Что такое область профессиональных интересов учителя
Профессиональные интересы человека и как их выявить
Что такое профессиональные интересы
Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.
Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.
Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.
Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.
Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.
Для кого подходит методика Голомштока?
Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.
Инструкция по прохождению методики
Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.
Опросник представляет собой 100 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:
Опросник рекомендуется проходить, когда у Вас в запасе имеется достаточное количество времени и Вы не испытываете сильных эмоций, способных повлиять на результаты теста (грусть, злость и др.).
Результаты
По прохождению методики Вам будет показан список из 23 профессиональных направлений и дана оценка Вашего личного интереса к каждой специальности.
Кроме того, наш сайт посоветует Вам литературу, которую Вы можете почитать для того, чтобы лучше понять свою расположенность к какой-либо профессии.
Благодаря этому, Вы сможете лучше понять свои интересы и желания в профессиональной сфере и сделать выбор в пользу той специальности, которая будет приносить Вам радость и успех.
Проходите тест прямо сейчас!
Удобный и понятный интерфейс нашего сайта сделает прохождение методики Голомштока приятным. Более того, Вы можете сохранить свои результаты или даже поделиться ими в соцсетях со своими друзьями! Проходите тест на определение профессиональных интересов на нашем сайте и узнайте, для какой профессии были созданы Вы!
Что такое область профессиональных интересов учителя
Область профессиональных интересов:
Педагогическое кредо:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» Али Апшерони
Мои увлечения: поэзия. вышивание, вязание, танцы
Участие в конкурсах педагогического мастерства:
2.Районный этап 5 Республиканского конкурса «Самый классный классный»- 2 место.
Мои публикации в интернете:
Интернет- педсовет.орг. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».Медиатека
1.Литература-«Урок-погружение по повести В Закруткина «Матерь человеческая», посвящённый 65-летию Победы;
2. Русский язык- Слово о Слове.
Интернет- педсовет.орг Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».Медиатека
Стихотворения «Выпускникам» и «Чудная девчонка»
Разделы «Творчество» и «Воспитание»
Январь 2010 стр. 10 и 11.
Интернет- педсовет.орг Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».Медиатека
Письмо зарубежному другу «Празднование Масленицы на Руси»
Раздел «Внеклассная работа»
Открыла личный блог в Интернете на странице Педсовета по теме «Внеклассное чтение»
Имею свой действующий сайт в Интернете
Эссе на тему: Хочу рассказать о своём учителе.( 1 место на районном этапе Республиканского конкурса «Учитель! Перед именем твоим…», посвящённого Году Учителя.
Почти полвека проработал мой любимый учитель Василий Никифорович Горшков учителем русского языка и литературы. Сколько детей он воспитал! Скольким привил любовь к Слову! Действительно, великий человек, сотворивший шедевр. Человек, ставший мастером! Его шедевр сегодня– это наша жизнь и наша светлая память о нём. А чтобы сотворить шедевр, нужно, во – первых, любить работу, которую ты выполняешь, во – вторых, любить детей. Это всё было у моего Учителя.
Школьные годы чудесны»,- пели мы в школе когда-то,
Но время быстро промчалось, и детство ушло куда-то.
Пусть давно сединою покрыты- память в нас не мертва,
Воспоминаньями о дорогих учителях она жива!
Свои силы, знания, уменья нам он по крупице отдавал
Опыт жизни, мудрости дорогу всем ученикам он раздавал.
Будь спокоен, мой Учитель добрый! Мы на правильном пути
Никогда, ни при каких дорогах, не свернём мы с верного пути.
Мы о Вас с любовью вспоминаем, Вы остались навек молодым.
Всё, о чём когда-то Вы мечтали, верьте: обязательно мы претворим.
Спасибо! Дорогой мой Учитель, что учил любить школу. Каждое утро я, открывая знакомую дверь, слышу музыку звонких голосов детей и думаю: я рада, что в школьные годы шла бок о бок с Вами. Время прошло, чувства улеглись, но память осталась.
Профессионально важные качества и умения учителя
Методички Педсовета
Общеизвестно, что система образования и воспитания — главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.
Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.
Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:
Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.
Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.
Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.
Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.
Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:
Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:
Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.
А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:
Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).
В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:
Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.
Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.
Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:
Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.
Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:
Эти же компоненты педагогической деятельности выделял В. А. Сухомлинский, отвечая на вопрос «Что значит хороший учитель?».
Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,
Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.
В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:
Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:
А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:
Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:
Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:
Педагогическая техника включает две группы умений:
Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.
Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Деятельность учителя направлена на:
Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):
— гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);
— конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);
— —организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);
— —коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);
— прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).
Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]
Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.
Список литературы:
[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.
[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.
[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.
[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.
[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.
[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.
[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.
[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.
[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.
[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.
[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.
[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.
[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.
[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.
[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.
[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15
[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.
[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.
Развитие профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы
Введение
Актуальность исследования
Современный этап в развитии отечественной школы характеризуется четкой ориентацией на содержательное и технологическое обновление, на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития. Главные задачи современной школы – не только передача знаний, социокультурного опыта от одного поколения другому, но прежде всего формирование у школьников умений и навыков применения этих знаний в практической деятельности, готовности к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстро меняющемся мире, раскрытие способностей и возможностей каждого ученика, воспитание патриота, творческой и социально активной личности.
В связи с требованием времени изменяются и требования к педагогу. Невозможно говорить о внедрении в педагогическую практику обучения новых форм и методов организации учебного процесса без качественного изменения характера профессиональной деятельности педагогов. Важнейшими качествами личности педагога должны стать инициативность, профессиональная активность, способность креативно, творчески мыслить, умение осознанно выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Современная стратегия развития школьного образования требует от педагога не только профессионального развития, но и постоянной готовности и желания реализовать в практической педагогической деятельности свои способности и возможности, свой профессиональный потенциал, то есть развивать профессиональный интерес.
Известно, что профессиональный интерес имеет динамику в своем развитии. Так, в первое время в большинстве случаев, молодые специалисты заняты адаптацией к конкретному рабочему месту и профессии в целом, пытаются понять, что происходит вокруг, какие нормы и правила существуют, пытаются действовать по образцу. Также педагоги с большим стажем работы могут потерять профессиональный интерес и не видеть перспектив профессионального развития. Поэтому актуальным является изучение профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности.
Особый интерес представляет изучение профессионального интереса педагогов в условиях малокомплектной школы, поскольку в большинстве малокомплектных школ сохраняется традиционная конструкция учебныхпланов, консервируются традиционные учебные программы; наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене, что автоматически снижает качество образования.
Цель исследования – изучить развитие профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы.
Объект исследования – психологические особенности профессиональной деятельности педагогов.
Предмет исследования: профессиональный интерес педагогов с различным стажем трудовой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существует значимая связь между профессиональными интересами, карьерными ориентациями педагогов и стажем их работы в условиях малокомплектной школы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы.
3. Провести анализ результатов эмпирического исследования, разработать рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросный метод, статистический метод.
Глава1. Теоретическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности
1.1. Профессиональный интерес как психологическая категория: понятие, подходы к рассмотрению
Понятие «интерес к профессии» является производным по отношению к интересу, исследованию которого посвящены многочисленные н психологические, педагогические и философские исследования.
Интерес в переводе с латыни – «имеющий значение», это, чем хочется заниматься, это высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил снижается и фон интересности жизни.
Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Существует в рамках цикла жизни интереса: овладевая индивидом и владея им определённое время, и в завершение – покидая его.
Интерес – трёхчастное понятие, с помощью которого преодолевается дихотомия субъекта и объекта. В нём объединяются:
На уровне личности понятие интереса субъективируется. Оно образует систему понятий: желание, мотивы, установка, влечение.
Интерес можно понимать как побудительный механизм познания, который заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.
Интересы можно также понимать как первичные элементы, к которым сводятся все человеческие действия и вокруг которых кристаллизуются социальные группы. Каждый интерес в пределе стремится стать абсолютным, то есть подавить другие интересы – отсюда возможен конфликт интересов.
Анализ подходов к пониманию сущности интересов как психологических образований, имеющих мотивационное значение, подтверждает правоту С.А.Ананьина в том, что интереса как единого психологического явления не существует [1]. Можно говорить о любопытстве как кратковременном проявлении интереса к чему или кому-либо. Но можно говорить и об интересе-отношении, интересе-склонности как устойчивом образовании личности.
При этом интересы-отношения могут быть процессуальными, связанны ми с получением удовольствия от процесса деятельности и целевыми, связанными с получением результата, выгоды.
Б.И. Додонов говорит ещё о процессуально-целевых интересах, при которых сочетаются удовольствие и результат [7].
Е.П. Ильин считает, что любой вид интереса отличается наличием в нём потребности и положительного переживания этой потребности и выделяет наряду с познавательными (ситуативными), процессуальными и целевыми (устойчивыми) интересами, познавательно-процессуальные и процессуально-целевые целевые интересы [12, с. 172–173].
Существует множество классификаций интересов и одним из видов является профессиональный интерес.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что сущность профессионального интереса трактуется по-разному. Существуют различные взгляды на понятие «профессиональный интерес», вызванные сложностью его функциональной природы.
Данное понятие рассматривают как:
По мнению А. П. Сейтешева, профессиональный интерес– «непосредственное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают» [23, с. 44].
Н.Ф. Булгакова, Е.М. Павлютенков и А.А. Темербековасчитают, что следует различать понятия «интерес к профессии», «интерес к выбираемой профессии», «профессиональный интерес», поскольку данный подход позволяет охарактеризовать интерес как явление, имеющее различную степень устойчивости. Понятие «профессиональный интерес» они трактуют как самый высокий уровень проникновения в содержание профессии. Он не может формироваться без специальных знаний, умений и навыков, без реальной учебной деятельности, в том числе и в соответствующей профессиональной сфере [28].
Ряд авторов (В.Ф. Афанасьев, Т.Л. Бухарина, В.В. Кревневич) выделяют два компонента, входящих в структуру профессионального интереса: эмоциональный и познавательный [6]. Интерес это:
— окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремление больше узнать о ней (В.В. Кревневич).
— избирательное эмоциональное и познавательное отношение и как направленность личности, выражающуюся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению ею (В.Ф. Афанасьев);
— избирательное активно-положительное отношение личности к определенному роду деятельности, характеризующееся повышенным вниманием к определенной профессии, выделением ее из ряда других и потребность глубокого знакомства с ней (Т.Л. Бухарина).
Однако выделение лишь двух компонентовнедостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, не учитывает волевую устремленность личности. Без усилий в преодолении трудностей невозможно овладеть профессией. Стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности, поэтому волевой компонент является одним из важных составляющих профессиональный интерес.
Л.А. Йовайша выделяет в структуре профессионального интереса такие компоненты как: любознательность, положительное эмоциональное отношение к определенному предмету, социальную установку к данной сфере деятельности, волевое усилие действовать в интересующей области, потребность в усвоении профессиональных знаний и навыков, потребность в повышении квалификации [13, с.107-108 ].
А.В. Мордовская приходит к выводу, что структура профессионального интереса, состоящая из трех компонентов – познавательного, эмоционального и волевого – не отражает действенной позиции в овладении профессиональной деятельностью. В своем исследовании она рассматривает структуру, включающую четыре компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно-деятельностный. И трактует профессиональный интерес «как эмоционально окрашенное положительное и избирательное отношение к определенной профессии, связанное со стремлением расширить знания и умения, характеризующиеся волевой установкой на овладение ею, потребностью в активной деятельности» [17, с.187 ]. Такой же точки зрения придерживается В.В. Арнаутов, который, опираясь на исследования Н.И. Виноградовой, А.Е. Голомштока, П.А. Рудика, Ф.К. Савиной, выделяет группы проявления профессионального интереса в деятельности:
При таком подходе четко прослеживаются структурные компоненты профессионального интереса: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.
Таким образом, профессиональный интерес представляет собой сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.Структуру профессионального интереса составляют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.
1.2. Психологические особенности педагогической профессии и развития личности педагога
Педагогическая деятельность – это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности [3, с.6].
Цель педагогической деятельности – передать культурно-нравственный опыт, который накапливался поколениями на протяжении многих лет. Результатом завершённой педагогической деятельности должен стать человек, овладевший знаниями и умениями, морально-этическими ценностями высококультурного общества.
Педагогическая деятельность включает в себя два вида: научную и практическую. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности. В практической педагогической деятельности происходит передача опыта младшему поколению [19, с. 9 – 11].
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности [15, с. 26]:
Структура педагогической деятельности включает:
Объектом педагогической деятельности является человек, а предметом –развитие, воспитание и обучение индивида.
Из всего выше сказанного можно сформулировать ещё одну цель педагогической деятельности, а именно: формирование педагогического опыта на протяжении всей работы и передача своего мастерства будущим поколениям. На основе этого можно сделать вывод, что педагогическая деятельность сложный и многоступенчатый процесс, имеющий сложную структуру и специфические характеристики, которые дополняются педагогическим мастерством.
Педагог в своей профессиональной деятельности выполняет множество задач, он обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, то есть решать многочисленные и сложные педагогические задачи. То, как педагог будет решать свои задачи, какие решения принимать, насколько эти решения будут правильными, а педагогическая деятельность эффективна, зависит, прежде всего, от того, как формулирует педагог цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам как личность, как субъект педагогической деятельности [10, с.37].
По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек [14, с.118]. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира [18, с.280 – 296].
С.Б. Елканов предлагает трехкомпонентную структуру личности педагога:
А.К. Маркова выделяет в структуре личности педагога так называемые интегральные характеристики:
а) профессиональное педагогическое самосознание педагога, то есть комплекс его представлений о себе как профессионале;
б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения;
в) творческий потенциал, то есть комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать педагогические задачи на нестандартном уровне [16, с.56 – 61].
Развитие личности профессионала рассматривается в тесной связи с деятельностью, как способностью человека производить общественно и личностно значимые преобразования действительности. Основной характеристикой уровня развития личности и интенсивности самой деятельности является активность личности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику.
Для педагога особо важную роль имеет познавательная активность, которая приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности. Наличие у педагога познавательной активности характеризует качество профессиональной педагогической деятельности, в которой проявляется личность педагога с его отношением к содержанию, характеру педагогической деятельности, стремлением познать сущность педагогических явлений и мобилизовать свои нравственно-волевые усилия для достижения профессиональных целей [5, с. 100].
Таким образом, профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми, их преобразование и управление ими. Поэтому профессиональные требования к педагогу имеют разносторонний характер и предполагают гуманистическую, коллективную и творческую направленность личности педагога. Это предполагает добросовестное отношение к труду, постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний, а также к развитию своей личности.
1.3. Психологические пути повышения качества профессиональной деятельности педагогов
Повышение качества профессиональной деятельности педагогов – управляемый и проектируемый процесс, который предполагает: целенаправленное мотивирование педагогов и дифференцированный подход к выбору образовательных программ подготовки.
В школе создано нормативно-правовое, информационно-методическое, организационно-содержательное обеспечение системы развития и повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Методическая служба сопровождает педагога в процессе его профессионального развития, опираясь на принципы дифференциации и индивидуализации; система сопровождения включает самообразование, аттестационные процессы, курсовую подготовку, обмен педагогическим опытом, активные формы творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса. Она носит стимулирующий характер и способствует развитию педагогического коллектива.
Особое место в системе повышения качества профессиональной деятельности занимает самообразование, мощным стимулом которого является аттестация, высокий уровень мотивации и творчество педагогов. Аттестационные процедуры публичной защиты аналитических отчетов педагогов демонстрируют достаточный уровень владения ими коммуникативной компетентностью, рефлексивную культуру.
Основные направления деятельности по повышению качества профессиональной деятельности педагогов:
1. Оперативное реагирование на запросы педагогов по насущным педагогическим проблемам.
2. Знакомство с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
3. Организация системы методической работы с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
4. Пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
5. Организация рефлексивной деятельности в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем.
6. Оказание методической помощи педагогам.
7. Анализ и обобщение педагогических достижений, обобщение опыта нескольких педагогов, работающих по одной проблеме.
8. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
9. Вооружение педагогов наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
Профессиональные интересы педагогов отражают основные направления деятельности педагогического коллектива: модернизация образования; внедрение стандартов нового поколения; здоровьесберегающая среда образовательного учреждения; коммуникативно-деятельностный подход к организации образовательного процесса; информатизация образовательной среды школы и развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса; технологизация образовательного процесса; подготовка школьников к участию в новых формах итоговой аттестации; организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся; компетентностный подход к результату образования.
Предметно и адресно решать профессиональные проблемы, организовать эффективное профессиональное общение позволяют такие формы повышения квалификации как мастерские, практикумы, тренинги, работа малых групп, тьюторское сопровождение, сетевое взаимодействие в Интернете.
Особое место занимают дистанционные формы: вебинары, дистанционные образовательные программы и web-конференции.
Обучающие семинары являются продуктивной формой повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.
«Круглый стол» — коллективное размышление над значимой проблемой. Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.
«Проблемно-деловая игра» — как форма для проведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени.
«Научно-практическая конференция». Тематика конференций может быть посвящена как итогам работы в целом, так и отдельной проблеме, носить научно-практический характер. Конференция объединяет качества педагогического совета и научной конференции.
Такие направления повышения качества профессиональной деятельности педагогов обеспечат профессиональную готовность педагогов к реализации ФГОС: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Выводы по первой главе
1. Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Профессиональный интерес представляет собой сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность. Структуру профессионального интереса составляют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.
2. Педагогическая деятельность основана на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствует нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Цель педагогической деятельности – передать культурно-нравственный опыт, который накапливался поколениями на протяжении многих лет. Профессия педагога предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми, их преобразование и управление ими. Поэтому профессиональные требования к педагогу имеют разносторонний характер и предполагают гуманистическую, коллективную и творческую направленность личности педагога. Это предполагает добросовестное отношение к труду, постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний, а также к развитию своей личности.
3. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов – управляемый и проектируемый процесс, который предполагает: целенаправленное мотивирование педагогов и дифференцированный подход к выбору образовательных программ подготовки. Профессиональные интересы педагогов могут отражать основные направления деятельности педагогического коллектива.