Что такое обида в русской правде
ОБИДА
Смотреть что такое «ОБИДА» в других словарях:
обида — (5) 1. Оскорбительное нарушение прав, нанесение ущерба для чести: Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчине. 11. Бориса же Вячеславлича… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Обида — Обида изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия
обида — Огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор. Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды личности.… … Словарь синонимов
ОБИДА — жен. обижда ряз., тул. всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняеть боль, убыток или поношение. Кривосуд обида; брань, побои обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния,… … Толковый словарь Даля
Обида — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБИДА — ОБИДА, обиды, жен. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. «Соседям то и дело наносил обиды смело.» Пушкин. «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид.» Лермонтов. « Вот это обида! Обида кровная.» А.Островский. Проглотить обиду. «Не … Толковый словарь Ушакова
обида — ОБИДА, оскорбление, пощечина, унижение, уязвление, книжн. афронт, книжн. заушательство, книжн. уничижение, устар. заушение, разг. щелчок ОБИДНЫЙ, оскорбительный, устар. поносный ОБИДЧИВЫЙ, ранимый, уязвимый, чувствительный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ОБИДА — ОБИДА, ы, жен. 1. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого н. В тесноте, да не в обиде (посл.). Не в обиду будь сказано (пусть не покажется обидным; разг.). Не дать в… … Толковый словарь Ожегова
Что такое обида в русской правде
§ 65. Обида есть умышленное и противозаконное выражение неуважения к другому челов е ку зав е домо оскорбительным для него обращением с ним. Существенные признаки обиды суть:
Только физическое лицо может чувствовать обиду. Юридическое лицо, как таковое, не может воспринять обиду, не может быть обижено; обида юридического лица немыслима иначе, как в форм е обиды образующих юридическое лицо физических лиц. Д е йствующее Уложение признает, впрочем, в вид е исключения, возможность оскорбления и юридических лиц; именно, говоря об оскорблении в печати (ст. 1040 Ул. о нак.), а также в ст. 279 сл. и 282 сл., оно упоминает не только о частных лицах, но и об «обществах», «установлениях», «присутственных м е стах» и т. п. Составители нового Уложения также полагали, что только физические лица могут быть объектом обиды [9] ; однако, в вид е исключения, Уголовное Уложение говорит об оскорблении военного караула, воинской части или команды (4 ч. ст. 532).
§ 66. По средствам и способам д ей ствия обида мо жет быть устной, письменной, в печати, наконец, обидой д е йствием. Наше д е йствующее право содержит в себ е отд е льные постановления об обид е словом и д е йствием. К посл е дней, по толкованию Сената, должны быть отнесены и т е символические обиды (т.е., совершаемые с помощью знаков и жестов), которые заключают в себ е посягательство или угрозу посягательством на т е лесную неприкосновенность; остальные случаи символических обид Сенат относит к обид е словом (1877/76).
Понятие обиды д е йствием соприкасается в нашем прав е с т е лесными повреждениями. К обид е д е йствием, между прочим, Уложение о наказан. относит и побои, не только легкие, но и тяжкие, однако не грозящие опасностью жизни (ст. 1533). Побои же тяжкие и грозящие опасностью жизни относятся уже к т е лесным повреждениям (ст. 1489). Одинаково с побоями в закон е трактуются истязания и мучения.
Кром е того, и Устав о нак. и Улож. о нак. знают м ассу квалифицированных видов обиды. Квалифицированною обида (словесная и обида д е йствием) является, если она нанесена:
1)—родственнику по восходящей линии (ст. 132 Уст. о нак.; ст. 1534 и 1533 Улож.).
2)—лицу, хотя и не состоящему с обидчиком в родств е по восходящей линии, но им е ющему право на особое уважение (131 и 135 Уст. о нак.).
3)—лицу женского пола (131 и 135 Уст. о нак.);
4)—с заран е е обдуманным нам е рением;
5)—в публичном м е ст е ;
6)—в многолюдном собрании (131 и 135 Уст. о нак.);
7)—должностным лицом или должностному лицу, при исполнении или по поводу исполнения им служебных обязанностей, а также, если обида нанесена и частному лицу, но во время присутствия, в зал е зас е дания (347; 279—280; 282—283; 285—288 Улож. о нак.); сюда же относится и предусматриваемое Уст. о нак. (ст. 31) оскорбление стражей полицейских и иных, с ними сравненных, во время отправления ими должности; к данной групп е должностных лиц относятся, между прочим, и околоточные надзиратели (1893/33,; 1867/453);
8)—подчиненными начальнику, или наоборот (394, 400 Улож. о нак.);
9)—священнослужителю во время совершения им службы, если всл е дствие этого служение было прервано (214, 215 Улож. о нак.);
10)—иностранному дипломатическому агенту (261 Ул. о нак.);
11)—корабельщику во время плавания (1263 Улож.);
12)—обида в печати. Наказание: денежное взыскание не свыше 300 р. и арест от 7 дней до 3 м е с., или тюремное заключение от 2 до 8 м е с. (1040 Ул. о нак.);
13)—оскорбление посредством подд е лки письма или иной бумаги от имени оскорбленного (1537 Улож.).
Е с ли обиженный будет требовать за обиду опред е ленного в гражда н ских законах (Св. зак., т. X, ч. 1. ст. 667—669) «бе с честья», то он л и шается уже права иска уголовн о го (ст. 138, п. 2 Уст. о нак.).
По общему правилу д е ла об обидах начинаются лишь по жалобе потерпевшего и могут быть погашаемы примирением сторон; исключение составляют лишь д е ла об оскорблениях разных должностных лиц, которые могут начинаться и независимо от воли оби женных и примирением погашаемы быть не могугь; (1870/883; 1870/1001; 1872/211; 1894/29: 1896/3; 1899/4 и друг.).
§ 68. Уголовное Уложение назначает за обиду арест или денежную пеню не свыше 500 р. (ст. 530), в случаях квалифицированных тюремное заключение (532), иногда с оговоркой, что пред е льным сроком тюремного заключения является б м е с. (ст. 535), или с присоединением других дополнительных карательных м е р (ст. 533, ч. 2; ст. 539). Согласно ст. 539 в случаях осуждения за обиду или опозорение суду предоставляется, по просьб е оскорбленного, опубликовать приговор. Установленную Уголовным Уложением наказуемость надо в общем признать правильной. Что же касается квалифицированных случаев, то было бы желательно, чтобы в одном обобщенном о них постановлении суду предоставлялось право назначить виновному тюремное заключение.
Квалифицируется обида, по Уголовному Уложению, в сл е дующих случаях:
а) по объекту: обида 1)—матери (законной, незаконной), законного отца или иного восходящего родственника; 2)—духовного лица христианского в е роиспов е д., состоящего в сан е священнослужителя или в звании настоятеля и т. д.,—при совершении им службы или духовной требы; 3)—должностного лица или волостного старшины, или лица, занимающего соотв е тствующую должность, при исполнении или по поводу исполнения ими служебных обязанностей; 4)—военного караула или часового оного, воинской части или команды (ст. 532); 5)—главы иностранного государства (ст. 534); 6)—иностранного посла, посланника или пов е ренного в д е лах, а также иного дипломатического агента, если оскорбление учинено с нам е рением оказать неуважение его правительству (ст. 535).
б) по субъекту и объекту: 1) оскорбление капитана парохода или морского судна служащим на судн е или пассажиром, и 2) оскорбление арестантом кого-либо из чинов тюремной стражи, при исполнении или по поводу исполнения ими обязанностей службы (ст. 532, ч. 2).
в) по способу и средствам д е йствия: оскорбление в распространенных или публично выставленных произведениях печати, письм е или изображении (ст. 533). Наказание—тюрьма. Сверх того, редактор или издатель повременного издания, виновный в пом е щении в нем оскорбительных произведений, писем или изображений, подвергается денежному взысканию, по количеству выпущенных в продажу экземпляров, не свыше 1 р. за экземпляр (ст. 533, ч. 2).
Provocatio. Retorsio. Согласно ст. 536 виновный в обид е или опозорении может быть освобожден от наказания в сл е дующих двух случаях:
[1] Объяснения, VI, стр. 721.
[2] В н е которых законодательствах д е лаются перечни случаев, когда слова или д е йствия, им е ющие вид обиды, непротивозаконны. Так, напр. французский закон о печати 1881 г. (art. 41) указывает, что не могут быть пресл е дуемы, как диффамация или обида, р е чи, произнесенные в законодательных палатах, в судебных зас е даниях, добросов е стные газетные отчеты о них (le compte rendu. fait de bonne foi dans les journaux) и н е к. др. д е яния. Ср. art. 452 бельгийского уложения. Германский кодекс также упоминает о ненаказуемости предостережения и выговоров начальников подчиненным, служебных донесений должностных лиц и т. п. (§ 193). Но такие перечни совер шенно излишни.
[4] См., напр., заголовок 2 отд., гл. VI, разд. X Улож. о нак.; также ст. 530 Угол. Ул.
[6] Объяснения, VI, 742—743.
[7] Объяснения, VI, 743—744.
[10] Слово «позорящий»—в данном случа е совершенно неподходяще, так как обида может и не «позорить» обиженного; в иных случаях даже она может вредить доброму имени лишь самого обидчика.
ОБИДА
Смотреть что такое «ОБИДА» в других словарях:
обида — (5) 1. Оскорбительное нарушение прав, нанесение ущерба для чести: Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчине. 11. Бориса же Вячеславлича… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Обида — Обида изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия
обида — Огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор. Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды личности.… … Словарь синонимов
ОБИДА — жен. обижда ряз., тул. всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняеть боль, убыток или поношение. Кривосуд обида; брань, побои обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния,… … Толковый словарь Даля
Обида — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБИДА — ОБИДА, обиды, жен. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. «Соседям то и дело наносил обиды смело.» Пушкин. «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид.» Лермонтов. « Вот это обида! Обида кровная.» А.Островский. Проглотить обиду. «Не … Толковый словарь Ушакова
обида — ОБИДА, оскорбление, пощечина, унижение, уязвление, книжн. афронт, книжн. заушательство, книжн. уничижение, устар. заушение, разг. щелчок ОБИДНЫЙ, оскорбительный, устар. поносный ОБИДЧИВЫЙ, ранимый, уязвимый, чувствительный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ОБИДА — ОБИДА, ы, жен. 1. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого н. В тесноте, да не в обиде (посл.). Не в обиду будь сказано (пусть не покажется обидным; разг.). Не дать в… … Толковый словарь Ожегова
Уголовное право. Понятие преступления («обиды») в Русской Правде.
Основные черты гражданского права.
Право собственности (вещное право)
Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения права собственности. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности.
В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»).
Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры.[5]
Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью.
Собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.
Обязательственное право
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.
При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.
Существуют три вида займа:
1) обычный (бытовой) заем,
2) заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями);
Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.
Брачно-семейное право
По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.
Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Наследственное право
Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству.
Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.
Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы – отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене.
Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.
Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души).
Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «А матерня часть детям ненадобна, – гласит закон, – кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию.
В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья. Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак.
Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).
От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.
Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развития русского наследственного права. Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза – семьи.
Уголовное право. Понятие преступления («обиды») в Русской Правде.
Преступление
Термин «преступление» хотя и известен был в эпоху Русской Правды, но самой Русской Правде не известен, ибо ей чуждо то понятие о преступлении, которое выражается этим термином, т.е. нарушение закона.
В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.
О возрасте при уголовном вменении ни Русская Правда, ни другие памятники публичного права не содержат данных вплоть до середины XVII в.
Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»).
Объекты преступления – это личность и имущество. Среди преступлений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести).
Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имуществом.
Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.
Не из Русской Правды, а из церковных уставов известно, что имели место и преступления против церкви: зелейничество и ведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остатки язычества. Кроме них преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.
Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).
Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).[10]
Наказание
Русская Правда употребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Начнем их характеристику с мести.
Месть в тесном смысле есть возмездие за уголовную неправду, совершенное руками потерпевшего.
Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступника на полный произвол мстителя.
Термин смирять, употреблявшийся для обозначения акта мести, означал, скорее всего, не только лишение жизни, но и простое телесное наказание. Под влиянием христианства, в условиях дальнейшего оформления государственных структур, месть постепенно вымирала. Уже сыновья Ярослава отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.
Именно штрафы доминируют в системе наказаний Русской Правды как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба.
1) уголовные (в пользу общественной власти);
2) частное вознаграждение потерпевшему.
За убийство уплачивается вира (в пользу князя) и половничество (родственникам потерпевшего). За прочие преступления – продажа (князю) и урок (потерпевшему).
Уголовные штрафы за посягательство на личность, как уже отмечалось, носят ярко выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко. Вира, взыскиваемая с общины – верви (мира), — это дикая вира (в случае, когда совершено непредумышленное убийство, и преступник защищен круговой порукой общины, или когда убийство умышленное, но община не ищет и не выдает преступника).
Третий вид наказания – поток и разграбление. Он назначался в 3 случаях: за кражу коня, поджег дома или гумна, профессиональный разбой.
Из других видов наказаний известны также наказания, обращенные на свободу, и наказания, обращенные на здоровье.
К первым относились: изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе), заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство.
Ко вторым – членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы в случае имущественной несостоятельности виновного.
Судебные органы
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии:
1) установление сторон;
Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора).
Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным).
Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.
О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39. Пр. Пр.).
Другое процессуальное действие – гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.).
Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).
При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в свое время.
Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.