейся аргументацией пытаются доказать двухсекторность правового регулирования горизонтальных экономических отношений. Никаких вертикальных и внутрихозяйственных отношений уже нет. Ссылаются на то, что в некоторых развитых европейских и азиатских государствах (Германия, Франция, Япония и другие), наряду с гражданскими, действуют торговые кодексы. Аналогичные высказывания такого рода выдвигались отдельными зарубежными консультантами и в Республике Казахстан.

Ясно, что эти доводы не имеют под собой серьезного научного или практического основания. Зарубежные торговые кодексы, принимавшиеся, как правило, в XIX в., являлись сборниками законов, которые на гражданско-правовой основе определяли особенности правового регулирования отношений в отдельных сферах предпринимательской деятельности (прежде всего — рынок ценных бумаг, корпоративное и морское право). Во многих европейских государствах, в дореволюционной России не было и нет торговых кодексов.

§ 3. Принципы гражданского права

Под принципами гражданского права следует понимать его основные начала, т.е. основополагающие идеи, сформулированные законом или вытекающие из смысла его предписаний, содействующие правильному пониманию содержания и текстуального выражения гражданско-правовых норм, их адекватному толкованию, разрешению противоречий между ними, помогающие восполнять пробелы законодательства.

Принципы гражданского права Республики Казахстан коренным образом отличаются от принципов, на которых строилось советское гражданское право. Выражая характер существовавших тогда общественных отношений и ориентируясь на их укрепление и защиту, гражданское право советского периода было построено на таких принципах, как верховенство государственной собственности перед всеми ее негосударственными видами и формами, обязательность подчинения спускаемому сверху плановому заданию при заключении, толковании и исполнении гражданско-правового договора, недопустимость конкуренции в экономических отношениях и т.п. Все эти принципы отражали централизованную, командно-приказную систему регулирования экономикой и ушли в прошлое вместе с этой системой.

Сегодня уже можно назвать такие принципы гражданского права, как:

равенство правового статуса субъектов гражданско-правовых отношений;

свобода гражданско-правового договора;

невмешательство государства и всех третьих лиц в частные дела и личную жизнь;

защита предпринимателей и потребителей как основных субъектов гражданско-правовых отношений;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *