Что такое область стандартизации
Статья 2. Основные понятия
Статья 2. Основные понятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
ГАРАНТ:
Пункт 1 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 4 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 5 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
ГАРАНТ:
Пункт 6 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
ГАРАНТ:
Пункт 7 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 8 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 9 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 10 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 11 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 12 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
ГАРАНТ:
Пункт 13 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
ГАРАНТ:
Пункт 14 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 15 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Что такое область стандартизации
О стандартизации в Российской Федерации
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040067);
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300063).
Принят
Государственной Думой
19 июня 2015 года
Одобрен
Советом Федерации
24 июня 2015 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(Пункт дополнительно включен с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ)
(Пункт дополнительно включен с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ)
(Пункт дополнительно включен с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ)
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
1) разработка и внедрение передовых технологий, в том числе информационных технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в них дублирующих положений;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Что такое область стандартизации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
State system of standardization. Basic concepts
Дата введения 1970-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 августа 1968 г. N 1 срок введения установлен с 01.01.70
ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденными в январе 1975 г., сентябре 1979 г., сентябре 1980 г., ноябре 1981 г., ноябре 1982 г., апреле 1982 г. (ИУС 11-79, 12-80, 3-82, 7-82, 2-83)
Настоящий стандарт устанавливает основные положения Государственной системы стандартизации в СССР.
Государственная система стандартизации объединяет работы по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством и представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих:
основные цели и задачи стандартизации;
организацию и методику проведения работ по стандартизации;
порядок планирования работ по стандартизации;
порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и другой нормативно-технической документации по стандартизации и внесения в них изменений, а также государственного надзора и ведомственного контроля за их внедрением и соблюдением;
объекты стандартизации, категории и виды стандартов;
единые правила построения, изложения и оформления стандартов и их содержание.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ», «НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ», «СТАНДАРТ», «СТАНДАРТ СЭВ», «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ», «ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ» И «КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ»
Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.
Некоторыми частными случаями ее применения являются:
установление единиц физических величин;
установление терминов и обозначений;
установление требований к продукции и производственным процессам (выбор или определение характеристик той или иной продукции, методов контроля и измерений, технических требований, характеризующих качество изделий; взаимозаменяемость и т.д.);
установление требований, обеспечивающих безопасность людей и сохранность материальных ценностей.
В условиях планового социалистического хозяйства важнейшей особенностью стандартизации является ее активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в плановой деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных норм, правил, требований, направленных на ускорение технического прогресса, повышение производительности общественного труда и улучшение качества продукции.
В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяются на категории и виды.
Правила построения, изложения и оформления, порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий установлены в ГОСТ 2.114-70* и ГОСТ 2.115-70**.
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.114-95.
В зависимости от реальных условий в стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики в виде ступеней качества, имеющие дифференцированные сроки введения.
Комплексность стандартизации обеспечивается разработкой программ стандартизации, охватывающих изделия, сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, технические средства, методы подготовки и организации производства.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1. Основными целями стандартизации являются:
ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда, в том числе инженерного и управленческого;
улучшение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;
обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны;
обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;
совершенствование организации управления народным хозяйством и установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции;
развитие специализации в области проектирования и производства продукции;
рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;
обеспечение охраны здоровья населения и безопасности труда работающих;
развитие международного экономического, технического и культурного сотрудничества.
2.2. Основными задачами стандартизации являются:
установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;
определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;
установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров;
развитие унификации промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов, единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;
установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, а также разработка стандартов на виды носителей информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;
установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;
установление системы стандартов безопасности труда;
установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
установление благоприятных условий для совершенствования внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
3. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ И ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
3.1. Категории стандартов
3.1.1. Стандарты в Советском Союзе подразделяют на следующие категории:
3.1.2. Стандарты в Советском Союзе являются обязательными в пределах установленной сферы их действия, области и условий их применения.
3.1.3. Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.
3.1.4. Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.
Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, утвердившего эти стандарты. Для предприятий других министерств (ведомств) такие стандарты являются обязательными только по согласованию с соответствующим министерством.
Примечание. Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, относящиеся к номенклатуре продукции, закрепленной за министерством (ведомством), являющимся ведущим в ее производстве.
3.1.5. Республиканские стандарты союзных республик обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности.
Республиканские стандарты союзных республик на продукцию при отсутствии государственных и отраслевых стандартов на эту продукцию обязательны для всех предприятий и организаций, расположенных на территории союзной республики независимо от ведомственной подчиненности.
3.1.6. Стандарты предприятий (объединений) обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт.
3.1.7. Стандарты СЭВ обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.
3.1.8. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт), за исключением государственных стандартов, утверждаемых Советом Министров СССР и Госстроем СССР.
Государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства, имеющие силу государственных стандартов и устанавливающие требования к качеству лекарственных средств, утверждает Министерство здравоохранения СССР.
3.1.9. Совет Министров СССР утверждает особо важные государственные стандарты (в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Министров СССР).
3.1.10. Государственные стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждает Госстандарт или Госстрой СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.
3.1.11. Отраслевые стандарты утверждает министерство (ведомство), являющееся ведущим в производстве данного вида продукции, в соответствии с отраслевой принадлежностью.
Отраслевые стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждают по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.
3.1.12. Республиканские стандарты утверждают советы министров союзных республик или, по их поручению, Госпланы союзных республик или госстрои союзных республик (по продукции, входящей в номенклатуру Госстроя СССР).
Республиканские стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждают по согласованию с министерствами здравоохранения союзных республик и республиканскими советами профсоюзов или соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.
3.1.13. Стандарты предприятий (объединений) утверждает предприятие (объединение).
3.1.14. Стандарты всех категорий утверждают без ограничения срока их действия или на ограниченный срок.
3.2. Объекты стандартизации и требования к ним
Что такое область стандартизации
ГОСТ 1.1-2002*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
Межгосударственная система стандартизации
Термины и определения
Interstate System for Standardization. Terms and definitions
Дата введения* 2003-07-01
* Единая для всех указанных в предисловии государств.
Предисловие
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены.
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 30 мая 2002 г.)
За принятие проголосовали:
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
5 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 8 октября 2002 г. N 366-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.1-2002 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты«.
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2019
Введение
Установленные настоящим стандартом термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области стандартизации.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина. При этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два или более термина, имеющие общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
При применении настоящего стандарта приведенные в нем определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов и/или указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (en) и французском (fr) языках. При этом в статьях, которые гармонизированы с соответствующими статьями Руководства ИСО/МЭК 2:2004, иноязычные эквиваленты идентичны терминам на этих языках, приведенным в трехъязычной версии восьмого издания данного Руководства.
При введении настоящего стандарта в действие в странах, указанных в предисловии, в него могут быть включены национальные информационные данные* с эквивалентами стандартизованных терминов на государственных языках этих стран.
Термины и определения общетехнических понятий, которые необходимы для понимания текста основной части настоящего стандарта, приведены в приложении А.
Для гармонизации настоящего стандарта на международном уровне в нем применены разделы 1-11 Руководства ИСО/МЭК 2:2004. Для учета особенностей терминологии понятий, используемых в межгосударственной и государственной стандартизации, а также для соблюдения РМГ 19-96 «Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии» в части построения и изложения межгосударственных стандартов на термины и определения настоящий стандарт модифицирован по отношению к использованным в нем разделам 1-11 Руководства ИСО/МЭК 2:2004. При этом порядок расположения отдельных разделов и терминологических статей в настоящем стандарте изменен следующим образом:
— терминологические статьи раздела 2, а также терминологические статьи 1.4; 2.1-2.7; 4.5 Руководства ИСО/МЭК 2:2004 перенесены из основной части в справочное приложение А, т.к. распространяются на общетехнические понятия, которые не являются объектом стандартизации в настоящем стандарте;
— раздел «Документы» размещен после раздела «Органы, ответственные за стандарты и регламенты», т.к. термины из последнего широко используются в разделе «Документы»;
— в раздел «Гармонизация стандартов» перенесены терминологические статьи из раздела 10 «Применение нормативных документов» Руководства ИСО/МЭК 2:2004, т.к. установленные в этом разделе термины (за исключением термина 10.2) относятся к применению международных стандартов с целью гармонизации стандартов;
— при применении в настоящем стандарте разделов 7 и 8 Руководства ИСО/МЭК 2:2004 они объединены в один раздел с общим заголовком «Содержание и структура нормативных документов», т.к. в разделе 8 Руководства ИСО/МЭК 2:2004 содержатся только две терминологические статьи;
— при применении в настоящем стандарте раздела «Разработка нормативных документов» Руководства ИСО/МЭК 2:2004 в него включены терминологические статьи, распространяющиеся на понятия в области применения и обновления нормативных документов (что отражено в заголовке этого раздела), т.к. эти понятия широко применяются в межгосударственной стандартизации.
В настоящем стандарте некоторые терминологические статьи приведены в иной редакции, чем в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004. Для выделения этих статей использована полужирная* вертикальная линия, которая расположена слева от текста, модифицированного по отношению к соответствующему тексту Руководства ИСО/МЭК 2:2004. Исходные по отношению к указанным терминологические статьи Руководства ИСО/МЭК 2:2004 приведены в приложении В.
В текст некоторых статей, заимствованных из Руководства ИСО/МЭК 2:2004, внесены редакционные изменения, выделенные курсивом*, которые не влияют на содержание этих статей. К подобным редакционным изменениям относятся дополнительные слова и фразы, которые поясняют или уточняют содержание терминологических статей, а именно:
— дополнительные слова, представляющие собой ту часть термина, которая может быть опущена при использовании данного термина в виде краткой формы (эта часть термина выделена полужирным курсивом и заключена в круглые скобки);
— дополнительные слова и фразы, которые включены в определения и содержат дополнительные признаки, не влияющие на отличительные признаки определяемого понятия (выделены курсивом);
— дополнительные слова и фразы, включенные в примечания для уточнения приведенных там сведений (выделены курсивом).
К редакционным изменениям относятся изменения отдельных слов и фраз, которые направлены на уточнение перевода с английского языка некоторых определений и примечаний, приведенных в трехъязычной версии восьмого издания Руководства ИСО/МЭК 2:2004. Эти слова и фразы также выделены курсивом.
Статьи, в которые внесены указанные изменения, считаются идентичными соответствующим статьям Руководства ИСО/МЭК 2:2004.
Если термин, установленный в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004, дополнен в настоящем стандарте вторым термином, имеющим с первым общие терминоэлементы, то та часть, которая характерна только для второго термина, выделена полужирным курсивом и заключена в квадратные скобки.
Для удобства идентификации терминологических статей настоящего стандарта, гармонизированных со статьями Руководства ИСО/МЭК 2:2004, для этих статей в скобках (справа) приведен номер соответствующей статьи Руководства ИСО/МЭК 2:2004 и условное обозначение степени их соответствия:
В настоящий стандарт включен ряд дополнительных статей с терминами, которые отсутствуют в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004. Эти статьи заключены в рамки из тонких линий. Аналогичный способ использован также для выделения примечаний, которые дополнительно включены в терминологические статьи, гармонизированные с соответствующими статьями Руководства ИСО/МЭК 2:2004.
В настоящем стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке, а также алфавитные указатели иноязычных эквивалентов на английском и французском языках. При необходимости в национальных информационных данных настоящего стандарта может быть дополнительно приведено приложение с алфавитным указателем терминов на государственном языке страны, на территории которой настоящий стандарт вводится в действие.
Часть терминологических статей, приведенных в разделах 1-11 Руководства ИСО/МЭК 2:2004, нежелательно (или преждевременно) применять в практике межгосударственной стандартизации. Такие статьи приведены в приложении Г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные термины, применяемые в межгосударственной стандартизации, и их определения.
Термины, установленные настоящим стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на национальном и ином уровне в странах, указанных в предисловии, по решению национальных органов по стандартизации этих стран.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе.