Что такое обманщик в литературе
Мотив обмана в произведениях русской художественной литературы
Дата публикации: 02.09.2020 2020-09-02
Статья просмотрена: 1737 раз
Библиографическое описание:
Соловьева, Е. М. Мотив обмана в произведениях русской художественной литературы / Е. М. Соловьева, Л. В. Карпова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 8 (38). — С. 22-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/38/2159/ (дата обращения: 15.12.2021).
В художественных произведениях писатели часто наделяют своих героев желанием обмануть жизненные обстоятельства или окружающих людей. Цели, которые преследуют герои, зависят от сюжета произведения, но главным остается одно — это мотив обмана. Именно он помогает нам понять и характер героя, и позицию автора. То, что движет поступками героя, позволяет читателю определиться с собственным отношением к его действиям.
Мотивы обмана в художественных произведениях русской литературы в определенной степени были изучены, но отсутствие специальной работы, посвященной теме выявления основных мотивов обмана, подтверждает необходимость исследования.
Цель: определить основные мотивы обмана героев художественных произведений известных русских писателей.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
– раскрыть понятие «обман» посредством словарных определений;
– определить круг писателей и художественных произведений для темы исследования;
– прочитать и проанализировать отобранные произведения с целью выявить ситуации обмана в сюжете произведения и определить основные мотивы;
– провести анкетирование среди обучающихся 7 класса и узнать отношение к обману и мотивы, побуждающие к нему современных подростков.
Гипотеза: предположим, что основным мотивом обмана героев художественных произведений является желание собственной выгоды.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении темы «мотива обмана» в художественных произведениях как русских, так и зарубежных писателей. Проведенная аналитическая работа может быть использована на уроках литературы и русского языка в части умения формулировать собственное мнение о прочитанном произведении и поступках его героев.
Анализ определения мотивов тех или иных поступков героев может быть использован на внеурочных занятиях с подростками и способствовать умению находить выход из конфликтных ситуаций, так как и обман, и предательство, и ложь играют важную роль в формировании межличностных отношений.
Материалом исследования стали: повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», повести Альберта Лиханова «Обман», Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассказ А. П. Чехова «Орден».
Объектом исследования стали ситуации обмана в художественных произведениях, используемые писателями как метод художественного воздействия на читателя.
Предмет исследования: понятие «обман» и его проявления в художественных произведениях известных русских писателей.
Метод исследования: анализ художественного текста. Результаты проведенного исследования и степень их соответствия поставленным целям проводилась при помощи описательного метода.
Общий объем рассмотренного материала составляет более 250 страниц.
В результате проведенного исследования были обоснованы выводы, характеризующиеся научной новизной. Представлены и описаны мотивы обмана в художественно-литературном тексте как авторский замысел и неотъемлемая часть художественного произведения.
Ситуации обмана в данной работе подвергаются комплексному анализу, включающему в себя не только установление мотива обмана как приема в художественно-литературном тексте, но и последующее выявление особенностей его реализации в персональном художественном стиле писателей (А. С. Пушкина, В. Г. Распутина, Альберта Лиханова, Н. М. Карамзина, А. П. Чехова).
В данной исследовательской работе мотив обмана, выбранный писателем для поступков героев, рассматривается как особенность художественного стиля писателя.
Теоретические аспекты понятия «обман»
Словарные определения термина «обман»
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». Этими словами начинается сказка о том, как хитрой лисе удалось при помощи обмана выгнать зайца из его избушки.
С раннего детства мы запоминаем образы героев и их поступки. Проживая вымышленный сюжет вместе с героями, мы перенимаем их опыт и получаем возможность увидеть последствия их поступков, которых сами можем избежать.
Когда мы читаем сказки, то как- то естественно воспринимаем и говорящих животных, и летающий ковер-самолет, и даже существование тридевятого царства.
Становясь старше, мы увлекаемся фантастическими рассказами о тайнах далеких планет, о коварстве волшебников, о существовании параллельных миров. Нам становятся интересными рассказы, в которых героям постоянно приходится сталкиваться с различными сложными жизненными ситуациями.
Мы как будто намеренно позволяем автору себя обмануть, чтобы ощутить себя частью этого вымышленного мира, стараемся понять, как в нем все устроено и чем все закончится.
Так или иначе, мы получаем представление о том, что такое добро и зло, обида и прощение, предательство и обман.
Обман чаще других явлений движет героями художественных произведений. Как это ни странно, но именно его используют авторы для создания своих сюжетов.
Обман можно определить как действие, совершаемое одним человеком с целью намеренного введения другого человека в заблуждение. Действие может быть как реальным поступком, так и мошенничеством или даже изменой в любви. Намеренное введение в заблуждение, как правило, начинается с корыстного мотива героя, и не всегда цель может быть связана с прямой выгодой для него. Иногда это бывает невинное вранье или ложь во спасение. В других случаях у героя цель может вовсе отсутствовать и выражаться в невольном обмане или в случайной лжи.
Существительное « обман » образовано от глагола « обманывать ». Глагол « обманывать » имеет множество вариантов, предложенных разными толковыми словарями русского языка.
Обманывать (обмануть) значит:
Основываясь на собранных данных, мы можем выделить четыре основных частых значения слова «обман»: лгать, вводить в заблуждение, притворяться и мошенничать.
Обман в художественных произведениях
Мотивы обмана в художественных произведениях
События, описываемые автором в художественных произведениях, зачастую заставляют нас переживать за судьбы героев. Порой мы бываем так увлечены произведением, что пытаемся предугадать его финал. И вот когда мы почти уверены, что разгадали замысел автора, неожиданно у персонажа появляются мотивы, уводящие сюжет совершенно в иную сторону. Будь то невольный обман или ложь во спасение.
В русской художественной литературе существует ряд произведений с подобным сюжетом. В данной работе нас интересует мотив обмана, вложенный автором в замысел произведения. С целью исследования нами были отобраны следующие произведения:
Автор
Название произведения
Год написания
Жанр
Александр Сергеевич Пушкин
Николай Михайлович Карамзин
Антон Павлович Чехов
Всегда интересно, что заставляет автора поступаться желаниями своих героев и менять их судьбу. Вот, например, в повести «Бедная Лиза» все уже было предопределено в судьбе главной героини. Высоконравственная и чистая девушка по имени Лиза, свято чтившая все традиции крестьянской семьи, даже не мечтала о замужестве и как все бедные крестьяне занималась хозяйством, помогала матери. Мать же, конечно, пыталась устроить судьбу дочери и попыталась сосватать ее сыну богатого крестьянина, но дочь отказалась от «лучшей доли». До встречи с Эрастом, богатым дворянином, Лиза не испытывала ни к кому серьезных чувств. Искренняя любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину затмила в сознании героев непреодолимую преграду социального неравенства, которая стояла между ними. Лиза больше не представляла своей жизни без Эраста. Молодые люди строили планы счастливого совместно будущего. Но автор уготовил главной героине иную судьбу. Эраст ушел на военную службу на два месяца, оставив Лизу с одним лишь обещанием, что когда он вернется, они останутся вместе до конца.
Автор безжалостно разрушил все мечты героини. Он уготовил ей жестокое предательство со стороны любимого человека.
Проигравшись в карты, Эраст женится на престарелой даме и сообщает об этом Лизе без сострадания к ее чувствам. «…он резко ввёл Лизу в свой кабинет и без каких-либо церемоний и объяснений отверг её». В высшем свете, к которому принадлежал Эраст, главную роль играли деньги и положение в обществе, а искренние чувства были второстепенными.
Возвращаясь домой после такого потрясения, она никак не могла понять, что произошло с ее возлюбленным. Куда пропали те глаза, которые восхищённо смотрели на неё изо дня в день?! Ей казалось, что земля уходит у неё из-под ног. Лиза не смогла себе представить жизнь без Эраста. От отчаянья она решается на самоубийство.
Сложно оправдать поступок Эраста. Автор четко описывает, каким был его мотив. Его положение вынудило его жениться на нелюбимой женщине из-за карточных долгов. Но,что стоило ему объяснить Лизе свой поступок. Возможно, ее представление об обмане с его стороны полностью бы изменилось, и финал произведения мог бы оказаться иным.
А вот тяга к деньгам главного героя повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» была осмеяна автором и наказана. На протяжении всей повести прослеживается мысль автора о том, что «за все в жизни надо платить». Главный герой повести Герман с помощью обмана решил сделать свою жизнь богаче и счастливее. Все, что ему для этого требовалось, это узнать от старой княгини Томской комбинацию из трех карт, которые непременно выигрывают. Чтобы проникнуть в дом к графине, Герман решает влюбить в себя Елизавету Ивановну, родственницу графини. Он завязывает с ней переписку и в одном из писем говорит о том, что хотел бы встретиться с ней в доме графини.
Елизавета Ивановна в письме к Германну подробно описывает план действий по проникновению в дом и указывает, что будет ждать его в своих покоях после бала. Вместо этого Германн пробирается в спальню старой графини и пытается добиться от нее секретной комбинации из трёх карт. Он запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны.
Испугавшись, Германн бежит в спальню Елизаветы Ивановны и рассказывает ей о случившемся. Елизавета Ивановна понимает, что ее обманули.
Долгое время Германна мучает совесть. На похоронах княгини убийце видится, будто та подмигивает ему из гроба, а затем ночью то ли во сне, то ли наяву является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Графиня выставляет свои условия — Германн не должен ставить больше одной карты в день и обязательно жениться на Елизавете Ивановне. Герой намеренно забывает о втором условии графини. Выиграв дважды, он ставит тройку и семерку в третий раз, но вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума, заканчивая свои дни в больничной палате.
Честность и доброта — качества характера, которыми А. С. Пушки, по каким-то причинам не наделил своего героя — могли бы изменить его жизненные мотивы и финал повести в целом.
Те мотивы, которые руководили Германном, были абсолютно не знакомы герою произведения Альберта Лиханова «Обман». Жизненные обстоятельства, в которые попадает герой повести, заставляют его сделать вывод о том, что главное в жизни — это честность и доброта.
Повесть производит невероятное впечатление. Читая ее, начинаешь понимать, что в мире взрослых людей одновременно соседствуют правда и обман, доброта и корысть. Начинаешь осознавать важность ответственности за данное однажды обещание. Задумываешься, а можно ли оправдать обман cложившимися обстоятельствами? Может ли обман быть благородным?
Главный герой повести тринадцатилетний Сережа Воробьев растет без отца. Мать воспитывает его одна. Она рассказывает, что его отец летчик-испытатель, который трагически погиб на войне. Позднее Сережа узнает, что отец вовсе не летчик и что он не погиб, а оставил их с мамой. Сначала Сережа не принимает мамин обман. Но позднее полностью оправдывает ее поступок.
В жизни Сережи появляется отчим Никодим. Мужчина обещает мальчику, что никогда не бросит его и будет растить как родного сына. Сереже было суждено пережить боль потери матери. Бабушка всячески старается сгладить его рану и становится «ангелом-хранителем» для мальчика. К сожалению, в такой сложный для подростка период его отчимом движут корыстные мотивы. Он решает отказаться от усыновления Сережи и разменять общую жилплощадь.
Герой получает от жизни удары, от которых, кажется, невозможно оправиться. Мальчик делает вывод, что повсюду его окружает лишь обман. Сережа и сам встает на путь обмана, когда решает украсть деньги. Ему нужны 300 рублей, чтобы отдать отчиму за комнату, которую он получил после размена новой двухкомнатной квартиры. Отдав деньги, он хочет прекратить все взаимоотношения с отчимом. Из кассы буфета он крадет 29 рулей 60 копеек, там больше ничего не оказалось. Сережа оправдывает свой поступок тем, что мстит за мать. Но, поразмыслив, делает вывод, что благородного обмана не бывает. Все обдумав, он старается сделать главными ориентирами в жизни честность и справедливость.
Но вопрос читателю о благородстве обмана остается.
Возможно, на этот вопрос удастся ответить, прочитав рассказ Валентина Распутина «Уроки французского».
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского» о взаимоотношениях между учителем и учеником. Рассказ о жестокости детей, голодном послевоенном времени, о сострадании и неравнодушии учителя.
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые оторван от семьи. Он понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни. Он, по мнению взрослых, призван стать «ученым человеком». Чтобы оправдать надежды земляков, герой преодолевает голод и тоску по дому.
В рассказе есть еще один персонаж, Влад, местный игрок в «Чику», который обманывает и жульничает. Ввиду того что Влад старше всех ребят, ему никто не может ответить. А наш главный герой, неплохо научившись играть в эту игру, сталкивается с Владом в поединке и получает синяк под глаз.
Об этом событии становится известно Лидии Михайловне, молодой учительнице французского языка. Ей было не более двадцати пяти лет, и «в лице ее не было жестокости». Она понимала, что игра в «Чику» приносила небольшие деньги и герой мог купить на них молоко или что- то еще. Игра была для него не развлечением, а средством заработка.
Учительница с сочувствием и пониманием отнеслась к нему. Предложила дополнительные занятия французским языком, попыталась собрать для него посылку. Она старалась подкормить его. Ведь денег ему не хватало даже на молоко. К сожалению, мальчик не принимал помощи, считая невозможным принять ее от постороннего человека. Пытаясь найти способ, как помочь мальчику, учительница предложила сыграть с ней на деньги в «пристенок».
Лидия Михайловна наделена необыкновенной добротой и способностью к состраданию, за что и пострадала. Она была уволена с работы.
В этом рассказе мы можем увидеть два мотива обмана. Рассказ о поступке учительницы заставляет нас не согласиться с вышеупомянутым героем Сережей из повести А. Лиханова о невозможности благородного обмана.
Только приходится удивляться, какие мотивы подчас вкладывает автор в поступки своих героев, на какие ухищрения обрекает их. А все для того, чтобы задеть чувства читателя, вызвать его неподдельный интерес.
Так А. П. Чехов в своем рассказе «Орден» описывает главного героя, Льва Пустякова, как человека, стремящегося выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, желающего выдавать желаемое за действительное, хвастливого и лживого.
Главный герой Лев Пустяков, учитель военной прогимназии, приглашен на ужин. Пустяков решает выделиться, надев чужой орден Станислава. Пустяков боялся, что без ордена его не примут, а с орденом он чувствовал себя уверенно, гордо, как будто он его и правда заслужил.
Орден нужен ему был для того, чтобы получить расположение хозяина дома — Спичкина.
Но за ужином Пустяков замечает своего товарища по службе, учителя французского языка, Трамбляна. «Показать французу орден — значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться…», — думал Пустяков. Он даже отказался от еды, так как ему пришлось прикрывать орден рукой, чтобы скрыть свой секрет. «Заметят. И через всю грудь рука будет протянута, точно петь собираюсь. Господи, хоть бы скорее обед кончился! В трактире ужо пообедаю!»
К своему удивлению, когда ужин закончился, он замечает на груди Трамбляна орден святой Анны 3 степени, который в несколько раз выше его ордена. И тогда Пустяков, успокоившись, «ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод».
Пустяков был жаден до такой степени, что единственной его заботой оставалась мысль о том, знай бы он, что так выйдет, «нацепил» бы позначительнее орден. Чехов описывает фальшивость поведения в обществе, а мотивы героя как показатели его глупости и испорченности. Нельзя не согласиться с автором в том, что быть тем, кем ты не являешься, — смешно и глупо.
Подводя итоги анализа художественных произведений русской литературы, мы можем выделить основные мотивы, побудившие главных героев к тем или иным поступкам:
Автор и название произведения
Ложь во благо: примеры и аргументы из литературы
Ложь принято воспринимать как отрицательное явление. С малых лет детям стараются объяснить, что врать нельзя, какими бы ни были обстоятельства. Но в реальной жизни добро и зло, правда и вымысел неотделимы друг от друга. Существует понятие, которое принято называть ложью во благо. Примеры из литературы позволяют изучить этот философский вопрос.
Ложь во спасение
Учёные доказали, что обычный человек может лгать от 10 до 200 раз в день. Чаще всего это происходит ненамеренно. Иногда ложная информация предоставляется из-за чувства страха перед наказанием. Например, школьник вырывает страницу с плохой оценкой из дневника, чтобы не ругали родители.
Ещё хуже, когда ложь применяется в корыстных целях. Люди дают недостоверные данные, чтобы улучшить своё положение или оклеветать другого человека. Ложь несёт негативные последствия, поэтому её принято относить к отрицательным явлениям.
Но иногда бывают исключительные ситуации, при которых правда может навредить близкому человеку. Например, родители не рассказывают ребёнку о своих проблемах, чтобы не ранить детскую психику. Такое действие вполне логично, поэтому явление называют ложью во благо. Сочинение-рассуждение на эту тему часто задают школьникам старших классов. Эссе позволяет проанализировать примеры обмана из собственной жизни. Лживость может быть оправдана в нескольких случаях:
Например, человеку, страдающему тяжёлым заболеванием, не стоит рассказывать плохие новости, если они могут ухудшить его самочувствие. Экипаж самолёта предпочитает не сообщать пассажирам о незначительных неполадках в оборудовании, чтобы не вызвать панику в салоне.
Примеры из литературы
Аргументы о лжи во благо доказывают, что в некоторых ситуациях честность может быть жестокой и даже опасной. Классики русской литературы часто поднимали проблему противостояния правды и обмана в своих произведениях.
Социально-философская пьеса Горького
Наиболее ярко противостояние правды и лжи демонстрируется в произведении «На дне» Максима Горького. Действие происходит в ночлежке, где обитают люди, опустившиеся на самое «дно общества»:
Автор показывает 2 разные точки зрения. Например, Сатин говорит, что правда является единственной силой, способной изменить жизнь человека. Странник Лука, напротив, проповедует утешительную ложь.
Рассказ А. И. Куприна
Противоположная точка зрения демонстрируется в произведении А. И. Куприна «Святая ложь». Иван Иванович Семенюта представлен как положительный персонаж, которому постоянно не везёт в жизни. В школе он подвергался нападкам одноклассников, а на службе был несправедливо уволен и обвинён в воровстве. Желая уберечь любимую мать от переживаний, он врёт ей, говоря, что его дела идут хорошо. Женщина, в свою очередь, лжёт сыну, что не знает о его проблемах.
Обман в рассказе является проявлением любви и заботы. Автор не зря называет такую ложь святой. Она не несёт негативных последствий и воспринимается как нечто естественное и безобидное.
Аргументы из других произведений
Выбор между горькой правдой и обманом приходится делать героям многих литературных произведений. Некоторые авторы оправдывают поступки своих персонажей, если ложь применяется для спасения человека:
Немало примеров и аргументов можно найти в жизни любого человека. Анализ произведений, подкреплённый собственным опытом, позволит написать отличное сочинение на тему «Ложь во спасение».
Образы мошенников в литературе
Во все времена человек стремился тем или иным способом создать себе капитал. Но вот стать успешным дано не каждому. Кто когда честным трудом быстро создавал приличный капитал? А чтобы достичь материального достатка, обязательно нарушать закон?
Быть предпринимателем обязательно быть подлецом?
Отвечая на эти вопросы, мы поняли: стоит только приглядеться –и станет ясно, что герои Н. В. Гоголя и И. Ильфа и Е. Петрова для достижения своих корыстных целей используют необозримое количество способов обмануть, провести, одурачить.
1. Рассмотреть образ П. Чичикова во взаимоотношениях с помещиками; 2. Доказать, кто П. Чичиков: честный предприниматель или опытный мошенник.
«Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его»
В «авторской исповеди» Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творческой судьбе: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!
Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».
Представитель московского цензурного комитета восстал против названия поэмы: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна!» Недалекому чиновнику пояснили, что речь идет о ревизских мертвых душах. Председатель сурово ответил, что «этого и подавно нельзя позволить это значит против крепостного права».
Гоголь направил рукопись поэмы в Петербург. Друзья писателя, в том числе Белинский, помогали автору преодолеть сопротивление цензуры. Гоголю пришлось внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине». В мае 1842 года «Мертвые души» вышли в свет.
Полемика вокруг «Мертвых душ»
В описаниях помещиков и их усадеб, утверждал К. С. Аксаков (сын С. Т. Аксакова), Гоголь показывает не столько отрицательные, сколько положительные начала жизни. Пример тому Манилов, которого читатель воспринимает положительно, «без всякого смеха, даже с участием»
Все главные события, составляющие основу сюжета «Мертвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город.
В «Мертвых душах» изображен большой губернский город и имения помещиков этой губернии.
Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души» крестьян, чтобы основать свое дело.
Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости – кульминация сюжета. Все поздравляют нового «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович!. Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях».
Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город
Выбранный автором сюжет давал ему «полную свободу изъездить всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Наглый приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, помещики и крепостные крестьяне – все социальные слои крепостной России представлены в поэме. Да и сам автор выступает в лирических отступлениях: он восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.
Можно сказать, что собирательный образ родины – это и есть главное в «Мертвых душах». Потому-то автор и определяет произведение как поэму, восходящую к ее классическим образцам. Такой литературный жанр, как лиро-эпическая поэма, давал возможность Гоголю «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей своей громаде».
«Читалось, читается и будет читаться»!
Современное искусство открыто признает Гоголя своим наставником. Едкость, разящая сила смеха в его творчестве рождены не только веселым лукавством, но и трагическим потрясением. Гоголь обнаружил общий корень трагического и комического. Эхо Гоголя в современном искусстве слышится и в романах И. Ильфа и Е. Петрова, и в сатире М. Булгакова, в пьесах В. Маяковского
Образ Чичикова проходит через все произведение. Его «путешествие» дает возможность Гоголю «явить» в поэме «всю Русь». Сама возможность преступной комбинации с покупкой «душ» и отношение окружающих к этой авантюре вскрывают суть чиновничьей и помещичьей Руси.
Конечно, нельзя рассматривать этого человека, как личность подлинно злую и бесшабашную, потому как во время «охоты» на мертвые души Чичиков пользовался даром внушения, жалости, доброты. Помещики были обольщены манерами «всеумельца» и доверяли ему
Гоголь умеет найти и выделить неповторимую черту внешнего облика героя, раскрывающую его внутреннее содержание. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Улыбался он заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Ярко очерченный портрет дает представление о душевных качествах героя: слащавость, сентиментальность, выделение в портретной зарисовке составляет сущность характера праздного мечтателя Манилова.
По отношению к Манилову Чичиков проявляет предпринимательские нотки, но, обманывая его, становится мошенником.
Покупки Чичикова, как он сам говорит Манилову, вполне правомерны и совершаются будто бы на пользу отечества
Жадное корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мертвых душ. Помещица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. Для нее люди – одушевленный товар, и только. «Они того они больше как-нибудь стоят»,- соображает она. Нравственное уродство, умственную ограниченность помещицы Гоголь выразил одним метким определением: «дубиноголовая».
В отношении к этой помещице Чичиков воспользовался мошенническим талантом.
Невинный враль или опасный скандалист?
Заключить с Ноздревым согласие о купле-продаже Чичикову не удалось, и предпринимательский дар Павлу Ивановичу не помог.
«Кулак, да еще и бестия в придачу!»
Собакевич знает, что в этом мире все продается и покупается. Он немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду» и без стеснения грубо и прямо предложил: «Извольте, я готов продать». Не склонный к рассуждениям звероподобный помещик заботится только о своей выгоде.
В отношении к Собакевичу Чичиков пользовался своими предпринимательскими способностями.
Удача помогла Чичикову приобрести у Плюшкина мертвые души.
«Великая тайна нравиться»
Чичиков был неплохим психологом, умел постичь характеры и слабости людей, и это позволяло ему всегда угождать людям. Каждому герою поэмы Чичиков старался понравиться: «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибочно два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось»
Вывод: «Кто же бы, однако ж, он был такой на самом деле?»
Сделав аферу Чичикова по купле-продаже «ревизских душ» сюжетным стержнем повествования, показав весь привычный цинизм такой купли-продажи, Гоголь поистине разбередил самую страшную язву социального бытия самодержавной России – крепостное право, закабаление крестьян помещиком, превращение человека в вещь. Крепостное право, превращая человека в объект купли-продажи, в сущности, ставило крепостного крестьянина вне закона, вне «гражданских установлений». Крепостной крестьянин, человек-вещь, оказывался мертв перед законом, защищавшим интересы помещика-крепостника, но отнюдь не интересы закрепощенного крестьянина.
Не сразу открылись помещикам и чиновникам принципы коллежского советника Чичикова, не всегда были в ладу его если не с формальным законом, то уж во всяком случае – с совестью.
Гоголь задает главный для понимания сущности Чичикова, для поэмы «Мертвые души», для всего его творчества вопрос: кто же этот герой «относительно качеств нравственных»? Только ли мошенник, а если мошенник, то почему?
Мошенничество (статья 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации), то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Отсюда следует, что по всем характеризующим качествам Чичиков – все же является мошенником, хотя черты, нотки предпринимательства все же присутствуют в его облике.
Оказавшийся в чужом городе без денег и средств существования, молодой человек не теряет надежды выжить и поэтому сразу идет к председателю райисполкома за помощью. Да, кстати, нашего героя зовут Остап Бендер, «сын турецкого подданного», «великий комбинатор» и просто талантливый человек.
Авторы замечают: «Глаза сверкали жаждой наживы. «Его томит жажда наживы. Деньги молодой человек получает, представившись сыном героя революции 1917 года лейтенанта Шмидта, Остап применяет свои актерские способности и «разыгрывает» встречу двух братьев, двух сыновей великого революционера. Братья в слезах радости уходят от председателя. Новоявленный сын Шмидта – Шура Балаганов
Заслуга этого человека состоит в том, что под его началом образована «конвенция детей» лейтенанта Шмидта. «Дети» Шмидта разделили СССР на несколько десятков частей, в которых работали определенные люди, а нарушение конвенции грозило снятием статуса ребёнка Шмидта и избиением
Шура становится компаньоном Остапа и не столько помогает своему предводителю, сколько пародирует его решительные, наглые, безнаказанные действия, компаньоны знакомятся с Козлевичем – местным шофером.
Шура Балаганов повествует Бендеру о подпольном миллионере, живущим в городе Черноморск. Остап разрабатывает план захвата миллиона у подпольного миллионера Корейко Александра. План таков : прибыть в Черноморск и ликвидировать миллион у Корейко.
Экипаж Антилопы – Гну
Паниковский – смешная и жалкая натура. Он смешон и сам по себе, своим поведением, поступками, смешон тем, что и как говорит. Авторы заставляют его вспомнить, что «его часто били отдельные лица и целые коллективы». Столкновение сугубо личных побоев с официальными словами » целые коллективы»усиливает юмористическую реакцию».
Путь назначения – Черноморск, где проживает миллионер Корейко.
Бендер по дороге даже умудряется заработать деньги : рассказывает туристам из Чикаго рецепт самогона, пользуясь, так же, как и Чичиков, легковерием окружающих его людей, при этом проявляя предприимчивость.
Все вроде бы идет хорошо, но обман все-таки раскрылся: в город Лучанск прибыло письмо с призывом поймать мошенников, идущих впереди пробега. Пока председатель читал записку, великий комбинатор понял, в чём дело. «Великий комбинатор» решил перекрасить машину в другой цвет, чтобы их не задержали.
Сюжет романа состоит в том, что Остап преследует миллионера Корейко, пока, наконец, не настигает его. Казалось бы, пред нами просто два хапуги, мошенника. Во многом так и есть, но не во всем. Остап полон жизни, веселой энергии. Рядом с ним Корейко выглядит, как мумия. Деньги он любит больше жизни. Жажда обогащения иссушает душу «нищего миллионера».
В погоне за вожделенным миллионом Бендер не задумывается над тем, что, став обладателем его, он разделит участь Корейко. Бендер с невероятным упорством стремится к обладанию миллиона, в то время как уже известна судьба Корейко, человека с сорока рублями жалования и с десятью миллионами в потрепанном чемодане, который он сдаёт в камеры хранения то одного, то другого вокзала.
С прибытием в Черноморск Остап разрабатывает план «захвата» миллионов Корейко. Образ Корейко Остап представляет себе неким золотым теленком.
Корейко – сатирический образ, и авторы разоблачают его. Уже в портрете миллионера проявляется негативное отношение авторов к этому герою. Это человек с белоглазым, невыразительным лицом и с хваткой крупного капиталистического хищника, начавшего свою звериную карьеру с преступления (он похищает несколько эшелонов с хлебом, направляющимся в голодающее Поволжье). Авторы не случайно указывают именно на такое начало этой карьеры.
Они обнажили всю беспощадную сущность капиталистического стяжательства Корейко, злодея не только по своей биографии, но и по своим помыслам. Биография Корейко – биография злодея. Этот образ ассоциируется с образом Плюшкина из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».
Биография Корейко выписана с такой антипатией, что читателю хочется, чтобы в результате столкновения с Бендером Корейко потерпел поражение.
Происходящее в романе вполне укладывается в поговорку: «Вор у вора дубинку украл». История десятимиллионного состояния Корейко очень черна. В руках Корейко – это страшный миллион, в руках Бендера этот миллион оказывается просто миллионом, счастливой находкой, деньгами без биографии
Из-за несогласованности действий план « молочных братьев» потерпел поражение. Следующая попытка и все должно идти слаженно, но не тут то было: опять поспешили и все испортили, ночью на пляже Балаганов и Паниковский устраивают драку с Корейко и Михаил Самуэльевич вытаскивает деньги из кармана миллионера и убегает, бросая в беде своего « коллегу». Умело делит деньги между кампанией, но Бендер забирает все себе ради следующего плана. Паниковский устраивает скандал, Остап игнорирует его и вскоре ставит на место вздорного старика.
В одном из заброшенных зданий города Черноморска открылось Черноморское отделение Арбатовской конторы ПО ЗАГОТОВКЕ РОГОВ И КОПЫТ. Каждый житель города мог заглянуть в огромные окна конторы и увидеть, что не было полок для товара, был чисто вымыт пол, стояло три стола. Появление такого заведения не вызвало у черноморцев удивления. Это организация была создана фиктивно, дабы придать легальность и значимость делу. И, конечно же, её создал великий комбинатор. За две недели существования организации у неё появился первый клиент, который принес грязные рога, за которые получил пятнадцать рублей, что сразу же не понравилось Остап Ибрагимовичу.
Однажды утром в контору зашел старый человек. Человек представился: « Я зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором- Освободителе, при Александре Третьем Миротворце, при Николае Втором Кровавом. » Старик стал медленно на пальцах пересчитывать всех, при ком он сидел. Далее в его рассказе было, что он сидел при всех и всегда. Эта короткая речь длилась недолго – полчаса. Слушая Фунта, Паниковский растрогался и сказал, что таких людей, как он и Фунт, из того времени, больше не существует.
Господин Фунт оказался простым подставным лицом. Остап, не теряя времени, начал расспрашивать Фунта о Александре Ивановиче Корейко, но тот ничего о нём не знал. А вот о конторе « Геркулес» зицпредседатель поведал очень многое. Оказывается вокруг « Геркулеса» крутилось очень много мелких акционерных обществ, в одно из которых и был приглашен Фунт как председатель. Операция провалилась, кто-то забрал все деньги, а Фунт сел в тюрьму. Такая же участь ждала еще несколько обществ : кто-то брал деньги, а другие садились в тюрьму. На вопрос, кто же брал деньги и кто был фактическим руководителем обществ, Фунт ответить не смог.
Тем временем в контору « Геркулеса» вернулся бухгалтер Берлага из сумасшедшего дома, где он « проходил курс лечения».
Итак, великий комбинатор появляется на пороге « Геркулеса». Уводит Берлагу с собой. Грозя ему тюрьмой, под напором тот признается о своих махинациях. Папка о грязных делах Корейко заполняется. В конце июля Бендер отправляется в деловую командировку на Кавказ. После приезда папка заполнилась ещё больше. Дело дошло и до Егора Скумбриевча. Скумбриевич гнусная личность, открывающая под небольшим натиском все секретные махинации подпольного миллионера. Главному Герою становится грустно, он понимает всю сущность таких людей, как Скумбриевич, Берлага, КорейкоЕму не приятно, что такие люди живут в СССР. Галерея этих людей напоминает галерею помещиков из поэмы « Мертвые души» Гоголя.
Балаганов и Паниковский готовят иной план захвата драгоценного имущества Корейко, яко бы в его квартире есть золотые гири, друзья их воруют, решено было их распилить » Молочные братья» очень долго пилили гири, но результата не было: сыпался только черный металлический порошок. Балаганов стал понимать, что, похоже, его обманывают и довольно по-крупному.
И вот, наконец, злосчастная гиря была распилена
И вдруг Балаганова осенило, что его обманули, завязалась драка
«Молочными братьями» движет жажда наживы и глупость, Комбинатор всегда умело одергивает двух выскочек, но, с другой стороны, эти же выскочки ему помогают и уважают его, Балаганов находит в Бендере старшего брата и полностью ему доверяет
Тем временем Бендер отправился к подпольному миллионеру на Малую Касательную улицу с целью предложить выкупить ему папку с информацией о махинациях Корейко всего за один миллион рублей. Корейко, несмотря на позднее время (два часа ночи), принял гостя, что свидетельствует о постоянном страхе за спрятанный капитал. Во время разговора с миллионером. Остап постоянно давит на психику, но миллионер умело отводит вопросы в другую сторону и создает над своей личностью некий громоотвод. Бендер также умело ведет себя с ним и уверяет Корейко, что скрывать свою тайну не стоит, потому что о ней по крайней мере знают два человека: Остап и Корейко. Корейко подтверждает то, что он является подпольным миллионером, после небольшого « судебного процесса», где Бендер играет роль адвоката. Корейко, не долго слушая, набрасывается на Остапа, и происходит драка, преимущество на стороне великого комбинатора, но Корейко внезапно начинает душить его. Остап Ибрагимович еле спасается от рук подпольного миллионера. Корейко просит Бендера дать посмотреть ему заветную папочку. Бедер соглашается. Просмотрев это «произведение», Александр Корейко признает, что проделанная работа Бендера велика и он согласен отдать ему миллион взамен на папку. Бендер чуть не лишился жизни ради своей детской мечты, но, как говорится, « цель оправдывает средства».
Бендер отправляется к Зосе Синицкой на свидание, где притворяется страстным ревнивцем, который сильно любит её. И вот он узнаёт всё, что ему нужно, и теряет к ней интерес, уходит, а потом останавливается, бормочет «Нежная и удивительная, «поворачивает» назад вслед за любимой» и в конце концов мчится домой. Став миллионером, Остап будет посылать Зосе телеграммы: » Готов лететь Черноморск крыльях любви». А когда встретится с ней, с её мужем, поймёт, что опоздал на праздник любви. Об этом сказано так: «Делать больше было нечего. Надо было уходить, но мешала неизвестно откуда подоспевшая застенчивость». Так строится образ Остапа: всё время ему » мешают » неизвестно откуда подоспевшие человеческие чувства. Потом они исчезают, оттеснённые другими, более привычными – корыстью, жадной хваткой, напором. Остап не любил Зосю, это простое влечение, ведь как быстро Бендер отказывается от своей любви и забирает свой миллион назад.
Итак, комбинатор держит курс на Восток, а именно на постройку Восточной магистрали. После встречи с Зосей с большим сердцем комбинатора что-то случилось: он влюбился
Великий влюбленный держит курс на Восток. В поезде он знакомится с группой журналистов, едущих делать репортаж о строительстве Восточной магистрали. Что бы ни происходило с Остапом Бендером, в какую бы ситуацию он ни попадал, всегда находил тот выход, какой нужен был ему в данный момент. В любой неординарной ситуации Остап чувствует себя королем, ему нравится ощущение лидерства. Актер Остап изумительный, всегда так ловко вживается в новые роли.
И вот Бендер на Востоке, на празднике, устроенном в честь приезда корреспондентов. Остап легко находит там Корейко. Корейко некуда деваться, и тот согласен отдать деньги Бендеру. Они уходят в старый вагон, где Александр хранил деньги, и там происходит передачамиллиона. Корейко думал, что Бендер его убьет и заберет все деньги, но тот не был жестоким. Бендер получает миллион.
«Сбылась мечта идиота!»
Но мир не изменился после этого, все было по – прежнему, и Остап это осознавал. Ему было горько
Кавалер Ордена Золотого Руна
Итак, Остап Ибрагимович переходит границу России с Румынией, у него уже заготовлено пару фраз приветствия румынского народа. В тяжелой шубе и различных изделиях из металлов весом в несколько пудов, на груди у него Орден Золотого Руна – самое ценное, что было у него в коллекции. Он сам чертил и проектировал дальнейший свой переход через границу и дальнейшую жизнь. Бедного Остапа уже перекосило, ему очень тяжело, но до заветной цели осталось совсем чуть – чуть. И вот он перешел границу и видит несколько румынских солдат, он не ошибся, это действительно они.
Идея такого финала такова: Остап не может потратить свои деньги в советской России, а за границу лучше не ходить.
Значит, если умному, отважному человеку не удаётся ужиться с советской властью, если у него с ней «серьёзные разногласия» (слова Бендера!), если страна хочет строить социализм, а Бендеру это скучно, то это уже характеристика страны. Вот почему этот роман многие критики воспринимали как антисоветский.
Авторы не случайно так заканчивают свой роман: критикуя несовершенную власть, они воспевают свою Родину – Россию, великого русского человека.
В течение всего романа Остап часто меняется: то он ребенок лейтенанта Шмита, то сын турецкого подданного. Но, самое главное, что остается в нем,– страсть к жизни и азарту. В нем умело сочетаются многие пороки, присущие человеку, и хорошие качества.
Остап Бендер – психолог, он очень хорошо разбирается в людях, он знает их пороки и недостатки и умело манипулирует ими. Ему легко находиться в обществе, он прирожденный лидер. Смех для него – безотказное средство «наводить» мосты при общении с людьми. Его предпринимательские способности помогают во многом.
Образ Остапа Бендера не теряет своей актуальности. Вот уже несколько десятилетий он остается одним из любимейших героев читателей России. Сама личность великого комбинатора привлекает своей душевной красотой, в душе он простой русский человек, в котором сочетаются пороки и достоинства. В его характере присутствует азарт, а это особая черта русского характера. Остап Бендер – это часть русской культуры, такой же своеобразной и удивительной.
Остап поистине один из самых любимых героев России, любим всегда и всеми, ведь каждый человек в нем находит частичку себя.
Мошенник – человек, который занимается мошенничеством, то есть обманом. Остап Бендер, как и Павел Чичиков в «Мёртвых душах», во многих ситуациях является мошенником, потому что пользуется в своих корыстных целях легковерием, простодушием, глупостью, алчностью людей. Нельзя уверенно назвать образы П. Чичикова и О. Бендера типичными: типично то, что они оба становятся профессиональными мошенниками в крепостной России и советский период.
«Золотой телёнок» – сатирический роман, но в нём сатира слита с юмором. Роман» Золотой теленок» очень любим читателями. Мало кому из литературных героев поставили памятник, а вот Остапу Бендеру воздвигнут памятник в городе Санкт – Петербург. Весь роман пронизан любовью к России, несмотря на то что Бендер хотел её покинуть. Роман высмеивает человеческие пороки, несовершенную власть. Роман так « влился» в сокровищницу литературы двадцатого века, что без него немыслимо существование других героев-мошенников.
1. Лжепрепринимательство ( статья 173 п. У. К. Р. Ф. от 1993 года)
2. Заведомо ложная реклама ( статья 182 У. К. Р. Ф. от 1993 года, утратила силу)
3. Вымогательсво ( статья 163 У. К. Р. Ф. )
4. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом( статья 35 п. 5. У. К. Р. Ф. от 1993 года)
При частичном сложении наказания срок за совершение преступления таков : 10 месяцев условного осуждения с испытательным сроком 2 месяца. Вердикт мягок, потому что создание героем лжепрепринимательства не имело характера нанесения вреда большим массам людей, а являлось только легализацией деятельности; 182 статья утратила силу; вымогательство срок до 6 месяцев; организация преступной группировки срок от 4 месяцев; при частичном сложении наказание 10 месяцев условно, т. к. степень общественной безопасности минимальна. Таким образом, Остап Ибрагимович Бендер в советской стране был бы осужден сроком на 10 месяцев условно, с испытательным сроком в 2 месяца.
• Несмотря на принадлежность к разным историческим эпохам, образы П. Чичикова и Остапа Бендера имеют довольно много общего: хорошие психологи, свободно вращающиеся в любой компании, манипулируя слабостями и пороками людей. Трудно сказать, кто эти герои: предприниматели или мошенники, но их ловкость и находчивость проявляются при эксплуатации человеческого легковерия, простодушия, а еще чаще жадности, косности, тупости. Гибкость, предприимчивость каждого из них – положительные качества, которые нужно бы обернуть во благо Отечества, а не корысти ради.
• И П. Чичиков, и О. Бендер не становятся счастливыми при достижении цели: П. Чичикова разоблачают, а О. Бендер не может применить свой миллион в советской стране, поэтому пытается несколько раз от него избавиться.
• П. Чичиков в погоне за капиталом утрачивает понятия о чести, совести, порядочности, О. Бендер же остаётся весёлым, разносторонним жуликом, не лишенным добродушия и даже принципов товарищества;
• П. Чичиков, О. Бендер являются порождением общественных отношений с несовершенной законодательной системой. Именно она создает условия, позволяющие обойти законодательство того или иного государственного строя.