Что такое обломовщина в романе обломов
Обломов и обломовщина
«Обломовщина – понятие. в котором изображена общественная пассивность, непрактичность, крепостническая психология дворянского героя».
МСЭ, т.6, с.747
Заглавный персонаж романа И.А. Гончарова русский помещик-дворянин Илья Ильич Обломов олицетворяет собой особый социально-психологический тип человеческой личности. Для него характерна физическая и нравственная леность, безразличие ко всему окружающему, страх самых незначительных перемен в жизни. Двенадцать лет прожил Обломов в Петербурге, когда мы впервые встречаемся с ним. Обломову уже тридцать два или тридцать три года, что по представлениям того времени не так уж и мало. В столицу Обломов приехал служить, но едва продержался на службе два года. Его представление о службе не имело ничего общего с реальностью: Илья Ильич убеждён в том, что служба мало отличается от беззаботной жизни в Обломовке.
Столкновение с реальностью приводит к тому, что жизнь в его представлении разделилась на две половины: одна из них состояла из труда и скуки – это у него были слова-синонимы; другая же половина – из покоя и мирного веселья. С детских лет Илья Ильич не приучен к упорному труду, к преодолению трудностей. Обломову снится детство, и, благодаря этому, мы видим истоки того явления, имя которому обломовщина. Илюше около семи лет, и он просыпается в своей постельке. Пробуждение юного барина – значительное событие для Обломовки, вся жизнь которой вращается вокруг Илюши, как планеты вращаются вокруг Солнца. Мальчика все любят, все балуют, осыпают ласками и похвалами, подкармливают его булочками, сухариками, и сливочками, оберегают его от малейших неприятностей. Размеренна и нетороплива жизнь в Обломовке: после обеда все спят. Кажется, что спит не только маленькая Обломовка, но спит вся большая Россия.
Родовое поместье героя Обломовка – своеобразный питомник обломовщины. Было время, когда давались дворянству на условии обязательной государственной службы, военной или гражданской. Но это в прошлом, а теперь Обломов и ему подобные [дворяне] могут спокойно и беззаботно жить в своих поместьях, не опасаясь обязательной государственной службы. Хотя Илюша учился до пятнадцати лет в пансионе, учёба давалась ему с большим трудом, утомляла его. Да и родители не настраивали его на серьёзное отношение к учёбе, хотя мечтали о будущей карьере своего сына, «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в па-лате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенно, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».
Герой романа Илья Ильич Обломов не только продукт наблюдений автора за реальной жизнью своего времени, но и закономерный результат развития русского общества. Русская дворянская литература дала нам целую галерею литературных героев своего времени, начиная, пожалуй, героями комедии А.С. Грибоедова «Горек от ума», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Не представляет особого труда найти в Обломове отдельные черты характера, свойственные Чацкому, Онегину или Печорину. Но вряд ли справедливо утверждение, что Обломов это состарившийся Онегин. Трудно представить себе Чацкого или Печорина, лежащими целыми днями на диване. Даже отвращение к службе у Чацкого и Обломова проявляется по-разному: если Чацкому вроде бы и хочется служить, но прислуживаться тошно, то для Обломова служба – непосильная, обременительная обязанность. Особенно огорчает Обломова необходимость «к хождению в должность», даже несмотря на слякоть, жару и просто плохое настроение: «»Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить? – твердит он». Не удивительно, что после двух лет государственной службы последовала неизбежная и бесславная отставка.
Если герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова легки на подъём, любят путешествовать, не любят подолгу оставаться на одном месте, то герой И.А. Гончарова Обломов предпочитает путешествовать разве что в своём воображении. Напрасно Андрюша Штольц зовёт его в Европу, и даже грозное предостережение врача не может заставить Обломова сдвинуться с места, изменить образ жизни. Даже решительная и энергичная Ольга Ильинская ничего не может сделать, чтобы вылечить его от обломовщины, вернуть к жизни, разбудить ум, возбудить его чувства. Несмотря на все свои усилия, Ольга не может что-либо изменить в жизни Обломова, хотя на первый взгляд, Илья Ильич – человек духовно слабый, легко поддающийся влиянию извне. Обломов оказывается твёрдым орешком, его скорлупка – не по зубам Ольге. Сама Ольга, в конце концов, признаётся в своей беспомощности: «Камень бы ожил от того, что я сделала. Всё бесполезно – ты умер. Я узнала недавно только, что любила в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Кто проклял тебя, Илья? Ты добр, умён, нежен, благороден. и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу». На это Обломов ей отвечает: «. есть. Обломовщина». После этого они расстаются и уже окончательно.
То, что не смогла сделать утончённая Ольга, сумела сделать гораздо более простая Агафья Матвеевна, сумевшая привязать к себе Обломова. Агафья Матвеевна даже и не пытается переделать Илью Ильича, она его любит таким, каков он есть. «Погиб, пропал ни за что. А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен – и пропал! Причина. какая причина? Обломовщина!» – сказал Штольц литератору о своём друге Обломове. Высказывание Штольца об Обломове свидетельствует о том, что мы имеем дело со сложным человеческим характером. При желании можно в характере Обломова найти не только отрицательные черты. Но наша задача заключается не в этом, нас интересует Обломов как социально-психологический тип, обломовщина как общественное явление. Хороший и добрый человек Илья Ильич Обломов, человек мыслящий, мечтающий, но пассивный созерцатель, наблюдающий жизнь со стороны, привыкший получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других. Апатию и безразличие ко всему в Жизни Обломов даже не пытается скрыть. Обломов тем и отличается от деятельных бездельников, что даже не считает нужным маскировать своё безделье, свою нелюбовь к труду, выполнением ритуалов светской жизни. Не только труд, но и сама жизнь тяготит Обломова, если иметь в виду реальную жизнь, а не сны и сказки, «где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть за счёт доброй волшебницы».
Обломов и обломовщина олицетворяют собой загнивающую и отмирающую часть русского общества, органически связанную с крепостничеством, порождающим барство одних и рабство других. Илья Ильич – хороший человек, но что толку от этого, какая польза от этого ему самому и другим людям? Вместе с тем Илья Ильич – человек несчастный, вызывающий глубокое сочувствие читателя. Литератор не может не любить героя своего произведения, не может не сочувствовать ему, иначе никакого литературного произведения не получится. По воле И.А. Гончарова Обломов прожил не долгую жизнь. Этим писатель пытается ещё больше разжалобить читателя и вызвать ещё большее сочувствие к своему герою. Вместе с Обломовым символически предаётся земле обломовщина. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит Штольц, но говорит неправду. Обломовщина была жива при жизни Обломова, но и после его смерти обломовщина не умерла. И в наше время существует обломовщина, принимающая самые причудливые формы; обломовщина живёт в каждом из нас, и каждый человек должен прилагать поистине героические усилия, чтобы не позволить обломовщине погубить его душу.
© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021
Обломов и обломовщина
В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов назвал роман И.А.Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности. Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.
Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком». Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций. Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь»: «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой. Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать. Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.
В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы. Например, барину ничего не стоило толкнуть ногой в лицо слугу, натягивающего ему чулки, или надавать прислуге пощёчин за какую-либо провинность. Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать: Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.
Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них. Длительный послеобеденный сон поглощал жизненные силы, он не приносил бодрости: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». Писатель называет также это состояние заразной, «повальной болезнью», очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье». Люди чувствовали себя разбитыми и старались как-либо облегчить своё состояние, но неразвитость чувств и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились опять к еде.
Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью. Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».
Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты: в здоровом теле – здоровый дух. Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа здесь самая обычная, «скромная и незатейливая», но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: «спать пора, спать пора». И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать. Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.
В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению. В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые». Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал. Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Маленький Илюша научился избегать трудностей, не желая их преодолевать: он хитрил, использовал всякую возможность, чтобы пропускать занятия в пансионе Штольца, чему с радостью потворствовали родители. К труду в доме, даже по самообслуживанию, привычки не приобрёл, благодаря крепостному праву: за барина всё делали слуги. Усердия в учёбе также не проявлял, домашние задания и переводы вместо него выполнял друг. Обломов настолько привык к опеке Андрея, что и в тридцать, и в сорок лет продолжает ждать от него помощи. Штольц приводит в порядок его хозяйственные дела в имении, строит дом, а потом и сына Ильи Ильича будет воспитывать.
Привычка к покою привела к духовному застою и нежеланию идти вперёд, узнавать новое, хотя образование Обломов всё-таки получил и мог бы принести пользу обществу. Однако позже, живя в Петербурге, он начинает тяготиться службой, его угнетает необходимость ежедневно вставать с дивана, идти на работу. Труд становится невыносимым препятствием: «Разве это жизнь? Когда же жить?» Эти вопросы были отчаянным возражением Щтольцу, который напоминал, что «труд есть главная цель и смысл жизни». Обломов вынужден признать свой образ жизни не движением вперёд, а угасанием, которое у него, по сути дела, началось с детства. Однако бороться с собственными убеждениями и привычками он не хочет и не может, оправдываясь тем, что не один он такой: «Наше имя – легион». Но даже слуга Захар, рассуждая сам с собой о барине, произнес однажды: «Зачем родился, если и жить лень?»
Нельзя сказать, что никаких попыток изменения жизни Обломов не предпринимал вообще, его к этому подталкивал друг. Штольц одним словом «обломовщина» определил духовное, физическое и общественное положение Ильи Ильича, призывая его не угасать и «не погребать себя заживо». Он предлагает другу перестроить свою жизнь и просит нарисовать будущее, каким оно представляется Обломову. Но и в мечтах этот человек рисует только праздную жизнь с отдыхом на природе, прогулками, беседами за чаем. Причём всё сопровождается обильной едой, а обслуживает его и гостей множество слуг, то есть идиллия эта есть обновлённое, слегка изменённое повторение родной Обломовки. Илья Ильич так и не смог сделать необходимых выводов, проанализировать современную ситуацию, составить для себя целостное представление об окружающей действительности и найти своё место в реальном мире, а не в мечтах.
Обломов не способен отстаивать свои интересы и нужды, поэтому он не смог бы заботиться о семье, обустраивать жизнь с любимой женщиной. Это невозможно, в любви он так же несостоятелен, как и во всём другом. Да и не была та жизнь, к которой призывала его Ольга Ильинская, идеалом для Ильи Ильича. Он только вздыхал от беспокойных мыслей и тех помех собственному покою, какие появлялись в связи с любовью: они были для него ненужными подвигами. Поэтому он расстаётся с Ольгой и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной, которая все заботы взяла на себя. Началось тихое, спокойное, размеренное существование, очень напоминающее детство в Обломовке, и это принесло, наконец, успокоение. Жизнь больше «не трогала» нашего героя: победил сон души, победила «обломовщина».
Наверное, есть у Обломова и «обломовщины» свои сторонники и защитники. Ведь Илья Ильич имел «прекрасную, чистую как хрусталь душу»; он оставался верен патриархальному укладу жизни дворянского сословия, любил своих родителей, честных, простых, сердечных людей, и хранил память о них; он никому не причинял зла и не растратил свою душу «на мелочи»; он сохранял национальные традиции и культуру. По сути, Обломов стремился избежать суеты и чрезмерной, иногда неестественной жажды деятельности. Но это стремление вызвало сон души и привело к отказу от реальной жизни.
Заслуга И.А.Гончарова перед русским обществом не только в том, что он создал правдивую картину действительности, но и в том, что изображённое писателем явление заставляет задумываться о влиянии «обломовщины» на каждого человека, не зависимо от эпохи и принадлежности к какому-либо сословию. Об этом говорил и Н.А.Добролюбов в своей статье по роману «Обломов»: «Обломовщина никогда не оставляла нас. ». Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, совершенно закономерно продолжил галерею «лишних людей». Подобно Онегину, Печорину, Бельтову, герой Гончарова «заражён» неумением найти себе дело в современном ему мире; свои мечты и планы он не способен воплощать в жизнь.
Путь Обломова тупиковый: служить он не может, так как не желает недостойными средствами добиваться продвижения по службе; бывать «в свете» или действовать ради общественных интересов не хочет, так как ему лень и по натуре он не борец. Низкопоклонство, угодничество, неискренность или нечестность, корыстолюбие отдельных личностей мешают общению Обломова с другими людьми, не способствуют дружбе с ними. Это наводит тоску, удручает и тяготит его чувствительную натуру, что вызывает желание самоустраниться, жить замкнуто, уединённо, всё больше ощущая свою ненужность, бесполезность и одиночество. Типичный комплекс «лишнего человека» в Обломове приобретает парадоксальность, так как приводит не только к отрицанию существующей действительности, но и к гибели личности. Герой стремился «отгородиться» от реальности, спастись хотя бы грёзами, уходя в мир мечты или в сон, а ушёл из жизни вообще.
Конец романа нельзя назвать пессимистическим, потому что автор показал возрождение и продолжение жизни через перспективы, открывающиеся перед сыном Обломова, воспитанием которого занимаются Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Хочется верить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» сослужил человечеству хорошую службу и будет полезен ещё многим поколениям.
Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение
Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.
Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.
Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.
Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.
Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.
Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.
Вариант 2
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.
Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.
Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».
Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?
Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.
Сочинение Обломов и обломовщина
В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.
Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.
Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.
Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.
На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности. Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине. Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.
Также читают:
Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов
Популярные сегодня темы
Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка. Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара
Распутин написал повесть в 1974 году. История ее создания интересна тем, что в планах писателя было написание совсем другой повести на тему стройки коммунизма. В то время у него совершенно не было денег на жизнь
Иностранные слова есть в лексике каждого языка. Они приходят туда разными путями и служат для обозначения новых предметов и понятий, обогащения речи. Однако некоторые персонажи комедии «Ревизор» употребляют их совершенно с другой целью
Что такое обломовщина
Гончаров написал произведение, которое вскоре стало известно во всем мире и вошло в литературный золотой фонд. Роман Обломов школьники проходят в 10 классе и знакомятся с его главным героем, в честь которого и назван этот литературный шедевр. Правда, понять смысл данного романа и узнать какую именно идею хотел донести автор, удастся только разобравшись, что такое обломовщина. Поэтому данное явление следует рассмотреть максимально детально.
Что такое обломовщина кратко
Создавая конспект о том, что такое обломовщина, стоит отметить, что это явление представлено в виде утрированного, собирательного образа. С его помощью автор показал типичную для того времени барскую жизнь. Учитывая то, что страна в этот период претерпевала существенные преобразования, связанные с жизненным строем и общественным укладом, данная ситуация выглядит особенно устрашающе.
О том, что такое обломовщина Гончаров говорит, как об отрицательной черте русского человека. Бездельничая, люди попросту теряют себя, оставаясь один на один с собственной ленью. Она съедает их подобно ржавчине, поражающей железо. Человек становится бесполезным, лишним в социуме. Именно такой итог можно подвести в сочинении о том, что такое обломовщина.
Добролюбов о том, что такое обломовщина
Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» детально описывает явление того времени. Автор данной публикации его называл своеобразным знамением. Он считал, что Обломов является современным прототипом русского народа, который был отчеканен с максимальной правильностью и строгостью.
Критическая статья «Что такое обломовщина» описывает это понятие с социальной точки зрения. Добролюбов объяснял его как иносказание крепостного права.
Что такое обломовщина в романе
Объяснение тому, что такое обломовщина, автор дает непосредственно и в самом произведении. Здесь первым об этом явлении начинает говорить Андрей Штольц. В дальнейшем же об обломовщине нередко упоминает и сам главный герой, когда описывает собственную жизнь. Насколько страшным оказывается данное явление и как оно влияет на человека в романе показано именно на примере Обломова.
Илья Ильич уже в начале произведения предстает перед читателем, как ленивый человек, который больше всего в жизни любить нежиться на диване и бездельничать. Такой способ бытия для него считается идеальным.
Как говорит сам главный герой, барину не нужно вовсе ничего уметь самостоятельно делать. Такое положение он считает правильным и вполне нормальным. Его друзьями при этом становятся не люди, а домашние тапки с халатом и диван, на котором он проводит все время. По сути, его существования связано исключительно с лежанием. Соответственно, и обломовщина в произведении символизирует лень, апатию, отсутствие интереса к жизни.
Истолковать обломовщину можно и несколько иначе. Это своеобразная форма протеста. Ведь ранее главный персонаж обладал светлой и очень чистой душой. Он не совершал подлых поступков, злодеяний. От общества ему пришлось отказаться по причине того, что там он не смог найти свое место. Именно поэтому он решил вести пассивный образ жизни.
В детском возрасте у Ильи зародилось ярко выраженное чувство свободы, но став взрослым, выразить его он не смог. Он делал какие-то попытки учиться, начинал работать, но мир при этом ему показался бренным.
Работа для Обломова стала бессмысленным перекладыванием с места на место бумаг. Само же общество он видел, как сборище весьма меркантильных людей, которым чужды какие-либо идеалы. Он не смог принять мир так же, как и тот не принял его. Автор показывает разочаровавшегося в жизни человека, который не смог придумать ничего лучше, как прибегнуть к пассивному существованию.
Понятие обломовщины можно истолковать и как сознательный отказ от полноценной жизни. Правда, это явление настолько поглотило главного героя, что тот уже вовсе не может самостоятельно думать и принимать решения. Он уже не может вести нормальную жизнь.
Цитатный план
Разобраться в том, что такое обломовщина, поможет цитатный план. Благодаря выдержкам из данного произведения удастся максимально детально описать это понятие:
✔️ На Гороховой улице в большом доме на диване лежит Обломов.
✔️ Кто я и что я? Если спросить Захара, то тот сразу скажет «Барин».
✔️ Главный жизненный принцип Обломовки – забота о еде.
✔️ Еще одно важное занятие – всепоглощающий сон.
✔️ Захар и еще триста Захаров.
✔️ Неумение одеваться заканчивается неумением жить.
✔️ Идти вперед и прозреть.
✔️ Имя этому злу обломовщина.
Разобравшись в смысле произведения и изучив план, написать сочинение на тему что такое обломовщина окажется намного проще. Главное, описать в нем основную идею, которую донес до читателей автор и высказать собственное мнение по данному поводу.