Что такое обет трезвости в православии

Что такое «обет трезвости»?

Что и зачем?

Сто лет назад, в кон­це авгу­ста 1912 года, состо­ял­ся I Все­рос­сий­ский съезд прак­ти­че­ских дея­те­лей по борь­бе с пьян­ством. На нем гово­ри­лось об учре­жде­нии дня трез­во­сти — в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Сего­дня этот празд­ник, тогда не успев­ший — в силу исто­ри­че­ских при­чин — уко­ре­нить­ся, рож­да­ет­ся зано­во. По новой тра­ди­ции 11 сен­тяб­ря во мно­гих хра­мах дают обе­ты трезвости.

А что это такое — обет трез­во­сти? Все про­сто: обе­ща­ние. Чело­век обе­ща­ет Богу, что не будет пить ниче­го, что содер­жит алко­голь. Обе­ща­ет после осо­бо­го молеб­на, перед Кре­стом и Еван­ге­ли­ем, ико­ной или моща­ми свя­тых. Но отче­го нель­зя сде­лать это наедине с Богом — дома, у икон? «Отче­го же, мож­но, — счи­та­ет про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев, пред­се­да­тель обще­ства трез­во­сти при Миха­и­ло-Архан­гель­ском хра­ме горо­да Тал­дом. — Слу­ча­ет­ся, конеч­но, что дает­ся такое обе­ща­ние на эмо­ци­ях, так что после оно долж­но быть под­твер­жде­но в церк­ви, на осо­бом чино­по­сле­до­ва­нии. Ведь и испо­ве­ду­ем­ся мы Богу — через свя­щен­ни­ка, вся­кий раз обе­щая не повто­рять гре­хов. Обет не явля­ет­ся таин­ством. Но когда ты про­из­но­сишь сло­ва обет­ной молит­вы, да еще и перед сви­де­те­ля­ми, это и пси­хо­ло­ги­че­ски важ­но, это держит».

Но чем обет отли­ча­ет­ся от клят­вы, давать кото­рую нам, хри­сти­а­нам, запре­ще­но? Иерей Игорь Бачи­нин, пред­се­да­тель Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го брат­ства «Трез­ве­ние», объ­яс­ня­ет так: «Когда чело­век кля­нет­ся, он ста­ра­ет­ся дока­зать свою право­ту и при­зы­ва­ет Бога в сви­де­те­ли. А при­ни­мая обет, он при­зна­ет свою немощь и про­сит у Бога помо­щи. Кста­ти, я все­гда пре­ду­пре­ждаю: дан­ное Богу сло­во вы сами, без Его помо­щи выпол­нить не смо­же­те. У вас про­сто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не толь­ко люди пью­щие (об этом — ниже), но имен­но для них так важ­на его помощь, для них он порой жиз­нен­но важен. «Смот­рю на тех, кто про­сто решил не пить, — гово­рит Татья­на, дав­шая обет трез­во­сти на всю жизнь десять лет назад, — они слов­но ношу какую-то на себе тянут, а мы, наобо­рот, ее с себя ски­ну­ли». Дмит­рий (9 лет обе­ту) выра­жа­ет­ся ина­че: «суро­вые бла­го­дат­ные цепи». Олег (12 лет) срав­ни­ва­ет себя с «суд­ном, не захо­дя­щим в ино­стран­ные пор­ты»: вин­ные отде­лы в мага­зи­нах про­сто пере­ста­ли суще­ство­вать для него, буд­то и нет их. Как же это про­ис­хо­дит? Как дей­ству­ет обет?

Отец Игорь Бачи­нин при­во­дит свою ана­ло­гию: «Я не буду пить сер­ную кис­ло­ту — ни при каких усло­ви­ях, тут даже раз­мыш­лять не о чем. То же и с чело­ве­ком, кото­рый дал обет трез­во­сти. Если даже и воз­ни­ка­ют помыс­лы об алко­го­ле, он с ними не собе­се­ду­ет, бла­го­дать Божия покры­ва­ет его. А без обе­та те одо­ле­ва­ют, чело­век все вре­мя пре­бы­ва­ет в сомне­ни­ях, в борьбе».

Мож­но ли отка­зать­ся от пьян­ства без обе­та? Разу­ме­ет­ся. Едва ли не на каж­дом при­хо­де мож­но най­ти живые тому при­ме­ры. Обет не цель, а про­сто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трез­во­сти из-за бояз­ни нару­шить его, бояз­ни нака­за­ния. По мне­нию боль­шин­ства свя­щен­ни­ков, прак­ти­ку­ю­щих при­ня­тие обе­тов трез­во­сти, страх не может удер­жать чело­ве­ка. У тех, кто боит­ся, обыч­но уже заго­тов­лен сце­на­рий буду­ще­го отступ­ле­ния: помин­ки тети, сва­дьба сына, полет на само­ле­те, посе­ще­ние род­ной дерев­ни, кор­по­ра­тив на новом месте рабо­ты… Отец Игорь назы­ва­ет это отго­вор­ка­ми и убеж­ден, что при­чи­на одна: отсут­ствие реши­мо­сти. «Но если чело­век боит­ся послед­ствий, — сове­ту­ет он, — луч­ше не давать обе­та. Или дать сна­ча­ла совсем на неболь­шой срок, что­бы обре­сти опыт трез­во­сти и уве­рен­ность, что Гос­подь тебе помо­га­ет, а после продлить».

Мини­маль­ный срок обе­та трез­во­сти — Вели­кий пост, хотя чаще обет дают сра­зу на год. Потом обыч­но про­дле­ва­ют. Неко­то­рые реша­ют­ся отка­зать­ся от спирт­но­го сра­зу на всю жизнь. Но более рас­про­стра­нен­ной явля­ет­ся «сту­пен­ча­тая» прак­ти­ка. Мож­но про­ве­рить свои силы; попро­бо­вать на вкус абсо­лют­ную трез­вость — так ли прес­на она, как кажет­ся; при­ме­рить перья «белой воро­ны»; понять, все­гда ли трез­вое весе­лье, как при­ня­то думать, натуж­но или мож­но радо­вать­ся и без спиртного.

Если все же упал

Но сры­вы, конеч­но, быва­ют, несмот­ря ни на что. И неред­ко. По доре­во­лю­ци­он­ной ста­ти­сти­ке, дер­жа­ли дан­ное Богу сло­во не пить 56 про­цен­тов обет­ни­ков. Как обсто­ит дело сего­дня в целом по Рос­сии, ска­зать невоз­мож­но. Сви­де­тель­ство­вать могу лишь о том, что знаю допод­лин­но сама. Из 45 чело­век, дав­ших обе­ты за семь лет в общине трез­во­сти при Николь­ском хра­ме села Ромаш­ко­во, их нару­ши­ли 16 чело­век. Слу­чи­лось ли с кем-то из них что-то страш­ное? По-раз­но­му скла­ды­ва­лась жизнь. Кто-то воз­вра­щал­ся на «своя бле­во­ти­ны» — фина­лы быва­ли и самые печаль­ные. Скон­чал­ся в реани­ма­ции Сере­жа, все­об­щий люби­мец, музы­кант и бала­гур. Постыд­ной смер­тью окон­чил жизнь Васи­лий. При том обра­зе жиз­ни, кото­рый вели они после сры­вов, труд­но было пред­по­ла­гать иной финал. Но чаще чело­век вста­вал и, пусть спо­ты­ка­ясь, про­дол­жал сно­ва идти. «Все так же, как и в дру­гих ситу­а­ци­ях, когда совер­шен грех, — гово­рит иерей Игорь Бачи­нин. — Ниче­го экс­тра­ор­ди­нар­но­го тут нет. Чело­век кает­ся, испо­ве­ду­ет­ся, на него накла­ды­ва­ют епи­ти­мию». Пово­дов для сры­вов — мас­са, а при­чи­на, по сло­вам наших собе­сед­ни­ков-свя­щен­ни­ков, — «нару­ше­ние внут­рен­ней рели­ги­оз­ной жиз­ни». Когда на заня­ти­ях груп­пы в Ромаш­ко­ве мы подроб­но раз­би­ра­ли срыв кого-то из чле­нов общи­ны, пыта­ясь разо­брать­ся, что при­ве­ло к нему, непре­мен­но в кон­це кон­цов выяс­ня­лось, что чело­век начи­нал ман­ки­ро­вать утрен­ним и вечер­ним пра­ви­лом, про­пус­кать служ­бы в хра­ме, встре­чи группы.

Будь готов!

Послед­нее может пока­зать­ся чуже­род­ным в этом высо­ком ряду, но это не менее важ­но. Для того что­бы стать дру­гим, алко­го­ли­ку необ­хо­дим новый круг обще­ния, новая «эта­лон­ная груп­па». «Если чело­век даст обет, а потом опять погру­зит­ся в ста­рую сре­ду, где при­об­рел свою болезнь, ему там будет нелег­ко. Он сно­ва оста­нет­ся один на один со сво­и­ми про­бле­ма­ми, — гово­рит про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев. – Важ­но, что­бы он общал­ся с людь­ми, кото­рые уже про­шли его путь, живут трез­во, что­бы зара­жал­ся их обра­зом жиз­ни, обра­зом мыслей»

А может ли чело­век нево­цер­ко­в­лен­ный, а то и неве­ру­ю­щий дать обет трез­во­сти? Отец Игорь Бачи­нин таким гово­рит: «Хочешь начать жить трез­во — живи. Можешь дать обе­ща­ние на какой-то срок — мне, а то и… само­му себе. А к обе­ту Богу надо гото­вить­ся — преж­де все­го, жить цер­ков­ной жиз­нью». Под­го­тов­ка к обе­ту в раз­ных обще­ствах трез­во­сти — раз­ная. В брат­стве «Трез­ве­ние», напри­мер, обет дают люди, кото­рые про­шли двух­не­дель­ный цикл заня­тий. «Есть раз­ные мне­ния отно­си­тель­но под­го­тов­ки к обе­ту, — гово­рит отец Илия. — Одни счи­та­ют, что давать его нуж­но сра­зу, как появи­лось реше­ние, на неболь­шой срок — что­бы момен­та не упу­стить. А потом уже осо­знан­но про­дле­вать. Дру­гие — что к обе­ту нуж­но гото­вить­ся. Труд­но все све­сти к одной фор­му­ле. Судь­бы у всех раз­ные, и пас­ты­ри разные».

Руко­во­ди­тель Коор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра по про­ти­во­дей­ствию алко­го­лиз­му и утвер­жде­нию трез­во­сти Сино­даль­но­го отде­ла по бла­го­тво­ри­тель­но­сти Вале­рий Дорон­кин рас­ска­зы­ва­ет о слу­чае, когда некто «на колен­ках при­полз к свя­щен­ни­ку. Батюш­ка помо­лил­ся, поду­мал — и при­нял у него обет. До сих пор не пьет!». Вся­кое бывает.

Часто дают обет трез­во­сти люди и так непью­щие. Один из вдох­но­ви­те­лей трез­вен­но­го дви­же­ния в Рос­сии кон­ца XIХ века С. А. Рачин­ский счи­тал, что обет, дан­ный чело­ве­ком непью­щим, име­ет огром­ную нрав­ствен­ную силу. «Пья­ни­ца дает его вынуж­ден­но, — объ­яс­ня­ет про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев. — А он — по люб­ви к немощ­но­му. Его при­мер гораз­до более зара­зи­те­лен, ибо он решил не пить, не имея в этом жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­сти». Гово­ря об этом, все­гда вспо­ми­на­ют сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Луч­ше не есть мяса, не пить вина и не делать ниче­го тако­го, отче­го брат твой пре­ты­ка­ет­ся, или соблаз­ня­ет­ся, или изне­мо­га­ет» ( Рим. 14: 21 ).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конеч­но, так назы­ва­е­мые идей­ные трез­вен­ни­ки, беру­щие на себя подвиг воз­дер­жа­ния ради спа­се­ния всех страж­ду­щих — ближ­них и даль­них. Но сда­ет­ся мне, что если позна­ко­мить­ся бли­же с исто­ри­ей жиз­ни их сами и их семьи… «От хоро­шей жиз­ни обет трез­во­сти не дают, — уве­рен Вале­рий Дорон­кин, кото­рый по дол­гу служ­бы при­сут­ство­вал, навер­ное, на несколь­ких десят­ках при­ня­тий обе­тов. — На это тол­ка­ет лич­ное пере­жи­ва­ние. Чело­век стал­ки­ва­ет­ся со стра­да­ни­ем, болью, смер­тью… Он видит, что для тех, кого он любит, алко­голь стал страш­ным злом, и пыта­ет­ся что-то сделать».

Очень часто обет при­но­сят жены, мате­ри алко­го­ли­ков, наде­ясь, что это помо­жет. Игу­мен Сера­фим (Нико­лин) руко­во­ди­тель пра­во­слав­но­го обще­ства трез­во­сти горо­да Его­рьев­ска, назы­ва­ет такой обет «мол­ча­ли­вой про­по­ве­дью» и уве­рен, что он не может не иметь резуль­та­та — пусть даже пер­во­на­чаль­ная реак­ция будет совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ной: «Ведь семья — это еди­ное тело, и дей­ствие одно­го духов­но вли­я­ет на другого».

Слу­ча­ет­ся, что супру­ги дают обет трез­во­сти вме­сте — и это, навер­ное, самое логич­ное. Еле­на, давав­шая обет вме­сте с мужем 12 лет назад, объ­яс­ня­ет свой посту­пок про­сто: «А как ина­че: куда игол­ка, туда и нит­ка». В доме, где живет чело­век, дав­ший обет, не выстав­ля­ют вино на празд­нич­ный стол, не дер­жат спирт­но­го, ста­ра­ют­ся избав­лять­ся (или, по край­ней мере, пря­тать в даль­ний угол) от рюмок-гра­фи­нов и про­чей питей­ной посу­ды — что­бы не было лиш­не­го соблазна.

Порой руко­во­ди­те­ли обществ трез­во­сти нала­га­ют запрет на квас, лекар­ства на осно­ве спир­та, без­ал­ко­голь­ное пиво. Про­то­и­е­рей Илия Шуга­ев счи­та­ет: «Все инди­ви­ду­аль­но. Если наве­ва­ет тот же квас какие-то ассо­ци­а­ции или дает лег­кий “кайф” — не сто­ит, конеч­но. Почти все­гда мож­но най­ти бес­спир­то­вые ана­ло­ги лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов. Что до без­ал­ко­голь­но­го пива, самый его вкус — пря­мой про­во­ка­тор: чело­век под­со­зна­тель­но ждет, когда захмелеет».

Обету — нет!

Бывая в палом­ни­че­стве в мона­сты­ре, упо­ми­на­ешь, что дава­ла обет трез­во­сти, и неред­ко наты­ка­ешь­ся на отпор: мол, не мир­ское это дело, а сугу­бо мона­ше­ское. Игу­мен Сера­фим (Нико­лин) не согла­сен: «Это же биб­лей­ская тра­ди­ция — давать обе­ты пред Гос­по­дом! Ска­жем, обе­ты назо­рей­ства про­но­си­ли не толь­ко чле­ны коле­на Ааро­но­ва, кото­рые ста­но­ви­лись свя­щен­ни­ка­ми, а все, кто духов­но для это­го созрел». Нема­ло про­тив­ни­ков обе­та и сре­ди бело­го духо­вен­ства. Отец Игорь Бачи­нин и Вале­рий Дорон­кин объ­яс­ня­ют это незна­ни­ем исто­рии, утра­той тра­ди­ции и тем, что люди про­сто не разо­бра­лись в сущ­но­сти вопро­са. «Ника­ких бого­слов­ских осно­ва­ний отвер­гать обет не суще­ству­ет, — гово­рит отец Игорь, — а люди есть люди, они могут и спо­рить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, воз­вра­ща­ясь к нача­лу, — отче­го ста­но­вит­ся так шум­но, сто­ит про­из­не­сти два сло­ва «обет трез­во­сти»? Непре­мен­но кто-то, скром­ный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шам­пан­ское на Новый год?» И некто с окла­ди­стой боро­дой ужас­нет­ся: «А архи­ерей­ские при­е­мы?» Как теперь ему, дей­стви­тель­но, на тех трапезах?

Трез­вость не про­сто пере­ста­ла счи­тать­ся доб­ро­де­те­лью. Даже в самом бла­го­нрав­ном обще­стве она дис­кре­ди­ти­ро­ва­на сти­ли­сти­че­ски. Сло­ва «Трез­вость — нор­ма жиз­ни», став­шие мемом, ниче­го, кро­ме усмеш­ки и све­де­ния скул, не вызы­ва­ют. В. Дорон­кин гово­рит: «Когда речь идет об обе­те, люди под­со­зна­тель­но боят­ся: у них отни­мут празд­ник, вве­дут раз­на­ряд­ку — и отни­мут! На мой взгляд, это — отго­лос­ки гор­ба­чев­ско­го “сухо­го зако­на”, когда свер­ху спу­сти­ли хоро­шую идею. Но народ-то не под­го­то­ви­ли, не объ­яс­ни­ли, зачем это нуж­но, как мож­но радо­вать­ся и без спирт­но­го. Не ска­за­ли: вы спи­ва­е­тесь, вы гиб­не­те, деградируете».

Воз­мож­но, при­чи­на неод­но­знач­ной реак­ции на сло­ва «обет трез­во­сти» лежит в недо­стат­ке инфор­ма­ции о нем?

Молитва обета трезвости

Вла­ды­ко Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий! Аз, недо­стой­ный раб Твой (имя), познав всю пагу­бу стра­стей обу­ре­ва­ю­щих мя, и гре­хов, от них исхо­дя­щих, пред пре­чи­стым обра­зом Вла­ды­чи­цы Нашея Бого­ро­ди­цы сим изъ­яв­ляю твер­дое наме­ре­ние и даю креп­кое обе­ща­ние не пить вина и ниче­го хмель­но­го, а так­же не соблаз­нять к тому дру­гих сро­ком от сего дня и (ука­зать срок).

О Пре­ми­ло­сер­дый и Все­щед­рый Иису­се Хри­сте! Бла­го­сло­ви бла­гое наме­ре­ние мое сие и помо­зи ми, сла­бо­му и немощ­но­му рабу Тво­е­му, силою чест­на­го и живо­тво­ря­ща­го Кре­ста, молит­ва­ми Все­пре­чи­стыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и всех свя­тых Тво­их, бла­го­по­луч­но совер­ши­ти его к сла­ве Тво­ей и во спа­се­ние души моей! Аминь.

Источник

Как дать обет трезвости Богу?

Принять этот обет может не только пьющий человек, но и тот, кто умеренно употребляет спиртные напитки. С конца 19 в. многие люди принимают его на себя для того, чтобы оберечь себя от греха. Зарок (обещание) берут на определенное время или даже на всю жизнь.

Сущность обета трезвости

Самым малым сроком, в течение которого рекомендуется следовать взятому на себя воздержанию, является Великий пост. Он позволяет верующему полностью очистить душу и приготовиться к празднованию Светлого дня Пасхи.

Если же человек имеет повышенную склонность к спиртному, то лучше принимать его на 12 месяцев с последующим продлением после того, как необходимый период будет успешно пройден.

Это важно! Впоследствии следует принять его на весь земной остаток дней.

В самом простом виде слова обета трезвости представляют собой обещание полного воздержания от алкоголя, данное верующим Господу.

Говоря обычными словами, его суть заключается в том, чтобы:

Церковь сравнивает обет трезвости с отказом от употребления, например, ядовитых веществ. Человеку даже в голову не придет мысль брать их в рот. После принесения обещания похожей отравой становится и алкоголь. Верующему даже подумать страшно, что его разрешается выпить.

Люди понимают, что Господь не оставит их в трудную минуту. Они просто перестают думать о тягостной привычке к спиртному, в отличие от тех, кто просто отказывается от него. Они постоянно будут думать о своем решении и сомневаться в своей способности ему последовать.

Подготовка к принятию обета трезвости

Человеку, который решил избавиться от греха пьянства, необходимо подойти к священнику ближайшей церкви и узнать обо всех правилах.

Батюшка даст советы о том, как приготовиться к таинству, что нужно сделать и выполнить.

Совет! Перед его принятием в течение длительного времени следует регулярно посещать храм, молиться, исповедоваться, причащаться и соблюдать все посты.

Не стоит думать, что все тяготы по исполнению обета трезвости человек должен нести исключительно сам. Настоятельно рекомендуется срочно обратиться в наркологический диспансер или к лечащему психиатру, если ранее пациент уже был поставлен на учет. Врач назначит схему терапии, проведет лечение и порекомендует наилучшие способы кодирования от алкоголизма.

Обращение в медицинские и психологические учреждения вовсе не является отказом или сомнением в Божьей помощи. Эти действия как раз и приведут на тот путь, на который Господь и направляет человека для избавления от пагубной привычки. Поэтому следовать всем советам специалиста необходимо неукоснительно. При их нарушении пациент губит не только собственное здоровье, но и совершает тяжкий грех, нарушая обет трезвости.

Можно его принять и умеренно пьющему человеку. Обет трезвости обычно дают при наступлении религиозных праздников или при опасении, что роковая привычка способна полностью поглотить грешника.

В таком случае очень важно вовремя остановиться и тогда церковный обет оказывает верующему большую поддержку. Тот, кто просто отказался от спиртного, постоянно испытывает искушение. Тот же, кто принял на себя зарок, сумеет быстрее и легче побороть алкогольную зависимость. Даже страдания, связанные с периодом добровольного отказа, будут переноситься проще с Божьей помощью.

Впоследствии же человек, основываясь на данное им Господу обещание, окончательно перестанет интересоваться сомнительными посиделками или приятельскими компаниями, толкающими его на путь греха.

Процесс принятия

Не нужно сразу же брать на себя слишком тяжелый груз. Лучше постараться действовать поэтапно.

Обратите внимание! Теоретически обет трезвости можно принести и в домашних условиях, но тогда человеку понадобится вся сила воли, чтобы его исполнить. Кроме того, обещание, данное без прохождения покаяния и исповеди, не будет скреплено церковным таинством.

Следует помнить, что обет резвости резко отличается от обычной клятвы. Ее слова человек произносит, принимая право решения самостоятельно и только призывает Бога в свидетели.

Обет же является смиренной просьбой к Господу о помощи. В данном случае верующий признает, что самостоятельно он мало, что может. Поэтому он просит сил, чтобы исполнить задуманное.

Для соблюдения всех требований Церкви давать обет трезвости необходимо после специально заказанного молебна. Принимают его перед Крестом и Евангелием, иконой или перед святыми мощами. Нужно обязательно произнести его во всеуслышание перед священником и прихожанами.

Затем по окончанию молебна выдаются обетная грамота и икона, перед которой давался обет трезвости. Их нужно поместить дома на заметном месте. Человек, давший обет, вместе с грамотой хранит и молитвенное обещание, которое он читает с утренними и вечерними молитвами. Таким образом, он напоминает себе, что он дал слово Богу.

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Источник

Обет трезвости

Говорят, лучше не давать обещание, чем дать и не исполнить. Действительно, так ты просто чего-то не сделал для человека, а так – не сделал да еще и обманул. Насколько же страшнее обмануть Бога – не исполнить данный Ему обет! Не касаюсь обетов супружеских или монашеских, а частных обетов, которые человек может дать – строго по благословению духовника! – желая принести Богу сугубое покаяние или благодарение.

Сегодня хотела бы поделиться с читателями историей об исполнении одного обета.

Что такое обет трезвости в православии. Смотреть фото Что такое обет трезвости в православии. Смотреть картинку Что такое обет трезвости в православии. Картинка про Что такое обет трезвости в православии. Фото Что такое обет трезвости в православии

Юрик

Юрик – наш коллега и друг, по профессии режиссер монтажа, а в сущности – целая киностудия в одном лице, совмещающем в себе специалиста по съемочной технике, звукорежиссера, оператора, а при необходимости – кого угодно. Человек талантливый и успешный во всем, за что бы ни брался, самоотверженный труженик, незаменимый в любом коллективе. И просто – добрая душа.

Сейчас он давно разменял пятый десяток, но все по-прежнему зовут его Юрик – по-другому назвать как-то невозможно: кажется, будто тогда это уже и не он вовсе. Вот и я хотела поменять в рассказе имя, да не смогла.

Мы познакомились около пятнадцати лет назад в одной небольшой православной киностудии и во время совместной работы очень подружились. Единственной странностью Юрика (а был он тогда совсем молодым человеком, не достигшим и тридцати), которая особенно бросалась в глаза, оказалась его трезвость. Он не употреблял алкоголь. Принципиально, совсем, ни капли.

Нужно знать обстановку в съемочных группах – а это многолетняя, вернее, многодесятилетняя традиция выпивать до и после, а иногда и во время работы над фильмом, – чтобы понять удивление всех, кто слышал от Юрика: «Я не пью». Не сразу, но все привыкли к этой его особенности, и всегда для Юрика на столе оказывалась бутылка газировки или кваса. Случалось, что ничего такого не было: мы много ездили по командировкам – Псков–Печоры, Псков–Елиазарово, Горелец, Чечня (задолго до окончания войны), Греция и так далее. Но даже если кроме алкоголя пить было нечего, Юрик не отступал от принципа: «Не пью».

Мне было очень интересно, как это он может проявлять такую твердость. И все как-то недосуг было спросить. Но однажды разговор зашел именно об этом.

История обета

Когда мы только познакомились с Юриком, сразу узнали, что жена его Маша – милая, умная, одухотворенная, глубоко верующая – тяжело больна. Через несколько лет семейной жизни у нее неожиданно случился истерический приступ, Машу забрали в больницу, и диагноз «шизофрения» мрачной тенью лег на их жизнь. Приятная в общении, красивая молодая женщина время от времени попадала в больницу в периоды обострения, а все остальное время была абсолютно нормальной, замечательной. Детей у Юрика и Маши тогда не было.

Отец Димитрий происходил из далекой деревни в Брянской области, из многодетной семьи. Мама поднимала детей одна, потому что отца раскулачили и арестовали, дальнейшая судьба его неизвестна. Во время войны семья Дудко оказалась на оккупированной территории, после освобождения деревни Дмитрий был призван в армию и воевал до 1944 года, когда получил тяжелое ранение.

В год победы он поступил в только что открытую семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, из которой был переведен в духовную академию. Но закончить академию Дмитрию Дудко не пришлось: в 1948-м его арестовали и осудили по статье 58-10 («антисоветская агитация и пропаганда») на десять лет лагерей и пять так называемого «намордника» – поражения в гражданских правах. Но в связи с развенчанием культа личности Сталина Дмитрий Дудко был освобожден немного раньше, в 1956-м.

Закончив курс академии, он принял священный сан и последовательно служил в нескольких московских храмах. Проповеди отца Димитрия были простыми, доходчивыми, обращенными к сердцу каждого. Естественно, за это он подвергался преследованиям в атеистическом государстве, каким был СССР, запрещению в служении и даже новому аресту – в 1980-м!

Но пришло другое время, отец Димитрий смог не только свободно проповедовать, но даже открыто проводить евангельские беседы, издавать книги, организовывать общества трезвости. Трезвости он посвящал много времени, отдавал много сил. Кому, как не ему, происходящему из глубоко народной среды, знать, сколько бед и слез приносит русским людям пьянство! Практиковал отец Димитрий и обеты трезвости: тех, кто хотел воздержаться от алкоголя на какое-то время, он благословлял дать обед – на год, два и так далее – по выбору самого человека.

На одной из съемок наш Юрик стал свидетелем, как отец Димитрий – а был он уже тогда седовласым старцем с доброй, отеческой улыбкой – благословлял некоторых людей дать обет трезвости.

– Он со многими говорил об этой своей практике, – рассказывает Юрик, – и все переспрашивали: ну, по праздникам-то или если застолье большое немного-то можно выпить? Отец Димитрий всегда твердо отвечал: нет, совсем не пить, совсем, весь обещанный срок… Это, конечно, пугало.

И все-таки Юрика стала тревожить мысль: может быть, взять такой обет и мне? Ведь душа его болела нестерпимо, почему-то именно себя винил он в болезни жены. Хотя в чем заключалась его вина, сам не понимал. В связи с приемом нейролептиков Маше запретили употреблять спиртное, и Юрику так хотелось сделать хоть что-то для любимого человека, разделить тяжесть испытания болезнью, вместе понести…

Отец Димитрий посмотрел на него пронзительно: «Раз сам попросил, благословляю на максимальный срок – 15 лет»

Как раз в составе съемочной группы Юрик приехал снимать отца Димитрия в день очередной годовщины его священнической хиротонии. И вот подходит он к батюшке и говорит: «Благословите и меня не пить». Отец Димитрий посмотрел на него пронзительно и отвечает: «Хорошо, очень хорошо! Раз сам ты попросил, благословляю тебя на максимальный срок». И с радостью перекрестил его широким крестом, обещая, что за тех, кого благословил, будет обязательно молиться. Когда Юрик поинтересовался у окружающих, сколько это – максимальный срок, то сначала был шокирован. 15 лет! Это казалось вечностью.

Плоды

Непросто, ох как непросто дались Юрику первые годы трезвости. Он ведь житель ближайшего Подмосковья, которое теперь стало большим районом Москвы. Здесь он родился, закончил школу, здесь живут все его друзья, и дружба их всегда включала в себя посиделки с выпивкой. Так было заведено – и как могло быть иначе?

– Труднее всего было то, – признается Юрик, – что некоторые близкие друзья просто перестали заходить в гости, да и вообще перестали общаться. А некоторые привыкли, и наша дружба через такое испытание вроде бы стала даже еще крепче.

– В то же время, – добавляет Юрик, – очень чувствовались молитвы отца Димитрия, его незримая помощь, а после его кончины помощь как будто стала приходить еще чаще. Очень чувствую его – оттуда.

В декабре 2017-го закончился для Юрика срок обета, но он по-прежнему не пьет.

«Оказывается, это дает силы – просто тем, что ограничиваешь себя», – признается Юрик

– Не хочется, – говорит, – привык без этого, и даже понравилось. Интересно, когда оглядываешься назад, думаешь: странно, необязательно же было давать этот обет, не критично выпивал, не спивался ведь. Но пришла беда, с которой толком ничего сделать не мог, и нужно было за что-то простое зацепиться и держать себя в руках во многом… Кому-то такое решение казалось полуприхотью, полубезумием, а это, оказывается, дает какие-то силы просто тем, что ограничиваешь себя. Хотя признаюсь честно: усилия мои были минимальными – видимо, отец Димитрий все брал на себя. Спасибо ему!

А за эти пятнадцать трезвых лет в жизни Юрика многое произошло.

Четверо близких друзей умерли от пьянства. Кто знает, остался бы жив Юрик, не дай он свой обет?

У Юрика с Машей родился замечательный сын, обладающий уникальными разносторонними способностями – в математике, рисовании и спорте. Назвали сына Дмитрием… А Маша после рождения ребенка больше ни разу не лежала в психиатрической больнице. Это ли не чудо?

И папа Юрика – мастер с золотыми руками, – склонный к употреблению спиртного, не спился, не опустился. Кто знает, не Юрик ли своим примером остановил падение отца?

Конечно, не нам делать выводы: что, отчего да почему. Но в жизни нашей все связано воедино той Любовью, которой любит нас Господь. И даже маленькое незначительное наше стремление принести Богу что-то от себя, а не только просить, а порой – и требовать от Него, не остается без ответа.

И сейчас, в преддверии Великого поста, думая над этим жизненным уроком, невольно понимаешь, что, лишая себя чего-то малого из пищи и пития в знак покаяния за содеянные грехи, обретешь гораздо большее – щедрые благодеяния Божии не только для себя, но и для своих близких. Ведь Господь рад дать нам всю полноту благ, но не может сделать этого насильно. Дадим Ему такую возможность своим малым подвигом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *