Что такое объем перевозок определение

ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК

ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК количество пассажиров или грузов, перевозимых данным видом транспорта в течение определённого промежутка времени

(Болгарский язык; Български) — обем на превозите

(Чешский язык; Čeština) — objem přepravy

(Немецкий язык; Deutsch) — Verkehrsleistung

(Венгерский язык; Magyar) — szállítási volumen

(Монгольский язык) — тээвэрлэлтийн хэмжээ

(Польский язык; Polska) — wielkość przewozów

(Румынский язык; Român) — volumul transporturilor

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — transportní volumen

(Испанский язык; Español) — volumen de transportación

(Английский язык; English) — transportation volume

(Французский язык; Français) — volume des trafics

Смотреть что такое «ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК» в других словарях:

объём перевозок — Количество пассажиров или грузов, перевозимых данным видом транспорта в течение определённого промежутка времени [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики услуги транспортные EN transportation… … Справочник технического переводчика

Главный центр магистральных перевозок почты — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Анализ хозяйственной деятельности — социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её эффективности. А. х. д. необходимое звено в системе управления… … Большая советская энциклопедия

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия

Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия

Дубай (аэропорт) — Международный аэропорт Дубай مطار دبي الدولي … Википедия

Транспорт в Самарской области — Самара является крупным транспортным узлом в России, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Самарская область: лидер по грузообороту трубопроводный, по пассажирообороту… … Википедия

Самарская область — Координаты: 53°27′ с. ш. 50°27′ в. д. / 53.45° с. ш. 50.45° в. д. … Википедия

Источник

Что такое грузооборот 12:00, 2 сентября 2021 Версия для печати

Грузооборот — значимый экономический показатель. Опираясь на него, можно судить о развитии того или иного предприятия, отрасли, государства в целом. Так, в России в 2020 году, по данным Росстата, грузооборот снизился почти на 5%, что свидетельствует о кризисном положении.

Как рассчитать показатель, в чем измеряется грузооборот, какие виды транспорта в нашей стране перевозят больше всего грузов — рассказываем в этой статье.

Расчет показателя грузооборота

Грузооборот — это объем продукции, перевозимой за определенное время на определенном транспорте. Показатель может вычисляться в тонно-километрах. В таком случае вес груза умножают на расстояние.

Пример: за год в компании N разные суда перевезли 2 000 000 тонн товаров, при этом средний пробег транспорта с грузом на борту составил 200 километров. 2 000 000 х 200 = 400 000 000 т/км — таким будет значение грузооборота.

Категория также может измеряться в тоннах, в этом случае оценивают общий вес перевезенного груза за конкретное время.

На государственном и региональном уровне применяют и те и другие единицы измерения. Транспортные объекты, например порты, как правило, исчисляют грузооборот в тоннах.

Для чего и зачем нужен показатель

В отношении каких еще объектов используют параметр грузооборота?

Соответственно, с помощью значения грузооборота можно оценить эффективность того или иного объекта: насколько интенсивно используется транспорт, какова активность грузопотоков на том или ином маршруте, какова пропускная способность порта или склада, как развивается отрасль, экономики региона и государства в целом.

Рост объема перевозок на уровне предприятия, области, страны, мира может говорить о положительной динамике, падение — о кризисной ситуации.

Сбор данных нужен не только для статистики, но и для дальнейшего планирования деятельности объекта.

Грузооборот в России

В нашей стране в 2020-м годовой грузооборот составил 5 396,5 млрд т/км. Это на 4,9% меньше, чем в 2019 году. На спад повлияла пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения. Нарушилась цепочка поставок и снизился спрос на многие промышленные товары. Снижение грузооборота отразилось на всех транспортных сферах.

Железнодорожный транспорт. 47,2% грузооборота в России приходится на эту структуру. Перемещение продукции по железным дорогам активно используется благодаря развитости сетей сообщения и относительной бюджетности перевозок. На поездах удобно транспортировать большие объемы грузов, делать это можно круглогодично.

В 2020 году грузооборот ж/д транспорта снизился на 2,2% и составил 2 545 млрд т/км.

Трубопроводный транспорт. Второй по объему грузооборота в нашей стране — 45,7% в 2020-м. По трубам передаются жидкие и летучие ресурсы — в основном нефть и газ. Их доставляют от места добычи на переработку, к местам потребления внутри страны, на экспорт. Этот вид транспортировки осуществляется непрерывно, также не зависит от времени года и природных условий.

В 2020 году грузооборот трубопроводного транспорта упал на 8% до 2 470 млрд т/км.

Автомобильный транспорт. На его долю приходится 5% грузооборота. Он используется как для локальных, так и для дальних перевозок. Грузовик — более мобильное по сравнению с поездами и водными судами транспортное средство. При наличии дорог он доставляет продукцию в отдаленные населенные пункты.

В 2020 году грузооборот автотранспорта пережил спад всего в 1,4% и равнялся 271,5 млрд т/км.

Морской и речной транспорт. Доля грузооборота — 2%. Перевозки этого типа ограничены наличием в регионе водных ресурсов, а также погодными условиями: в холодное время года реки, озера покрываются льдом. Однако в период навигации перевозки по воде — это выгодный способ транспортировать товары.

По оценке Росстата, в 2020 году грузооборот внутреннего водного транспорта уменьшился на 8,6%, равнялся 60,2 млрд т/км. Тогда как показатель по морским судам вырос на 16,2%, составил 42,5 млрд т/км.

Воздушный транспорт. Грузооборот воздушных судов занимает всего 0,1%. Самолеты задействуют преимущественно для очень дальних перевозок, а также для доставки продукции на малодоступные территории. Воздушные транспортировки дорогостоящие, при этом самые быстрые.

В 2020-м грузооборот авиационного транспорта снизился на 3,8% — до 7,1 млрд т/км.

Источник

Основные показатели функционирования транспорта

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объем перевозок

Объем перевозок – это число тонн продукции или число пассажиров, перевозимых в единицу времени.

Наибольший объем перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Это обусловлено тем, что большинство грузов в начале и конце транспортно-логистической цепи перевозятся автомобилями (подвоз, вывоз груза на станцию, в порт).

Грузооборот

Грузооборот – показатель, характеризующий транспортную работу, определяется объемом перевозки груза на определенное расстояние, из-меряется в тонно-километрах.

Грузооборот зависит от двух факторов:

По статистке наибольший объем грузооборота в РФ принадлежит трубопроводному транспорту, железнодорожный транспорт − на втором месте.

Средняя дальность перевозки

Средняя дальность перевозки – показатель, рассчитываемый как отношение суммарной величины грузооборота к объему перевозки груза, измеряется в км.

По данным транспортной статистки в РФ средняя дальность перевозки грузов составляет около 180 км. На железнодорожном транспорте этот показатель – 800 км, на морском – 3250 км, на речном − 500 км, на автомобильном – 13 км, на авиационном – 1300 км, на трубопроводном – 650 км.

Скорость транспорта

Различают три вида скорости транспорта: скорость доставки (сообщения), техническую и эксплуатационную скорость. Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за промежуток времени, определяется конструктивными особенностями транспортного средства.

Эксплуатационная скорость – средняя скорость движения подвижного состава с учетом остановок, связанных с технологией организации транспортно-логистического процесса (учитывает время на погрузку, разгрузку, сортировку, маневровые работы и другие транспортные операции).

Готовые работы на аналогичную тему

Скорость доставки (скорость сообщения) – это средняя скорость перемещения груза или пассажиров из начального пункта отправления до конечного пункта назначения. Этот вид скорости учитывает все плановые и внеплановые остановки и простои транспорта, а также время операций по погрузке и разгрузке. Понятие применяется не только для одновидовых, но и для смешанных перевозок.

Таким образом, скорость доставки зависит не только от конструктивной скорости подвижного состава, но и от эффективности организации транспортно-логистического процесса, в том числе в смешанном сообщении.

Если за 1 принять скорость доставки груза железнодорожным транспортом, то для прочих видов транспорта она будет в следующих пределах:

Себестоимость

Себестоимость зависит от многих факторов и может изменяться в значительных пределах для одного и того же вида транспорта. Это зависит от вида груза, расстояния перевозки и эксплуатационных условий.

При увеличении расстояния себестоимость перевозки всегда уменьшается, так как расходы на начально-конечные операции распределяются на общее количество тонно-километров. Установлено, что если увеличить расстояние перевозки с 10 до 1000 км ее себестоимость снизится:

Эту специфику необходимо учитывать при выборе вида транспорта: для перевозки на короткие расстояния лучше выбирать автомобиль, а при перевозке на дальние – водный или железнодорожный транспорт, так как это позволит добиться большего снижения себестоимости.

Производительность

Производительность транспортных средств – количество транспортной работы в расчете на единицу подвижного состава в единицу времени. Для измерения производительности транспортных средств используют такие показатели, как коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент порожнего пробега.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22 02 2017

Источник

Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов

Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определение

Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов.

Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя показателями: объемом перевозок и грузооборотом.

Объем перевозок Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определениеизмеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или должно быть перевезено за определенный период времени.

Грузооборот Р измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течении определенного периода времени.

В зависимости от сроков освоения объем перевозок и грузооборот разделяют на часовой, суточный, месячный, квартальный, годовой.

Объем перевозок и грузооборот характеризуется:

Составом груза: зерно, песок и т. д.

Количеством: массовые – большое количество однородных грузов устойчивой структуры, размеров и направлений, партионные – сравнительно небольшое количество однородных грузов, непостоянство грузооборота, изменение пунктов отправления и получения грузов, мелочные или сборные – небольшое количество груза в отправке разнообразной номенклатуры различных отправителей или получателей (развозка торговым сетям).

Перевозимая часть продукции называется грузовой массой. Грузовая масса может перевозиться несколько раз, например, 1т тканей перевозится с фабрики на базу, с базы в магазин и т. п.

Неоднократная перевозка грузовой массы называется повторностью перевозок. повторность перевозок зависит от рода грузов, от организации сбыта продукции, размещения складских баз, наличия распределительных пунктов и т. д. размер повторности перевозок характеризуется коэффициентом повторности:

Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определениеЧто такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определение

Где Qпер – количество перевезенного груза, т

Qпотр – потребленное количество груза, т

Величина коэффициента повторности различна для разных грузов и зависит от многих условий и факторов. Значение коэффициента повторности в торговой сети достигает 2,8, а это значит, что каждая тонна продукции была перевезена почти три раза, и с ней совершалось 6 погрузочно-разгрузочных операций.

Коэффициент повторности не должен превышать 1,1-1,3. Чтобы избежать повторности перевозок нужно организовать перевозочный процесс таким образом, чтобы груз доставлялся от места отправления к месту назначения, минуя склады и базы.

Грузопунктом называется место концентрации грузов. Пункты отправления грузов называют грузообразующими, пункты назначения – грузопоглащающими. Грузопункты могут также быть комбинированными, получающие, перерабатывающие и отправляющие грузы и транзитными, или перевалочными, на которых грузы получают, сортируют, группируют и отправляют дальше (переработку груза не производят).

Объем перевозок и грузооборот можно изобразить гра­фически. Графики объема перевозок и грузообо­рота строят в осях координат, где по оси абсцисс откладывают время освоения (часы, дни, месяцы, кварталы), а по оси ординат — объем перевозок в тоннах или грузооборот и тонно-километрах. Наибольший по величине объем перевозок (грузооборот) называется максимальным, или «пиковым»

Средний объем перевозок (грузооборот) определяют делением суммар­ного объема перевозок (грузооборота) на период его освое­ния.

Годовой объем перевозок и грузооборот, как правило, неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой произ­водства, обслуживаемого автомобильным транспортом. Наи­более ярко видна сезонность перевозок на примере сельско­хозяйственных грузов, где разница между летне-осенним и зимним периодами достигает значительных размеров.

Сезонность может быть вызвана также климатически­ми и дорожными условиями в данной местности (снежные заносы, частичное или полное бездорожье в весенний и осен­ний периоды и т. д.).

Степень неравномерности перевозок определяется коэф­фициентом неравномерности равным отношению мак­симальных значений объема перевозок и грузооборо­та к их средним значениям за определенный период времени:

График объема перевозок (грузооборота) применяют для планирования транспортной работы, увязки плана перево­зок с планом технического обслуживания и ремонта по­движного состава, для учета выполненной работы.

Сезонность перевозок значительно влияет на работу ав­томобильного транспорта. Поэтому для правильного выбо­ра и использования подвижного состава, определения раци­ональных резервов провозной способности автотранспортных предприятий необходимо учитывать сезонные колеба­ния грузооборота.

В каждом конкретном случае перевозок грузов автомо­бильный транспорт обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Та­ким образом, между каждой парой корреспондирующих между собой пунктов возникают грузовые потоки.

Грузовым потоком (грузопотоком) называется количе­ство груза в тоннах, следующего в определенном направле­нии за определенный период времени.

Грузопотоки бывают односторонние и двухсторонние. При двухсторонних грузопотоках число тонн груза, движу­щегося в прямом и обратном направлениях, может быть не одинаково

Больший по величине грузопоток будет основным (пря­мым), а меньший— обратным. Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части подвижного состава в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.

Грузопотоки характеризуются структурой — отраслевой, групповой и родовой.

Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства: горно­рудной, машиностроительной, сельского хозяйства, торговли

Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением: строительные грузы, твердое и жидкое топливо, продоволь­ственные товары.

Родовая структура характеризует грузы только по при­сущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные, и т. д., причем для сокращения числа наименований групп партии грузов укрупняют по родственным признакам.

Эпюру грузопотоков составляют следующим образом: сначала откладывают в определенном масштабе длину од-

ного или нескольких участков, на которых осуществляются перевозки. При этом фактическое криволинейное движение груза, перевозимого подвижным составом по существую­щим на данной местности путям сообщения, заменяют пря­молинейным. Затем перпендикулярно к этой линии откла­дывают в определенном масштабе количество груза с уче­том расстояний перевозок: в первую очередь груз, следую­щий в пункты получения, наиболее удаленные от пункта отправления. Отправными данными для составления эпю­ры являются сведения шахматной таблицы и схема распо­ложения грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. Эпюра имеет прямое (по которому следует наибольшее ко­личество груза) и обратное направления движения.

Площадь грузопотока, изображенная на эпюре или схе­ме, представляет собой транспортную работу в тонно-кило­метрах.

Схемы и эпюры грузопотоков используют для наиболее эффективной организации транспортного процесса, разра­ботки рациональных маршрутов работы подвижного соста­ва и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.

Источник

Методы определения объёмов перевозок

Объем перевозок показывает количество тонн груза, которое перевезено или планируется перевезти. Он характеризуется величиной, структурой и временем выполнения. Обычно объем перевозок определяется за год, квартал, месяц.

Известны несколько методов определения величины объема перевозки. Приведём основные из них: балансовый; нормативный; прямого учёта.

Сущность балансового метода состоит в определении общих размеров отправления и прибытия продукции по экономическим районам, ее ввоз и вывоз из других районов, а также распределение этих перевозок между различными видами транспорта.

К недостаткам этой методики следует отнести, отсутствие реальной потребности в перевозимых грузах, а также рационального взаимодействия между видами транспорта (автомобильного и железнодорожного, автомобильного и водного и т. д.), невозможности определения коэффициента повторности перевозок; отсутствие учета объема перевозок тары и др.

Нормативный метод состоит в том, что объем отправления грузов в целом по стране, министерствам и ведомствам рассчитывается по нормативам перевозок грузов в тоннах на один миллион рублей товарной (валовой) продукции промышленности, сельского хозяйства, строительно-монтажных работ и товарооборота.

Недостатки этого метода состоят в том, что нормативы изменяются в большом диапазоне по различным промышленным предприятиям, стройкам и т. д.; невозможно определить потребность в необходимых типах подвижного состава; в основу определения норм заложены отчетные данные за несколько предшествующих лет, которые необъективны из-за несовершенства учета и других причин.

Метод прямого учета заключается в непосредственном полном обследовании грузообразующих и грузопоглощающих пунктов района или города. Этот метод дает наиболее полные данные для характеристики грузопотоков исследуемого района в определенный период времени.

Недостатком его является большая трудоемкость работ по сбору данных и их обработке. Кроме того, ни один из перечисленных методов не дает возможности сочетать изучение грузопотоков с разработкой мероприятий по повышению эффективности перевозочного процесса.

Наиболее объективным методом определения объема перевозок, по нашему мнению, является метод, представляющий собой соответствие между готовой продукцией и сырьем на её получение. В этом случае объем перевозок грузов на уровнях хозяйства в целом, отрасли и предприятия будет определяться:

В свою очередь объем перевозок сырья определяется:

Найденный объем перевозок распределяется между видами транспорта. Часть объема перевозок, выполняемая автомобильным транспортом, будет являться годовым объемом перевозок, который должен распределиться между транспортными комплексами.

Неравномерность объема перевозок

Помимо величины объем перевозок характеризуется неравномерностью. Неравномерность перевозки – это изменение объема перевозок в тоннах во времени, т. е. по кварталам, месяцам, неделям, суткам и часам суток. Неравномерность перевозок оценивается коэффициентом неравномерности.

Коэффициент неравномерности объема перевозокопределяется по формуле

Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определение, (5)

где Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определение_ коэффициент неравномерности объема перевозок грузов;

Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определение— максимальная величина грузопотока (грузопоток в наиболее напряженный период), т/ч;

Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определение— средняя величина грузопотока, т/ч.

Неравномерность объёма перевозок, как правило изображается в виде графика по дням недели или дням месяца и т.д.

Неравномерность перевозок груза обусловлена неравномерностью производства продукции, а также её потребления. Неравномерность производства продукции – независимая переменная величина, к изменению которой, в определенной степени, должна приспосабливаться транспортная организация. Неравномерность перевозок ведет к ухудшению использования подвижного состава транспорта и требует разработки и организации дополнительных мероприятий.

Транспортный путь

Понятие транспортного пути. Необходимой исходной базой для определения расстояния перевозки груза от места производства до места потребления являются оптимальные внутрирайонные связи и имеющаяся транспортная сеть. Для определения этого расстояния применяется несколько показателей: расстояние в километрах, расстояние как время на движение между пунктами и расстояние как число необходимых транспортных циклов.

Учитывая, что в настоящее время расстояние принято определять в километрах, к этому показателю можно предъявить следующие требования: между любыми объектами расстояние определено и обозначается АБ; АБ — действительное, неотрицательное число; АБ — равно нулю только тогда, когда А и Б совпадают, либо когда случается возврат груза; АБ ≠ БА; АВ + ВБ ≠ АБ.

Маршруты движения подвижного состава автотранспорта состоят из пунктов производства, потребления груза и транзитных пунктов. В общем случае, от пункта А до пункта Б может быть множество путей следования. Отыскание кратчайшего расстояния относится к классу экстремальных задач.

В условиях значительного роста объемов перевозок грузов в городах для обеспечения наиболее рационального использования подвижного состава и сокращения транспортных затрат большое значение имеет определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети.

Транспортная сеть представляет собой систему дорог (улиц города) которые пригодны по качеству дорожного покрытия, ширине проезжей части и открыты для движения подвижного состава [6].

Транспортная сеть состоит из отдельных элементов. Элементами транспортной сети являются вершины (пункты) и звенья сети. Вершинытранспортной сети представляют собой точки на карте города или местности (перекрестки, площади, крупные грузообразующие и грузопоглощающие пункты), наиболее важные для определения расстояний или маршрутов движения автомобилей. Две соседние вершины (два соседних пункта) можно соединить линией, по которой осуществляется непосредственная связь между этими вершинами с указанием расстояния между ними. Эти линии называются звеньями сети.Совокупность вершин и звеньев называется сетью.

Транспортная сеть считается заданной, если определены вершины сети, звенья и их длина. Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети является важной практической задачей организации перевозок, так как дает возможность снизить транспортные издержки на перевозку грузов за счет минимизации общего пробега подвижного состава и сокращения времени доставки грузов.

Задача определения кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети является задачей многовариантной. Для нахождения оптимального решения задачи применяются математические методы, позволяющие осуществить решение как вручную, так и с использованием современных ЭВМ. Одним из математических методов является метод потенциалов. Более подробно этот метод рассматривается в курсе «Теория транспортных процессов и систем». Мы лишь приведём, в качестве примера решение частной задачи.

Определениекратчайших расстояний методом потенциалов заключается в следующем. Начальной точке сети, за которую может быть принята любая из точек, присваивают потенциал, равный нулю, после чего определяют потенциалы соседних с начальной точкой вершин сети, из них выбирают наименьший и присваивают соответствующей вершине номер, определяют потенциалы соседних с выбранной вершиной точек, из всей совокупности потенциалов выбирают наименьший, который проставляют у соответствующей вершины и т.д. Выбранный потенциал определяет кратчайшее расстояние от начальной вершины до данной. Подробно рассмотрим этот метод в примере 2.

Пример 2

Задание. Транспортная сеть района, состоиит их 9-ти пунктов и дорог, соединяющая эти пункты (рис. П 2.1).

А2
3
8
7
3
6
4
2
3
5
2
АТП
А1
Б3
Б4
Б5
А3
7
4
8
8
4
6
4
5
Б1
Б2

Рис. 2.1. Схема транспортной сети района перевозок груза

Используя данные сети, составляют специальную таблицу, заносят расстояния lij от каждого пункта Ai, Бj до всех соседних с ним пунктов Aj, Бj и приступают к определению индексов ui и vj. Индекс ui принимают равным нулю (ui = 0). Затем по порядку, начиная с первой строки таблицы, рассматривают клетки с заполненными lij. Если для некоторой заполненной клетки (i, j) индекс ui уже известен, а vj – еще нет, то определяют vj по формуле

Если при определении очередного vj в j-м столбце имеется более одной клетки с записанными lij и известными ui, то принимают

то решение оптимально и каждое найденное число vj дает кратчайшее расстояния от пункта Ai до соответствующего пункта Aj (j = 1, 2. m). При наличии хотя бы одной клетки с величиной lij 0 (количество ездок из пункта Аi в пункт Бj).

Рассчитаем количество ездок по формуле:

Для пункта А1 требуется: Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определениетр. ед)

Для пункта В1 требуется: Что такое объем перевозок определение. Смотреть фото Что такое объем перевозок определение. Смотреть картинку Что такое объем перевозок определение. Картинка про Что такое объем перевозок определение. Фото Что такое объем перевозок определениетр. ед)

Аналогично рассчитываем количество ездок для всех пунктов отправления для всех пунктов отправления и назначения, полученные результаты записываем в матрицу условий (табл. П3.4).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *