Что такое обломовщина практицизм в отношении
4 сочинения на тему «Обломовщина»
Пример сочинения 1
Понятие «обломовщина» означает равнодушие ко всему, кроме комфорта. Главный герой, подобно остальным жителям Обломовки, относился с чрезмерным безразличием не только к жизни окружающих, но и к собственному существованию. Илья Обломов не интересовался ничем, он ни к чему не проявлял стремления. Он даже жил в грязи и терпел неопрятность слуги, то есть соглашался на все, лишь бы ничего не делать. Недаром Иван Александрович акцентирует внимание на описании жизненных ориентиров жителей родной деревни героя. Однажды они увидели мёртвого человека, который проживал в другой деревне. Однако они не наводили панику, ведь, по их мнению, они не имели никакого отношения к жизни других деревень. Одна семья годами жила в доме, который дышал на ладан, и ни у кого не доходили руки, чтобы исправить положение, хотя люди находились в смертельной опасности. Такова норма жизни для Обломова.
Также под «обломовщиной» понимается нежелание трудиться. Читатель замечает, что Обломовы-старшие ничего не делают самостоятельно, во всем полагаются на крепостных. Даже надеть носки барину помогают слуги. Илья, как и родители, не отличался особой тягой к труду, поэтому он не мог даже управлять собственным хозяйством. И все обязанности по дому Обломов поручает Захару, а потом и Агафье Пшеницыной. Также с делами герою помогал Штольц. Главным противником Обломова был любой труд. Илья Ильич старался избавиться от всяких дел. Он стремился либо вовсе отказаться от них, либо возложить обязанности на других.
Кроме того, понятие «обломовщина» означает постоянное желание жить в покое. Несмотря на то, что герой рос активным и любопытным мальчиком, он со временем превратился в апатичного и ленивого человека. На образ жизни персонажа, главным образом, повлияло воспитание. Ведь родители все время ограждали своего сына от всякого умственного и физического труда, а также запрещали активные игры, поиск новых впечатлений и другие источники хоть какого-то разнообразия в жизни. Апатия и лень являются основным принципом обломовщины. Все жители деревни, подобно главному герою романа, мечтают о тихой и размеренной жизни. Например, писатель показывает, какое большое внимание в деревне уделялось приёму пищи. К этому делу жители подходили с особой серьёзностью и ответственностью. Иван Александрович утверждает, что прием пищи является «главной жизненной заботой» для обитателей деревни. После обеда в Обломовке все погружалось в сон. Каждый день жителей деревни включал в себя послеобеденный сон. Таким образом, вкусная еда и глубокий сон были главными жизненными ценностями в деревне Обломовке. Именно в такой обстановке и рос Илья Ильич. Поэтому весьма не удивительно, что герой вырос таким бесцельным человеком. Персонаж оказался совершенно не приспособленным к реальной жизни. Маленькие трудности и невзгоды уже представляли для героя большую катастрофу. Поэтому Обломов находит идеальную жизнь рядом с Агафьей Пшеницыной — русской женщиной, которая сама остановит коня на скаку и сама войдет в горящую избу. А Илья Ильич будет просто лежать и ждать обеда.
Можно утверждать, что в произведении «Обломов» Иван Гончаров раскрыл очень важные проблемы, а также обозначил суть понятия «обломовщина». Известно, что данное выражение стало нарицательным благодаря известному критику Добролюбову. Критик очень подробно рассмотрел проблему, поднятую в романе Гончарова, в своей статье. Явление обломовщины является губительным для общества, поэтому каждый человек обязан задуматься и искоренить симптомы этой душевной болезни.
Пример сочинения 2
Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.
В связи с избалованностью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.
С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяину ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.
В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.
Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестираные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.
Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.
В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.
Пример сочинения 3
Что такое обломовщина?
Обломовщина – нарицательное слово, которым характеризуется личностный застой, отсутствие развития, наличие апатии, лени, прокрастинации.
Это слово в романе впервые употребил Андрей Штольц, друг главного героя, характеризуя его образ жизни. Также критик Александр Николаевич Добролюбов посвятил этому роману статью «Что такое обломовщина?», где рассуждал об истоках этого явления. По его мнению «обломовщина» существовала в русской культуре из-за уклада жизни общества в период до реформ Александра II.
Обломовщина в лице Ильи Ильича Обломова
Если изучать «обломовщину» по одному конкретному человеку, Илье Ильичу Обломову, то можно изучить причины и суть этого явления. Детство главного героя прошло в имении родителей. Мальчик хорошо жил и ни в чем не нуждался. Родственники оберегали мальчугана, как могли. многочисленные няньки помогали ему одеваться, следили, чтобы он хорошо питался. Любой его интерес к чему-либо пресекался – взрослые боялись дурного влияния из вне. Постепенно живой и любознательный мальчик превратился в такого же жителя сонного царства, как и его родители, которые только ели и иногда читали газеты.
И даже встреча с Ольгой Ильинской не помогла вытащить главного героя из омута лени и бездействия. вначале окрыленный любовью герой воодушевился и решил полностью изменить свою жизнь: он начал выходить в свет, общаться умными людьми, строить планы на совместную жизнь с девушкой. Однако его запала хватила ненадолго. все его рассуждения о активной и полной пользы жизни потерпели крах. постепенно он стал избегать свиданий с девушкой, замкнулся в себе и в конце концов провел остаток дней с необразованной вдовой Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая, словно его мама, окружила Обломова заботой и дала спокойно полежать на диване.
Пример сочинения 4
Образ Обломова и значение понятия “обломовщина” глубоко и полно объяснил Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” Главные черты Обломова – апатия, лень, бездеятельность. Герою только 32 года, а он лишен всякого интереса к жизни. Целыми днями он лежит на диване, созерцая стены и потолок. Но ведь не родился же таким Илья Ильич!
В детстве у него был живой, любознательный ум. Обломов получил образование, которое открывало ему дорогу в жизнь. Когда-то он мечтал послужить России, считая, что “вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, темный, но непрерывный”.
Правда, и в юности труд он воспринимал как подвиг.
У Обломова “хрустальная, прозрачная душа”, по выражению Штольца. Он честен, добр, сердечен. Его любят окружающие.
Но главное, всепобеждающее качество Обломова, – лень. Эта лень произросла на почве крепостного строя. Илья Ильич привык все получать, не прикладывая никаких усилий, – для работы были слуги и крепостные крестьяне.
Он даже гордится, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. “Ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. “Черное дело” – удел крепостных. Обломов же – барин. Он считает, что одно это уже ставит его выше других.
Такое мнение воспитывалось хозяевами Обломовки, которые были уверены, что Илюша Обломов, потомственный дворянин и наследник имения, должен занимать “особенное” положение. Но чтобы занять “особенное” место, надо было приложить усилия в университете, на службе. “Беспокоить” себя Обломов не хотел, трудиться, чтобы стать похожим на других петербургских чиновников, не посчитал нужным. Проще было, лежа на диване, доказывать свою исключительность крепостному слуге Захару.
Обломов мыслит категориями, усвоенными с детства в Обломовке, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как “вечную беготню взапуски”. Обломов осуждает петербургскую суету из-за собственной инертности, но объективно оказывается прав. “Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое.
Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества! …Разве это не мертвецы. ” Слова Обломова перекликаются с оценкой крепостников (правда, помещиков) Гоголем в “Мертвых душах”.
Обломов начинает читать, но чтение утомляет его. Он пытается проанализировать свою жизнь и свой характер, но посреди этого самоанализа “нечувствительно”, незаметно для себя засыпает. Обломов не хочет перемен, боится, чтобы “жизнь его не тронула”.
Он только лежит на диване и спит, и ему даже “во сне хочется спать”. Мечты, которым он иногда предается, не идут дальше сытой и спокойной жизни.
В “Сне Обломова” Гончаров рисует идиллию патриархальной крепостной деревни. С одной стороны, подчеркивается эпический характер такого существования, но вместе с тем Обломовка показана как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Гончаров говорит о тех могучих задатках, которые были у Обломова, но которые навеки “уснули”, не развившись. Обломов оказался нигде и никому ненужным, даже себе. “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”, – подводит итог Штольц, а Захар восклицает: “Зачем ты на свет божий родился?” Обломов – и порождение, и жертва условий, среды.
Как жертва он объективно является обвинителем современного общества: “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”.
В романе Гончарова было названо явление – “обломовщина”. В статье “Что такое обломовщина?” Добролюбов дал объяснение этого понятия, показал его истоки и характер.
Кратко о понятии обломовщина как явлении в романе «Обломов» Гончарова
Самым известным произведением И. А. Гончарова, вошедшим в золотой литературный фонд, стал роман «Обломов». Кратко обломовщина — это такое явление, которое отражает суть общества. Герой истории бесполезен для социума не потому, что ничего не может, а потому, что само общество провоцирует его на проявление этого протеста. Смысл произведения становится ясным, когда происходит понимание понятия обломовщины.
Истоки обломовщины
Суть явления в социально-историческом плане заключается в приверженности главного героя старым ценностям, нежеланию расти и развиваться, стремление к мещанскому порядку в жизни. Философский аспект понятия несколько шире и подразумевает воплощение всей культуры, истории и менталитета русского народа. Поэтому Обломовка в воспоминаниях Ильи Ильича — это прежде всего обряды, сказки и предания, а не материальное или духовное наследство.
Главным персонажем многих русских народных сказок является Иван-дурак — человек не глупый и не ленивый, но воспринимаемый читателями именно таким из-за того, что постоянно лежит на печи в ожидании чуда.
Обломов является некоей проекцией образа Ивана-дурака из сказки в повествование XIX века. Однако Илья Ильич живет в реальном мире, поэтому в отличие от Иванушки чуда в его жизни так и не происходит.
В романе «Обломов» обломовщину в кратком описании можно охарактеризовать не только чрезмерным поклонением устаревшим ценностям и проживанием жизни в воспоминаниях, но и замещением реальности пустыми иллюзиями, деградацией и застоем личности. В этом и состоит внутренняя трагедия главного героя произведения.
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».
Причины ухода от реальности
Обломовка — это то место, где происходило взращивание и укрепление обломовщины в главном герое. Поэтому для того, чтобы понять, как происходило формирование личности Обломова, следует обратить внимание на ту атмосферу, в которой он рос и воспитывался. Рассказу о детстве Илюши в произведении посвящается отдельная глава под названием «Сон Обломова».
Родная деревня Ильи Ильича располагалась достаточно далеко от столицы в тихом и живописном месте. Красота окружающей природы, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная любовь родителей привели к тому, что Илюша рос человеком несамостоятельным и не подготовленным к житейским трудностям во взрослом возрасте.
Обломовка в произведении является типичным примером крепостного поместья, жизнь в котором построена на труде крепостных. Жители этого места направляют все свои силы на удовлетворение первостепенных потребностей в пище и сне. Основой в этом месте являлась косность — приверженность старым традициям и обычаям, передавшимся им от предков. Духовный мир обломовцев демонстрируется как довольно бедный и ограниченный. Сфера их интересов связана только с бытовыми вопросами, которые за них решают крепостные.
Родители всячески берегли Илюшу от труда, считая его тяжким наказанием для ребенка. В результате такого воспитания Илья, несмотря на то что от природы был любознательным мальчиком, стал смотреть на окружающий мир глазами обломовцев. Илья Ильич не смог стать полезным ни для общества, ни для себя и единственное, что он мог — это мечтать, лежа на диване, и сокрушаться о том, что жизнь не сказка.
Вариант 2
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.
Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.
Главный герой Илья Ильич Обломов — это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину. Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого. Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.
Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».
Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?
Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.
Обломов и общество
Любое вторжение в его мирное существование привычный ход жизни доставляло серьезный дискомфорт Обломову. Окружающие люди стали декорацией полусна-полусуществования Ильи. Подобное отношение к окружающим сформировалось после первой и единственной неудачной попытки Обломова заняться работой.
Обломов, выросший в атмосфере любви и опеки, считал, что встретит аналогичное отношение к себе и на петербургской службе. Однако, каково было его удивление, когда вместо подобия заботливой семьи, в которой все его поддерживали, на работе он впервые столкнулся с коллективом, где люди озабочены собственными успехами, повышением жалования и карьерным ростом.
Никому не было дела до его проблем, поэтому после первой же ошибки герой сам бросил работу и больше никогда не пытался куда-то устроиться. Все дни герой стал проводить в кровати, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира одеялом.
Типизация безразличия к окружающим людям ярко демонстрируется в первой части произведения, в котором в гости к Илье Ильичу заходят Волков, Судьбинский и Пенкин. Герою даже лень встать с кровати для того, чтобы произнести приветствие. Даже визит более «важных» для Ильи персонажей Алексеева и Тарантьева на самом деле также безразлично для героя. Алексеев становится фоном для рассуждений героя и позволяет выговориться, а Тарантьев, даже несмотря на то что постоянно обманывает Обломова, нужен ему в качестве «второго Захара».
Социальной трагедией главного героя, рассмотренной в докладе, является его инфантильность и неумение жить в реальности, подстраиваясь под обстоятельства. Любая неудача или незначительное препятствие на его пути становятся для Обломова катастрофой и приводят к тому, что от истинного существования он переходит к иллюзорному.
Любовная линия
Особое значение для определения сущности обломовщины в произведении, имеет любовная линия сюжета. Возлюбленной главного героя становится Ольга Ильинская, в отношениях с которой явно прослеживается такой же эскапизм, как и во всей жизни Обломова. Расставание влюбленных было предначертано еще в момент их первой встречи. Характеристика взаимоотношений героев:
Обломовский образ жизни победил чувство любви. Новые волнения, тревоги и изменение привычных порядков напугали главного героя. Трагедия жизни Ильи Ильича заключается в том, что смыслом его существования являлись именно мечты, а не их достижение. Получение желаемого в реальности привело бы к внутреннему опустошению героя, потере им целей и смысла жизни.
Популярные сочинения
Протест героя
Некоторые литературные критики охарактеризовали образ жизни героя, как один из разновидностей форм протеста личности. Признаки обломовщины, как протеста:
В мире не нашлось места для Обломова или Обломов не смог адаптироваться в чуждых ему условиях — так или иначе, разочарование героя привело к тому, что его образ жизни и обломовщина стали его пассивным протестом против существующего жизненного уклада.
Образ барской жизни
В сочинении Гончарова обломовщина является собирательным и утрированным образом жизни типичных барских семей. На фоне эпохи, во время которой происходят серьезные изменения в общественном укладе, тема картины кажется особо страшной. В явлении обломовщины автор демонстрирует одну из отрицательных черт русского человека: стремясь к безделью, люди теряют себя и слишком поздно начинают понимать, что остались наедине с собственной ленью. Безделье и праздность съедают человека, превращая его в изгоя.
В реферате следует отметить и то, что рассматриваемое явление характерно не только для времен жизни автора произведения. Слово обломовщина можно произносить и в отношении многих современных людей, души которых охвачены ленью и апатией. Обломов является сборным персонажем, который застрял в своем прошлом и не умеет приспосабливаться к реальности для комфортной жизни в ней. Герой может только придумать свой идеальный мир, но боится реализовать мечты в действительности.
Последнее пристанище Ильи Ильича — это дом Агафьи Пшеницыной, где он нашел все то, к чему привык еще в детстве в родной Обломовке. Какой урок можно вынести из произведения? Нереализованный человеческий потенциал приводит к постепенному и полному отмиранию думающей, но пассивной личности.
Что Такое «Обломовщина» В Нашей Жизни?
Сегодня мы поговорим о том, что такое обломовщина. Этот термин нередко употребляется в повседневной речи. Многие из нас помнят: понятие «обломовщина» взято из социально-психологического романа гениального писателя И. Гончарова.
Казалось бы, школьные времена давно позади, и обращение к классической литературе бессмысленно. Но всё дело том, что современные психологи также часто используют данный термин, чтобы наиболее точно охарактеризовать состояние той или иной личности.
Итак, давайте вспомним сюжет легендарного произведения и подумаем, есть ли среди нас люди, сравнимые с главным героем книги. Кроме того, мы выясним опасна ли обломовщина, не преувеличил ли действительность писатель.
Что такое «обломовщина»?
Что такое «обломовщина» объясняется в романе «Обломов» русского писателя И. Гончарова. Это произведение изучают в старших классах средней школы. Ученики пишут сочинения, готовят доклады, обсуждают роман, ставший классикой.
Цель – воспитательная. Молодое поколение должно на примере видеть, как может развиваться и деградировать человек, понимать будущее пассивной личности.
Обломовщина – это производное от фамилии главного героя. Именно Илья Обломов вобрал в себе все те качества, которые характерны для данного состояния.
Обломов и обломовщина употребляется по отношению и к современным людям. Эти слова плотно вошли в нашу речь и приобрели устойчивую негативную окраску.
Когда человека сравнивают с Обломовым, то имеют в виду ленивого, бездеятельного человека. Фамилия главного героя стала нарицательным существительным, так же как и фамилии некоторых других литературных персонажей.
Например, о скупом, чрезмерно бережливом человеке, говорят, что он Плюшкин (персонаж из романа Н. Гоголя).
Но давайте всё-таки вспомним сюжет произведения «Обломов». В нём описывается молодой человек. Он здоров и полон сил. Но мужчина предпочитает целыми днями валяться на диване и проводить время в безделье.
На какое-то время его возрождают чувства к девушке Ольге. Илья даже начинает выходить в свет, следить за своей внешностью. Но его активность длится недолго.
В конце романа мы видим обрюзгшего, располневшего человека, который всё так же лежит на диване в захламлённой, пыльной комнате. Его поглотила рутина, его душа мертва. Он не испытывает ни радости, ни тревоги. Главное для него – покой. Но он его и губит.
И. Гончаров не только описывает жизнь этого молодого человека. Он подводит читателя к причинам, которые вызвали это состояние.
В чём причина «обломовщины»?
Истоки обломовщины кроются в детстве Ильи Обломова. Автор описывает эти эпизоды. Родители Илюши – зажиточные сельские помещики. Они не привыкли утомлять себя каждодневными делами. Они вкусно и обильно едят, спят днём, не торопятся начинать дела и добиваться результатов. Жизнь – спокойна и безмятежна. Ничто не нарушает покой этой семьи.
Мать волнует только одно: не похудели ли щёки у её мальчика, не утомляет ли его учёба. Желание активности не приветствовалось родителями Ильи. Они считали, что труд вредит здоровью. Ребёнок может «убиться», пораниться и устать.
Подробное изложение эпизодов из детства, позволяет ответить на вопрос, почему появилась обломовщина. Сказалось влияние среды, в которой существовал мальчик.
Причины появления обломовщины можно объяснить и тем, что герой Гончарова не смог найти себя, не поставил для себя цели и не стремился добиться хоть каких-то результатов.
Гончаров не описывал судьбу отдельного человека. Это собирательный образ всех молодых людей мещанского сословия. Им были предоставлены возможности для того, что реализоваться. Но они ими использованы не были. В это же время люди, менее обеспеченные, трудились и зарабатывали себе на пропитание. Они были вынуждены двигаться, чтобы жить. Но это движение и дало им возможность полноценной жизни.
Таким образом, становится понятно, в чём автор видит причины обломовщины. Это бездеятельность, лень, нежелание работать ни физически, ни умственно. Человек не может прозябать. Он наделён разумом и должен помогать совершенствоваться миру, вносить свою лепту и быть полезным обществу.
Тот, кто бесполезен, уподобляется мертвецу. Живо только его тело, но и оно не здорово. Душа, не способная трудиться, умирает, а вместе с ней и человек.
Обломов – лишний человек. В обществе ему нет места. Более того, своим поведением и образом жизни он разрушает и развращает и других людей (в романе описывается, к примеру, Захар – прислуга Ильи). Они становятся такими же бездеятельными и пассивными.
Признаки современной «обломовщины»
Признаки современной обломовщины мы можем увидеть не только у взрослых людей, но и у детей. И виной их бездеятельного состояния, конечно, становятся родители.
Многие из нас закладывают основы обломовщины. Они не поддерживают подрастающее поколение, не стремятся выяснить их планы и помочь им реализоваться в жизни. Обломовщина, как тип жизни, формируется у молодого поколения с рождения. Излишняя опека взрослеющих дочерей и сыновей ничем хорошим не заканчивается.
Вспомните, как в школьные годы мы оставались после уроков и убирали классы, отправлялись в студенчестве на картофельные и свекольные поля. Конечно, физический труд тяжёл, но кто из нас не вспоминает это время с улыбкой? Эмоции, новые впечатления захватывали, мы обзаводились новыми друзьями, обсуждали свои мечты, ставили цели и хотели их реализовать.
Сейчас все решают родители. Они выбирают своему ребёнку нужные кружки, сопровождают в бассейны и в школы, оберегают детей от домашнего труда. Мы растим Обломовых, неспособных к самостоятельной жизни. И у наших детей не будет слуги Захара, который поднесёт обед. Его заменят стареющие родители. Не будем забывать о том, что истоки обломовщины скрываются в детстве и займёмся воспитанием самостоятельных, активных детей.
Страшно то, что обломовщина стала модным понятием. Молодёжь увлечена бездельем. Работать, по их мнению, – стыдно, это удел несчастных людей. Наши подростки мечтают о блогерстве, увлекаются съёмкой опасных моментов, многие из них стали зависимы от компьютера.
Психологи уверяют, что современная обломовщина обусловлена развитием технологий. Люди даже старшего возраста проводят всё своё время в социальных сетях. Наши бабушки уже не варят варенье впрок. Они тоже увлечены просмотром видеороликов.
Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Они не оставили места другим увлечениям. Мы приходим в офис и обречённо дожидаемся завершения рабочего дня. Ведь тогда можно будет вновь вернуться к социальным сетям, и любимому смартфону.
Хорошо, что и дети разделяют увлечения взрослых. Они тоже уединяются с телефонами, планшетами в соседней комнате. Что это как не обломовщина? Бесцельное существование, пассивность, нежелание работать, общаться. Нам даже лень выйти из дома, чтобы навестить подругу, отца, брата. Мы оправдываем себя тем, что видимся онлайн.
Наверняка многие из вас могут привести собственные признаки обломовщины, которые характерны для современного общества.
Примеры «обломовщины» из нашей жизни
Напомним, основные черты обломовщины. Это прежде всего, бездеятельность, пассивность, отсутствие мыслительного и физического процесса.
Многие из вас скажут, что современные люди ходят на работу, а значит, они не Обломовы. А увлечены ли вы своей деятельностью? Или вам важна зарплата? Наверняка найдутся те, кто ходит на работу и не может дождаться окончания трудового дня.
Задайте себе вопрос, имеется ли у вас цель? Готовы ли вы изменить свою жизнь, чтобы принести пользу обществу. Большинство довольно своим существованием. Не голодно, не холодно, нет открытой войны – вот и хорошо.
Ярким примером взращивания Обломовых могут послужить истории, в которых здоровые и молодые люди отказываются от службы в армии. Они попросту откупились ложными диагнозами. Они предпочитают развлекаться.
Молодые исполнители, музыканты, актёры становятся кумирами подрастающего поколения. Они показывают, как весело и беззаботно проводят время. Подростки считают: это нормально. Они тоже не захотят в будущем покидать мамину и папину квартиру, чтобы сделать что-то полезное.
К категории Обломовых можно отнести и безвольных людей, не сумевших приспособиться к новому времени. Речь идёт о тех, кто взрослел в советские годы. Ещё хуже пришлось людям старшего поколения. Они не смогли смириться со сменой режима власти и существовать в новых условиях. Они отказались от освоения новых навыков, профессий и остались невостребованными, а значит, лишними в обществе.
Развал СССР привёл к упадку, сел и деревень. Колхозы развалились. Многие сельчане попросту спились. Они до сих пор винят власть. Считают правительство виновным во всех бедах. Но нашлись и те, кто продолжил бороться, не стал впадать в депрессию. Они освоили новые специальности, стали пользоваться интернетом и работать удалённо.
Жизненных примеров современной обломовщины очень много. Нельзя не сказать о тех, кто ударился в панику в период пандемии. Среди нас есть те, кто опасается контактировать с обществом. Они закрылись у себя дома. Конечно, здесь не имеется в виду здоровые меры профилактики. Но некоторым паникёрам, действительно, нужна помощь психологов и психиатров.
Каждый человек, который отказывается от деятельности, образования, служения обществу может считаться Обломовым. Он погибает и морально, и духовно.
Чем страшна «обломовщина»?
Пассивность убивает человека. Бесцельное существование не приносит радости. Такому индивиду ничто не интересно. Главное, сохранить свою безмятежность и покой.
Его бездеятельность отрицательно сказывается не только на судьбе конкретной личности. Обществу грозит вымирание. Люди, которые не стремятся к развитию, не смогут обеспечить существование не только самим себе, но и своим детям. Кстати, многие девушки негативно отзываются о детях. Они не хотят их иметь. Они не осознают ценности продолжения рода. Такие женщины высказываются за свободный образ жизни. Их тоже можно отнести к категории Обломовых.
Понятие «обломовщина» актуально для каждого поколения. Это вечный, неустаревающий термин. Оно означает пассивность, пустое существование. Последствия обломовщины очевидны.
Мы используем новинки техники, которые облегчают нам жизнь, но не задумываемся о том, что кто-то их создал. Он принёс свою пользу обществу, сделал вклад в развитие мира, помог ему стать совершеннее.
Ни в коем случае нельзя бездействовать. Заставляйте себя трудиться умственно и физически, воспитывайте детей, помогайте старшим, увлекайтесь и разочаровывайтесь. Именно наши эмоции и делают жизнь яркой и красочной.
Скучная, монотонная, нудная работа может быть сменена новой деятельностью. Даже люди с ограниченными физическими возможностями стараются приспособиться к новым условиям. Они показывают своим примером, что в каждом человеке есть сильная личность. Такие люди становятся паралимпийцами, писателями, художниками. Они помогают другим людям выбраться из депрессии и доказывают, что жизнь хороша во всех её проявлениях.
Обломовщина как образ жизни приводит к апатии, депрессии, самоуничтожению. Об этом должен задуматься каждый современный человек. Чтобы в старости не осознать того, что жизнь прошла мимо, необходимо уже сейчас погрузиться в неё. Оставайтесь активными, развивайтесь и делайте мир лучше.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».