Что такое обломовщина автор критической статьи

Что такое обломовщина автор критической статьи

Николай Александрович Добролюбов

Что такое обломовщина?

(Обломов, роман И.А.Гончарова.

«Отечественные записки», 1859 г., № I-IV)

Где же тот, кто бы на родном

языке русской души умел бы сказать

нам это всемогущее слово «вперед»?

Веки проходят за веками, полмильона

сидней, увальней и болванов дремлет

непробудно, и редко рождается на

Руси муж, умеющий произнести его,

это всемогущее слово.

* Примечания к словам, отмеченным [*], см. в конце текста.

Кажется, немало было задатков на то, чтобы и весь роман не имел успеха, по крайней мере в нашей публике, которая так привыкла считать всю поэтическую литературу забавой и судить художественные произведения по первому впечатлению. Но на этот раз художественная правда скоро взяла свое. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было, и талант Гончарова покорил своему неотразимому влиянию даже людей, всего менее ему сочувствовавших. Тайна такого успеха заключается, нам кажется, сколько непосредственно в силе художественного таланта автора, столько же и в необыкновенном богатстве содержания романа.

Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия. Но мы надеемся объяснить свою мысль в продолжении статьи, главная цель которой и состоит в том, чтобы высказать несколько замечаний и выводов, на которые, по нашему мнению, необходимо наводит содержание романа Гончарова.

«Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Вероятно, будут между ними и корректурные*, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические**, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте. Мы не чувствуем ни малейшей охоты пускаться в подобные тонкости, да и читателям, вероятно, не будет особенно горя, если мы не станем убиваться над соображениями о том, вполне ли соответствует такая-то фраза характеру героя и его положению или в ней надобно было несколько слов переставить, и т.п. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.

Источник

Что такое обломовщина автор критической статьи

Николай Александрович Добролюбов

Что такое обломовщина?

(Обломов, роман И.А.Гончарова.

«Отечественные записки», 1859 г., N I-IV)

Где же тот, кто бы на родном

языке русской души умел бы сказать

нам это всемогущее слово «вперед»?

Веки проходят за веками, полмильона

сидней, увальней и болванов дремлет

непробудно, и редко рождается на

Руси муж, умеющий произнести его,

это всемогущее слово…

Кажется, немало было задатков на то, чтобы и весь роман не имел успеха, по крайней мере в нашей публике, которая так привыкла считать всю поэтическую литературу забавой и судить художественные произведения по первому впечатлению. Но на этот раз художественная правда скоро взяла свое. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было, и талант Гончарова покорил своему неотразимому влиянию даже людей, всего менее ему сочувствовавших. Тайна такого успеха заключается, нам кажется, сколько непосредственно в силе художественного таланта автора, столько же и в необыкновенном богатстве содержания романа.

Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия. Но мы надеемся объяснить свою мысль в продолжении статьи, главная цель которой и состоит в том, чтобы высказать несколько замечаний и выводов, на которые, по нашему мнению, необходимо наводит содержание романа Гончарова.

«Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Вероятно, будут между ними и корректурные*, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические**, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте. Мы не чувствуем ни малейшей охоты пускаться в подобные тонкости, да и читателям, вероятно, не будет особенно горя, если мы не станем убиваться над соображениями о том, вполне ли соответствует такая-то фраза характеру героя и его положению или в ней надобно было несколько слов переставить, и т.п. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.

Источник

Что такое обломовщина автор критической статьи

Николай Александрович Добролюбов

Что такое обломовщина?

(Обломов, роман И.А.Гончарова.

«Отечественные записки», 1859 г., № I-IV)

Где же тот, кто бы на родном

языке русской души умел бы сказать

нам это всемогущее слово «вперед»?

Веки проходят за веками, полмильона

сидней, увальней и болванов дремлет

непробудно, и редко рождается на

Руси муж, умеющий произнести его,

это всемогущее слово.

* Примечания к словам, отмеченным [*], см. в конце текста.

Кажется, немало было задатков на то, чтобы и весь роман не имел успеха, по крайней мере в нашей публике, которая так привыкла считать всю поэтическую литературу забавой и судить художественные произведения по первому впечатлению. Но на этот раз художественная правда скоро взяла свое. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было, и талант Гончарова покорил своему неотразимому влиянию даже людей, всего менее ему сочувствовавших. Тайна такого успеха заключается, нам кажется, сколько непосредственно в силе художественного таланта автора, столько же и в необыкновенном богатстве содержания романа.

Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия. Но мы надеемся объяснить свою мысль в продолжении статьи, главная цель которой и состоит в том, чтобы высказать несколько замечаний и выводов, на которые, по нашему мнению, необходимо наводит содержание романа Гончарова.

«Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Вероятно, будут между ними и корректурные*, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические**, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте. Мы не чувствуем ни малейшей охоты пускаться в подобные тонкости, да и читателям, вероятно, не будет особенно горя, если мы не станем убиваться над соображениями о том, вполне ли соответствует такая-то фраза характеру героя и его положению или в ней надобно было несколько слов переставить, и т.п. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.

Источник

Что такое обломовщина

Добролюбов Н А Что такое обломовщина

Николай Александрович Добролюбов

Что такое обломовщина?

(Обломов, роман И.А.Гончарова.

«Отечественные записки», 1859 г., № I-IV)

Где же тот, кто бы на родном

языке русской души умел бы сказать

нам это всемогущее слово «вперед»?

Веки проходят за веками, полмильона

сидней, увальней и болванов дремлет

непробудно, и редко рождается на

Руси муж, умеющий произнести его,

это всемогущее слово.

* Примечания к словам, отмеченным [*], см. в конце текста.

Кажется, немало было задатков на то, чтобы и весь роман не имел успеха, по крайней мере в нашей публике, которая так привыкла считать всю поэтическую литературу забавой и судить художественные произведения по первому впечатлению. Но на этот раз художественная правда скоро взяла свое. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было, и талант Гончарова покорил своему неотразимому влиянию даже людей, всего менее ему сочувствовавших. Тайна такого успеха заключается, нам кажется, сколько непосредственно в силе художественного таланта автора, столько же и в необыкновенном богатстве содержания романа.

Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия. Но мы надеемся объяснить свою мысль в продолжении статьи, главная цель которой и состоит в том, чтобы высказать несколько замечаний и выводов, на которые, по нашему мнению, необходимо наводит содержание романа Гончарова.

«Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Вероятно, будут между ними и корректурные*, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические**, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте. Мы не чувствуем ни малейшей охоты пускаться в подобные тонкости, да и читателям, вероятно, не будет особенно горя, если мы не станем убиваться над соображениями о том, вполне ли соответствует такая-то фраза характеру героя и его положению или в ней надобно было несколько слов переставить, и т.п. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.

Источник

Добролюбов «Что такое обломовщина» (критическая статья о романе)

Что такое обломовщина автор критической статьи. Смотреть фото Что такое обломовщина автор критической статьи. Смотреть картинку Что такое обломовщина автор критической статьи. Картинка про Что такое обломовщина автор критической статьи. Фото Что такое обломовщина автор критической статьи

Что такое обломовщина автор критической статьи. Смотреть фото Что такое обломовщина автор критической статьи. Смотреть картинку Что такое обломовщина автор критической статьи. Картинка про Что такое обломовщина автор критической статьи. Фото Что такое обломовщина автор критической статьи

Н. А. Добролюбова считают родоначальником реальной критики. Он не просто писал критические статьи на произведение — он размышлял о том, как в них отражаются нравы общества и какую полезную для людей мысль они несут. Одной из самых известных критических статей Н. А. Добролюбова является статья «Что такое обломовщина», написанная по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Обломовщина — это по Добролюбову, образ типичной русской жизни, которая заключается в бездействии, жизни без цели, застое, рутине, апатии и лени русского человека.

Автор статьи много размышляет об Обломове и его жизни, заключая, что «обломовщина» была порождена обществом и укладом жизни героя, который не отличается от основной массы людей высшего общества XIX.

Добролюбов находит, что в образе Обломова Гончаров выразил кризис системы крепостничества. Через образ апатичного и ленивого героя автор показывает, к чему может привести крспостничество — к гибели и падению всей нравственной системы страны.

Добролюбов называет Обломова «лишним человеком». Он так же, как и другие «лишние» герои, имеет разлад в словах и действиях, мечтателен, но не способен изменить всё к лучшему. Гончаров довел Обломова до крайней точки — он не просто не борется за своё благополучие, а разрушает всё вплоть до своей личности и жизни. И всё это — из-за бездействия.

Обломов — хороший, порядочный человек, который понимает однажды, что лучше не делать ничего, чем совершать зло. Он видел, что большая часть общества, к которому он принадлежит, жаждет обогащения, лжет и живет только ради развлечений. Он решает, что быть таким — это низко и недостойно. Поэтому он протестует против общественного уклада бездействием и ленью.

Жизнь помещиков в имении, отраженная во сне Обломова, показывает, в каких условиях был воспитан герой — бездействие, лень, скука. Мальчик в детстве был любознательным, но его пресекли родители. Как и все помещики, Илья Ильич Обломов привык получать все блага не своим трудом, а чужим. Это очень повлияло на характер героя. Поэтому он и протестует ленью — ему, в отличие от друга, Андрея Штольца, чужда активная жизнь. Автор считает, что боязнь изменений и движения сделали Обломова непрактичным в быту человеком.

Мечты героя бесплодны — они тоже выполнили свою губительную функцию. Илья Ильич мечтает, отрывается от реальности, и это только усугубляет его реальность, ведь он ничего не делает для достижения этой мечты.

Ольга Ильинская и Андрей Штольц пытались пробудить жизнь в Обломове, но всё отказалось бесполезно. Для него, воспитанного иначе, было всё это дико и приносило жуткую усталость. Поэтому оба активных героя сдались.

Даже любовь к Ольге становится тяжким грузом для Ильи Ильича, потому что в его понимании любовь не связана с действиями. Для Обломова жизнь с Агафьей Пшеницыной — это идеал семейных отношений. Он там — барин, она — слуга, нет никакой душевной работы, лишь наслаждение жизнью.

По Добролюбову Обломов прекрасно понимает, почему им владеет апатия и нежелание что-то делать. Поэтому он глубоко несчастен. Он бы желал измениться, но не может. Попытка изменений закончилась плачевно — герой окончательно разочаровался в любой деятельности и гибнет духовно, затем и физически.

Добролюбов отмечает положительные черты героя — честность, порядочность, доброту. Он принимает простые человеческие ценности, не гонится за богатством. Он умеет видеть в человеке человека. Он ленив, но не глуп. Но Обломов обречен на гибель — несмотря на всё положительное, этот герой символизирует старый общественный уклад, который должен уйти.

«Обломовщиной» Н. А. Добролюбов называет такое состояние общества, которое уничтожает в человеке всё то, что ценно и важно, всё лучшее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *