Что такое обмен веществ между обществом и природой
Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
Под «обменом веществ» между обществом и природой подразумевается активное взаимодействие общества и природной среды. Человек изымает из природы все, что ему жизненно необходимо, а природа в обмен получает отходы жизнедеятельности. Поскольку этот обмен неравноценен, природа страдает, ее ресурсы истощаются, атмосфера загрязняется, нарушается, в принципе, гормональный фон природного естества. В результате мы получаем всевозможные катаклизмы в виде землетрясений, оползней, сходе лавин, наводнения, цунами, смерчи и т.д.
Лучи в полдень падают отвесно только на экваторе. В средних широтах даже в полдень тело дает тень.
Итак, мы почти на экваторе. Но откуда снег на экваторе? Только в горах.
1 Название озера. Титикака.
2 Положение на материке. Озеро расположено в западной части материка Южная Америка на границе Перу и Боливии.
3 Положение между параллелями. Озеро лежит между 15° ю.ш. и 17° ю.ш.
4 Положение между меридианами.Озеро расположено между 70° з.д. и 69° з.д.
5 Протяжённость озера по направлениям в градусах и километрах. Озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток.Длина его 180 км,а ширина 70 км.
6 Положение относительно других природных объектов.Озеро находится в Андах.
7 Тип по происхождению озерной котловины.Это озеро тектонического происхождения.
8 Тип по стоку воды.Сточное.
9 Тип по химическому составу воды.Пресное.
10 Тип питания.Ледниковое.
11 Особенности водного режима.Уровень воды меняется в зависимости от сезона года.С таянием ледников уровень воды увеличивается.
12 Хозяйственное значение.Источник воды и строительного материала.На озере есть много тростниковых островов на которых живут местные жители.
Презентация по географии «Взаимодействие природы и общества»
Описание разработки
В презентации дана информация по изучению нового материала, закреплению и домашнее задание.
Изучению нового материала начинается с объявлении темы «Мировые природные ресурсы» и разбора схемы по этой теме: что предстоит изучать по названной теме.
Вступление к уроку: отрывок стихотворения о матери-природе и изображение русской природы эмоционально настраивает учащихся 10 классов на усвоение материала урока.
Объяснение материала урока ведется по плану:
1. Понятие о географической среде.
2. «Обмен веществ » между обществом и природой.
3. Понятие о природопользовании.
В процессе изучения материала использованы таблицы и схемы, при помощи которых учащиеся воспринимают рассматриваемые факты не только слухом, но зрительно, что вдвойне увеличивает запоминание новых понятий.
В презентации также представлены несколько слайдов окружающей нас природы: естественная и антропогенная. Все необходимые и важные понятия выделены другим цветом или шрифтом.
Человек – часть природы, и как живое существо своей оказывает ощутимое влияние на природную среду.
Содержимое разработки
ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ РЕСУРСОВ
общества и природы
1.Понятие о географической (окружающей) среде
Человек – часть природы, и как живое существо своей оказывает ощутимое влияние на природную среду.
— сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Географическая среда = географическая оболочка + антропогенное воздействие
это та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Состояние природной среды бывает:
ВЫВОД: По подсчетам ученых, в наши дни антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши
Задание : работа с учебником, с.25-26
Две ошибки при оценке роли географической среды в жизни общества
2. «Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.
3. Понятие «природопользование». Примеры рационального и нерационального природопользования
Природопользование может быть:
1) Рациональное использование природных ресурсов
2) Разработка и внедрение «чистых» технологий производства
3) Организация международного сотрудничества
4) Контроль общества
1) Происходит из-за иждивенческого ( потребительского) отношения человека к природе
2) Стремления выжить из нее как можно больше материальных благ.
ДВА ПУТИ ОСВОЕНИЯ ПЛАНЕТЫ:
Вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевых природных ресурсов
Для охраны подвергающихся опасности и угрозе вымирания диких видов и для предотвращения опасности, которой могут подвергнуться другие виды, используются три основные стратегии:
Презентация по географии «Взаимодействие общества и природы» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
География
10 класс
Взаимодействие
общества и природы
Описание слайда:
Цель урока
сформировать понятия
«географическая среда»,
«природопользование».
Описание слайда:
1. Понятие о географической среде
Что же собой представляет географическая среда?
Сравните свой ответ с ответом в учебнике
Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития.
Описание слайда:
Задание 1. Прочитать пункт 1, стр.30. Ответить на вопросы:
1. В результате чего формируется географическая среда?
2. Что такое «вторая природа»?
3. Почему географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества?
Описание слайда:
Задание 2. Найдите информацию в учебнике на стр.30 и предложите определения данных понятий и ответьте на вопросы
Описание слайда:
— Объясните, что такое «природа», «общество»?
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
Описание слайда:
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Описание слайда:
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Описание слайда:
— Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?
Одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов.
Описание слайда:
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды (запись в тетрадь)
Описание слайда:
Состояние природной среды бывает:
а) естественное — не измененное деятельностью человека,
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие,
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже
Описание слайда:
Описание слайда:
Задание: работа с учебником, стр.30.
Вопрос: какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?
1. Преувеличение роли географической среды « географический детерминизм» или, по Н.Н. Баранскому,
географический фатализм;
2. Недооценка роли географической среды- «географический нигилизм».
Описание слайда:
2. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап
«Обмен веществ» имеет сложный, противоречивый характер:
— с одной стороны, деятельность людей направлена на использование богатств природы;
— с другой стороны, деятельность людей вредит природе, приводит к отрицательным последствиям.
Описание слайда:
Вопрос: Почему же возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы.
Описание слайда:
Вопрос. Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?
Описание слайда:
Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира.
Описание слайда:
Вывод: Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
1) рационального использования природных ресурсов;
2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Описание слайда:
3. «Понятие «природопользование»
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием
Описание слайда:
Описание слайда:
Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
Описание слайда:
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Описание слайда:
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ.
Описание слайда:
Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
Описание слайда:
В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Описание слайда:
Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Два пути освоения ресурсов Земли:
1) Экстенсивный путь
2) Интенсивный путь
Описание слайда:
1) Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.).
Описание слайда:
2) Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
Описание слайда:
Закрепление изученного материала
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
3) Что понимается под термином «природопользование»?
Описание слайда:
Домашнее задание:
Тема 2 §1,стр.30-31,
вопрос 1 стр.56
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по географии «Влияние международных отношений на политическую карту мира » 10 класс
Презентация по географии «Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства» 10 класс
Презентация по географии «Многообразие стран современного мира» 10 класс
Презентация по географии «Введение. Экономическая и социальная география как наука» 10 класс
Урок 8. Формирование территории России
Урок 10. Другие виды ресурсов
Конспект урока географии в 9 классе на тему Сельское хозяйство. Растениеводство
«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5390989 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
География. 10 класс
Конспект урока
Название предмета, класс: география, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №2 «Географическая среда и человек»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: географическая среда, географический детерминизм, географический нигилизм, ноосфера, биосфера, техногенная среда.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она как важнейший источник ресурсов и среда обитания оказывает существенное влияние как на культурную жизнь в целом, так и на настроение и здоровье конкретных людей.
Какие же факторы географической среды наиболее существенно оказывают влияние на жизнедеятельность современного общества? И какое значение человек имеет при взаимодействии с ней?
Вся история человечества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой, в процессе которого между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные). Степень освоенности географической среды человеком является предметом научных дискуссий до сих пор. Существует точка зрения, согласно которой в современную эпоху уже практически все или даже все природные ландшафты планеты являются антропогенными. Другие точки зрения объединены большей осторожностью оценок. Русскоязычные авторы утверждают, что доля антропогенных ландшафтов на поверхности Земли составляет около 60% суши, причем примерно 20% преобразованы крайне глубоко. Изучая нарушенность природных ландшафтов при помощи космических снимков, американские учёные пришли к выводам о том, что примерно треть поверхности суши не носит на себе следов деятельности человека. Разумеется, показатели сильно разнятся в зависимости от региона. Доля ненарушенных природных ландшафтов в Северной Америке – 38%, на территории бывшего СССР – 34%, в Азии – 14%, в Европе – 3%.
В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведённые человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» неточно, хотя и встречается часто. В определения географической и окружающей среды как составляющая входит термин «природа». Под понятием «природа» понимают весь мир, всё существующее во всём многообразии своих форм.
Окружающая среда включает в себя две составляющие: естественную и искусственную среды обитания.
Естественная среда обитания – биосфера, область обитания живых организмов. Она складывается как из них самих, так и из мест их обитания, верхней части земной коры, воды, атмосферы.
Результаты освоения богатств биосферы для человека трудно недооценить. Умножаются культурные и материальные ценности общества, увеличивается уровень жизни. Так или иначе, всем этим человек обязан природе, всё это взято у неё в преобразованном или естественном виде. Разумность человека и прогресс цивилизации, однако, прочно обусловлены и способностью создавать нечто новое.
Искусственную среду обитания рассматривают как совокупность всего созданного самим человеком: любого рода предметы, растения и животные, принадлежащие различным сортам и породам, выведенные путём одомашнивания и селекции. Роль искусственной среды обитания в человеческой жизни с течением времени становится всё более значимой. Однако скорость роста искусственной среды обитания и увеличения влияния, которое она оказывает на природу, заставляет насторожиться. Объём технической массы, под которым понимают суммарную массу всего, что создано человеком, в настоящее время на порядок превышает биомассу (как суммарную массу всех биологических объектов). Всевозрастающее влияние человечества на природу освещено в концепции ноосферы, принадлежащей В. И. Вернадскому.
В процессе развития человеческое общество постоянно расширяет границы освоения своей географической среды. Обеспечивая свои потребности, человек вовлекает в производственные процессы всё более широкий спектр природных ресурсов. Так, по некоторым оценкам, человек в древности использовал около 18 химических элементов, в восемнадцатом веке – 25, в девятнадцатом – 27, к пятидесятым годам двадцатого века – 80, а сейчас в той или иной степени использует все известные химические элементы.
Общество стало изымать из природы всё больше её ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
Современное человеческое общество берёт из географической среды гораздо больше, чем первобытное, и существенно меньше зависит от природных условий. Однако было бы ошибкой считать, что связь общества с природой ослабевает, напротив, она усиливается и усложняется. Поэтому непринятие важности роли географической среды, называемое географическим нигилизмом, как и переоценка её значения, названная географическим детерминизмом, являются ошибочными.
Основоположник географического детерминизма – Монтескье, деятель французского просвещения восемнадцатого века. Термин образован от латинского слова «Determino» – «определяю». Монтескье полагал, что в основе общественной жизни лежат естественные законы, к которым он относил и её географическую среду.
Географический детерминизм в дальнейшем стал реакционным направлением мысли, был использован для объяснения отсталости отдельных стран и народов природными условиями конкретной местности. К примеру, немецкий географ Риттер полагал бурное развитие европейской культуры изрезанностью берегов Европы, а зачаточность развития африканских народов – прямолинейностью берегов Африки.
Роль географической среды часто становится предметом спекуляций, занижается или завышается (особенно это характерно в последнее время).
Географический детерминизм предполагает, что человеческое общество способно быть лишь настолько успешным, насколько позволит природа.
В восемнадцатом веке, уже в эпоху Просвещения, Шарль Монтескье писал во Франции, что «власть климата сильнее всех властей». Также во Франции в девятнадцатом веке Элизе Реклю указывал на сильнейшую зависимость общества от влияния природных факторов, определяющих функционирование общества до форм государственной власти.
Со временем прогресс науки ослабил позиции сторонников географического детерминизма.
Географический нигилизм отрицает серьёзную значимость природных условий как фактора, влияющего на существование и развитие общества.
Чем более развито общество, которое вторгается в природу, тем сильнее оно изменяет географическую оболочку. Окружающая природа служила первобытному обществу лишь средой обитания и источником ресурсов, необходимых для выживания. В настоящее время потребности общества в ресурсах качественно возросли, промышленность и транспорт поглощают их в огромных количествах. На порядки возросло и человеческое население Земли.
Местностей и ландшафтов, совершенно не затронутых человеческой деятельностью, в освоенных и густонаселённых регионах (например, в Европе) практически не осталось. Большая часть территории Европы покрыта антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается в соответствии со следующими категориями:
Вопрос: каковы причины возникновения критических и катастрофических состояний окружающей среды?
С ростом влияния деятельности человеческого общества на окружающую среду вопросы, касающиеся её охраны, стали возникать повсеместно. Воздействие современного человека на природу уже стало сопоставимо по силе с процессами геологического масштаба. Охрана природных компонентов часто организована посредством создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ). ООПТ существуют почти во всех странах мира.
Обычно особо охраняемыми природными территориями или акваториями становятся природные комплексы или объекты, исключённые (полностью или частично) из использования в хозяйственных целях для их сохранения в силу особенной эстетической, рекреационной, исторической, учебно-просветительской или научной ценности.
Разновидности ООПТ: заповедники, заказники, национальные (природные) парки, памятник природы, лесопарковый (защитный) пояс, зелёная зона.
Описанные ООПТ отличаются по статусу, видам разрешённой научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, а также режимами природопользования. К примеру, заповедники полностью исключены из хозяйственной деятельности, однако открыты для проведения исследований, в них осуществляется охрана ландшафтов, сохранения растений и животных.
Общество и географическая среда находятся в состоянии постоянного «обмена веществ». На протяжении столетий человек изымает из природы всё больше ресурсов и «возвращает» всё больше отходов, становящихся всё более опасными. Это происходит из-за развития промышленности и транспорта, потребляющих всё больше разнообразных ресурсов, а также по причине постоянного роста населения.
Последствием этого становится возрастающая острота двух проблем:
1) проблема рациональности использования природных ресурсов;
2) проблема охраны окружающей среды от загрязнений.
Пытаясь оценить роль географической среды в жизни общества, исследователи либо преувеличивают, либо недооценивают её влияние. Эти полюса представлений могут быть равно вредны в качестве теоретических оснований человеческой деятельности. Это приводит к пренебрежению географической средой, на которое естественным образом опирается концепция «покорения природы».
Результатом такой деятельности человека во многих сферах становится ущерб, наносимый живой природе, зачастую непоправимый. Среда обитания человека видоизменяется, ставя вопрос о здоровье и выживании человека как вида. «Давление», которое общество оказывает на природу, сильно увеличилось в двадцатом веке. Человек вовлекает в производственные цепочки всё больше ресурсов, увеличивает загрязнение окружающей среды отходами своей жизнедеятельности. Проблема загрязнения географической среды и истощения природных ресурсов требует объединенных усилий стран мира.
Разбор заданий тренировочного модуля
1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.
Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.