Что такое обломовщина конспект урока 10 класс

Урок-семинар в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель Казакова Тамара Владимировна,

учитель высшей категории,

победитель ПНПО 2006 года,

Автор: Казакова Тамара Владимировна

Место работы, должность: Учитель русского языка и литературы ГОУ гимназии № 470, Санкт-Петербург, учитель высшей категории, победитель ПНПО 2006 года

Уровни образования: среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: Учащиеся

Тип ресурса: урок-семинар

Краткое описание ресурса: урок по организации самостоятельной работы учащихся на уроках по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов, который завершится письменной творческой работой.

Урок-семинар по роману И.А.Гончарова в 10 классе по русской литературе второй половины 19 века занимает особое место. Форма урока – семинар, что позволяет использовать различные способы работы с учащимися при подготовке данного урока, а самое главное – формы самостоятельной работы как с текстом произведения, так и с критическими материалами, позволяет детям проявить исследовательские навыки и знание литературного произведения. Данный урок помогает организовать работу по изучению романа И.А.Гончарова, способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения, формированию навыка внимательного чтения романа.

Семинар в 10 классе по теме: «Обломов и обломовщина»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Подготовка к семинару:

1. Прочитать статью Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина» (или конспект).

2. Познакомиться с мнением об Обломове критика Д.Писарева (1859 и 1861 года)

3. Найти в тексте высказывания автора или Обломова на темы:

— о современной жизни

— Обломов и литература

— о любви и семейном счастье

4. Подготовить следующие сообщения (задание для малых групп – в парах):

— Идиллия Обломовки и идеалы Обломова

— Споры Штольца с Обломовым. Почему Штольц не может переспорить Обломова даже тогда, когда последнее слово остается за ним?

— Как проявляется герой в любви?

— Ольга Ильинская и Обломов

— Вдова Пшеницына в жизни героя и в художественной структуре романа

5. Выбрать группу из двух человек (референты), которые в течение урока обобщат материал по теме семинара.

Иллюстрации к роману.

Фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов».

Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.

Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала.

Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы

Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Роман Гончарова называется «Обломов».

Образ жизни – «обломовщина».

Имя героя стало нарицательным. Как, по-вашему, кого и когда называют «обломовцем»?

Задание учащимся: продолжите фразы.

— Обломов – это … (как о герое)

Читаем вслух. Что у вас получилось?

— это роман о совершенно ленивом и ужасном человеке…

— это роман о хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в делах, а только лежит на диване, он абсолютно никчемный человек…

— это роман о человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее изменения…

— это роман о герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в окружающую действительность, это ленивый человек…

— о герое, который глубоко задумывается над современными проблемами, но не может ничего изменить и не хочет…

— роман о герое, который должен погибнуть, он не нужен

— это отрицательный герой русской литературы…

— Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый

— перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами

— это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом

— это гармоническая личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль (это мнение учителя читается последним). Это мнение обычно производит эффект: с ним учащиеся пытаются не согласиться. Спор. Тогда обращаемся к тексту произведения.

А каким Обломов представлен в романе?

3. Обратимся к домашнему заданию и заполним таблицу:

Начнем с первой части домашнего задания. Что говорит Обломов о современной жизни? Что больше всего его не устраивает в ней? Что он не принимает в ней? Какие вопросы он задает? Давайте выделим это в тексте и заполним таблицу (доказательства ищем в тексте или в критической литературе)

«Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

«Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения…»

С. 128 «Что мне делать? Отчего я такой?»

С. 220 «Чего же я искал?» (ч. 2, гл. 4)

С. 226 «Что ему теперь делать? С чего начать?»

«… и слов замерли на полуслове»

«ровное храпенье» (сон)

«…погружаясь мыслью в прошедшее…»

«Не лучше ли остаться?»

«дремота жизни» (с. 284)

«остается в намерениях»

1 ч., 5 гл., стр. 83, 84 – о службе (усердие)

6 гл. – настойчивость и его мечты о службе

«Ни к чему служить» (капитал – так он не нужен

«семейственное понятие» (гл. 5)

«переписывание бумажек» (с. 83)

Какие выводы мы можем сделать?

— он задается вопросами, но его философия сводится к следующему: «Только не сейчас»

— он герой, так как задает вопросы, но не предпринимает попыток, чтобы изменить жизнь, действительность

— смысл его фамилии – облом (обломался)

— двойственность героя (хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий)

— подтекст из «Гамлета» Шекспира (герой задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть? Гамлет отвечает – быть, а Обломов – быть, но не сейчас), можно сравнить с героем романа Гончарова «Обыкновенная история»

Вывод: среда губительна, она уничтожает благородные порывы, стремления, разрушает идеалы. Вот почему Обломов принимает решение не служить, так как она не приносит пользы Отечеству. Может, это своеобразная форма протеста? Может, для этого времени достаточно того, чтобы не участвовать в совершающемся зле? Обломов приходит к этой форме протеста – бездеятельности. (см. текст романа – стр. 223)

4. Продолжим работу в таблице.

Утопичность мечтаний Обломова. В словаре: «утопия». Словарь Ожегова:

УТОПИЯ. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего].

| прил. Утопический. Утопический социализм (восходящее к «Утопии» Томаса Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

Вывод: опять отмечаем двойственность героя, все время расходятся его представления с действительностью. Это в романе подчеркивается автором. Обломов – чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. Он умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только благодаря чувству лени и апатии.

5. Перейдем к следующей части нашей работы.

— Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…

— в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство

Как складывается его личная судьба? (Обобщение)

Он понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему Надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».

Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

Его идеал – Агафья Пшеницына, он находит в этой женщине то, что искал: жертвенность, ум, тонкость и понимание, спокойствие, любовь и самопожертвование. Она ничего не требует, она полностью посвящает себя Обломову.

Обе женщины любят его, но одна (Ольга Ильинская) требует жертвы от Обломова, а другая (Пшеницына) посвящает ему свою жизнь.

6. Учитель: есть еще один герой, который противопоставлен Обломову. Это Штольц. Ответим на вопросы, связанные с этим противопоставлением:

Зачем дан образ Штольца в романе? (Это антипод героя)

В чем это противостояние героев проявляется? (см. план сочинения «Обломов и Штольц»). Основные аспекты:

— постоянно задает вопросы

— беспорядок, халат, тапочки, диван

НО! Если уверен, что прав, то идет до конца

— энергичный, деятельный, «весь состоит из костей и мускулов»

— образованный, всего достиг сам

— если появляется серьезное препятствие, бездна, то отступает

-В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдается и садится с Обломовым и Захаром есть).

7. Заключительная часть урока. Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

— Обломов умирает, оставив сына

— Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына

— Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

— Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Что же это такое? (исходя из смысла романа). Напишите заключение:

— Вернемся к началу урока: если «обломовщина – осмысленная бездеятельность», то автор создал роман о времени, когда лучше ничег не делать, так как один человек не в силах что-либо изменить? Это форма протеста? Как вы считаете?

8. Выступление референтов (обобщение)

Подготовиться к контрольной работе по тексту (№ 3).

Посмотреть фильм Н.Михалкова и подготовить отзыв о нем.

Мое мнение о герое романа И.А.Гончарова «Обломов».

Гончаров И.А. Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с. Ил. Вступительная статья В. И.Кулешова – Что такое Обломов.

Источник

Семинар по литературе в 10 классе «Обломов и обломовщина

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Семинар в 10 классе по теме: «Обломов и обломовщина»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Иллюстрации к роману.

Фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Обобщить знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов».

Закрепить умения и навыки анализа литературного текста.

Развить аналитические способности учащихся, работать над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.

Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала.

Познакомить с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы

Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Подготовка к семинару:

Составить конспект сатьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина»

Познакомиться с мнением об Обломове критика Д.Писарева (1859 и 1861 года)

Какую роль для понимания характера и жизни Обломова играют его встречи и диалоги с посетителями в романе. Кто они такие (Волков, Судьбинский, Пенкин, Захар, Алексеев, Тарантьев)

Подготовить следующие сообщения:

Идиллия Обломовки и идеалы Обломова

Как проявляется герой в любви?

Ольга Ильинская и Обломов

Вдова Пшеницына в жизни героя.

На продолжении уже нескольких уроков, мы с вами работали над романом Ивана Сергеевича Гончарова «Обломов», мы обсуждали, спорили, делились впечатлениями, казалось бы, что тут еще можно добавить, но довать есть что…

Розанов В. «Нельзя о русском человеке упомянуть, не припомнив Обломова… Та «русская суть», которая называется русской душою, русской стихиею…, получила под пером Гончарова одно из величайших оснований себя, обрисований себя, истолкований себя, размышлений о себе. «Вот наш ум», «вот наш характер», «вот резюме русской истории».

Опираясь на цитаты Ленина и Розанова, сформулируйте и запишите проблему данного урока. (Кто такой Обломов и что такое обломовщина? Почему мнения о герое столь противоположны?).

Дома вам были даны задания, по которым мы с вами будем работать на сегодняшнем уроке.

Дома вы должны были узнать в словаре имен значение имени Илья 3 слайд ТЫК

D современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )

Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

Илья. Древнееврейское «божья помощь».

Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

Илья Муромец – богатырь.

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.

«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!

Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?

Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком». Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного. И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.

Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство».

Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

Захар: “А у этого ни рожи ни кожи, ни видения”. Это первый человек, которому сказал Обломов о своей беде.

Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков” и в Тарантьеве “мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.

Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. “Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов,

Идиллия Обломовки и идеалы Обломова

То есть автор романа показывает нам, на фоне всех его многочисленных гостей, что Илья Ильич в духовном плане много выше их, он искренен, видит фальшь и лицемерие окружающих его людей. И тут на Иван Андреевич, как великий психолог показывает, как такой умный, чуткий, душевный человек смог довести себя до такого состояния. Мы знакомимся с детством героя, с той средой, которая его сформировала. Давайте обратимся к идеалистическому образу Обломовки, родового имения семьи Обломовых. Как изображает ее нам автор? Как в Обломовке живется маленькому Илюше? Давайте посмотрим отрывок из худ.фильма Никиты Сергеевича Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова. Сейчас вы увидите фрагмент сна Ильи Илья, в котором он видит себя маленьким ребенком и вспоминает свое детство в родовом имении. Какой образ предстает перед нами? ТЫК 6 слайд

В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищенности перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, «небо там ближе к земле», которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, и это небо распростерлось над землей, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передает полное согласие, гармонию в этом мире.

Но тогда ответе мне на вопрос, почему Илья Ильич не едет в родовое имение, в этот «райский уголок»?

Стремление воплотить его в жизнь терпит крах, как всякий эстетический эксперимент с жизнью. Жизнь постоянно ставит героя в такие обстоятельства, которые не могут быть учтены ни одним жанром. Никакая жанровая традиция не в состоянии интерпретировать жизнь по своим законам, поэтому «жизнь трогает везде, достает. «

Таким образом, мы с вами находим ответ на наш вопрос, Илья Ильич с детства был насильно погружен в этот мир апатии, лени и бездействия, он хотел бегать – ему запрещали, он хотел играть с крестьянскими детьми, его не отпускали. Обловщина – для героя это болезнь, которой он серьезно болен и, которая сжигает его изнутри, душит в нем все прекрасное и лучшее.

Как проявляется герой в любви?

Но посмотрите, Иван Андреевич Гончаров не ставит крест на своем герое, он дает ему шанс излечиться от своей болезни! Что это за шанс? Любовь

Любовь в жизни Обломова, в первую очередь, связана с образом Ольги Ильинской.

Обломов испытывает к Ольге чистое и нежное чувство, он не стремится и не решается подчинить ее каким-либо иным целям, кроме самой любви. В самом чувстве он видит конечную цель и поэзию жизни. Ольга же напротив, пытается понять чувства разумом, осмыслить их.

Но просто эгоизм и страх за себя самого, заставляет Илью Ильича отказаться от своих чувств.

Обломов, больше и сильнее всех любивший свою мать, верный этой любви, бессознательно ищет мать в Ольге. Но находит желаемое не в ней, а в Агафье Матвеевне, в человеке с нерастраченной способностью бескорыстно и самоотверженно любить.

Любовь Обломова возвращается к своим истокам. Апатичный и опустившийся герой сумел уберечь любовь от пошлости и не превратил ее из цели в средство для достижения чего-то иного. Обломов сохранил любовь в ее первозданном виде, без страсти, вожделения, борьбы, усилий ума и воли. Он не дал Ольге всего, что она хотела, но сохранил человечность в себе и наполнил человеческим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны.

Вдова Пщеницына в жизни героя

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина

Она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду. Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила, проснувшиеся было в нем человеческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке. Таким образом наш герой не сумел победить в себе эту болезнь.

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

Обломов умирает, оставив сына

Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына. Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла. Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Подведение уроков занятия.

Давайте теперь подведем урок нашему сегодняшнему заданию и всему циклу уроков, посвященных изучению романа И.А. Гончарова «Обломов»

Источник

Урок на тему «Что такое обломовщина?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Подготовка к семинару:

3. Найти в тексте высказывания автора или Обломова (сделать закладки) на темы:

— о современной жизни

— Обломов и служба 1 ряд

— Обломов и литература

— мечты Обломова 2 ряд

— о любви и семейном счастье3 ряд.

Иллюстрации к роману (презентация).

Фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

· Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов».

· Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

· Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.

· Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала, использование методов исследовательской работы (сравнение, сопоставление…)

· Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы

· Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Текст романа: И.А.Гончаров. Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с.

Роман Гончарова называется «Обломов».

Образ жизни – «обломовщина».

Имя героя стало нарицательным. Как, по-вашему, кого и когда называют «обломовцем»?

2. Задание учащимся: продолжите фразы.

— Обломов – это … (как о герое)

Читаем вслух. Что у вас получилось?

— это роман о совершенно ленивом и ужасном человеке…

— это роман о хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в делах, а только лежит на диване, он абсолютно никчемный человек…

— это роман о человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее изменения…

— это роман о герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в окружающую действительность, это ленивый человек…

— о герое, который глубоко задумывается над современными проблемами, но не может ничего изменить и не хочет…

— роман о герое, который должен погибнуть, он не нужен

— это отрицательный герой русской литературы…

— Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый

— перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами, совершенно не приспособлен к жизни

— это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом

— это гармоническая личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль (это мнение учителя читается последним). Это мнение обычно производит эффект: с ним учащиеся пытаются не согласиться. Возникает спор. Тогда обращаемся к тексту произведения.

А каким Обломов представлен в романе?

3. Обратимся к домашнему заданию и заполним таблицу:

Начнем с первой части домашнего задания. Что говорит Обломов о современной жизни? Что больше всего его не устраивает в ней? Что он не принимает в ней? Какие вопросы он задает? Давайте выделим это в тексте и заполним таблицу (доказательства ищем в тексте или в критической литературе)

«Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

«Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения…»

С. 128 «Что мне делать? Отчего я такой?»

С. 220 «Чего же я искал?» (ч. 2, гл. 4)

С. 226 «Что ему теперь делать? С чего начать?»

«… и слов замерли на полуслове»

«ровное храпенье» (сон)

«…погружаясь мыслью в прошедшее…»

«Не лучше ли остаться?»

«дремота жизни» (с. 284)

«остается в намерениях»

1 ч., 5 гл., стр. 83, 84 – о службе (усердие)

6 гл. – настойчивость и его мечты о службе

«Ни к чему служить» (капитал – так он не нужен

«семейственное понятие» (гл. 5)

«переписывание бумажек» (с. 83)

Какие выводы мы можем сделать?

— он задается вопросами, но его философия сводится к следующему: «Только не сейчас»

— он герой, так как задает вопросы, но не предпринимает попыток, чтобы изменить жизнь, действительность

— смысл его фамилии – облом (обломался)

— двойственность героя (хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий)

— подтекст из «Гамлета» Шекспира (герой задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть? Гамлет отвечает – быть, а Обломов – быть, но не сейчас), можно сравнить его с героем романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история»

Вывод: среда губительна, она уничтожает благородные порывы, стремления, разрушает идеалы. Вот почему Обломов принимает решение не служить, так как служба, его служба не приносит пользы Отечеству. Может, это своеобразная форма протеста? Может, для этого времени достаточно того, чтобы не участвовать в совершающемся зле? Обломов приходит к этой форме протеста – бездеятельности. (см. текст романа – стр. 223)

Вывод. Утопичность мечтаний Обломова. В словаре: «утопия». Словарь Ожегова:

УТОПИЯ. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего].

| прил. Утопический. Утопический социализм (восходящее к «Утопии» Томаса Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

Вывод: опять отмечаем двойственность героя, все время расходятся его представления с действительностью. Это в романе подчеркивается автором. Обломов – чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. Он умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только благодаря чувству лени и апатии.

5. Перейдем к следующей части нашей работы. Большую роль в жизни Обломова играет любовь: Ольга Ильинская и вдова Пшеницына. Сравним женские образы романа.

Любовь в жизни Обломова

Как проявляется герой в любви?

— Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…

— в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство

Как складывается его личная судьба? (Обобщение)

Он понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему Надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».

Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

Его идеал – Агафья Пшеницына, он находит в этой женщине то, что искал: жертвенность, ум, тонкость и понимание, спокойствие, любовь и самопожертвование. Она ничего не требует, она полностью посвящает себя Обломову.

Обе женщины любят его, но одна (Ольга Ильинская) требует жертвы от Обломова, а другая (Пшеницына) посвящает ему свою жизнь.

(Здесь уместно выслушать сообщение «Идиллия Обломовки и идеалы Обломова»)

6. Учитель: есть еще один герой, который противопоставлен Обломову. Это Штольц. Ответим на вопросы, связанные с этим противопоставлением:

Зачем дан образ Штольца в романе? (Это антипод героя)

В чем это противостояние героев проявляется? (см. план сочинения «Обломов и Штольц»). Основные аспекты:

— истинно русский человек

— постоянно задает вопросы

— беспорядок, халат, тапочки, диван

НО! Если уверен, что прав, то идет до конца

— энергичный, деятельный, «весь состоит из костей и мускулов»

— образованный, всего достиг сам

— если появляется серьезное препятствие, бездна, то отступает

-В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдается и садится с Обломовым и Захаром есть).

7. Заключительная часть урока. Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

— Обломов умирает, оставив сына

— Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына

— Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

— Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

8. Критики об «обломовщине»

Обломовщина. Что же это такое? (исходя из смысла романа). Напишите заключение:

— Вернемся к началу урока: если «обломовщина – осмысленная бездеятельность», то автор создал роман о времени, когда лучше ничего не делать, так как один человек не в силах что-либо изменить? Это форма протеста? Как вы считаете?

8. Выступление референтов (обобщение)

· Подготовиться к контрольной работе по тексту (№ 3).

· Посмотреть фильм Н.Михалкова и подготовить отзыв о нем.

· Мое мнение о герое романа И.А.Гончарова «Обломов».

Гончаров И.А. Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с. Ил. Вступительная статья Кулешова В. И. – Что такое Обломов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *