Что такое обертоны в языкознании
ОБЕРТОН
Смотреть что такое ОБЕРТОН в других словарях:
ОБЕРТОН
(нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон) составляющая сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой боле. смотреть
ОБЕРТОН
обертон м. Дополнительный, более высокий тон, сопровождающий основной и придающий ему особый оттенок, тембр; призвук.
ОБЕРТОН
обертон м. муз.overtone
ОБЕРТОН
ОБЕРТОН
ОБЕРТОН
Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до втор. смотреть
ОБЕРТОН
(нем. Oberton, от ober — верхний и Ton — тон), синусоидальная составляющая периодич. колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем осн. смотреть
ОБЕРТОН
обертон обертона, м. [нем. Oberton] (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Бо. смотреть
ОБЕРТОН
(нем. Oberton, от ober — верхний и Топ — тон) — составляющая сложного колебания (в том числе звукового) с частотой более высокой, чем основной тон.Рече. смотреть
ОБЕРТОН
ОБЕРТОН
(нем. Oberton, от ober — верхний и Топ — тон) — составляющая сложного колебания (в том числе звукового) с частотой более высокой, чем основной тон. Речевой звук — это комплекс основного тона и О., или частичных тонов. О. может быть выделен с помощью резонатора или электронного фильтра. О. возникают в результате того, что любое звучащее тело, будь то струна или столб воздуха, колеблется не только как единое целое, но одновременно и по частям. О., как правило, слабее основного тона и звучат с ним одновременно и слитно, поэтому на слух непосредственно не распознаются. В то же время наличие О. и сила каждого из них в большой мере определяют окраску, или тембр, звука. Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979. А.А. Князьков. смотреть
ОБЕРТОН
1) Орфографическая запись слова: обертон2) Ударение в слове: оберт`он3) Деление слова на слоги (перенос слова): обертон4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ОБЕРТОН
ОБЕРТО́Н, у, ч., фіз., муз.Додатковий, більш високий тон, що супроводжує основний і надає йому особливого відтінку, тембру; призвук.У надгортанних поро. смотреть
ОБЕРТОН
-у, ч. 1) муз. Додатковий, більш високий тон, що супроводжує основний і надає йому особливого відтінку, тембру; призвук. 2) мн., муз. Тризвуки, що вхо. смотреть
ОБЕРТОН
ОБЕРТОН
ОБЕРТОН
ОБЕРТОН
м. физ., муз. harmonique m, fСинонимы: призвук, флажолет
ОБЕРТОН
м муз.Oberton m (умл.)Синонимы: призвук, флажолет
обертон
Смотреть что такое «обертон» в других словарях:
обертон — обертон … Орфографический словарь-справочник
ОБЕРТОН — (нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон), синусоидальная составляющая периодич. колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем основной тон. Любое периодич. колебание можно представить как сумму осн. тона и обертонов, причём частоты и… … Физическая энциклопедия
обертон — обертона, м. [нем. Oberton] (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. обертон а, м. (нем. Oberton … Словарь иностранных слов русского языка
обертон — флажолет, призвук Словарь русских синонимов. обертон сущ., кол во синонимов: 2 • призвук (4) • флажол … Словарь синонимов
ОБЕРТОН — ОБЕРТОН, обычно ГАРМОНИКА, составная часть музыкальной ноты, с частотой, кратной частоте основной ноты. У некоторых музыкальных инструментов имеются негармонические обертоны … Научно-технический энциклопедический словарь
ОБЕРТОН — ОБЕРТОН, обертона, муж. (нем. Oberton) (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЕРТОН — ОБЕРТОН, а, муж. (спец.). Дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр. | прил. обертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
обертон — Собственная частота, превышающая основную частоту в нецелое число раз. Единица измерения Гц [Система неразрушающего контроля. Виды (методы) и технология неразрушающего контроля. Термины и определения (справочное пособие). Москва 2003 г.] Тематики … Справочник технического переводчика
Обертон — Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 основной тон, 2 5 вторая пятая гармоники, соответствующие первому четвёртому обертонам … Википедия
ОБЕРТОН — (нем. Oberton, от оbег верхний, главный и Топ тон) гармонич. (синусоидальная) составляющая сложного негармонич. колебания с линейчатым спектром (см. Гармонический анализ), частота к рого больше наименьшей частоты v0 в спектре этого колебания.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ОБЕРТОН — Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро угаснет, но еще долго будет слышаться… … Музыкальный словарь
Что такое обертоны в языкознании
Акустика звуков речи
Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.
Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.
Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.
Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.
Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).
Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.
Артикуляция звуков речи
Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:
Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:
Органы речи (произносительный аппарат)
Русские и латинские названия органов речи и их производные
Язык Губы Зубы Альвеолы Твёрдое нёбо Мягкое нёбо Язычок Нос Зев Гортань | lingua labia dentes alveoli (желобки) palatum velum (парус) uvula (виноградинка) nasum pharynx larynx | лингвистический лабиальный, лабиализованный дентальный альвеолярный палатальный велярный увулярный назальный фарингальный ларингальный |
Ср. | открытое [ε] в словах denn (нем.); fait, pret (фр.); |
и | закрытое [е] в словах Meer (нем.); fée, pré (фр.). |
3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.
Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].
5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], [u:].
Это хорошо видно по первым словам поэмы «Энеида» Вергилия, написанной дактилем (шестистопным гекзаметром):
Arma virumque cano (выделены долгие слоги)
Arma virumque cano (выделены динамические ударения)
6. Дифтонгизация
У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time [ai], Zeit [ai].
У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied [je], bueno [we], chiaro [ja].
Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.
В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды.
Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.
1. Соотношение шума и голоса
По соотношению шума и голоса при их образовании согласные делятся на три группы:
2. Способ артикуляции
3. Активный орган
По активному органу согласные делятся на три группы:
4. Пассивный орган
По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твёрдым нёбом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким нёбом, что придает согласному твёрдость.
Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг [ai] в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi). Периферийные гласные неслоговые.
Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна [i-va-n-na] или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.
Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.
Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).
Виды слогов
Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп.
Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.
В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).
Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.
Суперсегментные единицы языка
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Ударение
Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.
В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.
В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.
Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).
К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.
Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.
К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.
В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.
hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».
В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.
Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.
Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.
Слогоударение: кит. тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.
Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.
Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., железобетон.
Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным), т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным, т.е. не связанным с определенным местом в слове (творог, творог).
Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. sobota «суббота», vojak «солдат»; венг. alma «яблоко», balta «топор».
Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matematyka, koziol «козел».
Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (siesta).
Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revolution, баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.
Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:
Интонация
Видоизменения звуков в потоке речи
1. Комбинаторное звуковое варьирование
А. Аккомодация
Б. Ассимиляция и её виды.
1. Консонантная и вокалическая ассимиляция
2. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
В баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».
3. Полная и неполная ассимиляция
Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится [´k∧bэd]. Нем. Zimber перешло в Zimmer «комната», selbst «сам» произносится [zelpst].
4. Дистактная и контактная ассимиляция
Дистактная ассимиляции. Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.
При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.
Сингармонизм
Напр., бала (ребенок) + лар (окончание мн. ч.) = балалар. Здесь все гласные заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.
Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.
Диссимиляция
Это явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.
Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].
Метатеза
Гаплология
Анг. miners’ rights вместо miners’s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).
2. Позиционные изменения
А. Редукция
Изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.
Б. Оглушение
В. Паразитические звуки
Фонология
Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.
Фонема
В слове «boy» [boi] две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.
Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и /с/ звучат как один звук [ц], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ш].
Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками.
Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee, нем. Bann и Bahn). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.
Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются аллофонами. Иногда используются также термины «оттенок» (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент» (Бодуэн де Куртенэ).
Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.
Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и при этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.
Дистрибуция
1. Контрастная дистрибуция
Два звука встречаются в одном и том же окружении и при этом различают слова. В этом случае они представители разных фонем.
Напр., из ряда слов «том, дом, ком, лом, ром, сом» видно, что в рус. яз. существуют фонемы /т/, /д /, /к/, /л/, /м/, /с/, так как в одном и том же окружении [ом] они позволяют различать разные слова.
2. Дополнительная дистрибуция
Два звука никогда не встречаются в одинаковом окружении и при этом смысла слов не различают.
Они варианты, аллофоны одной и той же фонемы.
Например, гласная фонема /е/ в русском языке может иметь разные аллофоны в зависимости от различного окружения.
В слове «семь» [е] выступает в виде наиболее закрытого аллофона (после мягкой и перед мягкой согласной)ю
В слове «сел» [е] выступает в виде менее закрытого аллофона (после мягкой и перед твёрдой согласной).
В слове «шесть» [е] выступает в виде более открытого аллофона (после твёрдой и перед мягкой согласной).
В слове «шест» [е] выступает в виде наиболее открытого аллофона (после твёрдой и перед твёрдой согласной).
3. Свободное варьирование (чередование)
Звуки встречаются в одних и тех же окружениях и не различают слов и значений. Это варианты одной и той же языковой единицы.
Фонологические школы. Фонология Трубецкого
В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа «луг» существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой «г», но отражающей глухой звук [к].
Выдающийся русский языковед Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в эмиграции после революции 1917 года, считал, что в этом случае имеет место особая фонема, которую он назвал архифонемой.
Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.
1. Привативные оппозиции
2. Градуальные оппозиции
Напр., /е/ и /и/ в рус. яз. в частности отличаются по разной степени подъема языка при артикуляции.
В англ.яз. в оппозиции участвуют три гласных с разной степенью открытости: /i/, /e/, /ае/.
3. Эквиполентные оппозиции
Все члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков.
Системы фонем
Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой).
Фонологические системы отличаются друг от друга:
В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций).
Соотношения гласных и согласных фонем в некоторых языках
Язык | Количество фонем | Число гласных | Число согласных |
Русский | 43 | 6 | 37 |
Английский | 44 | 12 + 8 дифт. | 24 |
Немецкий | 42 | 15 + 3 дифт. | 24 |
Французкий | 35 | 15 | 20 |
Башкирский | 35 | 9 | 26 |
Татарский | 34 | 9 | 25 |
Испанский | 44 | 5 + 14 дифт.; 4 триф. | 21 |
Итальянский | 32 | 7 | 24 |
Финский | 21 | 8 | 13 |
Абхазский | 68 | 2 (а, ы) + 8 дифт. | 58 |
Убыхский (Турция) | 82 | 2 (а, ы) | 80 |
Кечуа (Перу) | 31 | 3 (а, и, у) | 28 |
Гавайский | 13 | 5 | 8 |
Таитянский | 14 | 6 | 8 |
Ротокас (Папуа) | 11 | 5 | 6 (g, k, p, r, t, v) |
В некоторых работах можно встретить числа, отличающиеся от нижеприводимых, так как исследователи исходят из различных критериев определения и подсчета фонем (напр., включают заимствованные фонемы или исключают дифтонги и т.д.).
- Что такое резание древесины
- Что такое воздушная акробатика