Что такое объективные законы

ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОБЪЕКТИВНЫЕ ВКЛАДЫ

ОБЪЕКТИВНЫЕ ВКЛАДЫ 7. Прежде всего, речь пойдет о предметах, которые сами по себе принадлежат области философии, но о которых философы фактически не высказали четкого суждения и которые христианское откровение вывело на передний план: например, понятие творения, а еще

4. Объективные законы общественного развития и сознательная деятельность людей

4. Объективные законы общественного развития и сознательная деятельность людей Специфика социологических законов Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены

Объективные причины и нравственность

Объективные причины и нравственность Благотворительные причины можно назвать причинами телеологическими, то есть направленными. Кроме того, это причины объективные, потому что если у кого-то имеются причины желать и добиваться какой-то благотворительной цели, то и

2. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ, ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ

2. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ, ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ Абсолютная положительная ценность есть ценность, сама в себе безусловно оправданная, следовательно, имеющая характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта; не только сама по

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В практической деятельности общества раскрывается v противоречивое единство объективных и субъективных сторон. Субъективная сторона общественной жизни включает все формы общественного и

Объективные (вещественные) компоненты производительных сил

Объективные (вещественные) компоненты производительных сил Объективные, собственно вещественные компоненты производительных сил, будучи вызваны к жизни субъективными (личностными) факторами производительных сил, сами оказывают на них глубочайшее преобразующее

1. Объективные основы и субъективные предпосылки интеграции и дифференциации знания

1. Объективные основы и субъективные предпосылки интеграции и дифференциации знания Общефилософской основой, позволяющей объяснить процессы дифференциации и интеграции, подвести под них объективное основание и вместе с тем сознательно руководствоваться ими, избегая

Объективные условия социальной революции

Объективные условия социальной революции Проблема революции и в 70-е годы по-прежнему остается одной из центральных проблем, которую в полемике со своими оппонентами развивали и конкретизировали Маркс и Энгельс. Становилось достаточно очевидно, что волна революционных

Объективные предпосылки общества, приходящего на смену капитализму

Объективные предпосылки общества, приходящего на смену капитализму Энгельс всегда подчеркивал объективную обоснованность научного предвидения контуров будущего общественно-экономического устройства, приходящего на смену капитализму. Он отмечал в одном из своих

1. Объективные основы и субъективные предпосылки интеграции и дифференциации знания

1. Объективные основы и субъективные предпосылки интеграции и дифференциации знания Общефилософской основой, позволяющей объяснить процессы дифференциации и интеграции, подвести под них объективное основание и вместе с тем сознательно руководствоваться ими, избегая

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В практической деятельности общества раскрывается v противоречивое единство объективных и субъективных сторон. Субъективная сторона общественной жизни включает все формы общественного и

6. ОБЪЕКТИВНЫЕ СИНТЕЗЫ

6. ОБЪЕКТИВНЫЕ СИНТЕЗЫ Отсюда проистекает почти бесконечный ряд следствий. Во всяком случае, следствий неограниченных, поскольку и наше теперешнее мышление принадлежит еще к их преемству. В первый ряд следует, несомненно, поместить одновременное возникновение новой

Объективные основы общественности

Объективные основы общественности I Ход русской революции обнаружил, что основной и насущной нашей потребностью является потребность в просвещении, в знании, в более сознательном отношении к общественной жизни. Мы объяты тьмой, и правят нами бессознательные стихийные

СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ

СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ Социальные объекты суть объекты эмпирические. Значит, на них распространяется все то, что говорилось в предшествующем разделе об объективных законах. Но они обладают свойствами, отличающими их от всех прочих эмпирических объектов, а

Ваши объективные влияния на окружающих

Ваши объективные влияния на окружающих Все ваши ДЕЙСТВИЯ по отношению к окружающим вас людям являются вашими ВЛИЯНИЯМИ на этих людей.Эти ВАШИ влияния на окружающих вас людей, в свою очередь, РАЗРЕШАЮТ (предоставляют возможность) им или ЗАПРЕЩАЮТ (не дают возможности) им

Глава V ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛИДЕРСТВА

Глава V ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛИДЕРСТВА «Нет человека, стоящего ниже или выше закона». Теодор Рузвельт. Каждый Лидер – при всей его неповторимости, самобытности, уникальности, исключительности – не является исключением из действия объективных Законов.Объективный Закон не

Источник

Объективный закон; типы законов

4. Объективный закон; типы законов.

Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельности означает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.

3акон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями.

Характерный и признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть

связь всеобщая, присущая неограниченно боль­шому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении.

Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий.

Знание закона может выступать основой целенаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений,

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один рад с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соот­носить понятия «необходимость», «всеобщность», «повторяемость» с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Признание многообразия видов объективного обусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов законо­мерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.?

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи.

Другим важным подразделением законов является их подразделе­ние на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относи­тельно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов.

Связь законов существования и функционирования и законов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единстве исторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетических методов исследования.

Основанием для классификации законов может выступать также структура отношений детерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить на динамические и вероятностно-стати­стические. Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний.

Опираясь на введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законы можно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинных законов лежит отношение причи­нения, и фиксируемая в них связь имеет генетический характер. В свою очередь непричинные законы могут подразделяться на функциональные, структурные, законы корреляции и т. д.

Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности.

Специфические, или частные, законы управляют поведением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие на одну из них.

Всеобщие законы — это такие законы, которые действуют во всех трех сферах действительности и изучаются филосо­фией.

5. Необходимость и случайность

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необ­ходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.

Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности/ Суть про­блемы заключается в следующем.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации:

или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминиз­ма и постулировалось объективное существование абсолютной случай­ности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе — к лишению категории случайности объектив­ного познавательного значения.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно но остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показана ранее, и необходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или от­сутствие которых но всегда определяется необходимостью. Эта пред­посылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружаю­щего мире. Необходимость относительна. Говоря о необхо­димости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относитель­ный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.

Обращение к понятию условия является одним из путей обоснова­ния объективного существования случайности. Другой путь обоснова­ния объективного существования случайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходи­мой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последова­тельность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий.

Соответственно к необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в ста­бильных условиях

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является законо­мерным.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайно­стью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде,

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда накладывает себе до­рогу через массу случайностей.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необхо­димых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

Источник

Объективный закон; типы законов

Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы

Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы

Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы

Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельности означает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.

Раскрытие содержания понятия закона тесно связано с раскрытием диалектики сущности и явления.

Закон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями. Из определения закона как существенного отношения следует вывод о том, что все основные атрибуты сущности распрост­раняются и на закон. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей. Связь, являющаяся законом, присуща не отдельным предметам, а всем пред­метам и явлениям определенного рода. Закономерное отношение вы­ступает как отношение определенного целого, которое характеризует его как всеобщее. Характерный признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно боль­шому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении. На­пример, закономерное отношение, которое существует между такими объективными свойствами газа, как давление, объем и температура, и которое в приближенной форме выражается в виде функциональной зависимости Бойля — Мариотта, будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственного положе­ния или времени. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, является и его необходимость.

Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Так, для того чтобы с необходи­мостью реализовалась зависимость между напряжением, сопротивле­нием и силой тока в проводнике, выражаемая в законе Ома, требуется, во-первых, наличие проводника с текущим по нему током (что само по себе тривиально), во-вторых, наличие определенной физической обстановки, в которой этот проводник находится, в частности, наличие определенных давления и температуры. При t, близкой к абсолютному нулю, и при сверхвысоких давлениях эта зависимость реализовываться

не будет. Это вовсе не значит, что закон Ома имеет необязательный, не необходимый характер. Пример показывает, что действие с необходи­мостью любого закона природы всегда зависит от условий его реализа­ции. Изменение соответствующих условий приводит или к смене законов, или к изменению формы их действия.

Знание закона может выступать основой целенаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений.

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соот­носить понятия «необходимость», «всеобщность», «повторяемость» с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Но характеристика закона только через выявление его отношения к категории сущности недостаточна. Важным является вопрос о соот­ношении закона и явления. Как и сущность, закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями и независимо от них. Сами законы не имеют по отношению к явлениям никакой производитель­ной силы. Они не существуют наряду с явлениями и не возвышаются над явлениями в виде мистической или физической силы. Субстанци­ональную основу своего действия законы имеют в отношениях объек­тивной детерминации, существующей между явлениями. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами. Закономерный по­рядок обусловливания внутренне присущ объективному миру, материи.

Что такое объективные законы. Смотреть фото Что такое объективные законы. Смотреть картинку Что такое объективные законы. Картинка про Что такое объективные законы. Фото Что такое объективные законы

Признание многообразия видов объективного обусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов законо­мерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи. На первый взгляд такое подразделение законов может пока­заться достаточно тривиальным, но это не совсем так, ибо конкретная характеристика закономерностей, специфичных для той или иной

формы движения, крайне затруднительна и связана с раскрытием сущности той или иной формы движения.

Другим важным подразделением законов является их подразделе­ние на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относи­тельно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов.

Связь законов существования и функционирования и законов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единстве исторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетических методов исследования.

Основанием для классификации законов может выступать также структура отношений детерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить на динамические и вероятностно-стати­стические. Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Пример тому — законы механики; на их основе прогно­зируются, помимо прочего, солнечные затмения на многие годы вперед с высокой степенью точности. Знание динамического закона позволяет однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта все его будущие состояния.

Классическая физика в основном имела дело с законами динамиче-

ского типа, и абсолютизация этого типа законов вела к концепции лапласовского, механического детерминизма; считалось, что подлин­ными законами природы могут быть только динамические законы, а статистические законы возникают как результат неполноты нашего знания.

С возникновением квантовой механики ситуация радикально из­менилась. Оказалось, что поведение квантово-механических объектов в принципе характеризуется действием статистических, вероятностных законов. Основное уравнение квантовой механики позволяет из знания вероятности нахождения микрообъекта в один момент предсказать вероятность его пространственной локализации в другой момент. Все попытки построить квантовую механику на законах динамического типа успеха не принесли.

Среди части ученых стало складываться мнение, что именно ста­тистические законы, поскольку они характеризуют поведение микро­объектов, являются фундаментальными законами, а динамические законы выступают лишь итогом нашего огрубления действительности. Думается, однако, что противопоставление динамических и статисти­ческих законов с точки зрения их познавательного статуса является проблематичным. Приписывание фундаментального онтологического статуса любому из этих двух типов законов в ущерб другому типу ведет к обеднению концепции детерминизма, к сведению всего многообразия законов к одному типу. Разумнее считать динамические и статистиче­ские законы самостоятельными типами законов, характеризующими материальные системы с различных сторон. Они не исключают друг друга и не являются по отношению друг к другу гносеологическими приближениями — они дополняют друг друга, позволяя составить более богатое представление о разнообразии отношений детерминации, су­ществующих в объективном мире. Примат же одних законов над другими в теоретическом познании зависит от качественной специфики изучаемых объектов, от способов их схематизации и идеализации.

Опираясь на введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законы можно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинных законов лежит отношение причи­нения, и фискируемая в них связь имеет генетический характер. В свою очередь непричинные законы могут подразделяться на функциональные, структурные, законы корреляции и т.д. Решение вопроса о типологии законов при таком подходе тесно связано с решением вопроса о много­образии типов детерминации или объективного обусловливания, сущест­вующих в мире. Кстати сказать, если рассматривать вероятностную связь как разновидность непричинный детерминации, то существование такого

типа детерминации и является основанием для выделения в особый класс законов вероятностно-статистического типа.

Каково соотношение причинности и закона? Механистический детерминизм и некоторые разновидности индетеринизма часто отож­дествляли закон и причинность. На самом деле такое отождествление недопустимо, ибо в методологическом плане оно нацеливает науку на познание лишь причинных законов и делает проблематичным статус законов, в которых причинная связь непосредственно не отображается. В рамках диалектического детерминизма логично считать, что причин­ная детерминация лежит в основании всех других типов детерминации, закон же охватывает все типы отношений объективного обусловлива­ния, как причинные, так и непричинные (это не означает, что любое зафиксированное отношение обусловливания является законом). Для того чтобы стать законом, такая связь должна обладать всеми призна­ками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, по­вторяемостью и т.д.

Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности. По этому основанию законы делятся на частные (специфические), общие и всеобщие. Подразделение законов по степени общности сталкивается с одной трудностью. Любой закон является формой всеобщности, он характеризует отношения, реализу­ющиеся в бесконечном множестве объектов (так, закон расширения металлов при нагревании утверждает нечто о всех металлах, которые существуют или могут существовать в мире). Поэтому точнее говорить о подразделении законов по сфере их действия. Специфические, или частные, законы управляют поведением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие на одну из них. Примером общего закона может выступать закон сохранения энергии, действие которого проявляется во всех природных явлениях, изучаемых естест­венными науками. Всеобщие законы — это такие законы, которые действуют во всех трех сферах действительности и изучаются филосо­фией. В рамках каждой науки можно строить иерархию законов по сфере их действия от частных и производных законов до всеобщих и базисных законов той или иной предметной области.

Значительный интерес представляет в этой связи вопрос о взаимо­связи законов разной степени общности. На этот вопрос есть два альтернативных ответа: 1) действие общих законов проявляется в специфических законах; 2) общие законы действуют самостоятельно

наряду со специфическими. Первое решение вопроса представляется более приемлемым, если исходить из диалектики общего и особенного. Общее не существует наряду с отдельным и единичным, а проявляется в них, как отдельное и особенное не существует вне связи с общим. Аналогичным образом и действие общих законов проявляется в дейст­вии частных, а не помимо них. Трудно, например, допустить сущест­вование в сфере общественной жизни наряду с законом противоречия между трудом и капиталом, законом соответствия производительных сил и производственных отношений еще и некоторого абстрактного закона противоречия. Все противоречия общественного развития вы­ступают как конкретные формы проявления действия всеобщего закона диалектического противоречия. Реальность существования общего за­кона и определяется его неразрывной связью с реальностью действия специфических, частных законов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *