Что такое обмен и торговля
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Так устроен человек, что его жизнь напрямую зависит от жизни общества. Люди ежедневно взаимодействуют друг с другом, выстраивают взаимовыгодные социальные отношения. Одним из самых значимых видов социальных отношений являются отношения экономические, важную роль в которых играет торговля. Торговля – это область экономики, в которой происходит обмен товаров на деньги, взаимовыгодное взаимодействие производителя с потребителем.
Как возникла торговля, ее историческое развитие
В древности люди самостоятельно удовлетворяли свои потребности, потребляли исключительно то, что добывали собственным трудом. Однако, в процессе эволюции, в первобытных общинах сложилось разделение труда – специализация людей на занятиях определенными видами трудовой деятельности. Это привело к появлению первой исторической формы торговли – натуральному обмену.
Так люди стали обмениваться равноценными продуктами питания или вещами. Чаще всего предметами товарно-натурального обмена становились шкуры убитых на охоте зверей, наконечники копий, примитивные орудия труда. Натуральный обмен продуктами и предметами был не слишком удобен, не всегда был равноценен и требовал значительного времени. Чтобы упростить и ускорить натуральный обмен люди стали использовать различные эквиваленты денег – ракушки, скот, зерно, драгоценные металлы.
С появлением денег – используемых в процессе купли-продажи единиц расчета, произошел скачок в развитии торговли. Наиболее активно торговля развивалась в таких государствах Древнего мира как Междуречье, Египет, Персия, Индия, Китай. Самыми ценными товарами считались золотые и серебряные изделия, рабы, драгоценные камни, специи, высококачественные ткани. В особой цене были редкие товары, привезенные из дальних стран, поэтому торговцы отправлялись в далекие путешествия ради возможности обогатиться. При этом развитие международной торговли происходило очень медленно, несовершенные виды транспорта и отсутствие дорог сильно растягивали во времени далекие путешествия. По дороге торговца ожидало множество опасностей, морские суда, караваны верблюдов, торговые повозки часто становились лакомой добычей для пиратов и грабителей.
В эпоху Средневековья развитие торговли приостановилось, из-за перехода общества на натуральный обмен и аграрно-сырьевой характер хозяйства. Лишь изредка в густонаселенных городах (таких как Антверпен, Женева, Лион, Брюгге) проходили ярмарки [1] . Эпоха Нового времени, с ее Великими географическими открытиями возродила развитие мировой торговли, которая достигла предела своих возможностей в начале 19 века, с появлением новых видов транспорта и конвейерного производства [2] . В современное время благодаря развитию промышленности, появлению новых технологий создается огромное количество товаров, которые гораздо сложнее реализовать, чем 100-200 лет назад.
Основу экономики составляет производство и потребление социумом разнообразных товаров и услуг. Товар – это любая материальная вещь, создаваемая в процессе трудовой деятельности для дальнейшей продажи или обмена. Услуга – это нематериальный товар, создаваемый с целью извлечения прибыли, удовлетворяющий определенную потребность населения.
Другим важным свойством товара является меновая стоимость – это цена товара, которая отражает его ценность, количество затраченного времени на производство. Оценка качества товара не всегда объективна, часто цена на товары завышается из-за известной марки производителя, высокого спроса на данный вид продукции.
Спрос – это желание и реальная возможность потребителей приобрести определенный вид продукции. Спрос напрямую зависит от потребительской стоимости и цены товаров, то есть продукция должна быть востребована покупателям и доступна для их уровня доходов. Если товар стоит недорого, доступен потребителям, но не востребован, спрос будет низким. Высоко востребованный, полезный для потребителей, но очень дорогой товар так же будет пользоваться невысоким спросом.
Виды торговли: оптовая и розничная
В современное время торговлю принято подразделять на следующие виды: розничную и оптовую, магазинную и разносную, внутреннюю и внешнюю. Розничная торговля – это реализация единичных товаров покупателям, приобретающим продукцию для личных целей, собственного потребления.Стоимость продукции приобретенной в розницу значительно выше, чем цена товаров купленных большими партиями. Предприятия розничной торговли могут продавать специализированный вид товара или предлагать полный ассортимент разнообразной продукции.
Пример. Магазин розничной торговли может реализовывать исключительно шампуни и кондиционеры для волос, а может продавать все виды косметики, одежду, колготки, перчатки, женские и мужские духи.
Виды розничной торговли:
Наряду с розничной, существует также оптовая торговля – продажа крупных партий товаров розничным продавцам, которые приобретают продукцию не для собственного потребления, а для ее перепродажи конечному потребителю. Центрами оптовой торговли являются оптовые базы, которые предназначены для хранения огромных объемов самой разнообразной продукции.
Товары, приобретенные оптом (в большом количестве) стоят намного дешевле, нежели продукция купленная в розницу. Обычно такое количество не востребовано стандартному покупателю, поэтому главными участниками оптовой торговли являются в основном производители и розничные продавцы.
Внешняя и внутренняя торговля
В зависимости от того, продается продукция внутри государства или за его пределами, выделяют внутреннюю и внешнюю торговлю. В настоящее время, в каждой стране одновременно существуют оба этих вида торговли, в то время как в прошлом государства могли развивать только внутреннюю, и практически не участвовать во внешнеторговой деятельности.
Внутренняя торговля – это хозяйственная отрасль в экономике, которая осуществляет продажу продукции на внутреннем рынке (в пределах собственной страны). Благодаря развитию внутренней торговли повышается благосостояние государства, прогрессирует отечественная промышленность, укрепляется национальная валюта (денежная единица) страны. Так как во внутренней торговле не нужно платить пошлины (налоги) за перевоз товаров через границу, цены на отечественную продукцию существенно дешевле, что выгодно покупателям.
Международная внешняя торговля заключается в обмене товарами между различными государствами. Ее особенностью является необходимость провозить товары через границы, уплачивать за это налоги, получать специальные разрешения. Если отечественные товары, произведенные внутри государства,вывозят в другую страну, осуществляется экспорт во внешней торговле. Ввоз зарубежной продукции, и ее реализация на территории собственного государства называется импортом.
Реклама: от истории возникновения до современности
Еще с давних времен люди заметили, что распространение сведений о высоком качестве и преимуществах товара способно значительно увеличить его продажи. Распространение такой информации получило название реклама, произошедшее от латинского слова reclamo – выкрикивать.
История возникновения рекламы берет начало задолго до появления письменности, древние люди устно передавали информацию о наличии того или иного товара, который они хотели бы обменять или продать. С изобретением и освоением письменности получила развитие наружная реклама, которая представляла собой различные вывески, надписи, иллюстрации продукции на стенах лавок, таверн, мастерских.
В современное время произошло небывалое развитие рынка рекламы, видео ролики заполнили интернет и телевидение, улицы поменяли свой облик из-за огромного количества билбордов (рекламных щитов), газеты заполнились разнообразными видами объявлений.
Кредиты как двигатель торговли
В первой половине 20 века с развитием массового производства товаров, объемы выпускаемой для продажи продукции увеличились в сотни и тысячи раз. В большинстве стран мира возникла проблема со сбытом производимой продукции, что мешало развитию внутренней и международной торговли.
Чтобы разрешить эту проблему активно использовалась реклама. Но, даже зная о превосходных качествах товара и желая его купить, многие покупатели не имели для этого достаточного количества денежных средств. Разрешить возникшее противоречие помогла торговля в кредит. Кредит – это долговое обязательство, которое берет на себя человек, получая деньги или товар, за которые он рассчитается в будущем, доплатив к сумме займа проценты.
Таким образом,люди стали приобретать товары с обещанием заплатить за них позже, другие брали кредит наличными деньгами, чтобы купить дорогую покупку. Кредит позволил сотням тысяч людей приобрети дома и квартиры, автомобили и мебель, которые им были не по карману. Несмотря на то, что условия кредита зачастую не были выгодны покупателям, им полюбилась такая система сделки: «Бери сейчас-плати потом».
Словарь
1. Конвейерное производство –автоматизированное производство товаров, при которомпроизводственный процесс разбит на отдельные, связанные между собой мелкие операции, благодаря чему значительно увеличивается скорость и объемы производства.
Что такое обмен и торговля
Код ОГЭ по обществознанию: 3.5. Обмен, торговля.
В результате общественного разделения труда появляется необходимость в обмене его результатами. Это вытекает из естественного природного свойства человека — склонности обмениваться продуктами своего труда для получения других необходимых ему товаров или услуг.
Обмен — процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. Условия обмена:
Для осуществления обмена нужно, чтобы товары оценивались его участниками неодинаково. Только наличие у обменивающихся сторон различных целей и предпочтений создаёт основу для обмена. В любом обмене каждый из партнёров отказывается от того, что он ценит меньше, в пользу того, что он ценит больше. Это зависит от вкусов, традиций, моды и т. д.
Во время обмена вещь переходит от того, кто ценит её меньше, к тому, кто ценит её больше: это означает, что при добровольном обмене выигрывают обе стороны либо, по крайней мере, кто-то выигрывает, в то время как другой не проигрывает.
Невозможно проводить все обмены напрямую между покупателем и продавцом. Для этого были созданы специальные институты обмена, с помощью которых стабилизируются цены на товары и их количество. Важнейшим из институтов обмена является биржа.
Биржа — институт обмена, выступающий в форме оптового рынка. Может быть:
Торговля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже. В узком смысле: торговля — переговорный процесс прихода к соглашению о существенных условиях сделки.
Торговый обмен обычно производится при помощи денег, но существует и безденежная торговля — непосредственный обмен товарами, бартер.
Бартер существует и в наши дни. Бартерные сделки сопровождают инфляцию и распространены в условиях дефицитной (от лат. deficit — недостаёт) экономики.
Торговля является значительным источником налоговых поступлений в бюджет страны или региона. Как вид деятельности относится к посредническим услугам (вспомогательное звено при движении товаров от производителей к покупателям). Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товаров. Поэтому торговля считается услугой.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Вы смотрели конспект «Обмен, торговля». Выберите дальнейшее действие:
4. Экономика
Читать 0 мин.
4.627. Торговля и обмен
На начальном этапе развития экономики человечество вело натуральное хозяйство.
Натуральное хозяйство – примитивная система хозяйствования (ведения экономической деятельности) направленная на производство благ исключительно для собственного потребления и удовлетворения собственных потребностей и не предполагающая обмен.
В ходе развития экономических отношений и роста возможностей и потребностей общества, люди поняли, что одно хозяйство не способно создавать все блага, для того, чтобы в полной мере удовлетворить свои потребности. Более того, одно хозяйство не способно эффективно производить множество видов благ. (человек не способен эффективно производить абсолютно любое благо – человек не может одинаково хорошо собирать компьютеры, лечить болезни, готовить еду, писать книги т др…)
В результате общество перешло на натуральный обмен (бартер).
Натуральный обмен (бартер) – обмен непосредственно продуктами труда, без использования денег (обмен товар на товар).
Натуральный обмен также характерен для неразвитых экономических отношений, т.к. является неэффективным и неудобным (зачастую, сложно осуществить обмен неравноценных товаров или найти контрагента для обмена).
В ходе дальнейшего развития экономики, люди перешли к торговле.
Торговля – развитая форма обмена, в которой в качестве посредника используются деньги (обмен товар на деньги, деньги на товар).
Торговля появилась уже на раннем этапе развития человеческой цивилизации и используется до сих пор. Без торговли невозможно представить функционирование современной экономической системы, именно на ней основаны фундаментальные (основополагающие) экономические отношения.
Предпосылки возникновения и развития обмена и торговли:
Развитие производительных сил и общества в целом (рост производственных возможностей и потребностей общества)
Переход к общественному разделению труда и специализации
Общественное разделение труда и специализация
Разделение труда – исторически сложившаяся форма организации производственной деятельности, при которой за каждым субъектом закрепляется определенный вид деятельности (каждый субъект занимает определенным видом деятельности)
Разделение труда осуществляется на основании специализации труда
Естественное разделение труда – разделение труда, обусловленное природными (половозрастными) особенностями людей (Например, в некоторых видах деятельности, наиболее эффективны мужчины, а в некоторых женщины).
В современном мире, разделению труда подвержены все субъекты экономической деятельности – отдельные люди, фирмы и государства.
Выделяют несколько уровней (форм) разделения труда:
Общее разделение труда – деление на сферы деятельности (например, деление на промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг, финансовую сферу и др…)
Частное разделение труда – деление на отрасли. (В каждой сфере можно выделить более узкие отрасли, например, металлургию и машиностроение в промышленности, растениеводство и животноводство в сельском хозяйстве)
Единичное разделение труда – деление на конкретные профессии (например, бухгалтер, хирург, слесарь и др…)
Разделение труда оказывает определенное воздействие на функционирование всей экономической системы:
Преимущества разделения труда
Условия, необходимые для разделения труда
Обеспечивает более эффективное производство благ
Позволяют в больше мере удовлетворять потребности общества и отдельных субъектов
Способствует развитию экономики и общества
Разделение труда может функционировать, только если в обществе есть все отрасли специализации
Разделение труда может функционировать только если существует развитая система обмена
Создаем высокие требования к квалификации рабочих (обществу нужны люди, которые эффективно в отдельном виде деятельности, а не те, кто может все, но плохо).
32. ОБМЕН И ТОРГОВЛЯ
32. ОБМЕН И ТОРГОВЛЯ
Обмен – действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Обмен возник тогда, когда стали появляться излишки продуктов. Земледельческие племена меняли сельскохозяйственные продукты на животноводческие, производимые скотоводами. Затем, вместо обмена излишками, появился прямой товарообмен – товар производили не для собственного потребления, а для замены его на другие необходимые продукты. Производители специализировались на выпуске одного вида товара и меняли его на другую необходимую им продукцию.
Производство базировалось на натуральном хозяйстве, признаками которого были: замкнутый характер хозяйства; производство простого продукта: попадание продукта к потребителю, минуя посредников; выполнение производителем всех видов работ (его труд универсален). Натуральный обмен – все. что производилось хозяйствами, потреблялось ими или обменивалось на другие продукты или товары. В современной экономике обмен товарами называют бартером. Бартерный обмен был широко распространен до тех пор, пока в нем участвовало небольшое количество участников и несколько товаров.
С расширением обмена более удобным стало использование такого товара, который долгое время не портился, сохранял свои свойства и был достаточно ценным. Этот товар стал всеобщим эквивалентом, заменявшим деньги. Сначала в качестве всеобщего эквивалента использовали специи, соль, меха, скот, а затем драгоценные металлы (золото и серебро).
Постепенно драгоценные металлы вытеснили другие натуральные эквиваленты денег, так как они обладали большой ценностью, не теряли своих качеств (не портились), были удобны для хранения и деления на части. Позже появились бумажные деньги, которые были удобнее в торговле: они не так много весили, большие суммы было легче переносить.
Торговля – обмен денег на право собственности на товар (вещь или услугу). Для осуществления торговли необходимо, чтобы вещи одинаково ценились участниками. Торговля обеспечивает богатство, созданию богатства помогают рынок и деньги. Торговля требует затрат времени, денег (аренда магазинов, транспорта для доставки), усилий (ведение переговоров). Эти функции реализует продавец – посредник между производителем и покупателем. Одним из двигателей торговли является реклама – информация о товаре, которая делает его популярным.
Виды торговли:
а) внутренняя торговля – оптовая и розничная торговля внутри страны. Оптовая торговля – купля-продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной. Розничная торговля – купля-продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления;
б) внешняя торговля – торговля между государствами. Ввоз товаров – экспорт, вывоз – импорт.
Читайте также
Обмен
Обмен Нет ничего невозможного, и, обладая некоторыми познаниями в области расселения коммуналок, можно попытаться «провернуть» такую сделку самостоятельно. Мы же, со своей стороны, попытаемся предложить несколько напутственных советов тем, кто намерен попробовать свои
Обмен файлами
Обмен файлами Отправить документ или фотографию поможет кнопка Поделиться. После ее нажатия можно выбрать файл для отправки (Отправить файл) или передать контактные данные любого вашего абонента, например вашего общего знакомого (Экспорт списка контактов)
Обмен
Обмен Повесть (1969)Действие происходит в Москве. Мать главного героя, тридцатисемилетнего инженера Виктора Дмитриева, Ксения Федоровна тяжело заболела, у нее рак, однако сама она считает, что у нее язвенная болезнь. После операции ее отправляют домой. Исход ясен, однако она
Обмен денег
Обмен денег Где ближайший обменный пункт или банк? Во ист ди нэкстэ гельдвексель-штэлле одэр ди банк? Wo ist die nachte Geldwechselstelle oder die Bank?Вы можете поменять эти дорожные чеки? Бецален зи райзэшэкс? Bezahlen Sie Reiseschecks?Чему равен валютный курс? Ви ист ди вэкселькурс? Wie ist der Wechselkurs?Я хочу
Обмен денег
Обмен денег Где ближайший обменный пункт? У сэ трув лё бюро дэ шанж лё плю прош? Ou se trouve le bureau de change le plus proche?Вы можете поменять эти дорожные чеки? Рамбурсэ ву сэ шек дё вояж? Remboursez-vous ces cheques de voyage?Чему равен валютный курс?. Кель э лё кур дё шанж? Quel est le cours de change?Сколько составляет
Что такое обмен и торговля
32. ОБМЕН И ТОРГОВЛЯ
Обмен – действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Обмен возник тогда, когда стали появляться излишки продуктов. Земледельческие племена меняли сельскохозяйственные продукты на животноводческие, производимые скотоводами. Затем, вместо обмена излишками, появился прямой товарообмен – товар производили не для собственного потребления, а для замены его на другие необходимые продукты. Производители специализировались на выпуске одного вида товара и меняли его на другую необходимую им продукцию.
Производство базировалось на натуральном хозяйстве, признаками которого были: замкнутый характер хозяйства; производство простого продукта: попадание продукта к потребителю, минуя посредников; выполнение производителем всех видов работ (его труд универсален). Натуральный обмен – все. что производилось хозяйствами, потреблялось ими или обменивалось на другие продукты или товары. В современной экономике обмен товарами называют бартером. Бартерный обмен был широко распространен до тех пор, пока в нем участвовало небольшое количество участников и несколько товаров.
С расширением обмена более удобным стало использование такого товара, который долгое время не портился, сохранял свои свойства и был достаточно ценным. Этот товар стал всеобщим эквивалентом, заменявшим деньги. Сначала в качестве всеобщего эквивалента использовали специи, соль, меха, скот, а затем драгоценные металлы (золото и серебро).
Постепенно драгоценные металлы вытеснили другие натуральные эквиваленты денег, так как они обладали большой ценностью, не теряли своих качеств (не портились), были удобны для хранения и деления на части. Позже появились бумажные деньги, которые были удобнее в торговле: они не так много весили, большие суммы было легче переносить.
Торговля – обмен денег на право собственности на товар (вещь или услугу). Для осуществления торговли необходимо, чтобы вещи одинаково ценились участниками. Торговля обеспечивает богатство, созданию богатства помогают рынок и деньги. Торговля требует затрат времени, денег (аренда магазинов, транспорта для доставки), усилий (ведение переговоров). Эти функции реализует продавец – посредник между производителем и покупателем. Одним из двигателей торговли является реклама – информация о товаре, которая делает его популярным.
а) внутренняя торговля – оптовая и розничная торговля внутри страны. Оптовая торговля – купля-продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной. Розничная торговля – купля-продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления;
б) внешняя торговля – торговля между государствами. Ввоз товаров – экспорт, вывоз – импорт.