Что такое обманка в живописи
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
Тромплей или обманка в живописи
Обманка или тромплей в живописи от античности до наших дней.
Пер Боррель дель Касо. Две смеющиеся девушки
Тромплёй (фр. trompe-l’œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — разновидность изобразительного искусства, способ изображения и совокупность технических приёмов, «создающих иллюзию невозможного, либо напротив — представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего.
Жанр «обманывающих изображений» сложился в античности. Лучшим изображением считалось то, которое как можно точнее отражает объект и может обмануть незадачливого зрителя, принимающего изображение за действительность. Именно это стало предметом особой гордости античных живописцев и поводом для агонизма (от др.-греч. ἀγών — борьба, состязание) — публичного соревнования художников в мастерстве.
Отсюда множество легенд и анекдотических историй о соперничестве античных живописцев. Например, легенда о живописце Зевксисе (420—380 гг. до н. э.). В соревновании с Парразием, согласно рассказу Плиния Старшего, Зевксис написал картину с изображённым на ней виноградом, «выполненную настолько удачно, что на сцену стали прилетать птицы». Парразий в ответ представил картину «с написанным на ней полотном, воспроизведённым с такой верностью, что Зевксис, возгордившись судом птиц, очень довольный своим мастерством, предложил и Паррасию откинуть с его работы смятую изорванную занавеску, чтобы можно было оценить картину:
— Твоя очередь, снимай покрывало! — бросил сопернику довольный художник.
— Не могу — ответил Паррасий, — покрывало нарисовано!
Поняв свою ошибку, Зевксис уступил пальму первенства, искренне стыдясь, оттого что сам он ввёл в заблуждение птиц, а Парразий — его, художника. После этого Зевксис «написал мальчика с виноградом, и когда к винограду прилетели птицы, он с той же искренностью в гневе подошёл к своему произведению и сказал: виноград я написал лучше, чем мальчика, — ведь, если бы я и в нём добился совершенства, птицы должны были бы бояться и его».
Барокко и тромплей
Как и в период античного искусства, одной из главных целей создания таких иллюзий было стремление визуально расширить помещение, создать впечатление, что своды выше, а сам интерьер – объёмнее и воздушнее.
Одним из первых мастеров, кто использовал эту идею в своей работе, стал Андреа Мантенья. Прием, при котором достигался эффект вытягивания пространства вверх, получил название di sotto in su (с итальянского – «снизу вверх»). Ярким примером иллюзии, искажающей представление о реальных пропорциях и положении элементов здания стала роспись купола в Церкви иезуитов в Вене. В реальности своды имеют совсем небольшой изгиб, но благодаря совершенному применению законов перспективы купол кажется массивным конструктивным элементом храма.
Очень интересные работы, в которых использован тромплёй, создали французские мастера. Жан-Франсуа де Ле Мотт и Антуан Фор-Бра рисовали натюрморты-обманки.
На картине Жана-Франсуа де Ле Мотта, которая неофициально называется «Обманка в отеле Санделин», изображена деревянная рама. На ней закреплены на ремнях письма, тетради, записки. Создаётся впечатление, что они размещены в беспорядке.
Зрители могут прочитать лишь часть надписей, остальной текст скрывается под другими бумагами. Мастерское исполнение создаёт иллюзию реальности. Кажется, стоит лишь протянуть руку, и можно взять любое из писем.
Автором знаменитого полотна «Мольберт художника» называют Антуана Фор-Бра (некоторые искусствоведы и это полотно приписывают де Ле Мотту).
Зрители видят мольберт, на нём – незавершённую картину, рядом прикреплены эскизы, тут же – палитра, кисти…На самом деле – всё это одна картина, нарисованная маслом. Люди, приходившие в мастерскую Фор-Бра, сначала не обращали на эту работу никакого внимания. Но, разглядев её, приходили в восторг и готовы были заплатить за полотно большие деньги.
Позже появляются фигуры-обманки и сразу завоёвывают большую популярность. Например, людей или животных в натуральную величину рисуют на тонких деревянных панелях, а затем вырезают. Такие фигуры украшают экраны каминов, устанавливаются в комнатах, скверах. Порой гости не решались входить в зал, видя, что там «горничная подметает пол»
Придать написанному на плоском холсте предмету иллюзию объемности, трехмерности, тем самым запутав на некоторое время смотрящих на картину людей, стало на долгое время модным направлением в изобразительном искусстве XVII века и развлечением ценителей живописи. Среди тех, кто достиг в искусстве создания картин-обманок особых высот, были Самуэль ван Хогстратен, ученик самого Рембрандта, Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, позже в Англии – Иоганн Генрих Фюссли.
С. ван Хогстратен «Мужчина в окне»
К.Н. Гийсбрехтс «Тромплей»
Пер Боррель дель Касо. Бегство от критики
Картины-обманки:
Оптические иллюзии – явление не новое, первыми «иллюзионистами» были еще античные творцы. С развитием живописи совершенствовалось и мастерство художников в деле создания картин-обманок – поначалу сбивающих с толку, всегда завораживающих и запоминающихся.
Фальшивые занавески, фрукты и атриумы
Древнеримская фреска, г. Геркуланум
Древнеримская фреска, вилла Поппеа
Древнеримская фреска из г. Помпеи
От художников Средних веков, строго следовавших канонам в изобразительном искусстве, подобных экспериментов ожидать не приходилось, но с приходом Ренессанса продолжились начатые в античности исследования законов перспективы и светотени – в том числе и для того, чтобы удивлять и запутывать зрителя.
Барокко и тромплей
А. Мантенья. Фреска Капеллы дельи Споси
Одним из первых мастеров, кто использовал эту идею в своей работе, стал Андреа Мантенья. Прием, при котором достигался эффект вытягивания пространства вверх, получил название di sotto in su (с итальянского – «снизу вверх»). Ярким примером иллюзии, искажающей представление о реальных пропорциях и положении элементов здания стала роспись купола в Церкви иезуитов в Вене. В реальности своды имеют совсем небольшой изгиб, но благодаря совершенному применению законов перспективы купол кажется массивным конструктивным элементом храма.
С. ван Хогстратен «Мужчина в окне»
Обманки в домах и на домах обычных горожан
К.Н. Гийсбрехтс «Тромплей»
У.М. Харнетт «Старина»
Придать написанному на плоском холсте предмету иллюзию объемности, трехмерности, тем самым запутав на некоторое время смотрящих на картину людей, стало на долгое время модным направлением в изобразительном искусстве XVII века и развлечением ценителей живописи. Среди тех, кто достиг в искусстве создания картин-обманок особых высот, были Самуэль ван Хогстратен, ученик самого Рембрандта, Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, позже в Англии – Иоганн Генрих Фюссли.
Ф. де ля Мотт «Обманка с картиной, гравюрой и инструментами художника»
Во Франции такую технику развивал Франсуа де ла Мотт. В Российской империи своей реалистичностью и тщательностью исполнения привлекали внимание работы художника Федора Петровича Толстого.
Ф. Толстой «Ветка винограда»
Помимо картин-обманок в интерьерах часто встречались и фигуры-обманки – их устанавливали в комнатах, в залах, в саду для того, чтобы «оживить» обстановку и удивить гостей. Такие доски-манекены изготавливались путем рисования на деревянной панели фигур людей, после чего изображение вырезали и устанавливали вертикально на подставки. Популярность на подобные украшения интерьера в Европе приносила художникам того времени неплохой доход.
Фигура-обманка XVII в.
Изображенная на двери скрипка в поместье Чатсуорт-хаус, Дербишир, Англия
В современном мире тромплей не сдает позиции, смещая акцент с интерьеров на уличную роспись – и удивляя, таким образом, значительно большее число зрителей.
Уличная роспись во Франции
Картины-обманки – возможно, один из результатов исследования возможностей живописи и искусства в целом – попытка стереть грань между реальностью и иллюзией, продолжить видимый мир за гранью его существования, создать новое измерение, проводником в которое становится искусство.